Научная статья на тему 'От достижений прошлого – к ценностям будущего: культурные ценности как объект правового регулирования'

От достижений прошлого – к ценностям будущего: культурные ценности как объект правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
483
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурные ценности / антиквариат / частная собственность / движимое имущество / Cultural values / antiques / private property / personal property

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уласова Алена

статья посвящена анализу системы правового регулирования культурных ценностей в Российской Федерации, находящихся в частной собственности. Основное внимание уделено понятию культурных ценностей, критериям отнесения предметов к культурным ценностям и подходам, выработанным правоприменительной практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the system of legal regulation of cultural property in the Russian Federation that are privately owned. The main attention is paid to the notion of cultural values, the criteria for classifying objects of cultural values and approaches developed by law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «От достижений прошлого – к ценностям будущего: культурные ценности как объект правового регулирования»

1ОТ ДОСТИЖЕНИЙ ПРОШЛОГО - К ЦЕННОСТЯМ БУДУЩЕГО: КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

УЛАСОВА Алена, директор центра правового обеспечения инвестиций в сохранение ОКН

А

Аннотация: статья посвящена анализу системы правового регулирования культурных ценностей в Российской Федерации, находящихся в частной собственности. Основное внимание уделено понятию культурных ценностей, критериям отнесения предметов к культурным ценностям и подходам, выработанным правоприменительной практикой.

Ключевые слова: культурные ценности, антиквариат, частная собственность, движимое имущество.

Abstract: The article is devoted to the analysis of the system of legal regulation of cultural property in the Russian Federation that are privately owned. The main attention is paid to the notion of cultural values, the criteria for classifying objects of cultural values and approaches developed by law enforcement practice.

Keywords: . Cultural values, antiques, private property, personal property.

Настоящей статьей мы начинаем цикл исследований, посвященных проблемам правового регулирования обращения культурных ценностей. В первую очередь речь пойдет о культурных ценностях, находящихся в частной собственности, входящих в состав личных коллекций и предметах, составляющих рынок антиквариата.

Вопрос возможности нахождения культурных ценностей в частной собственности законодательно решен положительно (согласно Статье 14-1Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре), что, по нашему мнению, соотносится как с конституционным правом

на доступ к культурным ценностям, так и с мировой практикой. Более того, полагаем, что именно возможность реализации права частной собственности на культурные ценности, в совокупности с соответствующим правовым регулированием в данной сфере, будет являться основой для создания совершенно новых форм и методов популяризации культурных ценностей.

Одним из таких примеров частной практики, в котором культурные ценности являются одним из основных компонентов инновационного подхода является проект восстановления объектов культурного наследия Инвестиционной группой компаний АБС. Научные проекты, разработан-

ные специалистами компании: «Концепция создания механизма привлечения инвестиций в сохранении русской усадьбы как объекта культурного наследия» и «Концепция государственно-частного партнерства в формировании ту-ристско-рекреационного мегакла-стера «Усадьбы Подмосковья», представляют модели использования объектов культурного наследия - городских и сельских усадеб, доходных домов - как объектов туристской инфраструктуры с музейной функцией (подробно см. Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата.-2014.-№ 1, 4). Практическая реализация данного проекта и стала основой для написания данной статьи.

7vf вестник мэедтародгаго шстигла ahum&jvata

Пир искусств

Многогранность вопросов и ситуаций, с которой сталкиваются собственники, коллекционеры, участника арт-рынка и эксперты, обуславливают актуальность рассмотрения особенностей правового режима культурных ценностей и их нахождения в гражданском обороте сквозь призму права частной собственности на эти предметы.

При этом необходимо помнить, что собственность является очень многогранной категорией, на что указывали многие видные ученые-юристы. Так, М.Н. Марченко отмечал: «Круг вопросов, которые возникают при рассмотрении собственности как правовой категории, включает в себя, прежде всего, проблемы, связанные с понятием, сущностью и содержанием права собственности, субъектами и объектами права собственности, формами собственности, их правовым режимом, условиями и порядком приобретения и прекращения права собственности, изменениями правового режима собственности, бременем содержания и риском случайной гибели собственности, ответственности и защиты права собственности. Это основной, но далеко не полный перечень вопросов, которые возникают или могут возникнуть по поводу права собственности» [2].

В настоящей статье нами будет рассмотрено понятие культурных ценностей, критерии отнесения предметов к культурным ценностям и подходы, выработанные правоприменительной практикой, при решении данного вопроса.

Предметом нашего исследования являются культурные ценности - движимое имущество, имеющее историческое, художественное, научное или иное культурное значение.

Как определения красоты, исторической и художественной ценности являются сложными понятиями для правовой регламентации, так и понятие культурных ценностей зачастую носит в себе оценочный характер и во многих аспектах является сложным для практического применения.

Данное утверждение нашло отражение в российской правовой системе в виде существующей терминологической неопределенности, наличии нескольких законодательных определений понятия «культурной ценности», отличных друг от друга по форме и содержанию.

Далее рассмотрим их более подробно.

1. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-! «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», статья 3 «Основные понятия»

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Данное определение носит общий характер в крайней степени,содержит множество идеалистических и оценочных понятий, не позволяет выделить характерные признаки культурных ценностей. Всё это делает его не применимым для целей правоприменительной практики, стоящей перед каждодневным выбором правовых норм при решении вопроса о том, какие предметы являются культурными ценностями и каковы критерии их определения.

При этом данное определение не является бесполезным с точки зрения права в целом, так как удачно объединяет в себе культурно-значимые аспекты деятельности человечества. В данной связи заслуживает внимания инициатива В.Г. Беспалько о необходимости «ввести в оборот новый термин, обозначающий совокупность материальных и духовных ценностей, именуемую в ст. 3 Основ культурными ценностями, -например, «культурное богатство», и в дальнейшем употреблять выражение «культурные ценности» толь-

ко применительно к материальным предметам, обладающим культурной значимостью, как это имеет место в указанных нормах международного права и в упомянутом Законе РФ (Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»). То есть культурные ценности должны рассматриваться как овеществленная разновидность культурного богатства» [1]. Данное разделение в полной мере соответствует существующей тенденции к унификации законодательного материала и вносит понятийную точность, столь необходимую для правоприменительной практики.

Принимая во внимание, что Основы законодательства о культуре являются основополагающим нормативно-правовым актом в сфере культуры, полагаем, что именно в них должны быть закреплены основные правовые категории в сфере культуры. С учетом этого считаем целесообразным внести изменения в Основы законодательства о культуре, изложив понятие культурной ценности как «обобщенное, но в то же время краткое указание всех наиболее значимых свойств или признаков, характеризующих соответствующие предметы именно как культурные ценности [1]. В качестве варианта для обсуждения приведем следующее понятие культурной ценности - движимое имущество, имеющее историческое, художественное, научное или иное культурное значение.

Юридическая наука и практика не терпят неточных и неоднозначных понятий, так как правовые категории и определения лежат в основе правового регулирования конкретных правоотношений, зачастую являются решающим критерием для принятия решения об ответственности и санкциях. Именно практические потребности послужили причиной разработки в рамках Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» еще одного понятия культурной ценности, характеризующего культурную ценность как движимое имущество разной видовой принадлежности.

Пир ыекуеетБ

№1 (17) 2017

2. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-! «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

Статья 7 «Категория предметов, подпадающих под действие настоящего Закона»

Под действие настоящего Закона подпадают следующие категории предметов:

исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

археологические предметы в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

художественные ценности, в том числе:

- картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

- оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;

- оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

- художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

- гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла,

керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;

изделия традиционных народных художественных промыслов;

составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;

редкие рукописи и документальные памятники;

архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;

уникальные и редкие музыкальные инструменты;

почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;

старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Статья 8. Предметы культурного назначения и сувенирные изделия

Действие настоящего Закона не распространяется на современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.

Ценность рассматриваемого понятия, изложенного в Законе о вывозе и ввозе и используемого в практической деятельности без существенных изменений вот уже третий десяток лет, состоит в том, что оно содержит критерии отнесения предметов к культурным ценностям и перечень видов культурных ценностей.

Конечно, указанное понятие не избавило правоприменительную практику от всех существующих проблем, связанных с оборотом культурных ценностей.

Это, в свою очередь, вызвало появление многочисленных нормативно-правовых актов, конкретизирующих рассматриваемое понятие с учетом отраслевой специфики этих актов.

Вот некоторые примеры подобной конкретизации.

• Налоговым кодексом Российской Федерации для целей установления размера государственной пошлины за право вывоза культурных ценностей установлен возрастной критерий (подп. 34 п. 1 ст. 333.33 НК РФ), исключение сделано лишь для коллекций по палеонтологии и минералогии (см. ил. 1)

• Культурная ценность - движимое имущество, имеющее историческое, художественное, научное или иное культурное значение (пункт 3, письма Министерства культуры РФ от 11 января 2016 г. N 1-01-39-ВА, Методические рекомендации по оформлению документации на вывоз, временный вывоз культурных ценностей из Российской Федерации);

• Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического

| Ил. 1

Критерии определения размера пошлины за право вывоза культурных ценностей (пример определения культурной ценности предмета через его период создания предмета)

Культурные ценности, созданные более 50 лет назад 10% от стоимости

Культурные ценностей, созданные более 100 лет назад и ввезенных на территорию Российской Федерации после 1 августа 2009 года 5% от стоимости, но не более 1 млн. рублей

Культурные ценности, созданные 50 лет назад и менее 5% от стоимости

Предметы коллекционирования по палеонтологии 10% от стоимости

Предметы коллекционирования по минералогии 5% от стоимости

тор вестник мэадтлродгаго шступуга «шикачудтд

(Чир искусств

союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ТН ВЭД) [3] для целей классификации ввозимых и вывозимых товаров культурные ценности не указаны в качестве категории товаров. Полагаем, что причиной этого стали не только законодательные различия стран Евразийского экономического союза, но и отсутствие четких и практически применимых критериев определения предметов в качестве культурных ценностей. Для классификации товаров рассматриваемой категории в ТН ВЭД был включен классификатор 9706 00 000 0 «Антиквариат возрастом более 100 лет»;

• Для целей классификации товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза [4] культурные ценности были разделены на виды. Критерием отнесения предметов к культурным ценностям помимо исторической научной, художественной или иной культурной ценности является возраст (период изготовления).

Обращает на себя внимание тенденция изменений, вносимых в данный классификатор, заключающаяся в существенном снижении возрастного критерия. Так Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №74 от 14 июня 2016 г. установлено, что к культурным ценностям относятся:

- транспортные средства, произведенные до 1 января 1951 г. До внесения указанных изменений культурными ценностями признавались автомобили и мототранспортные средства, произведенные 100 лет назад и более, а также иные транспортные средства, произведенные до 1950 года включительно;

- предметы фалеристики: ордена, медали (за исключением личных наград, на ношение которых имеются орденские книжки или наградные удостоверения, вывозимых самим награжденным), а также памятные и наградные знаки, настольные ме-

дали и печати, значки, жетоны и др., созданные более 50 лет назад. Ранее предмет фалеристики признавался культурной ценностью при условии его изготовления 100 лет назад и более.

См. ил.2: Возрастные критерии отнесения предметов к культурным ценностям, применяемые для целей отнесения предметов к перечню товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза (вывоза) на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 «О мерах нетарифного регулирования»)

Анализ положений Закона о вывозе и ввозе, актов в сфере таможенного регулирования позволяет прийти к выводу о недостаточной проработанности понятия «культурная ценность».

Отсутствие правовой регламентации со стороны Министерства культуры Российской Федерации, повлекло за собой появление разнообразных вариаций данного понятия и критериев определения ценности предмета, подстроенных под специфику работы в той или иной сфере. Сложившийся на практике подход «свободного толкования» понятия «культурная ценность» противоречит фундаментальному принципу определенности и непротиворечивости правового регулирования общественных отношений, порождая тем самым существенные затруднения для участников этих отношений.

Как видно, для признания предмета культурной ценностью в большинстве случаев достаточно того, чтобы возраст этого предмета составил более 50 лет (например, для художественных ценностей), а для многих предметов возрастные ограничения не установлены, они признаются ценными с момента их создания (например, художественные ценности - предметы быта, почтовые карточки). На наш взгляд, критерий возраста не является определяющим для признания предмета культурной ценностью и в данной трактовке к культурным

ценностям необоснованно относят предметы старины и предметы антиквариата, тем самым нарушая их гражданско-правовой оборот.

В чем же причина столь расширительного понимания культурной ценности?

Для ответа на данный вопрос следует обратить внимание на следующие факты:

1. Понятие культурной ценности получило правовую регламентацию только в рамках таможенного законодательства.

В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской Федерации (утв. Постановление правительства РФ от 20.07.2011 г. №590) Министерство должно принять нормативно-правовой акт, устанавливающий перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (п. 5.2.23 Положения), до настоящего времени указанный акт не разработан, так же, как и не разработаны критерии и порядок отнесения предмета к культурным ценностям, методики экспертизы и оценки культурных ценностей;

2. Министерство культуры Российской Федерации осуществляет государственный контроль и надзор за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей (п. 5.4.10.9. Положения о Министерстве). При этом Федеральная таможенная служба, являясь уполномоченным органом по осуществлению противодействия незаконному обороту культурных ценностей, осуществила опережающее правовое регулирование для целей идентификации товаров из «группы риска», подпадающих под таможенные ограничения и запреты.

3. Статьей 9 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» установлен перечень культурных ценностей, не подлежащих вывозу из Российской Федерации:

• движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную

ЭДир искусств

№1 (17) 2017

———............................ Не зависимо Созданные Созданные

Критерии от времени 50 лет 100 лет

Наименование " "——-— их создания назад и более назад и более

Культурные ценности, включенные в состав музейного, архивного и библиотечных фондов государств - членов Евразийского

экономического союза

Предметы и коллекции, имеющие историческую научную, Возрастной критерий не указан

художественную или иную культурную ценность связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества

и государства, с историеи науки и техники

Мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся

политических, государственных деятелей, национальных героев,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятелей науки, литературы и искусства

Предметы и коллекции обмундирования и снаряжения военного,

производственного и иного назначения

Огнестрельное оружие изготовленное в период 1900 - 1945

годов

Холодное оружие

Антикварное оружие (огнестрельное, метательное и пневматическое изготовленное до конца 1899 года

оружие, за исключением огнестрельного оружия, изготовленного

для стрельбы унитарными патронами центрального боя)

Антикварное холодное оружие изготовленное до конца 1945 года

Предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование военного, научного, производственного и бытового

назначения

Транспортные средства произведенные до 1 января 1951 г.

включительно

Предметы и их фрагменты, полученные в результате Возрастной критерий не указан

археологических раскопок (как санкционированных, так и

несанкционированных) и археологических открытий не зависимо от

времени их выявления

Художественные ценности: произведения живописи, скульптуры;

произведения графики и оригинальные графические печатные

формы; предметы отправления религиозных культов различных

конфессий; предметы декоративно-прикладного искусства

Художественные ценности - предметы быта

Печатные издания

Монеты, боны, банкноты и ценные бумаги

Предметы фалеристики: ордена, медали (за исключением личных

наград, на ношение которых имеются орденские книжки или

наградные удостоверения, вывозимых самим награжденным), а

также памятные и наградные знаки, настольные медали и печати,

значки, жетоны и др.

Уникальные и редкие музыкальные инструменты и смычки (за исключением фабричного (мануфактурного) изготовления)

Знаки почтовой оплаты (почтовые марки и блоки), маркированные

конверты,налоговые и аналогичные марки

Почтовые карточки и открытые письма

Редкие коллекции и образцы - предметы, представляющие интерес для таких областей науки, как биология (анатомия, ботаника,

зоология, палеонтология), минералогия, метеоритика

Рукописи, документальные памятники, архивные документы

Ил. 2. Возрастные критерии отнесения предметов к культурным ценностям, применяемые для целей отнесения предметов к перечню товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза (вывоза) на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 «О мерах нетарифного регулирования»).Схема

тор вестник мэадтлродгаго шстигла «шикачудтд

(Чир искусств

культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, не зависимо от времени их создания;

• движимые предметы, не зависимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

• культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;

• культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Таким образом сформировавшиеся критерии определения культурной ценности предметов и само понятие культурной ценности были выработаны преимущественно для целей регулирования ввоза и вывоза и в первую очередь для конкретизации абстрактных понятий, таких как «движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством».

Чрезмерное расширительное толкование понятия культурной ценности приводит к дестабилизации правоотношений в данной сфере, умаляет значение ценности предмета, являющегося культурной ценностью с точки зрения его уникальности, степени культурной, исторической, художественной ценности. Подмена понятий «антиквариат» и «культурная ценность», которая зачастую встречается в современных нормативно-правовых актах, наглядно демонстрирует тенденцию, при которой любой мало-мальски старинный предмет переходит сразу же в разряд культурной ценности.

При этом полагаем важным отметить, что Уголовный кодекс Рос-

сийской Федерации включает пять уголовно наказуемых действий, предметом которых являются культурный ценности:

1. Статья 164. Хищение предметов, имеющих особую ценность

Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, не зависимо от способа хищения - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей

Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

3. Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его

доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

4. Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей - наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

5. Статья 243.3. Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере - наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до

Пир ыекуеетБ

№1 (17) 2017

двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Отсутствие в законодательстве о культуре проработанного и взвешенного подхода к определению понятия «культурная ценность» привело к появлению выработанных в рамках таможенного законодательства и практики суррогатов данного понятия, нивелирующих его квинтэссенцию и приравнивающих старинные предметы к культурным ценностям.

Эти же суррогаты потом применяются и в рамках других отраслей права, тем самым усугубляя неопределенность в правовом регулировании оборота культурных ценностей.

В связи с этим неудивительно, что большой резонанс в общественных и профессиональных кругах вызвало появление проекта федерального закона «Об обороте культурных ценностей в Российской Федерации».

Проектом закона предусматривалось следующее:

- закон распространяется на частные собрания и коллекции;

- под действие закона подпадают культурные ценности, созданные более 70 лет назад;

- предусматривается добровольная паспортизация культурных ценностей, сопровождающаяся проведением экспертизы (отнесение предмета к категории культурной ценности, определение ее стоимости) и последующая регистрация культурной ценности в «Реестре предметов культурных ценностей». Расходы и обязанность инициирования процедуры регистрации закрепляется за ее владельцем;

- для совершения сделок купли-продажи, при наследовании, экспонировании и прохождении процедуры ввоза и вывоза предварительное получение паспорта на культурную ценность и внесение ее в реестр является обязательным;

- сделки, предметом которых являются культурные ценности, должны быть совершены в нотариальной форме;

- предусматривается обязательное членство эксперта по культурным ценностям в саморегулируемой организации экспертов, а также страхование гражданской ответственности эксперта.

Предложенные разработчиками законопроекта механизмы регламентации правоотношений в сфере оборота культурных ценностей безусловно требуют доработки.

В первую очередь, требуют конкретизации и разграничения понятия «культурной ценности» и предметов, старины, не подпада-

ющих под категорию культурных ценностей. Данное разграничение требуется и в целях таможенного регулирования ввоза и вывоза культурных ценностей и предметов старины, не подпадающих под категорию культурных ценностей, но вывоз которых ограничен в силу возраста. Практика разграничения понятий культурной ценности и предметов старины внесет ясность в понятийный аппарат и позволит осуществить действительный учет и охрану культурных ценностей.

Также серьезной доработки требует перечень критериев отнесения предметов к культурным ценностям, необходимость этого обусловлена тем, что участниками правоотношений в сфере обращения культурных ценностей являются не только специалисты и эксперты, но и лица, не обладающие специальными познаниями в данной области (налоговые службы, таможенные органы, организации страхования и оценки, транспортные компании, организации, осуществляющие хранение, налоговые органы и органы статистики, сотрудники службы судебных приставов, частные лица и др.).

Мы, в свою очередь. выражаем надежду, что результатом совместной творческой работы разработчиков проекта и заинтересованных лиц, специалистов в сфере культуры и оборота культурных ценностей станет выработка системы мер правового регулирования обращения культурных ценностей, их учета и охраны.

Список использованной литературы:

1. Беспалько В.Г. понятие и признаки культурных ценностей как предметов преступлений // Журнал российского права.-2005.-№ 3.- С.71-81.

2. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Проспект», 2016. - 640 с.

3. Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза: Утвержден Решением Совета Евразийской Экономической комиссии от 16 июля 2012г. № 54 [Электронный ресурс].- Режим доступа: // http://eec.eaeunion.org/ru/act/trade/catr/ett/Pages/default.aspx (дата обращения 1.04.2017)

4. О мерах нетарифного регулирования: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (ред. от 16.01.2017) [Электронный ресурс].-Режим доступа: //http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_178556/ (дата обращения 1.04.2017)

тор вестник мэадтлродгаго шстигла АнтикацултА

(Чир искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.