Научная статья на тему 'От дошкольного воспитания к начальному образованию В. И. Борискин. Интеграция начального профессионального образования'

От дошкольного воспитания к начальному образованию В. И. Борискин. Интеграция начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От дошкольного воспитания к начальному образованию В. И. Борискин. Интеграция начального профессионального образования»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ИНТЕГРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИ

т

Е, В. ВАЛЬЧУК, руководитель секции дошкольного воспитания и начального образования РУО, доцент

ОТ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ К НАЧАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ествующий единый учебно-воспитательный процесс включает в себя ряд этапов, каждый из которых относительно самостоятелен, имеет специфические особенности, характеризуется определенным содержанием, методами и формами работы с детьми, решает собственные задачи обучения и воспитания. В то же время эти этапы, входя в целостную систему образования, тесно взаимосвязаны между собой и потому во многом зависят друг от друга. Первыми в их ряду стоят дошкольное и начальное образование.

Поступление ребенка в начальные классы подводит итог дошкольному развитию — первому этапу формирования его как личности. Но для того чтобы начало школьного обучения стало для него началом нового этапа развития, необходимо наличие у ребенка не просто ка-ких-либо знаний и умений, а определенного уровня общего развития, что исключило бы резкий переход к незнакомой школьной обстановке.

Целесообразность создания таких условий уже давно признана как учителями начальных классов, так и воспитателями детских садов. Видя успешное выполнение этих задач в координации своей работы, они совместно составляют планы семинаров и практических занятий, помогают друг другу в организации

различных мероприятии, в овладении методами и приемами обучения и воспитания детей.

Большой опыт в этом направлении накоплен в школах и детских садах Мордовии. Прежде всего это касается хорошо поставленной методической работы с детьми. Во многих педагогических коллективах систематически проводятся совместные семинары, консультации, заседания методических объединений, педсоветы, ведутся постоянные наблюдения учителей за организацией разносторонней деятельности детей в детском саду и воспитателей — за постановкой учебно-воспитательного процесса в условиях

первого года обучения их воспитанников в школе. Широко практикуются взаимо-посещение открытых уроков и других занятий, организация шефской работы учащихся в детском саду и экскурсии детсадовцев в школу, проведение совместных праздников, различных мероприятий, выставок и т. д. Существенную помощь в этой работе учителям и воспитателям оказывают Мордовский республиканский институт повышения квалификации работников образования (МРИПКРО) и секция дошкольного воспитания и начального образования Регионального учебного округа. При этом

если МРИПКРО создает необходимые ус-

1996. № 2

пчесшо оп ыта

изучения передового псдагск работников образоваші

и

комых

■гр, сочетание сво-

ГЗЩ

[* »

. -; ■ р і

хонфсренщ программы различных тема-курсов и методические

К ЮМ, ТО ІШИИІДІ ссх-

м тарирт^ иясддь

|| # V,

цн РУО дает возможность подучить

начальных кпагглш работает

„Игра как актив и воспитания Большой опыт

ліма, как Ьт—с«а В. В. (школа № 29 г, Саранска), Г<

Г. А. <

ш> проверенную информацию о суицост- сельщрвская сратмя

и . И.

воспитания и обучения в до- гргуу»— школа Ичалковского ранета? и

др. Они изучают арвшеше играного

на іінаївіі в

-АІ '•г «< ' и. — _ Ч* • * ; »•

ЦШІ

УЧ

с учетом иацно-

Г «

1ЯММОТС

коллективах

с ро-

оервошешков. На

рехденшях, а затем машукгг этот на-

‘ т>

ігридд в своей практике.

В последнее время ш і їй н ні ипг место

КЗК ДЯіртідшру эДяЬог— Ж ииу^іт

детей стала за-культура шррн

ИНЫХ ТИШЧНЫХ

ЖИЗНЬ детей в этот период, на чем сосре-нх шшшяе*

Шшпжнтельнме результати а этой ра-

ш тссно сотру;

Так, в ироходив-

даичаю- н детских

і школа № 18 и

№ 20 и бшпии совместная

29 г.

■гирш гтуд № 15 г. Глр^т^т

ДМ!

в

шеи весной 1996 г

языков ■ культуры Мпрцгиии иримш

мрдагагиштгт коллективы на-

гимиазни № 14, ииптні № 40

садов № ЗЯ, >5 и 127 г. Са-

В этих коллежіивах ироводится

работа но

детей с

Таким

і :».«

турой саду, а затем хается в

сначала знакомятся с куль-

народа в детском

X ВСН ИрОрОЯ-

классах, ще дети

приступают к

ков.

методов н

из детского сада в на* только

но к в ряде случаев необх

%т:*т(*

, то К «дуляц в

дошкольном образовательном учреждении следует подходить весьма Механическое перенесение

Учителя ■пгпди № 28 і воспитатели детского сада № 66 г. Саранска совместно

•г < * І- I

Про-

ггегрироваиного курса для на-школы „Изобразительная деятельность и художественный труд“ к аналогичного кружка в детском саду, анг-

языка в детском саду ■

программы по иностранному

1ля начальной школы.

в этом направлении использование в классе различных зна-

го материала прог^._______________________

копирование шдмыии уроков, использование на занятиях с ївши 11 иг*—тг~тп учебных пособий школьной программы,

понимаемые нередко

ность, негативно сказываются га _________,

поступающих в первый класс. Дело в том, что у ребят, посещавших детский сад, из-за того, что учебный материал им кажется известным, активность на

* иг*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уроках заметно

•* і; ► +

, в то время как дети, не получившие соответствую-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

лись по

области воспита-

щеи подготовки, испытывают значительные перегрузки. Стремление учителя возможно быстрее уравнять тех и других приводит нередко не к повышению, а к понижению общей успеваемости учащихся.

Констатация ти п и ч ности подобного явления вызвала необходимость поиска новых путей преемственности между дошкольным и школьным периодами

жизни детей. Так, в последнее время встал вопрос о дифференцированном обучении учащихся начиная с первого класса. С этой целью в ряде школ был организован отбор учащихся в классы, где занятия проводились по дидактической системе Л. В. Занкова, т. с. строи-

более сложной программе, чем в других классах. Однако в ходе этой работы выявилось существенное различие в понимании задач воспитателей подготовительных групп детского сада и

самой дидактической системы. Рассматривая подготовку к школе как накопление определенных знаний в математики и русского языка, тель ограничивал этим общее развитие ребенка, забывая о том, что задача подготовки ребят к школе заключается прежде всего в выработке желания и способностей к усвоению этих знаний. Следовательно, такая подготовка должна

состоять в развитии у детей памяти, мышления, речи, а также воспитании наблюдательности и усидчивости.

В связи с этим возникает проблема отработки механизма приема детей в первый класс. Практика показала, что он должен осуществляться на основе изучения индивидуальных особенностей детей, характера их поведения и общения.

Как известно, в настоящее время делаются попытки сдвинуть сроки начального образования к более ранним годам путем создания прогимназических классов в школах и дошкольных учреждениях учебно-воспитательных комплексов „детский сад — школа“ Во внедрении таких комплексов видится успешное решение проблемы преемственности, поскольку оно позволяет добиться согласованности в программах, создать наилучшие условия детям для длительного общения в одном коллективе.

Вместе с тем, признавая преимущества учебно-воспитательных комплексов

и

„дстскии сад — школа” и прогимназии, нельзя не отметить, что преобладание специальной подготовки к школе наносит ущерб общему развитию детей. Причина ЭТОГХ) состоит прежде всего в том, что у учащихся большая часть часов занята уроками, не остается времени на самостоятельную работу, а в учебном процессе преобладают информационно-репродуктивные методы и недостаточно используются проблемные ситуации и творческие задания.

Вызывают беспокойство также вопросы преемственности между детским садом и школой в нравственном воспитании детей. Несогласованность, а нередко и отсутствие всякой связи в этом важном вол реке приводят к тому, что в условиях чрезвычайно высокой неустойчивости нервной системы детей приобретенные в дошкольном возрасте нормы поведения не становятся основой для формирования новых отношений в условиях школы. Отмечено, что многие положительные качества, выработанные дошкольниками в детском саду и в начальных классах, не получив дальнейшего развития, нередко утрачиваются и в дальнейшем с трудом восстанавливаются. Причины утраты привычек к опрятности, исполнительности и усидчивости, вероятно, следует искать в организации детской деятельности во внеурочное время, в особенности в группе продленного дня. Наблюдения показали, что вопросы преемственности в работе воспитателей детского сада и групп цродленного дня почти совершенно не разработаны, отчего в большинстве случаев контакты между ними отсутствуют. Отчасти это можно объяснить тем, что значительная часть воспитателей групп продленного дня из-за слабой подготовки не владеет методикой организации досуга, игровой и трудовой деятельности в условиях школы.

Серьезной проблемой в успешном внедрении принципа преемственности между детским садом и школой в настоящее время является и то, что в силу сложившегося экономического положения количество детских садов за последние годы резко сократилось, что привело к значительному снижению количества детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обострило проблему подготовки детей к школе.

Выход из создавшегося положения мы видим в организации на базе школ специальных подготовительных курсов для детей, не посещающих детские сады. Создание таких курсов — не нововведение. В течение ряда лет, особенно в 70-е и 80-е гг., они успешно функционировали не только в Мордовии, но и в большинстве школ страны. Безусловным достоинством этих курсов было то, что с их помощью подготовительной работой были охвачены все дети. Вот почему такая форма работы практикуется и сейчас в ряде учебных заведений республики, в частности в школе-гимназии № 20 г. Саранска.

Посещение курсов имело и для учителей, и для детей большое значение. Возможность познакомиться до начала учебных занятий со своими потенциальными учениками позволяла педагогу заранее учесть индивидуальные особенности каждого из них. Особенно важно, чтобы занятия с детьми вел специалист, человек, владеющий методикой работы с ними, знающий их психологию.

Однако к организации подготовительных курсов и содержанию обучения в них из-за отсутствия каких бы то ни было

программ каждая школа подходила со своих позиций. Так, в одних школах занятия начинались с января, в других — с марта, в третьих — с%мая. В некоторых из них учителя ограничивались консультациями, в других занимались с детьми только математикой и русским языком, отдельные включали в занятия работу по

развитию речи и т. д. Такое разнообразие сроков, объема и форм проведения занятий не могло сохраняться длительное время. Поэтому в 80-е гг., когда начался массовый переход на обучение детей с шсстилетнего возраста, курсы самоликвидировались.

С ликвидацией классов шестилеток и сокращением числа детских садов проблема преемственности вновь стала чрезвычайно актуальной. Учитывая сложившуюся ситуацию, представляется наиболее рациональным ставить вопрос о возрождении подготовительных курсов, но с учетом всех тех недостатков и преимуществ, которые были выявлены в свое время.

В плане решения этих задач секция дошкольного воспитания и начального образования РУО считает необходимым разработать с привлечением ученых, методистов, психологов, ведущих учителей начальных классов и лучших воспитателей дошкольных образовательных учреждений программу подготовительных курсов к школе, основанную на принципах развивающего обучения и максимально приближенную к программе подготовительной группы детского сада.

Разработка единой программы подготовительных курсов и методических рекомендаций к ней, организация однотипных для детского сада и подготовительных групп занятий могли бы снять ряд проблем в преемственности между дошкольной подготовкой детей и занятиям* в начальных классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.