ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ИНТЕГРАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИ
т
Е, В. ВАЛЬЧУК, руководитель секции дошкольного воспитания и начального образования РУО, доцент
ОТ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ К НАЧАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ествующий единый учебно-воспитательный процесс включает в себя ряд этапов, каждый из которых относительно самостоятелен, имеет специфические особенности, характеризуется определенным содержанием, методами и формами работы с детьми, решает собственные задачи обучения и воспитания. В то же время эти этапы, входя в целостную систему образования, тесно взаимосвязаны между собой и потому во многом зависят друг от друга. Первыми в их ряду стоят дошкольное и начальное образование.
Поступление ребенка в начальные классы подводит итог дошкольному развитию — первому этапу формирования его как личности. Но для того чтобы начало школьного обучения стало для него началом нового этапа развития, необходимо наличие у ребенка не просто ка-ких-либо знаний и умений, а определенного уровня общего развития, что исключило бы резкий переход к незнакомой школьной обстановке.
Целесообразность создания таких условий уже давно признана как учителями начальных классов, так и воспитателями детских садов. Видя успешное выполнение этих задач в координации своей работы, они совместно составляют планы семинаров и практических занятий, помогают друг другу в организации
различных мероприятии, в овладении методами и приемами обучения и воспитания детей.
Большой опыт в этом направлении накоплен в школах и детских садах Мордовии. Прежде всего это касается хорошо поставленной методической работы с детьми. Во многих педагогических коллективах систематически проводятся совместные семинары, консультации, заседания методических объединений, педсоветы, ведутся постоянные наблюдения учителей за организацией разносторонней деятельности детей в детском саду и воспитателей — за постановкой учебно-воспитательного процесса в условиях
первого года обучения их воспитанников в школе. Широко практикуются взаимо-посещение открытых уроков и других занятий, организация шефской работы учащихся в детском саду и экскурсии детсадовцев в школу, проведение совместных праздников, различных мероприятий, выставок и т. д. Существенную помощь в этой работе учителям и воспитателям оказывают Мордовский республиканский институт повышения квалификации работников образования (МРИПКРО) и секция дошкольного воспитания и начального образования Регионального учебного округа. При этом
если МРИПКРО создает необходимые ус-
1996. № 2
пчесшо оп ыта
изучения передового псдагск работников образоваші
и
комых
■гр, сочетание сво-
ГЗЩ
[* »
. -; ■ р і
хонфсренщ программы различных тема-курсов и методические
К ЮМ, ТО ІШИИІДІ ссх-
м тарирт^ иясддь
|| # V,
цн РУО дает возможность подучить
■
начальных кпагглш работает
„Игра как актив и воспитания Большой опыт
ліма, как Ьт—с«а В. В. (школа № 29 г, Саранска), Г<
Г. А. <
ш> проверенную информацию о суицост- сельщрвская сратмя
и . И.
воспитания и обучения в до- гргуу»— школа Ичалковского ранета? и
др. Они изучают арвшеше играного
на іінаївіі в
-АІ '•г «< ' и. — _ Ч* • * ; »•
ЦШІ
УЧ
с учетом иацно-
Г «
1ЯММОТС
коллективах
с ро-
оервошешков. На
рехденшях, а затем машукгг этот на-
‘ т>
ігридд в своей практике.
В последнее время ш і їй н ні ипг место
КЗК ДЯіртідшру эДяЬог— Ж ииу^іт
детей стала за-культура шррн
ИНЫХ ТИШЧНЫХ
ЖИЗНЬ детей в этот период, на чем сосре-нх шшшяе*
Шшпжнтельнме результати а этой ра-
ш тссно сотру;
Так, в ироходив-
даичаю- н детских
і школа № 18 и
№ 20 и бшпии совместная
29 г.
■гирш гтуд № 15 г. Глр^т^т
ДМ!
в
шеи весной 1996 г
языков ■ культуры Мпрцгиии иримш
мрдагагиштгт коллективы на-
гимиазни № 14, ииптні № 40
садов № ЗЯ, >5 и 127 г. Са-
В этих коллежіивах ироводится
работа но
детей с
Таким
і :».«
турой саду, а затем хается в
сначала знакомятся с куль-
народа в детском
X ВСН ИрОрОЯ-
классах, ще дети
приступают к
ков.
методов н
из детского сада в на* только
но к в ряде случаев необх
%т:*т(*
, то К «дуляц в
дошкольном образовательном учреждении следует подходить весьма Механическое перенесение
Учителя ■пгпди № 28 і воспитатели детского сада № 66 г. Саранска совместно
•г < * І- I
Про-
ггегрироваиного курса для на-школы „Изобразительная деятельность и художественный труд“ к аналогичного кружка в детском саду, анг-
языка в детском саду ■
программы по иностранному
1ля начальной школы.
в этом направлении использование в классе различных зна-
го материала прог^._______________________
копирование шдмыии уроков, использование на занятиях с ївши 11 иг*—тг~тп учебных пособий школьной программы,
понимаемые нередко
ность, негативно сказываются га _________,
поступающих в первый класс. Дело в том, что у ребят, посещавших детский сад, из-за того, что учебный материал им кажется известным, активность на
* иг*
уроках заметно
•* і; ► +
, в то время как дети, не получившие соответствую-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
лись по
области воспита-
щеи подготовки, испытывают значительные перегрузки. Стремление учителя возможно быстрее уравнять тех и других приводит нередко не к повышению, а к понижению общей успеваемости учащихся.
Констатация ти п и ч ности подобного явления вызвала необходимость поиска новых путей преемственности между дошкольным и школьным периодами
жизни детей. Так, в последнее время встал вопрос о дифференцированном обучении учащихся начиная с первого класса. С этой целью в ряде школ был организован отбор учащихся в классы, где занятия проводились по дидактической системе Л. В. Занкова, т. с. строи-
более сложной программе, чем в других классах. Однако в ходе этой работы выявилось существенное различие в понимании задач воспитателей подготовительных групп детского сада и
самой дидактической системы. Рассматривая подготовку к школе как накопление определенных знаний в математики и русского языка, тель ограничивал этим общее развитие ребенка, забывая о том, что задача подготовки ребят к школе заключается прежде всего в выработке желания и способностей к усвоению этих знаний. Следовательно, такая подготовка должна
состоять в развитии у детей памяти, мышления, речи, а также воспитании наблюдательности и усидчивости.
В связи с этим возникает проблема отработки механизма приема детей в первый класс. Практика показала, что он должен осуществляться на основе изучения индивидуальных особенностей детей, характера их поведения и общения.
Как известно, в настоящее время делаются попытки сдвинуть сроки начального образования к более ранним годам путем создания прогимназических классов в школах и дошкольных учреждениях учебно-воспитательных комплексов „детский сад — школа“ Во внедрении таких комплексов видится успешное решение проблемы преемственности, поскольку оно позволяет добиться согласованности в программах, создать наилучшие условия детям для длительного общения в одном коллективе.
Вместе с тем, признавая преимущества учебно-воспитательных комплексов
и
„дстскии сад — школа” и прогимназии, нельзя не отметить, что преобладание специальной подготовки к школе наносит ущерб общему развитию детей. Причина ЭТОГХ) состоит прежде всего в том, что у учащихся большая часть часов занята уроками, не остается времени на самостоятельную работу, а в учебном процессе преобладают информационно-репродуктивные методы и недостаточно используются проблемные ситуации и творческие задания.
Вызывают беспокойство также вопросы преемственности между детским садом и школой в нравственном воспитании детей. Несогласованность, а нередко и отсутствие всякой связи в этом важном вол реке приводят к тому, что в условиях чрезвычайно высокой неустойчивости нервной системы детей приобретенные в дошкольном возрасте нормы поведения не становятся основой для формирования новых отношений в условиях школы. Отмечено, что многие положительные качества, выработанные дошкольниками в детском саду и в начальных классах, не получив дальнейшего развития, нередко утрачиваются и в дальнейшем с трудом восстанавливаются. Причины утраты привычек к опрятности, исполнительности и усидчивости, вероятно, следует искать в организации детской деятельности во внеурочное время, в особенности в группе продленного дня. Наблюдения показали, что вопросы преемственности в работе воспитателей детского сада и групп цродленного дня почти совершенно не разработаны, отчего в большинстве случаев контакты между ними отсутствуют. Отчасти это можно объяснить тем, что значительная часть воспитателей групп продленного дня из-за слабой подготовки не владеет методикой организации досуга, игровой и трудовой деятельности в условиях школы.
Серьезной проблемой в успешном внедрении принципа преемственности между детским садом и школой в настоящее время является и то, что в силу сложившегося экономического положения количество детских садов за последние годы резко сократилось, что привело к значительному снижению количества детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обострило проблему подготовки детей к школе.
Выход из создавшегося положения мы видим в организации на базе школ специальных подготовительных курсов для детей, не посещающих детские сады. Создание таких курсов — не нововведение. В течение ряда лет, особенно в 70-е и 80-е гг., они успешно функционировали не только в Мордовии, но и в большинстве школ страны. Безусловным достоинством этих курсов было то, что с их помощью подготовительной работой были охвачены все дети. Вот почему такая форма работы практикуется и сейчас в ряде учебных заведений республики, в частности в школе-гимназии № 20 г. Саранска.
Посещение курсов имело и для учителей, и для детей большое значение. Возможность познакомиться до начала учебных занятий со своими потенциальными учениками позволяла педагогу заранее учесть индивидуальные особенности каждого из них. Особенно важно, чтобы занятия с детьми вел специалист, человек, владеющий методикой работы с ними, знающий их психологию.
Однако к организации подготовительных курсов и содержанию обучения в них из-за отсутствия каких бы то ни было
программ каждая школа подходила со своих позиций. Так, в одних школах занятия начинались с января, в других — с марта, в третьих — с%мая. В некоторых из них учителя ограничивались консультациями, в других занимались с детьми только математикой и русским языком, отдельные включали в занятия работу по
развитию речи и т. д. Такое разнообразие сроков, объема и форм проведения занятий не могло сохраняться длительное время. Поэтому в 80-е гг., когда начался массовый переход на обучение детей с шсстилетнего возраста, курсы самоликвидировались.
С ликвидацией классов шестилеток и сокращением числа детских садов проблема преемственности вновь стала чрезвычайно актуальной. Учитывая сложившуюся ситуацию, представляется наиболее рациональным ставить вопрос о возрождении подготовительных курсов, но с учетом всех тех недостатков и преимуществ, которые были выявлены в свое время.
В плане решения этих задач секция дошкольного воспитания и начального образования РУО считает необходимым разработать с привлечением ученых, методистов, психологов, ведущих учителей начальных классов и лучших воспитателей дошкольных образовательных учреждений программу подготовительных курсов к школе, основанную на принципах развивающего обучения и максимально приближенную к программе подготовительной группы детского сада.
Разработка единой программы подготовительных курсов и методических рекомендаций к ней, организация однотипных для детского сада и подготовительных групп занятий могли бы снять ряд проблем в преемственности между дошкольной подготовкой детей и занятиям* в начальных классах.