Научная статья на тему 'От частного к всеобщему. Предпосылки формирования музейных коллекций печатной графики в Екатеринбурге'

От частного к всеобщему. Предпосылки формирования музейных коллекций печатной графики в Екатеринбурге Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
265
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКЦИЯ / COLLECTION / ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА / PRINTED GRAPHICS / ГРАВЮРА / ENGRAVING / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ НА УРАЛЕ / COLLECTING IN URAL / УОЛЕ / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / MUSEUM COLLECTION / ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ / YEKATERINBURG MUSEUM OF FINE ARTS / URAL SOCIETY OF NATURAL HISTORY ENTHUSIASTS (UOLE)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пермякова О.В.

В центре внимания произведения зарубежной печатной графики из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств, ставшие музейными экспонатами в первые десятилетия ХХ века. Прослеживается история бытования предметов до поступления в фонды Свердловской картинной галереи (первоначальное название Екатеринбургского музея изобрази-тельных искусств). Анализируются сведения из инвентарной книги Художественного отдела музея Уральского Общества любителей естествознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE PARTICULAR TO THE UNIVERSAL. PRECONDITIONS OR DEVELOPING MUSEUM COLLECTIONS OF PRINTED GRAPHICS IN YEKATERINBURG

The article focuses on the works of foreign printed graphical art stored in the collec-tion of Yekaterinburg Museum of Fine Arts, which became a part of museum collection in the first decades of the twentieth century. It traces the history of these objects before they became a part of Sverdlovsk Picture Gallery collection (the first name of the Yekaterinburg Museum of Fine Arts). We analyse the data stored in the inventory register of the Art Department of the Ural Society of Natural History Enthusiasts.

Текст научной работы на тему «От частного к всеобщему. Предпосылки формирования музейных коллекций печатной графики в Екатеринбурге»

УДК 76.01

О. В. Пермякова г. Екатеринбург, Россия

ОТ ЧАСТНОГО К ВСЕОБЩЕМУ. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

АННОТАЦИЯ. В центре внимания - произведения зарубежной печатной графики из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств, ставшие музейными экспонатами в первые десятилетия ХХ века. Прослеживается история бытования предметов до поступления в фонды Свердловской картинной галереи (первоначальное название Екатеринбургского музея изобразительных искусств). Анализируются сведения из инвентарной книги Художественного отдела музея Уральского Общества любителей естествознания.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коллекция, печатная графика, гравюра, коллекционирование на Урале, УОЛЕ, музейная коллекция, Екатеринбургский музей изобразительных искусств O. V. Permyakova

Yekaterinburg, Russia

FROM THE PARTICULAR TO THE UNIVERSAL. PRECONDITIONS

OR DEVELOPING MUSEUM COLLECTIONS OF PRINTED

GRAPHICS IN YEKATERINBURG

ABSTRACT. The article focuses on the works of foreign printed graphical art stored in the collection of Yekaterinburg Museum of Fine Arts, which became a part of museum collection in the first decades of the twentieth century. It traces the history of these objects before they became a part of Sverdlovsk Picture Gallery collection (the first name of the Yekaterinburg Museum of Fine Arts). We analyse the data stored in the inventory register of the Art Department of the Ural Society of Natural History Enthusiasts.

KEYWORDS: collection, printed graphics, engraving, collecting in Ural, Ural Society of Natural History Enthusiasts (UOLE), museum collection, Yekaterinburg Museum of Fine Arts

На сегодняшний день в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств хранится несколько десятков листов зарубежной печатной графики, датируемых ХУ11-Х1Х веками. Для регионального музея подобная коллекция является достаточно крупной. Будучи сформированной в отдалении от центральных регионов страны, где практика коллекционирования гравюр и литографий имела более значительные масштабы, она позволяет предполагать существование определенного интереса к собиранию печатной графики на Среднем Урале в конце XIX - первой трети ХХ века. В настоящем исследовании

впервые сделана попытка систематизации и анализа имеющихся сведений.

Печатная графика, представляющая несколько европейских школ, поступила в собрание Свердловской картинной галереи (первоначальное название музея) в момент ее основания - 1 апреля 1936 года. Произведения были переданы в числе других имеющих художественное значение из Свердловского краеведческого музея. К моменту передачи это была уже оформившаяся группа работ, включавшая в себя более 200 листов.

В свою очередь, Свердловский краеведческий музей был «преемником» крупнейшего по тем временам музея

Уральского Общества любителей естествознания, основанного в Екатеринбурге еще в 1871 году. История УОЛЕ, его состав, деятельность его членов и коллекции музея рассматривались в нескольких значительных исследованиях Л. Зориной [2], Д. Владимирского, М. Русиновой [5] и др.

Как отмечают исследователи, образование УОЛЕ было не случайным, а вполне закономерным событием. Судя по отчетам деятельности его музея, представленным в «Записках УОЛЕ», наиболее активно формировались следующие коллекции: археологическая, зоологическая, ботаническая, минералогическая, палеонтологическая, нумизматическая. По замечанию А. А. Ваганова, «определение научной ценности предметов в музее УОЛЕ проводилось в основном членами общества» [1, с. 22], специалистами в соответствующих областях. Комплектование же художественных коллекций не было приоритетом для членов общества.

На сегодняшний день основными документами, отражающими состав коллекций музея, являются инвентарные книги. Живопись, графика, икона и другие предметы, имеющие художественную ценность, значатся в Инвентарных книгах Художественного отдела музея УОЛЕ.

Гравюры и литографии европейских мастеров приведены в инвентарной книге № 1 «Художественного 11 -го отдела музея Уральского общества любителей естествознания».

На форзаце книги помещено Распоряжение директора облмузея1 Щепкина «№ 36 от 10 апреля 1937 года», сообщающее, что «Начатая согласно приказа от 21/Х1-1934 года сплошная проверка экспонатов Музея в основном закончена ... считать инвентарные книги и книгу поступления с 1935 года основными документами при дальнейшей проверке наличия экспонатов».

1 Музей УОЛЕ в 1925 году был выделен из состава общества и получил новый статус - Уральского областного государственного музея (Облгосмузей).

Полнота сведений, приводимых в данной инвентарной книге, различна. У одних произведений указаны автор, год создания, имя дарителя, размеры. Напротив других экспонатов - много пробелов. Гравюры и литографии появляются на страницах книги несколько раз.

Первые записи в книге относятся к 1919 году, однако с третьего листа какие-либо указания на год поступления отсутствуют, что на данный момент не позволяет сделать выводы о времени поступления гравюр в музей.

В графе «Кем определено» указано: «Х. Зарецкий» (либо «х. Зарецкий»). Упоминание о «художнике Зарецком» удалось найти в обзоре выпусков газеты «Уральский рабочий» за апрель 1926 года, где шла речь «об уникальной художественной находке» в Кыштымском районе: «Вернулись из поездки в Кыштымский район заместитель директора Уралоблгосмузея т. Хандрос и художник Зарецкий. Приехавшие привезли с собой картину, которая, по определению художника Зарецкого, принадлежит кисти знаменитого голландского художника Ван Дейка...» [3]. Здесь же автор обзора В. Костюк упоминает должность Зарецкого - «зав. художественным отделом облгосмузея».

Все записи в инвентарной книге сделаны от руки, на полях - многочисленные пометы, выполненные красным и синим карандашами. На обороте гравюр и литографий, хранящихся ныне в Екатеринбургском музее, встречаются номера, написанные от руки подобным красным карандашом. Вероятно, эти отметки были сделаны в результате сверки наличия экспонатов, о которой шла речь в распоряжении.

При сопоставлении чисел на обороте листов с порядковыми номерами инвентарной книги в большинстве случаев обнаруживается соответствие в названиях указанных произведений.

Однако некоторые листы с большим порядковым номером, помимо записей, выполненных от руки, содержат на обороте штампы, в которых фигурирует 1910

год поступления в музей. Таким образом, очередность порядковых номеров, приведенных в инвентарной книге, все же не соответствует очередности поступления экспонатов в сам музей.

В целом гравюры и литографии, хранящиеся в ЕМИИ, подчиняются систематизации по жанрам. Так, можно выделить сцены из Ветхого и Нового Заветов, образцы орнамента и костюмов разных народностей, аллегорические изображения, мифологические сюжеты, пейзажи, портреты, архитектурные мотивы, бытовые сцены. Очевидно, что ряд листов представляют серии: иллюстрации к «Фаусту» И. Гете, листы с образцами костюмов сибирских народностей и костюмов русского духовенства и др.

Кем и когда были собраны эти произведения, еще предстоит выяснить, однако очевидно, что в 1920-е годы они входили в состав художественной коллекции Уральского областного государственного музея.

Интересные сведения, касающиеся истории музейного дела Среднего Урала в первые послереволюционные годы, приводит Е. К. Леденцова в своем исследовании. В частности, она отмечает, что после «1917 г. УОЛЕ активно участвовало в деле сохранения культурного наследия: в 1919 году была создана Комиссия по охране научных и художественных ценностей, которая за два месяца своей работы собрала значительное количество разнообразных коллекций» [4, с. 196-197]. В дальнейшем, 1 июня 1920 года, в Екатеринбурге был

создан окружной отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины, согласно постановлению которого «все ценности, находящиеся в Екатеринбурге и губернии (как в частных руках, так и в учреждениях), принимались на учет» [4, с. 192].

Важно понимать, что в первые послереволюционные годы «культурное наследие было сохранено музеями и краеведами» [4, с. 199].

Как общественная организация УОЛЕ официально прекратило свое существование в 1929 году [5, с. 83]. Однако музей продолжил свою деятельность. В 1934 году Уральский областной государственный музей был переименован в Свердловский областной краеведческий, а в 1936 году на базе Художественного отдела была основана Свердловская картинная галерея.

Таким образом, гравюры и литографии, вошедшие в 1936 году в собрание Свердловской картинной галереи, долгое время являлись частью художественной коллекции музея УОЛЕ, формирование которой происходило на протяжении нескольких лет существования музея и Общества. Послереволюционный период был отмечен необычайным оживлением художественной жизни. Активная деятельность краеведов по комплектованию и обработке музейных коллекций позволила сохранить культурное наследие частных коллекций. Углубиться в вопрос частного коллекционирования печатной графики на Урале позволят дальнейшие исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ваганов А. А. Становление и развитие музеев на Урале во второй половине XIX - начале XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Челябинск, 2015. - 30 с.

2. Зорина Л. И. История Уральского Общества любителей естествознания, 1870-1929. Из истории науки и культуры Урала. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1996. - 207 с.

3. Костюк В. До могилы «дедушки Ленина». // «Уральский рабочий», 15 ноября 2016. - URL: http://газета-уральский-рабочий.рф/society/22048/

4. Леденцова Е. К. Формирование музейной сети на Среднем Урале в 1917-1929 гг. // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. -2010. - № 1 (72). - С. 190-200. - URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/

5. Русинова М. П. Основные этапы становления Уральского общества любителей естествознания // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 3. - С. 79-84. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-etapy-stanovleniya-uralskogo-obschestva-lyubiteley-estestvoznaniya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.