Научная статья на тему 'ОТ АПОГЕЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ГРАНИ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ (1980 Г. - НАЧАЛО XXI В.)'

ОТ АПОГЕЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ГРАНИ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ (1980 Г. - НАЧАЛО XXI В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / USSR / РОССИЯ / RUSSIA / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / NAVY / МОРСКАЯ РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ РАЗВЕДКА / NAVAL ELECTRONIC RECONNAISSANCE / РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ КОРАБЛИ / RECONNAISSANCE SHIPS / КЛАСС / CLASS / ПРОЕКТ / PROJECT / ТИП / TYPE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шель Вячеслав Вячеславович

В статье рассказывается об апогее деятельности наших разведывательных кораблей и преодолении критической отметки в развитии морской радиоэлектронной разведки отечественного Военно-морского флота.The article describes the apogee of our ships’ reconnaissance activities and overcoming of the critical point in the Russian Navy’s electronic reconnaissance development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шель Вячеслав Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТ АПОГЕЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ГРАНИ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ (1980 Г. - НАЧАЛО XXI В.)»

и

_история военной разведки • ж

В.В. ШЕЛЬ V.V. SHEL

ОТ АПОГЕЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ГРАНИ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ

Исторический опыт развития и применения отечественных разведывательных кораблей (1980 г. — начало XXI в.)

FROM ACTIVITY APOGEE TO EXTINCTION BRINK

Historical experience of development and application of Russian reconnaissance ships (1980 - early XXI century)

Сведения об авторе. Шель Вячеслав Вячеславович — докторант Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник, кандидат военных наук (Москва. E-mail: schell77@mail.ru).

Аннотация. В статье рассказывается об апогее деятельности наших разведывательных кораблей и преодолении критической отметки в развитии морской радиоэлектронной разведки отечественного Военно-морского флота.

Ключевые слова: СССР; Россия; Военно-морской флот; морская радиоэлектронная разведка; разведывательные корабли; класс; проект; тип.

Information about author. Vyacheslav Shel - Doctoral Candidate of the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Colonel, Cand. Sc. (Mil.)(Moscow. E-mail: schell77@mail.ru).

Summary. The article describes the apogee of our ships' reconnaissance activities and overcoming of the critical point in the Russian Navy's electronic reconnaissance development.

Keywords: USSR; Russia; Navy; naval electronic reconnaissance; reconnaissance ships; type; project; class.

К началу 1980-х годов развитие Военно-морского флота (ВМФ) СССР и его деятельность на боевой службе достигли своего апогея. Флот стал выполнять задачи, в том числе и разведывательные, практически на всём пространстве Мирового океана.

АЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫМИ кораблями (рзк) ежегодно совершалось до 45 походов средней продолжительностью около 90 суток. В повседневной обстановке в море находились на постоянных позициях до 10—15 рзк, а в период учений их количество увеличивалось до 20—25 единиц. Бригады кораблей разведки были переименованы в бригады разведывательных кораблей.

В это время в состав ВМФ были включены 5 средних рзк проекта 503М — «ГС-21», «ГС-39» («Сызрань»), «ГС-7», «ГС-8», «ГС-19» («Жигулёвск»), построенных на Волгоградском судостроительном заводе (ССЗ) на базе проекта пограничного патрульного судна1. Они имели следующие тактико-технические характеристики (ТТХ): водоизмещение 1238 т, скорость

хода 12,6 узла, автономность 25 суток, дальность плавания 7 000 миль и экипаж 24 человека. Построенные в 1977—1983 гг. в Польской Народной Республике (ПНР) 2 гидрографических судна проекта 862-862/11 были переоборудованы в средние рзк — «Юг» и «Мангышлак» («Темрюк»): водоизмещение 2500 т, скорость хода 15,9 узла, автономность 40 суток, дальность плавания 8650 миль и экипаж 70 человек.

В период 1980—1987 гг. в ВМФ поступили также 4 больших рзк проекта 1826 — «Лира», «Азия», «Прибалтика», «Беломорье»: водоизмещение 4600 т, скорость хода 20 узлов, автономность 60 суток, дальность плавания 10 тыс. миль и экипаж 189 человек. Они были построены на Калининградском судоремонтном заводе «Янтарь» по проекту, разработанному центральным конструк-

торским бюро (ЦКБ) «Айсберг». Эти корабли имели современное разведывательное вооружение, службы добывания и обработки разведывательных материалов. Они проектировались как корабли слежения и должны были развивать ход до 30 узлов. Однако поставить на них турбины не удалось. Эти корабли и последующие крупные рзк оснащались для самообороны 30-мм шестиствольными автоматическими корабельными артиллерийскими установками, а также пусковыми установками зенитных ракет.

1980-е годы XX века — это годы наиболее эффективной деятельности рзк по разведке учений, локальных войн и вооружённых конфликтов с применением военно-морских сил (ВМС). Так, средний рзк «Находка» принял участие в разведке морской блокады Республики Куба, планировавшейся США в 1980 году; большой рзк «Запорожье» — в разведке англо-аргентинского вооружённого конфликта в 1982 году. В этот же период осуществлялись разведывательные походы рзк и к ракетному полигону

в и

ж • история военной разведки

на о. Св. Елены. Большой рзк «Запорожье» вскрыл радиоэлектронную обстановку в районе сосредоточения сил, осуществил перехват информации в радиосетях ближней связи, произвёл наблюдение за пассажирскими лайнерами «Куин Элизабет-2» и «Канберра», отмобилизованными из гражданских ведомств и переоборудованными под нужды ВМС Великобритании, в т.ч. для перевозки морских пехотинцев. Аргентинцы в ходе конфликта для ведения морской разведки использовали рыбацкое судно «Нарвал». Однако английские коммандос захватили его. Экипаж был пленён, а судно взорвано.

В этом походе большому рзк «Запорожье», кроме ведения разведки в районе острова Вознесения, пришлось участвовать и в спасательной операции. В 100—150 милях от побережья Флориды (США) небольшой самолёт совершил вынужденную посадку на воду и затонул вблизи корабля. После разрешения вышестоящего штаба рзк оказал помощь потерпевшим, после чего их забрал вертолёт береговой охраны. В 1981 году при нахождении среднего рзк «Селигер» в районе военно-морской базы Чарлстон впервые был перехвачен сигнал в спутниковых каналах связи в направлении корабль — берег, передачу которого осуществила ракетная подводная лодка «Калхаун» при возвращении с боевого патрулирования. Кроме того, при слежении за отрядом боевых кораблей ВМС США этот же рзк, чтобы не

потерять визуальный и радиолокационный контакт с вероятным противником,пристроился в кильватер последнему кораблю и прошёл следом проливом Верджин. При этом экипаж рзк показал высокую морскую выучку и готовность к плаванию в сложных условиях, поскольку советские рзк этим проливом ещё не ходили.

В 1980 году средний рзк «Находка», кроме поставленных задач на поход, решал и государственную задачу. В результате целенаправленной антикубинской пропаганды со стороны США появились беженцы с Кубы, желавшие на лодках и небольших судах достигнуть побережья Флориды. Беженцы пытались подойти к борту рзк вплотную и перебраться на его палубу. Умело маневрируя, командир «Находки» обеспечил безопасное плавание корабля и не допустил возможности посторонним лицам проникнуть на него. Из состава экипажа был сформирован взвод с оружием, который находился в готовности к немедленным действиям по предотвращению несанкционированного проникновения эмигрантов на корабль.

В 1981 году для выявления достоверного наименования американской подводной лодки без бортового номера командир среднего рзк «Селигер» имитировал готовность корабля к тарану ракетоносца. Находясь на дистанции 2 миль от подводной лодки, рзк повернул курсом на неё и стал увеличивать скорость хода. Нервы у американцев сдали, и они выскочили на палубу

лодки в спасательных жилетах с номером ракетоносца 629 — «Дэниел Бун». Таким рискованным способом удалось идентифицировать корабль-«инкогнито» и выполнить поставленную задачу.

Средний рзк «Селигер» также принял участие в сборе данных о первом испытательном полёте космического корабля системы «Шаттл». В 1981 году с целью вскрытия начала и хода заводских испытаний новой атомной подводной лодки с баллистическими ракетами (пларб) типа «Огайо» в районе базы Гротон находились средний рзк «Архипелаг» и большой рзк «Лира». В январе 1982 года слежение за этой подлодкой продолжил средний рзк «Селигер». Несмотря на противодействие, оказанное американским судном слежения за полётами космических объектов и ракет «Рейндж Сентинелл», рзк, успешно маневрируя, решил поставленную задачу. Была вскрыта радиосвязь, отмечен выход ракетоносца в спутниковом канале связи, зарегистрированы сигналы телеметрии, произведена запись шумов подводной лодки, перехвачены радиопереговоры с береговыми центрами восточного ракетного полигона, вскрыта радиоэлектронная обстановка в районе пуска. После этого «Селигер» в районе Норфолка произвёл разведку заключительного этапа ходовых испытаний нового американского атомного авианосца «Карл Винсон». Были сняты параметры работавшего радиоэлектронного вооружения корабля.

Взаимодействие флотов СССР, их разведок, а также всех возможных сил различных видов разведки осуществлялось в те годы в полной мере. Так, в 1981 году в район разведки у восточного побережья США на смену среднему рзк «Селигер» Северного флота (СФ) прибыл средний рзк «Экватор» Черноморского флота (ЧФ). Разведчики-черноморцы, оказавшись впервые в этом районе, знакомились с радиоэлектронной обстановкой и радиосвязью ВМС США и НАТО, с особенностью деятельности американских атомных ракетных подводных лодок в районах пунктов базирования. При выполнении задач боевой службы рзк взаимодействовали

в

и

В.В. ШЕЛЬ. От апогея деятельности к грани исчезновения • Яч

с самолётами-разведчиками Ту-95РЦ, самолётами Ту-142М (с аэродромов Кубы), подводными лодками проекта 671РТМ, гидрографическими судами и др. И с психологической точки зрения экипажи и пилоты получали моральную поддержку, когда знали, что рядом находятся свои самолёты, надводные корабли и подводные лодки. В 1982 году в районе пролива Гибралтар произошла встреча следовавшего к острову Вознесения большого рзк «Запорожье» СФ с одним из рзк ЧФ, который передал разведчикам-североморцам штурманские карты Центральной и Южной Атлантики.

В ноябре 1983 года среднему рзк «Находка» пришлось прикрывать от назойливого внимания американского эсминца «Пе-терсон» аварийную подводную лодку «К-324» при буксировке её из Саргассового моря на Кубу. При этом намотанный на винт подводной лодки кусок троса-антенны системы «Сертасс» после его извлечения был отправлен в Москву.

С 1980-х годов готовность соединений рзк к решению поставленных задач регулярно проверялась инспекциями Министерства обороны,комиссиями из Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооружённых Сил СССР (ГРУ ГШ ВС СССР) и разведывательного управления ВМФ. Командование соединений кораблей разведки, поддержание их в высокой степени готовности, результаты разведывательной деятельности высоко оценивались проверявшими.

Вместе с тем продолжали иметь место отдельные случаи недобросовестного и халатного выполнения своих обязанностей личным составом рзк, что приводило к выходу техники из строя и другим происшествиям. Так, в 1980 году во время перехода среднего рзк «Харитон Лаптев» в Лиепаю на ремонт и переоборудование случилось навигационное происшествие из-за того, что на момент выхода из базы не была внесена последняя корректура в навигационные карты. За день до начала перехода Швеция увеличила свои территориальные воды с 3 до 12 миль, и корабль оказался в этой зоне.

С этого момента штурманские боевые части рзк стали подвергаться регулярным проверкам со стороны штурманской службы штабов флотов. В 1982 году ремонт среднего рзк «Находка» в Архангельске был выполнен некачественно, после чего экипажу пришлось много потрудиться, чтобы корабль вошёл в состав боеготовых сил. Дважды, в 1972 и 1989 гг., средний рзк «Харитон Лаптев» оказывался на мели и повреждал бульбу. К счастью, и в первый, и во второй раз корабль оставался на плаву и после незначительного ремонта силами экипажа возвращался в строй.

В предельно сжатые сроки, с 1985 по 1988 год, были построены и введены в состав ВМФ СССР 7 средних рзк проекта 864 польской постройки: «Меридиан» («Адмирал Федор Головин»), «Карелия», «Таврия», «Приазовье», «Курилы», «Пеленгатор» («Василий Татищев») и «Одограф» («Виктор Леонов») водоизмещением 3470 т, со скоростью хода 16 узлов, автономностью 45 суток, дальностью плавания 7 000 миль и экипажем 150 человек2. Над корпусами этих кораблей имеется крупная развитая 2-ярусная надстройка с ходовой рубкой, пультами управления, постами-лабораториями и целевой аппаратурой. На крыше надстройки размещены мачта, антенные посты и радиопрозрачный сферический кожух. Эти средние рзк предназначены для плавания в океанских районах и морских зонах. Они вооружены двумя 6-ствольными зенитными

артиллерийскими установками АК-630М калибра 30 мм и двумя пусковыми установками ПЗРК «Игла». Но не пусковые установки, а радиоэлектронные разведывательные средства, системы и комплексы являются их главным оружием. Длительное время корабли этого проекта в наибольшей степени отвечали основным требованиям, предъявляемым к рзк. И в настоящее время они составляют основу класса рзк в отечественном ВМФ, решая широкий круг задач в различных районах Мирового океана. Среди них: радиоперехват эфирных радиосообщений на всех частотах; радиотехническая разведка, позволяющая определять принадлежность и характеристики источников радиоизлучения; идентификация и систематизация источников электромагнитного излучения; замеры физических полей; составление акустических и электромагнитных профилей различных кораблей и субмарин для их последующей идентификации; контроль морских коммуникаций; наблюдение за действиями вероятного противника во время манёвров и учебных мероприятий. Все поставленные перед этими кораблями задачи решаются с помощью комплексов радио-, радиотехнической и радиолокационной разведки, а также гидроакустической разведки. При этом корабли этого проекта по составу разведывательных систем отличаются друг от друга; каждый из них имеет свою специфику, ориентируясь на более

и

ж • история военной разведки _

детальное решение какой-либо группы задач.

Дальнейшая эволюция взглядов на развитие и применение рзк в отечественном ВМФ привела к разработке в начале 1980-х годов корабля с атомной энергетической установкой. Это было сделано по настоянию основного заказчика — ГРУ ГШ ВС СССР, которому требовался рзк чуть ли не с круглогодичной автономностью. Проектирование этого корабля, получившего номер проекта — 1941, было выполнено в ЦКБ «Айсберг». Так, в период 1981—1988 гг. был построен и введён в состав ВМФ СССР большой атомный рзк «Урал» водоизмещением 34 645 т, со скоростью хода 21,6 узла, автономностью 180 суток, неограниченной дальностью плавания, экипажем 923 человека, которому до сих пор нет аналогов в мире. Корпус этого корабля был

аналогичен корпусу атомного ракетного крейсера. «Урал» был вооружён 7 мощнейшими радиоэлектронными комплексами. С их помощью можно было расшифровывать характеристики любого космического объекта на удалении до 1500 км. Его специальная разведывательная аппаратура была создана производственными коллективами 18 министерств и ведомств СССР. ГРУ ГШ ВС СССР упорно требовало постройки второго такого корабля, но командование ВМФ возражало и уклонилось от этого, поскольку его постройка затормозила бы строительство атомных ракетных крейсеров проекта 1144 и атомных ледоколов типа «Сибирь» (свободные стапели соответствующего размера на Балтийском ССЗ отсутствовали, а другие заводы не могли строить атомные надводные корабли)3. Совершив в 1989 году

свой единственный переход к месту постоянного базирования на Тихоокеанский флот, уникальный корабль с дорогостоящим разведывательным оборудованием после распада СССР оказался никому не нужным. Простояв 18 лет у причала Владивостока, ветшая и разворовываясь вандалами, в 2002 году «Урал» был списан, а в 2008 году отправлен на металлолом4.

Большие рзк «Лира» (1985 г.) и «Закарпатье» (1987 г.) приняли участие в противолодочных операциях сил СФ по вскрытию подводной обстановки на Атлантике. В первом случае походный штаб флота управлял противолодочной операцией в районе Ньюфаундлендской банки силами 33-й дивизии подводных атомоходов с борта большого рзк «Лира» через космическую связь. Благодаря отличной вооружённости этого корабля средствами связи, разведки и наблюдения связь с береговым командным пунктом и силами, участвовавшими в операции, была надёжной и должного качества. На рзк вёлся постоянный анализ действий противолодочной авиации ВМС НАТО. Поэтому вполне обоснованно использование рзк в качестве корабля управления флота. Во втором случае большой рзк «Закарпатье» участвовал в трёх противолодочных поисковых операциях по вскрытию подводной обстановки в районах боевого патрулирования пларб у восточного побережья США, в СевероВосточной Атлантике и Норвежском море. В 1987—1988 гг. советские специалисты-разведчики оказали техническую помощь кубинским коллегам в оборудовании и комплектовании боевых постов их рзк «Чистла де ля Хувентуд».

Для специальных целей на Черноморском заводе в Николаеве на базе большого морозильного траулера в 1992 году был построен большой рзк проекта 12884 «Приднепровье» водоизмещением 5830 т, со скоростью хода 14,8 узла, автономностью 90 суток, дальностью плавания 13 тыс. миль и экипажем 129 человек5. Однако в связи с распадом СССР он вошёл в состав ВМС Украины, получил новое название «Славутич» и использовался там до 2014 года как штабной

в

и

В.В. ШЕЛЬ. От апогея деятельности к грани исчезновения • Яч

корабль, а затем перешёл под контроль РФ.

Обновление корабельного состава осуществлялось с одновременным выводом из состава ВМФ старых, выслуживших предельные сроки кораблей:«Океанограф» — в 1965 году, «Керби»

— в 1967, «Веха» — в 1971, «Атлас» и «Унго» — в 1972, «Усач» — в 1973, «Аргун» — в 1975, «Магнит»

— в 1977, «Измеритель», «Протрактор» и «Амперметр» — в 1983, «Кренометр» и «Теодолит»

— в 1984, «Траверз» и «Алидада»

— в 1986, «Репитер» — в 1988, «Эхолот» и «Вертикал» — в 1989, «Линза» — в 1990, «ГС-55» — в 1991 году. Для решения поставленных командованием задач некоторые рзк передавались с одного флота на другие флоты и флотилию: в 1961 году «Гидрофон» с Балтийского флота (БФ) был передан Тихоокеанскому флоту (ТОФ); в 1963 году «Эхолот» с ТОФ — СФ; в 1968 году «Вал» и «Вертикал» с СФ — ЧФ; в 1969 году «Буй» и в 1976 году «Барометр» с СФ — Каспийской флотилии; в 1976 году «Ильмень» с СФ — ТОФ; в 1980 году «Лотлинь» с СФ — БФ; в 1996 году «Одограф» с ЧФ — СФ и т.д. Отдельные несписанные рзк переводились в подклассы других классов кораблей и судов, а также передавались в различные структуры ВМФ. Так, например, в 1970 году рзк «Нейва» класса «Логгер» был переведён в подкласс морских сухогрузных транспортов и передан вспомогательному флоту. В 1980 году корабли «ЛОЦ-1», «ЛОЦ-2», «ЛОЦ-50» и «ЛОЦ-85» возвращены в подкласс малых гидрографических судов.

Некоторым рзк пришлось послужить ещё и учебными кораблями: так, они использовались для обеспечения практики курсантов — будущих офицеров-разведчиков ВМФ. После вывода из состава ВМФ малых рзк «Океанограф» и «Атлас» они были переданы Севастопольской детской морской флотилии в качестве учебных судов, получив там новые названия — «Юный севастополец» и «Романтик» (соответственно). «ЛОЦ-2» после списания в 1980 году послужил в качестве учебного судна «Юнга Балтики» Ленинградского клуба юных моряков «Адмиралтеец». Списанный в 1983 году «ЛОЦ-1»

побыл ещё некоторое время учебным судном Ленинградского морского клуба «Юнга». Выведенный из состава ВМФ малый рзк «Керби» стал учебным судном Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. В 1988 году малый рзк «Сириус» превратился в учебно-тренировочное судно «УТС-267», а малый рзк «Курсо-граф» в 1989 году стал учебным судном клуба «Восток».

За период 1951—2015 гг. были построены,переоборудованы и введены в состав ВМФ более 100 рзк различных проектов, типов и классов. Наибольшее количество рзк в составе ВМФ было в 1970—1980 гг. К концу 1980-х годов — перед самым распадом Советского Союза — в составе ВМФ СССР находилось около 60 рзк. Они вели постоянное наблюдение за базами атомных ракетных подводных лодок в Холи-Лох (Шотландия), Чарлстон (штат Южная Каролина) и Кинг-сбей (Джорджия), ракетным полигоном Кейп-Канаверал (Флорида), действовали на основных международных морских коммуникациях, в том числе в Гибралтарском, Сицилийском и Ормузском проливах,контролировали учения ВМС США и НАТО в различных океанских районах и морских зонах6. Распад СССР ряд рзк встретили на боевой службе. Так, среднему рзк «Находка», находившемуся с деловым визитом на Кубе (Сьенфуэгос), в связи с резким изменением международной обстановки было отказано в заправке топливом. Корабль был вынужден ждать

в иностранном порту прихода большого рзк «Запорожье». После пополнения запасов оба рзк покинули Кубу.

После создания Российской Федерации и её Вооружённых сил наступили тяжёлые времена, которые не могли не сказаться и на судьбе некоторых рзк. В связи с реформированием Вооружённых сил РФ в 1990-е годы и значительным уменьшением численности ВМФ было принято решение сократить соединения и части и одновременно списать на слом ряд кораблей и судов, в том числе и не выслуживших установленные сроки службы. Были выведены из состава ВМФ следующие рзк: в 1992 году — «Харитон Лаптев»; в 1993 — «Селигер», «Ильмень», «Закарпатье», «Забайкалье», «Гавриил Сары-чев», «Семён Челюскин», «Курс», «Ладога», «ГС-242», «Архипелаг» и «Рица» проекта 1849; в 1994

— «Пелорус», «ГС-8», «ГС-239», «Гирорулевой» и «Приморье»; в 1995 — «Вега»; в 1997 — «Рыбачий», «Крым», «Кавказ», «Запорожье», «Лира» и «Херсонес»; в 1998 — «Гироскоп», «Азия» и «Находка»; в 2002 — «Урал»; в 2005 году — «ГС-7».

Отдельные рзк после вывода из состава ВМФ передавались в отдел реализации военного имущества, а затем использовались в качестве гражданских судов. Например, «Курс» стал рефрижератором «Аляска», «Гирорулевой»

— сухогрузом «Викинг» и т.д. Помимо этого рзк «ГС-13» и «Юпитер» в 1995 году были переданы Украине (после раздела ЧФ), рзк «Анемометр» и «Барометр»

и

ж • история военной разведки_

в 1992 году — Азербайджану. Простояв в отстое несколько лет, нереализованный бывший средний рзк«Селигер» в декабре 1996 года во время сильного ветра в Кольском заливе затонул у причала (посёлок Роста).

Эти решения были по меньшей мере недальновидными, если не сказать вредными. Вместо выведенного из состава ВМФ целого ряда рзк он пополнился за это время всего лишь одним кораблём: в 1995 году в состав СФ вошло судно «ОС-572» («ГС-31», «Чусовой») проекта 0745-2 водоизмещением 1620 т, со скоростью хода 13,2 узла, автономностью 40 суток, дальностью плавания 6200 миль и экипажем 36 человек7. Основным предназначением рзк в это время было ведение разведки состояния боевой готовности и деятельности ВМС вероятного противника, а также выполнение специальных задач. Класс разведывательных кораблей в составе ВМФ был представлен большими, средними и малыми рзк, а также большим атомным рзк.

Несмотря на то что за счёт выдвижения рзк в передовые районы они способны не только контролировать оперативную обстановку в океанских районах и морских зонах, но и вскрывать действия иностранных ВМС в ходе проведения ими учений и мероприятий боевой подготовки, с 1995 года в связи с экономическими трудностями выходы рзк в море становились всё менее регулярными. Отказ от принципа смены кораблей в море и передачи обстановки «из рук в руки»

привёл к снижению эффективности решения разведывательных задач. Уменьшение численности рзк в составе флотов обусловило переформирование в 1998 году бригад в дивизионы.

Состояние морской радиоэлектронной разведки (РЭР) ВМФ, в котором она оказалась к концу 1990-х годов XX века в результате проходившего реформирования ВС РФ, нельзя признать допустимым. Оставшиеся на тот момент силы оказались не способными в требуемом объёме решать стоявшие перед ними задачи, т.к. количество объектов разведки только увеличивалось. Находившиеся в составе ВМФ рзк были укомплектованы табельным имуществом не полностью. Постоянно ощущалась нехватка топлива и финансовых средств. Была острая потребность в возобновлении серийного производства новых рзк. Всеобъемлющая морская РЭР ВМФ возвращалась, по существу, к береговой радиоразведке с ограниченными возможностями.

Только в начале 2000-х годов с большим трудом была преодолена критическая отметка в развитии морской РЭР ВМФ, стоявшей на грани исчезновения. Оставшиеся в составе ВМФ рзк продолжали решать поставленные задачи. Яркой страницей в боевой летописи дивизиона рзк ЧФ явилось выполнение задач боевой службы средними рзк «Лиман» и «Кильдин» по ведению разведки в районе боевых действий объединённых вооружённых сил НАТО в период Югославского кризиса 1999 года.

В течение продолжительного времени новые рзк не строились. Только в 2004 году на заводе «Северная верфь» было начато строительство серии средних рзк по проекту 18280, разработанному в ОАО ЦКБ «Айсберг». Всего планировалось построить как минимум 4 таких корабля — для Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов.

Отечественный исследователь истории РЭР ВМФ В.Г. Кикнадзе в своей кандидатской диссертации, защищённой в то время, подчёркивал особую значимость для военной безопасности России береговых сил и средств РЭР, тем более в условиях значительного сокращения манёвренных сил РЭР ВМФ (морской и воздушной составляющих), ограниченных возможностей государства по поддержанию в составе флота необходимого количества современных рзк. При этом некоторые оппоненты утверждали обратное — важность скорейшего появления в составе флота значительного количества новых рзк и неактуальность использования исторического опыта развития и применения наземных сил и средств РЭР ВМФ8. История расставила всё по своим местам: из-за срыва поставок двигателей и трубопроводной аппаратуры первый (головной) рзк проекта 18280 — «Юрий Иванов» спустили на воду с большим опозданием. Он был построен только в 2013, а введён в состав ВМФ лишь в 2015 году. К этому времени исторический опыт развития сил и средств радиоразведки отечественного ВМФ в первой половине XX века был уже исследован В.Г Кикнадзе на уровне докторской диссертации9.

Закладка второго рзк проекта 18280 «Иван Хурс» была осуществлена в 2013 году. Спуск его на воду состоялся в мае 2017 года. Корабли этого проекта имеют следующие ТТХ: водоизмещение 4 000 т, скорость хода 20 узлов, дальность плавания 8 000 миль и экипаж 120 человек. Предусмотрено лёгкое противовоздушное вооружение. В состав бортовой аппаратуры входят: комплекс для обеспечения навигации, аппаратура связи,системы многодиапазонной радиоразведки

в

и

В.В. ШЕЛЬ. От апогея деятельности к грани исчезновения • Яч

Разведывательный корабль «Находка» прикрывает атомную подводную лодку К-324 от американского эсминца

в эпизоде с антенной

1983 г.

и контроля, оборудование для сбора данных о работе радиоэлектронных средств вероятного противника. Основные задачи, возложенные на эти рзк: обеспечение связи и управления флотом, ведение РЭР и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), слежение за компонентами американской противоракетной обороны и зенитных ракетных комплексов. Эти корабли по мореходным качествам и техническому оснащению намного превосходят прежние. Однако даже все 4 новых рзк (в настоящее время построен и передан ВМФ всего один) вряд ли смогут всецело заменить стареющий и ветшающий парк отечественных кораблей разведки.

Тем не менее рзк, находящиеся в составе ВМФ, продолжают успешно решать задачи, поставленные командованием. Осенью 2012 года в Восточном Средиземноморье постоянно находился разведывательный корабль ЧФ. Длительность дальних походов рзк ЧФ «Экватор», «Кильдин», «Лиман» и «Приазовье» только за 2016 год составила 450 суток. Корабли находились на боевой службе в Чёрном, Средиземном и Красном морях, совершали деловые заходы в иностранные порты, а именно: Пилос (Греция), Ли-массол (Кипр), Султан-Кабус (Оман), Ливорно (Италия), Джибути (Джибути), Бендер-Аббас (Иран), Мерсин (Турция), Ва-летта (Мальта). По итогам решения задач деятельность рзк ЧФ оценена на «отлично»10. По материалам западных СМИ, в 2015 и 2017 гг. средний рзк «Виктор Леонов» находился в международных водах у восточного побережья США, в том числе недалеко от базы подводного флота американских ВМС в штате Коннектикут11.

К сожалению, иногда происходят нештатные ситуации и происшествия на море. Так, 27 апреля 2017 года рзк «Лиман» в результате столкновения с иностранным судном получил пробоину по правому борту и затонул. Экипаж был спасён12. В результате этого трагического случая российский флот лишился части своих «ушей и глаз» в морях и океанах.

Таким образом, к началу 1980-х годов развитие ВМФ и его дея-

тельность на боевой службе достигли своего апогея. Флот стал выполнять задачи, в том числе и разведывательные, практически на всём пространстве Мирового океана. Однако произошедший в 1991 году распад СССР предопределил скорый закат морской РЭР ВМФ. Состояние, в котором она оказалась к концу 1990-х годов XX века, нельзя признать допустимым. Оставшиеся на тот момент силы оказались не способными в требуемом объёме решать стоявшие перед ними задачи. Всеобъемлющая морская РЭР ВМФ возвращалась, по существу, к береговой радиоразведке с ограниченными возможностями. Только в начале 2000-х годов с большими усилиями была преодолена критическая отметка в развитии морской РЭР ВМФ, стоявшей на грани исчезновения.

Несмотря на активное развитие других видов разведки, в том числе космической, морская РЭР не утратила своей актуальности и в современных условиях. Её успешно ведут и российские корабли разведки. Вместе с тем при сохранении существующего уровня строительства новых рзк, ввода их в состав ВМФ, поддержания и эксплуатации имеющихся в строю кораблей в ближайшем будущем в составе сил постоянной готовности флота может не остаться ни одного разведывательного корабля.

Как показывает исторический опыт, отечественная морская РЭР в настоящее время остро нуждается в финансировании,

модернизации и дальнейшем развитии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В скобках указаны последующие названия кораблей и судов или их бортовые номера (здесь и далее по тексту статьи).

2 Фёдоров В.М. Военно-морская разведка: история и современность. М.: Оружие и технологии, 2008. С. 490.

3 Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945—1991. СПб.: Историческое морское общество, 1996. С. 264.

4 Кикнадзе В.Г. Социальный ресурс армии в Великой российской революции 1917 года // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. 2017. Т. 7. № 6 (30).

5 История отечественного судостроения. Т. V Судостроение в послевоенный период 1946—1991 гг. / Под ред. И.Д. Спасского. СПб.: Судостроение, 1996. С. 394.

6 Полмар Н., Ален Т. Б. Энциклопедия шпионажа / Пер. с англ. В. Смирнова. М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. С. 522, 523.

7 Плутов В.В. История создания и боевой путь соединения кораблей радиоэлектронной разведки Северного флота. Кн. 1. 1951—1986 гг. М.: АИР, 2015. С. 484.

8 Личный архив В.В. Шеля (CD № 2). Интервью с В.Г. Кикнадзе (16 июня 2017 г.).

9 Кикнадзе В.Г. Развитие сил и средств радиоразведки отечественного Военно-морского флота в первой половине XX века: исторический опыт и уроки. Дисс. ... д-ра ист. наук. М., 2014. 432 с.

10 65 лет дивизиону кораблей специального назначения Черноморского флота // Морской сборник. 2017. № 2. С. 29—31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Тучков В. Американцы зря смеялись над российской морской разведкой // Свободная пресса. 2017. 17 марта (интернет-ресурс: http://svpressa.ru).

12 Средний разведывательный корабль «Лиман» Черноморского флота (интернет-ресурс: www.kchf.ru). ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.