Научная статья на тему 'ОТ АБДУКТИВНОЙ ЛОГИКИ К ПЕРФОРМАТИВНОМУ ИСКУССТВУ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ПЕРФОРМЕРОМ И ЗРИТЕЛЕМ'

ОТ АБДУКТИВНОЙ ЛОГИКИ К ПЕРФОРМАТИВНОМУ ИСКУССТВУ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ПЕРФОРМЕРОМ И ЗРИТЕЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
79
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
абдукция / перформативное искусство / авангард / речевые акты / прагматизм / фанероскопия / генеративное искусство / поэтическая логика / слово в перформансе / интермедиальные практики / abduction / performative art / avant-garde / speech acts / pragmatism / faneroscopy / generative art / poetic logic / word in performance / intermedial practices

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сергей Сергеевич Грибов

В статье проводится исследование перформативного искусства на основании методологических принципов прагматизма. Прагматизм, опираясь на концептуальную модель фанероскопии, выдвигает новую парадигму философской логики. Абдукция как логическая модель выдвижения гипотезы оперирует фанеронами (совокупностью наличных знаний, идей), что допускает относительность знания в зависимости от контекста, в который помещен предмет исследования. Теория абдукции, будучи логическим основанием прагматической парадигмы, трансформируется в художественных практиках авангарда в концепцию «генеративного искусства». Основные положения абдуктивных рассуждений позволяют включить логику в художественную деятельность. В художественных практиках абдукция направлена на рассмотрение модусов видения, памяти, воображения, которые в совокупности формируют представление художественного объекта, события у автора и зрителя. В статье обосновывается применение абдуктивной логики в теории речевых актов в рамках жанрово-стилевых форм перформативного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM ABDUCTIVE LOGIC TO PERFORMATIVE ART: DESIGNING THE ARTISTIC COMMUNICATION OF PERFORMER AND SPECTATOR

The article investigates performative art based on the methodological principles of pragmatism. Pragmatism, including the conceptual field of phenomenology (phaneroscopy), puts forward a new paradigm of philosophical logic. Abduction, as a logical model of reasoning, operates with a combination of available knowledge, ideas, which allows the relativity of knowledge, depending on the context in which the subject of research is placed. The theory of abduction, being the logical basis of a pragmatic paradigm, is transformed in avant-garde art practices into the concept of «generative art». The main provisions of abductive reasoning allow us to incorporate logic into artistic activity. In artistic practices, abduction is aimed at considering the modes of vision, memory, imagination, which together form the representation of an art object, event, in the person of the author and the viewer. The article substantiates the use of abduction logic in the theory of speech acts within the framework of genre-style forms of performative art.

Текст научной работы на тему «ОТ АБДУКТИВНОЙ ЛОГИКИ К ПЕРФОРМАТИВНОМУ ИСКУССТВУ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ПЕРФОРМЕРОМ И ЗРИТЕЛЕМ»

Сергей Сергеевич ГРИБОВ / Sergey GRIBOV

| От абдуктивной логики к перформативному искусству: Конструирование художественной коммуникации между перформером и зрителем / From Abductive Logic to Performative Art: Designing the Artistic Communication of a Performer and a Spectator |

Сергей Сергеевич ГРИБОВ / Sergey GRIBOV

Алтайский государственный институт культуры, Барнаул, Россия Кафедра хореографии, преподаватель Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия Институт искусств и дизайна, аспирант

Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia Department of Choreography, Teacher Altai State University, Barnaul, Russia Institute of Arts and Design, PhD Student freran92@gmail. com

ОТ АБДУКТИВНОЙ ЛОГИКИ К ПЕРФОРМАТИВНОМУ ИСКУССТВУ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ

ПЕРФОРМЕРОМ И ЗРИТЕЛЕМ

В статье проводится исследование перфор-мативного искусства на основании методологических принципов прагматизма. Прагматизм, опираясь на концептуальную модель фанероскопии, выдвигает новую парадигму философской логики. Абдукция как логическая модель выдвижения гипотезы оперирует фанеронами (совокупностью наличных знаний, идей), что допускает относительность знания в зависимости от контекста, в который помещен предмет исследования. Теория абдукции, будучи логическим основанием прагматической парадигмы, трансформируется в художественных практиках авангарда в концепцию «генеративного искусства». Основные положения аб-дуктивных рассуждений позволяют включить логику в художественную деятельность. В художественных практиках абдукция направлена на рассмотрение модусов видения, памяти, воображения, которые в совокупности формируют представление художественного объекта, события у автора и зрителя. В статье обосновывается применение абдук-тивной логики в теории речевых актов в рамках жанрово-стилевых форм перформативного искусства.

Ключевые слова: абдукция, перформатив-ное искусство, авангард, речевые акты, прагматизм, фанероскопия, генеративное искусство, поэ-

тическая логика, слово в перформансе, интермедиальные практики.

FROM ABDUCTIVE LOGIC TO PERFORMATIVE ART: DESIGNING THE ARTISTIC COMMUNICATION OF PERFORMER AND SPECTATOR

The article investigates performative art based on the methodological principles of pragmatism. Pragmatism, including the conceptual field of phenomenology (phaneroscopy), puts forward a new paradigm of philosophical logic. Abduction, as a logical model of reasoning, operates with a combination of available knowledge, ideas, which allows the relativity of knowledge, depending on the context in which the subject of research is placed. The theory of abduction, being the logical basis of a pragmatic paradigm, is transformed in avant-garde art practices into the concept of «generative art». The main provisions of abductive reasoning allow us to incorporate logic into artistic activity. In artistic practices, abduction is aimed at considering the modes of vision, memory, imagination, which together form the representation of an art object, event, in the person of the author and

67

| 3 (40) 2020 |

Сергей Сергеевич ГРИБОВ / Sergey GRIBOV

| От абдуктивной логики к перформативному искусству: Конструирование художественной коммуникации между перформером и зрителем / From Abductive Logic to Performative Art: Designing the Artistic Communication of a Performer and a Spectator |

the viewer. The article substantiates the use of abduction logic in the theory of speech acts within the framework of genre-style forms of performative art.

Key words: abduction, performative art, avant-garde, speech acts, pragmatism, fanerosco-py, generative art, poetic logic, word in performance, intermedial practices.

Концепция абдукции, предложенная Ч. С. Пирсом1 как логическая модель рассуждения, успешно применяется в различных направлениях научной деятельности, поскольку представляет собой инструментарий для получения нового знания. Следует отметить также разнообразие и эффективность применения абдуктивной структуры в области художественных практик.

Особенно ярко смешение научного и художественного подхода можно наблюдать в авангардном искусстве: футуризме

(В. Хлебников, Е. Мнацаканова), дадаизме (Ханс Арп, Тристан Тцара, Хуго Балль), конструктивизме (В. Татлин, К. Кобро), аналитическом искусстве (П. Филонов). В творчестве В. Хлебникова научно-художественный подход на стыке математической и лингвистической парадигм позволил выдвинуть гипотезу фонетико-поэтической системы2, которая представлялась универсальной языковой моделью коммуникации. Речевая способность человека в концепции В. Хлебникова, расщеплялась на отдельные типы (фраза, слово, звук), после чего смысловые значения в разных регистрах синтезировались и комбинировались в

1 Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000. С. 199.

2 Бирюков С. Е. О трансформационной поэтике //

Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. 2016. № 7. С. 254.

новое смысловое пространство. Особое внимание в данной теории уделялось не миметическому посылу, в котором иллюстрация метафорического образа играет результативную роль, а возможности порождения нового смысла в зависимости не только от адресуемого замысла, но и от индивидуального восприятия адресатом. В этом смысле «преобразования перестают играть первостепенную роль, на их место приходят своеобразные "формотро- 68 пы", в которых транспозиция формы и смысловой перенос порождают единый трансформирующий поэтический "сдвиг"»3. На формирование формотропов влияет формат записи: расположение слов на странице, знаки препинания в отдельных выражениях, дробление слова на звуки. В авангардной поэтической практике создание гибридного языка имело место в творчестве А. Крученых, В. Каменского, Н. Рубина, Е. Кацюбы, Е. Мнацакановой, Б. Гринберга:

«Но светло март март март вот светло март

нас танет нас тянет нас станет март март словно мать март светло мать

вот светло мать март словно март нагря-

3 Фатеева Н. А. Открытая структура. О поэтическом языке и тексте рубежа ХХ-ХХ1 веков. М.: Вест-Консалдинг, 2006. С. 37-38.

| 3 (40) 2020 |

Сергей Сергеевич ГРИБОВ / Sergey GRIBOV

| От абдуктивной логики к перформативному искусству: Конструирование художественной коммуникации между перформером и зрителем / From Abductive Logic to Performative Art: Designing the Artistic Communication of a Performer and a Spectator |

нет

НЕ СТАНЕТ НАС, НО СВЕТЛОЙ ТЕНЬЮ ВСТАНЕТ...»4

Пример из поэзии Е. Мнацакановой демонстрирует смысло-фонетическую деконструкцию текста, для которого важен исполнительский аспект. Чтобы воспринимать и исследовать такого рода тексты, необходимо обновить привычный инструментарий анализа. «Такой текст подлежит исполнительской, голосовой интерпретации, и только затем можно попытаться выстроить описание. Автор. движется к "речегенным инстанциям"... используя дефект дыхания. Он обнаруживает дискретность речевого потока, останавливает наше внимание на таких его фрагментах, которые мы не замечаем, проглатываем. Здесь происходит обновление, обострение слуха»5. В процессе чтения, который сам по себе является исполнением, формотропы создают генеративную цепочку, цель которой привести к «новой идее мира, которая, за счет акцентирования на исполнении, ближе к реальности, чем сама реальность. Эта искусственная жизнь - художественная гипотеза, выстроенная поэтической логикой, представляет потенциал реальности. Смысл рождается из нашей идеи, в ходе непрерывной, постоянной эволюции, в бесконечном сочинении»6.

В авангардной поэзии ясно прослежива-

4 Мнацаканова Е. Vita Breve. Из пяти книг: Избранная лирика. Пермь: Издательство Пермского ун-та, 1994. С. 50.

5 Бирюков C. Е. О трансформационной поэтике // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. 2016. № 7. С. 256.

6 Soddu C., Colabella E. Generative Art Futuring Past.

Roma: Domus Argenia Publisher, 2019. P. 45.

ется идея необходимости обобщения инструментария естественных и гуманитарных наук для продуктивного художественно-научного исследования мира с целью извлечения нового знания. Часто поэтические эксперименты авангардных авторов требовали особой презентации в публичном пространстве. Поиск оригинальной исполнительской формы трансформировал публичное исполнение поэзии в художественную практику перформанса. Поэзия в авангардных практиках уже не была поэзией в традиционном понимании. Представители сюрреализма, дадаизма использовали, в том числе, практику автописьма и свободной импровизации для сочинения и исполнения, нередко объединяя оба действия. Дадаист Хуго Балль придумал «стихи без слов», или «звуко- 69 вые стихотворения», в которых «вибрация гласных принимается во внимание и распределяется только по силе следующих друг за другом приступов:

... гаджи бери бимба гландири лаули лонни кадори гаджама бим бери глассала гландриди глассама туффм и цимбра-

бим

бласса глассаса туффм и цимбрабим»7

Исполнение Балля сопровождалось сценографическим дизайном и музыкальными звуками, что порождало особый ритм живого исполнения - перформанса.

Научно-техническая революция и развитие информационной культуры в ХХ веке

7 Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: Изд-во Ад Маргинем Пресс, 2015. С. 75.

| 3 (40) 2020 |

Сергей Сергеевич ГРИБОВ / Sergey GRIBOV

| От абдуктивной логики к перформативному искусству: Конструирование художественной коммуникации между перформером и зрителем / From Abductive Logic to Performative Art: Designing the Artistic Communication of a Performer and a Spectator |

размыли четкую границу между гуманитарными и естественными науками и художественной практикой. Поиск новых структурных принципов и перенос технологии из науки в искусство стал основным направлением развития авангардных практик. Художники стремились создать новую структуру, в которой художественная практика будет вне привычных дефиниций, где будет место поэзии, музыке, театру, танцу, дающим возможность «соединить две или больше существующих художественных техник, причем сделать это произвольно, а не по существующей и установившейся творческой модели»8. Зачастую художники действовали интуитивным путем, нередко создавая сложные для привычного зрительского сознания структуры.

Аллан Капроу в «Восемнадцати хеппенингах в шести частях» создал событийный ряд, в котором зрителям представлялось свободно интерпретировать отрывочные события, при этом замечая, что «для художника эти действия будут лишены смысла, легко поддающегося формулировке»9. Во время исполнения «звучала флейта, гавайская гитара, скрипка, художники рисовали на негрунтованных холстах, натянутых на стены, на тележках вкатывали граммофоны, и, наконец, по прошествии полутора часов, в которые уместились восемнадцать хеппенингов, четыре трехметровых свитка свалились с горизонтальной планки, разделявшей исполнителя и исполнитель-

ницу, которые декламировали односложные слова: "но", "ну"... раздались два звонка об окончании»10. Сложность для зрительского восприятия, привыкшего к логоцентристской эстетике, заключается в том, что подобные эксперименты размывали границы не только между различными направлениями искусства, но также между повседневным и художественным мирами. Ричард Хиггинс, один из основателей движения флюксус, в середине 1960-х предложил термин «интермедиа», позволяющий наиболее точно объяснить феномен меж-дисциплинарности в искусстве11. Включение предметов повседневного обихода требовало смены модуса зрительского восприятия: «Любой готовый объект в силу того, что он представляет собой реальный предмет, превращён- 70 ный в медиа, предполагает нахождение в области "между" - между художественными выразительными средствами и жизненными медиа... Неодадаистские эксперименты, в частности поп-артистские произведения. пытаются соединить бытовой предмет и художественный объект, создавая произведения, внешне неотличимые от бытовых предметов, но не являющиеся ими. Хоть мороженое Ольденбурга и выглядит, как мороженое, но оно им не является, поскольку несъедобно; хоть оно и выглядит, как скульптура, но ею также не является. Именно в таких необычных сочетаниях разных реальностей, разных медиа, Хиггинс видит путь для художников, на котором многое может быть сделано в направлении

8 Меньшиков Л. А. Искусство как антиискусство. СПб.: Изд-во Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2019. С. 50.

9 Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: Изд-во Ад Маргинем Пресс, 2015. С. 163.

10 Там же.

11Меньшиков Л. А. Интермедиальные практики в

теории акционистского искусства // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2019. С. 116.

| 3 (40) 2020 |

Сергей Сергеевич ГРИБОВ / Sergey GRIBOV

| От абдуктивной логики к перформативному искусству: Конструирование художественной коммуникации между перформером и зрителем / From Abductive Logic to Performative Art: Designing the Artistic Communication of a Performer and a Spectator |

открытия эстетических возможностей. Этот

путь обнаруживается, если начать "играть с

12

текстом как визуальным средством"»12.

Наиболее широко принцип универсальности и всеобщности художественной деятельности, начиная со второй половины ХХ века, развивался в практике перформанса. Перформанс стал медиумом, с помощью которого искусство превращалось в исполнительскую практику, стирая границы между реальностью и художественным вымыслом. Исполнение перформанса происходит как научный эксперимент. В этом случае художник использует исполнительское пространство подобно лаборатории. Целью перформанса является переустройство существующего порядка, поэтому его исполнение воспринимается как манифестация, обращение художника к зрителю. При этом, инструментарий не исчерпывается художественными средствами.

Немецкий художник Йозеф Бойс считал, что именно художественная практика способна менять сознание людей, поскольку каждый человек сам по себе есть художник. Бойс был автором концепции «социальной скульптуры», в которой провозглашалась идея понимания общества как тотального, всеобщего произведения искусства. Перформансы Бойса проходили как научный эксперимент, где художник вместе с публикой исследовал противоречия духовной, социальной, политической деятельности человека. В художественных акциях Бойс использовал принцип медитативной беседы с самим собой, с публикой. Он применял демонстрационные доски для записи, на них документировал результаты творческого

процесса, создавая графические диаграммы, комбинации слов, схемы, рисунки, таким образом развивая перформативный язык, преобразовывая речевые акты. Бойс использовал графические записи для фиксации опыта с возможностью последующей трансформации. В этом прослеживается явное сходство с экспериментами в научной лаборатории. Концепция социальной скульптуры, по замыслу художника, должна была вывести искусство из общепринятых рамок, где прописана строгая специализация. Художник трактовал искусство и науку как единую исследовательскую практику. Однако нельзя сказать, что «художественная концептуализация Бойса является путем к научной модели в строгом смысле слова, она представляет собой попытку преобразовать 71 науку через теоретические, художественные предположения, которые могут быть схематически набросаны, а затем преобразованы в точные теории, если найдена верная математическая формулировка и если предсказания та-

13

кой модели проверены экспериментом»13.

Таким образом, можно заметить, что вербальная форма коммуникации занимает ключевое место в практике перформанса. В этом аспекте важным становится выявление логической модели, которая может представить процесс отбора средств в художественной акции. Сложность заключается в том, что феномен художественной деятельности характеризуется эфемерностью, сиюминутностью,

Там же. С. 121-122.

13 Montagnino F. M. Joseph Beuys' Rediscovery of Man-Nature Relationship: A Pioneering Experience of Open Social Innovation // J. Open Innov. Technol. Mark. Complex. 2018, 4, 50. Режим доступа: https://www.mdpi.com/2199-8531/4/4/50/htm (дата обращения: 05.06.2020).

12

| 3 (40) 2020 |

Сергей Сергеевич ГРИБОВ / Sergey GRIBOV

| От абдуктивной логики к перформативному искусству: Конструирование художественной коммуникации между перформером и зрителем / From Abductive Logic to Performative Art: Designing the Artistic Communication of a Performer and a Spectator |

случайностью. И вопрос относительно выявления алгоритма случайности звучит как парадокс.

В последней четверти XX века появилась концепция искусства, в которой применяется опыт научных и художественных практик - концепция «генеративного искусства». Генеративное искусство проблематизирует алгоритмические основания художественного процесса, исследуя область «случайного» в искусстве. Следует обратить внимание, что исследование случайности как качества художественной практики уже известно в теории искусства: «Элементы случайности давно уже используются в так называемой алеаторике, где исполнителю время от времени предоставляется возможность самому выбирать, что играть. В XVIII веке было создано немало музыкальных пьес «на случайную тему»14. Исследователи генеративного искусства, С. Содду, Э. Ко-лабелла15 отмечали, что следы особого творческого алгоритма заметны уже в работах Леонардо Да Винчи и его современников, однако только в XX веке генеративное искусство концептуализируется как художественное проявление философского дискурса прагматизма.

Структура художественного произведения, как отмечает исследователь генеративного искусства Э. Колабелла, есть логическая модель абдукции16. Выделяя три модуса суще-

14 Мичи Д., Джонтсон Р. Компьютер-творец. М.: Мир, 1987. С. 157.

15 Soddu C., Colabella E. Generative Art Futuring Past. Roma: Domus Argenia Publisher, 2019. P. 42.

16 Enrica Colabella / Poetic Logic. 18th Generative art

conference Venice 9, 10 and 11 December 2015 orga-

nized by: Generative Design Lab, Politecnico di Milano University at Bevilacqua La Masa Foundation,

го, которые являются необходимыми критериями подразделения фанеронов (под фанероном понимается общая совокупность всего, что так или иначе, в том или ином смысле является наличным (is present to) сознанию, совершенно независимо от того, соответствует ли наличное какой-либо реальной вещи)17: первичности, двоичности, троичности, Пирс определяет суть абдуктивной модели философской логики. Э. Колабелла в концепции генеративного искусства, маркирует эти три модуса в качестве видения, памяти, воображения. Подхватывая философскую модель абдукции, художественные практики авангардного искусства проникают во все сферы жизнедеятельности.

Появляются полиморфные направления: фотография, кино, медиа, дизайн, соткан- 72 ные художниками в междисциплинарных практиках. Художественные практики авангарда, возникшие как реакция на технологический прогресс, включают науку в контекст искусства. Наука становится новым инструментом конструирования художественного кода в искусстве. Развиваются информационные формы искусства, которые можно рассматривать как «значимую для культуры практику включения техно-научных исследований в контекст искусства»18.

Художники, попадая в границы науки, предлагают важные направления междисци-

Venice. Режим доступа:

http://www.generativeart.com/ga2015_WEB/poetic-logic_colabella.pdf (дата обращения: 25.04.2020).

17 Пирс Ч. Начала прагматизма. СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. С. 5.

18 Stephen Wilson. Information Arts. Intersections of Art, Science and Technology. Cambridge; London: MIT Press (Leonardo), 2002. P. 18.

| 3 (40) 2020 |

Сергей Сергеевич ГРИБОВ / Sergey GRIBOV

| От абдуктивной логики к перформативному искусству: Конструирование художественной коммуникации между перформером и зрителем / From Abductive Logic to Performative Art: Designing the Artistic Communication of a Performer and a Spectator |

плинарного синтеза. «Русские конструктивисты (В. Татлин, Д. Ветров, Н. Габо), итальянские футуристы (Т. Маринетти, Л. Руссоло), представители немецкой школы Баухауз (О. Шлеммер, Л. Мохой-Надь) предложили новую эстетическую идеологию техно-художественной гибридизации, где технология начинает диктовать форму и содержание в искусстве. Благодаря художественному авангарду, к гибридам, наряду с кинематографом, были добавлены пространственно-световые скульптуры, кинопроекционное сопровождение музыкальных и театральных представле-

" 19

ний, электромузыкальное звукоизвлечение». В конструктивизме развивается идея создания автономной системы. Конструктивисты были увлечены идеей абсолютной структуры, созданной из автономных объектов.

Концепции искусственного интеллекта, общей теории управления и связи развиваются в русле кибернетики. Основоположник теории Н. Винер предложил понимать управление в машинах, живых организмах и социуме как набор процессов по передаче, переработке ин-формации20. Возникшее наряду с соответствующей научной дисциплиной кибернетическое искусство продолжало поиск стратегий взаимодействия со зрителем. Художники, осваивавшие пространство кибернетики, стремились к идее интерактивности, заимствованной у науки. Именно в кибернетике понятие интер-

19 Галкин Д.В. Техно-художественные гибриды или произведение искусства в эпоху его компьютерного производства // Гуманитарная информатика. 2007. № 3. С. 43.

20 Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Наука; Главная редакция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изданий для зарубежных стран, 1983. С. 17.

активности носит характер витальности, способности системы органично взаимодействовать с окружающей средой.

В современной культуре понятие интерактивности отчасти изменило свое исходное значение. Интерактивность часто путают с реактивностью, качеством односторонней сиюминутной трансформации системы «по запросу» пользователя. Однако изначально интерактивность рассматривалась как возможность взаимного обмена и накопления опыта различных систем (искусственных, биологических).

Исходя из вышеизложенного можно выявить характерный логический метод, свойственный для художественных практик дадаизма, футуризма, символизма, сюрреализма, информационного искусства. Художники, 73 применяющие ситуативные исполнительские практики, предлагающие живое искусство «присутствия», используют генеративную стратегию в создании коммуникативного поля художественного произведения. Проявление генеративного искусства возможно в любой художественной практике, в которой художник конструирует автономную структуру как специфический язык взаимной коммуникации и обмена опытом21. Генеративное искусство становится важным методом, определяющим суть коммуникации в современных художественных произведениях. Концепция генеративного искусства воспринимает мир как набор знаков и символов. Идейным вектором генеративного искусства становится желание сконструировать систему взаимного обмена и

21 Soban B. Generative art - a new kind of art // Generative art definitions art, thoughts and views [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.soban-art.com/definitions.asp (дата обращения: 15.05.2020).

| 3 (40) 2020 |

Сергей Сергеевич ГРИБОВ / Sergey GRIBOV

| От абдуктивной логики к перформативному искусству: Конструирование художественной коммуникации между перформером и зрителем / From Abductive Logic to Performative Art: Designing the Artistic Communication of a Performer and a Spectator |

накопления опыта.

Абдуктивная логика, выраженная в концепции «генеративного искусства», становится ключевой методологической базой художественных практик неоавангарда. Перфор-мативные формы искусства постмодернизма, по своей сути, также принимают концепцию абдукции в качестве структурного вектора. Абдукция в искусстве определяется в качестве логической структуры, оперирующей модусами видения, памяти и воображения, что, в свою очередь, способствует конкретизации гипотетической модели как художника, так и зрителя.

Перформативность, будучи качеством речевых актов, определяющим взаимодействие текстового выражения и реальной трансформации действительности, становится ключевым критерием в практике перформанса. Понятие перформативности уходит истоками к теории речевых актов, которую развивали Дж. Остин, Д. Лакофф, Дж. Р. Серл. В свою очередь, лингвистическая концепция речевых актов со второй половины XX века развивалась под влиянием идей прагматизма. Прагматическая концепция стала философским методом исследования языка, поскольку объясняла текст как «механизм общения и риторического структурирования в соответствующем, в частности художественном, контексте. Прагматика как наука о рассуждениях изучает влияние коммуниканта на коммуникат, адресанта на адресат»22. Коммуникативная установка в

таком случае становится контекстом, от которого зависит осуществление речевого акта. Контекст отвечает за модус наличности в классификации абдуктивной логики Ч. Пирса и модус памяти в классификации Э. Коллабеллы. «Взаимодействие речевых актов и их контекста составляет главный стержень прагматических исследований, а формулировка правил этого взаимодействия - их главная задача»23. В филологии предлагается следующая классификация речевых актов (далее - РА): «1) репрезентативные РА (описывают некоторое положение вещей): аргументативный РА (довод), дескриптивный РА (описание), констативный РА (утверждение), нарративный РА (рассказ); 2) директивные РА (побуждают к действию): инструктивный РА (распоряжение, запрет), 74 инъюнктивный РА (приказ), пермиссивный РА (разрешение), реквестивный РА (просьба), суггестивный РА (совет, предупреждение); 3) экспрессивные РА (передают психологическое состояние говорящего): квеситивный РА (вопросы), поэтическое восхищение, поэтическое обращение; 4) бехабитивные РА (передают реакцию на поведение людей): инвитивный РА (приглашение), регламентативный РА (формы социального этикета), сатисфактивный РА (упрек, похвала); 5) комиссивные РА (говорящий обязуется совершить поступок): декларативный РА (заявление говорящего с гарантией его успешного выполнения), экспозитивный РА (разъяснения), менасивный РА (угроза),

22Грищенко Я. С. Прагматическая парадигма в лингвистике и классификация речевых актов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kamts 1 .kpi.ua/sites/default/files/files/grysh

chenko_pragmaticheskaya.pdf (дата обращения 08.06.2020).

23 Арутюнова Н. Д., Падучева Е. В. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. 1985. № 16. С. 7.

| 3 (40) 2020 |

Сергей Сергеевич ГРИБОВ / Sergey GRIBOV

| От абдуктивной логики к перформативному искусству: Конструирование художественной коммуникации между перформером и зрителем / From Abductive Logic to Performative Art: Designing the Artistic Communication of a Performer and a Spectator |

промисивный РА (обещание)»24. Данная классификация проведена, в том числе с учетом её применения в художественной практике и анализе художественных текстов.

Как следствие, можно определить концепцию абдукции как стратегию, применяемую в речевых актах перформативного искусства. Художник имеет некоторое предположение, гипотезу, что соответствует модусу видения. Далее создается художественная ситуация, в которой разворачивается дискурс художника и зрителей, реализуются некие действия в реальном времени, соответствующие контексту, то есть модусу памяти. Событие, наступившее в результате трансформации художественной гипотезы через призму наличного контекста, становится модусом воображения, который является временным консенсусом согласно прагматической теории. Познавательно-исследовательская цель художественного произведения обосновывается накоплением различного опыта и его редуцирования в бесконечной исполнительской практике.

В 1982 году Майкл Смит исполнил перформанс «Дом Майка», в котором была воссоздана телестудия, транслирующая пер-формера по телевизору. Зрители наблюдали на экране, как Смит обсуждал с продюсером по телефону перспективы создания комедийного шоу25. В этой работе, в привычном для зрителя

24Грищенко Я. С. Прагматическая парадигма в лингвистике и классификация речевых актов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ийр:/М ww.kamts 1 .kpi.ua/sites/default/files/files/gryshchenko _pragmaticheskaya.pdf (дата обращения 08.06.2020).

25 Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. С. 240.

телевизионном формате, транслировалась рефлексия о сохранении личности художника в эпоху тотальных медиа, создающих популярное искусство. Действия художника направлены не на провозглашение истины, а на предложение посмотреть на мир глазами медийной реальности. Так выполняется ключевой принцип прагматизма, который определяется уходом от фактов к обобщающим идеям, которые позволяют транслировать собственно исследовательские мысли.

Философская логика Ч. С. Пирса осуществляется в рамках всеобщей теории знаков. Пирс вносит значительный вклад в разработку символической логики. Фанероскопия (феноменология) в прагматизме сыграла инструментальную роль, позволив классифицировать фа- 75 нероны (феномены). Концепция абдукции в контексте фанероскопии определяется ключевым критерием фанерона, поскольку становится универсальным типом логического утверждения. Контекст абдукции является доминантой фанерона, исходя из того, что абдукция предполагается расширяющим типом логического вывода и самоочевидной когнитивной способностью. В художественных практиках авангарда абдукция направлена на рассмотрение модусов видения, памяти, воображения, которые в совокупности включают: наличные знания об объекте, определенный контекст в который он помещен и художественную гипотезу, что формирует представление художественного произведения, как в сознании автора, так и в сознании зрителя. Следовательно, применяя абдуктивную логику, можно создать автономную структуру, которая станет основой художественной коммуникации автора, произведения и реципиента. Теория абдукции

| 3 (40) 2020 |

Сергей Сергеевич ГРИБОВ / Sergey GRIBOV

| От абдуктивной логики к перформативному искусству: Конструирование художественной коммуникации между перформером и зрителем / From Abductive Logic to Performative Art: Designing the Artistic Communication of a Performer and a Spectator |

определяется двумя тезисами: выводимостью и автономностью. Абдуктивная модель рассуждения применяется с большим доверительным потенциалом в гуманитарных, междисциплинарных исследованиях. С развитием информационной культуры, в рамках художественных практик авангарда появляется концепция генеративного искусства. Она стала методом, определяющим суть коммуникации в современных художественных течениях. Концепция генеративного искусства воспринимает мир как набор знаков и символов. Идейным вектором генеративного искусства становится желание сконструировать систему взаимного обмена и накопления опыта. Генеративное искусство служит инструментом междисциплинарных исследований в концептуальном поле абдукции.

Абдуктивная логика успешно развивается в системах искусственного интеллекта, художественно-гибридных формах, в автоматизированных системах поиска и решения проблем в лингвистике. Дальнейшие опыты, концептуализирующиеся вокруг модели абдуктивной логики, способствуют расширению междисциплинарного поля исследований, стимулируют процесс накопления нового знания о художественном перформансе.

Список литературы

1. Гегель Арутюнова Н. Д., Падучева Е. В. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. 1985. № 16. С. 3-42.

2. Бирюков C. Е. О трансформационной поэтике // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. 2016. № 7. С. 253-263.

3. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Наука; Главная ре-

дакция изданий для зарубежных стран, 1983. 344 с.

4. Галкин Д.В. Техно-художественные гибриды или произведение искусства в эпоху его компьютерного производства // Гуманитарная информатика. 2007. № 3. С. 40-53.

5. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М. : Изд-во Ад Маргинем Пресс, 2015. 320 с.

6. Грищенко Я. С. Прагматическая парадигма в лингвистике и классификация речевых актов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kamts 1 .kpi.ua/sites/default/files/files/g ryshchenko_pragmaticheskaya.pdf (дата обращения 08.06.2020).

7. Меньшиков Л. А. Интермедиальные практики в теории акционистского искусства // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2019. № 6. С. 115-129. 7б_

8. Меньшиков Л. А. Искусство как антиискусство. СПб.: Изд-во Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2019. 500 с.

9. Мичи Д., Джонтсон Р. Компьютер-творец. М.: Мир, 1987. 255 с.

10. Мнацаканова Е. Vita Breve. Из пяти книг: Избранная лирика. Пермь: Издательство Пермского ун-та, 1994. 116 с.

11. Пирс Ч. Начала прагматизма. СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. 318 с.

12. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000. 448 с.

13. Фатеева Н. А. Открытая структура. О поэтическом языке и тексте рубежа XX-XXI веков. М.: Вест-Консалдинг, 2006. 160 с.

14. Enrica Colabella / Poetic Logic. 18th Generative art conference Venice 9, 10 and 11 December 2015 organized by: Generative Design Lab, Politecnico di Milano University at Bevilacqua La Masa Foundation, Venice. Режим доступа: http://www.generativeart.com/ga2015_WEB/poeti

| 3 (40) 2020 |

Сергей Сергеевич ГРИБОВ / Sergey GRIBOV

| От абдуктивной логики к перформативному искусству: Конструирование художественной коммуникации между перформером и зрителем / From Abductive Logic to Performative Art: Designing the Artistic Communication of a Performer and a Spectator |

c-logic_colabella.pdf (дата обращения: 25.04.2020).

15. Montagnino F. M. Joseph Beuys' Rediscovery of Man-Nature Relationship: A Pioneering Experience of Open Social Innovation. // J. Open Innov. Technol. Mark. Complex. 2018, 4, 50. Режим доступа: https://www.mdpi.com/2199-8531/4/4/50/htm (дата обращения: 05.06.2020).

16. Soban B. Generative art - a new kind of art // Generative art definitions art, thoughts and views [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. soban-art.com/definitions. asp (дата обращения: 15.05.2020).

17. Soddu C., Colabella E. Generative Art Futuring Past. Roma: Domus Argenia Publisher, 2019. 171 p.

18. Wilson S. Information Arts. Intersections of Art, Science and Technology. Cambridge; London: MIT Press (Leonardo), 2002. 968 р.

References

1. Arutjunova N. D., Paducheva E. V. Sources, problems and categories of pragmatics. Novoe v za-rubezhnoj lingvistike (New in foreign linguistics), 1985, no. 16, pp. 3-42 (in Russian).

2. Birjukov C. E. About transformational poetics. Trudy Instituta russkogo jazyka im. V. V. Vinogradova (Proceedings of the Vinogradov Russian Language Institute), 2016, no. 7, pp. 253-263 (in Russian).

3. Viner N. Kibernetika, ili Upravlenie i svjaz' v zhivotnom i mashine (Cybernetics, or Management and communication in the animal and machine). Moscow, Nauka Publ., 1983. 344 p. (in Russian).

4. Galkin D. V. Techno-artistic hybrids or a work of art in the era of its computer production. Gumani-tarnaja informatika (Humanitarian Informatics), 2007, no. 3, pp. 40-53 (in Russian).

5. Goldberg R. Iskusstvo performansa. Ot futurizma do nashih dnej (Performance art. From futurism to

the present). Мoscow, Izd-vo Ad Marginem Press Publ., 2015. 320 p. (in Russian).

6. Grishchenko Y. S. Pragmatic paradigm in linguistics and classification of speech acts. Philological sciences. Language, speech, speech communication. 2016. Available at: http://www.kamts 1 .kpi.ua/sites/default/files/files/g ryshchenko_pragmaticheskaya.pdf (accessed 08 June 2020).

7. Men'shikov L. A. Intermedia practices in the theory of action art. Vestnik Akademii Russkogo bale-ta im. A. Ja. Vaganovoj (Bulletin of the Vaganova Russian Ballet Academy), 2019, no. 6, pp. 115— 129 (in Russian).

8. Men'shikov L. A. Iskusstvo kak antiiskusstvo (Art as anti-art). St. Petersburg, Izd-vo Akademii Russkogo baleta im. A. Ja. Vaganovoj Publ., 2019. 500 p. (in Russian).

9. Michi D., Dzhontson R. Komp'juter-tvorec (Com- 77 puter Creator). Moscow, Mir Publ., 1987. 255 p.

(in Russian).

10. Mnacakanova E. Vita Breve. Iz pjati knig: Izbran-naja lirika (Vita Breve. In the five books: Selected Lyrics). Perm, Izdatel'stvo Permskogo un-ta Publ., 1994. 116 p. (in Russian).

11. Pirs Ch. Nachala pragmatizma (The beginning of pragmatism). St. Petersburg, Aletejja Publ., 2000. 318 p. (in Russian).

12. Pirs Ch. S. Izbrannye filosofskie proizvedenija (Selected philosophical works). Moscow, Logos Publ., 2000. 448 p. (in Russian).

13. Fateeva N. A. Otkrytaja struktura. O pojetich-eskom jazyke i tekste rubezha XX-XXI vekov (Open structure. On the poetic language and text of the turn of the XX-XXI centuries.). Moscow, Vest-Konsalding Publ., 2006. 160 p. (in Russian).

14. Colabella E. Poetic Logic. 18th Generative art conference Venice 9, 10 and 11 December 2015 organized by: Generative Design Lab, Politecnico di Milano University at Bevilacqua La Masa Foundation, Venice. Available at: http://www.generativeart.com/ga2015_WEB/poeti c-logic_colabella.pdf (accessed 25 April 2020).

| 3 (40) 2020 |

Сергей Сергеевич ГРИБОВ / Sergey GRIBOV

| От абдуктивной логики к перформативному искусству: Конструирование художественной

коммуникации между перформером и зрителем / From Abductive Logic to Performative Art:

Designing the Artistic Communication of a Performer and a Spectator |

15. Montagnino F. M. Joseph Beuys' Rediscovery of Man-Nature Relationship: A Pioneering Experience of Open Social Innovation. J. Open Innov. Technol. Mark. Complex. 2018. Available at: https://www.mdpi.eom/2199-8531/4/4/50/htm (accessed 05 June 2020).

16. Soban B. Generative art definitions art, thoughts and views. Generative art - a new kind of art. 2002. Available at: http://www.soban-art.com/definitions.asp (accessed 15 May 2020).

17. Soddu C., Colabella E. Generative Art Futuring Past. Roma: Domus Argenia Publ., 2019. 171 p. (in English).

18. Wilson S. Information Arts. Intersections of Art, Science and Technology. London, MIT Press (Leonardo) Publ., 2002. 968 р. (in English).

78

| 3 (40) 2020 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.