Научная статья на тему 'Освоение учебной информации студентами в рамках антропологического подхода к обучению'

Освоение учебной информации студентами в рамках антропологического подхода к обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОСМЫСЛЕНИЕ / ИЗЛОЖЕНИЕ / EDUCATIONAL INFORMATION / ANTHROPOLOGICAL APPROACH / JUDGEMENT / STATEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилов В. В.

Автор предлагает в рамках антропологического подхода решить проблему успешного освоения учебной информации через формирование внешней и внутренней речи студентов. Важнейшую роль в данном случае играет пресуппозиция текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSIMILATION OF LEARNING INFORMATION BY STUDENTS WITHIN ANTHROPOLOGICAL APPROACH IN EDUCATION

The summary the Author suggests to solve within the limits of the anthropological approach a problem of successful development of the educational information through formation of external and internal speech of students. The major role is played in this case by the additional information.

Текст научной работы на тему «Освоение учебной информации студентами в рамках антропологического подхода к обучению»

художественно-творческих способностей средствами социально-культурной деятельности. Формирующий эксперимент по оценке эффективности модели проходил в кружках и студиях общеобразовательных школ; в художественно - изобразительных студиях факультета дополнительного образования; творческих студиях (живопись) и мастерских (роспись по дереву и керамике) профессионального училища; художественно-графической студии по дизайну педагогического колледжа; на «творческой даче художников» детской школы искусств; в творческой лаборатории-студии при кафедре теории и истории художественной культуры АлтГАКИ.В опытноэкспериментальной работе реализовывались выявленные направления: ориентация учреждений социально-культурной деятельности на развитие художественно-творческих способностей средствами художественно-изобразительной деятельности; реализация современных педагогических подходов и технологий; наполнение содержания программы социальнокультурной деятельности компонентами системнокомплексного развития художественно-творческих способностей учащихся; обеспечение преемственности художественнотворческого развития в системе учреждений СКД. Результаты формирующего эксперимента подтвердили эффективность предложенной модели, к концу экспериментальной работы по

Bibliography

развитию художественно-творческих способностей учащихся произошли положительные изменения. В качестве критериев творческих способностей были выделены: творческое воображение, творческое мышление и креативность и разработаны соответствующие показатели, обобщенные в квалиметриче-ских характеристиках по уровням: высокий, средний, низкий. Анализ данных показывает, что рост основных показателей в контрольных группах для детей 14,2%, подростков - 12%, молодежи - 13,8 %. В экспериментальной - 68,4%, 56% и 48,2 % соответственно. Рост в среднем составляет 56%, статистическая значимость полученных данных подтверждена методами математической статистики.

Таким образом, экспериментальная деятельность по разработанной нами модели преемственности развития художественно-творческих способностей учащихся средствами социально-культурной деятельности дала положительные результаты.

С учетом данных эксперимента была внедрена комплексная программа, которая реализует три способа художественного освоения мира: изображение - проектирование, преобразование и конструирование. Содержание программы соответствует этапам художественно - творческого развития личности «становление», «рост», «формирование», «развитие».

1. Gusinsky, E.N. Construction of a theory of education based on interdisciplinary systems approach. - Moscow: The School, 1994.

2. Monakhov, V.M. Pedagogical design - a modern tool of teaching research / technology school. - 2001. - № 5.

3. Mikhalev, O.Ju. Development of creativity of children in leisure activities (for example, fine arts activity): Thesis. ... Candidate. Ped. Science. - M., 2003.

4. Chernyshev, O.V. The theoretical foundations and methodological principles of the entrance examination in the specialty in the department of design. - Mn.: EHU, 2001.

Article Submitted 14.10.10

УДК 378+159.9

В.В. Гаврилов, канд. пед. наук, доц., декан факультета социально-культурных коммуникаций СурГПУ, г. Сургут,

E-mail: victorg12@mail.ru

ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТАМИ В РАМКАХ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

Автор предлагает в рамках антропологического подхода решить проблему успешного освоения учебной информации через формирование внешней и внутренней речи студентов. Важнейшую роль в данном случае играет пресуппозиция текста.

Ключевые слова: учебная информация, антропологический подход, осмысление, изложение.

Схема, составленная В.В.Соколовой [2], позволяет достаточно отчетливо увидеть, какова «практическая польза» понятия "языковая личность". Образование как процесс и результат... приобретает значимость лишь в той мере, в какой оно отвечает потребностям индивидуальности, субъектное и самоценности человека" (Н.К. Зотова, Н.В. Смирнова). Важными, на наш взгляд, являются компоненты или "потенциалы" которые выделяет в структуре личности М.С. Каган:

1. Гносеологический потенциал личности, определяемый объемом и качеством информации - знаниями личности о внешнем мире, природном и социальном, а также самопознанием.

2. Аксиологический потенциал, определяемый системой ценностных ориентации, приобретенных личностью в процессе социализации.

3. Творческий потенциал, определяемый умениями и навыками, способностями к действию.

4. Коммуникативный потенциал, определяемый мерой и формой общительности личности.

Вопрос успешного освоения учебной информации существует не одну тысячу лет. Проблема эффективной передачи накопленных знаний всегда волновала человечество. В каждую эпоху формировалась идеальная модель развития, становления человека как личности, его существования в мире, взаимодействия с социумом. В философии, а затем и педагогике изучались различные подходы к образованию и воспитанию человека. В рамках философско-антропологических изысканий менялись представления об идеальной личности, методы формирующего воздействия на нее.

Антропологический подход к образовательной деятельности - это мировоззренческая, гносеологическая, теоретическая и практическая ориентация образовательной деятельности на человека как свою главную цель и ценность [1].

Основным аспектом развития личности студента в рамках антропологического подхода в образовании мы считаем культуру речи. Коммуникативная культура - это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры, который обеспечивает готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью.

5. Художественный потенциал, определяемый художественными потребностями личности и тем, как они удовлетворяются.

Названные потенциалы личности наиболее полно реализуются через систему видов деятельности, которая включает в себя деятельность преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентированную, коммуникативную и художественную [3].

Самым важным для выпускника педагогического вуза будет являться работа с текстом (как устным, так и письменным). Если мы говорим о письменных текстах, то имеем прежде всего в виду так называемый «информационный письменный текст», то есть текст, в котором содержится учебная информация. Главная функция такого текста - передача информации студенту в доступной форме. В педагогической ситуации педагог знает уровень развития каждого студента и уровень учебной группы в целом, а также может прогнозировать, как тот или иной текст будет воспринят обучающимися. Освоение любой информации должно происходить на основе уже изученного - это один из основных педагогических принципов. Поэтому так важно опираться на преемственность текстов, их взаимосвязь. Необходимо идти от более простого к сложному.

Проблемой изложения учебной информации занимались многие известные ученые (П.С. Кузнецов, Дж. Брунер, И.Р. Гальперин, А. Моль). Иванова С.Ф. предлагает следующий алгоритм работы с учебным текстом:

1. Необходимо вычленить из текста новое и сопрячь с уже известным, определив место нового в общей системе информации. Происходит включение нового в систему знаний ученика.

2. Далее следует выделение ключевых слов и базовых понятий. В данном случае осуществляется опора на жизненный опыт обучающихся. Педагог учит самостоятельно находить информацию по теме, что позволяет повысить мотивацию к обучению, развивает способность к саморазвитию.

3. Каждый изучаемый информативный текст имеет свою логику изложения, выраженную в композиции - порядке и связи частей. Рекомендуется так строить учебный процесс, чтобы обучающиеся сами определяли эту композицию, могли ее видеть и делить на составляющие. Это и станет главным шагом к созданию собственных текстов.

4. Также крайне важно научить выделять в учебных текстах главное, предмет мысли: субъект и предикат. Только при единой системе последовательности логических операций над информационным текстом можно добиться того, чтобы студенты вскрывали логику текста, выделяли главное из массы слов.

5. Следующий момент - осмысление текста, его воспроизведение. При этом деятельность педагога будет заключаться в том, чтобы задавать точные, продуманные вопросы по теме. Подобная совместная работа научит выделять основное содержание, отсеивать малозначительное.

6. И заключительный этап - анализ информационной ценности нового текста, поиск его места в уже имеющейся информационной системе.

Чтобы проверить, закрепилась ли учебная информация в памяти студента, педагог должен дать задание на закрепление полученных умений [4, с. 176-179].

Как правило, выделяется четыре основных требования к изложению материала:

1. Поуровневое изложение.

2. Рекурсивность изложения (т.е. всякий раз при объяснении нового материала должен быть возврат к предыдущему, исходному). При этом необходимо излагать самые общие представления о предмете, а потом уже переходить к частным.

3. Концентричность изложения (спиралеобразная система изложения материала).

4. Выделение стержневых понятий и тем (те. определение центральных тем, вокруг которых будет раскручиваться «спираль» изложения). В любом тексте должна быть выделена основная тема, вокруг которой сконцентрируется весь материал.

Но даже если в соответствии с указанными требованиями информация будет верно преподнесена, совсем не обязательно материал будет понят учениками. Поэтому необходимо описать механизм превращения текстовой семантики в знания.

В.М. Бельдиян так определяет информацию: «Это особым образом организованная система знаков, которой соответствуют в сознании отправителя и получателя определенные представления» [5, с. 3]. Это система знаков, с помощью которых передается какое-либо сообщение и которой соответствуют какие-либо значения. Ученый выделяет несколько этапов превращения информации в знание. На первом этапе происходит осмысление, которое ограничивается переструктури-рованием старого знания. Новая информация всегда должна соотноситься со старой. Если этого не происходит, если нет переструктурирования старого знания, то новое знание не создается. Часто обучающему кажется, что, если его объяснение понято учениками, это будто бы свидетельствует о «передаче» знаний. На самом деле усваивается лишь информация. На втором этапе формируются умения. «По самой своей сути умения являются как бы внешними аналогами понятий. В основе лежит генерализация - переход от частных представлений к общим, с последующей их конкретизацией» [5, с. 5]. Существует четыре типа умений: перенос одних мыслительных действий на другие мыслительные действия, перенос мыслительных действий на практические действия, перенос практических действий на мыслительные действия и перенос одних практических действий на другие практические действия. На третьем этапе происходит дифференциация новых и старых представлений. На четвертом этапе делается вывод из сформированных представлений. В результате внутренних мыслительных перестроек формируется знание как система взаимосвязанных понятий. Само понятие выступает как система преобразования представлений.

Схема превращения информации в знание может выглядеть таким образом:

Информация - представление 1 '

переструюурирование старого знания і

формирование нового умения 1

дифференциация новых и смежных представлений 1

ввод (следствие) исходных представлений 1

Знание - понятие (система преобразованных представлений)

Согласимся с В.М. Бельдияном, который пишет: «Развертывание опорных схем в высказывания... производится с помощью операций выбора, замещения, выделения, трансформации, комбинирования, сужения и расширения лексических средств» [5, С. 22].

Ученый предлагает следующую схему работы над текстами:

пресуппозиция

Как видно из этого краткого описания, количество этапов и суть работы по осмыслению текста значительно меняется (по сравнению с прежними методиками). Студент осмысляет текст, а затем выделяет некие ключевые понятия, благодаря чему становится возможным свертывание текста.

Для того чтобы развернуть текст в полном объеме, необходимо держать в памяти какие-то дополнительные сведения, которые обогащают информацию исходного текста. Иными словами, для развертывания того или иного текста необходимо создание пресуппозиции. Без нее конечный, развернутый текст окажется в несколько раз меньше исходного, так как невозможно запомнить и воспроизвести значительные по объему тексты, ничего не упустив.

Теперь уже текст воспроизводится не формально (когда Т1 близок Т2), а должен перерабатываться студентом. На ос-

нове пресуппозиционного материала он создает свой текст, который, как правило, отличается от исходного. Только в этом случае происходит действительное понимание того, о чем говорится в тексте, а изложение его не составит особого труда, так как пресуппозиционный материал позволяет создавать тексты, значительно превосходящие по объему оригинальный текст.

Разработав эффективную методику по освоению учебной информации, можно добиться не только того, что студенты будут успешно прочитывать и глубоко анализировать предложенные тексты, но и сами будут создавать связные тексты научного стиля на основе материала, предложенного преподавателем.

Bibliography

1. Anthropological foundation of education: Proceedings of OOIUU, 1998. - T. 3.

2. Sokolova, V.V. Language culture and communication culture. - M.: Education, 1995.

3. Kagan, M.S. Human activity. Experience in systems analysis. - M.: Politzdat, 1974.

4. Russian Orthodox-oriented school. - M.: Pilgrim, 1999.

5. Beldiyan, V.M. The use of texts for the development of internal and external speech in the classroom for the Russian language: guidelines for teachers in secondary schools. - Omsk: Izd OSPU, 1996.

Article Submitted 10.12.10

УДК 378

С.Б. Нарзулаев, д-р мед. наук, проф., зав. каф. АФК ТГПУ; Н.А Петухов, канд. пед. наук, доц., ТГПУ;

Д.Ф. Гильмутдинов, асп. ТГПУ, г. Томск, E-mail: batyr-54@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В последнее время особую тревогу вызывает рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Экономические катаклизмы, неудовлетворительное качество экологической обстановки, вооружённые конфликты, экономические кризисы - все это, в первую очередь, направлено на детей, как наименее защищённую часть населения. Поэтому одной из главных проблем, во многом определяющей завтрашний день нашего образования, нации в целом, является проблема здоровья детей.

Ключевые слова: детей с ограниченными возможностями, коррекция, обучение и развитие, психолого-педагогического сопровождения, адаптивная физическая культура.

В последнее время особую тревогу вызывает рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Все беды современного мира - экономические катаклизмы, неудовлетворительное качество окружающей людей экологической обстановки, вооружённые конфликты, экономические кризисы - своей разрушительной силой направлены, в первую очередь, на детей, как наименее защищённую часть населения. В связи с этим, одной из главных проблем, во многом определяющей завтрашний день нашего образования, нации в целом, является проблема здоровья детей [1].

Коренные социально-экономические преобразования в российском обществе, начавшиеся в 90-е годы ХХ века, создали реальные предпосылки как для демократизации и гуманизации образования, так и для обновления его системы образования, методологии, технологии организации учебнообразовательного процесса, поиска новых организационных форм, изменения характера отношения к разрабатываемым наукой и внедряемым практикой педагогическим новшествам. Происходящее реформирование педагогического образования осуществляет содержательное обновление и изменение «фи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.