Научная статья на тему 'Освоение учащимися экологоориентированных ценностей в условиях природоориентированной деятельности'

Освоение учащимися экологоориентированных ценностей в условиях природоориентированной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагарин А. В.

В статье рассматривается процесс освоения учащимися эколого-ориентированных ценностей как смысловое ядро формирования экологического сознания в условиях природоориентированной деятельности учащихся. В этой связи раскрываются специфические особенности природоориентированной деятельности учащихся, особенности психолого-педагогического обеспечения освоения учащимися эколого-ориентированных ценностей, а также приводятся экспериментальные данные, свидетельствующие об общей положительной тенденции, заключающейся в актуализации ориентации учащихся на глобальные и личностные эколого-ориентированные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гагарин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MASTERING BY PUPILS THE ECOLOGICALLYGUIDED VALUES IN CONDITIONS OF ACTIVITY

In the article the process is examined of mastering by pupils the ecologically guided values as a semantic part of formation of ecological consciousness in conditions of environmental activity of pupils. Specific features are revealed of environmental activity of pupils, features of psychologically pedagogical maintenance of mastering by pupils ecologically focused values and also the experimental data are resulted testifying the general positive tendency, consisting in actualization of orientation of pupils on global and personal ecologically focused values.

Текст научной работы на тему «Освоение учащимися экологоориентированных ценностей в условиях природоориентированной деятельности»

Гагарин А.В.

ОСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДООРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается процесс освоения учащимися эколого-ориентированных ценностей как смысловое ядро формирования экологического сознания в условиях природоориентированной деятельности учащихся. В этой связи раскрываются специфические особенности природоориентированной деятельности учащихся, особенности психолого-педагогического обеспечения освоения учащимися эко-лого-ориентированных ценностей, а также приводятся экспериментальные данные, свидетельствующие об общей положительной тенденции, заключающейся в актуализации ориентации учащихся на глобальные и личностные эколого-ориентированные ценности.

Эколого-образовательный процесс в современных условиях должен быть нацелен на формирование экологического сознания учащихся, прежде всего экоцентрической и природоцентрической направленности. Важнейшим условием эффективного формирования структурных компонентов такого экологического сознания учащихся выступает природоориентированная деятельность учащихся. Активизация такой деятельности учащихся способствует выполнению следующих психолого-педагогических условий формирования экологического сознания:

- усвоение учащимися экологических знаний, формирование экологических представлений. осознание ими необходимости ответственного отношения к миру окружающей природы в процессе взаимодействия с ним и, соответственно, - получение личного опыта такого рода взаимодействия (в этом случае используются дидактические и практико-ориентированные методы экологического образования).

- развитие субъект-субъектного типа личностного (субъективного) отношения учащегося к миру природы посредством субъектификации природных объектов в процессе непосредственного взаимодействия с ними; получение учащимся личностного опыта переживания и проживания единства с природными объектами (в этом случае используются методы1 экологической психопедагогики и экопсихологии развития);

- освоение учащимся эколого-ориентирован-ныгх ценностей, т. е. ценностей, ориентированных на сферу жизнедеятельности человека, связанную с его взаимоотношениями с природой и общечеловеческими экологическими проблемами как их следствием, и обусловливающих характер практического применения ими экологических знаний, умений и навыков, индивидуального опыта взаимодействия с природными объектами, отношения к природному миру и поведения в нем (в этом случае используются дидактические и практико-ориентированные методыг экологического образова-

ния, а также методыг экологической психопедагогики и экопсихологии развития).

Выполнение выделенных условий возможно только в рамках природоориентированной деятельности как деятельности, направленной на природу, которая тем самым в современном эколого-об-разовательном процессе должна выступать не просто как одна из важных форм (см. историко-педагогический анализ), но как движущая сила формирования экологического сознания учащихся и как ведущее условие данного процесса, реализуемое в процессе педагогической организации непосредственного взаимодействия учащихся с окружающим природным миром.

В то же время проведенный анализ подходов к формированию экологического сознания показал, что существуют различные способыг осуществления данного процесса, каждый из которых и в реальной практике каждый из них как правило направлен на приоритетное формирование того (тех) или иного (иных) компонентов экологического сознания (см. таблицу 1).

Как можно видеть из таблицы 1 реализация цели экологического образования должна воплощаться через комплексное использование различных методов и способов формирования экологического сознания, обеспечивающее комплексное формирование его компонентов; через систему эколого-ори-ентированныгх ценностей личности, отраженных в экологическом сознании в виде ценностным ориентаций, формирующихся при усвоении социального опыта и обнаруживающихся в целях, идеалах, убеждениях, интересах и прочих проявлениях личности; в структуре деятельности, тесно связанной с ее познавательными и волевыми сторонами; в своей системе образующих содержательную сторону направленности личности и выражающих внутреннюю основу ее отношений к действительности. В таблице 1 данный компонент экологического сознания представлен как системообразующий, что означает не его отождествление с другими компонентами, а символизирует как

смысловое ядро формирования экологического сознания в условиях природоориентированной деятельности учащихся - отражение действительного отношения личности к природным объектам, ради которых разворачивается ее природоориентированная деятельность, осознаваемого как «значение-для-меня» усваиваемыгх знаний, включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, идеалы, ценности; практического опыта такой деятельности.

На основе обобщения результатов проведенного философско-психологического и научно-педагогического анализа изучаемой проблемы, а также анализа психологических и педагогических подходов к экологическому образованию, в главе выделены специфические (сущ-ностныге) особенности характерные для природоориентированной деятельности учащихся как условия эффективного освоения учащимися эколого-ориентированных ценностей, и, соответственно формирования экологического сознания. Такого рода деятельность - это деятельность:

- направленная на мир природыг (объект природоориентированной деятельности), т. е. необходимо осуществляется учащимися в условиях естественного природного и специально для этого созданного (экологизированного) окружения и в процессе непосредственного (пси-

Таблица 1. Особенности формирования экологического сознания

№ МЕТОДЫ формирования экологического сознания СПОСОБЫ формирования экологического сознания ТИП форми- руемого экологи- ческого сознания КОМПОНЕНТЫ формируемого экологического сознания

1. Методы экологического образования Дидак- тические Трансляция (перенос, передача) экологических знаний и представлений от педагога к учащемуся Антро- поцен- триче- ский Экологические знания, умения, навыки ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЦЕННОСТИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ

Практико- ориенти- рованные Включение учащихся в практическое, гума-нистически-ориенти-рованное взаимодействие с природой Эко- центри- ческий Личностный опыт практической при-родоориентированной деятельности

3. Методы экологической психопедагогики Психолого-педагоги-ческая коррекция и развитие субъективного отношения к природным объектам Эко- центри- ческий Субъективное отношение человека к природным объектам

4. Методы экопсихологии развития Рефлексия (самосознание и расширение) экологического сознания Приро- до- центри- ческий Личностный опыт переживания и проживания единства с природными объектами

хологического и физического) взаимодействия с конкретными объектами живой и неживой природы (предмет природоориентированной деятельности);

- объединяющая деятельности особенные, представляющие совокупность действий, вызываемых одним мотивом, например природоориентированная деятельность игровая, трудовая, общественная, исследовательская, природоохранительная и др.; при этом уровень таких деятельностей четко отделяется от уровня действий (мотив может удовлетворяться набором разных действий, а действие может побуждаться разными мотивами);

- непосредственно связанная с деятельностью детской, т. е. предполагает активное взаимодействие учащегося с внешним природным миром, в ходе которого происходит онтогенетическое формирование его психики; в ходе такой деятельности за счет «подстраивания» ее к разным, в том числе социально моделируемым, условиям происходит ее обогащение, возникают принципиально новые компоненты ее структуры, изменение которой обусловливается онтогенетическим развитием психики учащегося1;

- совместная (коллективная) в ее первичной форме, имеющая коллективного субъекта (учащиеся и педагоги), на основе которой возникает индивидуальная деятельность многих субъектов, осуществляемая в результате интериоризации;

- непосредственно связанная с творчеством (творческой деятельностью) - психическим процессом создания новых ценностей, т. е. деятельность, в результате которой возможно создание новых материальных и духовных ценностей и в психологическом плане: а) предполагающая наличие у ее субъектов способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью; б) способствующая раскрытию и расширению созидательных возможностей ее субъектов через развитие творческого воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также через предоставление условий для удовлетворения потребности личности в самореализации;

- непосредственно связанная с процессами учения и усвоения в которую включен как ее компонент и результат процесс учения (в частности овладение учащимися экологическими знаниями, умениями и навыками в струк-

1 Так, для возрастных рамок, охваченных диссертационным исследованием, характерно формирование трудовой (отработка сложных по своей структуре навыков); продуктивной (существенный фактор развития познавательных процессов); изобразительной (соотнесение интеллектуальных и аффективных процессов) деятельности.

туре формирования экологического сознания), но при этом не отождествляемая с учебной дея-тельностью2;

- специально организованная, т. е. осуществляется не стихийно, а при условии ее теоретического освоения педагогом, внедрения в реальной практике и управления ее реализацией.

Эффективность освоения учащимися экологоориентированных ценностей предполагает осуществление межвозрастной преемственности, которая основывается на ее:

- признаках: генетической связи (опора на положительный, достигнутый уровень освоения на предыдущем возрастном этапе; перспективность, нацеленность на будущее в развитии личности учащегося; связь между этапами развития личности, компонентами процесса освоения учащимися эко-лого-ориентированных ценностей - целями, содержанием, формами, методами); целенаправленности (процесс преемственности управляется деятельностью педагога); интерактивной связи (воздействие учащихся друг на друга в процессе преемственности); избирательности (удержание и развитие лучшего в освоении учащимися эколого-ориентиро-ванных ценностей);

- типах (по вертикали - основывается на реальном уровне развития личности, но ориентируется на доступный уровень такого развития; горизонтали - опирается на сформированные показатели компонентов освоения эколого-ориентированных ценностей в процессе их совершенствования);

- особенностях, вытекающих из обновленных целей и задач экологического образования в современных условиях; из системной природы процесса освоения эколого-ориентированных ценностей, отражающей и предполагающей учет преемственности в ее компонентах; а также взаимовлияния, взаимопроникновения, взаимообогащения содержания, форм и методов; из различных уровней освоения эколого-ориентированных ценностей, отражающих необходимость их учета в преемственности на уровне личности учащихся различных возрастных групп.

В нашем исследовании в рамках технологической части модели природоориентированной деятельности учащихся как условия формирования экологического сознания:

1) на основе сущностной характеристики процесса освоения учащимися эколого-ориентирован-ных ценностей и с учетом особенностей преемственности в его осуществлении спроектирована схема реализации указанного процесса, включающая следующие взаимодействующие между собой и взаимобуславливающие друг друга компоненты:

- индивидуально-личностныгй (субъектно-объектная позиция личности учащегося);

- целесодержательныгй («сквозной» для двух других компонентов, обусловлен целью экологического образования и определяется содержанием эколого-ориентированных ценностей; конкретизируется педагогом с учетом индивидуальноличностных особенностей учащихся, включая уровень освоения ими эколого-ориентированных ценностей, а также общефедеральных, регионально-социально-природных и регионально-экологических факторов);

- организационно-результативныгй (предполагает реализацию системы психолого-педагогическо-го управления реализацией процесса освоения эко-лого-ориентированных ценностей со стороны педагога и самоконтроль учащихся, оценку достигнутых результатов педагогом и самими учащимися);

2) определены основные пути осуществления преемственности в процессе освоения учащимися эколого-ориентированных ценностей:

- учет возрастных особенностей учащихся,

- осуществление преемственности в условиях коллектива учащихся,

- реализация индивидуального подхода к учащимся в освоении эколого-ориентированных ценностей.

Система психолого-педагогического управления реализацией процесса освоения учащимися эколого-ориентированных ценностей предусматривает подсистему руководства их самовоспитанием как работой над собой по освоению эколо-

2 В данном случае необходимо следующее разъяснение. Учебная деятельность - «один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического сознания и мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия» (Российская педагогическая энциклопедия. 1998. - Т. 2. - С. 478). В то же время, по С.Л. Рубинштейну, «существуют... два вида деятельности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае - не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен» (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М, 1989. - Т. 2.- С. 6). В предлагаемом диссертационном исследовании, учитывая его цели и задачи, такого рода (вторым) видом деятельности выступает природоориентированная деятельность учащихся, в которую включен как ее компонент и результат процесс учения (в частности овладение учащимися экологическими знаниями, умениями и навыками в структуре формирования экологического сознания).

го-ориентированных ценностей. Данная подсистема отражает:

1) руководство теоретической подготовкой, включающей:

- раскрытие понятия «самовоспитание по освоению эколого-ориентированных ценностей»;

- значимость тех моральных качеств, которые хочет сформировать педагог и которые необходимо выработать учащемуся;

- описание структуры самовоспитания по освоению эколого-ориентированных ценностей с качественной характеристикой отдельных его звеньев, ознакомление с образцами такого рода самовоспитания и методами, включающими две группы: а) методы, характеризующие непосредственную деятельность самого учащегося (самоанализ, самооценка, самоубеждение, самоупражнение); б) методы педагогического воздействия (формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта), опосредующие методы первой группы и дающие возможность учащимся вырабатывать эффективные приемы и методы работы над собой;

2) руководство практической подготовкой, включающей:

- организацию такой природоориентированной деятельности, в которой познаются и отрабатываются моральные качества личности в сфере взаимоотношений в системе «Человек - Природа»;

- приучение учащихся к постоянным упражнениям, которые способствуют совершенствованию этих качеств, обучению приемам и способам работы над собой в данном направлении.

В рамках нашего исследования было проведено экспериментальное изучение особенностей влияния природоориентированной деятельности учащихся на эффективность освоения ими эколо-го-ориентированных ценностей. По результатам анализа полученных экспериментальных данных можно заключить, что включение учащихся в природоориентированную деятельность вызывает актуализацию ориентации учащихся в разной мере на эколого-ориентированные ценности. В связи с этим представим ряд основных результатов изучения уровней освоения учащимися эколого-ори-ентированных ценностей как смыслового ядра формирования экологического сознания в условиях природоориентированной деятельности.

Так, анализ экспериментальных данных, проведенный по когнитивному критерию, показал, что большой процент учащихся (87%), имея высокий

уровень натуралистической эрудиции, склонны к увлечению лишь неординарными, необычными фактами из мира природы.

Выявление рейтинга качества ряда культивируемых ценностей на выборке учащихся 15-17 лет показало, что ориентация их актуализирована на:

а) глобальные эколого-ориентированные ценности: жизнь во всех ее проявлениях (34%), природа и гармония в ней (46%), сохранение природы как неотъемлемой для человечества среды обитания, связанные с этим обычаи и традиции (51%), отношение к Земле как к уникальной экосистеме (47%), эколого- и природоориентированные науки (19%);

б) эколого-нравственные ценности (Природа как ценность, Родина как ценность): забота о фауне (31 %); забота о флоре (13%); бережное и разумное отношение к природе (41%), экологическая ответственность (23%); безопасность жизни (12%); ограничение загрязнения атмосферы (39%); ограничение разорения природы (35,5%); в) эколого-гу-манистические ценности (Человек как ценность): проблема ухудшения здоровья человека, вызванная неблагополучным состоянием окружающей природы (19%); человек как творец и созидатель, познающий и признающий законы природы (29,5%); человек как неотъемлемая часть природы (54,5%); взаимовыгодность отношений в системе «Человек - Природа» (19%); г) эколого-эс-тетические ценности (красота природы как ценность): красота природы как необходимое условие жизни человека (69%); экологизация (озеленение, насыщение природными объектами) квартиры, двора, микрорайона, города и т. д. (18%); красота ландшафта (27%), пения певчих птиц (14%); д) социопродуктивная природоориентированная деятельность как ценность: поддержание в чистоте территории проживания, района, города (11%), лесонасаждений, парков, скверов (7%); готовность выполнять игровую (27%), трудовую (4%), исследовательскую (17%), природоохранительную (17%), природоведческую (7%), краеведческую (9,5%), досуговую (54%), творческую (11%), оздоровительную (24%) природоориентированную деятельность; е) личностные ценности («Я» как ценность): любовь, доброта, сострадание, милосердие, взаимоподдержка в отношении к природе (44%); личная готовность понимать и охранять окружающий природный мир (17%), активная жизнедеятельность в гармонии с природой (36,5%), материальное благополучие в гармонии с природой (31%); духовное и физическое единство

с природой (19%); хорошее здоровье мое, моих близких и окружающих (31 %).

Рейтинг эколого-ориентированных ценностей показывает, что на первом месте в данной возрастной группе ценности эколого-эстетиче-ского характера, не требующие существенных волевых затрат, - наслаждение красотой природы (69% из числа опрошенных). Это может быть связано с тем, что учащиеся редко привлекаются к практической природоориентированной деятельности, и другими, в частности организационно-педагогическими, причинами, раскрытыми на стр. автореферата. Результаты рейтинга социопродуктивной природоориентированной деятельности как ценности подтверждают данное положение: наибольший показатель относится к игровой и досуговой (27% и 54%).

Высокий показатель характерен для ряда глобальных эколого-ориентированных ценностей (3451%) на фоне достаточно низкого показателя, отражающего отношение к эколого- и природоориентированным наукам (19%); а также для экологогуманистической ценности «человек как неотъемлемая часть природы» (54,5%) и личностных, характеризующих экологичность жизненной позиции (отношение к необходимости материального благополучия и активной жизнедеятельности в гармонии с природой, 31% и 36,5% соответственно). Данное обстоятельство может быть связано с малой ролью в освоении данных ценностей специально организованного экологического образования и ведущей ролью средств массовых коммуникаций (СМК) в формировании экологического сознания: экологическая проблематика глобального уровня (угроза планетарного кризиса) достаточно широко освещается. Об этом наглядно свидетельствуют данные социологического опроса учащихся об источниках получения ими экологической информации (из передач телевидения, радио - 63,6%; из газет и журналов - 45,5%; из специальной литературы - 13,6%; из бесед с сослуживцами и знакомыми - 22,7%; в процессе образования - 13,6%). При этом показательно отношение самих учащихся к тому, насколько достаточно внимание, которое уделяют средства массовой информации экологическим проблемам (достаточное - 9,1%; формальное- 13,6%; эпизодическое - 9,1%; недостаточное - 40,9%). Как видим, учащиеся ведущую роль в получении экологической информации отводят именно СМК, а не образовательному процессу в

школе или другом образовательном учреждении. Это в свою очередь свидетельствуют о малой личностной включенности учащихся в эколого-обра-зовательный процесс либо об отсутствии таковой.

В этой связи был реализован ряд экспериментальных моделей, направленных на включение учащихся в природоориентированную деятельность, в связи с чем были проведены всесторонние тестирования учащихся по определению уровня сфор-мированности их экологического сознания в соответствии с аксиологическим критерием. Сравнительный анализ результатов психологической диагностики, анкетирования и социологических опросов учащихся, а также бесед и интервью с педагогами с учетом данных, полученных по когнитивному, эмоционально-ценностному и мотивационно-отношенческому критериям, показал, что внедрение данных моделей способствовало эффективному комплексному формированию экологического сознания.

Установлено, что для учащихся разных возрастных групп в процессе внедрения экспериментальных моделей стало характерным: а) для экспериментальных групп - существенное увеличение числа учащихся, имеющих близкий к идеальному (от 11% до 21%), удовлетворительный (от 12% до 25%); уменьшилось число учащихся, имеющих достаточный (от 37% до 31%), недостаточный (от 29% до 18%), неудовлетворительный (от 11% до 5%) уровни сформированности экологического сознания; б) для контрольных групп существенного изменения данных показателей не отмечается -близкий к идеальному (12% и 13,5%), удовлетворительный (от 10% до 11,5%); достаточный (38% и 39,5%), недостаточный (30% и 28%), неудовлетворительный (от 9% до 8,5%) уровни сформиро-ванности экологического сознания. Приведенный анализ показал, что положительная динамика обусловлена комплексным развитием компонентов экологического сознания.

Тем самым можно говорить об общей положительной тенденции, заключающейся в актуализации ориентации учащихся на глобальные и личностные эколого-ориентированные ценности в условиях осуществляемой ими природоориентированной деятельности, и в связи с этим о существенном позитивном изменении динамики типологического распределения учащихся по группам в зависимости от уровня сформированности компонентов экологического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.