Научная статья на тему 'ОСВОЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСПРОЦЕССАМИ'

ОСВОЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСПРОЦЕССАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОЦИФРОВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исраилова Залина Руслановна, Ибрагимова Паизат Алиевна, Айгунова Раиса Саидовна

Управление бизнес-процессами, цифровая трансформация - это области, которые представляют интерес как для научных кругов, так и для практики. В данной статье представлена теоретическая основа для раскрытия связи между управлением бизнес-процессами и цифровой трансформацией. Результаты подтверждают важную роль управления бизнес-процессами в цифровой трансформации. Однако полученные результаты также указывают на необходимость дальнейших исследований и более глубокого понимания практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERING DIGITAL TRANSFORMATION THROUGH BUSINESS PROCESS MANAGEMENT

Business process management, digital transformation are areas that are of interest both for the scientific community and for practice. This article provides a theoretical framework for uncovering the relationship between business process management and digital transformation. The results confirm the important role of business process management in digital transformation. However, the findings also point to the need for further research and better understanding of the practice.

Текст научной работы на тему «ОСВОЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСПРОЦЕССАМИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_5_488 УДК 338

Исраилова Залина Руслановна,

кандидат экономических наук, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Ali-vahaev@mail.ru

Ибрагимова Паизат Алиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, Дагестанский государ ственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: paizat_i@mail.ru

Айгунова Раиса Саидовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, Дагестанский государ ственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: raisaamir@mail.ru

ОСВОЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ

Управление бизнес-процессами, цифровая трансформация - это области, которые представляют интерес как для научных кругов, так и для практики. В данной статье представлена теоретическая основа для раскрытия связи между управлением бизнес-процессами и цифровой трансформацией. Результаты подтверждают важную роль управления бизнес-процессами в цифровой трансформации. Однако полученные результаты также указывают на необходимость дальнейших исследований и более глубокого понимания практики.

Ключевые слова: цифровая трансформация; управление бизнес-процессами; цифровая экономика; цифровые технологии; цифровизация; оцифровка.

UDC 338

Israilova Zalina Ruslanovna,

Candidate of Economic Sciences, Chechen State University. Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: Ali-vahaev@mail.ru

Ibragimova Paizat Alievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economic Security, Analysis and Audit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: paizat_i@mail.ru

Aigunova Raisa Saidovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Security, Analysis and Audit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: raisaamir@mail.ru

MASTERING DIGITAL TRANSFORMATION THROUGH BUSINESS PROCESS MANAGEMENT

Business process management, digital transformation are areas that are of interest both for the scientific community and for practice. This article provides a theoretical framework for uncovering the relationship between business process management and digital transformation. The results confirm the important role of business process management in digital transformation. However, the findings also point to the need for further research and better understanding of the practice.

Keywords: digital transformation; business process management; digital economy; digital technologies; digitalization; digitization.

Стремительное развитие технологий, а также многие изменения на современном мировом рынке привели к появлению нового тренда - цифровой трансформации. Возможности цифровой экономики могут способствовать созданию новых бизнес-моделей. Кроме того, он также подчеркивает использование цифровых технологий для реструктуризации существующих бизнес-процессов и моделей. Успешный процесс цифровой трансформации приводит к созданию новых бизнес-моделей. Цифровая трансформация относится к изменению существующих бизнес-моделей, а также к созданию новых путем внедрения и использования цифровых технологий в процессе. Существует множество факторов, способствующих цифровым преобразованиям, таких как развитие технологий, появление новых бизнес-моделей, изменения в ожиданиях клиентов и т.д.

С другой стороны, управление бизнес-процессами - это хорошо зарекомендовавшая себя дисциплина, которая изучалась многими исследователями и применялась на практике во всем мире. Бизнес-процессы являются ядром каждой организации, и поэтому их управление имеет большое значение на практике [1, с. 48]. Однако изменения, про -исходящие на мировом рынке, также влияют на изменения внутри организаций, которые должны как можно быстрее адаптироваться к новым условиям, чтобы преуспеть на рынке. Один из способов, с помощью которого они могут следовать глобальным тенденциям, - это вносить изменения в свои бизнес-процессы. Поэтому следует изучить роль управления бизнес-процессами в цифровой трансформации.

Учитывая все вышесказанное, основная цель настоящего исследования двоякая. Пер -вая цель исследования - представить обзор доступной литературы, касающейся связи между цифровой трансформацией и управлением бизнес-процессами, вторая - уста-

новить теоретическую основу, касающуюся роли управления бизнес-процессами в цифровой трансформации, которая могла бы послужить ориентиром для будущих исследований, а также руководством для практики при реализации инициатив по цифровой трансформации.

Управление бизнес-процессами

Управление бизнес-процессами - это область исследований, которая уже много лет находится в центре внимания исследователей, что неудивительно, учитывая, что бизнес-процессы играют ключевую роль в каждой организации. Основой каждой организации, по мнению некоторых исследователей, являются в первую очередь бизнес-процессы, а не продукты или услуги, что соответствует определению бизнес-процессов. Имея в виду определения бизнес-процессов, для организации очень важно эффективно контролировать свои процессы и управлять ими. Кроме того, инструменты и методы управления бизнес-процессами, а также модели процессов считаются одним из наиболее ценных активов организации [5, с. 60].

Со временем некоторые авторы описали управление бизнес-процессами как техническую дисциплину, ориентированную на информационные технологии (ИТ) с целью автоматизации, анализа и улучшения процессов. С другой стороны, другие авторы представили управление бизнес-процессами как управленческую дисциплину. Однако за последнее десятилетие понимание управления бизнес-процессами сместилось с акцента на ИТ или управленческом аспекте в сторону междисциплинарного и целостного взгляда на дисциплину. Целостный характер управления бизнес-процессами включает измерение и совершенствование бизнес-процессов, а также согласование со стратегией и целями организации. Если это согласование будет успешным, организации смогут достичь лучших бизнес-результатов.

Несмотря на то, что управление бизнес-процессами существует как дисциплина в течение длительного времени, интерес практики к внедрению управления бизнес-процессами не уменьшается.

Цифровая трансформация

В ходе цифрового преобразования в организациях возникает необходимость систематического определения основных управленческих и организационных действий. Следовательно, разные авторы по-разному оценивают цифровую трансформацию. Тем не менее общее концептуальное соглашение все еще отсутствует, что указано в обзорах литературы многочисленными авторами.

Важно различать термины «оцифровка» и «цифровизация». В то время как «цифро-визация» относится к переходу от аналогового к цифровому, «оцифровка» относится к улучшению существующих бизнес-моделей, получению новых доходов, а также к возможностям повышения ценности с помощью цифровых технологий. Эта двусмысленность определений часто встречается в литературе по цифровым преобразованиям, указывая на незаполненное исследовательское пространство для систематического изложения цифровой трансформации и связанных с ней концепций. Цифровые технологии подразумевают использование цифровых ресурсов, таких как цифровые инструменты, алгоритмы, приложения и различные технологии, и могут рассматриваться как наиболее важный фактор в цифровой экономике [2, с. 81].

Цифровые технологии позволяют эффективно использовать цифровые товары в цифровой среде, стремясь создавать прорывные инновации, которые можно рассматривать как «игровые чейнджеры» на рынке. Цифровые технологии могут принести много преимуществ организациям в любой отрасли, что является основной причиной того, что все больше и больше инициатив проводится с целью изучения и использования цифровых технологий. Следовательно, термин «цифро-визация» больше подходит для объяснения влияния цифровых технологий на организации в процессе цифровой трансформации, в то время как термин «оцифровка» следует исключить из обсуждения цифровой трансформации, если он не используется

должным образом. Например, «оцифровка» в инициативах по цифровому преобразованию может использоваться в исследованиях в области медицинской информатики или междисциплинарных инженерных областях, поскольку она использовалась должным образом с самого начала компьютеризации.

Аналогично тому, как ранее было указано на разделение терминов «оцифровка» и «цифровизация», необходимо повторить необходимость четкого разграничения между цифровизацией и цифровой трансформацией. В то время как цифровизация уже была определена в предыдущем абзаце как использование новых цифровых технологий в организациях, таких как облако, дополненная реальность, робототехника и большие данные, цифровая трансформация - это целостная концепция, которая включает цифровые и другие технологии, а также организационные и стратегические изменения. Несмотря на иногда ошибочную идентификацию, многие авторы часто подчеркивают целостное определение цифровой трансформации. Например, некоторые определяют цифровую трансформацию как использование новых цифровых технологий, которые позволяют значительно улучшить бизнес и влияют на все аспекты жизни клиентов.

Цифровая трансформация - это процесс, через который проходит организация, когда она переходит «от устаревшего подхода к новым способам работы и мышления с использованием цифровых, социальных, мобильных и новых технологий». Проведение цифровой трансформации внутри организации подразумевает не только трансформацию ключевых бизнес-операций и процессов, но и изменения в организационных структурах, а также в концепциях управления, способах мышления и лидерства [8, с. 234].

Обобщают пять областей, которые включены в цифровую трансформацию, а именно:

- изменение мышления;

- изменения в руководстве;

- внедрение технологий;

- оцифровка ресурсов;

- внедрение инноваций.

Чтобы привести свои организации к успешным процессам цифровой трансформации, руководству следует поощрять инновационное мышление и оцифровку, что приведет к созданию новых бизнес-моделей.

Основу для успешной цифровой трансформации составляют четыре измерения:

- изменения в создании стоимости;

- структурные изменения;

- использование технологий;

- финансовый аспект,

Следует указать на важность тесного согласования упомянутых измерений.

С другой стороны, утверждают, что основное внимание руководства должно быть сосредоточено на конкурентоспособности, продуктах и услугах, а также на маркетинге, а не на финансировании. Тем не менее для проведения успешной цифровой трансформации очень важно разработать хорошую и четкую цифровую стратегию. Важно понимать, что цифровая стратегия не равна ИТ-стратегии. ИТ-стратегия основана на изолированных технологиях, в то время как цифровая стратегия включает одновременное использование нескольких цифровых технологий, объединяет цифровые и физические ресурсы и сосредоточена на конкретных бизнес-результатах. Вместе с тем крайне важно достичь и поддерживать согласованность между ИТ-стратегией, стратегией цифровой трансформации и всеми другими стратегиями организации.

Связь между управлением бизнес-процессами и цифровой трансформацией

Как уже упоминалось, цифровая трансформация может быть осуществлена либо путем изменения существующей бизнес-модели с помощью цифровых технологий, либо путем создания новой, инновационной. Следовательно, если организация решает провести цифровую трансформацию в направлении изменения существующей бизнес-модели, это подразумевает изменение существующих бизнес-процессов организации. Кроме того, большинство организаций уделяют особое внимание постепенным изменениям и совершенствованию существующих бизнес-процессов в сочетании с внедрением новых технологий. Хотя новая цифровая экономика может привести к созданию новых бизнес-моделей, есть возможность использования инструментов цифровых технологий для изменения и реструктуризации существующих бизнес-процессов.

Следовательно, и как уже указывалось, представляется, что часть усилий по цифровому преобразованию может быть связана с

управлением бизнес-процессами в организациях. Для успешной цифровой трансформации важно автоматизировать существующие бизнес-процессы внутри организации путем оцифровки, интеграции и анализа данных, а также создания новых бизнес-моделей путем оцифровки. Нужно отметить важную роль, которую структурированные данные наряду со стабильными, надежными и интегрированными процессами играют в цифровой трансформации. Более того, инициативы по управлению бизнес-процессами претерпевают эволюцию от «улучшения процессов к трансформации бизнеса». Сотрудничество между цифровой трансформацией и управлением бизнес-процессами может открыть новые возможности для управления бизнес-процессами, поскольку в настоящее время в управлении бизнес-процессами отсутствует инициативность, возможности и стремление к инновациям.

Насколько известно авторам, до сих пор нет четкой теоретической основы, которая сочетала бы цифровую трансформацию и управление бизнес-процессами. Более того, некоторые авторы указывают на необходимость дальнейшего изучения роли управления бизнес-процессами в цифровой трансформации.

Модель контент-анализа

Поскольку существуют различные определения концепции цифровой трансформации, в данном исследовании был выбран целостный взгляд на цифровую трансформацию. Для целей данного исследования цифровая трансформация рассматривается как явление, затрагивающее все сферы деятельности организации, вызванное технологическими изменениями, но не ограничиваясь ими. Более того, управление бизнес-процессами рассматривается через призму цифровой трансформации, чтобы пролить некоторый свет на пересечения и возможности, с которыми сталкивается управление бизнес-процессами в эпоху цифровой трансформации.

На основе предварительного обзора литературы была построена концептуальная основа, используемая для анализа документов, с целью систематического выявления пересечений цифровой трансформации и управления бизнес-процессами.

Понимание цифровой трансформации можно разделить на три основных вида [3, с. 44]:

- технологический;

- организационный;

- социальный.

Технологический взгляд использует внедрение новых цифровых технологий; организационный взгляд фокусируется на изменениях бизнес-процессов, внедрении новых бизнес-моделей и, следовательно, на других методах управления; в то время как социальный взгляд учитывает социальные факторы, в том числе влияние цифровой трансформации на клиентов.

Также определяют три основных компонента успешной цифровой трансформации:

- цифровая стратегия;

- операционная основа;

- платформа цифровых услуг.

Последние два компонента связаны с технологиями и рассматриваются как возможности для успешной реализации цифровых целей, установленных в стратегии. Следовательно, в рамки исследования был добавлен стратегический взгляд.

С другой стороны, организации, помимо стратегии и технологий, рассматривают несколько других компонентов в процессе циф -ровой трансформации, которые формируют следующие измерения: организация; клиент; экосистема; операции; инновации.

Идентифицированные компоненты цифровой трансформации в обзоре литературы были объединены в соответствии с целостным определением цифровой трансформации. Эта статья является следующей, реорганизованной и адаптированной в соответствии с контекстом исследования пересечений цифровой трансформации и управления бизнес-процессами. Следовательно, структура основана на четырех основных измерениях, представляющих четыре взгляда на цифровую трансформацию. Это:

- стратегическое согласование (стратегический взгляд);

- цели (организационный взгляд);

- управление бизнес-процессами и организация цифровой трансформации (технологический взгляд);

- роли (социальный взгляд).

Измерение стратегического согласования (стратегический взгляд) включает отношение организаций к цифровой трансформации и является основой для проведения всех других мероприятий и изменений в

процессе цифровой трансформации организации. Организации, которые имеют четкое цифровое видение и желание использовать преимущества, которые могут принести преобразования, будут активно поощрять цифровые инициативы и выделять финансовые средства на развитие цифровых проектов. Чтобы достичь этого уровня, принятие цифровой стратегии неизбежно. Чтобы идти в ногу с последними изменениями в среде, а также в организации, цифровая стратегия постоянно развивается и пересматривается, пока в какой-то момент не достигнет статуса, когда она станет движущей силой принятия организационных решений. Тем не менее не каждой организации необходимо проводить радикальную цифровую трансформацию. Следовательно, цифровая стратегия - это бизнес-стратегия, которая включает в себя возможности, которые предоставляет цифровая экономика, и, будучи таковой, она фокусируется на преобразовании продуктов, процессов и организационных аспектов благодаря новым технологиям.

Измерение целей (организационный взгляд) объединяет мероприятия и инициативы в рамках цифровой трансформации, которые можно разделить на три подпространства в зависимости от их результата. Это оптимизация операций, ориентация на клиентов и изменение бизнес-модели [4, с. 115]. Некоторые инициативы по цифровому преобразованию направлены на достижение большей эффективности операций за счет использования технологий и методов, разработанных в концепции технологического взгляда. Оптимизация операций может сочетаться со средствами достижения более высокой удовлетворенности клиентов и вовлеченности, часто с помощью понятий клиентского опыта, вовлеченности клиентов или планирования клиентского путешествия. Заказчики цифровой трансформации играют «более активную роль в совместном производстве, совместном создании и решении проблем». Сильная ориентация на клиентов также находится в центре концепции процессной ориентации, связанной с управлением бизнес-процессами. С другой стороны, если цифровая трансформация приводит к изменению бизнес-модели, это более радикальное изменение процессов организации и цепочки создания стоимости, которое «ге-

нерирует новый поток доходов». Некоторые компании будут вынуждены полностью изменить свои бизнес-модели из-за цифровых сбоев в их отрасли. Однако некоторые из них могут занять больше времени и адаптироваться за счет постепенных изменений в процессах и операциях, связанных с клиентами.

Измерение управления бизнес-процессами и организации цифровой трансформации охватывает технологический взгляд на цифровую трансформацию и разделено на три подпространства:

- оцифровка процессов;

- операционная основа;

- совершенствование процессов.

При рассмотрении технологического аспекта новые цифровые технологии являются основой цифровой трансформации. Так называемые «первичные» и «вторичные» цифровые технологии используются в организациях, включая социальные, мобильные, облачные, интернет-продуктов, технологии больших данных и связанные с ними методы, робототехнику и др. Хотя не каждая организация может оцифровать свои продукты, каждая отрасль имеет возможность оцифровать свои процессы для повышения качества услуг или получения данных для принятия решений в режиме реального времени. Таким образом, цифровые технологии внедряются для оцифровки процессов, интегрируются через платформу цифровых услуг и обеспечивают гибкость и скорость [7, с. 351].

Тем не менее достижение такой гибкости и скорости может быть сложной задачей, поскольку существующие ИТ-системы и модели бизнес-процессов часто не работают с новыми цифровыми решениями или не предоставляют требуемой информации. Следовательно, для того, чтобы иметь возможность обеспечить адекватный информационный поток и надежность для оцифровки изменений, требуется эффективная операционная система в фоновом режиме. Эта операционная основа включает в себя технологии, хорошо известные в литературе по информационным системам, такие как интегрированные системы планирования ресурсов предприятия, системы управления взаимоотношениями с клиентами или программное обеспечение для моделирования бизнес-процессов. Деятельность по управ-

лению бизнес-процессами отнесена к технологическому измерению. Более подробно рассматривается согласование процессов с цифровой ИТ-архитектурой и оптимизация сквозных процессов, что наряду с системной интеграцией происходит стандартизация процессов. Следовательно, для того чтобы провести четкое различие между изменениями процесса, происходящими в первых двух подразделах, соответственно, оцифровка процесса и операционная основа, в этом представлении вводится подразмерность улучшения процесса. Совершенствование процесса указывает на то, что изменения процесса необязательно должны быть обусловлены технологией, но могут представлять собой небольшие и инновационные улучшения процесса с использованием других доступных ресурсов.

Таким образом, в этом исследовании представлены результаты обзора литературы о связи между цифровой трансформацией и управлением бизнес-процессами. Во-первых, была определена стратегия поиска литературы. Затем был проведен поиск литературы с выполнением поиска в базах данных электронной библиотеки Scopus и Elibrary. Результаты контент-анализа показывают, что лишь небольшое число авторов понимают важность стратегического согласования, что является показателем того, что необходимы дальнейшие исследования для углубления понимания темы. Более того, согласно результатам, наибольший интерес авторов в проанализированных статьях вызвал аспект управления бизнес-процессами и организации цифровой трансформации, который состоит из трех подпространств: операционная основа, оцифровка процессов и совершенствование процессов. Кроме того, совершенствование процессов в организации было наиболее распространенным аспектом, связывающим концепции цифровой трансформации и управления бизнес-процессами.

Результаты, касающиеся усилий и целей цифровой трансформации, указывают на большую ориентацию на клиентов, которые требуют высокого качества предлагаемых услуг, адаптированных в соответствии с их потребностями, даже в случае основных физических отраслей. Эти результаты могут быть достигнуты путем переосмысления

сквозных клиентских процессов с помощью управления цепочками поставок. Следовательно, организации используют различные технологии и оптимизируют свои операции с учетом специфики и требований бизнеса. Цифровая трансформация не требует кардинального изменения способов работы до такой степени, чтобы она включала изменения в базовую бизнес-модель. Тем не менее потребность в большей гибкости процессов, вызванная ориентированным на клиента бизнесом и динамикой окружающей среды, приводит к появлению нескольких бизнес-моделей в одной организации. Это согласуется с возможностями, которые предлагает двусторонний организационный дизайн. Более того, динамическая настройка бизнес-модели, при которой архитектура моделей адаптируется к целям определенного потребителя, может быть соотнесена с ВРМ, ориентированным на конкретные случаи, что открывает новые возможности для развития управления бизнес-процессами и исследований. Наконец, результаты, касающиеся ролевого измерения модели, указывают на важность понимания организационных ролей в сотрудничестве между управлением бизнес-процессами и цифровой трансформацией.

Структура исследования или модель контент-анализа, представленная в этой статье, основанная на обзоре литературы, предлагается в качестве теоретической основы для дальнейшего изучения управления бизнес-процессами в цифровую эпоху, особенно в отношении инициатив по цифровому преобразованию и проектов в организациях.

Хотя это исследование расширяет объем знаний, существуют определенные ограничения, которые необходимо признать. Одно из ограничений связано с ограниченным доступом к базам данных и документам, которые исследователи имели во время этого исследования. Еще один - языковой барьер, из-за которого некоторые источники пришлось отклонить. Что касается будущих исследовательских планов, одним из возможных направлений будущих исследований может быть расширение поиска литературы о других базах данных, помимо тех, которые были найдены для целей этой статьи.

Список литературы

1. Агеев А.И., Радина В.А. Методика цифровой экономики в части управления и контрольной деятельности в реальном секторе экономики // Экономические стратегии. 2019. Т.21, N 3. - С.44-56.

2. Багаутдинова Н.Г Никулин Р.А. Новые конкурентные преимущества в условиях цифровизации // Инновации. 2018. № 8. С. 80-83.

3. Бубнова Г, Куренков П., Емец В. К толкованию «цифровых» логистических понятий. Ч. I // Логистика. 2018. № 5. С. 44-47.

4. Баханькова Е.Р. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2019. 255 с.

5. Бачило И.Л. Цифровизация управления и экономики - задача общегосударственная // Государство и право. 2018. № 2. С. 59-69.

6. Каримова Р.А. Анализ равновесия между активами и пассивами // Молодой ученый. 2019. № 10. С. 692-697.

7. Каштанов В.В., Дьяков В. Ф. Искусственный интеллект как ключевая технология цифровой трансформации бизнеса и экономики // Военно-экономический вестник. 2019. № 3-4. URL: https://voenvestnik.ru/ PDF/02MEVV319.pdf (дата обращения: 08.10.2022).

8. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: Управление электронным бизнесом и электронной коммерцией: моногр. М.: ИНФРА-М, 2019. 381 с.

9. Москалев Ю.А. Цифровая экономика и содержание цифровой стратегии предприятия // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Экономика и управление. № 3. С. 232-238.

References

1. Ageev A.I., Radina V.A. Methodology of digital economy in terms of management and control activities in the real sector of the economy. Economic strategies. 2019. Vol.21, N 3. - pp.44-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bagautdinova N.G. Nikulin R.A. New competitive advantages in the conditions of digitalization. Innovations. 2018. No. 8. pp. 80-83.

3. Bubnova G., Kurenkov P., Emets V. To the interpretation of "digital" logistics concepts. Part I. Logistics. 2018. No. 5. pp. 44-47.

4. Bakhankova E.R. Accounting management accounting. M.: IC RIOR, INFRA-M, 2019. 255 p.

5. Bachilo I.L. Digitalization of management and economy - the task of the general-sudarstvennaya. State and law. 2018. No. 2. pp. 59-69.

6. Karimova R.A. Analysis of the balance between assets and liabilities. Moscow Scientist. 2019. No. 10. pp. 692-697.

7. Kashtanov V.V., Dyakov V. F. Artificial intelligence as a key technology of digital transformation of business and economy. Military-economic Bulletin. 2019. No. 3-4. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/02MEVV319.pdf (accessed: 08.10.2022).

8. Lapidus L.V. Digital economy: Management of electronic business and e-commerce: monogr. M.: INFRA-M, 2019. 381 p.

9. Moskalev Yu.A. Digital economy and the content of the digital strategy of the enterprise. Bulletin of Tver State University. Ser. Economics and Management. No. 3. pp. 232-238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.