Научная статья на тему 'ОСВОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ МАГИСТРАТУРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ'

ОСВОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ МАГИСТРАТУРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / СУБЪЕКТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Вадим Видадиевич

Приводятся результаты анализа Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (стандарты 3-го поколения) по направлениям магистратуры на предмет содержания компетенций, способствующих освоению социальной субъектности студентами магистратуры. Проведенный анализ был осуществлен на основе метода квотной выборки по укрупненным группам направлений подготовки. Эта статья является в определенной степени продолжением статьи «Формирование социальной субъектности студенческой молодежи», где были отражены результаты анализа аналогичного исследования стандартов по направлениям бакалавриата. Данное исследование явилось основанием для ряда выводов, касающихся сходных и отличительных черт в стандартах магистратуры и бакалавриата, а также особенностей субъектных компетенций (т. е. именно тех компетенций, которые способствуют освоению социальной субъектности) в зависимости от конкретного направления магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSIMILATION OF THE SOCIAL SUBCULTURE COMPETENCES BY POSTGRADUATES

The article presents the results of the analysis of the Federal state educational standards of higher professional education (the 3rd generation standards) by the magistracy directions on the content of competencies that contribute to the formation of social subjectivity of postgraduates. The analysis was based on the method of a quota sampling by aggregated groups of training. This article to a certain extent is a continuation of the paper titled as «Creating social subjectivity of students», which reflected the results of the analysis of similar studies of standards for bachelors. This study has become a basis for a number of conclusions regarding the similar and distinctive features in the standards for postgraduates and bachelors, as well as the peculiarities of the subject competencies (more precisely those competencies that contribute to the development of social subjectivity) depending on the specific direction of magistracy.

Текст научной работы на тему «ОСВОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ МАГИСТРАТУРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 316.3

ОСВОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ МАГИСТРАТУРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ

ASSIMILATION OF THE SOCIAL SUBCULTURE COMPETENCES BY POSTGRADUATES

В. В. Алиев

V. V. Aliev

Ключевые слова: социальная субъектность; социальная субъектность молодежи; субъектные компетенции;

компетенции социальной субъектности Key words: social subjectivity; the youth social subjectivity; subjective competences; competence of social subjectivity

Приводятся результаты анализа Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (стандарты 3-го поколения) по направлениям магистратуры на предмет содержания компетенций, способствующих освоению социальной субъектности студентами магистратуры. Проведенный анализ был осуществлен на основе метода квотной выборки по укрупненным группам направлений подготовки. Эта статья является в определенной степени продолжением статьи «Формирование социальной субъектности студенческой молодежи», где были отражены результаты анализа аналогичного исследования стандартов по направлениям бакалавриата. Данное исследование явилось основанием для ряда выводов, касающихся сходных и отличительных черт в стандартах магистратуры и бакалавриата, а также особенностей субъектных компетенций (т. е. именно тех компетенций, которые способствуют освоению социальной субъектности) в зависимости от конкретного направления магистратуры.

The article presents the results of the analysis of the Federal state educational standards of higher professional education (the 3rd generation standards) by the magistracy directions on the content of competencies that contribute to the formation of social subjectivity of postgraduates. The analysis was based on the method of a quota sampling by aggregated groups of training. This article to a certain extent is a continuation of the paper titled as «Creating social subjectivity of students», which reflected the results of the analysis of similar studies of standards for bachelors. This study has become a basis for a number of conclusions regarding the similar and distinctive features in the standards for postgraduates and bachelors, as well as the peculiarities of the subject competencies (more precisely those competencies that contribute to the development of social subjectivity) depending on the specific direction of magistracy.

Субъектный потенциал молодого поколения — это не только основа для самореализации молодых людей, их успешной социализации и эффективной интеграции в общественную жизнь, но в первую очередь это залог успешного и сильного общества. Поэтому развитие субъектного потенциала молодых людей является одной из главных задач высшего образования. В соответствии с новой системой образования, закрепленной в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3, на данный момент в России существуют 3 уровня высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. В предыдущей статье «Формирование социальной субъектности студенческой молодежи» нами были освещены результаты анализа Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) по направлениям бакалавриата на предмет формирования компетенций социальной субъектности молодежи. В данной статье мы рассмотрим результаты аналогичного анализа ФГОС ВПО по направлениям магистратуры.

Получение высшего образования ориентировано на освоение общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Эти компетенции состоят из таких элементов, как «знание», «понимание», «умение» и «способность». Проведенный нами анализ ФГОС ВПО (стандарты 3-го поколения) по направлениям магистратуры был осуществлен на основе метода квотной выборки по укрупненным группам направлений. Общее количество документов, вошедших в выборочную совокупность, составляет 65 ФГОС по направлениям магистратуры. Общий объем генеральной совокупности по всем видам подготовки составляет около 180 документов.

Прежде чем рассмотреть результаты, обратимся к определениям и категориям, которые были использованы нами при исследовании.

В контексте молодежной проблематики на основе теоретического анализа работ таких выдающихся ученых, как Рубинштейн С. Л., Брушлинский А. В., Абульханова К. А., нами было предложено следующее определение социальной субъектности молодежи: «Социальная субъектность молодежи — это способность молодежи к проявлению самостоятельности в социуме, обусловленная наличием конкретной цели, соответствующей мотивацией, развитым механизмом саморегуляции, осознанием своей роли и ответственности, а также наличием осознанной позитивной жизненной стратегии». Нами также предлагается ис-

пользовать понятие «субъектная компетенция». Субъектная компетенция - это компетенция, несущая в себе характеристики, которые соответствуют личности как субъекту социальной деятельности.

Основным документом, регламентирующим реализацию образования по тем или иным направлениям, является Федеральный государственный образовательный стандарт. ФГОС - это «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [1]. Во ФГОС ВПО по различным направлениям подготовки определены конкретные механизмы, способствующие реализации субъектного потенциала студентов. Каждый ФГОС ВПО включает в себя следующие положения:

• Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участия обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

• Необходимо предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

• Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся.

• Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ [2].

Важно отметить, что если первые три пункта присутствуют как во ФГОС ВПО по направлениям магистратуры, так и во ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата, то четвертый пункт является особенностью стандартов магистратуры и является важной отличительной чертой с точки зрения основы для реализации субъектного потенциала студенческой молодежи.

Обратимся непосредственно к проведенному нами анализу. ФГОС ВПО по направлениям магистратуры имеют в большинстве своем, так же как и стандарты бакалавров, общекультурные и профессиональные компетенции. И так же, как и в стандартах бакалавриата, в магистерских стандартах нами могут быть выделены общекультурные субъектные компетенции и профессиональные субъектные компетенции. Аналогично бакалавриату среди общекультурных субъектных компетенций магистратуры можно выделить основные, встречающиеся в большинстве ФГОС по направлению магистратуры. Среди них:

• готовность самостоятельно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

• способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

• готовность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска;

• способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению профиля своей профессиональной деятельности;

• готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности;

• способность к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей.

Аналогичные некоторым из перечисленных компетенций уже были нами отмечены в предыдущей статье при анализе ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата. Помимо этого в стандартах магистратуры есть значительное количество общекультурных субъектных компетенций, отличающихся от тех, что содержатся в стандартах бакалавриата, среди которых важное место занимают компетенции, связанные с активным общением и проявлением личной инициативы. Ряд ФГОС по направлению магистратуры имеет особую структуру компетенций, где последние имеют даже собственные названия. Так, стандарт «Государственное и муниципальное управление» содержит компетенции, которые так и называются: «компетенция лидерства», «компетенция креативности», «компетенция саморазвития», «компетенция критического анализа», «компетенция ответственности».

Профессиональные субъектные компетенции во ФГОС ВПО по направлениям магистратуры, как и по направлению бакалавриата, имеют схожие формулировки: «способность формировать суждения...», «способность к самостоятельной постановке и решению задачи. », «способность планировать и выбирать направление деятельности.», «способность организовывать.», «способность отбирать и применять методики. », «способность разрабатывать проекты.» и т. д.

В то же время появляется довольно много компетенций, связанных с инновациями, креативным подходом к решению задач, критическим восприятием информации и способностью к активной социальной мобильности. В целом стандарты магистратуры сохраняют тенденции, заложенные в стандартах бакалавриата, и при этом имеют ряд особенностей. Одной из таких особенностей является то, что компетенции, связанные с творчеством, встречаются не только в направлениях группы «культура и искусство». Например, в стандарте по направлению «Теплоэнергетика и теплотехника» присутствует компетенция «способность находить творческие решения профессиональных задач», стандарт по направлению «Международные отношения» содержит компетенцию «стремление к творческому осмыслению международной информации», а стандарт направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» содержит компетенцию «владение навыками самостоятельной, творческой работы». В стандартах магистратуры группы «Культура и искусство» появляются такие формулировки, как «авторский продукт», «художественная критика», а также такие области деятельности, как «художественно-критическая деятельность» и «художественно-творческая деятельность». ФГОС магистратуры по направлению «Театральное искусство» содержит компетенцию «готовность аргументированно отстаивать личную позицию в отношении современных поисков в искусстве и в науке об искусстве». В стандартах технических, технологических, промышленных и военно-промышленных направлений профессиональные субъектные компетенции заложены в основном, так же как и в стандартах бакалавров, в «научно-исследовательских», «проектных», «технологических», «экспериментальных» и «конструкторских» сферах деятельности, но появляются компетенции иного качества. Например, стандарт «Радиотехника» содержит компетенции «понимание основных проблем в своей предметной области», «способность осуществлять авторское сопровождение разрабатываемых устройств», стандарт «Машиностроение» содержит компетенцию «умение организовать развитие творческой инициативы». Стандарт «Прикладная механика» содержит компетенцию «владение культурой безопасности и риск-мышлением», а в направлении «Программная инженерия присутствует раздел «аналитическая деятельность».

Объемы статьи не позволяют нам остановиться подробно на всех аспектах, связанных с субъектными компетенциями во ФГОС ВПО. Отдельного аналогичного анализа также заслуживают стандарты по специалитету и аспирантуре. Но в рамках проведенного нами исследования можно заключить:

1. ФГОС ВПО по направлениям магистратуры, безусловно, содержат качественно иной уровень субъектных компетенций, отличающийся от ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата. Выпускник, имеющий диплом бакалавра, и выпускник, имеющий диплом магистра, имеют совершенно разные возможности для реализации своего субъектного потенциала. Бакалавр может быть ограничен в своих возможностях не только тем, что обладает лишь начальным уровнем подготовки, но и тем, что не имеет достаточного уровня подготовки в качестве субъекта профессиональной деятельности.

2. Остается также открытым вопрос о субъектной дискриминации между различными направлениями подготовки. Почему одно направление не имеет такого количества профессиональных субъектных компетенций, как другое, или почему один стандарт имеет в структуре профессиональных компетенций область организационно-управленческой деятельности, а другой вообще лишен такой сферы.

3. Не вызывает сомнений, что разработчики ФГОС ВПО осознают необходимость содержания в данных документах субъектных компетенций. Но пользовались ли они при разработке стандартов данной категорией? Или, возможно, логика структуры ФГОС ВПО некоторых направлений заключается именно в минимизации субъектных компетенций в структуре стандарта. В таком случае, на наш взгляд, это не совсем объективно. Любой человек должен иметь возможность и опору для реализации своего субъектного потенциала вне зависимости от выбранной профессии и направления подготовки.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации // Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь«р://хп--80аЬидиМу9а.хп--р1а1/ %Е0 %В4 %Е0 %ВЕ %Е0 %ВА %Е1 %83 %Е0 %ВС %Е0 %В5 %ЕЮ %ВЕ %Е1 %82 %Е1 %8В/2974 (Дата обращения 14.12.2014).

2. ФГОС ВПО (магистратура) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электр. ресурс] - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1. (Дата обращения 14.12.2014).

3. Брушлинский А. В., Воловикова М. И. Психология индивидуального и группового субъекта. - М.: ПЕР СЭ, 2002.

4. Луков В. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ: науч. монография. - М.: Канон-плюс, 2012.

5. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009.

7. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. -Т. 2. -№4-М.:НИУ ВШЭ.-С. 3-21.

8. ФГОС ВПО (бакалавриат) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1 / (Дата обращения 14.12.2014).

9. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке (статья 1) // Психологический журнал. - 1991. - Т. 13. -№» 6. -

С. 8-12.

Сведения об авторе

Алиев Вадим Видадиевич, заместитель декана факультета культуры и искусства, старший преподаватель кафедры социологии, Московский гуманитарный университет, г. Москва, тел. 8(499)3745670, e-mail: arhont12.88@gmail.com.

Aliev V. V., Deputy Dean of the Faculty of Culture and Arts, senior lecturer of the chair of Sociology, Moscow University for the Humanities, phone: 8(499)3745670, е-mail: arhont12.88@gmail.com

УДК 378.147

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

PROBLEMS OF CORPORATE TRAINING DEVELOPMENT IN TYUMEN REGION

Е. В. Морозова, Д. Ю. Руденко

E. V. Morozova, D. Yu. Rudenko

Ключевые слова: корпоративное обучение; дополнительное профессиональное образование; программы повышения квалификации; профессиональная переподготовка Key words: corporate training; additional professional training; advanced training programs; occupational retraining

Представлены результаты социологического исследования проблем развития корпоративного образования на юге Тюменской области. Исследование проводилось методом формализованного интервью с 1 по 15 апреля 2014 года. Цель опроса заключалась в оценке реально сложившейся ситуации и определения перспективных потребностей в программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов региона.

The article presents the results of sociological research of the problems of development of corporate training in the Tyumen region south. The study was carried out using the patterned interview method in the period April 1-15, 2014. The purpose of the survey was to assess the actually formed situation and determine the perspective needs in the programs of professional retraining and improvement of professional skill of experts in the region.

Опытная, хорошо образованная рабочая сила имеет решающее значение для экономического развития любого общества. Так, концепция человеческого капитала объясняет [1], почему предприятия способствуют обучению своих сотрудников. В привлекательной для инвесторов экономике Тюменской области, несмотря на кризисные явления и нестабильную геополитическую ситуацию, активно создаются новые рабочие места, что обусловливает потребность предприятий в подготовке квалифицированных кадров [2]. Удовлетворение этих потребностей компании осуществляют за счет организации повышения квалификации имеющихся работников или набора квалифицированных кадров на внешнем рынке труда [3]. По мнению Ивановой С. В., «в условиях острого дефицита квалифицированных кадров 70 % компаний считают для себя приоритетом номер один развитие персонала и лишь 11 % — привлечение персонала извне. Среди инструментов, применяемых для борьбы с дефицитом рабочей силы, были названы развитие необходимых квалификаций внутри компании — 67 % HR-директоров, привлечение сотрудников с рынка — 56 %» [4].

На некоторых предприятиях действует система наставничества, когда из числа высококвалифицированных рабочих выбираются специалисты для подготовки, переподготовки и поддержания квалификации кадров на рабочих местах. Другие предприятия организуют повышение квалификации за счет приглашения внешних специалистов или получают услуги дополнительного профессионального образования вне организации. Степень того, насколько хорошо функционирует система дополнительного профессионального образования в регионе, определяется в том числе и уровнем развития корпоративного обучения. Уровень развития системы дополнительного профессионального образования напрямую влияет на формирование ценностных ориентаций работающей молодежи региона [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.