© Ф.К. Мухин, Д.А. Пыхалов, Ю.Г. Андреев, 2015
УЛК 65.011.42, 65.011.46, 65.011.48
Ф.К. Мухин, Д.А. Пыхалов, Ю.Г. Андреев
ОСВОЕНИЕ СТАНДАРТА ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЭКСКАВАТОРНО-АВТОМОБИЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Описан порядок решения актуальной задачи повышения производительности экскаваторно-авгомобильного комплекса на угольном разрезе Восточно-Бейский. Приведены организационные и технологические параметры обеспечения высокопроизводительной работы горнотранспорт-ного оборудования. Представлена разработанная технологическая схема ведения работ гидравлическим экскаватором РС-3000 типа прямая лопата. Рассчитаны возможные и фактические результаты освоения стандарта высокопроизводительной работы экскаваторно-автомобильного комплекса, осуществляющего экскавацию вскрышных пород на угольном разрезе. Ключевые слова: стандарт процесса, экскаваторно-автомобильный комплекс, технология открытых горных работ, организация производства, угольный разрез.
О00 «Восточно-Бейский разрез» является производственной единицей 0А0 «СУЭК» с 2003 г. Среди угледобывающих предприятий компании, расположенных в Республике Хакасия разрез является самым молодым и имеет относительно высокий потенциал для своего развития.
За период 2010-13 гг. практически полностью был обновлен экскаваторный парк, вспомогательная техника, парк большегрузных автосамосвалов. Вместо электрических экскаваторов типа ЭКГ 5А, ЭКГ 8И были приобретены гидравлические, электрогидравлические экскаваторы фирм КОМАТБи с большей единичной мощностью, что повлияло на изменение технологии отработки месторождения, скорость продвижения фронта работ, производительность труда работников. Благодаря инвестициям в техническое перевооружение и человеческий капитал объемы добычи угля за последние десять лет эксплуатации разреза выросли в 2,7 раза.
Технология добычи угля на разрезе сегодня выглядит следующим образом: на верхних горизонтах работают 2 вскрышных экскаваторно-автомобильных комплекса РС-3000 с емко-
стью ковша 15 м3, на выемке угля РС-1250 с емкостью ковша 6,7 м3, от-валообразованием и бестранспортной вскрышей занимаются 2 драглайна с емкостью ковша 10 м3, автопарк представлен 14 автосамосвалами грузоподъемностью 130 т. Добытый уголь транспортируется на склад, откуда попадает в дробильно-сортировочный комплекс и отгружается в вагоны.
Для дальнейшего устойчивого развития разреза его руководство непрерывно решает задачу снижения сроков окупаемости вложенных инвестиций. Поэтому задача мониторинга и повышения эффективности использования высокопроизводительного горнотранспортного оборудования является частью функционала каждого руководителя разреза. Изучение передового опыта показывает, что наиболее прогрессивным способом повышения эффективности использования оборудования является стандартизации производства.
Принципиальная схема разработки и освоения стандартов рабочих процессов представлена на рис. 2.
Первоочередной задачей руководство разреза определило стандартизацию работы экскаваторно-автомобильного комплекса (ЭАК) РС-3000, с целью обеспечения ежесменного времени его производительной работы 10-10,5 ч.
Основные задачи разрабатываемого стандарта ЭАК:
1. Достижение целевого показателя производительности 750 тыс. м3 в месяц автотранспортной вскрыши экскаватором КОМДТБи РС 3000.
2. Получение экономического эффекта за счет снижения удельных затрат на 1 м3 автотранспортной вскрыши.
3. Увеличение количества производительных ч работы машиниста экскаватора, водителя автосамосвала.
4. Повышение уровня заработной платы персонала, задействованного в работе вскрышного комплекса.
Анализ текущей ситуации
Рис. 2. Принципиальная схема стандартизации рабочих процессов
Состав оборудования комплексной бригады ЭАК:
- экскаватор РС-3000;
- 5 автосамосвалов БелАЗ 75131;
- бульдозер \АЮ — 600 №16;
- бульдозер иеЬЬегг РИ — 764 №17;
- автогрейдер Ко-таЬя! вО 825 №5;
- автомобиль КАМАЗ № 296 (вахта);
- автомобиль КАМАЗ № 312 (топливозаправщик);
- автомобиль КАМАЗ № 305 (передвижная столовая).
На этапе оценки возможностей повышения производительности ЭАК руководителями участка разреза были построены циклограммы его работы в смене, сутках и месяце (рис. 3).
Разработанная технологическая схема ведения работ экскаватором РС-3000 представлена на рис. 4.
-КМОТ—«гтккиит—«гедачюерчгг—№3-
Л
л
л
, \wvvvvyw ■\ftWVVWVVVW г Л>V^WVVVW \vwwvwww
\WWVVVYV У№Л№ЛЛЛ№
\JWWWWV \WWWWW
\wwwww \wvwwwv "\WiWVWV \vwvwww \wwww ЛwwvwwЛftЛfwvvwwЛлллллллfvw
£ £ ^ 2 £ 2 £
Рис. 3. Пример циклограммы смены
Масштаб 1:500
А-А
Рис. 3. Пример технологической схемы ведения работ
Для обеспечения работы ЭАК в соответствии с разработанной циклограммой и технологической схемой были реализованы следующие организационно-технологические мероприятия:
1. Минимизация технологических простоев (переключение, переезд, перегон, взрыв) посредством их совмещения с приемом пищи или обслуживанием автосамосвалов;
Таблица 1
Целевые показатели работы ЭАК РС-3000
Показатели Ед. изм. Целевые
Уступ I 11-У
Расстояние транспортирования км 1,8 1,8
Приведенное расстояние транспор- км 2,5 2,5
тирования
Месячная производительность м3/мес. 750 120 665 280
экскаватора
Сменная производительность м3/смена 13395 11880
Часовая производительность м3/ч 1340 1188
Количество смен работы в месяц смены 56 56
Количество производительных часов
работы:
- в смену ч 10 10
- в месяц ч 560 560
Количество рейсов автосамосвала рейс 47 44
Объем кузова автосамосвала м3 57 54
Оптимальное количество автосамо- ед. 5 5
свалов
Время погрузки автосамосвала мин. 12,77 13,64
Себестоимость вскрыши руб./м3 22,3 23,1
2. Обеспечение высоты забоя не менее 7 м;
3. Минимизация времени ожидания подъезда автосамосвала посредством изменения схемы подъезда автосамосвалов под погрузку;
4. Обеспечение ЭАК резервным переключательным пунктом;
5. Минимизация количества технологических простоев -взрывов, перегонов и т.д.;
6. Увеличение взрывного блока и обеспечение взорванной горной массой экскаватора в месячном объеме;
7. Почасовой часовой контроль производительности оборудования, особенно первый и последний час работы;
8. Контроль исполнения регламентов работы вспомогательной техники (топливозаправщик, кран и т.д.);
9. Освоение равнонапряженных норм выработки водителями автосамосвалов [1];
10. Визуализация учета результатов труда персонала: начальника участка, начальника смены, горного мастера, линейного механика, машиниста экскаватора, водителя автосамосвала [2, 3, 4].
В результате реализации разработанных мероприятий ожидается выход ЭАК на целевые показатели работы (табл. 1).
Проводимая работа позволила в течение второго полугодия 2014 г. на 7 % повысить среднемесячную производительность экскаватора РС-3000, при этом добиться снижения себестоимость вскрыши на 3 %. Таким образом, экономический эффект от освоения стандарта высокопроизводительной работы экскаватора РС-3000 составляет около 900 тыс. руб. ежемесячно.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Костарев A.C. и др. Опыт совершенствования системы оплаты труда водителей большегрузных автосамосвалов ООО «Восточно-Бейский разрез» / А.С. Костарев, Е.В. Тихонова, С.Ф. Стребкова, Т.В. Немцова, С.И. Захаров // Нормирование и оплата труда в промышленности.- 2015. - №3. - С. 18-24.
2. Попов Д.В. и др. Совершенствование системы организационно-экономических отношений в ООО «Восточно-Бейский разрез» / Д.В. Попов, Е.В. Тихонова, В.С. Алексенко, А.В. Морозов, С.И. Захаров // Уголь. -2014. - №4. - С. 28-30.
3. Мухин Ф.К. и др. Разработка системы оплаты труда линейных руководителей производственных участков угольного разреза / Ф.К. Мухин, Т.В. Немцова, В.А. Бычков, С.И. Захаров // Уголь. - 2015. - №4. - С. 54-56.
4. Рыбинский А.Б. и др. Об организации системы визуализированного учета результатов работы горно-транспортного участка ОАО «Разрез Тугнуй-ский» / А.Б. Рыбинский, А.В. Горохов, А.С. Довженок, С.И. Захаров, Ю.Ю. Ушаков // Уголь. - 2013. - №12. - С. 77-81. ЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Мухин Федор Константинович — заместитель исполнительного директора по производству и автотранспорту ООО «Восточно-Бейский разрез», MuhinFK@suek.ru, Пыхалов Дмитрий Анатольевич — заместитель главного инженера по горным работам ООО «Восточно-Бейский разрез», PyhalovDA@ suek.ru, Андреев Юрий Геннадьевич — начальник участка добычи угля ООО «Вос-точно-Бейский разрез», AndreevYG@suek.ru.
UDC 65.011.42, 65.011.46, 65.011.48
IMPLEMENTATION OF HIGH PRODUCTION STANDARD FOR TRUCK-AND-SHOVEL ASSEMBLY
Mukhin F.K., Deputy Chief Executive Officer for Production and Motor Transport, Vostochno-Beisky Open Pit Mine, MuhinFK@suek.ru, Russia,
Pykhalov D.A., Deputy Principal Engineer on Mining, Vostochno-Beisky Open Pit Mine, PyhalovDA@ suek.ru, Russia,
Andreev Yu.G., Coal Mining Branch Manager, Vostochno-Beisky Open Pit Mine, An-dreevYG@suek.ru, Russia.
The article describes the procedure of truck-and-shovel assembly production improvement in Vostochno-Beisky Open Pit Coal Mine. The organizational and process-dependent parameters of mining and haulage equipment performance effectivization are described. The authors present the developed process flow diagram for operation of hydraulic excavator PC-300 with front shovel. The possible and actual results of implementation of highly productive operation standard for truck-and-shovel assembly employed in overburden removal in the open pit coal mine are estimated.
Key words: process standard, truck-and-shovel assembly, open pit mining technology, production management, open pit coal mine.
REFERENCES
1. Kostarev A.S. i dr. Opyt sovershenstvovanija sistemy oplaty truda voditelej bol'shegruznyh avtosamosvalov OOO «Vostochno-Bejskij razrez» (Experience of improving the system of remuneration of drivers of heavy trucks LLC "Eastern-beysky open-pit mine") / A.S. Kostarev, E.V. Tihonova, S.F. Strebkova, T.V. Nemcova, S.I. Zaharov // Normiro-vanie i oplata truda v promyshlennosti.2015. No 3. pp. 18-24.
2. Popov D.V. i dr. Sovershenstvovanie sistemy organizacionno-jekonomicheskih ot-noshenij v OOO «Vostochno-Bejskij razrez» (Improving system of organizational-economic relations at LLC "Eastern-beysky open-pit mine") / D.V. Popov, E.V. Tihonova, V.S. Alek-senko, A.V. Morozov, S.I. Zaharov // Ugol'. 2014. No 4. pp. 28-30.
3. Muhin F.K. i dr. Razrabotka sistemy oplaty truda linejnyh rukovoditelej proiz-vodstvennyh uchastkov ugol'nogo razreza (Development of a system of payment of work of line managers of industrial areas coal mines) / F.K. Muhin, T.V. Nemcova, V.A. Bychkov, S.I. Zaharov // Ugol', 2015. No 4. pp. 54-56.
4. Rybinskij A.B. i dr. Ob organizacii sistemy vizualizirovannogo ucheta rezul'tatov raboty gorno-transportnogo uchastka OAO «Razrez Tugnujskij» (Organization of system rendered the accounting of results of work of mining-transport site of OJSC "tugnuisky Section") / A.B. Rybinskij, A.V. Gorohov, A.S. Dovzhenok, S.I. Zaharov, Ju.Ju. Ushakov // Ugol'. 2013. No 12. pp. 77-81.