Научная статья на тему 'Освоение окружающего пространства младших школьников через развитие музыкально-слухового восприятия'

Освоение окружающего пространства младших школьников через развитие музыкально-слухового восприятия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
329
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ / МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ОКРУЖАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО / VISUALLY IMPAIRED CHILDREN / MUSICAL-AUDITORY PERCEPTION / SURROUNDING SPACE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малкова Татьяна Петровна, Фуреева Елена Павловна, Зубкова Вера Петровна

В статье рассматривается проблема развития слухового восприятия у слепых и слабовидящих младших школьников. Представлено обоснование того, что именно слуховое восприятие играет важную роль при обучении детей, имеющих глубокие нарушения зрения, умению свободного ориентирования в пространстве. Музыкально-слуховое восприятие развивает у таких детей творческие возможности, которые помогают им успешно осваивать новое для них окружающее пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Малкова Татьяна Петровна, Фуреева Елена Павловна, Зубкова Вера Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL-HEARING PERCEPTION PROVIDES DEVELOPMENT OF THE ENVIRONMENT

The article deals with the problem of development of auditory perception in blind and visually impaired younger schoolchildren. The rationale is that it is the auditory perception that plays an important role in teaching children who have deep visual impairments and the ability to freely orient themselves in space. Musical-auditory perception develops in such children creative opportunities that help them successfully master the new environment for them.

Текст научной работы на тему «Освоение окружающего пространства младших школьников через развитие музыкально-слухового восприятия»

УДК 159

ОСВОЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Т. П. Малкова, Е. П. Фуреева, В. П.Зубкова

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития слухового восприятия у слепых и слабовидящих младших школьников. Представлено обоснование того, что именно слуховое восприятие играет важную роль при обучении детей, имеющих глубокие нарушения зрения, умению свободного ориентирования в пространстве. Музыкально-слуховое восприятие развивает у таких детей творческие возможности, которые помогают им успешно осваивать новое для них окружающее пространство.

Ключевые слова: слабовидящие дети, музыкально-слуховое восприятие, окружающее пространство.

MUSICAL-HEARING PERCEPTION PROVIDES DEVELOPMENT

OF THE ENVIRONMENT

T.P. Malkova, E.P. Fureeva, V.P. Zubkova

Abstract. The article deals with the problem of development of auditory perception in blind and visually impaired younger schoolchildren. The rationale is that it is the auditory perception that plays an important role in teaching children who have deep visual impairments and the ability to freely orient themselves in space. Musical-auditory perception develops in such children creative opportunities that help them successfully master the new environment for them.

Keywords: visually impaired children, musical-auditory perception, surrounding space.

Эмоции и чувства имеют зависимость от состояния сенсорной сферы и опосредуются материальными и духовными потребностями, но развитие их непосредственно связано с накоплением чувственного опыта[1]. Глубокие нарушения зрения или полное его отсутствие обусловливает также изменения в характере и динамике потребностей, что, в свою очередь, сказывается на эмоциональных переживаниях, возникающих при их удовлетворении или неудовлетворении [5].

Как известно, человеческий слух имеет социальный характер и очень существенно отличается от слуха живых существ на земле. Помимо шумов человек различает как речевые, так и музыкальные раздражители, и, наверное, нетрудно себе представить, насколько возрастает значение слуха при полной или частичной утрате зрительных функций, при сокращении или невозможности воспринимать мир во всех его красках визуально [3].

Проведенное в начале учебного года диагностическое обследование музыкально -слухового восприятия слабовидящих детей первого и второго классов, обучающихся в Государственном казённом общеобразовательном учреждении «Михайловская школа-интернат» Волгоградской области показало, что у них недостаточно развито слуховое восприятие. В данном исследовании принимали участие двадцать четыре слабовидящих младших школьников. Из двадцати четырёх участников

данной диагностики не узнавали все звуки из предложенных трёх и не различали звуки и шумы из предложенных двух окружающего пространства семь человек (30%); этим ребятам трудно было определить характер музыкальных произведений, они не проявляли никакой эмоциональной заинтересованности к звучащим музыкальным произведениям. Десять

слабовидящих учащихся (40%) постоянно ошибались в определении характера музыкальных произведений, но с удовольствием проявляли свое эмоциональное отношение к отдельным знакомым музыкальным

произведениям, и только семь ребят (30%) быстро узнали знакомые музыкальные произведения, с удовольствием слушали их, высказывали свое суждение и эмоциональное сопереживание о прослушанном музыкальном отрывке.

По проведенному анкетированию родителей данной группы детей был сделан вывод о том, что только пятнадцать семей (60 %) слушали дома детскую и эстрадную музыку; пять семей (20 %) вместе со своими детьми слушали классическую музыку; в этих семьях дома имеются детские музыкальные инструменты. В остальных семьях их насчитывалось пять (20%) не уделялось должного внимания развитию слухового восприятия через музыку.

Хорошо известно, что слуховое восприятие играет важную роль для слепых и слабовидящих при ориентации в пространстве. Недооценка слухового восприятия в вопросах обучения может

отрицательно отразиться на полноценном развитии детей. У детей с глубокими нарушениями зрения слуховое восприятие необходимо всячески не только оберегать, но и развивать[2]. Для незрячих и слабовидящих людей звуковые ощущения и восприятие имеют не только предметное, но и сигнальное значение. По колебаниям тембра голоса, его интонации на расстоянии или вблизи, незрячие узнают настроение, характер собеседника Слуховое восприятие сохраняет возможность общения слепых с нормально видящими членами коллектива, в котором они живут и общаются. Велико значение слуха для слепых и слабовидящих детей в процессе познания окружающего мира, пространственной и социальной ориентации [5].

В результате анализа данного обследования педагогами было принято решение о внедрении в учебно--воспитательный процесс эффективных методов и приемов более углубленной коррекционно-развивающей работы,

направленной на развитие музыкального -слухового восприятия у слабовидящих детей первых и вторых классов.

Были поставлены задачи, направленные на:

- расширение кругозора детей младшего школьного возраста через восприятие звуков окружающего мира, через знакомство с музыкальной культурой, музыкальными инструментами;

- обучение детей умению слышать и слушать звуки окружающего мира, ориентироваться в их разнообразии, импровизировать со звуком при игре на самодельных музыкальных инструментах -игрушках;

- развитие интереса и желание участвовать в различных видах музыкальной деятельности (театрально - музыкальной; художественно -речевой; продуктивно-игровой);

- на привлечение родителей к участию в совместной музыкальной деятельности со своими детьми.

В течение учебного года была проведена серия коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие музыкально -слухового восприятия у слабовидящих детей младшего школьного возраста.

Обязательным условием реализации всей деятельности педагогов, направленной на развитие музыкально - слухового восприятия, являлась совместная деятельность музыкального руководителя с педагогами, узкими специалистами, а также родителями этих детей.

В течение года было проведено тридцать четыре коррекционно-развивающих занятия, на

которых ребята учились слушать звуки окружающего мира, ориентироваться в их разнообразии, слышать музыкальный звук -воспринимать и различать его высоту, тембр, силу и продолжительность. Обогащались представления детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов. Ребята учились выбирать инструменты, тембры которых соответствуют характеру звучащей музыки. Проводилась работа по обучению учащихся различным приемам звукоизвлечения на самодельных музыкальных игрушках.

Музыкальная деятельность, к примеру, была представлена такими темами, как: «Звук живет в любом предмете», «Звук - волшебник», «Где живут звуки», «Звуки дома», «Звуки города», «Звуки деревни», «Звучащие времена года», «Звуки природы (птиц, животных и т.д.)», «Звуки улицы (дорога, транспорт)», «В звуках мир наш отражен (озвучивание стихов и сказок с помощью самодельных музыкальных инструментов, музыкально - ритмические движения, шумового оркестра)».

Общеизвестно, что музыку с незапамятных времен использовали в воспитании и обучении. Это приобщение к высшим духовным ценностям человечества через эмоционально-эстетическое, интуитивное прикосновение становилось важным духовным эпизодом для ребенка и благотворно отзывалось на его дальнейшей жизни. Музыка способна ускорить или облегчить умственную деятельность, вызвать художественное или творческое вдохновение, переносить содержание бессознательного в сознание личности с последующей гармонизацией [4].

После проведения серии коррекционно-развивающей работы, направленной на улучшение музыкально-слухового восприятия, которая продолжалась в течение всего учебного года, был проведен контрольный эксперимент. Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность проделанной работы.

Так, из двадцати четырёх слабовидящих учащихся младших классов только семь ребят (30%) не узнали знакомые музыкальные произведения. Семнадцать детей (70%) быстро узнавали все звуки из предложенных трёх и прекрасно справлялись с заданием на различение звуков и шумов из окружающего пространства. Эти ребята с удовольствием высказывали свое суждение и эмоциональное сопереживание о прослушанном музыкальном отрывке и музыкальном произведении.

Большинство детей хорошо стали выделять звуки, сравнивать их с другими и правильно соотносить с предметами. Учащиеся

безошибочно стали узнавать на слух своих товарищей и педагогов по голосу; ориентировываться в пространстве группы на хлопки, на звук мяча. Разработанная серия коррекционно-развивающих занятий помогла ребятам хорошо различать звуки улицы, приближение или удаление автомобиля, узнавать на слух, легковая или грузовая машина движется по улице, и даже определить на слух, нагружена она или нет, и многое другое из того, чего они до этого не знали.

Человек слышит звук не только ушами, он слышит звук каждой клеточкой своего тела; звук ускоряет или замедляет циркуляцию крови; музыка тренирует ум и душу и служит наилучшим средством для концентрации внимания, прекрасно релаксирует и оздоравливает психику.

Работа, проведенная в течение года, которая была направлена на развитие музыкально-

слухового восприятия, научила ребят младших классов с глубокими нарушениями зрения умению вслушиваться и слушать звуки окружающего мира, и, тем самым, лучше ориентироваться в их разнообразии и в окружающем пространстве. Через знакомство с музыкальными инструментами и музыкальной культурой, через восприятие звуков музыки ребята обогатили свои знания об окружающем мире вещей.

Слабовидящий ребенок за этот год встретился в живом общении с прекрасными картинами и мелодиями и оказался способным на то, что не дано взрослым людям, - он видит музыку, может превратить чувства и образы в звучания. Его отношение к себе изменилось: он побывал в новой роли творца и победителя, почувствовал неожиданные творческие возможности, которые так помогут ему в дальнейшей жизни правильно осваивать незнакомое окружающее пространство.

Литература:

1. Волкова И.П., Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения: Автореф. дис. доктор. психол. наук / И.П. Волкова. - СПб., 2010.

2. Литвак А.Г., Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998.

3. Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями

зрения: Учебное пособие - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.

4. Эриксон Э., Детство и общество. - Обнинск: Детство, 1993.

5. Малкова Т.П. Факторы социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей. / Малкова Т.П. // Вестник Поморского университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2008 (декабрь). - № 4. - С. 106-109.

Сведения об авторах:

Малкова Татьяна Петровна (г. Волгоград, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета, e-mail: Tatiana_Malkova@mail.ru

Фуреева Елена Павловна (г. Волгоград, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета, e-mail:fura54@mail.ru

Зубкова Вера Петровна (г. Волгоград, Россия), старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета, e-mail: vera_zubkova@mail.ru

Data about the authors:

T. Malkova (Volgograd, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology of the Volgograd State Social and Pedagogical University, e-mail: Tatiana_Malkova@mail.ru

E. Fureeva (Volgograd, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology of the Volgograd State Social and Pedagogical University, e-mail: fura54@mail.ru

V. Zubkova (Volgograd, Russia), Senior Lecturer, Special Pedagogy and Psychology Department, Volgograd State Social and Pedagogical University, e-mail: vera_zubkova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.