Научная статья на тему 'Освоение народных музыкальных традиций как путь сохранения этнического языка культуры'

Освоение народных музыкальных традиций как путь сохранения этнического языка культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1474
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛАД / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ИНТОНАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ / MUSICAL TUNE / MUSICAL FOLKLORE / ACADEMIC ART / FOLKLORE TRADITION / CULTURAL HERITAGE / INFLEXION / MUSICAL HEARING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Баринова Надежда Евгеньевна

Статья посвящена проблемам освоения народных музыкальных традиций в современных условиях. Сегодня нарушен естественный механизм передачи этнических культурных ценностей. Начальное музыкальное воспитание должно основываться на традиционной этнической музыке. Это верный путь к постижению мировой художественной культуры и сохранению фольклорного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The folk music tradition mastery as a way to keep ethnic language of culture

This article is about problems of the folk music tradition mastery in present-day conditions. Т^ау the natural transfer of ethnic cultural values is violated. Folk music tradition must be the basis of the primary music education. This is the right way for the comprehension of world art culture and for preservation of folklore heritage.

Текст научной работы на тему «Освоение народных музыкальных традиций как путь сохранения этнического языка культуры»

Вопросы культурологии и философии

ОСВОЕНИЕ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК ПУТЬ СОХРАНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ЯЗЫКА КУЛЬТУРЫ

Н. Е. Баринова

В структуре современной культуры соотношение компонентов, связанных с фольклорными традициями и со сферой профессионального академического искусства, конечно же, нельзя назвать гармоничным. Сегодня эта проблема должна рассматриваться не столько с художественно-эстетических позиций, сколько в аспекте социокультурных противоречий современности, острейших вопросов сохранения жизнеспособности этноса. Если говорить о современной народной (в социальном смысле) художественной культуре, то придётся признать, что она не связана со специфическими этническими языками. В этом смысле следует констатировать потерю культурной преемственности. Культурная политика, нацеленная на ценности академического искусства, провозглашающая, например, тезис о том, что культурный человек должен знать классическую музыку, разбираться в академической живописи ит. д., тем самым утверждает отношение к народной культуре как к малоценному пережитку. Мерилом самодеятельного (непрофессионального, любительского, «не учёного», т. е. народного) творчества становится степень приближения к нормам классического искусства. Система общего образования просвещает новые поколения, ориентируясь в основном тоже только на академическое искусство. Результаты этого гигантского по всеохватности и продолжительности эксперимента нельзя признать положительными. Новые поколения оказались отчуждёнными от форм самовыражения средствами традиционной народной культуры, а в отношении академической культуры, в лучшем случае, проявляют себя пассивными потребителями.

Проблема преодоления нарушившейся связи культурной преемственности может быть решена за счёт усиления этнического компонента в системе общего и художественного образования. В одном рекламном объявлении, приглашающем на психологический тренинг, мысль о необходимости преемственности звучала так: возьми сам сколько сможешь знаний и умений, научи этому своих детей, и тогда твоим внукам достанется многое. Проблема только в том, что современным родителям негде приобрести ни знания, ни умения в отношении традиционной художественной культуры.

Если посмотреть на современную мелосреду — реально окружающий нас фон музыкальной повседневности — то практически невозможно обнаружить в ней присутствие музыкального фольклора. С уходом довоенного поколения перестают звучать народные песни, возникают проблемы с пониманием музыкально-интонационного языка своего народа. К сожалению, детям редко поют колыбельные, игровые песенки, прибаутки... Современные дети с раннего возраста окружены взрос-

лой музыкой, звучащей повсюду. Такая музыка не имеет национальной принадлежности, в основе неё другой музыкальный язык. Но формирование у детей прочных, надёжных слуховых представлений должно быть построено на освоении характерных интонаций национального музыкального фольклора как основы. Музыкальный язык современного действительно культурного человека не должен быть ограничен рамками какого-либо музыкального стиля или направления.

Существуют разные музыкальные языки, включая и язык академического искусства с его классической мажоро-минорной ладовой системой и гомофонно-гармонической фактурой, но, чтобы сформировать способность к владению музыкальным языком, следует включать как музыку разных народов (но в первую очередь своего), так и мировую музыкальную классику. Это следует делать именно в такой последовательности, когда восхождение к вершинам мировой художественной культуры основывается на владении своим родным художественным языком. «Основой воспитания музыкального слуха должен быть родной музыкальный фольклор с характерными для него ладовыми и, разумеется, ритмическими особенностями. Беда в том, что с элементарными закономерностями лада учащиеся знакомятся, как правило, не на этом материале, а на до-мажорной гамме. На этот путь толкает педагогов окостенелая система абсолютной сольмизации, чуждая ладовому мышлению славянских народов и народов Востока. Мы даже не отдаем себе отчета в том, какой вред наносим национальным музыкальным культурам, прививая детям раньше всего чуждое их народу ладовое мышление»1.

Основой владения музыкальным языком является сформированное ладовое чувство. В его развитии особая роль принадлежит музыкальному фольклору. Музыкально-ладовые представления ребёнка — ещё «чистая страница». Если с самого начала начертать на ней в качестве отправной точки классическую мажоро-ми-норную систему, то все другие лады и звукоряды неизбежно будут казаться слуху чем-то чужеродным. Постоянно будет давать о себе знать инерция замкнутого в академической системе ладового мышления. Необходимо, чтобы слух одинаково свободно и естественно ориентировался в самых различных ладотональных условиях, особенно в разнообразии русской народной музыки, которая, в отличие от некоторых других национальных культур, где зачастую господствует какая-либо ладовая основа (например, пентатоника в венгерской музыке2), отличается особым многообразием.

Поучителен и замечателен в этом смысле опыт венгерской музыкальной педагогики. 3. Кодай, подчёркивая преобладающее значение пятиступенного лада в венгерской народной музыке, говорит о целесообразности музыкального воспитания в Венгрии именно на пентатонической музыке: «Только так можно воспитывать венгерское музыкальное самосознание, понимание венгерской музыки. Ребёнок будет чувствовать основные мелодические обороты венгерской музыки естественными и красивыми лишь в том случае, если он будет жить некоторое время исключительно в них. Если же мы будем воспитывать в нём сначала индогерманское музыкальное чувство — это делала школа до сих пор, то он будет ощущать венгерское всегда как что-то исключительное, искусственное и даже чуждое. При-

везём наших детей наконец домой!»3. И далее: «В музыке, как и в языке, разумное воспитание мы можем начинать только с венгероцентрической отправной точки. Как ребёнок, которого учат преждевременно нескольким языкам, в конце концов, не знает ни одного, так и музыкальное воззрение будет запутанным, если оно не основывается на одной замкнутой системе. А на основе системы легко построить и всё остальное. Наконец, пентатоника вводит также в мировую литературу: это ключ ко многим видам зарубежной музыки — от древних мелодий грегорианского хорала через Китай до Дебюсси»4.

Помимо того, что музыкальный фольклорный материал способствует поэтапному формированию качественного музыкального слуха и позволяет на этом пути, благодаря многообразной системе ладов, двигаться от простого к сложному, особое значение народного музыкального искусства состоит в том, что оно является естественным, «родным» языком передачи выражений и восприятия эмоциональных состояний человека. В этой связи очень важной представляется позиция, к которой пришла и отечественная и зарубежная художественная педагогика. Суть этой позиции состоит в том, что сохранение и культивирование фольклора истолковывается как сохранение основ культуры нации, защита культурной «среды обитания».

О. Т. Леонтьева пишет, что ребёнок в своём детстве повторяет развитие человеческого рода. Если параллелизм истории рода и развития индивида существует, то понятия и представления технизированного мира современности не должны составлять первоначальную среду для формирования интеллекта и психики ребёнка. Далее автор отмечает: «Сочинения, сделанные специально для детей в определенном стиле не смогут заменить исторический слой ранней словесности и музыкального фольклора... Опыт показывает, что ребенок не предрасположен ни к какому стилю и не предубежден против какого-либо стиля. И начальное воспитание не должно быть упражнением "в стиле”. Детям не следует начинать с пения песен, написанных для них композиторами, как не следует начинать рисовать по гипсовым моделям греческих скульпторов. Народное искусство, песня, танец — наиболее подходящие образцы...»5.

Знание родного музыкального языка, усвоение интонационного «словаря» является необходимым условием развития музыкальности детей. Каталин Форраи, венгерский педагог, писала: «В годы формирования навыков речи важно, чтобы ребенок слышал мелодии с ритмом и интонациями, соответствующими его родному языку, и начинал подражать им. Для этой цели наиболее подходящий материал доставляет народная традиция: попевки, детские песни, переходящие из уст в уста»0. Народная песня ещё не сказала своего последнего слова: она не является пережитком устаревшего стиля, её место не среди мёртвых реликвий истории, она — живая жизнь.

В решении задач музыкального развития детей необходимо помнить и о специфике трансляции фольклорной культуры новым поколениям. Если в фольклорном обучении освоение закономерностей музыкального мышления осуществлялось неосознанно, устным путём, непосредственно под воздействием мелосреды, где человек с раннего возраста был погружён в этот мир, впитывая всё без волевых

усилий, то академическая система образования связана с письменной культурой и соответственно с рациональными формами постижения форм культуры. Поэтому академическое обучение обладает отличной от народной системы логикой и методикой освоения музыкальной культуры. Задача освоения музыкального фольклора заставляет определённым образом адаптировать методы академической школы, найти наиболее адекватные формы учебной работы, способствующие постижению этнической музыки, формированию этнического музыкального мышления.

Дело в том, что ладовая система русской этнической музыки шла самобытным, самостоятельным путём, никак не связанным с формированием мажоро-ми-нора. На это указывают многие авторы, в том числе музыканты-теоретики и фольклористы: «Для освоения учащимися богатейшего наследия русских народных песен и песен других национальных культур, основывающихся на мелодических ладах народной музыки с их опорой на нижнюю тонику, ладовой переменностью и другими особенностями, необходимо вырабатывать у них умение слышать своеобразие ладовой организации»7. Это самое «своеобразие ладовой организации» ещё раз напоминает нам, что русская музыка сформировалась на русской почве, имела собственное историческое развитие и собственную структуру лада, которую невозможно освоить через западноевропейский мажоро-минор. «Лады мажора и минора прошли в русском народном музыкальном мышлении самостоятельный и самобытный длительный путь развития. Возникнув непосредственно в процессе народного творчества, они в дальнейшем постоянно взаимодействовали с мажоро-минорными формами ладов, развитыми в профессиональной музыке. Все формы мажора и минора в русской народной музыке, включая и те, что предполагаются заимствованными (минор с VII повышенной ступенью), используются самобытно — по-своему. Совершенно своеобразны и основные формы мажора и минора, развивавшиеся с древнейших времен в русской народной музыке параллельно с ангемитонны-ми ладами»8.

Ещё в XIX в. В. Ф. Одоевский говорил о том, что народные песни «суть народная святыня, к которой надлежит приступать с девственным чувством, без всякой заранее предпосланной теории, не мудрствуя лукаво, но записывая народную песню, как она слышится в голосе и слухе народа, и затем должно будет постараться

о

извлечь из самих напевов, как они есть, их теорию» .

Если разобраться, то часто каждая народная песня имеет собственный лад и вывести какую-либо теорию ладового строения русской народной песни по сути невозможно. Этот вопрос волновал музыкантов-теоретиков давно. Например, Ф. А. Рубцов видел проблему в том, что «народную песню никогда не изучали как таковую, взятую в процессе ее исторического развития, а всегда — либо через призму какой-то предвзятой теории, сложившейся на иной, не русской почве, либо путем сравнения с профессиональной городской музыкой, либо с позиций различных противоборствующих точек зрения, касающихся отдельных, частных вопросов... Русскую народную песню рассматривали с точки зрения древнегреческой музыкальной системы; прикладывали к ней и мерку так называемых средневековых ладов; рассматривали ее и с точки зрения норм профессиональной городской музы-

ки, заранее зная, что эти нормы не подойдут, браня их как мертвую догму и теряя при этом из виду основную задачу. Многократно рассматривали народную песню и с точки зрения различных теорий, стройных по форме, но умозрительных по существу, хотя и оперирующих данными акустики. Пытались — в 30-х годах нашей эпохи — объяснить некоторые особенности русской песни, опираясь на новейшие достижения зарубежной, в частности, немецкой фольклористики»10.

Однако то, к чему призывали эти и другие фольклористы, осталось не услышанным педагогами-методистами, озадаченными проблемой формирования музыкального мышления детей и развития их музыкальных способностей. «...Если мы не потеряли полностью свою восприимчивость, мы должны, в конце концов, осознать своеобразие народных мелодий, сильно отличающее их от мелодии, сформированной в классических принципах, осознать, что создание таких мелодий управляется более устойчивыми законами, чем меняющиеся от века к веку требования какого-либо стиля»11.

Поэтому формирование ладового чувства, которое не противоречило бы этнической сущности русского человека и соответствовало задачам развития национальной музыкальной культуры за счёт этнически ориентированного музыкального образования, должно идти по пути исторической логики, учитывающей взаимодействие устной и письменной музыкальной традиции в эволюционном процессе культуры. С этой точки зрения нелогичным представляется освоение мажоро-ми-нора, предваряющее изучение ладов народной музыки. Всё начальное музыкальное воспитание должно основываться на традиционной этнической музыке. Вообще настала пора говорить о существенной, значимой и действительно фундаментальной роли этнического компонента в содержании современного образования — как общего, так и художественного. Важно осознать и осмыслить проблему, а затем, воспользовавшись мировым и отечественным опытом, существующими художественно-педагогическими теоретическими наработками, активно внедрять в практику воспитания детей методики освоения родного художественного языка. В конечном счёте это позволит, с одной стороны, решить основную задачу общего художественного воспитания, т. е. в отношении новых поколений обеспечить способность деятельностного функционирования в сфере художественной культуры, а с другой — включив фольклорное наследие в систему образования, способствовать сохранению этнического слоя в культуре.

1 Вейс П. Ф. Относительная сольмизация и советская музыкальная педагогика. - Л., 1967. -С. 42.

2 Б. А. Незванов считает: «В процессе исторического развития песенных национальных культур некоторые из этих ладов (так называемые лады народной музыки. — Н. Б.) приобрели черты национальной характерности. Так, например, миксолидийский и фригийский лады чаще встречаются в русских народных песнях, а лидийский — в украинских и польских...». См.: Незванов Б. А. Интонирование в курсе сольфеджио. - Л., 1985. -С. 44.

3 Кодай 3. Избранные статьи. - М., 1982. - С. 274.

4 Там же. - С. 202.

5 Леонтьева О. Т. Карл Орф. -М., 1984. - С. 214.

6 Цит. по: Баренбойм Л. Б. Путь к музицированию. - Л., 1979. - С. 23.

7 МазельЛ. О мелодии. - М., 1952. - С. 50.

8Христиансен Л. Л. Ладовая интонационность русской народной песни: исследование. - М., 1976.-С. 99.

9 Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. -М., 1956. -С. 306.

10 Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен // Статьи по музыкальному фольклору. -М.; Л., 1973. - С. 11.

11 Кодай 3. Избранные статьи. - М., 1982. - С. 111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.