Научная статья на тему 'Освоение Курской магнитной аномалии за 1931-1945 гг. '

Освоение Курской магнитной аномалии за 1931-1945 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2860
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСКАЯ МАГНИТНАЯ АНОМАЛИЯ / ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА / КОРОБКОВСКИЙ РУДНИК / ЛЕБЕДИНСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ / ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЕ И ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ / Kursk magnetic anomaly / iron ore / Korobkovskii mine / Lebedinskoje deposit / geological and geophysical works

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пешехонова О. В.

В статье рассмотрена история освоения Курской магнитной аномалии с 1931 года ХХ века, когда возобновилось исследование КМА, повлекшее начало добычи железной руды. Подробно рассмотрены открытие новых рудоносных участков и проведение геологоразведочных и геофизических работ в бассейне КМА, промышленное использование железорудного сырья и строительство «КМАстроем» первого рудника на Коробковском месторождении, освещена остановка работ во время Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SETTLING OF KURSK MAGNETIC ANOMALY IN 1931–1945 YEARS

In this article are considered questions of settling of the Kursk magnetic anomaly from 1931 year of the XX century when renewed the researching of KMA and began mining the iron ore. In details revealed questions of opening the new ore-bearing area and undertaking geological and geophysical works in the KMA’s pool, the industrial use of iron ore raw material and the construction of the "KMASTROY", the first mine on Korobkovskii deposit. Simultaneously touched questions of stopping the works during the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Освоение Курской магнитной аномалии за 1931-1945 гг. »

УДК 94/99

ОСВОЕНИЕ КУРСКОЙ МАГНИТНОЙ АНОМАЛИИ ЗА 1931-1945 ГГ.

© 2011 О. В. Пешехонова

заместитель директора email: gosarhiv-kursk@yandex. ru

Государственный архив Курской области

В статье рассмотрена история освоения Курской магнитной аномалии с 1931 года ХХ века, когда возобновилось исследование КМА, повлекшее начало добычи железной руды. Подробно рассмотрены открытие новых рудоносных участков и проведение геологоразведочных и геофизических работ в бассейне КМА, промышленное использование железорудного сырья и строительство «КМАстроем» первого рудника на Коробковском месторождении, освещена остановка работ во время Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Курская магнитная аномалия, железная руда, Коробковский рудник, Лебединское месторождение, геологоразведочные и геофизические работы

История работ на КМА в советскую эпоху восходит к 1919 г., когда по личному указанию В. И. Ленина была создана специальная комиссия Академии наук СССР под руководством академика П. П. Лазарева, а затем - академика И. М. Губкина. В 1920 г. Совет труда и обороны (СТО) по ленинской инициативе принял решение признать работы, связанные с разведкой КМА, как имеющие особо важное государственное значение. В 1921 г. была организована Особая комиссия по изучению и исследованию Курской магнитной аномалии1, которую возглавил академик И. М. Губкин. В июне 1923 г. у г. Щигры Курской губернии на глубине 167 м были обнаружены железные руды (железистые кварциты)2.

31 марта 1925 г. Особая комиссия по изучению и исследованию Курских магнитных аномалий была упразднена, и геофизические исследования были прекращены на неопределенное время. И только в тридцатых годах ХХ в. работы по исследованию Курской магнитной аномалии вновь возобновились. В 1931 г. по инициативе областного комитета партии Центрально-Черноземной области (ЦЧО) был поднят вопрос о возобновлении исследований Курской магнитной аномалии. Местные партийные организации энергично и настойчиво боролись за форсирование добычи металлургического сырья - железной руды. Председатель облисполкома ЦЧО Е. И. Рябинин, выступая на VI съезде Советов СССР, поднял вопрос о возобновлении исследований КМА, использовании железных кварцитов для металлургии Центра3.

Для разработки практических мер по возобновлению исследований КМА Г осплан СССР создал в декабре 1929 г. специальную комиссию, в которую вошли академик И. М. Губкин, П. П. Лазарев и А. Д. Архангельский, руководившие ранее работой Особой комиссии по исследованию Курской магнитной аномалии (ОККМА)4.

На своих заседаниях Комиссия обсудила дальнейшее направление работ по изучению КМА и подготовила соответствующий проект Совета труда и обороны СССР.

10 апреля 1930 г. было принято постановление СТО СССР, в котором отмечалось большое значение исследований КМА и определялись задачи на ближайшие несколько лет. Для руководства работами по КМА был организован Наблюдательный совет при СТО СССР во главе с академиком И. М. Губкиным.

Представленная Наблюдательным советом программа работ по КМА была рассмотрена и утверждена Госпланом СССР. По этой программе предполагалось в ближай-

шие два года закончить общие геофизические исследования аномалий и разведать месторождения рудоносных кварцитов. Было намечено пройти бурением в Щигровском районе 17180 м (около 30 скважин), а в Старооскольском - 17205 м (20-30 скважин)5. Для проведения опытной плавки предусматривалась проходка шахты и добыча 50 тыс. т магнетитовых кварцитов. Кроме того, ставилась задача организовать поиски железных руд криворожского типа.

Непосредственные работы на территории КМА были поручены специально созданной организации, которая в 1931 г. была реорганизована в трест КМА. Однако первоначальный план разведочных работ пришлось изменить, поскольку к концу 1930 г. было открыто месторождение богатых руд в Старооскольском районе, содержащих от 45 до 60% чистого железа. В связи с этим по решению Наблюдательного совета при СТО СССР были прекращены работы в Щигровском районе, и все усилия были сосредоточены на этом богатом рудами месторождении.

Таким образом, после постановления СТО СССР о возобновлении работ на КМА в течение короткого срока были проведены комплексные геофизические исследования, начаты топографические съемки и налажены геологоразведочные работы. Все это позволило уже к концу 1931 г. обнаружить на небольшой площади запасы железистых кварцитов в размере более 11 млн т и установить наличие богатых руд примерно в размере 30 млн т.

Третья Всесоюзная конференция по черным металлам, проходившая в 1932 г., приняла резолюцию6, содержащую оценку проделанной работы по исследованию КМА, определяющую важнейшее направление работ по ускорению эксплуатации месторождений КМА. Конференция отметила, что главной причиной, мешающей полностью развернуть работы на КМА, является «хронический недостаток кадров научно-технических работников, недостаточное и несвоевременное материальное снабжение технической базы».

Для успешного развития научно-исследовательской работы конференция рекомендовала при тресте КМА организовать специальные ячейки, которым поручалось изучение геофизических и геологических проблем КМА.

В июле 1932 г. в Госплане состоялось совещание по вопросу промышленного использования как богатых железных руд КМА, так и кварцитов7. Речь шла о строительстве в Старом Осколе металлургического комбината, ориентированного на предельный металл, на коксохимию с азотнотуковым производством8. Были намечены разведки месторождений известняков в Елецком, Грязинском, Тербунском и Долгоруковском районах и месторождений огнеупорных глин в Латненском и Касторенском районах9.

Наблюдательный совет принял решение заложить первую шахту в с. Коробково Старооскольского района и приступить к ее строительству. Для ведения строительства первого рудника на Коробковском месторождении была создана специальная организация «КМАстрой». В 1932 г. разведочные работы велись только на четырех участках: Салтыковском, Коробковском, Сретенском и Лебединском. Бурение на них велось форсированными темпами, что позволило пройти за год 23000 м скважин.

4 января 1933 г. состоялось заседание Наблюдательного совета по КМА при СТО СССР под председательством академика И. М. Губкина, на котором было рассмотрено два вопроса: «Результаты геологоразведочных работ КМА в 1932 г., перспективы и план разведки на 1933 г.» и «Шахтное строительство КМА, план работ “КМАстроя” по шахтному строительству КМА на 1933 г.»10.

Постановлением от 15 февраля 1933 г. СТО СССР признал целесообразной закладку второго ствола на Коробковском участке, однако лишь после выявления результатов разведочных, гидрогеологических и опытных горных работ на первой шахте11. В этом постановлении Наркомтяжпрому предлагалось усилить геологоразведочные работы

на Коробковском, Лебединском и Новооскольском участках. В связи с тем что наиболее перспективным по наличию богатых руд являлся Лебединский участок, СТО СССР обратил внимание на необходимость ускорения работ именно по этому участку. Одновременно в постановлении указывалось на важность сосредоточения работы эксплуатационно-разведочного характера на Коробковском участке как наиболее разведанном.

Предупреждая увлечение некоторых работников проектами строительства рудников-гигантов, СТО СССР указывал, что мощность рудника на КМА не должна превышать мощности среднего Криворожского рудника.

25 апреля 1933 г. шахтный ствол № 1 Коробковского участка был доведен до 96метрового горизонта и встретился с богатой рудой. 27 апреля - впервые за всю историю Курской магнитной аномалии - в торжественной обстановке была поднята на-гора первая бадья с рудой12.

Для выяснения вопросов общей геологии территории КМА в Тимском районе была заложена структурная скважина.

На основании представления Наблюдательного совета и материалов Наркомата рабоче-крестьянской инспекции по проверке состояния работ на КМА СНК СССР 16 ноября 1933 г. принял постановление о ходе шахтных работ на Курской магнитной аномалии. В этом постановлении констатировалось, что «достигнутые по разведке КМА результаты доказали необходимость перехода на промышленное освоение рудных место-

13

рождений КМА» .

Таким образом, в области геологического изучения КМА в 1930-1935 гг. были проведены следующие работы:

1) детальная магнитометрическая, гравиметрическая и сейсмическая съемка наиболее интересных в геофизическом и практическом отношении участков аномалии;

2) поисковая и детальная разведка железных руд буровыми скважинами на площади около 20 км ;

3) гидрогеологическая съемка в масштабе 1:125 000;

4) специальные гидрогеологические исследования на площадях рудных залежей;

5) топографическая съемка разведанных участков.

Выдающимся событием в ноябре 1935 г. стала пробная плавка из руд КМА. Первые 5 000 т руды были отправлены на липецкий завод «Свободный сокол»14. Результаты пробной плавки превзошли все ожидания. Было установлено, что если перевести четыре доменные печи на руды КМА, то они в год могут дать 1 164 тыс. т чугуна, в то время как эти же домны, работая на рудах Центра, давали только 670 тыс. т. При этом себестоимость 1 т чугуна на руде КМА составила бы 67,02 руб., а на рудах Центра - 92,38 руб. Таким образом, годовая экономия могла составить около 8 млн руб. Однако события, происшедшие в 1936 г. на руднике, во многом повлияли на дальнейшие работы по освоению месторождений КМА. В июне 1936 г. южным штреком вошли в юрские песчаноглинистые породы, в результате чего произошел прорыв воды и затопление рудника. Авария была ликвидирована только в сентябре 1936 г.15 Отсутствие второго шахтного ствола на руднике ставило под угрозу ведение горных работ. Недаром вопрос о состоянии техники безопасности на строительстве рудника обсуждался 17 января 1936 г. на специальном техническом совещании при управлении КМАстроя16.

Прорыв воды и плывунов в руднике № 1 Коробковского месторождения способствовал переоценке сложности гидрогеологических условий залегания руды, что по сути дела вело к консервации всех работ по сооружению Коробковского рудника.

Однако Наблюдательный совет не мог согласиться даже с временной консервацией работ по первому руднику. В 1937 г. Наркомтяжпром выделил 1 млн руб. Были возобновлены работы по Коробковскому руднику: укреплен железным кожухом шахтный ствол, произведена очистка горных выработок, установлен дополнительно водоотлив,

пройдено несколько скважин и т.д. Но этого было недостаточно, поэтому зам. наркома тяжелой промышленности А. П. Завенягин 19 марта 1937 г. обратился в СНК СССР с просьбой увеличить ассигнования на КМА на 1 750 тыс. руб., которые были необходимы для добычи 12 тыс.т руды, проведения опытной плавки, продолжения строительства постоянной электростанции, а также для окончания проекта рудника для Лебединского месторождения17. Особое внимание КМАтрест, который впоследствии был реорганизован в Воронежский геологоразведочный трест (начало 1939 г.), обратил на Лебединское месторождение - самое богатое месторождение из числа разведанных на данный момент (144 млн т)18.

Новый период в истории освоения железорудных месторождений КМА был связан с принятием третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на XVIII съезде партии. По пятилетнему плану к 1945 г. намечался бурный рост черной металлургии. Предполагалось к концу 1944 г. выплавлять 22 млн т чугуна и 28 млн т стали. Для обеспечения черной металлургии рудой требовались новые месторождения. В резолюции о третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР было записано: «Приступить, к строительству шахт в районе Курской магнитной аномалии, как дополнительной базы черной металлургии Центра, и провести подготовительные мероприятия к строительству металлургического завода в районе Курской магнитной аномалии»19.

После решения XVIII съезда работы на КМА получили надлежащее финансирование. Все, что за годы консервации было разрушено и приведено в негодность, было

20

теперь капитально отремонтировано или переделано заново .

В результате геологоразведочных работ на КМА к этому времени было открыто шесть рудоносных участков: Лебединский, Коробковский, Салтыковский, Волоконов-ский, Стойленский, Новооскольский, а также установлено наличие запасов руды еще на трех участках. Выявленные запасы в то время составляли уже 345,98 млн т руды, из них запасы только Лебединского участка были определены в размере 144,23 млн т.

В 1939-1940 гг. геологоразведочные и геофизические работы продолжались, в частности была произведена сейсмическая разведка по маршруту Белгород - Новый Оскол.

Вероломное нападение на Советский Союз гитлеровской Германии нарушило мирный труд советского народа и потребовало перевести всю промышленность на рельсы военного времени. Оккупация Курской области немецко-фашистскими захватчиками сорвала все работы по освоению бассейна КМА. Первый рудник на КМА был полностью затоплен и разрушен.

Новый этап в истории освоения железорудных месторождений КМА начался только в 1945 г. с восстановления первого рудника, строившегося еще до войны.

'Курская магнитная аномалия: история открытия, исследований и промышленного освоения железорудных месторождений: сб. док-тов и материалов: 1742-1926. Т. 1. Белгород, 1961. С.257-258.

2 Калганов М. И., Коссовский М. А. Курская магнитная аномалия. М., 1960. С. 22.

3 Курская магнитная аномалия... 1926-1962. Т. 2. Белгород, 1962. С. 50.

4 Горный журнал. 1930. № 1. С. 247.

5 ЦЧО в системе производительных сил СССР. Воронеж, 1932. Т. 1. С. 63-76.

6 Курская магнитная аномалия. Т. 2. С. 101.

7 Там же. С. 120-124.

8 Коммуна. 1932. 18 авг. № 191.

9 Горный журнал. 1923. № 10. С. 529-530.

10 Курская магнитная аномалия. Т. 2. С. 133-147.

11 Там же. С. 148-149.

12 Коммуна. 1933. 30 апр. № 100.

13 Там же. 1933. 30 нояб. № 275.

14 Курская магнитная аномалия. Т. 2. С. 209-210.

15 Там же. С. 231-245.

16 Там же. С. 211-213.

17 Там же. С. 246-248.

18 Курская правда. 1939. 6 марта. № 53.

19 КПСС в резолюциях и решениях. Ч.П. М., 1953. С. 901.

20 Курская правда. 1940. 7 нояб. № 260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.