Научная статья на тему 'Освоение культуры одаренными детьми (на примерах поэтического и научного Дара)'

Освоение культуры одаренными детьми (на примерах поэтического и научного Дара) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освоение культуры одаренными детьми (на примерах поэтического и научного Дара)»

ные произведения, одухотворенные идеалами народного просвещения и рыцарского поведения в жизни. Например, в заметке «О необходимости» читаем: «Чтобы просвещение распространилось между нами, нам подобает неотступно помогать друг другу. Если среди нас есть такие, которые до сих пор не поняли, что впредь уже нельзя жить без науки, без ремесел, то мы должны будить их словом, пером. Следует побуждать их к тому, чтобы они отдавали своих детей в ученье, чтобы мечтали об этом» [6].

Газета печатала также пословицы, адыгские поговорки, старинные героические песни, нартские сказания (проводился конкурс, кто больше соберет и пришлет таких текстов).

Газета прекратила свое существование в 1919 г., когда белогвардейцы временно захватили власть в Кабарде; они отобрали у Дымовых печатный станок и увезли его в Нальчик.

Деятельность Баксанского культурного центра носила демократический характер, она доказывала, что культура и просвещение являются основой богатства любого народа, что в современном мире невозможно существовать без знаний.

Литература

1. Адаб Баксанского культурного движения / Разыскал, исследовал и подготовил к печати З.М. Налоев. Нальчик, 1991.

2. Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине 19 - в начале 20 века. Нальчик, 1996.

3. Ошнокова Ф.Ш. Дымов Адам - педагог, первопечатник и журналист // Вестн. института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН. Вып. 10. Нальчик, 2003.

4. Теунов Х. Литература и писатели Кабарды. М., 1958. 5.; Писатели КБР. XIX -конец 80-х гг. ХХ в.: Библиографический словарь. Нальчик, 2003.

5. Голос адыга. 1918. № 4. 10 дек.

6. Хакуашева М.А. Новые сведения к биографии Нури Цагова // Вестн. института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН. Вып. 10. Нальчик, 2003.

Северо-Кавказский горный металлургический институт 11 сентября 2006 г.

© 2006 г. Э.Л. Высоцкая

ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ (НА ПРИМЕРАХ ПОЭТИЧЕСКОГО И НАУЧНОГО ДАРА)

Проблема работы с одаренными детьми по каким-то не до конца изученным причинам стоит особняком в педагогической практике. В теории -множество работ по одаренности. Почему же буксует практика?

Когда мы говорим дар, то имеем в виду, что это не просто готовность принять, некая потенция (что существует у всех, почти всех людей без на-

рушений высших психических функций, а иногда и с нарушениями). Это изначально существующая субстанция.

Одаренность - дар свыше. Это своеобразная генетическая программа, которая развертывается в культуре и социуме не только благодаря созданным условиям, но часто и вопреки. Творца невозможно создать! Его можно лишь подготовить к предстоящей ему миссии или создать завалы на его пути.

Есть в педагогике мнение, что самое главное - одаренных детей вовремя отбирать и обучать, мы же придерживаемся иной позиции: по-настоящему одаренных детей нельзя отбирать! Хорошо, что это пока просто невозможно из-за несовершенства методик и тестов, неразвитости структур, которые занимаются этим. Но для нас важна принципиальная позиция: всякий одаренный ребенок и подросток - прежде всего растущая личность и развитие дара заключается не во всестороннем обучении ремеслу (поэтическому, музыкальному или иному), а в напитывании жизнью, культурой, природой во всех их проявлениях.

Нельзя из живого юного человека делать машину по производству строк, нот и так далее. Тонкая поросль может лишь погибнуть, но это не самый, наверное, плохой вариант. В этом случае одаренный ребенок становится «как все», он ничего не даст миру, а главное, не выполнит своего предназначения. Он и не выбирает: с него как бы снимается «поручение»... Но кто, где и когда подсчитал внутренние потери такого юного «вчерашнего гения»?! Хорошо, если он найдет себя в другом виде творчества, где будет не лучшим, не самым-самым, а просто нашедшим себя счастливым человеком. Но самое страшное, если юная, хрупкая, не сформировавшаяся душа под грузом «удавшихся побед» не выдерживает и, как тонкая веточка, ломается под тяжестью не в меру рано созревших плодов. В поэзии это известная с раннего детства Ника Турбина, которая в юности не вынесла «позора мелочных обид», ростовский поэт Борис Габрилович, ушедший в возрасте 20-ти лет, в 17 лет ушла из жизни юная художница Надя Рушева.

Созревание дара - процесс сложный, а подчас опасный. И эту опасность нельзя скидывать со счетов, развивая любую «супертворческую», «конгениальную» программу подготовки и развития «интеллектуального потенциала» страны.

В самом начале мы пытались рассмотреть два постулата: отбирать и обучать. Отбирать нельзя однозначно. И чем ранее, тем строже должно звучать «нельзя»! Обучать, естественно, можно и нужно, только чему? Обучать жизни! Только ей и ничему другому! Педагог не отвечает за дар -не ему даровано. Но он отвечает за ребенка - ему поручено его сохранение-попечение, пока тот не сможет устоять на своих ногах против всех ветров жизни, пока не сделает свой первый шаг в творчестве - охранять, как ребенка, несущего огромную ношу.

Человеку одаренному, будучи «флюсом» по своей природе, важно гармоничное развитие и социальная адаптация. Я научилась просто мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу, -писала взрослеющая 23-летняя Анна Ахматова. Женская природа более гибка, более адаптивна. Поэтому, если женщина, сама одаренная, остается женщиной, т.е. женой, матерью и несет свой женский крест вместе с творческим - эта ситуация сама по себе выправляет, гармонизирует - пусть и на пределе сил спасает от перекосов и разломов. И умение «просто мудро жить» приходит вместе с осознанием, что надо научиться «утомлять ненужную тревогу», которой всегда полна душа поэта. В другой ситуации женская доля обходит стороной личность творческую и мятущуюся, здесь бури дара могут и возвысить на недосягаемую высоту, и разбить парусник мечты о подводные рифы страстей: страстей не управляемых, если это не любовь-служение, что бывает у натур более мягких и менее даровитых, а любовь-господство-вулкан страсти мужчиной не подчиненный, ребенком не обремененный, в творчестве выплеснутый не до конца, так как не может вся глубина женской натуры выплеснуться до конца только в творчестве. Это и юная Жанна Д'Арк, и Елена Блаватская, и десятки безвестных женщин творцов. От этого можно спасти юное дарование в возрасте 12-16 лет, если увидев тенденцию, вести педагогическую работу по гармонизации личности и привитию ценностных ориентаций не только на творческие достижения в ремесле, но и в жизни личной. От этого выиграет и девушка, будущая женщина, и ее дело, которое она подарит миру. Еще один тип одаренных женщин, отдающих свой дар миру через мужа-творца, через развитие одаренных детей. Многие считают этот путь ущербным, второсортным, но, на наш взгляд, с этических позиций, с позиций гармонии человека и мира он наиболее совершенен. Если Дар и предназначение женщины выше, чем у находящегося рядом мужчины, он все равно прорвет плотины. Так было у Марины Цветаевой, взвалившей на себя неимоверный груз женской тяготы и через это принявшая крест творческого самораскрытия. Если душа родилась крылатой -Что ей хоромы - и что ей хаты, писала М. Цветаева в голодном и злом 1918 г. И тогда же: О, мир, пойми! Певцам во сне открыты Закон звезды и формула цветка.

Это самораскрытие и через «дуновение вдохновения», и через «в поте пишущей - в поле пашущей». Если же дар женского предназначения сильнее (а это тоже дар, равный среди даров предназначения, свойственный только женщине, а потому, может быть, более великий, чем традиционно мужские виды одаренности), то получается судьба, как у Елены Рерих или...

Наверное, таких «или» гораздо больше в истории, чем можно предполагать. Ведь только с века ХУП-ХУШ стали обращать внимание на роль женщины в истории. И только в XIX в. заговорили о ее самостоятельной личностной ценности. На наш же взгляд, уже Сократ был обязан своей строптивой Ксантипе возникновением формы доказательного диалога. Не ей ли первой ему пришлось доказывать свои взгляды ежедневно, тем самым оттачивая свою мысль?! А у Елены Ивановны Рерих была и поддержка мужа-творца, и удалось воспитание сыновей-творцов, один из которых стал продолжателем и культурным хранителем, а другой превзошел отца по творческой одаренности. Да и самой ей удалось написать и оставить миру не так мало в условиях частых и дальних переездов, нелегкой бивуачной жизни.

Можно выделить три типа женской одаренности: сильный - самогармонизирующийся; сильный - взрывной; гармоничный - типично женский.

Существует три типа педагогических подходов к воспитанию одаренной девочки и девушки. В первом случае будет достаточно привития ценностной ориентации на выполнение женской миссии и достижение личного счастья, без которого невозможен творческий расцвет.

Во втором - кроме ценностей, нужна огромная психологическая культура и воля к достижению личного счастья даже вопреки развитию в ремесле. Если дар истинный, он все равно, пройдя через плотины обстоятельств, прорвется наружу.

В третьем же случае надо укреплять веру в себя и свое предназначение в ремесле, показывая пути гармоничного сочетания личного счастья и достижений в ремесле.

Выше мы говорили о женщинах. А что с мальчиками, юношами, будущими мужчинами? Здесь, к сожалению, природа не заложила адекватно женской сверхпрочности, которую можно использовать на творческий прорыв. Поэтому во все времена и эпохи образованию и воспитанию мужчины уделялось большее внимание. Процесс его личностного становления должен продолжаться до 27-32 лет. Для личностей одаренных это не прихоть, не инфантилизм, а потребность в созревании сложнейших структур. Именно в воспитании юношей необходим полный курс «Освоения культуры», включающий психологическую, этическую и методологическую подготовку. Курс многолетний и многоступенчатый, проходимый на разных этапах развития. В то время как у девушек 19-21 года этико-психологическая подготовка в основном уже завершается, у юношей она только набирает силу, получая необходимую философскую глубину. Поэтому говорить о прохождении курса «Освоение культуры» к 17 годам не приходится, а системе дополнительного образования необходимо дать возможность оканчивать «педагогическое сопровождение» по мере полной социализации и созревания воспитанников. К этому выводу нас приводит не только теоретический посыл, но и многолетняя практика [1-3].

Целостная концепция «Освоения культуры», разработанная нами и применяемая в работе с детьми, подростками и молодежью в учреждениях дополнительного образования, актуальна не только в работе с детьми обычных способностей, с особыми физическими и социальными проблемами, но и с одаренными детьми. В работе с одаренными детьми и подростками этот принцип даже более актуален и для самого растущего человека, и для результатов его творчества, а значит, для города, страны, для человечества - в зависимости от масштаба дара.

Мы намеренно не употребляем термины «способности», «талант», «гениальность», а только Дар, так как не всегда можем определить наличие одаренности как таковой, подразумевая под ней и высокий уровень подготовки, и стойкость целеполагания, и многое другое. С другой стороны, нет четких критериев, отделяющих способности от таланта, талант от гениальности, а то и другое от задержек в развитии (как было с А.Энштейном, например). Определения масштабу одаренности даются постфактум. Узнать же гения в одном из своих ничего не свершивших учеников - это мера педагогической гениальности и прозорливости.

И наш педагогический оптимизм от первого: «Поздравьте себя, я ночью написал стихотворение» до нынешнего: «Да пишу, не писать не могу, и не пить, наверное, можно, если б был в этой жизни просвет...» заметно поубавился. Надо не только создать условия для обучения творчеству, но и условия для творческой реализации, что не под силу не только одному педагогу, но и всей системе образования. А поэтому необходимо не только растить творца, но и готовить его к жизни в наличествующих условиях.

Постоянно занимаясь социально-педагогическим поиском, педагог должен иметь не только набор хрестоматийных примеров, но и примеров реальных людей, наших современников, которые решают те или иные творческие и социальные проблемы в наличных условиях. В этом ничего нет нового - сложность чисто практическая - в каждый момент возникающей потребности иметь творческую реальность или создавать ее на уровне мифа, не переходя границ существующей реальности. Именно реальности, ибо увлекая ребенка, подростка литературными примерами и другими формами вымышленной реальности, мы, как педагоги, поступаем крайне безответственно, так как и механизмы достижения идеалов в большинстве своем вымышленные. Мы должны оснастить воспитанника реальными механизмами социального действия!

Литература

1. Журнал творчества юных «Встреча». Шахты, 1992. № 1.

2. Журнал творчества юных «Встреча». Шахты, 1993. № 2.

3. Сборник творчества юных «Лист». Ч. 1. Шахты, 1995.

Ростовский государственный университет 30 октября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.