Научная статья на тему 'Освоение иностранного языка как компонент профессиональной подготовки личности в современных условиях'

Освоение иностранного языка как компонент профессиональной подготовки личности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВАЦИИ / ИЕРАРХИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ГЛОБАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / КОНТЕКСТНАЯ МОТИВАЦИЯ / СИТУАЦИОННАЯ МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / CLASSIFICATION OF MOTIVATION / HIERARCHICAL MODEL / GLOBAL MOTIVATION / CONTEXT MOTIVATION / SITUATIONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Душко Марина Сергеевна

Данная статья посвящена результатам исследования, которое базируется на иерархической концепции мотивации Р. Валлеранда. В статье рассматриваются различные структурные компоненты мотивации изучения иностранного языка, как одного из важнейших компонентов профессиональной подготовки личности. Проведенное исследование указывает на то, что формирование у студентов адекватного представления о вкладе знания иностранного языка в успешность профессиональной деятельности может быть ресурсом усиления мотивации его освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE STUDY AS A COMPONENT OF THE VOCATIONAL TRAINING IN THE MODERN CONDITIONS

This article presents the research based on the hierarchical conception of motivation of R. Vallerand. The author considers various structural components of the motivation to learn a foreign language, as one of the most important components of the vocational education. The undertaken study indicates that the forming of the students’ adequate understanding of the benefits the second language provides for the successful career making may become a resource of the motivation strengthening.

Текст научной работы на тему «Освоение иностранного языка как компонент профессиональной подготовки личности в современных условиях»

УДК 37.015.3

Душко Марина Сергеевна

преподаватель кафедры иностранных языков Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма [email protected]

ОСВОЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Dushko Marina Sergeevna

Lecturer of the Foreign Languages Department, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism [email protected]

FOREIGN LANGUAGE STUDY AS A COMPONENT OF THE VOCATIONAL TRAINING IN THE MODERN CONDITIONS

Аннотация:

Данная статья посвящена результатам исследования, которое базируется на иерархической концепции мотивации Р. Валлеранда. В статье рассматриваются различные структурные компоненты мотивации изучения иностранного языка, как одного из важнейших компонентов профессиональной подготовки личности. Проведенное исследование указывает на то, что формирование у студентов адекватного представления о вкладе знания иностранного языка в успешность профессиональной деятельности может быть ресурсом усиления мотивации его освоения.

Ключевые слова:

мотивация, классификация мотивации, иерархическая модель, глобальная мотивация, контекстная мотивация, ситуационная мотивация.

Summary:

This article presents the research based on the hierarchical conception of motivation of R. Vallerand. The author considers various structural components of the motivation to learn a foreign language, as one of the most important components of the vocational education. The undertaken study indicates that the forming of the students’ adequate understanding of the benefits the second language provides for the successful career making may become a resource of the motivation strengthening.

Keywords:

motivation, classification of motivation, hierarchical model, global motivation, context motivation, situational motivation.

Важной тенденцией, характерной для современных исследований профессионализма, является осознание значимости его личностных компонентов, под которыми понимается принятие личностью себя в профессии, профессиональная мотивация [1]. Различные исследователи по-разному рассматривают личностные компоненты профессионализма, но сходятся во мнении об их важности и о мотивации как неотъемлемом их компоненте.

В условиях процесса глобализации и интернационализации мирового рынка труда владение иностранным языком повышает профессиональную конкурентоспособность, обеспечивает успех научных и деловых контактов особенно в тех сферах, которые характеризуются высокой динамичностью развития. К ним относится сфера физической культуры и спорта.

Спорт - явление интернациональное. Это значит, что специалист в области физической культуры и спорта не может полноценно работать, не владея информацией о современных тенденциях и методах подготовки специалистов данного профиля за рубежом, без обмена знаниями с учеными, занимающимися исследованиями проблем физической культуры и спорта, не имея готовности к общению с иноязычными партнерами. В связи с этим знание иностранного языка становится одним из важнейших компонентов профессиональной подготовки личности. Исследователи рассматривают его как элемент конкурентоспособности личности в современных условиях, как фактор самореализации [2; 3].

Однако объективная необходимость знания иностранного языка специалистом сферы физической культуры и спорта находится в противоречии с реальным положением дел. Оно характеризуется тем, что лишь незначительная часть тренеров, спортивных менеджеров, учителей физической культуры владеет хотя бы одним иностранным языком на уровне, позволяющем решать как гностические, так и коммуникативные профессиональные задачи. Одной из причин такого положения является недостаточное внимание к мотивации учебной деятельности студентов, к развитию у них потребности в постоянном пополнении знаний как ресурса профессиональной компетентности [4].

Мотивация учебной деятельности рассматривалась в исследовании как многоуровневое образование, включающее глобальный, контекстный и ситуационный уровень мотивации. Согласно концепции Р. Валлеранда, глобальная мотивация обусловлена социальными факторами, которые распространены во всех аспектах жизнедеятельности человека. Контекстные

факторы представляют собой изменяющиеся факторы, которые являются основой одной особенной сферы жизни, например, учебной деятельности. Мотивация на ситуационном уровне относится к мотивации личности, увлекающейся какой-либо деятельностью в данный момент, и не является устойчивой основой регуляции поведения [5; 6].

Учитывая положение о том, что чем более высокое место занимает мотивация в иерархической структуре, тем сильнее ее влияние на поведение. Возможно и обратное влияние нижележащих уровней мотивации на вышележащие. Приоритет в исследовании был отдан анализу взаимосвязей мотивов разного уровня.

В исследовании приняли участие 120 человек: студенты 1-2 курсов факультета спорта и студенты 1 и 3 курсов факультета сервиса и туризма Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Сравнение мотивации изучения иностранного языка у студентов двух факультетов обусловлено разной степенью осознания его значимости: для специалистов в области сервиса и туризма она более очевидна, чем для будущих тренеров и учителей физической культуры.

Глобальная мотивация студентов анализировалась согласно методике В.Э. Мильмана по соотношению мотивов глобальной общежитейской и глобальной деловой направленностей, поскольку, согласно данным научной литературы, они оказывают различное влияние на поведение личности [7].

В глобальной мотивации студентов обоих факультетов установлено отсутствие доминирования глобальных общежитейских или глобальных деловых мотивов. Обнаруженная у студентов структура глобальной мотивации не располагает к высокой и устойчивой активности учебной деятельности [8].

Индикаторами контекстной мотивации служили показатели оценки значимости учебных дисциплин, изучаемых студентами, для их профессиональной подготовки (ПП) и для поддержания профессиональной мотивации (ПМ), определяемые по методике Т.Д. Дубовицкой, а также показатели сформированности мотивов изучения иностранного языка, которые устанавливались по методике Н.А. Емельяновой. При анализе понимания студентами значимости различных учебных дисциплин особое внимание было уделено их отношению к дисциплине «Иностранный язык» [9].

Студенты факультета спорта оценивают значимость для своей профессиональной подготовки блока гуманитарных, социальных и экономических дисциплин в целом выше, чем значимость дисциплины «иностранный язык». Причем разрыв в оценках значимости указанного блока дисциплин и значимости освоения иностранного языка увеличивается от начального к завершающему этапу изучения предмета. Студенты факультета сервиса и туризма достоверно ниже, чем студенты факультета спорта оценивают значимость блока гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (ГСЭ), в то время как оценка значимости изучения иностранного языка для профессиональной подготовки выше, чем у студентов факультета спорта, как на начальном, так и на завершающем этапе его изучения.

Характеристика контекстной мотивации осуществлялась также с помощью теста мотивов Н.А. Емельяновой, позволяющего выявить основные виды мотивации овладения иностранным языком [10].

При сравнении данных показателей значимости мотивов изучения иностранного языка студентами обоих факультетов на начальном и завершающем этапе обучения иностранному языку обнаружена тенденция к увеличению показателей у студентов факультета сервиса и туризма, хотя количество достоверных различий показателей между факультетами уменьшается.

На начальном этапе обучения достоверными являются такие показатели значимости мотивов изучения иностранного языка, как познавательно-образовательные, интеллектуальноразвивающие, коммуникативные, эмоционально-ценностные, идентификационные, прагматические, мотивы долга без личной значимости и мотивы избегания неприятностей.

На завершающем этапе обучения иностранному языку достоверно выше оказались следующие показатели значимости мотивов изучения иностранного языка у студентов факультета сервиса и туризма: эмоционально-ценностные и прагматические мотивы. Их показатели составили 3,83 и 4,22 балла; у студентов факультета спорта - 3,20 и 3,59 балла соответственно. Показатель мотива избегания неприятностей составил 1,93 балла у студентов факультета сервиса и туризма и 2,32 балла у студентов факультета спорта.

Полученные результаты свидетельствуют о противоречивости мотивации изучения иностранного языка. Исследуемые группы различаются по значимости мотивов изучения иностранного языка. Очевидно, что содержание специальности влияет на осознание ценности изучения иностранного языка. Студенты факультета сервиса и туризма в большей степени мотивированы, чему способствует, по-видимому, специфика приобретаемой специальности.

В целом, полученные данные показывают, что мотивы изучения иностранного языка находятся на среднем уровне. Низкие значения имеют явно негативные мотивы. Структура мотивации свидетельствуют об адекватности понимания значимости иностранного языка, но, вместе с тем, о недостаточной побудительной силе мотивации [11].

Особенности ситуационной мотивации отражает анализ заинтересованности в выполнении различных видов учебной деятельности (чтения, говорения, аудирования, письма) у студентов разных специальностей, для которых важна степень значимости знания по иностранному языку. При проведении исследования был использован сокращенный вариант опросника IMI, разработанный Р.М. Райаном, который позволяет установить три показателя, характеризующие внутреннюю мотивацию: интерес, усилие, компетентность [12].

Сравнение показателей мотивации у студентов разных специальностей на начальном этапе выявило, что показатели интереса к чтению достоверно выше у студентов факультета сервиса и туризма, а к аудированию и письму - у студентов факультета спорта.

При сравнении данных студентов обеих специальностей на завершающем этапе обучения иностранному языку установлено, что показатели интереса ко всем видам учебных заданий достоверно выше у студентов факультета сервиса и туризма: чтение - 55,07 балла; говорение -54,86 балла; аудирование - 51,21 балла; письмо - 51,60 балла. Показатели у студентов факультета спорта составили 46,31; 44,04; 43,83; 42,52 балла соответственно [13].

Основным итогом исследования было установление факта, что при устойчивости глобальной мотивации, в том числе мотивов саморазвития у студентов - будущих тренеров, снижаются от начала к концу занятий по иностранному языку контекстные и ситуационные мотивы. Следовательно, содержание и методика проведения занятий, по-видимому, не оказывают заметного влияния на ситуационную мотивацию. Об этом свидетельствует малочисленность достоверных различий ее показателей на начальном и завершающем этапе обучения иностранному языку. Рост показателей контекстной и ситуационной мотивации освоения иностранного языка у студентов факультета сервиса и туризма указывает на значимость фактора осознания его важности для будущей профессиональной деятельности. Это означает, что формирование у студентов адекватного представления о вкладе знания иностранного языка в успешность профессиональной деятельности может быть ресурсом усиления мотивации его освоения.

Ссылки:

1. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический анализ): учеб. пособие. М., 2003. 320 с.

2. Готлиб Р.А. Социальная востребованность знания иностранного языка // Социологические исследования. 2009. № 2. С. 122-127.

3. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В. Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты // Психологический журнал. 2009. № 1. С. 5-13.

4. Ершова Н.Г, Антонова Т.А., Васильева М.Ю. Интегративный подход к формированию конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре в процессе преподавания иностранного языка // Теория и практика физической культуры. 2010. № 6. С. 19-23.

5. Душко М.С. Взаимосвязь глобальных, контекстных и ситуационных мотивов изучения иностранного языка у студентов различных специальностей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». Майкоп, 2009. Вып. 2. С. 214-219.

6. Vallerand R.J. The hierarchical model of intrinsic and extrinsic motivation of sport and physical activity // Vallerand R.J. Intrinsic motivation and self-determination in exercise and sport; edited by M. Yagger, N. Chtzisarantis. Champaign, III: Human Kinetics, 2007. P. 255-281.

7. Душко М.С. Указ. соч.

8. Душко М.С. Особенности глобальной мотивации изучения иностранного языка у студентов разных специальностей // Рудиковские чтения: мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. психологов физической культуры и спорта. М., 2009. С. 471 -473.

9. Душко М.С. Взаимосвязь ...

10. Там же.

11. Душко М.С. Контекстная мотивация при изучении иностранного языка в вузе физической культуры // Актуальные проблемы и современные технологии преподавания иностранных языков в неспецифических вузах: мат-лы 3-й Всерос. науч.-практ. конф. неязыковых вузов на базе ВГИФК. Воронеж, 2011. С. 149-152.

12. Душко М.С. Взаимосвязь ...

13. Душко М.С. Особенности ситуационной мотивации изучения иностранного языка у студентов разных специальностей // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: тр. науч.-исслед. ин-та пр-м физической культуры и спорта КГУФКСТ / под ред. А.И. Погребного. Т. 11. Краснодар: КГУФКСТ, 2009. С. 103-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.