Научная статья на тему 'Освоение арктического шельфа в условиях санкций'

Освоение арктического шельфа в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ШЕЛЬФ / АРКТИКА / САНКЦИИ / НЕФТЬ / ОБОРУДОВАНИЕ / РАЗРАБОТКА / INNOVATION / SHELF / ARCTIC / SANCTIONS / OIL / EQUIPMENT / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раджабова Кабират Алиевна, Тагаев Тотубий Абдыжапарович, Андреева Лариса Олеговна

В статье рассматривается влияние санкций на освоение Россией арктического шельфа. К основным запретам относятся их участие компаний соответствующих стран в реализации проектов по глубоководному освоению арктического шельфа в России, поставка в страну необходимого для работ оборудования и технологий, а также инвестирование проектов из данной отрасли на территории Российской Федерации. Из-за ограничений российских нефтедобывающих компаний к выгодному западному инвестированию и девальвации рубля началось резкое сокращение проектов и первым делом пострадали шельфовые разработки, будучи наименее перспективными в современной макроэкономической ситуации. России в свою очередь необходимо ускорить разработку инновационного оборудования, новой оффшорной техники, оборудования и материалов, в сочетании с максимально быстрым внедрением их в серийное производство. В сложившихся обстоятельствах на энергетической политики разрешение ситуации представляется следующей. Сохранение регламентов ТЭК, при этом стремление преодолеть негативные последствия санкций. Второй вариант пересмотреть данные регламенты работы, исходя из санкционных ограничений. Безусловно, отказываться от освоения арктического шельфа нельзя, так как стагнация в инвестировании временная. Но необходима смена приоритетов от ставки на экспортно-ориентированные добычные проекты к акценту на транспортные инфраструктурные территориальные проекты. К числу последних можно отнести развитие Северного морского пути и береговой инфраструктуры для создания межконтинентального водного маршрута, но главным образом в интересах решения внутренних задач российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Раджабова Кабират Алиевна, Тагаев Тотубий Абдыжапарович, Андреева Лариса Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the Arctic shelf under sanctions

The paper examines the impact of sanctions on the development of the Arctic shelf of Russia. The main prohibitions are part of the companies of the countries in the implementation of projects for deepwater exploration of the Arctic shelf in Russia, supply of the country needed to work equipment and technologies, as well as investment projects from this sector in the Russian Federation. Due to the limitations of Russian oil companies to profitable Western investment and the devaluation of the ruble began a sharp reduction projects and the first thing affected offshore development, being the least promising in today's macroeconomic situation. Russia, in turn, need to accelerate the development of innovative equipment, new offshore engineering, equipment and materials, in combination with the most rapid introduction of mass production. In these circumstances, on energy policy resolution of the situation is as follows. Energy Saving Regulations, with the desire to overcome the negative effects of sanctions. The second option to revise these regulations work on the basis of sanctions restrictions. Of course, to abandon development of the Arctic shelf is impossible, as stagnation in investment timing. But it will require a change of priorities from betting on the export-oriented production projects to an emphasis on transport infrastructure territorial projects. The latter include the development of the Northern Sea Route and the coastal infrastructure for the creation of intercontinental water route, but mainly in order to address the internal problems of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Освоение арктического шельфа в условиях санкций»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №6 (2016) http ://naukovedenie.ru/vol8-6 .php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/24EVN616.pdf

Статья опубликована 16.12.2016

Ссылка для цитирования этой статьи:

Раджабова К.А., Тагаев Т.А., Андреева Л.О. Освоение арктического шельфа в условиях санкций // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/24EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 656

Раджабова Кабират Алиевна

ФГАОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», Россия, Москва1

Магистр E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=892238

Тагаев Тотубий Абдыжапарович

ФГАОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», Россия, Москва

Магистр

E-mail: [email protected]

Андреева Лариса Олеговна

ФГАОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», Россия, Москва

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]

Освоение арктического шельфа в условиях санкций

Аннотация. В статье рассматривается влияние санкций на освоение Россией арктического шельфа. К основным запретам относятся их участие компаний соответствующих стран в реализации проектов по глубоководному освоению арктического шельфа в России, поставка в страну необходимого для работ оборудования и технологий, а также инвестирование проектов из данной отрасли на территории Российской Федерации.

Из-за ограничений российских нефтедобывающих компаний к выгодному западному инвестированию и девальвации рубля началось резкое сокращение проектов и первым делом пострадали шельфовые разработки, будучи наименее перспективными в современной макроэкономической ситуации.

России в свою очередь необходимо ускорить разработку инновационного оборудования, новой оффшорной техники, оборудования и материалов, в сочетании с максимально быстрым внедрением их в серийное производство.

В сложившихся обстоятельствах на энергетической политики разрешение ситуации представляется следующей. Сохранение регламентов ТЭК, при этом стремление преодолеть негативные последствия санкций. Второй вариант - пересмотреть данные регламенты работы, исходя из санкционных ограничений.

1 115419, Россия, Москва, ул. Орджоникидзе, 3 1

Безусловно, отказываться от освоения арктического шельфа нельзя, так как стагнация в инвестировании временная.

Но необходима смена приоритетов - от ставки на экспортно-ориентированные добычные проекты к акценту на транспортные инфраструктурные территориальные проекты. К числу последних можно отнести развитие Северного морского пути и береговой инфраструктуры для создания межконтинентального водного маршрута, но главным образом - в интересах решения внутренних задач российской экономики.

Ключевые слова: инновации; шельф; Арктика; санкции; нефть; оборудование; разработка

Санкции затронули важнейшие составляющие российского нефтегазового сектора, а именно развитие нефтедобычи в Арктике, которая напрямую зависит от энергетической и экономической стабильности России.

В 2014 США и Евросоюз ввели ограничения и запреты на инвестиции в энергетическую отрасль России. Первые касались нефтедобывающего поставок оборудования для добычи на арктическом глубоководном шельфе и сланцевой нефти. Санкция была приведена в действие в конце июля - в начале августа 2014 года. Вторая стадия инициирована в сентябре 2014 года. Она распространяла санкции не только на поставки оборудования, но и на предоставление услуг, обмен информацией с российскими партнерами, а также на участие западных компаний в наиболее технологичных добычных проектах. Данные действия повлекли закрытие доступа к технологиям гидравлического разрыва, горизонтального бурения, повышения нефтеотдачи пластов [11].

Американские ограничения не предусматривают никаких льгот в отношении контрактов, заключенных до 6 августа 2014 года. Европейские же власти могут выдать разрешение на поставку, если экспорт относится к исполнению обязательства, вытекающего из контракта или соглашения, заключенного до 1 августа 2014 года, то есть до даты вступления в силу санкций ЕС [11].

Для глубоководных, арктических и шельфовых проектов список запрещенного США к ввозу в Россию оборудования следующий:

• буровые установки;

• детали для горизонтального бурения;

• буровое оборудование и оборудование для закачивания скважин;

• морское оборудование для работы в условиях Арктики;

• оборудование для каротажа;

• скважинные насосы;

• бурильные и обсадные трубы;

• программное обеспечение для гидравлического разрыва пласта;

• насосы высокого давления;

• оборудование для сейсморазведки;

• дистанционно управляемые подводные аппараты;

• компрессоры;

• инструменты для развальцовки;

• распределительные краны;

• райзеры [11].

Российские компании обладают небогатым опытом разработки нетрадиционных месторождений, за неимением требуемых узконаправленных технологий и оборудования. Так или иначе, сегодня активно вводятся программы импортозамещения азиатской продукцией. В настоящее время новые лицензии на проведение геологоразведочных работ на континентальном шельфе России могут получить только ОАО «Газпром» и ОАО «НК «Роснефть».

Однако в соответствии с программой освоения Арктического шельфа России право на проведение геологоразведочных работ и добычу нефти и газа в прибрежной акватории может предоставляться и другим компаниям, в том числе и некоторым менее крупным, частным компаниям или дочерним компаниям государственных предприятий [6].

По прогнозам потребность в углеводородах будет сохраняться продолжительное время. Вложения в нефтегазовый сектор в конечном итоге всегда рентабельны Кроме того, нефть относится к исчерпаемым ресурсам, соответственно спрос не будет падать, а предложение не будет расти [10].

На шельфе арктических и дальневосточных морей сосредоточено около 85% НСР нефти всех шельфовых территорий России и более 95% НСР природного газа. Российский арктический шельф характеризуется крайне низкой степенью геологической изученности. Степень разведанности составляет 1,3% по нефти и 9,9% по газу[5].

Баренцево море

Карское море

Охотское море

Рисунок 1. Открытые российские месторождения на арктическом шельфе

(разработан автором)

С точки зрения получения стратегической прибыли нефте- и газодобыча на Арктическом шельфе в любом случае принесёт ощутимую коммерческую выгоду. На данный момент предлагается переждать период низких цен, временно приостановить дорогостоящую, неэффективную работу и вернуться к ней, когда цены начнут подниматься [5].

Так как арктические проекты масштабные и долгосрочные, консервация в условиях Арктики значительно более дорогостояща, чем эксплуатация.

Результатом, как правило, является потеря законсервированного объекта [6].

Положительным моментом является спрос на инновации. Так как нефть на шельфе добывают наиболее успешные мировые компании, сохраняется спрос инновационных разработок. Разработка арктических проектов и потребность в импортозамещении разворачивают перспективные возможности для развития российских промышленных и научных центров.

Это необходимо как поставщикам, так и наиболее передовым компаниям, работающим на шельфе, активно внедряя отечественные высокотехнологичные конкурентоспособные разработки [7].

Шельф арктических морей, несомненно, стратегический инструментстабилизации минерально-сырьевой безопасности страны. Именно поэтому его освоение определятся как одно из самых значимых направлений современной России.

Развитие северных регионов нуждается в разработке крупных арктических проектов, а именно транспортно-логистических услуг и запасов сырья, освоении Северного морского пути узла и в строительстве заводов по изготовлению подводной арматуры и бетонных блоков.

Рисунок 2. Вклад Арктики в экономический, минеральный и национальный резерв РФ

(разработан автором)

Строительство аэропортов, новые морские платформы, атомные и дизельные ледоколы, самолётная и вертолётная техника, предназначенная для полярных территорий, производство придонного оборудования, создание линий энергоснабжения в арктических широтах и совершенствование систем навигации и связи - все это возможности, открывающиеся от освоения Северного морского пути. К тому же, это откроет около миллиона предложений на рынке труда [3].

Одним из самых значимых проектов инфраструктурной логистики является «Северный широтный ход», реализация которого позволяет Ямалу поддерживать постоянную связь с Центром, соединяя Северную и Свердловскую железные дороги. Через магистраль Обская — Коротчаево открывается выход к Северному морскому пути и арктическим шельфам, повышая транспортную безопасность России [3].

Приостановка освоения шельфа чревата значительной тратой средств на консервацию объектов. К тому же, что средства, используемые в шельфовых проектах - это инвестиции. Инвестиции в регионы Крайнего Севера маловероятны, поэтому расчет в основном только на средства казны.

Кроме того, вложение в проекты освоения шельфов предполагают решение проблем регионов и получение потенциальной прибыли за период в 5-30 лет [10].

Финансирование региональных бюджетов без крупных экономических проектов по добыче углеводородов не решает проблемы на уровне местности. Масштабные проекты несут за собой новые рабочие места, развитие промышленности и инноваций. К тому же, транспортная инфраструктура в суровых северных условиях, будучи неиспользуемой, длительное время не просуществует.

Арктические проекты, будучи высокорентабельными и долгосрочными, нуждаются в серьезной поддержке и расширении. Помимо коммерческой выгоды, добыча нефти в Арктике несет собой технологическую революцию и развитие северных регионов.

Отказываясь от шельфовых разработок России надо быть готовой к удару по энергетической стабильности страны и экономическому положению на Крайнем Севере. Осознавая это, отечественные компании не спешат сворачивать работу на шельфе. По прогнозам из-за санкций нефтяная отрасль России может недополучить около $1 трлн инвестиций в течение 2015-2045 годов. Это приведет к ощутимым потерям для бюджета — упущенные доходы могут составить $27-65 млрд. уже в период до 2020 года [10].

Во избежание подобных последствий в российском нефтегазовом секторе, необходимо ускорить разработку инновационного оборудования, новой офшорной техники, оборудования и материалов, в сочетании с максимально быстрым внедрением их в серийное производство. Также необходим немедленный выход отечественных нефтесервисных компаний в сектор морских проектов [1].

Чтобы добиться поставленных целей, необходима государственная поддержка производителей оборудования, добычных и нефтесервисных компаний. Путем создания льготных налоговых условий и гарантированного облегченного доступа к низкопроцентным кредитам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеенко, Л.О. Андреева, Е.О. Лавриненкова Инженерная экономика: учебное пособие- 2015, 234 с. ISBN 978-5-209-06725-2.

2. Андреева Л.О. Глобальные проблемы современности, место и роль России в их решении - 2009, 12 с.

3. Воробьев А.Е., Балыхин Г.А., Комащенко В.И. Национальная минерально-сырьевая безопасность России: современные проблемы и перспективы. Часть 2. - М.: МИИР, 2005. - 244 с.

4. Воробьев А.Е., Балыхин Г.А., Нифадьев В.И. Национальная минерально-сырьевая безопасность России: доктрина, принципы, критерии, обеспечение. -Бишкек (Кыргызстан): КРСУ, 2004. - 260 с.

5. Губанов А.И. Разграничение континентального шельфа в Арктике: Международно-правовые проблемы и перспективы. Монография - 2015, 310 с. IBSN: 978-5-94373-301-7.

6. Золотухин А.Б. Основы разработки шельфовых нефтегазовых месторождений и строительство морских сооружений в Арктике-2000, 771 с. IBSN: 5-7246-0117-6.

7. Капицын В.М. Политология: Учебное пособие - 2015, 596 c. IBSN: 978-5-39401100-9.

8. Кузьмина К.Ю. Проблемы интеграции Российской Федерации в мировую экономику: выпускная квалификационная работа (дипломная работа) - 2016, 98 с.

9. Прыкин Б.В. Глобалистика - 2012, 464 с. IBSN: 978-5-238-01161-5.

10. Северная М., юрист-международник. Санкции против России: арктическое измерение // REGNUM информационное агентство. Дата обращения 13.04.2015 URL: https://regnum.ru/news/polit/1914794.html.

11. Кравец В. RPI: Освоение российского шельфа в условиях санкций: нас бьют, а мы крепчаем? // ROGTEC Russian oil and gas technologies Дата обращения 16.04.2016. URL: https://rogtecmagazine.com/rpi-освоение-российскиго-шельфа-в-услов/?lang=ru.

Radzhabova Kabirat Alievna

Peoples' friendship university of Russia, Russian, Moscow

E-mail: [email protected]

Tagaev Totubiy Abdyzhaparovich

Peoples' friendship university of Russia, Russian, Moscow

E-mail: [email protected]

Andreeva Larisa Olegovna

Peoples' friendship university of Russia, Russian, Moscow

E-mail: [email protected]

The development of the Arctic shelf under sanctions

Abstract. The paper examines the impact of sanctions on the development of the Arctic shelf of Russia. The main prohibitions are part of the companies of the countries in the implementation of projects for deepwater exploration of the Arctic shelf in Russia, supply of the country needed to work equipment and technologies, as well as investment projects from this sector in the Russian Federation.

Due to the limitations of Russian oil companies to profitable Western investment and the devaluation of the ruble began a sharp reduction projects and the first thing affected offshore development, being the least promising in today's macroeconomic situation.

Russia, in turn, need to accelerate the development of innovative equipment, new offshore engineering, equipment and materials, in combination with the most rapid introduction of mass production.

In these circumstances, on energy policy resolution of the situation is as follows. Energy Saving Regulations, with the desire to overcome the negative effects of sanctions. The second option - to revise these regulations work on the basis of sanctions restrictions.

Of course, to abandon development of the Arctic shelf is impossible, as stagnation in investment timing.

But it will require a change of priorities - from betting on the export-oriented production projects to an emphasis on transport infrastructure territorial projects. The latter include the development of the Northern Sea Route and the coastal infrastructure for the creation of intercontinental water route, but mainly - in order to address the internal problems of the Russian economy.

Keywords: innovation; shelf; Arctic; sanctions; oil; equipment; development

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.