Научная статья на тему 'Освоение Арктического региона при формировании пространственно локализованных экономических систем'

Освоение Арктического региона при формировании пространственно локализованных экономических систем Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
126
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСВОЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ГЕОПОЛИТИКА / ГЕОЭКОНОМИКА / ПРОСТРАНСТВЕННО ЛОКАЛИЗОВАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛОКАЛИТЕТ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / MARITIME ACTIVITIES / THE DEVELOPMENT OF A REGIONAL SPACE / GEOPOLITICS / GEO-ECONOMICS / SPATIALLY LOCALIZED ECONOMIC SYSTEM / LOCALITY / ENERGY RESOURCES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Афанасьев Роман Александрович

В статье исследуются методологические основы освоения регионального пространства Арктики с учетом геополитических и экономических факторов развития этого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Афанасьев Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the Arctic region during the formation of spatially localized economies

This paper investigates the methodological foundations of regional development in the Arctic area, taking into account the geopolitical and economic factors in the development of this region.

Текст научной работы на тему «Освоение Арктического региона при формировании пространственно локализованных экономических систем»

P.A. АФАНАСЬЕВ

Роман Александрович АФШАСЬЕВ — аспирант Арктического НИЦ морской экономики и геополитики М}рманского государственного технического университета.

В 2000 г. окончил ГМА им. адмирала С.О. Макарова. Автор 9 публикаций.

Область научной специализации — экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика). ^ ^ ^

ОСВОЕНИЕ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННО ЛОКАЛИЗОВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ*

При оценке широкого спектра проблем, возникающих в процессе обеспечения полномасштабного присутствия России в Арктике и обоснования современных методов идентификации и подтверждения национального суверенитета в этом регионе, вполне применима концепция «второй навигации» — образ, который традиционно связывается с общей характеристикой места в учении Платона. Следуя древнегреческой традиции, под «первой навигацией» понимается способность судна плыть при помощи ветра, под «второй» — при отсутствии такового [8].

Иными словами, вопрос «возвращения в Арктику» является актуальным не только в философском смысле, но и в экономическом аспекте ввиду наличия в этом регионе гигантских ресурсов углеводородов, геополитическое значение которых наглядно подтверждается веером известных военных конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Борьба за экономическое обладание морскими ресурсами все чаще переносится на региональный уровень, а глобальное противостояние на море трансформируется в череду локальных конфликтов — в общем, невероятный ранее и очевидный сегодня конфликт цивилизаций является основной характеристикой геополитической и геоэкономической конструкции современного мира.

Существенные колебания экономической конъюнктуры на региональных энергетических рынках, вызванные объективными кризисными явлениями последних лет и усиленные интенсивной добычей сланцевого газа в США, ставят под сомнение благополучное макроэкономическое развитие России в стратегической перспективе. При этом отсутствие весомых макрокритических результатов модернизации свидетельствует о необходимости вовлечения в этот процесс потенциала пространственной организации национальной экономики на региональном и локальном уровнях. Это особенно важно для территорий, ориентированных на добычу и транспортировку энергетических ресурсов, которые были и остаются основой социально-экономического развития России. Поэтому представляется актуальным вовлечение в хозяйственный оборот также морских ресурсов углеводородов, которые сосредоточены в основном в труднодоступных районах Арктики.

Для России проблема сохранения пространства и освоения территорий (и акваторий) актуальна в том смысле, что размеры противостояния в борьбе за контроль над ресурсами, главным образом энергетическими, принимают угрожающий характер. Все чаще приходит понимание того, что «мир становится сегодня не проще, а сложнее и жестче. Мы наблюдаем, как, прикрываясь высокими лозунгами свободы, открытого общества, подчас уничтожаются суверенитеты стран и целых регионов, как

ГРНТИ 06.61.23 ©Р.А.Афанасьев, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. С.Ю. Козьменко.

под громкую риторику о свободе торговли и инвестиций в самих развитых экономиках и странах усиливается политика протекционизма. Разворачивается и ожесточенная борьба за ресурсы. И во многих конфликтах, внешнеполитических акциях и дипломатических демаршах "пахнет" газом и нефтью» [7].

Проведение самостоятельной морской деятельности в целях освоения Мирового океана, компромисс возникающего сотрудничества и закономерного соперничества в этом процессе составляют функциональную доминанту национальной морской политики ведущих мировых держав.

Критический анализ различных геополитических воззрений позволяет научно обосновать [3] понятие геополитического дуализма как основного принципа геополитики, утверждающего в качестве движущей силы развития общества непреодолимое противостояние (противоречие) морской и континентальной цивилизаций. В рамках геополитических концепций главное — физическое завоевание жизненного пространства, что может быть достигнуто только при помощи военной силы.

С другой стороны, положительным утверждением геоэкономики является тезис об утрате военной силой (главным инструментом геополитики) ведущей роли в определении иерархии государств после трансформации биполярного мира в однополярный и при нарастающей глобализации.

Предметом геоэкономики является процесс обеспечения конкурентоспособности субъектов мирового противостояния в основном экономическими методами. Конкурентоспособность хозяйственных систем характеризует экономическую силу как государств, так и других субъектов (например, наднациональных корпораций), при этом экономическая сила составляет конкуренцию военной, что особенно важно для систем морского хозяйства, так как «экономические методы могут выступать в качестве силовых при решении различных вопросов международного взаимодействия» [10].

Между тем недостаточное для эффективной конкуренции на мировых рынках состояние экономики уравновешивается политическими и военными инструментами, подтверждая статус-кво государства в эпоху глобализации. В качестве таких инструментов могут использоваться стратегические ядерные силы, о чем свидетельствует расширение Ддерного клуба.

Основной подход к согласованию геополитических и экономических оснований регионального развития содержится в теории Н.Д. Кондратьева [4, с. 708-736] и состоит в том, что для экономического развития, успешного оперирования на геоэкономическом пространстве современного мира важна не столько собственность на пространства и ресурсы (как морские, так и континентальные), сколько гарантированный доступ к последним.

К тому же моря и морские пространства не могут находиться в собственности, что подтверждается (например, по Гроцию, одному из классиков геоэкономики) самой природной характеристикой моря: текучесть, подвижность, природная изменчивость среды (особенно в межгодовых и синоптических масштабах), а также неограниченностью, трехмерностью и единством вод Мирового океана. Соответственно получить такой неопределенный объект во владение или оккупировать его, как это происходит с сухопутными владениями, реками и закрытыми участками моря, невозможно [2, с. 219-220].

На геоэкономическом атласе современного мира морская и континентальные цивилизации не противопоставляются друг другу. В геоэкономических конструкциях практически всех государств, даже не имеющих выхода к морю, присутствуют элементы обеих цивилизаций. Весь вопрос в том, элементы какой из них преобладают в определенный момент времени.

Для современной России чрезвычайно важно то обстоятельство, что развитие морской цивилизации приносит максимальный результат именно в эпоху экономического роста, о чем свидетельствует опыт развития экономической морской деятельности, в частности, развитых зарубежных стран Арктического бассейна во второй половине XX в.

В полицентричной системе многополярного мира геополитические и экономические факторы морской деятельности локализуются на региональном уровне, поэтому от такой стратегической цели, как достижение глобального превосходства и / или национального могущества на одном или нескольких направлениях национальной морской политики следует перейти к императиву регионального присутствия (регионального преимущества) в районах, обеспечивающих национальную безопасность госу-

«Геополитика» — понятие, введенное в научный оборот Р. Челленом [9]. Представляет систему взглядов (концепцию) на цивилизационное развитие общества (отдельных стран и мировой системы в целом), согласно которой политика государств (в основном внешняя) определяется географическими факторами, в том числе и природных ресурсов.

дарства. При этом «присутствие» следует рассматривать в единстве с двумя другими императивами — «пребыванием» и «освоением», которые дополняют друг друга до системного целого [8, с. 113-115].

Геополитические и экономические факторы, которые являются основными в процессе освоения регионального пространства Арктики, органично сочетаются при формировании пространственно локализованных экономических систем (локалитетов) на основных функциональных направлениях национальной морской политики: в сфере морских перевозок, военно-морской деятельности, освоения морских биологических, энергетических и минеральных ресурсов и т. д. [6]

Локалитет, по А.Г. Гранбергу [1, с. 27], — элементарная единица пространства, местность («малая территория») с определенным единичным объектом. Локалитет может быть промышленным, поселенческим, рекреационным, транспортным, сырьевым (если основным в этой местности является добыча полезных ископаемых) и т. п. Сочетания локалитетов, или элементарных пространственно локализованных экономических систем, образуют естественный порядок (устройство) экономической деятельности, воплощенный в конкретных формах пространственной организации хозяйства и расселения населения. Так формируется экономическое пространство — насыщенная территория, содержащая совокупность пространственно локализованных экономических систем и связей между ними. Понятие экономического пространства близко по содержанию понятию пространственной (территориальной) организации хозяйства [там же, с. 25].

Совокупность экономических систем, пространственно локализованных на территории и в акватории Западной Арктики, формирует региональное образование, которое, с одной стороны, уже превосходит простую совокупность, т. е. не является аддитивным и обладает свойством синергии за счет возникновения и реализации межкомпонентных связей между локалитетами, что свидетельствует о наличии признаков структурной системности. Однако такие системы не имеют достаточной полноты с точки зрения параметрической системности, и это объяснимо [5, с. 169-172]. Иными словами, они не представляют собой целостную с позиций экономического развития систему, а потому могут рассматриваться лишь как часть целого — национальной экономики, являясь субэкономикой.

Основным фактором пространственного развития такой субэкономики (например, Западной Арктики) является вовлечение регионального хозяйства в национальный и мировой экономический оборот в данном случае ресурсов углеводородов, что достигается при обеспечении доступности к региональному (или локальному) рынку этих ресурсов.

Субэкономика Западной Арктики является ведущей в сфере добычи углеводородов, поскольку именно в этом регионе добывается практически весь российский природный газ: из 655 млрд м3 природного газа, добытого в 2012 г., на Арктические месторождения Ямало-Ненецкого АО приходится 478 (73 %), а в целом на месторождения Ямало-Ненецкого АО — 550 (84 %); в пределах Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции (НГП) добыто 642 млрд м3, или 98 % общероссийской добычи. При этом потенциальные ресурсы Западной Арктики оцениваются в 50 трлн м3 (континентальные) и 20 трлн м3 — морские, расположенные в Южно-Карской нефтегазоносной области (Ленинградское и Русановское месторождения) и в нефтегазоносном бассейне Арктических морей (Штокмановское месторождение и структура Федынского).

Поэтому континентальные и морские локалитеты, сформированные на базе добычи (по отдельным месторождениям) и транспортировки природного газа, учитывают и геополитические предпосылки экономического развития региона, поскольку основой этого развития является освоение энергетических ресурсов.

Следует особо подчеркнуть, что в условиях общей сырьевой направленности экономики России функционирование пространственно локализованных экономических систем на базе арктических ресурсов углеводородов становится основой освоения регионального пространства. В целом региональное хозяйство Западной Арктики представляет собой стратегический резерв, определяющий макро-критическое позиционирование России на мировых рынках и в глобальной системе международных отношений.

Основой регионального хозяйства Западной Арктики является экономический оборот природного газа, конъюнктура которого оказывает непосредственное влияние на формирование условий как для обживания Арктики, так и для хозяйственного освоения регионального пространства в целом, — факторов экономического присутствия России в этом регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 494 с.

2. Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Госполитиздат, 1957. 560 с.

3. ДугинА.Г. Основы геополитики. М.: Арктогея, 2000. 587 с.

4. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002. 767 с.

5. Кругмст П., Обстфелъд М. Международная экономика. Теория и политика. М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.

6. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года // Независимое военное обозрение. 2001. 3 авг.

7. Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года: выступление на расширенном заседании Государственного Совета // Российская газета. 2008. 8 февр.

8. Триполъский P.II. Арктика и Северный морской путь: проблемы «второй навигации» // Материалы IV Всероссийской морской научно-практической конференции «Стратегия морской деятельности России и экономика природопользования в Арктике» — «Арктика-2012», Мурманск, 7-8 июня 2012 г. Мурманск: МГТУ, 2012. С. 113-115.

9. Челлен Р. Государство как форма жизни / пер. со швед.; примеч. М.А. Исаева; предисл. и примеч. М.В. Ильина. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. 319 с.

10. Luttwak Е. From Geopolitics to Geoeconomics. Logic of Conflict, Grammar of Commerce 11 The National Interest. 1990. Summer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.