Научная статья на тему 'ОСВЕЩЕНИЕ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ A321 ПОД ЖУКОВСКИМ'

ОСВЕЩЕНИЕ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ A321 ПОД ЖУКОВСКИМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТЫ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПОСТРАДАВШИЕ / КАТАСТРОФА / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ СОБЫТИЕ / ИНТЕРНЕТ КОММУНИКАЦИИ / JOURNALISTS / MEDIA / VICTIMS / DISASTER / EMERGENCY / INTERNET COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макарушкина Н.А.

Статья раскрывает проблемы, возникающие у специалистов информационных подразделений при работе со СМИ во время чрезвычайных ситуаций, на примере трагедии, произошедшей 15 августа 2019 гола в подмосковном Жуковском. Аварийная посадка Airbus-321 под Жуковским привлекла внимание общественности. В процессе развития социальных медиа одной из быстрорастущей площадкой стал Telegram. В статье сравниваются особенности и быстрота реакции на чрезвычайные событии в разное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PUBLICATION IN THE MEDIA OF INFORMATION ABOUT EMERGENCY LANDING A321 NEAR ZHUKOVSKY

The article reveals the problems encountered by specialists of information departments when working with the media during emergencies, using the example of the tragedy that occurred on August 15, 2019 in a goal in Zhukovsky near Moscow. The emergency landing of the Airbus-321 near Zhukovsky attracted public attention. In the process of developing social media, Telegram has become one of the fastest growing platforms. The article compares the features and speed of response to emergency events at different times.

Текст научной работы на тему «ОСВЕЩЕНИЕ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ A321 ПОД ЖУКОВСКИМ»

УДК 30.428

Макарушкина Н.А. студент магистратуры Факультет коммуникативного менеджмента

РГСУ Россия, г. Москва

ОСВЕЩЕНИЕ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ A321 ПОД ЖУКОВСКИМ

Аннотация: Статья раскрывает проблемы, возникающие у специалистов информационных подразделений при работе со СМИ во время чрезвычайных ситуаций, на примере трагедии, произошедшей 15 августа 2019 гола в подмосковном Жуковском. Аварийная посадка Airbus-321 под Жуковским привлекла внимание общественности. В процессе развития социальных медиа одной из быстрорастущей площадкой стал Telegram. В статье сравниваются особенности и быстрота реакции на чрезвычайные событии в разное время.

Ключевые слова: журналисты, средства массовой информации, пострадавшие, катастрофа, чрезвычайное событие, интернет коммуникации.

Makarushkina N.A. magistracy student Faculty of Communication Management

RGSU Russia, Moscow

THE PUBLICATION IN THE MEDIA OF INFORMATION ABOUT EMERGENCY LANDING A321 NEAR ZHUKOVSKY

Annotation: The article reveals the problems encountered by specialists of information departments when working with the media during emergencies, using the example of the tragedy that occurred on August 15, 2019 in a goal in Zhukovsky near Moscow. The emergency landing of the Airbus-321 near Zhukovsky attracted public attention. In the process of developing social media, Telegram has become one of the fastest growing platforms. The article compares the features and speed of response to emergency events at different times.

Key words: journalists, media, victims, disaster, emergency, Internet communication.

В разгар рабочей недели, в четверг раним утром (15августа 2019 г.) в социальных медиа появились первые сообщения о том, что пассажирский лайнер Airbus-321 авиакомпании «Уральские авиалинии», который совершал рейс № U6 178 из г. Москвы в Симферополь, пропал с радаров. Самолет взлетел в 6.12 утра, а в 6.14 КВС подал сигнал об аварийной ситуации на

борту в связи с отказом одного двигателя, на что Диспетчеры дали ответ, что решение о дальнейших действиях за пилотом. В 06:15КВС запросил обратный заход, получил разрешение, но произошел отказ второго двигателя, после чего он принял решение о посадке самолета в кукурузном поле, находившимся на курсе полета. [5]

Была произведена жесткая посадка с выключенными двигателями

недалеко от взлетно-посадочной полосы аэропорта Жуковского, во время

которой при скольжении по полю произошёл отрыв второго двигателя,

людей эвакуировали по надувным трапам. Прибывшие службы

зафиксировали отсутствие открытого огня и развернули оперативный штаб. [6]

В 07:47 все пассажиры были размещены в автобусах и отправлены в аэропорт Жуковский. Пассажиры (226) и члены экипажа (7), находившиеся на борту выжили, 74 человека получили травмы различной степени тяжести.

[5]

Одновременно к месту событий стянулись крупнейшие СМИ, а также представители блогерских сообществ. Ведущие СМИ страны и мира своевременно получали информацию. Однако широкий резонанс, который получила катастрофа, повлек за собой желание представителей СМИ узнать как можно больше подробностей не только о пострадавших, но и о чувствах, которые переживали их родственники в сложный момент родственниками, о мерах поддержки со стороны государства, невзирая на морально-этические нормы и правила.

Журналисты, пренебрегая рекомендациями представителей пресс -служб, разыскивали пострадавших, как в аэропорту, так и в интернет пространстве, выискивая новые «интересные» факты о том, что действительно произошло, ведь не могло все закончиться так удачно, это исключение для статистики авиационных происшествий за последние годы. Зачастую, найденная информация искажалась и трактовалась в СМИ новым, как им казалось более интересным способом.

Не стоит упускать из виду, что представители средств массовой коммуникации часто играют важную роль в факторе социального управления в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС), формировании культуры современной личности, что влечет за собой некоторую необходимость понимания и обязательно знания компенсаторных ресурсов СМИ.[3]

Компенсаторный ресурс -это особое свойство СМИ, выражающееся в показывании положительного воздействия на психоэмоциональное и физическое состояние людей, оказавшихся в зону ЧС. Благодаря СМИ, любая ЧС или стихийное бедствие получают информационно-коммуникативный резонанс, который или гипертрофирует и увеличивает катастрофичность последствий, или осуществляет некоторую психотерапию социальной сферы. [2]

Первым, кто «сказал» публично о событие был Mash - российский новостной интернет-проект, тематика которого - актуальные проблемы

России. Идея проекта Mash- бывшего заместителя главного редактора Life Никиты Могутина, с которой он обратился к генеральному директору холдинга NewsMedia Араму Габрелянову и его заместителю Анатолию Сулейманову. Каналы и страницы Mash есть во всех популярных социальных медиа -Telegram, ВКонтакте, Facebook, Instagram, Twitter, YouTube, Viber. В штате работают 27 человек - все они являются бывшими сотрудниками Life. В январе 2020 года у Mash на канале в Telegram было 700 тысяч подписчиков. [4]

Их пост в Telegram был опубликован в 06.56 и набрал 282 тысячи просмотров, через 11 минут они разместили видео с места происшествия, в 7.10 - все читали рассказ Федора Галина — одного из пассажиров рейса. Парень рассказывал о том, что самолет начало трясти сразу после взлета, в салоне начали мигать лампы, появился запах гари. МЧС сообщают, что пожар на А321 потушен. [4]

В 7.18 появились сведения о том, сколько человек находилось на борту и в каком состоянии они находятся, в 7.34 Mash опубликовал официальное заявление авиакомпании, которое раскрывало причину неполадок - «На рейсе U6178 Жуковский-Симферополь при вылете из Жуковского произошло многочисленное попадание птиц в двигатели самолета. Самолет совершил вынужденную посадку.» [4]

То есть за 38 минут пользователи сети практически онлайн наблюдали за тем, как разворачивались события и узнали причины происшествия.

В 9.03 Mash рассказывали о пилотах, их стаже и публиковали личные фотографии, дальше - видео из социальных сетей пассажиров борта.

До того, как социальные сети получили такое большое влияние между событием и обнародованием события проходили дни, в лучшем случае, зачастую - недели, месяцы, пока журналисты не начинали писали в газеты или говорить об этом в программе новостей. В качестве примера может служить крушения «Титаника». Он утонул в ночь с 14-го на 15-е апреля 1912 года, а первая публикация о происшествии в СМИ была сделана только днем 15-го: журналисты «Evening Sun» написали, что «Титаник» затонул. Все люди спасены. Лайнер отбуксирован в Галифакс. А частички правды добрались на следующий день - только утром 16 апреля в газете «The New York Times» опубликовали первые списки выживших. [7]

Сегодня информационное поле очень насыщено, очевидцы становятся «мобильными репортерами» и делятся постят фотографии, видео, небольшие тексты в социальные медиа. Дело журналистов в данном случае поверить на слова и корректно опубликовать материал.

Пользователи узнают все из ленты и пабликов, на которые он подписан или же из сообщений друзей, которые уже посмотрели или нашли сами, например, пилотов или членов их семьи в социальных сетях. К сожалению, не так много специалистов, которые реально занимаются фактчекингом, сравнивая информацию и собирая идеальную реальную картину.

Градация работы СМИ сейчас можно представить как: печатные СМИ, дальше - информационные сайты, следующее - это социальные медиа, после - мессенджеры, а там уже - пользователь, читатель. Чем дальше от него, тем дольше доходит информация, тем дольше она обрабатывается, изменяется, искажаясь и превращаясь в итоге во что-то иное.

В мессенджерах пользователь может сам являться автором «нового медиа», попадая в самую интимную сферу человека. Через телефоны, с которыми мы находимся 24 часа в сутки, мы получаем информацию от семьи, новости из Китая, Северного Полюса или же сообщение из популярного канала о смене главы местного муниципалитета. Это область, в которой нужно заслужить максимальное доверие читателя.

Если журналисты общались с читателем с позиции ментора, то сейчас журналиста можно олицетворять с себя политиком в толпе людей - вся и все находится вокруг Вас и каждый со своей правдой. Самым важным является донесение информации таким способом, чтобы она была понятна вашему читателю и проста.

Использованные источники:

1. Сапрыкин, Ю. «Мы будем читать это в мессенджерах и часах» // МедиаПрофи. http://mediaprofi.org/mastership/journalism/item/2465 (дата обращения 12.02.2020).

2. Шестерина А.М. Психология журналистики. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2016.

3. Лукьянова Е.Л., Винокурова Н.Г., Князева Я.С. Психологическая защита как ресурс подготовки специалистов по оперативному информированию населения // Психолого- педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2017. No 2 (23). С. 14-17.

4. Telegram-канал Mash URL: https://t.me/breakingmash (дата обращения: 12.02.2020)

5. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ URL: https://mak-iac.org/rassledovaniya/airbus-a-321-211-vq-boz-15-08-2019/ (дата обращения: 12.02.2020)

6. The Aviation Safety Network URL: https://aviation-safety.net/database/record.php?id=20190815-0 (дата обращения: 12.02.2020).

7. URL: https ://ria.ru/20120415/625261917.html (дата обращения: 12.02.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.