ОСВЕЩЕНИЕ СОБЫТИЙ НА УКРАИНЕ КИТАЙСКИМИ СМИ Сюй Минло, магистр
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-3-2-212-214
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена значимостью текущего военного конфликта. По мнению наблюдателей, официальные СМИ Китая и контролируемые государством социальные сети ограничивают освещение войны в рамках усилий по укреплению мира и поддержки права России на защиту своих интересов. Они используют для обозначения войны российский термин "специальная военная операция", а не распространенный на Западе термин "вторжение". Аналитики говорят, что СМИ получили конкретные указания о том, как описывать конфликт. В первый день войны китайским СМИ было приказано не сообщать неблагоприятные для России новости. Китайские социальные сети также подвергают цензуре контент. Эксперты говорят, что освещение событий в Украине отражает то, как Китай контролирует СМИ с конца 1990-х годов, когда Интернет стал инструментом для общественности.
Теоретическая значимость в недостаточности теоретических исследований. Практическая значимость состоит в возможности внедрения инноваций в процесс преподношения событий.
Ключевые слова: Китай, Россия, Украина, война, СМИ, новости.
Китай заблокировал некоторые вебсайты, приказал удалить определенный контент и потребовал от основных СМИ вести репортажи в соответствии со строгими директивами для поддержания внутреннего общественного порядка и сохранения доверия населения к руководству Коммунистической партии Китая.
Социальные сети блокируют всех, кто говорит об организации протестов, связанных с войной, по любой причине, и останавливают сообщения, содержащие вульгарные и сексуальные комментарии об украинских женщинах.
Джеймс Гомес, региональный директор Азиатского центра, аналитического центра в Бангкоке, сказал, что сотрудники Коммунистической партии продолжают управлять СМИ в соответствии с "фиксированной" структурой, "являясь важной движущей силой этого нарратива" [1].
"Учитывая фрагментацию, возникшую с ростом социальных сетей, особенно в Китае, эти нарративы вытесняются через новые платформы, такие как социальные сети. Это одни и те же новости, только потребляемые разными платформами и разными аудиториями"[2], - сказал он.
Китайские СМИ преуменьшили "важность" событий в Украине, подчеркивая заявленную Китаем "нейтральную" позицию в конфликте и переключив внимание на внутренние проблемы.
Китайским СМИ, похоже, запрещено использовать слово "война" или "вторжение", поэтому они вынуждены использовать официальное российское определение - "специальная военная операция". За последний год китайско-российские отношения стали более тесными, но Китай позиционировал себя как посредника между враждующими Россией и Украиной, а не как сторонника Москвы. Китайские СМИ, контролируемые государством, размещают много контента на популярных платформах социальных сетей, транслируя уникальные сообщения из Пекина для западной аудитории о войне, которую Россия ведет в Украине, говорят аналитики. Читатели новостей не всегда знают источник контента [3].
Официальное китайское информационное агентство Синьхуа, англоязычная газета China Daily и англоязычный сайт Международного телевидения Китая (CGTN, также известный как China Global
Television Network) ежедневно размещают множество кратких новостей в Facebook и Twitter, делясь мнением Пекина о некоторых из них. Китайское международное телевидение имеет специальные аккаунты в Facebook для европейской и американской аудитории [4].
Мнения Китая по поводу российского вторжения в Украину различны. Будучи союзником России, Китай поддержал нейтралитет Пекина через свои различные официальные СМИ, опровергая любые предположения о том, что Китай поддерживает Россию в конфликте, и восхваляя поиск мира через диалог.
Китайское правительство владеет или тщательно контролирует все новостные СМИ в коммунистической стране, что резко контрастирует с западными социальными сетями.
С появлением западных платформ социальных сетей подход Китая к внешней коммуникации стал намного проще, а западные платформы социальных сетей не имеют таких ограничений по содержанию и политики проверки, которые китайские компании имеют внутри Китая.
Освещение конфликта между Россией и Украиной с применением двойных стандартов" является "лицемерным и жалким".
Однако некоторые китайские социальные сети сообщают новости примерно так же, как и западные СМИ. Например, в одном из материалов упоминалось объявление Генерального секретаря ООН о создании чрезвычайного фонда для оказания гуманитарной помощи Украине.
Подкованные в вопросах СМИ китай-
ние социальных сетей как "информационную войну", дающую Китаю "свою собственную версию этой истории".
Китай назовет использование социальных сетей "законным действием" - особенно если китайские СМИ будут посылать сообщение общественности.
Для некоторых читателей не всегда понятно, что за рекламой и контентом, появляющимся в западных социальных сетях, стоит китайское правительство.
Facebook запрещает рекламу государственных учреждений, но не обязательно ту, которую размещают "департаменты", которые могут быть связаны с правительством. Facebook и Twitter помечают контент новостных агентств, которые, как они знают, принадлежат "официальным китайским СМИ".
Facebook подвергся критике за то, что разрешил Международному телевидению Китая размещать рекламу, пропагандирующую российскую войну. Реклама была нацелена на Гонконг и страны Центральной Азии.
В социальных сетях "в Центральной Азии бушуют информационные войны, и общественность подвергается нападкам со всех сторон. Социальные сети должны быть платформами для обмена личными мнениями. Но теперь они стали передовой линией политической и культурной пропаганды и агитации [5].
Молодое поколение должно быть более грамотным в области СМИ, чтобы распознавать дезинформацию и дезинформацию из любого источника, когда они ее ви-ские чиновники рассматривают расшире- дят [6].
Библиографический список
1. Blanchette J. et al. The Ukraine Crisis and Asia: Implications and Responses.
2. Sahakyan M. The Ukrainian crisis in the multipolar world order: NATO, Russia and China //Asia Global Online. - 2022.
3. Небренчин А.С. Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России и Китая в современном мире // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. - 2022. - №5-1. - С. 236-239.
4. Овсянникова О.А. Внешнеполитический курс Украины: реалии и перспективы // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. - 2022. - № 5-1. - С. 246-254.
5. Svitlychna N. et al. The Peculiarities of Social Detachment of Participants in the Armed Conflict in the East of Ukraine // Handbook of Research on Ethnic, Racial, and Religious Conflicts and Their Impact on State and Social Security. - IGI Global, 2022. - С. 169-186.
6. Небренчин С.М. Современные гибридные войны: медиасмыслы, технологии, стратегии // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. - 2022. - № 5-1. - С. 240242.
CHINESE MEDIA COVERAGE OF EVENTS IN UKRAINE
Xu Mingluo, master
Lomonosov Moscow State University
(Russia, Moscow)
Abstract. The relevance of the topic of this study stems from the significance of the current military conflict. According to observers, China's official media and state-controlled social networks limit their coverage of the war to efforts to promote peace and support Russia's right to defend its interests. They use the Russian term "special military operation" to refer to the war, rather than the term "invasion" common in the West. Analysts say the media received specific instructions on how to describe the conflict. On the first day of the war, Chinese media were ordered not to report news unfavorable to Russia. Chinese social media also censored content. Experts say the coverage of Ukraine reflects the way China has controlled the media since the late 1990s, when the Internet became a tool for the public.
Theoretical significance lies in the lack of theoretical research. Practical relevance lies in the possibility of innovation in the presentation of events.
Keywords: China, Russia, Ukraine, war, media, news.