Научная статья на тему 'ОСВЕЩЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ ФОРУМОВ БРИТАНСКИМИ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯМИ "THE GUARDIAN" И "THE INDEPENDENT" В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ НЕГАТИВНОГО ИМИДЖА РОССИИ'

ОСВЕЩЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ ФОРУМОВ БРИТАНСКИМИ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯМИ "THE GUARDIAN" И "THE INDEPENDENT" В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ НЕГАТИВНОГО ИМИДЖА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
158
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ / БРИТАНСКИЕ СМИ / ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Григорьева Алена Евгеньевна

Спортивные мероприятия международного уровня привлекают к себе колоссальное внимание мировой общественности, а также, несомненно, сопровождаются масштабными информационными кампаниями, участвуя, тем самым, активным образом в создании имиджа государства. Исключением тут не стали и Олимпийские игры в Сочи, которые были проведены в 2014 году. Следует отметить, что основные темы освещения британскими СМИ в целом идентичны темам, освещаемым интернет-изданиями газеты «The Guardian» и «The Independent». Анализ освещения британскими СМИ Олимпийских игр в Токио особенно значим введением на фоне допингового скандала в отношении России и российских спортсменов ограничений. Так, делегация из России стала единственной, которая вышла на стадион в нейтральном статусе - без своего национального флага и гимна. В связи с этим, незадолго до старта Олимпиады в Токио, у большинства иностранных журналистов сформировалось неоднозначное и двоякое отношение к российским спортсменам и России в целом на фоне сложившейся ситуации, которое и транслировалось в материалах СМИ. Публиковать материалы на тему участия России на Олимпийских играх в Токио британские издания начали сразу же, как изначально появилась новость о том, что Россию отстранили от участия в международных соревнованиях на четыре года. Все материалы и статьи по теме британскими СМИ публиковались под специальным тегом «допинговый скандал в России» и имели откровенно негативный характер - в день выходило по 2-4 статьи на тему отстранения России от участия в Олимпиаде с различными заголовками («Россию отстранили от Олимпиады в Токио и ЧМ по футболу», «Заявления о «линчевании» и «истерии» после того, как ВАДА ограничило Россию на 4 года», «ВАДА предпринимает шаги по противостоянию российскому допингу, но достаточно ли этого?»). В результате исследования особенностей формирования имиджа Российской Федерации британскими изданиями «The Guardian» и «The Independent» при освещении Олимпийских игр в Сочи, Чемпионата мира по футболу и Олимпийских игр в Токио, при проведении контент-анализа публикуемых материалов были отмечены определенные особенности построения имиджевых характеристик нашего государства. В частности, следует выделить концентрацию и освещение преимущественно негативной информации, искажающей имидж Российской Федерации. Проведенный количественный контент-анализ показал, что главными сюжетами рассматриваемых англоязычных СМИ стали права гомосексуалистов, безопасность, условия проживания гостей, «российская мафия», допинговый скандал. На основе контент-анализа выявлена динамика формирования имиджа России в британских СМИ при освещении крупнейших спортивных мероприятий. Оценка России в британских СМИ преимущественно негативна. Сегодня важной государственной задачей является выстраивание успешного государственного имиджа за счет постепенного смягчения, а в конечном результате и полного устранения негативных стереотипов, укоренившихся в сознании британского общества, качественного продвижения национальных идей, которые смогут найти большой отклик у мировой общественности, организации взаимодействия органов государственной власти России и Великобритании по возможному устранению имеющих место и возможных искажений действительности в освещении спортивных мероприятий международного уровня, а также основание особой структуры на уровне государства, ключевой задачей которой бы стало осуществление в повседневном режиме всех направлений политики мягкой силы, а также публичной дипломатии России и, несомненно, конструированием объективного и достоверного имиджа государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Григорьева Алена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVERAGE OF INTERNATIONAL SPORTS FORUMS BY BRITISH ONLINE PUBLICATIONS "THE GUARDIAN" AND "THE INDEPENDENT" IN THE CONTEXT OF CREATING A NEGATIVE IMAGE OF RUSSIA

Sports events of international level attract ermous attention of the world community, and are also undoubtedly accompanied by large-scale information campaigns, thereby actively participating in the creation of the image of the state. The Olympic Games in Sochi, which were held in 2014, were № exception here. It should be №ted that the main topics covered by the British media are generally identical to the topics covered by the online editions of The Guardian and The Independent newspapers. The analysis of the coverage of the Olympic Games in Tokyo by the British media is particularly significant due to the introduction of restrictions against Russia and Russian athletes against the background of the doping scandal. Thus, the delegation from Russia was the only one that entered the stadium in a neutral status - without its national flag and anthem. In this regard, shortly before the start of the Tokyo Olympics, most foreign journalists formed an ambiguous and ambivalent attitude towards Russian athletes and Russia as a whole against the background of the current situation, which was broadcast in media materials. The British edition began publishing materials on the topic of Russia's participation in the Olympic Games in Tokyo as soon as the news initially appeared that Russia was suspended from participating in international competitions for four years. All materials and articles on the topic were published by the British media under the special tag "doping scandal in Russia" and were frankly negative - 2-4 articles on the topic of Russia's suspension from participation in the Olympics with various headlines were published per day ("Russia was suspended from the Tokyo Olympics and the World Cup", "Statements about "lynching" and "hysteria" after WADA restricted Russia for 4 years", "WADA is taking steps to confront Russian doping, but is that e№ugh?"). As a result of the study of the peculiarities of the formation of the image of the Russian Federation by the British publications "The Guardian" and "The Independent" when covering the Olympic Games in Sochi, the World Cup and the Olympic Games in Tokyo, during the content analysis of the published materials, certain features of the construction of the image characteristics of our state were №ted. In particular, it is necessary to highlight the concentration and coverage of mainly negative information that distorts the image of the Russian Federation. The quantitative content analysis showed that the main subjects of the English-language media under consideration were the rights of homosexuals, security, living conditions of guests, the "Russian mafia", the doping scandal. Based on the content analysis, the dynamics of the formation of the image of Russia in the British media when covering major sporting events is revealed. The assessment of Russia in the British media is mostly negative. Today, an important state task today is to build a successful state image by gradually softening, and eventually completely eliminating negative stereotypes rooted in the minds of British society, the qualitative promotion of national ideas that can find a great response from the world community, the organization of interaction between the public authorities of Russia and the UK on the possible elimination of existing and possible distortions of reality in the coverage of sports events of international level, and also the foundation of a special structure at the state level, the key task of which would be the implementation in the daily regime of all areas of soft power policy, as well as public diplomacy of Russia and, undoubtedly, the construction of an objective and reliable image of the state.

Текст научной работы на тему «ОСВЕЩЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ ФОРУМОВ БРИТАНСКИМИ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯМИ "THE GUARDIAN" И "THE INDEPENDENT" В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ НЕГАТИВНОГО ИМИДЖА РОССИИ»

■ ■ ■ Освещение международных спортивных форумов британскими Интернет-изданиями «The Guardian» и «The Independent» в контексте создания негативного имиджа России

Григорьева А.Е.

ОАО ТРК Вооруженных сил РФ «ЗВЕЗДА»

Аннотация. Спортивные мероприятия международного уровня привлекают к себе колоссальное внимание мировой общественности, а также, несомненно, сопровождаются масштабными информационными кампаниями, участвуя, тем самым, активным образом в создании имиджа государства. Исключением тут не стали и Олимпийские игры в Сочи, которые были проведены в 2014 году. Следует отметить, что основные темы освещения британскими СМИ в целом идентичны темам, освещаемым интернет-изданиями газеты «The Guardian» и «The Independent».

Анализ освещения британскими СМИ Олимпийских игр в Токио особенно значим введением на фоне допингового скандала в отношении России и российских спортсменов ограничений. Так, делегация из России стала единственной, которая вышла на стадион в нейтральном статусе - без своего национального флага и гимна. В связи с этим, незадолго до старта Олимпиады в Токио, у большинства иностранных журналистов сформировалось неоднозначное и двоякое отношение к российским спортсменам и России в целом на фоне сложившейся ситуации, которое и транслировалось в материалах СМИ. Публиковать материалы на тему участия России на Олимпийских играх в Токио британские издания начали сразу же, как изначально появилась новость о том, что Россию отстранили от участия в международных соревнованиях на четыре года. Все материалы и статьи по теме британскими СМИ публиковались под специальным тегом «допинговый скандал в России» и имели откровенно негативный характер - в день выходило по 2-4 статьи на тему отстранения России от участия в Олимпиаде с различными заголовками («Россию отстранили от Олимпиады в Токио и ЧМ по футболу», «Заявления о «линчевании» и «истерии» после того, как ВАДА ограничило Россию на 4 года», «ВАДА предпринимает шаги по противостоянию российскому допингу, но достаточно ли этого?»).

В результате исследования особенностей формирования имиджа Российской Федерации британскими изданиями «The Guardian» и «The Independent» при освещении Олимпийских игр в Сочи, Чемпионата мира по футболу и Олимпийских игр в Токио, при проведении контент-анализа публикуемых материалов были отмечены определенные особенности построения имиджевых характеристик нашего государства. В частности, следует выделить концентрацию и освещение преимущественно негативной информации, искажающей имидж Российской Федерации. Проведенный количественный контент-анализ показал, что главными сюжетами рассматриваемых англоязычных СМИ стали права гомосексуалистов, безопасность, условия проживания гостей, «российская мафия», допинговый скандал. На основе контент-анализа выявлена динамика формирования имиджа России в

британских СМИ при освещении крупнейших спортивных мероприятий. Оценка России в британских СМИ преимущественно негативна.

Сегодня важной государственной задачей является выстраивание успешного государственного имиджа за счет постепенного смягчения, а в конечном результате и полного устранения негативных стереотипов, укоренившихся в сознании британского общества, качественного продвижения национальных идей, которые смогут найти большой отклик у мировой общественности, организации взаимодействия органов государственной власти России и Великобритании по возможному устранению имеющих место и возможных искажений действительности в освещении спортивных мероприятий международного уровня, а также основание особой структуры на уровне государства, ключевой задачей которой бы стало осуществление в повседневном режиме всех направлений политики мягкой силы, а также публичной дипломатии России и, несомненно, конструированием объективного и достоверного имиджа государства.

Ключевые слова: Интернет-издания, британские СМИ, имидж государства.

Для цитирования: Григорьева А.Е. Освещение международных спортивных форумов британскими Интернет-изданиями «The Guardian» и «The Independent» в контексте создания негативного имиджа России // Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Том 6. № 3. C.35-46.

Сведениия об авторе: Григорьева Алена Евгеньевна, редактор ОАО ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА». Адрес: 129164 Москва, проспект Мира, д. 126. E-mail: alyona_mirova@mail.ru

Статья поступила в редакцию : 22.07.2021. Принята к печати: 27.09.2021. Введение

Создавая негативный образ России, СМИ Великобритании не дают возможность своим и зарубежным читателям объективно сформировывать своё отношение к России. Не секрет, что для формирования объективной оценки чего-либо, следует в равной мере изучать и раскрывать информацию как положительного, так и отрицательного характера. Государственный имидж России, создаваемый британскими масс-медиа, является искаженным, однобоким и предвзятым. В частности, это, в том числе происходит из-за обстановки на мировой политической арене и крайне напряженных российско-британских межгосударственных отношений.

Нельзя не отметить то, что, вопреки всему, британские СМИ не могли совсем не упомянуть успех организации и проведения крупнейших спортивных соревнований непосредственно на территории России. Однако, тем не менее, современные реалии XXI века задают несколько иной подход.

Так, несомненно, имидж Российской Федерации на сегодняшний день испытывает беспрецедентное информационное давление со стороны

СМИ Великобритании. С целью защиты национальных интересов и

стратегических национальных приоритетов Российская Федерация, необходимо интегрирует свои возможности, позволяющие выстроить успешный имидж государства.

Выбор Великобритании в качестве региона для анализа имиджа России можно объяснить современной ситуацией на мировой политической арене, и, в частности, непростыми и неустойчивыми межгосударственными отношениями, осложненными рядом последних событий: кризис в Сирии, ситуация вокруг Крыма и Украины, «дело Скрипалей». Формирование британскими СМИ имиджа Российской Федерации рассмотрим на примере освещения Олимпийских игр в Сочи 2014 г., Чемпионата мира по футболу в 2018 году, Олимпийских игр в Токио в 2021 г.

Освещение Олимпийских игр в Сочи британскими изданиями «The Guardian» и «The Independent»

Олимпиаде в Сочи освещали практически все зарубежные СМИ. Среди зарубежных масс-медиа СМИ Великобритании стали одними из самых активно освещающих Олимпийские игры в Сочи. Великобритания - государство с наибольшим количеством населения, читающего газеты. Согласно статистике, два человека из трех старше пятнадцати лет читают общенациональные ежедневные газеты, и почти три из четырех читают воскресные газеты. Порядка 80-90 процентов газет в Великобритании сегодня представлены в онлайн-формате. Нельзя не отметить, что британские СМИ на сегодняшний день являются одним из самых основных поставщиков информации для всего англоязычного мира, играя огромнейшую роль в формировании общественного мнения.

«The Guardian» - одна из крупнейших британских газет. Это издание, основанное в 1821 году в Манчестере, завоевало хорошую репутацию как среди образованных англичан, так и в деловых и политических кругах всего мира. Журналисты ссылаются на материалы издания как на достоверный источник информации. «Наиболее ценная валюта Guardian - это доверие» [The Guardian's...], - такими словами начинается редакционный Кодекс газеты. Данные факты вполне объясняют, почему именно «The Guardian» так интересна для обзора и анализа.

Интернет-издание «The Independent» так же, как и все западные СМИ, в частности, СМИ Великобритании, довольно ярко освещало Олимпийские игры 2014 года в Сочи. «The Independent» - британское интернет-издание, до 2016 года существовавшее как ежедневная газета. Издание было основано в 1986 году как независимая национальная утренняя газета. The Independent по своей идеологии близко к либерально-демократической партии и ключевое внимание обращает на тему

соблюдения прав человека.

Рассматривая указанные издания, складывается впечатление, что они непрерывно находилось в поиске повода для негативного освещения Олимпиады и подготовки к ней, стараясь выпустить в свет как можно больше провокационной и очерняющей Россию информации. На примере «The Guardian» это наглядно видно из рис. 1.

В Положительные публикации В Негативные публикации U Нейтральные публикации

Рисунок 1. Эмоциональная тональность публикаций «The Guardian».

Освещение чемпионата мира по футболу в России в 2018 году британскими СМИ (на примере «The guardian», «The independent»)

Особое внимание освещению этого одного из главных для России спортивных событий уделили и британские СМИ, среди которых и «The Guardian». Всего за все время по теме Чемпионата мира 2018 года британское интернет-издание газеты выпустило 2 632 статьи, а в течение полугода напрямую касающихся России - всего 31.

Итак, писать о главном футбольном соревновании 2018 года британское интернет-издание начало еще в марте. Ровно за 100 дней до мероприятия появилась статья со следующим названием: «До Чемпионата мира по футболу осталось 100 дней: как к нему готовится Россия?» [100 days...].

Свою роль в характере и тоне публикаций сыграло «Дело Скрипалей». Как посчитали в российском внешнеполитическом ведомстве, эту тему пытались использовать для срыва Чемпионата мира по футболу в России. Негативные зарубежные публикации в СМИ связали с общей линией политического руководства Великобритании и ее антироссийским курсом. «Так, в интернет-издании британской газеты 22 марта 2018 г.

появилась статья со следующим заголовком: «Победа Англии в Кубке мира будет лучшем ответом России», - сказал министр» [England winning.].

Об этом высказался британский министр культуры, СМИ и спорта Мэтью Хэнкок, отвечая на вопрос о том, следует ли бойкотировать турнир после заявления правительства об обвинениях в адрес России.

Другой темой, активно освещаемой британским интернет-изданием газеты The Guardian, стала проблематика прав человека. За месяц до начала чемпионата появилась пестрая статья с таким заголовком: «Расслабьтесь, английские фанаты, никто вас в России не тронет. Скорее всего» [Hey England].

С самого начала автор начинает размышлять о том, будут ли англичане находиться в безопасности на чемпионате, высказываясь о российском руководстве, упоминая «недостатки русских».

Центральной темой публикуемых материалов при освещении олимпиалы изданием «The independent» стала гомофобия - издание опубликовало статью под названием «Мрачная реальность, скрывающаяся за обещаниями России исключить гомофобию на ЧМ по футболу» [The dark. ].

В статье автор анализирует слова главы российской Федерации ЛГБТ-спорта Александра Агапова, который вспоминает о «давлении, которое оказывали при организации ЛГБТ-футбольных матчей в регионах, которые в последнюю минуту все равно отменяли». Оливер Кэрролл пишет о том, что судя по всему, «под бдительным оком ФИФА российские бюрократы теперь полностью согласились с принципами толерантности и недискриминации»:

«По крайней мере на один месяц российские «традиционные ценности» будут отложены на потом»[The dark.].Так, автор называет Россию сложным и опасным для представителей сексуальных меньшинств государством. Размышляя об опасности этого явления в контексте предстоящего на тот момент турнира, автор приходит к выводу, что «насилие в отношении ЛГБТ-болельщиков не только возможно, но и вполне вероятно».

Освещение Олимпиады в Токио британским интернет-изданием «The Guardian»

Анализ освещения британскими СМИ Олимпийских игр в Токио особенно значим введением на фоне допингового скандала в отношении России и российских спортсменов ограничений. Так, делегация из России стала единственной, которая вышла на стадион в нейтральном статусе -без своего национального флага и гимна. Так, в связи с этим, незадолго до старта Олимпиады в Токио, у большинства иностранных журналистов сформировалось неоднозначное и двоякое отношение к российским

спортсменам и России в целом на фоне сложившейся ситуации, которое и транслировалось в материалах СМИ.

Публиковать материалы на тему участия России на Олимпийских играх в Токио британское издание начало сразу же, как изначально появилась новость о том, что Россию отстранили от участия в международных соревнованиях на четыре года. Все материалы и статьи по теме публиковались под специальным тегом «допинговый скандал в России» и имели откровенно насмешнический характер - в день выходило по 2-4 статьи на тему отстранения России от участия в Олимпиаде с различными заголовками - «Россию отстранили от Олимпиады в Токио и ЧМ по футболу», «Заявления о «линчевании» и «истерии» после того, как ВАДА ограничило Россию на 4 года», «ВАДА предпринимает шаги по противостоянию российскому допингу, но достаточно ли этого?». Опубликована даже насмехательная карикатура по теме отстранения российских спортсменов.

Несколько позднее, когда санкции сократили с четырех до двух лет, вызывающую статью написал спортивный редактор издания Шон Ингл с заголовком «Спортсмены должны понять, почему Россия так важна для МОК». Автор на протяжении всей статьи размышляет о том, что наказание не является достаточным:

В целом, анализируя освещение Олимпиады в Токио британским интернет-изданием The Guardian, следует отметить уже ранее выявленную предвзятость. Очевидно, что издание при освещении темы России в контексте Игр в Токио, руководствовалось принципом писать «либо плохо, либо ничего» - при анализе материалов не удалось найти ни одной статьи положительного характера - превалируют либо сугубо негативные, либо нейтральные материалы, констатирующие какие-либо факты.

Так, согласно проведенному контент-анализу (рисунок 2), из 15 публикаций (с 09.12.19 по 31.07.2021), напрямую затрагивающих Россию, преимущественно негативную тональность имели 9 публикаций (60%), положительную - 0 (0%), нейтральную - 6 (40%).

0 %

;процент]

В Негативные публикации U Нейтральные публикации

Рисунок 2. Эмоциональная тональность публикаций The Guardian.

Освещение Олимпиады в Токио интернет-изданием «The Independent»

Британское интернет-издание «The Independent» также посвятило России ряд материалов и статей при освещении Олимпийских игр в Токио.

Так, первая тематическая статья появилась на сайте еще в декабре 2019 года с заголовком «ВАДА запретило России участвовать в Олимпийских играх, чемпионатах мира и всех крупных спортивных мероприятиях на четыре года» [Russia banned.]. В статье автор подробно раскрывает природу такого «наказания» в отношении России, а также приводит мнение исполнительного директора Антидопингового агентства США Трэвиса Тайгерта, посчитавшего такое «наказание» легким и раскритиковавшего ВАДА за неспособность ввести полный запрет в отношении России.

После анонсирования о решении сократить срок отстранения России от участия в Олимпиаде и чемпионатах мира с четырех до двух лет, корреспондент спортивных новостей издания Джек де Менезес написал статью, в материалах которой явно прослеживается неодобрительная оценка происходящего. Автор также приводит «яростную реакцию» Трэвиса Тайгерта: «На данном этапе этого грязного допингового дела, спонсируемого российским государством, которое длится уже почти десять лет, такой слабый исход не может утешить. Снова избежать значимых последствий, пропорциональных преступлениям, а тем более реального запрета, - это катастрофический удар по чистым спортсменам, честности спорта и верховенству закона» [Russia banned from Tokyo. ].

В октябре 2020 года издание опубликовало статью с заголовком «Великобритания обвинила Россию в кибератаках на Олимпиаду в Токио» [Britain accuses Russia.]. «Атаки начались, по словам сотрудников службы безопасности, в сентябре прошлого года, за несколько дней до того, как ВАДА пригрозило отстранить российских спортсменов от участия в Олимпийских играх и других крупных международных спортивных мероприятиях» [Russia banned from Tokyo. ].

Выводы

В результате исследования особенностей формирования имиджа Российской Федерации британскими изданиями «The Guardian» и «The Independent» при освещении Олимпийских игр в Сочи, Чемпионата мира по футболу и Олимпийских игр в Токио, при проведении контент-анализа публикуемых материалов были отмечены определенные особенности построения имиджевых характеристик нашего государства. В частности, следует выделить концентрацию и освещение преимущественно негативной информации, искажающей имидж Российской Федерации. Так, количественный контент-анализ позволил выявить, что главными сюжетами рассматриваемых англоязычных СМИ стали права гомосексуалистов, безопасность, условия проживания гостей, «российская мафия», допинговый скандал. На основе же качественного контент-анализа удалось выявить динамику формирования имиджа России в британских СМИ при освещении крупнейших спортивных мероприятий. Оценка России в британских СМИ преимущественно негативна. Создавая негативный образ государства, СМИ Великобритании мешают читателям объективно сформировывать своё отношение к России.

Не секрет, что для формирования объективной оценки чего-либо, следует в равной мере изучать и раскрывать информацию как положительного, так и отрицательного характера. В данном случае, государственный имидж России, создаваемый британскими масс-медиа, является искаженным, однобоким и предвзятым. В частности, это происходит как из-за исторических событий прошлого, так и из-за обстановки на мировой политической арене настоящего и крайне напряженных российско-британских межгосударственных отношений.

Нельзя не отметить то, что, вопреки всему, британские СМИ не могли совсем не упомянуть успех организации и проведения крупнейших спортивных соревнований непосредственно на территории России. Однако, тем не менее, современные реалии XXI века задают несколько иной подход. Так, несомненно, имидж Российской Федерации на сегодняшний день испытывает беспрецедентное информационное давление со стороны СМИ Великобритании.

В связи со всем вышесказанным, чрезвычайно важной

государственной задачей на сегодняшний день является выстраивание успешного государственного имиджа за счет постепенного смягчения, а в конечном результате и полного устранения негативных стереотипов, укоренившихся в сознании британского общества, качественного продвижения национальных идей, которые смогут найти большой отклик у мировой общественности, организации взаимодействия органов государственной власти России и Великобритании по возможному устранению имеющих место и возможных искажений действительности в освещении спортивных мероприятий международного уровня, а также основание особой структуры на уровне государства, ключевой задачей которой бы стало осуществление в повседневном режиме всех направлений политики мягкой силы, а также публичной дипломатии России и, несомненно, конструированием объективного и достоверного имиджа государства.

С целью защиты национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, необходимо интегрировать все потенциалы и возможности, позволяющие выстроить успешный имидж государства, и целенаправленно реализовывать их на международной арене.

Источники

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2021). Спортивная журналистика. М.: ИТК «Дашков и К». 184 с.

Шарков Ф.И., Силкин В.В., Лайшев Р.А. (2018). Спортивная журналистика в системе современной медиакоммуникации // Коммуникология. Т. 6. № 4. С. 60-75.

Sharkov F.I., Silkin V.V. (2020). Sociology of sports and the space of sports practices: social genesis and sociological theories / In: RUDN Journal of Sociology. Т. 20. № 1. С. 137-144.

The Guardian's editorial code // The Guardian [Электронный ресурс] URL: https: www.theguardian.com/guardian/article/0,5814,642387,00.html (дата обращения: 29.08.2021).

100 days to the World Cup: how is Russia 2018 shaping up? // The Guardian. 06.03.2018 [Электронный ресурс/ дата обращения: 29.08.2021.

England winning World Cup would be best response to Russia, says minister // The Guardian. 22.03.2018 [Электронный ресурс] URL:

https://www.theguardian.com/football/2018/mar/22/if-england-wins-world-cup-it-will-show-russia-matt-hancock-culture-secretary (дата обращения: 26.03.2021).

Hey England fans, everything'll be fine in Russia. Probably In: The Guardian. 08.05.2018 [Электронный ресурс] URL:

https://www.theguardian.com/politics/2018/may/08/england-fans-told-everything-will-be-fine-russia-world-cup-probably (дата обращения: 05.09.2021).

The dark reality behind Russia's promise of an LGBT-friendly World Cup // The Independent. 09.06.2018 [Электронный ресурс] URL:

https://www.independent.co.uk/news/world/europe/world-cup-russia-gay-lesbian-lgbt-vitaly-milo№v-football-a8362211.html (дата обращения: 19.09.2021).

Russia banned from Olympics, World Cup and all major sporting events for four years by WADA//The Independent. 09.12.19 [Электронный ресурс] URL:

https://www.independent.co.uk/sport/olympics/russia-banned-all-sport-drugs-ban-wada-world-anti-doping-agency-2020-olympics-2022-world-cup-a9238706.html

Russia banned from Tokyo Olympics and 2022 World Cup after Cas issues two-year ban for anti-doping offences // The Independent. 17.12.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.independent.co.uk/sport/olympics/russia-banned-olympics-2022-world-cup-b1775664.html

Britain accuses Russia of cyberattacks on Tokyo 2020 Olympics // The Independent. 20.10.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/britain-russia-cyberattacks-olympics-tokyo-2020-latest-b1159674.html

Coverage of international sports forums by British online publications «The Guardian» and «The Independent» in the context of creating a negative image of Russia

Grigorieva A.E.

JSC Shopping mall of the Armed Forces of the Russian Federation "ZVEZDA"

Abstract. Sports events of international level attract ermous attention of the world community, and are also undoubtedly accompanied by large-scale information campaigns, thereby actively participating in the creation of the image of the state. The Olympic Games in Sochi, which were held in 2014, were № exception here. It should be №ted that the main topics covered by the British media are generally identical to the topics covered by the online editions of The Guardian and The Independent newspapers.

The analysis of the coverage of the Olympic Games in Tokyo by the British media is particularly significant due to the introduction of restrictions against Russia and Russian athletes against the background of the doping scandal. Thus, the delegation from Russia was the only one that entered the stadium in a neutral status - without its national flag and anthem. In this regard, shortly before the start of the Tokyo Olympics, most foreign journalists formed an ambiguous and ambivalent attitude towards Russian athletes and Russia as a whole against the background of the current situation, which was broadcast in media materials. The British edition began publishing materials on the topic of Russia's participation in the Olympic Games in Tokyo as soon as the news initially appeared that Russia was suspended from participating in international competitions for four years. All materials and articles on the topic were published by the British media under the special tag "doping scandal in Russia" and were frankly negative - 2-4 articles on the topic of Russia's suspension from participation in the Olympics with various headlines were published per day ("Russia was suspended from the Tokyo Olympics and the World Cup", "Statements about "lynching" and "hysteria" after WADA restricted Russia for 4 years", "WADA is taking steps to confront Russian doping, but is that e№ugh?"). As a result of the study of the peculiarities of the formation of the image of the Russian Federation by the British publications "The Guardian" and "The Independent" when covering the Olympic Games in Sochi, the World Cup and the Olympic Games in Tokyo, during the content analysis of the published materials, certain features of the construction of the image characteristics of our state were №ted. In particular, it is necessary to highlight the concentration and coverage of mainly negative information

that distorts the image of the Russian Federation. The quantitative content analysis showed that the main subjects of the English-language media under consideration were the rights of homosexuals, security, living conditions of guests, the "Russian mafia", the doping scandal. Based on the content analysis, the dynamics of the formation of the image of Russia in the British media when covering major sporting events is revealed. The assessment of Russia in the British media is mostly negative. Today, an important state task today is to build a successful state image by gradually softening, and eventually completely eliminating negative stereotypes rooted in the minds of British society, the qualitative promotion of national ideas that can find a great response from the world community, the organization of interaction between the public authorities of Russia and the UK on the possible elimination of existing and possible distortions of reality in the coverage of sports events of international level, and also the foundation of a special structure at the state level, the key task of which would be the implementation in the daily regime of all areas of soft power policy, as well as public diplomacy of Russia and, undoubtedly, the construction of an objective and reliable image of the state.

Keywords: online publications, British media, the image of the state

For citation: Grigorieva A.E. Coverage of International Sports forums by British Online publications «The Guardian» and «The Independent» in the context of Creating a negative Image of Russia. In: Communicology: electronic scientific journal. 2021. Vol. 6. № 3, pp 35-46.

Inf. about the author: Alyona E. Grigorieva, editor JSC SHOPPING MALL OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION «ZVEZDA». Address: 129164 Moscow, Prospekt Mira, 126. E-mail: alyona_mirova@mail.ru

Received: 07.22.2021. Accepted: 27.09.2021. References

100 days to the World Cup: how is Russia 2018 shaping up? In: The Guardian. 06.03.2018 [Электронный ресурс/ дата обращения: 29.08.2021.

Britain accuses Russia of cyberattacks on Tokyo 2020 Olympics. In: The Independent. 20.10.2020 [Электронный ресурс] URL: https: www.independent.co.uk/news/uk/home-news/britain-russia-cyberattacks-olympics-tokyo-2020-latest-b 1159674.html

England winning World Cup would be best response to Russia, says minister // The Guardian. 22.03.2018 [Электронный ресурс] URL:

Hey England fans, everything'll be fine in Russia. Probably In: The Guardian. 08.05.2018 [Электронный ресурс] URL:

https://www.independent.co.uk/news/world/europe/world-cup-russia-gay-lesbian-lgbt-vitaly-milo№v-football-a8362211.html (дата обращения: 19.09.2021).

https://www.theguardian.com/football/2018/mar/22/if-england-wins-world-cup-it-will-show-russia-matt-hancock-culture-secretary (дата обращения: 26.03.2021). https://www.theguardian.com/politics/2018/may/08/england-fans-told-everything-will-be-fine-russia-world-cup-probably (дата обращения: 05.09.2021).

Russia banned from Olympics, World Cup and all major sporting events for four years by WADA//The Independent. 09.12.19 [Электронный ресурс] URL: https://www.independent.co.uk/sport/olympics/russia-banned-all-sport-drugs-ban-wada-world-anti-doping-agency-2020-olympics-2022-world-cup-a9238706.html

Russia banned from Tokyo Olympics and 2022 World Cup after Cas issues two-year ban for anti-doping offences. In: The Independent. 17.12.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.independent.co.uk/sport/olympics/russia-banned-olympics-2022-world-cup-b1775664.html

Sharkov F.I., Silkin V.V. (2020). Sociology of sports and the space of sports practices: social genesis and sociological theories/ In: RUDN Journal of Sociology. Vol. 20. № 1, pp. 137-144. (In Rus.).

Sharkov F.I., Silkin V.V. (2021). Sports journalism. M.: ITK "Dashkov and K. 184 p. (In Rus.).

Sharkov F.I., Silkin V.V., Laishev R.A. (2018). Sports journalism in the system of modern media communication//Communicology. 2018. Vol. 6. № 4, pp. 60-75. (In Rus.).

The dark reality behind Russia's promise of an LGBT-friendly World Cup // The Independent. 09.06.2018 [Электронный ресурс] URL:

The Guardian's editorial code.In: The Guardian [Электронный ресурс] URL: https://www.theguardian.com/guardian/article/0,5814,642387,00.html (дата обращения: 29.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.