Научная статья на тему 'ОСВЕЩЕНИЕ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ В CMU; РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ'

ОСВЕЩЕНИЕ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ В CMU; РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
176
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Венцель Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСВЕЩЕНИЕ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ В CMU; РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ»

Освещение борьбы с терроризмом и экстремизмом в СМИ: рекомендации для журналистов

рекомендации нцпти

46

Освещение борьбы с терроризмом и экстремизмом в СМИ: рекомендации для журналистов

Венцель Сергей Владимирович — аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону

В данном материале приведены примеры публикаций из действующих СМИ. Примеры специально обезличены для предотвращения формирования негативного образа сМи при разборе отдельных ошибок.

Какие законодательные акты следует знать журналисту?

Статья 4 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», запрещающая злоупотребление свободой слова и публичное распространение в СМИ следующей информации:

— пропаганда и оправдание терроризма и экстремизма;

— экстремистские материалы;

— сведения о признанных решениями суда на территории России организаций террористическими или экстремистскими без указаний о запрете их деятельности;

— сведения о средствах, приемах

и тактике проведения действующей контртеррористической операции (КТО);

— сведения сотрудников спецподразделений, оказывающих содействие в пресечении террористов, а также членов семей сотрудников спецподразделений при проведении КТО;

— сведения о пострадавших в результате противоправных действий (в том числе

жертв терроризма и экстремизма) несовершеннолетних, их родителей или законных представителей. К таким сведениям относятся ФИО, фото и видеоизображения, слепки голоса, места жительства, учебы и работы и т. д.;

— инструкции по самодельному изготовлению взрывчатки и оружия, в том числе огнестрельного.

В статье 51 указанного Закона также закрепляется недопустимость злоупотребления правами журналиста для распространения сведений с целью опорочить отдельных граждан или целые социальных группы по признакам пола, расовой, национальной, религиозной принадлежности и т. д.

Также советуем изучить следующие документы:

— Федеральный закон от 6.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»;

— Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

— Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 гг.

(утв. Президентом Российской Федерации 28.12.2018 г. № Пр-2665);

— Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. (указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 г. № 344) и т.д. Обязательно следите

за законодательными нововведениями.

Какие публичные документы профессионального сообщества следует знать журналисту?

1. Кодекс профессиональной этики (принят Конгрессом журналистов России в 1994 году).

Журналист несет ответственность за достоверность распространяемой информации и должен противодействовать экстремизму, преследованиям и насилию по расовому, религиозному, национальному и иным признакам (п. 5 Кодекса).

2. Антитеррористическая конвенция о правилах поведения СМИ в случае терактов и КТО (принята Индустриальным комитетом СМИ в 2003 году).

Журналисты не должны во время теракта брать интервью у террористов по своей инициативе. Им следует помнить, что общество отвергает связь терроризма с какой-либо религией, расой или национальностью, не идти на поводу у террористов, использующих выгодные для себя самоназвания и т. д.

Какие задачи стоят перед журналистами в противодействии идеологии терроризма и профилактике экстремизма?

Джуди Корн: разговоры — наше главное оружие

I [редгги Китель немецкой СОЦИАЛЬНОЙ ОрГ>1ННУ<1ЦИИ О ЮМ, лак к Германии

перевоспитывают молодых экстремистов,

,'1*нлп K.ij л рэйсгтн?! Н ШЦИПЛЬНОЙ D|>l ,+Н1'Ч«ЦИ II Vh.K'Ct im.ri.ifl NetmoA. юотацгя peSmttr (моло лымн мк.".кчс:1-[ц-и: рмо». аошкщм и ичтлтмшкпя эсггрсшито^Орсалнмция внщКпй! -¡рсайи.титыигР; Impemnqii, пвмопя им еыПги из г^утсш цммдк нкминкп, аэг.тшш,

Йртдн^длллг ill к Ii[HiL~riiL'ii iiilhh Г Г:i.'hj] сыдн Vi(M i.i J1 Pe|'*l1"IlIii!n

ii;*Nn--v НИ w[wn.aiidt 1лы кЯеииь чи; причт щхитгг

ptiitLsiisc-i :решг ущпшнп lv цкппмя ситвычет МЪ (я среди по стршр ттаг покамтс.и fonsjc ¡; Iv^j.

Рис. 1. Пример № 1

- формирование неприятия этих деструктивных явлений в сознании жителей страны;

- повышение уровня информированности общества о проблеме распространения терроризма и экстремизма;

- освещение практик

по противодействию угрозам, в том числе среди уязвимых социальных групп (молодежь, мигранты, беженцы и т. д.)

Таковы общие задачи.

Однако здесь работу журналистов условно можно разделить на два периода:

1. Во время террористической или экстремистской опасности.

Здесь в задачи журналиста входит:

- не провоцировать панику,

- не способствовать невольной героизации преступников,

- эмоционально поддерживать читателей,

- оказывать информационную поддержку;

2. После совершения теракта и ликвидации его последствий или после предотвращения теракта.

Журналисты решают следующие задачи:

- участие в общественных дискуссиях по улучшению мер в противодействии угрозам;

- популяризация героев в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

- демонстрация позитивных практик противодействия угрозам, в том числе профилактических (см. рисунок 1).

О чем сейчас преимущественно пишут журналисты?

О произошедших преступлениях террористического или экстремистского характера.

О задержанных или ликвидированных при попытке задержания преступниках.

О заявлениях государственных деятелей, посвященных мерам и результатам антитеррористической и антиэкстремистской деятельности.

Об изменениях действующего законодательства: принятие новых законов, внесение изменений в действующие, признание организаций террористическими и экстремистскими и т. д. (см. рисунок 2).

О чем журналисты пишут реже?

О позитивных практиках дерадикализации и ресоциализации осужденных за терроризм и экстремизм.

Об интересных профилактических мероприятиях среди уязвимых социальных групп (см. рисунок 3).

О позитивном профилактическом контенте и социальной рекламе.

О практиках помощи со стороны государства и общества пострадавшим от действий террористов и экстремистов.

Какие угрозы могут возникнуть после публикации материалов?

Провоцирование паники и напряженности в обществе.

С-\

Генпрокурор Краснов объяснил признание «Азова» террористической организацией

«Преступления, совершенные боевиками "Азова1^ могут сравниться по своей жестокости лишь с действиями немецко-фашистских захватчиков и их пособников в годы Второй мировой войны. Свидетели, выступавшие на заседании Верховного суда России, дали показания о совершаемых боевиками "Азова" пытках и убийствах мирных граждан, включая малолетних детей, умышленных нападениях на гражданские объекты, минировании и закладывании взрывных устройств в местах пребывания гражданского населения»,— сказал генпрокурор России в интервью «Ъ».

Первый в России 24-часовой медиатон «Новый уровень» пройдет в Ростове

19 июля 2022 09:37

Ростовская область, 19 июля 2022, DON24.RU. В Ростове, в четверг 21 июля, пройдет первый в России 24-часовой медиатон «Новый уровень». Он состоится в рамках всероссийского фестиваля Контент-фабрика «Параллели». Участие в нем примут 10 команд медийщиков из 10 городов России. Соревноваться они будут за создание самых цепляющих и уникальных видеороликов, плакатов и фотографий социальной направленности.

Ч_

Рис. 3. Пример № 3

Это касается не только момента совершения преступления. Нанесенный террористами или экстремистами ущерб обществу и отдельным категориям граждан может носить долговременный характер, поэтому при подготовке материала следует учитывать возможные болевые реакции читателей.

Утрата доверия к СМИ со стороны читателей.

Это может быть следствием непрофессионального подхода журналиста: намеренной дезинформационной кампании, распространения фейков и т. д.

Осложнение межнациональных и межрелигиозных отношений.

Даже некорректно подобранный заголовок может привести к негативной реакции со стороны отдельных социальных групп, что может привести к межгрупповому конфликту фактически на пустом месте (см. рисунок 4). Воспроизведение выгодных для террористов и экстремистов понятий и смыслов.

Например, ИГИЛ* (террористическая организация, запрещена в РФ) было выгодно исказить термины традиционного ислама, например «кадий» (судья), «халифат» (государство), «дуа» (мольба, обращение к Всевышнему). И некоторые СМИ попадали в эту ловушку.

Какие типовые ошибки можно обнаружить в журналистских материалах?

Рис. 4. Пример № 4

* ИГИЛ - международная террористическая организация, запрещенная на территории России решением Верховного Суда РФ от 29.12.2014 года.

Использование негативных клише.

Некоторые меры по противодействию угрозам могут вызывать дискуссии и критику в обществе, это естественный процесс. Такое обсуждение, выходя в пространство медиа, может радикализироваться в связи с негативной интерпретацией. Например, обозначение киберволонтеров, вовлеченных в очищение интернета от деструктивных явлений, как «доносчиков» и «Павликов Морозовых» может подорвать в обществе доверие к киберволонтерам и спровоцировать конфликты. Так общественно полезное дело может быть дискредитировано, а количество желающих заниматься этим может значительно поредеть (см. рисунок 5). Некорректная фактология.

Когда журналист начинает готовить материал по любой тематике, ему следует детально исследовать вопрос. Разумеется, никто не требует становиться первоклассным специалистов за короткое время.

Однако изменение последовательности событий, некорректная подача фактов,

неправильное описание даже структуры интернет-ресурсов, которое содержится в материале, может оттолкнуть от взаимодействия с такими журналистами специалистов по противодействию терроризму и экстремизму. На рисунке 6 указана некорректная информация о том, что именно на сайте НЦПТИ размещаются профилактические мероприятия, однако на самом деле такая информация публикуется на ресурсе «Интерактивная карта антитеррористической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации».

Какие рекомендации НЦПТИ дает журналистам?

Рекомендация № 1. Чаще пишите про интересные позитивные профилактические практики.

Такие практики могут реализовывать социально ориентированные НКО, национальные и религиозные общины, образовательные организации, а также органы власти в сфере образования, по делам молодежи и т. д.

/-\

В Дагестане объявлен конкурс на

о 4 760 просмотров о 1 дочитывание ■ 58 комментариев 1С октябри 201В в 16:51

Министерство печати и информации Республики Дагестан вместе с Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет объявили конкурс среди доносчиков на экстремистские материалы в социальных сетях. 06 этом сообщается на специально

Вопросы безопасности университетов обсуждали на Международном научном форуме «Каспий 2022: пути устойчивого развития». На пленарной дискуссии «Комплексная безопасность Каспийского макрорегиона» замминистра науки и высшего образования Елена Дружинина сообщила, что при Минобрнауки создана сеть координационных центров, которые распределены по всем округам страны.

Дружина добавила, что помимо самих центров еще работает сайт Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и в сети Интернет (НЦПТИ). Там можно найти актуальную информацию о мероприятиях, которые проводятся по этому вопросу. Также через личный кабинет вузы получают доступ к рекомендациям и исследованиям, посвященным данной теме, проводится обучение ректоров и преподавателей.

ч_/

Рис. 6. Пример № 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информацию о практиках можно найти, например, на Интерактивной карте антитеррористической деятельности в разделе «Мероприятия», на сайте Фонда президентских грантов (если практика реализована за счет гранта) и т. д.

Рекомендация № 2. Популяризируйте героев борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Узнавать о борьбе с деструктивными явлениями становится интереснее не когда читаешь сухие сводки о задержании очередного террориста/ экстремиста, а когда узнаешь о тех людях, которые вносят свой вклад в эту борьбу.

Таких героев много: военный или полицейский, одолевший преступника, в том числе ценой своей жизни; врач или спасатель, работающий в зоне контртеррористической операции; волонтер, на пределе своих сил оказывающий помощь; водитель такси, вывозящий на своей машине людей

из места теракта и не требующий за это ничего... Героев много, они вокруг нас. Пример — краткий рассказ о жизни и подвиге летчика Романа Филипова, героически погибшего при сражении с террористами в Сирии (см. рисунок 7).

-\

f'jMiH Ки*мп**««ч Очливд ргЛшн.н 1 !■ i t 1 ilJ-J над * i дрщгбтзн«*

LI ich н л срг^ксв эЛиигАгл»:нлг1РГг,н>м ui»c л/ № S"

ГТдо* икt/гы rVL-Hnifrt и Af'MiHiTÄKHH uwip t twciytf э Ьэ4ннй"р

Л И JuVГ0 у-НПНШ! Г+ГЧИНМ НМ*Н* ГЦМИ СОМТСКОГО С «ОМ А К. ifrMM I НА J ОД«Л#рМ№Лв11 I 4м П Я iL" бор HC Offlirfc КОГО учАчМО ИМЦИОН»

подогами niTKjfö сдали j нич-н Ii Г Чк&гс«*

ПОКИВ'Б Mf-WiTt«

Рекомендация № 3. Не бойтесь проконсультироваться с экспертом перед подготовкой материала.

Такая консультация позволит избежать фактологических, смысловых ошибок. Журналист подробнее изучит ситуацию и сможет оперативно работать с реакцией и комментариями своих читателей.

Создана целая база экспертов по противодействию терроризму и экстремизму, к которой можно обращаться на сайте Интерактивной карты антитеррористической деятельности (см. рисунок 8)

Рекомендация № 4. Всегда помните про юридические нюансы.

Рис. 8. Интерактивная карта антитеррористической деятельности

В своих материалах при упоминании террористической или экстремистской организации не забывайте указывать, что она запрещена на территории России судебным решением. То же самое советуем делать при упоминании материалов, внесенных по решению суда в Федеральный список экстремистских материалов (см. таблица 1).

Если пишем о террористической организации Террористическая организация, запрещена в России решением суда от... Украинский националистический батальон «Азов»* Террористическая организация, запрещена в России решением Верховного Суда РФ от 02.08.2022 года.

Если пишем об экстремистской организации Экстремистская организация, запрещена в России решением суда от. Международное религиозное объединение «Нурджулар»* *Экстремистская организация, запрещена решением Верховного Суда РФ от 10.04.2008 года.

Если упоминаем экстремистский материал Материал, признанный экстремистским решением суда от ... Информационный материал «Обращение Народного депутата СССР Ю. А. Слепнёва к гражданам Союза Советских Социалистических Республик»* *Материал признан экстремистским решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области РФ от 21.04.2022 года.

Таблица 1. Примеры оформления ссылок на упоминаемые в тексте террористические и экстремистские организации

Также советуем не увлекаться демонстрацией символики террористических и экстремистских организаций, фотографиями их лидеров, а также материалами с шок-контентом. Советуем в таких случаях делать упоминание о том, что материал предназначен для публики 18+.

Если в материалах используете нацистскую или фашистскую символику, то обязательно указываете следующую формулировку: «символика используется исключительно в научных/ просветительских/учебных целях и не несет признаков пропаганды идеологии нацизма и фашизма».

Рекомендация № 5. Предоставляйте свои ресурсы для позитивного контента.

Под позитивным контентом здесь понимаются профилактические материалы, социальная реклама, поднимающие острые социальные проблемы.

Созданием позитивного контента занимаются социальные НКО,

студенческие медиацентры, специализированные центры (например, НЦПТИ) и т. д.

Пример грамотно разработанной социальной рекламы — творчество молодежных коллективов со всей страны на Контент-фабрике «Параллели». С работами можно ознакомиться, воспользовавшись QR-кодом (см. рисунок 9).

Рис. 9. Контент-фабрика «Параллели»

Предложения по дополнению или корректировке рекомендаций можно направлять в адрес НЦПТИ по электронной почте info@ncpti.ru.

Карточки с рекомендациями по подготовке журналистских материалов антитеррористической и антиэкстремистской направленности

Для скачивания воспользуйтесь СЖ-кодом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.