Научная статья на тему 'Освещение благотворительной деятельности на современном российском телевидении'

Освещение благотворительной деятельности на современном российском телевидении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
260
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
журналистика / телевидение / благотворительность / файндрайзинг / journalism / television / charity / fundraising

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мичкаева Анастасия Сергеевна

В статье автор анализируют, как трансформировалась подача контента о благотворительности на телевидении, в каком виде сейчас существуют телевизионные проекты, посвящённые данной теме. Также рассматриваются основные подходы к освещению благотворительной деятельности на примерах проектов Первого канала и Пятого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освещение благотворительной деятельности на современном российском телевидении»

Word in science Special, 2022

Освещение благотворительной деятельности на современном российском телевидении

Мичкаева Анастасия Сергеевна

Студент

Российский государственный гуманитарный университет (Москва, Россия)

АННОТАЦИЯ

В статье автор анализируют, как трансформировалась подача контента о благотворительности на телевидении, в каком виде сейчас существуют телевизионные проекты, посвящённые данной теме. Также рассматриваются основные подходы к освещению благотворительной деятельности на примерах проектов Первого канала и Пятого.

Ключевые слова: журналистика, телевидение, благотворительность, файндрайзинг Keywords: journalism, television, charity, fundraising

СМИ оказывают большое влияние в развитие благотворительности в России. Они, в частности телевидение, информируют людей о существующих проблемах в обществе и возможности их решения, призывают осуществлять помощь окружающим, учат больше доверять благотворительным организациям, а также развеивают мифы о благотворительной деятельности. Для того, чтобы осветить проблему и собрать средства для её решения, привлекаются СМИ, соответственно, они помогают осуществлять свою деятельность благотворительным фондам.

Тема благотворительности на телевидении активно начала подниматься в годы перестройки. Потребность в сборе средств могла возникнуть в связи с произошедшими несчастными случаями, стихийными бедствиями, а также для оказания помощи сиротам, бездомным или конкретному человеку. Для освещения таких проблем телевизионные журналисты использовали репортажи, информационные сюжеты, то есть традиционные жанры, а в последствии - телемарафоны [2, с. 62].

Телемарафон - многочасовая телевизионная передача, проходившая в прямом эфире. Её цель - привлечь внимание аудитории к какой-либо проблеме и осуществить сбор средств для ее решения. К наиболее показательным примерам таких проектов можно отнести 24-часовые марафоны «Чернобыль» (Пятый канал), «Дети» (Центральное телевидение) и SOStradanie (НТВ). Рассмотрим суть телемарафонов на примере благотворительного марафона SOStradanie, организованном в 2004 году телеканалом «НТВ» и радиостанцией «Наше радио» в поддержку пострадавших от теракта в Беслане. В прямом эфире в ночь с 7 на 8 сентября выступали российские музыканты, а в перерывах между песнями - актёры, журналисты, телеведущие. Ведущие напоминали, куда и как можно перевести средства для помощи пострадавшим. Зрители могли оказать помощь, отправив сообщение с мобильного телефона. Так, благодаря телемарафону удалось собрать около полутора миллионов рублей.

В середине 1990-х гг. на телевидении начали освещать тему благотворительности с помощью

текстовых объявлений с просьбой оказания помощи больным детям. Впоследствии стали транслироваться нерегулярные сюжеты в выпусках новостей. В основном в них рассказывалось о детях, нуждающихся в помощи, реже - о взрослых людях, которые попали в беду [3, с. 153].

Наиболее доступный и простой способ сбора средств, например, на лечение людей или их реабилитацию - СМС-пожертвования. Чтобы осуществить помощь, достаточно отправить сообщение со своего мобильного телефона на указанный номер [4, С. 1-2]. Ярким примером применения СМС-благотворительности на телевидении является совместная акция помощи тяжелобольным детям Первого канала и «Русфонда», которая проводится с 2011 года. Канал транслирует сюжеты, рассказывающие о проблемах конкретного ребёнка в завершении новостных выпусков, а телезрителям дают возможность помочь ему. Принять участие в акции может каждый желающий, отправив с мобильного телефона СМС на короткий номер. Также в завершении новостных выпусков на телеканале НТВ транслируются сюжеты про тяжелобольных детей. Причём в них рассказываются истории пациентов разных фондов.

Стоит отметить, что тему благотворительности стали поднимать на телевидении и в интервью. Так, на Первом канале в рамках программы «Познер» вышло интервью с актрисой и учредителем благотворительного фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой и с учредителем благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нютой Федермессер.

Сейчас на телевидении можно встретить новые формы социальных программ, посвящённых теме благотворительности. К таким проектам можно отнести:

1. «Активная среда» (ОТР) - новостные выпуски, где рассказывается об актуальных событиях в области благотворительности, волонтёрской деятельности и деятельности общественных организаций.

2. «За дело!» (ОТР) - программа о том, как волонтеры, врачи, актёры, политические и социальные деятели, не способные оставаться равнодушным наблюдателями, стараются оказать свою помощь нуждающимся.

3. «Новогодние чудеса» (ТВ-3) - ежегодный благотворительный марафон в поддержку детей с пороком сердца, который проходит совместно с фондом «Детские сердца». В праздничные и выходные дни в эфире транслируются видеообращения звёзд популярных телепроектов к зрителям с призывом помочь собрать средства на операцию одного из пациентов фонда. Данная акция оказалась очень успешной, так как в 2019 году телезрители пожертвовали более 10 миллионов рублей на лечение ребёнка.

4. «Люди добрые» (Первый канал) - документальный фильм о деятельности благотворительных фондов во время пандемии, а также о неравнодушных людях, которые готовы оказать помощь нуждающимся.

Однако всё ещё наиболее популярными остаются телевизионные проекты, посвящённые благотворительности, в которых аудитория может поучаствовать благодаря СМС-сообщениям. Например, это акция «День добрых дел» на Пятом канале и проект «Всем миром 7375» на Первом канале.

«День добрых дел» - благотворительная акция, которая проходит на Пятом канале. Каждый четверг на протяжении целого дня, с самого утра до вечернего информационного выпуска «Известия», ведущие телеканала рассказывают зрителям о ребёнке, который срочно нуждается в помощи, а также транслируется видеосюжет о нём. Таким образом, Пятый канал в день проведения акции «День добрых дел» объединяет российское общество для сбора денежных средств тяжелобольному ребёнку.

Девиз акции «День добрых дел» - «Завтра будет поздно. Помогите сейчас!». В связи с тем, что главными героями сюжетов становятся дети с тяжёлыми заболеваниями, им необходимо оказать срочную помощь, так как завтра у них может и не быть. Данный девиз оказывает воздействие на эмоции телезрителей и подталкивает их оказать помощь. Таким образом, у аудитории не остаётся даже сомнений, чтобы пройти мимо чей-то проблемы.

Принять участи в данной акции может любой желающий, отправив СМС-сообщение на номер, указанный в сюжете, написав сумму, которую хочет пожертвовать, и она будет списана с баланса

телефона. Средства, пожертвованные телезрителями, будут отправлены на счёт фонда.

«Всем миром 7375» - проект Первого канала, посвящённый благотворительным организациям. В каждом сюжете рассказывается история пациентов одного из фондов. Телезрители могут пожертвовать средства на указанный номер, которые будут направлены в этот фонд. Таким образом, в следующих сюжетах будет осуществляться сбор средств другим благотворительным организациям и освещаться их деятельность.

Принять участие в проекте мог любой желающий, отправив на номер 7375 СМС-сообщение, где указана сумма, которую человек хочет пожертвовать. Также человек может не указывать сумму, а написать «ВСЕМ МИРОМ», тогда с баланса его телефона спишется фиксированная сумма в 75 рублей. После осуществления пожертвования он получает СМС-сообщение, в котором будет выражена благодарность за оказанную помощь. Также можно навести камеру своего мобильного телефона на QR-код.

Если телезрители собрали средств больше, чем было необходимо, то они отправляются на помощь людям с подобным диагнозом или в фонд, который специализируется на таких проблемах.

В случае с Первым и Пятым каналом можно увидеть, что благотворительные акции транслируются в таких наиболее рейтинговых программах телеканала, как в утренних информационно-развлекательных новостных выпусках и новостных выпусках. К таким программам относятся «Утро на 5» (Пятый канал), «Доброе утро» (Первый канал), «Известия» (Пятый канал) и «Вечерние новости» (Первый канал). Отличие благотворительных акций от передач, посвящённых теме благотворительности, состоит в том, что они не могут привлечь аудиторию телеканалу, но они на это и не рассчитаны. Данные программы используются для эффективного сбора средств, так как у них достаточно большая аудитория.

Раньше существовала тенденция демонстрировать видеоролики с излишней драматизацией, где, например, родители с ребёнком плачут и просят помощи у людей. Такое усиление негативной информации в качестве способа привлечения внимания аудитории за счёт эмоциональной реакции, вызванной той историей, которую телезритель увидел на экране, утрачивает прежнюю актуальность. Сегодня всё чаще в телевизионных программах или информационных сюжетах, рассказывающих о тех, кто нуждается в помощи, делается акцент на сохранении этими людьми оптимизма и веры в лучшее несмотря на трудности. Таким образом, герои благотворительных проектов, которые обычно воспринимаются «жертвами», сейчас выступают «героями». К таким «героям» относятся пожилые люди, инвалиды, люди с тяжёлыми заболеваниями, сироты. Трансляция проблем людей способствует объединению телезрителей на основе поиска совместного решения проблемы, а элементы героизации воодушевляют людей и показывают, что и в обыденной жизни совершаются подвиги [2, с. 64]. Данный способ показывает, что информация, посвящённая благотворительности, может не только вызывать у телезрителей эмоции грусти, но и вселять в людей воодушевление и веру в лучшее.

Такого принципа придерживаются в сюжетах благотворительной акции «День добрых дел», так как тяжелобольные дети представляются мужественными и выносливыми. Они стараются не плакать, а наоборот - верить только в лучшее несмотря на все трудности. Так, сюжет от 17.01.2019 посвящён Никите Волкову. Его диагноз - остеосаркома. В сюжете он описывается смелым и бесстрашным ребёнком. Например, корреспондент, представляя телезрителям мальчика, говорит: «Он мужественно переносит болезненные процедуры». При демонстрации того, как тяжело ребёнку ходить, корреспондент говорит: «Он уверенно идёт к своей главной цели. И пусть каждый шаг дается не просто ...» [8]. В сюжет 04.02.2021, посвящённом 17-летней Арине Рудневой, при описании лечения, которое ей назначили, в закадровом тексте говорится: «Арине назначили стандартную химиотерапию. Звучит обычно, но на практике её может вынести не каждый взрослый» [9]. Таким образом, девочка представляется таким человеком, который может быть сильнее даже взрослых.

Также в репортажах благотворительного проекта «Всем миром 7375» на Первом канале нуждающиеся в помощи тоже изображаются сильными людьми. Например, в репортаже от 26.08.2021 в программе «Время», посвящённому Фонду борьбы с лейкемией, одного из подопечных фонда описывают как человека, который «может объяснить, как поверить, что человек может всё» [5]. Репортаж от 07.07.2021 посвящён подопечным фонда «Живой». В самом начале телезрителям рассказали о Фёдоре Кудряшове, который получил тяжёлую черепно-мозговую травму. Однако здесь

большое внимание уделяется достижениям героя. Телезрителям показывают, как сейчас мужчина учится заново считать и говорить. Также демонстрируют, что жизнь героя сводится к трём вещам - поел, позанимался и поспал. Однако корреспондент отмечает: «Но за всем этим маленьким миром большие успехи человека, которому врачи не давали шансов даже на то, что он сможет снова вот так улыбаться» [6].

Вызвать определённые эмоции у аудитории, побуждающие к осуществлению благотворительности, можно благодаря использованию аудиовизуальных средств. Решение принимать участие в благотворительной акции зависит от эмоционального состояния, возникшего у телезрителя во время просмотра сюжета или программы. К аудиовизуальным средствам, влияющим на эмоции аудитории, можно отнести: показ больниц, медицинского оборудования, врачей, физических особенностей, ран или шрамов после операций, эмоций героя или его семьи (плач), трудностей в выполнении каких-либо задач. Так, в сюжете благотворительной акции «День добрых дел» от 17.01.2019 демонстрируют, как тяжело передвигается ребёнок под руку со своей мамой по больнице. Также показывают вблизи протез, с которым вынужден ходить мальчик. В сюжете демонстрируют крупным планом капельницы и медицинское оборудование. Больничные условия ассоциируются у телезрителей с переживаниями героя сюжета и его страданиями. В таком случае демонстрация подобных кадров подталкивает людей принять участие в акции. В сюжете от 04.02.2021 телезрителям демонстрируют шрам от операции, что оказывает воздействие на эмоции зрителей. Также используется крупный план, когда героиня рассказывает о своей болезни и начинает плакать. В сюжете демонстрируют фотографии с тех времён, когда она была здорова. После фотографий сразу нам показывают, как героиня выглядит сейчас. Таким образом, создаётся контраст в кадрах. Увидев фотографии из «прошлой» жизни, телезрители захотят вернуть героине её и поэтому примут участие в акции. Стоит отметить, что в сюжетах акции «День добрых дел» вообще не используется музыка.

В репортажах благотворительного проекта «Всем миром 7375» также неотъемлемой частью являются аудиовизуальные средства. Так, в репортаже от 26.08.2021 («Фонд борьбы с лейкемией») активно использовалась музыка. Например, когда одна из подопечных рассказывала о своих мечтах, звучала весёлая музыка, а когда о своих переживаниях - тревожная. Таким образом, музыка транслировала эмоции и чувства героини. Например, в репортаже от 29.06.2021 («Гольфстрим») используется крупный план ног героини, чтобы продемонстрирует её успехи в совершении определённых действий. Также на протяжении всего репортажа звучит спокойная музыка, однако, когда говорится о достижениях девочки, музыка усиливается. Это акцентирует внимание телезрителей на том, чего она уже смогла добиться в борьбе со своей болезнью.

Неотъемлемой частью телевизионных проектов, освещающих тему благотворительности, является демонстрация данных о необходимости помощи и способах её реализации. В проектах, посвящённых сбору средств, важно доказать аудитории, что человек нуждается в помощи, а также дать подробную инструкцию, как можно её осуществить. В сюжетах акции «День добрых дел» на Пятом канале этому уделяется большое внимание. Перед каждым сюжетом телеведущий напоминает о цели акции телезрителям и говорит о том, как можно помочь тяжелобольному ребёнку, а на экране появляется текст с инструкцией. Затем он объявляет для кого сегодня осуществляется сбор средств, а также говорит о том, какой у него диагноз, какая сумма ему необходима и почему необходима именно срочная помощь. Например, в сюжете от 17.01.2019 (Никита Волков) телеведущая говорит: «Чтобы сохранить мальчику ногу, нужен дорогостоящий эндопротез. Его цена один миллион шестьсот тысяч рублей» [8]. Такая точная информация способна вызвать доверие у аудитории.

В благотворительном проекте «Всем миром 7375» на Первом канале перед сюжетом телеведущий, как в акции «День добрых дел», даёт инструкцию, как осуществить пожертвование, и говорит о каком фонде сегодня пойдёт речь. При демонстрации подопечных фонда нам рассказывают подробно о том, когда у них появилась болезнь и на каком этапе лечения они находятся сейчас. Так, в репортаже от 26.08.2021 («Фонд борьбы с лейкемией») об одной из подопечных фонда в закадровом тексте говорится: «Прямо сейчас Татьяна готовится к пересадке костного мозга». Также телезрителям объясняют на что именно пойдут собранные средства. Например, корреспондент говорит: «Найти подходящего донора в российском регистре не удалось, а поиски в международном стоят почти два миллиона рублей» [5]. Такие данные вызывают у аудитории доверие, что влияет на решение принять участие в акции.

Неотъемлемой часть благотворительных проектов являются отчёты, так как они формируют доверие у аудитории. Важно в таких программах рассказать о тех, кому уже смогли помочь телезрители,

в течение какого времени были собраны средства, а также показать, как сейчас живут те, кто ещё недавно нуждался в срочной помощи. Это демонстрирует зрителям эффективность благотворительной деятельности. Благодаря отчётам аудитория может увидеть, что их денежные средства потрачены не впустую, а они действительно кому-то помогли спасти жизнь. Пятый канал уделяет этому большое внимание. Так, на сайте акции «День добрых дел» можно увидеть, скольким детям удалось собрать средства и сколько всего средств было собрано за всё время существования акции. Однако подробнее ознакомиться с распределением средств можно на официальном сайте фондов. Но в рамках акции «День добрых дел» также транслируются сюжеты об итогах сбора средств конкретному ребёнку. Телеведущая сначала напоминает, кому осуществлялся сбор, какая болезнь у ребёнка, а в конце она благодарит телезрителей и обозначает сумму, которую пожертвовала аудитория, и говорит: «Спасибо вам!».

Благотворительный проект «Всем миром 7375» на Первом канале также публикует репортажи об итогах сбора средств конкретному фонду. В таких репортажах делается акцент на том, что аудитория совершила очень важное дело, пожертвовав средства. Так, можно часто услышать такую фразу, как «благодаря вашей поддержке».

При анализе сюжетов акции «День добрых дел» и репортажей проекта «Всем миром 7375» можно увидеть, что сейчас существует тенденция описывать нуждающихся в помощи сильными людьми, которые каждый день борются со своей болезнью. Также уделяется особое внимание аудиовизуальным средствам, так как они влияют на эмоции телезрителей и подталкивают принять участие в акции. Демонстрация фактов, подтверждающих наличие проблемы у героя, и способах реализации помощи является необходимой частью телевизионных проектов, направленных на сбор средств, так как подобная информация вызывает доверие у аудитории. Отчётности также уделяется большое внимание в подобных проектах, потому что это демонстрирует аудитории, куда направились их деньги и на какие цели они будут потрачены.

Таким образом, благотворительность в России на сегодняшний день является очень значимой и важной деятельностью. Телевидение уделяет большое внимание данной теме, но самое главное -такие проекты вызывают большой отклик у аудитории. Сами люди с радостью жертвуют средства нуждающимся. Проекты, посвящённые благотворительности, позволяют быстрее собрать денежные средства, поэтому являются связующей нитью между больным и телеаудиторией. Несмотря на то, что такие программы, существуют достаточно продолжительное время на ТВ, они остаются востребованными до сих пор.

ИСТОЧНИКИ:

1. Программа «Время». Эфир от 26.08.2021. Телеканал «Первый канал», 1996-2022. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2021-08-26/412055-fond_borby_s_leykemiey_stal_ uchastnikom_proekta_pervogo_kanala_vsem_mirom_7375

2. Программа «Время». Эфир от 07.07.2021. Телеканал «Первый канал», 1996-2022. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2021-07-07/409431-fond_zhivoy_stal_uchastnikom_ unikalnogo_proekta_pervogo_kanala_vsem_mirom_7375

3. Программа «Доброе утро». Эфир от 29.06.2021. Телеканал «Первый канал», 1996-2022. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/vsem-mirom-7375/liza-smozhet-my-ey-pomozhem-vsem-mirom-dobroe-utro-fragment-vypuska-ot-29-06-2021

4. Программа «Известия». Эфир от 17.01.2019. Телерадиокомпания «Петербург», 1998-2022. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.5-tv.ru/news/236401/napatom-kanale-den-dobryh-del-dla-nikity-volkova/

5. Программа «Известия». Эфир от 04.02.2021. Телерадиокомпания «Петербург», 1998-2022. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.5-tv.ru/news/330290/napatom-kanale-akcia-den-dobryh-del-dla-aliny-rudnevoj/

ЛИТЕРАТУРА:

6. Бережная, М. А. Фандрайзинговая журналистика на ТВ: эстетические практики на грани профессиональных стандартов // Век информации. 2018. с. - 79

7. Бережная М. А. Эстетика героического в фандрайзинговом телепроекте // Челябинский гуманитарий. 2020. с. - 62

8. Войтик. Е. А. Благотворительность на российских телеэкранах: общие тенденции современности // Журналютыка - 2018. 2018. с. - 153

9. Крутова С. В. СМС-пожертвования как современный вид Российской благотворительности // Вопросы науки и образования. 2019. с. - 1-2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.