Научная статья на тему 'Осуществление земельной реформы в конце 1920 начале 1930-х гг. В Бурятии'

Осуществление земельной реформы в конце 1920 начале 1930-х гг. В Бурятии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
634
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЯ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / ОСЕДЛОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / КОЧЕВОЕ И ПОЛУКОЧЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / КУЛАЧЕСТВО / LAND / COLLECTIVE FARMS / LAND MANAGEMENT / SEDENTISM / RURAL POPULATION / NOMADIC AND SEMINOMADIC ECONOMY / RESETTLEMENT / KULAKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Будаева Татьяна Владимировна

В данной работе рассматриваются земельные отношения в республике, разные формы коллективных объединений, цели и задачи земельной реформы, оседание кочевых и полукочевых хозяйств Бурятии, вопросы переселения и землеустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectuation of the land reform in Buryatia in the end of 1920-1930s

Land relations in the republic and different forms of collective associations are discussed in the article. The aims and objectives of the land reform, sedentarization of nomadic and seminomadic population of Buryatia, as well as issues of resettlement and land planning are also in the focus of the study.

Текст научной работы на тему «Осуществление земельной реформы в конце 1920 начале 1930-х гг. В Бурятии»

37. ЦХСД МО. Ф. 22. On. 1. Д. 22. JL 158. Резолюция бюро Чукотского окружкома ВКП (б) «О ходе ликвидации неграмотности и малограмотности среди населения округа».

38. Очерки истории Чукотки с древнейших времен до наших дней / отв. ред. Н.Н. Диков. - Новосибирск: Наука, 1974. -С. 233.

39. История и культура чукчей: историко-этнографические очерки. - JL, 1987. - С. 221.

40. ЦХСД МО. Ф. 22. On. 1. Д. 241. Л. 7. Отчет о работе Амгуэмской красной яранги. 1941 г.

Доржеева Виктория Владимировна, кандидат ист. наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права Северо-Восточного государственного университета. E-mail [email protected]

Dorzheeva Victoria Vladimirovna, candidate of historical sciences, associate professor, head of the department of theory and history of state and law, North-Eastern State University. E-mail [email protected]

УДК 332:94 (571.54)

© T.B. Будаева

Осуществление земельной реформы в конце 1920-1930-х гг. в Бурятии

В данной работе рассматриваются земельные отношения в республике, разные формы коллективных объединений, цели и задачи земельной реформы, оседание кочевых и полукочевых хозяйств Бурятии, вопросы переселения и землеустройства.

Ключевые слова: земля, коллективные хозяйства, землеустройство, оседлость, сельское население, кочевое и полукочевое хозяйство, переселение, кулачество.

Т. V Budaeva

The effectuation of the land reform in Buryatia in the end of 1920-1930s

Land relations in the republic and different forms of collective associations are discussed in the article. The aims and objectives of the land reform, sedentarization of nomadic and seminomadic population of Buryatia, as well as issues of resettlement and land planning are also in the focus of the study.

Keywords: land, collective farms, land management, sedentism, rural population, nomadic and seminomadic economy, resettlement, kulaks.

Земельные отношения в Бурятии в 1920-е гг. по-прежнему оставались дореволюционными, несмотря на появившиеся еще в начале 1920-х гг., первые коллективные объединения. В республике были разные формы коллективных объединений. Самой популярной формой были коммуны. Обобществлению в них подвергалось почти все, исключение составляли лишь предметы личного потребления. Каждый, кто трудился в коммуне, получал по своим потребностям и нуждам, если оставались излишки продуктов, то они считались общественными, наемный труд исключался. В итоге такое распределение не стимулировало высокой производительности труда. Коммуны могли вести разного типа хозяйства, как зерновое, так и животноводческое, преимущественно туда входили батраки и бедняки. Оплата зависела от возраста и пола, например, мужчина трудоспособного возраста получал от 75 к. до 1 р. в месяц, взрослая женщина от 40 до 80 к., подросток от 25 до 50 к., у них также учитывался пол: юношам оплата была больше, чем девушкам, дети (ученики) получали оплату от 4 до 7 р. в месяц [3].

Характерной формой хозяйствования для республики были также товарищества по совместной обработке земли или общественной за-

пашке (ТОЗы). Члены ТОЗов работали на земельных участках, обобществлению в них подлежали только землепользование и труд при обработке земли, а средства производства оставались в личной собственности крестьянского двора, все хозяйство велось отдельно. Распределение доходов было по количеству затраченного труда каждым членом, а также учитывались орудия труда, представленные в товарищество для коллективного использования, распределение могло быть и по едокам. Товарищества по совместной обработке земли находились в основном в земледельческих районах, где занимались скотоводством, - это были товарищества по общественному улучшению скота (ТОУСы).

В сельскохозяйственной артели обобществлялись земля, сельскохозяйственные машины, если они имелись, семенные запасы, рабочий скот и хозяйственные постройки. Обобществлению не подлежали приусадебная земля, дом и хозяйственные постройки, мелкий скот и птица, инвентарь для работ на приусадебном участке. Примерный Устав сельскохозяйственной артели, опубликованный 2 марта 1930 г., закреплял принцип добровольности, уточнял правила обобществления и ведения коллективного хозяйства, условия сохранения личного подсобно-

го хозяйства членов артели и т.п. [9]

По числу коллективных хозяйств в Бурятии на первом месте был Верхнеудинский уезд, где насчитывалось 2 сельскохозяйственные коммуны, 20 трудовых сельхозартелей и 4 товарищества по совместной обработке земли. На втором месте стоял Аларский аймак, здесь было 9 сельскохозяйственных артелей, одно товарищество по совместной обработке земли. На третьем месте - Агинский аймак, три сельскохозяйственные артели. В целом по республике имелось 20 коммун, 37 артелей, 8 товариществ по совместной обработке земли [13].

В 1928-1929 гг. работы по сплошному землеустройству национальных районов страны начали проводиться в больших масштабах. В национальных республиках, таких как Бурятия, реформирование в области земельных отношений существенно отставало от центральных регионов страны, поскольку здесь имелись свои специфические черты, особенности, и это затрудняло проведение земельной реформы. Сплошное землеустройство должно было создать предпосылки для последующего перехода к коллективным формам ведения хозяйства.

Принятый первый пятилетний план носил название земельной реформы. Он включал в себя комплекс мероприятий по землеустройству в республике, а также существенно менял быт, хозяйство и образ жизни местного населения.

В начале 1930-х гг. сельскохозяйственная территория Бурятии составляла около 8 млн га, и всю ее необходимо было землеустроить. Все землеустроительные мероприятия должны были завершиться в течение пяти лет. Основными задачами земельной реформы в республике были: ликвидация дореволюционных земельных отношений как между отдельными группами населения различными по хозяйственному укладу, так и внутри земельных обществ; реорганизация территории с выделением максимального количества земель для совхозного строительства; создание предпосылок для реконструкции сельского хозяйства на более совершенной технической и социальной базе; оседание кочевого и полукочевого населения на базе обобществленного труда и средств производства; переселение населения внутри республики для сельскохозяйственного освоения территории [15].

Наряду с землеустройством самой территории целью земельной реформы было создать такие условия, которые обеспечивали бы переход кочевого и полукочевого хозяйства на оседлость. В условиях пастбищно-скотоводческого хозяйства кочевой и полукочевой быт обуслов-

ливался естественными (природными) факторами. Скотоводческое хозяйство часто страдало от засухи, особенно в степных районах, недостатка кормов и воды. Для решения этой задачи необходимо было изучить естественные условия районов кочевания, ареалы кочевого хозяйства, возможной мелиорации земель, изучение животноводческих районов и образа жизни бурятского населения (жилище, быт) [12]. Помимо перечисленных задач необходимо было выявить земли свободного государственного земельного фонда, отграничить земли государственного земельного имущества (ГЗИ).

При землеустройстве учитывался отвод земель для образования колонизационных и переселенческих фондов. Для этого в хозяйственный оборот вовлекались пустующие земли в необжитых и малообжитых районах. В перенаселенных районах, где имелось малоземелье, путем выселения из них избыточного населения на переселенческий фонд создавались более благоприятные условия для ведения хозяйства. Изначально планировалось при проведении земельной реформы переселить в республику население, проживающее в центральных регионах России, а для этого было необходимо провести землеустройство территории, поскольку без перемещения населения решить задачи, стоящие перед землеустройством, было невозможно.

Первое всероссийское совещание по переселенческому делу созвано в марте 1927 г., на нем обсуждался вопрос «О сплошном землеустройстве». По итогам совещания было принято решение о необходимости внутреннего и общесоюзного переселения, которое должно было облегчить организацию сплошного землеустройства в стране [14].

Следующей важной задачей пятилетки была заготовка колонизационного фонда. Считалось, что республика заселена довольно слабо и для устранения этого явления предполагалось земельные излишки изъять в колонизационный фонд (колфонд). Предлагалось в целях заселения свободных неосвоенных пространств, в т.ч. и в северных аймаках республики, провести заготовку земель колонизационного фонда. Заготовка колфонда в «обжитой полосе» производилась в результате работ по землеустройству населения, при этом коренному населению земли должны были оставлять по особым нормам, обеспечивающим рациональное ведение сельского хозяйства и все насущные потребности.

Земельные излишки, выявленные при землеустройстве местного населения, были в Бохан-ском аймаке - 125 532 га, в Еравнинском и Хо-

ринском аймаках - 119 229 га и 105 149 га соответственно. Земельные излишки в Эхирит-Булагатском, Аларском и Селенгинском аймаках уступали вышеперечисленным и вместе взятые составляли примерно чуть больше 170 тыс. га [1]. Излишки земли имелись и в других аймаках, так, в Аларском было отдано под совхозы около 80 тыс. га, в Эхирит-Булагатском, Хорин-ском, Еравнинском, Селенгинском аймаках по 62 тыс. га, 49 715, 331 081 и 90 тыс. га соответственно [2].

Постановлением ВЦИК и СНК Бурят-Монгольской АССР от 15 июня 1931 г. процесс изъятия кулацких земель резко активизировался. Например, в Мухоршибирском аймаке в 1931 г. изъято 210 887 га земли, из них: пашни - 55 тыс. га и сенокосов чуть более 50 тыс. га., прочих удобных земельных угодий - 95 594 га [7]. По Селенгинскому аймаку в 1931 г. было изъято пашенных и покосных угодий 2323, 45 га [8]. По Эхирит-Булагатскому аймаку в 1931 г. всего было передано в общий земельный фонд республики - 710,64 га. Всего в аймаке к началу 1930-х гг. насчитывалось 148 земельных обществ, изъятие земель было произведено в 62 обществах, кулацких хозяйств в аймаке было 223. К середине 1931 г. у них было изъято пашен и покосов -1334,35 га [10]. Уже в начале 1930-х гг. изъятые земли по республике составили более 90% предусмотренных планом. Такие земли в первую очередь передавались колхозам и сельскому населению, нуждающемуся в земле и др. Например, в Селенгинском аймаке изъятые земли -около 2 тыс. га - передано коллективным хозяйствам, около 100 тыс. га - государственным предприятиям и учреждениям, более 200 тыс. га

- беднейшему сельскому населению и около 37 тыс. га - малоземельным середнякам [11].

Одним из первых шагов землеустройства в республике явилось «Положение о сплошном и обязательном землеустройстве Бурят-Монгольской АССР» утвержденное постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 г. [16]. По «Положению о сплошном и обязательном землеустройстве Бурят-Монгольской АССР» сплошное межселенное землеустройство было основной целью. Внутриселенное землеустройство допускалось только по инициативе заинтересованного в нем населения.

Внутриселенному землеустройству в конце 1920-х гг. стало уделяться гораздо больше внимания, в целом по стране предполагалось выполнить на 70% работ от всей площади, тогда как межселенное землеустройство, которому в предыдущие годы придавалось большее значе-

ние, составило всего 30%. В 1927-1928 гг. на землеустроительные работы по Советскому Союзу было отпущено 39 700 р. [6]. В конце 1920-х гг. внутриселенное землеустройство увеличилось по сравнению с 1924 г. на 21,1%, а межселенное землеустройство понизилось на такое же количество.

При проведении землеустроительных работ ВЦИК и СНК РСФСР 28 августа 1928 г. утвердил следующие земельные нормы: в западной части республики полевых угодий (на одного едока) приходилось - в скотоводческо-земледельческих хозяйствах от 8 до 10 га, в земледельческо-скотоводческих - от 5 до 8 га, в промысловых - от 3,5 до 7 га; в восточной части

- в скотоводческих хозяйствах - от 14 до 25 га, в скотоводческо-земледельческих - от 9 до 14 га, в земледельческо-скотоводческих - от 5 до 9 га, а в промысловых районах была та же норма, что и в западной части [18].

Внутриселенным землеустройством предусматривалось: раздел селений на части и выдел земли частям селений; переход на широкие полосы и разбивка на севооборотные поля; содействие земельным объединениям или их отдельным членам переходу к коллективным формам землепользования, созданию наиболее благоприятных условий для поднятия производства сельского хозяйства; отвод или выдел земли колхозам; уничтожение или уменьшение даль-ноземья, узко и мелкополосицы. Мелкие и узкие полосы предлагалось свести в широкие удобные для обработки и доступные для сообщения, т.е. произвести комассацию полос и образовать товарищества (ТОЗы).

Государственные ассигнования для землеустроительных работ с 1928 по 1934 г. составили: на организацию территории - 1 млн 441 тыс. р., на мелиорацию - 450 тыс. р. и на кредитную помощь населению - около 800 тыс. р. [4]. Как видно, самые крупные суммы выделялись на землеустроительную организацию территорий. Первые три года пятилетки государственные ассигнования были значительно больше, чем в четвертый и пятый годы, это было связано с начальным этапом коллективизации. Например, 1928/29 гг. - первый год пятилетки. На организацию территории, мелиорацию и кредитную помощь населению было выделено всего 551 тыс. 90 р., а в последний год пятилетки -1932/33 гг. сумма составила 380 тыс. р. [5].

Основное внимание в плане Наркомата земледелия СССР о землеустроительных работах на 1929-1930 гг. уделялось переводу на оседлость кочевого и полукочевого населения, борьбе с

кулачеством и ноенатством, мелиорации, и самое главное - это землеустройству социалистического сектора. Переход хозяйств на оседлость проводился одновременно с созданием кооперативов и коллективных хозяйств, а также выделением под них земель; мероприятия по мелиорации заключались в реконструкции существовавших оросительных систем и сооружении новых, осушении заболоченной земельной площади, организации опытно-мелиоративных учреждений и пр. Организация животноводческих колхозов - овцеводческих, скотоводческих и коневодческих - более соответствовала природным условиям республики, благоприятствующим занятию животноводством. Районы, в которых намечалась организация таких колхозов: Еравнинский, Баунтовский, Эхирит-

Булагатский, Хоринский, Селенгинский, Агинский и др.

Таким образом, земельная реформа, которая планировалась как подготовительный этап

«сплошной коллективизации», на деле проходила одновременно с последней. Короткие временные сроки не дали возможность провести подготовительную работу с населением. Для столь крупного землеустройства не было создано базы, не хватало средств, несмотря на довольно внушительные государственные вливания; население колхозов было разбросано по мелким улусам, медленно возводились жилые дома и хозяйственные постройки для оседающего населения, не хватало квалифицированных кадров для организации устройства коллективных хозяйств.

К концу 1934 г. земельная реформа в Бурятии завершилась, было решено, что она выполнила поставленные перед ней задачи. Реформа повлияла не только на земельные отношения в республике, но и на образ жизни местного населения, ее последствием были как положительные, так и негативные результаты.

Литература

1. Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ). Ф. 248. On. 1. Д. 117, JI. 4.

2. Там же, JI. 42.

3. ГАРБ. Ф. р -248. On. 1. Д. 237. Л. 58.

4. ГАРБ. Ф. 248. Он. 1. Д. 344. Л. 21.

5. Там же.

6. ГАРБ. Ф 248, On. 1. Д. 602. Л. 12.

7. ГАРБ. Ф.248. Он. 1. Д. 602. Л. 12.

8. Там же.

9. ГАРБ. Ф. 248. On. 1. Д. 602. Л. 15.

10. Там же. Л. 17.

11. Там же.

12. ГАРБ. Ф. 248, Он. 1. Д. 819. Л. 13.

13. ГАРБ. Ф.248, On. 1. Д. 819. Л.172.

14. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.130. Оп. 16. Д. 15. Л. 26.

15. Земельная реформа в Бурятии. - Верхнеудинск, 1931. - С. 7.

16. Подсчитано по: ГАРБ. Ф. 281. On. 1. Д. 4а. Л. 168.

17. Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР 1917-1954 гг. - М., 1954. - С. 58.

Будаева Татьяна Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России БГСХА им. В.Р. Филиппова. 670034, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8.

Budaeva Tatyana Vladimirovna, candidate of historical sciences, associate professor, department of history of Russia, V.R.Filippov Buryat State Agricultural Academy. 670034, Ulan-Ude, Pushkin str., 8.

УДК 947 (571.5)

© Д.Ц. Будаева

Взаимодействие землепашенного и скотоводческого населения Байкальского региона

в ХУП-ХУШ вв.

В статье говорится об истории взаимообмена трудовыми навыками, об истоках межнациональной толерантности. Ключевые слова: адаптация к иной социокультурной среде, заимствование трудовых навыков, традиции ведения хозяйства, буряты, русские.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.