Научная статья на тему 'ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ САНИТАРНОГО НАДЗОРА КАК ФУНКЦИЯ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ'

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ САНИТАРНОГО НАДЗОРА КАК ФУНКЦИЯ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР / МЕДИКО-САНИТАРНЫЙ ОТДЕЛ / БОРЬБА С ЭПИДЕМИЯМИ / СОВЕТСКАЯ МИЛИЦИЯ / ВРАЧЕБНЫЕ КОЛЛЕГИИ / ОХРАНА НАРОДНОГО ЗДОРОВЬЯ / ПОДДЕРЖАНИЕ САНИТАРНОГО ПОРЯДКА / САНИТАРНО-ВРАЧЕБНАЯ СЛУЖБА ПРИ ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ МИЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исаков Владимир Маркович, Мельник Елена Владимировна

Рассматриваются история развития противоэпидемиологических мероприятий в советском государстве; становление системы здравоохранения РСФСР; функции милиции по борьбе с эпидемиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Исаков Владимир Маркович, Мельник Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF SANITARY SUPERVISION AS A FUNCTION OF THE SOVIET MILITIA

History of the development of anti-epidemiological measures in the Soviet state; formation of the health care system of the RSFSR; as well as the functions of the police to combat epidemics are considered.

Текст научной работы на тему «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ САНИТАРНОГО НАДЗОРА КАК ФУНКЦИЯ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ»

Научная статья УДК 351.74

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-127-133 NIION: 2003-0059-6/22-501 MOSURED: 77/27-003-2022-06-700

Осуществление санитарного надзора как функция советской милиции

Владимир Маркович Исаков1, Елена Владимировна Мельник2

1 Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Старотеряево, Россия, ivm45@mail.ru

2 Московский университет МВД имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, melnikev@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются история развития противоэпидемиологических мероприятий в советском государстве; становление системы здравоохранения РСФСР; функции милиции по борьбе с эпидемиями.

Ключевые слова: Наркомат здравоохранения РСФСР, медико-санитарный отдел, борьба с эпидемиями, советская милиция, врачебные коллегии, охрана народного здоровья, поддержание санитарного порядка, санитарно-вра-чебная служба при Главном управлении милиции

Для цитирования: Исаков В. М., Мельник Е. В. Осуществление санитарного надзора как функция советской милиции // Вестник Московского университета МВД России. 2022. №° 6. С. 127-133. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-127-133.

Original article

Implementation of sanitary supervision as a function of the Soviet militia

Vladimir M. Isakov1, Elena V.Melnik2

1 Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Staroteryaevo, Russia, ivm45@mail.ru

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, melnikev@mail.ru

Abstract. History of the development of anti-epidemiological measures in the Soviet state; formation of the health care system of the RSFSR; as well as the functions of the police to combat epidemics are considered.

Keywords: People's Commissariat of Health of the RSFSR, medical and sanitary department, fight against epidemics, Soviet militia, medical boards, protection of national health, maintenance of sanitary order, sanitary and medical service under the Main Police Department

For citation: Isakov V. M., Melnik E. V. Implementation of sanitary supervision as a function of the Soviet militia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(6):127-133. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-6-127-133.

Охрана народного здоровья являлась одним из важнейших направлений деятельности полиции Российской империи. События 1917 года, повлекшие за собой гибель империи и рождение Советского государства положили начала новому этапу развития как правоохранительной системы в целом, так и решению этого важного вопроса.

Советской власти с первых лет своего существования пришлось столкнуться с множеством серьезных проблем, среди которых наиболее значимыми были тяжелые последствия Первой мировой войны и начавшаяся Гражданская война. Крах государства привел к упадку и существовавшей системы здравоохранения. Для инфекций наступило раздолье, бороться с которыми было практически некому. Тяжёлое санитарное состояние красных и

© Исаков В. М., Мельник Е. В., 2022

белых войск тут же сказалась на гражданском населении и беженцах, с которыми военные контактировали. Наиболее распространенными видами заболеваний являлись разные виды тифа, холера, оспа, скарлатина, малярия, чахотка, дизентерии, чума и другие болезни. О различных риновирусах и гриппе вообще говорить не стоит. По приблизительным данным, от инфекционных болезней в годы Гражданской войны в России скончалось около 2 млн человек. Эта цифра если не достигает, то по меньшей мере приближается к численности убитых в боях (здесь оценки доходят до 2,5 млн) [21].

По мере укрепления своих позиций именно советской власти удалось добиться в короткие сроки ощутимых результатов. Лидер большевиков В. И. Ленин в

своих выступлениях неоднократно призывал «спасти трудящегося» в разоренной стране. Для этого он предлагал на государственном уровне начать централизованно решать эту задачу: создавать больницы и аптеки, формировать медицинские кадры, обеспечивать медикаментами и т. д. Задача эта решалась поэтапно.

Сначала 26 октября (8 ноября) 1917 г. при Военно-революционном комитете Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов был образован Медико-санитарный отдел. Его возглавил М. И. Барсуков, которому было поручено реорганизовать медико-санитарное дело в стране. Далее с ноября 1917 г. при местных Советах стали создаваться местные Медико-санитарные отделы, а при некоторых Народных комиссариатах — Врачебные коллегии.

2 (14) декабря 1917 г. последовало обращение Врачебных коллегий Народных комиссариатов внутренних дел, путей сообщения и государственного призрения к населению страны с воззванием «О борьбе с заболеваемостью, смертностью и антисанитарными условиями жизни широких масс населения», положившим начало строительству советского медицинского дела. Текст воззвания гласил, что «война, экономический развал и вызванные ими недоедание и истощение населения ставят перед Рабочим и Крестьянским Правительством вопрос о борьбе в государственном масштабе с заболеваемостью, смертностью и антисанитарными условиями жизни широких масс населения. Необходимо исчерпывающее санитарное законодательство по водоснабжению, рациональной канализации и санитарному надзору за торгово-промышленными заведениями, жилыми помещениями, по организации выборной от населения санитарной инспекции, по борьбе с заболеваемостью и смертностью...» [24, с. 64-65].

24 января (6 февраля) 1918 г. декретом Совета Народных Комиссаров был образован Совет Врачебных коллегий, на который возлагались функции «высшего медицинского органа Рабочего и Крестьянского правительства». Перед созданным Советом были поставлены задачи по развитию организации местных медико-санитарных отделов; реорганизации военной медицины; налаживанию санитарного дела в стране; решению вопроса о создании централизованного управления областью здравоохранения. Общее руководство этим Советом было оставлено за представителем НКВД РСФСР А. Н. Винокуровым.

Для решения этих вопросов в июне 1918 г. в Москве состоялся съезд Медико-санитарных отделов Советов, по решению которого 11 июля 1918 г. после многократного и обстоятельного обсуждения Совет Народных Комиссаров принял декрет «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения» — первого высшего государственного органа, объединившего под своим руководством все отрасли медико-санитарного дела страны. Неудивительно, что только что образованный высший орган по охране здоровья, прежде всего, свое внимание сосредоточил на самой насущной проблеме своего времени — борьбе с эпидемиями.

Первым заведующим санитарно-эпидемиологической

секцией созданного ведомства стал А. Н. Сысин1, внесший немалый вклад в развитие санитарного дела страны. Значимым было его выступление в октябре 1918 г. на Первом Всероссийском съезде бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей. Именно на нем впервые был поставлен вопрос об административной принадлежности фабрично-санитарного надзора. Кроме того, Алексей Николаевич принимал активное участие в разработке основных нормативных правовых актов по оздоровлению труда и быта трудящихся [26, с. 1-6].

Вопросам охраны народного здоровья был посвящен один из разделов второй программы РКП (б), принятой на VIII съезде партии, проходившем в марте 1919 г. где «оздоровление населенных мест (охрана почвы, воды и воздуха) были названы в числе первоочередных государственных задач. В декабре 1919 г. В. И. Ленин в своем выступлении на очередном Всероссийском съезде Советов назвал три важных проблемы текущего момента — война, голод и эпидемии. Известно его знаменитое высказывание: «.Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!» [22, с. 410].

Совет народных комиссаров, понимая важность проблемы за короткий срок выработал более сотни декретов, направленных на борьбу с эпидемиями и профилактику заболеваний2. Одним из важнейших документов среди прочих является Декрет «О санитарных органах республики» от 15 сентября 1922 г., определивший статус санитарно-эпидемиологической службы как сани-тарно-контрольного органа.

Окончание гражданской войны и курс на восстановление народного хозяйства поставил перед страной ряд новых задач, в том числе и в санитарной сфере. Перед Наркоматом здравоохранения РСФСР была поставлена задача разработки простейших оздоровительных санитарных мероприятий для общественных организаций, получивших название санитарного минимума. Это приобрело характер широкого общественного движения по внедрению санитарного минимума в жизнь, что способствовало эффективному решению стоящих перед страной задач.

К 30-ым гг. ситуация существенно улучшилась и санитарно-эпидемиологические учреждения охватили всю страну. Последующие правовые акты санитарного законодательства соответствовали этапам развития санитарной службы, расширению деятельности в области

1 Сысин А. Н. (1879-1956) — видный ученый-гигиенист, академик АМН СССР, доктор медицинских наук, профессор, автор свыше 250 научных работ. В июне 1918 г. на съезд Медико-санитарных отделов Советов выступал с докладом «Об организации борьбы с эпидемиями в условиях Советской республики».

2 К примеру: О мероприятиях по борьбе с сыпным тифом (28 января 1919 г.), о мерах борьбы с эпидемиями (10 апреля 1919 г.), об обяза-

тельном оспопрививании (10 апреля 1919 г.), о снабжении бактерио-

логических институтов и лабораторий необходимыми для их работы материалами и инвентарем (10 апреля 1919 г.), о санитарной охране

жилищ (18 июня 1919 г.), о борьбе с сыпным тифом на Восточном и Туркестанском фронтах (5 ноября 1919 г.), об обеспечении Красной Армии и гражданского населения мылом (30 декабря 1919 г.), о са-нитарно-пропускных пунктах на вокзалах г. Москвы (13 мая 1920 г.),

об обеспечении населения Республики банями (30 сентября 1920 г.) и многие другие.

санитарного надзора.

Первым народным комиссаром здравоохранения РСФСР был назначен Н. А. Семашко, его заместителем — З. П. Соловьев. Являясь первым заместителем народного комиссара здравоохранения РСФСР, Зиновий Петрович Соловьев, был заведующим медицинской частью и членом коллегии Народного комиссариата внутренних дел РСФСР, а также членом Совета Врачебных коллегий. Эта связь будет способствовать установлению тесных контактов между обозначенными ведомствами и выработке совместных решений.

В ноябре 1917 г. в структуре НКВД РСФСР был создан отдел управления медицинской части, просуществовавший до марта 1918 г., когда было осуществлено его преобразование в управление медицинской части. Приказом №7 от 10 апреля 1918 г. была образована коллегия из 8 человек под председательством З. П. Соловьева, осуществлявшая общее руководство управлением медицинской части. Летом 1918 года управление преобразовано в главное медицинское управление, послужившее в свою очередь основой для создания наркомата здравоохранения РСФСР в июле 1918 г. Ликвидация управления медицинской части НКВД и передача его дел в Наркомздрав продолжалась до сентября 1918 г. [23].

К рассматриваемой проблеме имеет отношение Центральная коллегия о пленных и беженцах (Центроплен-беж), которая в 1918 г. создавалась в составе Народного комиссариата по военным делам РСФСР, затем Декретом СНК РСФСР от 24 мая 1919 г. была передана в Народный комиссариат внутренних дел РСФСР. Постановлением коллегии НКВД РСФСР 26 февраля 1920 г. переименована в Центральное управление по эвакуации населения (Центрэвак). Структура ее состояла из отделов: административного, правового, беженцев, эвакуационного, культурно-просветительного, формирования и санитарного обслуживания, статистико-справочного, по обмену пленных и беженцев, помощи русским военнопленным за границей. Центрэвак стал организационным аппаратом по строительству «государственной жизни РСФСР, нарушенному империалистической войной». Одним из направлений его работы являлось санитарное обслуживание, а именно «разработка сети пунктов в связи с реорганизацией местных органов и пунктов Центрэвака. Установление правильных организационных взаимоотношений с НКЗдравом по вопросу о мед. санит. работе Центрэвака... Разработка и издание ряда руководящих приказов и циркуляров по мед. санитар. части органов Центрэвака (числом 18) касающихся как работы пунктов, так и борьбы с холерой и др. эпидемиями...[4, л. 17]. Текущая работа санитарного отдела Центрэвака заключалась в постоянном участии в Центральной эпидемиологической комиссии при НКЗ; организации борьбы с сыпным тифом и особенно с холерой; наблюдением за медико-санитарной стороной работы заграничных представительств Центрэвака [4, л. 18]. Работа этого учреждения отражена в архивных материалах ГАРФ Фонд № Р-3333, опись № 5. Документы этого фонда позволяют не только получить представление о деятельности Цен-трэвака, но и сделать вывод о его огромном вкладе в са-

нитарную область.

Из постановления СНК от 19 декабря 1921 г. «О мерах борьбы с сыпным и возвратным тифом» следует, что усилия в противодействии распространению эпидемии должны были приложить и объединить НКЮ, НКВД и ВЧК. Как следует из документа, они обязывались «приостановить передвижение арестованных., организовать ... мероприятия. к прекращению движения пассажиров. НКВД немедленно принять меры к открытию при вокзалах.специальных помещений для ожидающих пассажиров.» [5, л. 6 об].

Созданные по решению НКВД РСФСР органы милиции взяли на себя кроме обширного перечня задач, в том числе функции по охране народного здоровья, что будет сближать их в этом отношении с дореволюционной полиций.

12 октября 1918 г. была принята совместная инструкция НКВД и НКЮ, согласно которой милиция являлась исполнительным органом центральной власти на местах, состояла в непосредственном ведении местных Советов и одновременно действовала под общим руководством Народного комиссариата внутренних дел. Следует отметить, что термин «исполнительный» применительно к милиции истолковывался как «вспомогательный», «подсобный» орган, призванный содействовать другим государственным органам в осуществлении их задач. Отсюда и самый широкий и разнообразный перечень функций, возлагавшихся на милицию в первые годы советской власти [27].

Декрет (проект) СНК о Народной рабоче-крестьянской охране (Советской милиции), утвержденный коллегией Комиссариата внутренних дел (5 июня 1918 г.), определяя предметы ведения Народной рабоче-крестьянской охраны (Советской милиции) в Разделе IV ее, отметил среди прочих обязанностей санитарный надзор [1, с. 1-5]. Однако представленный проект не был утвержден. 21 августа этого же года Совнарком постановил переработать проект Комиссариату внутренних дел по соглашению с Комиссариатом юстиции и дополнить ее деятельностью советской милиции в борьбе против уголовных деяний, а также поддержанию санитарного порядка [2, с. 1]. Можно сказать, что после этого постановления и появился санитарный надзор, как функция советской милиции.

В инструкции «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской Милиции», датируемой октябрем 1918 г. к предмету ведения советской милиции п.6 относил «наблюдение за выполнением санитарных правил и мероприятий, предпринимаемых Народным Комиссариатом Здравоохранения и местными органами Советской власти» [24, с. 1031-1037].

Приказом №4 ГУСРКМ от 2 июля 1920 г. принято Положение о рабоче-крестьянской милиции, в соответствии с которым в состав РКМ вошли: городская и уездная милиция; промышленная (фабрично-заводская, лесная, горнопромышленная и т.д.; железнодорожная; водная (речная и морская); розыскная [6]. Создание различных видов милиции привело к тому, что каждой из них предписывалось в рамках определенной сферы осуществлять санитарные функции.

Так, в Положении о разграничении функций Наркомата путей сообщения, железнодорожного отдела Главного управления милиции и железнодорожной охраны в

1919 г. за милицией закреплялась функция: «3) следить за санитарным состоянием вокзалов, платформ и других станционных зданий, а также прилегающих к станциям путей, требовать .необходимой дезинфекции и строго следить за немедленной отправкой с вокзалов инфекционных больных» [7]. Приказом ГУСРКМ от 2 июля

1920 г. железнодорожной милиции предписывалось осуществлять: «8) надзор за санитарным состоянием путей, зданий и поездов.иметь дезинфекционные отряды. иметь на больших станциях санитарный журнал, где ВС и ФС ежедневно записывают санитарное состояние всех мест скопления пассажиров и путей и прочего. В случае обнаружения эпидемиологических заболеваний. журнал этот направляется соответствующим службам для устранения указанных дефектов» [8, л. 45-46, 49].

За водной (речной и морской) милицией приказом от 27 апреля 1920 г. в п. 111 закреплялось: «наблюдать за санитарным состоянием судов, декарбадеров, пристаней и т. д.» [9] Последующие с 113 по 118 пункты перечисляли конкретные меры по санитарной части.

Инструкция волостным милиционерам от 16 февраля 1920 г. также предписывала: «во время таких эпидемий, как холера, тиф и другие, если по признакам болезнь заразительна — немедленно доносить своему районному начальнику» [8, л. 23 об]. В подобной инструкции от 1925 г. п. 103 более развернуто уже предписывал волостному милиционеру «оказывать содействие санитарной инспекции при выполнении возложенных на нее законом обязанностей по санитарной охране воды, воздуха и почвы, жилищ, пищевых продуктов, при организации ею противоэпидемиологических мероприятий и борьбы с болезнями [10, л. 20].

Из информационной сводки о положении дел в губерниях и областях РСФСР от 31 июля 1922 г. говорилось, что в «Старо-Русском уезде свирепствует сибирская язва. К прекращению эпидемии ветеринарным отделом УЗО совместно с коммунальным отделом приняты соответствующие меры. Милиция оказывает содействие по мере возможности» [11].

Большое место в работе милиции занимало содействие санитарным органам. В частности, в январе 1920 г. в Тюменской губернии была создана чрезвычайная комиссия по борьбе с сыпным тифом, и органам милиции предписывалось исполнять ее указания [29]. В июле-августе 1921 г. ввиду обнаружения холерных заболеваний со смертельным исходом была образована аналогичная комиссия для борьбы с холерой, в неблагополучных местностях устанавливался карантин. Городская милиция должна была следить, чтобы на рынках, около бань и мельниц, в местах скопления народа не продавали зелень, квас и другие напитки, кроме тех, которые разрешены отделами народного здравоохранения. Нарушителей задерживали и доставляли в управления милиции [30].

Активными помощниками милиционеров, в том числе по санитарной части являлись дворники. 13 июля 1922 г. Наркомвнутрдел принял Положение о дворниках, кото-

рым было предписано «следить за санитарным состоянием владений. во время дежурства находится в полном подчинении местного отделения милиции» [12, л. 401].

Круг обязанностей органов милиции по оказанию содействия коммунальным отделам, комитетам труда, здравотделам в области соблюдения санитарных правил определил приказ Главмилиции РСФСР от 21 июня 1921 г. Как писала газета: «В селе милиционер — проводник советских декретов и постановлений исполкома, блюститель санитарии и благоустройства, он же — та ходячая энциклопедия, к которой обращаются с вопросами сельские труженики в затруднительных случаях.

Как бы мы ни определяли роль милиции в советском строительстве, но изучая сущность ея работы, мы с удивлением увидим, что милиционер по существу проводник в толщу населения всех культурных и организационных задач Советской власти: налоги, бюджет, дознание, санитария, благоустройство, агиткомпания, декреты, постановления, революционный порядок, сельское хозяйство, охрана лесов, охрана производства и т. д., нет ни одного органа, будь то Наркомпрод или ВСНХ, который бы не пользовался трудом милиции и проводником задач, которым не являлась бы милиция. По существу, милиционер является универсальным исполнителем тех тысяч деталей советского строительства, из которых складывается наш государственный аппарат. Эта работа требует значительной квалификации исполнителей, и под самое ее содержание должен быть подведен научный базис. Этот работник советского строительства должен быть вооружен всеми необходимыми знаниями» [28].

Для того, чтобы милиционера «вооружить знаниями» создавались многочисленные курсы и школы соответствующей подготовки. Приказом ГУСРКМ от 9 февраля 1920 г. по инспекторском отделу отмечалось, что «при устройстве занятий с милиционерами. рекомендуется программа занятий...», среди которых «4) Работа милиции в области санитарных мероприятий» [13, л. 18]. Продолжая в этом направлении, приказ ГУСРКМ по инспекторском отделу от 29 марта 1920 г. сообщал, что «При Главмилиции открывается Центральная школа по подготовке строевых инструкторов и инспекторов милиции. Предметы преподавания, следующие: .5) Общая гигиена, санитария и подача первой помощи до прибытия врача в различных случаях» [13, л. 23]. Для более успешного прохождения санграмоты, включенной в программу занятий учебных заведений, создавались «медсанбиблиотеки» [5, л. 24]. Их целью являлось просвещение в означенной сфере посредством организации книжных выставок в Домах Санитарного Просвещения, музеях, выставках по охране здоровья, передвижных выставках, санъячейках и т. п. [5, л. 24]. В одном из докладов о деятельности школ милиции за 1923-1924 гг. отмечалось, что «перед прохождением ГИГИЕНЫ курсантам были даны прочные сведения по анатомии и физиологии, которые дали им возможность усвоить хорошо курс» [14].

Программа занятий по гигиене школы подготовки младшего комсостава Уральской области 1925 г., например, содержала следующие темы для изучения: «6. Меры борьбы с заразными болезнями. Дизентерия. Дезинфек-

ция и прививка. ..13. Санитария в крупных населенных пунктах. Ассенизация. Канализация. Санитарное состояние домов, улиц, базаров. 14. Об органах санитарного надзора, и их задачах» [15].

В феврале 1922 г. было принято Положение о ликвидации санитарной безграмотности милиционеров. Причиной его появления стала вспышка эпидемий сыпного и возвратного тифа усугубляемого голодом, антисанитарным состоянием городов и сельских местностей. В Положении подчеркивалось, что милиция является «административным органом Здравоохранения по наблюдению за выполнением санитарных правил, за пунктами массового скопления граждан, а равно первая .должна располагать кадром санитарно-грамотных милиционеров» [21, л. 34 об]. В целях поднятия грамотности милиции предусматривалось:

• вхождение представителей управления милиции в состав членов совета народного просвещения и в санитарные комиссии при здравотделе и на местах;

• ознакомление чинов милиции с обязательными санитарными постановлениями и оказание содействия санитарным агентам в их работе по саннадзору;

• обязательное обучение санграмоте милиционеров в резервах по прилагаемой программе;

• ведение предметов санитарии и гигиены в обязательные программы обучения в школах милиционеров;

• возложение ответственности за просвещение милиционеров на санитарно-просветительские органы здравотделов и на политсекретариаты милиции;

• выпуск НКЗ специального учебника санитарной грамоты для милиционеров;

• издание для милиционеров НКЗ специальной памятки об оказании первой помощи в несчастных случаях;

• обеспечение милиционеров специальной литературой, плакатами, наглядными пособиями и лекционными занятиями;

• ведение обязательного обучения санграмоте по утвержденной программе, включающей в себя такие темы, как: «Советская власть и охрана народного здоровья. Основы советской медицины»; «Понятие о здоровье и болезни. Микроорганизмы, их распространение и внедрение в организм»; «Понятие о заразных болезнях и учение об иммунитете. Прививки»; «Социальная гигиена и болезни (туберклез, венерические заболевания, алкоголизм, борьба с ними)» и др. [22, л. 34 об-35].

Стоит отметить, что в договор, подписываемый гвардейцами Комитета охраны внутреннего порядка Невского района, также входило обучение по медико-санитарной части и оказания скорой помощи, а именно пункт 4: «Быть вежливым в обращении с товарищами и посторонними, и стремиться к собственному просвещению и просвещению своих более отсталых товарищей, для чего через каждые двое суток обязательное обучение не менее

трех часов на курсах, специально для сего устраиваемых по следующим предметам: военному искусству, лекции и рефераты по социальным наукам, курсы грамотности, по медико-санитарной части и оказания скорой помощи, и физическое развитие в спорте».

Кроме того, обязательным для сотрудников было прививание, дабы не являться разносчиками инфекции и подавать пример окружающим. Так, в одном из документов, Главное Управление советской милиции просит выдать одно кило денатурированного спирта для употребления при проведении прививок от оспы 250 сотрудникам управления и курсантам Уголовного розыска [3]. В приказе милиции республики № 216 от 6 июня 1922 г. говорится об обязательности противохолерной прививки в милиции и обязательном проведении агиткампании по ее проведению, которая должна заключаться в: «а) широком разъяснении необходимости прививки; б) организации ряда лекций, собеседований, митингов, и собраний на тему холерной эпидемии, сопровождая их наглядными пособиями.; в) распространении литературы, плакатов, лозунгов.» [12, л. 205]. Приказ Революционного военного совета Республики, Народного комиссариата здравоохранения и Народного комиссариата внутренних дел о врачебно-медицинском обслуживании работником милиции от 29 января 1921 г. закреплял порядок осуществления санитарного надзора, оказания лечебной помощи и снабжения санитарным имуществом органов милиции [16].

12 октября 1921 года, приказом начальника Главного управления милиции НКВД РСФСР от 12 октября 1921 г. № 314 и № 316 в составе губернских и крупных городских управлений милиции были организованы «приемные покои» для оказания медицинской помощи личному составу, проведения санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий. В приказе говорилось, что «хорошо поставленное дело здравоохранения милиционеров полагать необходимым условием правильной организации милиции». Кроме того, «в целях улучшения положения Приемных покоев» требовалось ежемесячно представлять отчеты об их деятельности в Управление милиции республики с указанием движения больных милиционеров и арестованных [12, л. 399].

Интересен отчет о санитарном состоянии управления Ярославской губмилиции, сделанный в апреле 1922 г. врачом Крыловым. Из документа следует, что до 10 января 1922 г. при яргубмилиции собственного медико-санитарного отдела не было, поскольку не было медперсонала. Но ситуация была исправлена созданием амбулатории и премного покоя, аптеки. «За отчетное время: 1. Организованы ежемесячные телесные осмотры милиционеров и производятся осмотры вновь поступивших; 2. Заведена ежемесячная медицинская отчетность о движении больных и о расходе медикаментов и медиму-щества. 3. Заведены периодические санитарные наблюдения за общежитиями, артдомами и арестованными. 4. Произведена частичная дезинфекция артдомов, из которых один был закрыт из-за неподходящего в санитарном отношении помещения.6. Составлена санитарная комиссия, которая произвела осмотр помещений управ-

ления, общежития милиционеров и артдомов. [17, л. 33].

Телеграмма начальнику Доно-Кубанской областной водной милиции города Ростов на Дону, предписывает на месте организовать санитарную часть [17, л. 38]. Врач Иванов в своем рапорт начальнику Доно-Кубанской об-лводмилиции в дополнение к обоснованию необходимости создания самостоятельной санчасти упоминает о наличии в тот момент «холерной эпидемии» [28, л. 42]. Организация санитарных частей получила повсеместное развитие [17, л. 42-49].

Из многочисленных документов следует, что существовали серьезные трудности в обеспечении создаваемых санитарных частей медперсоналом, оборудованием и медикаментами. Но государство делало все возможное для их преодоления.

23 октября 1924 г. в губернские и областные здравотделы был направлен приказ «О взаимной работе административных отделов губисполкомов и органов здравоохранения в проведении санитарных мероприятий среди работников милиции и уголовного розыска»». Причиной этого стало выяснение реального положения дел на местах, а именно «санитарное обслуживание милиции до сих пор не везде поставлено удовлетворительно, и к этому вопросу не проявлено надлежащего внимания, как со стороны органов здравоохранения, так и начальников милиции» [10, л. 364]. В документе подчеркивалось, что «санитарная грамотность и полученные в результате этого санитарные навыки имеют существенное значение в деле оздоровления населения..» [10, л. 364]. Ситуацию требовалось в кратчайшие сроки исправить.

На практике также имели место многочисленные случаи привлечения к работе больных милиционеров — «некоторые начгубмилиции мобилизуют для несения милицейских обязанностей больных милиционеров, несмотря на заявления больных ., что сильно дезорганизует намечаемые мобилизационные планы» [18].

Для руководства и оказания помощи местным органам правопорядка в организации медицинского обслуживания, в 1923 году, приказом начальника милиции Республики было утверждено Положение о санитарно-врачебной службе при Главном управлении милиции [19]. Именно под ее руководством, для сотрудников милиции была обеспечена организация амбулаторной и стационарной помощи, профессионального отбора, проведение противоэпидемических мероприятий, а также укрепление материально-технической базы, открытие лечебных учреждений санаториев и домов отдыха.

В 1926 г. был сделан доклад НКВД «О состоянии и работе рабоче-крестьянской милиции», в котором подчеркивалась чрезвычайная загруженность милиции, и ставился вопрос об ее освобождении от несвойственных ей функций и их передаче, соответствующим ведомствам [20]. Во исполнение постановления СНК РСФСР от 3 апреля 1926 г. (протокол заседания № 21) об освобождении милиции от несвойственных ей обязанностей частично функции были переданы соответствующим ведомствам.

С середины 20-х гг. был взят курс на активное привлечение общества к деятельности советской милиции. В течение 1926-1927 гг. усилиями милиции были созда-

ны общества содействия органам милиции (Осодмил) по охране общественного порядка. В дальнейшем в 1932 г. Осодмил был реорганизован в бригады содействия милиции (Бригадмил). Помощники милиции оказывали большую помощь в борьбе с хулиганством и пьянством. Их также привлекали к борьбе с антисанитарией, регулированию уличного движения и к наблюдению за благоустройством.

И, несмотря на произошедшее ранее освобождение милиции от несвойственных ей функций, санитарный надзор за ней все же был оставлен. Так, Постановлением Совета Народных Комиссаров о Рабоче-крестьянской милиции 25 мая 1931 г., разделившей милицию на общую и ведомственную, за первой, согласно Разделу III данного Постановления, закреплялось: «г) наблюдение за санитарным состоянием домов и дворов» [25].

Подводя итог сказанному, следует отметить, что советская милиция в первое время своего существования проходила сложный путь становления, была перегружена многочисленными обязанностями, среди которых присутствовал санитарный надзор. Последнее свидетельствует о некой преемственности этой функции по отношению к дореволюционной полиции и показывает необходимость ее осуществления в условиях нового времени. Общими усилиями обществу и государству удалось справиться с остро стоящими вопросами сохранения народного здоровья. Большую роль в этом сыграла советская милиция.

Список источников

1. Вестник Комиссариата внутренних дел. М., 1918. № 17 (4 июля).

2. Вестник Комиссариата внутренних дел. М., 1918. № 23 (20 октября).

3. ГАРФ. Ф. 393. Оп.6. Д. 105. Ч. 1. Л. 72, Л. 75.

4. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 26. Д.42. Л.17.

5. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 37. Д. 19.

6. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 23. Д. 26. Л. 46.

7. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 23. Д. 24. Л. 2.

8. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 23. Д. 8 (1).

9. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 23. Д. 9. Л. 60.

10. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 50. Д. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 37. Д. 1. Л. 9.

12. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 37. Д. 13.

13. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 23. Д. 7 (1).

14. ГАРФ. Оп. 51. Д. 12. Л. 14.

15. ГАРФ. Оп. 51. Д. 13. Л. 32.

16. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 31. Д. 18. Л. 47-47 об.

17. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 23. Д. 17.

18. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 31. Д. 26. Л. 184.

19. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 42. Д. 6. Л. 113.

20. ГАРФ. Ф. 374. Оп. 6. Д. 367. Л. 107-138.

21. Из списка потерь РККА [51 тыс. погибших, изд. 1926 г.]. Источник: elib.shpl.ru.

22. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М. : Политиздат, 1996. Т. 39.

23. Скоркин К. В. Структура НКВД РСФСР 1917-1930. Справочник. М., 2011.

24. Собрание узаконений и распоряжений прави-

тельства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942.

25. Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР, № 33, 31.05.1931.

26. Сысин А. Н. Санитарные органы и санитарное законодательство республики за 1917-1927 гг. Гигиена и эпидемиология. 1927; (8).

27. Фирсов И. Ф. О некоторых функциях органов милиции в первые годы советской власти // Политика, государство и право. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/08/1826 (дата обращения: 25.01.2022).

25. Трудовой набат. 1923. 15 августа. № 183 (1350).

29. ТФ ГАТО. Ф. 273. Оп. 3. Ед.х. 3. Л. 21.

30. ТФ ГАТО. Ф. 317. Оп. 3. Ед.х. 5. Л. 50.

References

1. Bulletin of the Commissariat of Internal Affairs. Moscow, 1918. № 17 (July 4).

2. Bulletin of the Commissariat of Internal Affairs. Moscow, 1918. № 23 (October 20).

3. GARF. F. 393. Op.6. D. 105. Ch. 1. L. 72, L. 75.

4. GARF. F. 393. Op. 26. D.42. L.17.

5. GARF. F. 393. Op. 37. D. 19.

6. GARF. F. 393. Op. 23. D. 26. L. 46.

7. GARF. F. 393. Op. 23. D. 24. L. 2.

8. GARF. F. 393. Op. 23. D. 8 (1).

9. GARF. F. 393. Op. 23. D. 9. L. 60.

10. GARF. F. 393. Op. 50. D. 5.

11. GARF. F. 393. Op. 37. D. 1. L. 9.

12. GARF. F. 393. Op. 37. D. 13.

13. GARF. F. 393. Op. 23. D. 7 (1).

14. GARF. Op. 51. d. 12. L. 14.

15. GARF. Op. 51. d. 13. L. 32.

16. GARF. F. 393. Op. 31. D. 18. L. 47-47 ob.

17. GARF. F. 393. Op. 23. d. 17.

18. GARF. F. 393. Op. 31. D. 26. L. 184.

19. GARF. F. 393. Op. 42. D. 6. L. 113.

20. GARF. F. 374. Op. 6. D. 367. L. 107-138.

21. From the list of losses of the Red Army [51 thousand the dead, ed. 1926]. Source: elib.shpl.ru.

22. Lenin V. I. Complete works. 5th ed. M. : Politizdat, 1996. Vol. 39.

23. Skorkin K. V. The structure of the NKVD of the RSFSR 1917-1930. Handbook. M., 2011.

24. Collection of legalizations and orders of the government for 1917-1918. Administration of Affairs of the USSR Council of People's Commissars. M., 1942.

25. Collection of laws and orders of the Workers' and Peasants' Government of the USSR, No. 33, 31.05.1931.

26. Sysin A. N. Sanitary authorities and sanitary legislation of the Republic for 1917-1927. Hygiene and epidemiology. 1927; (8).

27. Firsov I. F. On some functions of the police in the first years of Soviet power // Politics, State and law. 2014. № 8 [Electronic resource]. URL: https://politika.snauka. ru/2014/08/1826 (accessed: 25.01.2022).

28. Labor alarm. 1923. August 15th. № 183 (1350).

29. TF GATO. F. 273. Op. 3. Ed.x. 3. L. 21.

30. TF GATO. F. 317. Op. 3. Ed.x. 5. L. 50.

Информация об авторах

В. М. Исаков — старший научный сотрудник научно-исследовательского и редакционно-издательского отделения Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор;

Е. В. Мельник — доцент кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

V. M. Isakov — Senior Researcher of the Research and Editorial and Publishing Department of the Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor;

E. V. Melnik — Associate Professor of the Department of History of State and Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.05.2022; одобрена после рецензирования 18.07.2022; принята к публикации 12.09.2022.

The article was submitted 30.05.2022; approved after reviewing 18.07.2022; accepted for publication 12.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.