Научная статья на тему 'ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК'

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК Текст научной статьи по специальности «Право»

626
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
общественный порядок / обеспечение охраны общественного порядка и безопасности / права и свободы граждан / предупреждение и профилактика правонарушений / public order / ensuring the protection of public order and security / the rights and freedoms of citizens / the prevention and prevention of offenses

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорахон Ахмедова

На основе изучения норм национального законодательства, мнений ученых проведен анализ норм Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, регулирующих содержание административных правонарушений, посягающих на общественный порядок. На основе проведенных исследований будут сформулированы научно обоснованные предложения и рекомендации, направленные на совершенствование данного направления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сорахон Ахмедова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PREVENTION AND SUPPRESSION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES THAT INFRINGE ON PUBLIC ORDER

In the article on the study of the norms of national legislation, the opinions of domestic and foreign scientists, the analysis of the norms of the Code of the Republic of Uzbekistan on Administrative Responsibility, regulating the content of administrative offenses that infringe on public order, will be carried out. Based on the conducted research, scientifically based proposals and recommendations aimed at improving this area will be formulated

Текст научной работы на тему «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК»

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК

Сорахон Ахмедова

Доктор юридических наук, профессор, Академия Министерства внутренних дел

akhmedova@inbox. uz

АННОТАЦИЯ

На основе изучения норм национального законодательства, мнений ученых проведен анализ норм Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, регулирующих содержание административных правонарушений, посягающих на общественный порядок.

На основе проведенных исследований будут сформулированы научно обоснованные предложения и рекомендации, направленные на совершенствование данного направления.

Ключевые слова: общественный порядок, обеспечение охраны общественного порядка и безопасности, права и свободы граждан, предупреждение и профилактика правонарушений.

IMPLEMENTATION OF PREVENTION AND SUPPRESSION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES THAT INFRINGE ON PUBLIC ORDER

Sorakhon Akhmedova

Doctor of Law, Professor, Academy of the Ministry of Internal Affairs

akhmedova@inbox.uz

ABSTRACT

In the article on the study of the norms of national legislation, the opinions of domestic and foreign scientists, the analysis of the norms of the Code of the Republic of Uzbekistan on Administrative Responsibility, regulating the content of administrative offenses that infringe on public order, will be carried out.

Based on the conducted research, scientifically based proposals and recommendations aimed at improving this area will be formulated.

Keywords: public order, ensuring the protection of public order and security, the rights and freedoms of citizens, the prevention and prevention of offenses.

ВВЕДЕНИЕ

За годы независимости в стране создана целостная правовая система по защите прав, свобод и законных интересов граждан, охране общественного порядка, обеспечению безопасности личности, общества и государства, предупреждению и профилактике правонарушений, особая роль в которой отводится органам внутренних дел[1], по коренному совершенствованию системы которой в стране проведена значительная работа.

В соответствии со Стратегией действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в период 2017-2021 годах одним из приоритетных направлений является совершенствование системы противодействия преступности и профилактики правонарушений [2].

МЕТОДОЛОГИЯ

Так, одной из обязанностей органов внутренних дел является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. В этот направлении органы внутренних дел обеспечивают безопасность граждан в общественных местах, в том числе на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, а также при проведении массовых мероприятий [3 ].

Вместе с тем, на органы внутренних дел возлагается задача по надежному осуществлению обеспечения охраны общественного порядка, прав и законных интересов граждан от преступных и иных антиобщественных действий, быстрого и полного их раскрытия, выявление и всемерное содействия устранению причин и условий, способствующих совершению данных противоправных действий.

Как показывает практика, большинство административных правонарушений в сфере общественного порядка совершается на улицах или других общественных местах. В связи с этим, во все времена охрана общественного порядка и общественной безопасности оставалась и продолжает оставаться наиболее важной задачей органов внутренних дел Республики Узбекистан.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Как отметил глава государства «...необходимость правильной организации работы по обеспечению порядка и дисциплины, уважения законов,

спокойствия населения, прежде всего начиная с махаллей. В результате принятых в этом направлении мер в прошлом году в более чем 4,5 тысячи махаллях не было зафиксировано ни одного преступления. Вместе с тем на заседании указано, что многие руководители не работают на низовом уровне, не выявляют и не решают своевременно проблемы, из-за чего в некоторых махаллях выросла преступность» [4].

Так, в соответствии Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности глава XV «Административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок» содержит правонарушения, посягающие на общественный порядок, такие как мелкое хулиганство (ст.183 КоАО); незаконный оборот пиротехниеских изделий (ст. 1851 КоАО); ношение холодного оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве холодного оружия (ст.185 КоАО); незаконный оборот предметов, оборот которых в качестве гражданского и служебного оружия запрещен на территории Республики Узбекистан (ст.185 КоАО); употребление алкогольной и табачной продукции в общественных местах (ст.187 КоАО) и др. всего данная глава содержит двадцать одну административно-правовую норму [5].

В связи с этим, большой объем работы по их профилактике, предупреждению и пресечению административных правонарушений посягающих на общественный порядок осуществляются подразделениями органов внутренних дел и Национальной гвардии Республики Узбекистан.

Одной из главных задач, возложенных на подразделения органов внутренних дел является обеспечение общественного порядка и безопасности в общественных местах, населенных пунктах силами патрульно-постовой службы, нарядами дорожно-патрульной службой, подразделениями безопасности дорожного движения, инспекторами по профилактике правонарушений, а также обеспечения взаимодействия в этой деятельности с другими подразделениями органов внутренних дел.

В соответствии со статьей 7 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности государственные органы, органы самоуправления граждан, общественные объединения разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на:

- предупреждение административных правонарушений;

- выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению;

- на воспитание граждан в духе сознательности, дисциплины;

- соблюдения Конституции и законов Республики Узбекистан.

Анализируя вышеуказанную норму, сотрудники органов внутренних дел

осуществляя охрану общественного порядка и безопасности в общественных местах требует от личного состава своевременных действий, направленных на предотвращения вредных последствий, нередко связанных с риском для жизни и здоровья людей, нанесением морального и материального ущерба.

Определяя сущность осуществления обеспечения общественной безопасности можно охарактеризовать как состояние защищенности жизненно важных интересов, безопасности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить реализацию прав человека, достойное качество жизни граждан, развития духовных ценностей общества, социальную и общественную стабильность.

Необходимо заметить, что общественный порядок является важным элементом правовой основы жизнедеятельности граждан. Он включает в себя систему общественных отношений, которая возникает и развивается в процессе общения ее участников преимущественно в общественных местах и регулируется правовыми и иными социальными нормами, соблюдение которых обеспечивает личную и общественную безопасность людей, обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни[6, С.67].

Как показывает статистика, большая часть административных правонарушений, совершаемых в общественных местах, прямо или косвенно посягает на общественный порядок, личную безопасность граждан. Так, по мнению зарубежных ученых, под общественным порядком следует рассматривать как взаимосвязанную совокупность (систему) общественных отношений, установление которых обеспечивает поддержание ритмичности и слаженности наиболее значимых процессов общественной жизни, обстановки спокойствия, благоприятных внешних условий для трудовой деятельности, быта, отдыха людей, а также соблюдение требований общественной нравственности, уважения чести и достоинства личности[7, С.392]. По мнению Готовцева А.В. если общественный порядок это обеспечение безопасности людей, то общественная безопасность это сохранность имущества, нормальная работа источников повышенной опасности, представляющих угрозу для человека и общества. Отсюда следует вывод, что общественная безопасность несколько шире общественного порядка[8, С.374].

ВЫВОДЫ

Таким образом, осуществление предупреждения и ресечения административных правонарушений, посягающих на бщественный порядок одна из главных задач правоохранительных органов. Именно обеспечение общественного порядка оказывает непосредственное влияние на стабильность общественных отношений. Действия сотрудников органов внутренних дел при осуществлении обеспечения безопасности общественного порядка, прежде всего, носят профилактический характер.

Охрана общественного порядка и обеспечения безопасности является основополагающей потребностью общества и общественным благом, которое производит государство. Именно государство организует работу по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечивает общественный порядок и безопасность. На уровне повседневной жизни безопасность в общественных местах, порядок на лицах и возможность быстро и без риска решить проблему нарушения правопорядка путем обращения к сотрудникам органов внутренних дел - определяют доверие к государству, создает предпосылки гармоничного развития общества.

Так, обеспечения охраны общественного порядка и безопасности необходимо проводить профилактические меры, с возможными нарушителями, так как охрана общественного порядка состоит в поддержании безопасной среды, прежде всего, за счет быстрого реагирования и предотвращения правонарушений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5005 от 10 апреля 2017 г. «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - Т., 2017. - № 15. - Ст. 243.

2. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 год №УП-4947

3. Закон Республики Узбекистан «Об органах внутренних дел» от 16 сентября 2016 года

4. Критически проанализирована деятельность органов внутренних дел \\ Президент Шавкат Мирзиёев 12 февраля 2021 года принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.

5. Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности Т., 2019 год

6. Пивоваров А.С. Дискуссионные подходы к определению понятия «Общественный порядок» Российская юстиция М., 2015, №3

7. Серегин А.В.Административная ответственность за нарушения общественного порядка: Учебное пособие М., 2015, С.392

8. Готовцев А.В. Организационно- правовые вопросы взаимодействия полиции и внутренних войск в охране общественного порядка. Учебное пособие. М., 2013, С.374

REFERENCES

1. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan No. UP-5005 dated April 10, 2017 "On measures to radically increase the efficiency of the internal affairs bodies, strengthen their responsibility for ensuring public order, reliable protection of the rights, freedoms and legitimate interests of citizens" // Collected Legislation Republic of Uzbekistan. - T., 2017. - No. 15. - Art. 243.

2. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "On the Strategy of Actions for the Further Development of the Republic of Uzbekistan" dated February 7, 2017 No.UP-4947

3. Law of the Republic of Uzbekistan "On Internal Affairs Bodies" dated September 16, 2016

4. 4. The activity of the internal affairs bodies was critically analyzed \\ President Shavkat Mirziyoyev took part in an expanded meeting of the collegium of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Uzbekistan on February 12, 2021.

5. Code of the Republic of Uzbekistan on administrative responsibility T., 2019

6. Pivovarov A.S. Discussion approaches to the definition of the concept of "Public order" Russian Justice M., 2015, No. 3

7. Seregin A.V. Administrative responsibility for violations of public order: Textbook M., 2015, p. 392

8. A. Gotovtsev. Organizational and legal issues of interaction between the police and internal troops in the protection of public order. Tutorial. M., 2013, p. 374

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.