осуществление правосудия арбитражными судами в российской федерации
Соловьев Андрей Александрович, доктор юридических наук, судья, председатель судебного состава Арбитражного суда Московской области.
Филиппов Юрий Михайлович, кандидат исторических наук, помощник судьи Арбитражного суда Московской области.
Аннотация. Статья посвящена ключевым вопросам организации и функционирования системы арбитражных судов в Российской Федерации. Авторы освещают историю возникновение и становления арбитражных судов, останавливаются на ключевых вопросах их функционирования, характеризуют систему и структуру арбитражных судов, определяют их место в российской судебной системе, анализируют такие интересные процессуальные и организационные новеллы как «электронное правосудие» и система упрощенного судопроизводства.
Ключевые слова: правосудие, арбитражный суд, судебная система, экономические споры, деловой оборот, «электронной правосудие», упрощенное судопроизводство.
Арбитражные суды в Российской Федерации действуют в соответствии со статьей 127 Конституции, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 года «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и частью 3 статьи 4 федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации».
Согласно статьям 4 и 5 названного закона арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции. Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в этих сферах.
Арбитражные суды - примета новой правовой действительности, зарождение которой в России связано с принятием Конституции 1993 года, формированием новой системы органов государственной власти и кодификации нового корпуса российского права. Историческим прототипом арбитражных судов являются существовавшие до Октябрьской Революции 1917 года коммерческие суды, разрешавшие споры по торговым делам, договорам и обязательствам.
За последние годы Россия сделала уверенный шаг в рыночную экономику, восприняла сложные механизма бизнеса, связанные с финансовыми
рынками, корпоративными отношениями, процедурами несостоятельности (банкротства). Ответом на вызовы времени стало создание на рубеже 1990х годов системы специализированных арбитражных судов, которые при этом имеют прочную историческую основу.
В Советский период, несмотря на отсутствие частной собственности и свободного рынка товаров и услуг, действовали квазисудебные (paralegal) органы, разрешавшие имущественные споры между организациями и учреждениями. С 1922 года существовал ведомственный арбитраж (арбитражные комиссии), а в 1933 году был учрежден государственный арбитраж, созданный для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями для укрепления договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета. Хотя в СССР государственный арбитраж был не судебным, а административным органом, он просуществовал почти 60 лет, до октября 1991 года, и сыграл значимую роль в деле разрешения имущественных споров и развития делового оборота1.
Новая страница открылась 4 июля 1991 года, когда был принят Закон «Об арбитражном суде». Именно с этого момента в России появился арбитражный суд как элемент именно судебной власти - независимой, отделенной от исполнительной и законодательной властей, осуществляющей свои полномочия в соответствии с Конституцией и федеральными законами.
Арбитражные суды в России осуществляют правосудие путем разрешения дел, отнесенных к их компетенции Конституцией, законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. Общим критерием для отнесения спора как подведомственного арбитражному суду является генетическая связь спорного правоотношения с предпринимательской или иной экономической деятельностью. Исходя из этого, рассмотрение споров арбитражными судами в России обоснованно называют экономическим или коммерческим правосудием.
Арбитражные суды в Российской Федерации являются только федеральными, что отвечает замыслу законодателя при их создании - формировать и защищать единое экономическое пространство на всей территории страны.
Организационно арбитражные суды действуют на четырех уровнях.
Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции. Общее число арбитражных судов первого уровня в настоящее время - 81.
Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды, которые осуществляют проверку в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется статьей 33.1 закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов окру-
1 Подробнее см.: <http://www.asmo.arbitr.ru/about/about>.
гов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в статье 24 названного закона.
В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются исключительно с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области, а также постановлений Девятого и Десятого арбитражных апелляционных судов.
Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС). В соответствии со статьей 127 Конституции он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом.
Таким образом, основным направлением деятельности ВАС является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и подготовки соответствующих разъяснений Пленумом или Президиумом ВАС.
Следует также отметить, что выступая 21 июня 2013 года на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, президент В.В. Путин высказал предложение об объединении Верховного Суда, являющегося высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, а также возглавляющего систему этих судов, и Высшего Арбитражного Суда. По словам президента, объединение судов позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием, как граждан, так и организаций, а также с органами государственной власти и местного самоуправления1.
Вместе с тем, даже в случае создания в Российской Федерации единого Верховного Суда, какого-либо существенного реформирования системы арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций не планируется.
Поскольку в России действует унифицированная система назначения судей, судьями арбитражных судов могут стать граждане, соответствующие установленным в законодательстве требованиям, получившие одобрение специальных квалификационных коллегий, состоящих из судей и представителей юридического сообщества. Статус судьи носит пожизненный характер, исполнять обязанность судьи арбитражного суда гражданин может до 70 лет, после чего судья пребывает в почетной отставке с сохранением звания судьи, иммунитета и содержания.
Должности председателей и заместителей председателей арбитражных судов всех четырех уровней, осуществляющих организационные и ру-
1 См.: <http://www.itar-tass.com/c188/781215.html>.
ководящие функции, предполагают назначение на них судей сроком на 6 лет с правом повторного назначения на такой же срок. Назначение судей арбитражных судов осуществляется президентом страны по рекомендации соответствующей квалификационной коллегии судей. Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.
Обычно арбитражные суды действуют в составе президиума арбитражного суда, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Президиумы арбитражных судов по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы обобщения судебной практики.
Арбитражные суды в России активно применяют системы «электронного правосудия» (e-justice). Уже сегодня практически любое заявление или иск в арбитражный суд могут быть поданы в электронной форме через сеть Интернет, это же касается и дополнительных документов.
В основе идеи «электронного правосудия» лежат принципы гласности и равноправия всех участников арбитражного процесса. Реализация этих принципов в масштабе страны подразумевает, в том числе, возможность для участников процесса получать в открытом доступе информацию о ходе рассмотрения дел и копии всех принятых по ним судебных актах, обмениваться с судом процессуальными документами, принимать участие в судебных заседаниях посредством использования систем видеоконференцсвязи.
Система «электронного правосудия» состоит из двух основных блоков.
Первый - это защищенная сеть видеоконференцсвязи, связывающая все арбитражные суды Российской Федерации и имеющая прямой выход в Интернет через общедоступные каналы трансляции потокового видео, такие, например, как популярные видеохостинги.
В случае если участником арбитражного судопроизводства является лицо, зарегистрированное в другом регионе, или, например, у суда возникает необходимость допросить свидетеля, связаться со специалистом, экспертом, то организуется телемост между залом судебного заседания и арбитражным судом в том регионе России, в котором находится лицо, участие которого необходимо. Важно отметить, что участвующие в сеансе видеоконференцсвязи лица являются в арбитражный суд по месту своего нахождения, и их участие в судебном заседании по видеоконференцсвязи предваряется проверкой их полномочий судьей в том регионе, откуда они выходят на связь. Таким образом, гарантируется проверка правоспособности лиц, участвующих в судебном заседании удаленно, разъяснение им прав и обязанностей в том же объеме, что и при непосредственной явке в суд.
Очевидно, что широкое внедрение видеоконференцсвязи позволит значительно снизить издержки участников арбитражного процесса, а также сроки рассмотрения дел арбитражными судами.
Еще одним измерением системы видеоконференцсвязи является воз-
можность объединения в этом режиме судей различных судов из разных регионов для обсуждения вопросов судебной практики, проведения рабочих совещаний.
Вторым блоком системы «электронного правосудия» является группа порталов ВАС в сети Интернет, обеспечивающих доступ любого лица в любой части света к актуальной информации о работе арбитражных судов. Ключевой принцип деятельности порталов - обеспечение транспарентности правосудия, как в плане процедуры, так и в аспекте получения доступа к судебным актам по существу рассматриваемых споров.
Доступ ко всем порталам осуществляется свободно и бесплатно через главный портал арбитражной системы России - http://www.arbitr.ru. Любое лицо, имеющее доступ к сети Интернет, в том числе, с мобильных устройств, может ознакомиться с картотекой арбитражных дел (http://kad. arbitr.ru), банком решений арбитражных судов (http://ras.arbitr.ru) и найти все дела с участием определенных лиц, рассматриваемые в арбитражных судах всех инстанций, установить их процессуальное состояние, а также мгновенно получить доступ ко всем судебным актам, принятым по делу, поскольку все судебные акты арбитражных судов, за исключением дел, рассматриваемых в закрытом режиме, подлежат обязательному опубликованию в интернете.
Важно отметить, что полученный посредством указанных вышеуказанных серверов электронный документ в формате pdf является официальной электронной копией судебного акта и может быть представлен в любой арбитражный суд. Таким образом, у участников арбитражного судопроизводства нет необходимости запрашивать копии необходимых им судебных актов из разных судов и заверять их.
Верифицируемость судебных актов, полученных таким способом, обеспечивается наличием специального цифрового кода, по которому они могут быть в любое время найдены на портале арбитражных судов и сверены с представленными там оригиналами.
Учитывая то обстоятельство, что судьи арбитражных судов при создании судебных актов не только изготавливают их в бумажном виде, но и подписывают электронные версии судебных актов при помощи электронно-цифровой подписи, следующим этапом в развитии данного блока системы «электронного правосудия» станет развитие полноценного электронного документооборота с участием судов и участников арбитражного процесса.
Первым шагом на этом пути стало внедрение в 2012 году системы «Мой арбитр», позволяющей передавать документы в арбитражный суд в электронном виде и получать от суда любые документы. Любое лицо после прохождения процедуры регистрации на портале системы http:// my.arbitr.ru получает доступ к «личному кабинету», через который документы в отсканированном виде могут направляться непосредственно в суд.
В течение нескольких минут документы буду доставлены на сервер системы, автоматически зарегистрированы, отражены в Картотеке арбитражных дел в карточке соответствующего дела и станут доступными для судьи.
Безусловно, на стадии судебного разбирательства суд исследует не только представленные ему электронные копии, но и подлинники документов.
Следующим шагом в развитии системы станет тотальное сканирование всех входящих документов в арбитражных судах всех инстанций. Таким образом, наряду с физически существующим на бумаге судебным делом будет автоматически создаваться «электронное судебное дело», что позволит не тратить время на пересылку дел между судами, подбор дел в архиве - судья при необходимости сможет пролистать нужное ему дело прямо на служебном компьютере.
Следует также отметить, что система «электронного правосудия» позволяет эффективно и экономично извещать участников судебного процесса о дате, времени и месте судебных заседаний. Уже сейчас на порталах ВАС действует система рассылок по электронной почте, доступны для скачивания приложения для мобильных устройств, поддерживающие уведомления PUSH о новых событиях и документах.
Широкое внедрение информационных технологий в практику работы арбитражных судов имеет еще одно измерение: внедрение информационных технологий в правосудие открывает широкие возможности для автоматизации судебной статистики и раннего обнаружения случаев судебной волокиты и иных процессуальных нарушений. В условиях, когда каждый судья арбитражного суда в России обязан в определенные сроки обеспечить наличие на серверах системы процессуальных документов и актуальной информации о делах, повышается ответственность судейского корпуса и аппарата арбитражных судов, поддерживается надлежащий уровень исполнительской дисциплины.
Введение в 2012 году кардинально обновленной системы упрощенного судопроизводства позволило рассматривать дела, связанные с незначительными суммами требований, без участия сторон при условии предоставления последним доступа ко всем материалам дела через специальный защищенный сайт в сети Интернет. При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства участники процесса получают по почте всего одно определение, содержащее код доступа к материалам дела в ранее упомянутой системе «Мой арбитр». Фактически стороны видят перед собой то же «электронное судебное дело», что и судья на рабочем компьютере. Следовательно, у них отсутствует необходимость являться в арбитражный суд, знакомиться с материалами дела и снимать с них копии. В упрощенном производстве судебное заседание не проводится - решение выносится судьей на основании представленных сторонами в электронной форме материалов.
При этом у судьи всегда остается возможность вынести определение о переходе к рассмотрению дела по общей процедуре - в порядке гражданского или административного судопроизводства, с вызовом сторон и проведением судебного заседания.
Еще одним существенным новшеством в работе арбитражной системы России стало последовательное внедрение принципа транспарентности в ежедневную работу судов. Ряд поправок, внесенных в Арбитражный процессуальный кодекс, ввел обязательное аудиопротоколирование судебных заседаний, предусмотрел право сторон беспрепятственно использовать средства звукозаписи в процессах, упростили доступ в зал судебного за-
седания. Следует отметить, что в данном случае принцип открытости судопроизводства в арбитражных судах не противоречит принципу сохранения коммерческой тайны. Добросовестные стороны, передающие свой коммерческий спор на разрешение арбитражного суда, не опасаются огласки, поскольку уверены в том, что действуют в соответствии с законом и обычаями делового оборота. При этом действующее российское законодательство предусматривает возможность альтернативного урегулирования споров, в том числе через третейские суды и процедуры медиации. Такие механизмы могут быть применены теми участниками гражданского оборота, которые заинтересованы в сохранении максимальной конфиденциальности.
Открытость процедуры в государственном арбитраже в полной мере соответствует публично-правовому характеру арбитражного суда как института государственной власти.
Сегодня экономическая жизнь в России, поддержание стабильного хозяйственного оборота и развитие международного делового сотрудничества были бы невозможны без эффективного функционирования арбитражных судов. Растущее ежегодно число дел, рассматриваемых этими судами, свидетельствует о том, что граждане и организации, в том числе не являющиеся резидентами России, все больше доверяют арбитражным судам в деле разрешения широкого круга экономических споров.
Библиографический список:
1. Историческая справка // Арбитражный суд Московской области. URL: <http://www.asmo.arbitr.ru/ аЬо^/аЬо^>.
2. Садчиков А. Объединение судов: российскую Фемиду ждет «перезагрузка» // ИТАР ТАСС. URL: <http://www.itar-tass.com/c188/781215.html>.