Научная статья на тему 'Осуществление и защита прав человека в информационной среде и цифровизация закупок'

Осуществление и защита прав человека в информационной среде и цифровизация закупок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЗАКУПОК / ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дёгтев Геннадий Валентинович

В работе показано, что информационное обеспечение является ключевым направлением обеспечения прав человека в сфере информационной безопасности. Показано, что данные права прямо следуют из международных соглашений, при этом Россия приняла на себя обязательства по обеспечению технических гарантий информационной безопасности в сети Интернет. При этом необходимость соответствия действующего законодательства данным положениям является весьма актуальной в современных условиях все большего развития технологической парадигма интернета вещей. В работе исследуется вопрос того, насколько разработчики программного обеспечения учитывают необходимость обеспечения информационной безопасности, в том числе в части предоставления технических гарантий. Исследование позиций российских и зарубежных ученых, а также позиции Конституционного Суда России указывает на то, что публичные интересы оправдывают ряд ограничений в сфере свобод прав в том случае, когда данные ограничение адекватны социально нужному результату и не являются чрезмерны, необходимы и чётко обусловлены интересами общества. В том числе, исследован вопрос соответствии данной системы государственных закупок, обеспечение которых является весьма значимым как для развития свободного предпринимательства и эффективного расходования бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дёгтев Геннадий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осуществление и защита прав человека в информационной среде и цифровизация закупок»

Осуществление и защита прав человека в информационной среде и цифровизация закупок

Дёгтев Геннадий Валентинович

доктор юридических наук, заведующий кафедрой управления государственными и муниципальными закупками МГУУ Правительства Москвы, ugmzmag@yandex.ru

В работе показано, что информационное обеспечение является ключевым направлением обеспечения прав человека в сфере информационной безопасности. Показано, что данные права прямо следуют из международных соглашений, при этом Россия приняла на себя обязательства по обеспечению технических гарантий информационной безопасности в сети Интернет. При этом необходимость соответствия действующего законодательства данным положениям является весьма актуальной в современных условиях все большего развития технологической парадигма интернета вещей. В работе исследуется вопрос того, насколько разработчики программного обеспечения учитывают необходимость обеспечения информационной безопасности, в том числе в части предоставления технических гарантий. Исследование позиций российских и зарубежных ученых, а также позиции Конституционного Суда России указывает на то, что публичные интересы оправдывают ряд ограничений в сфере свобод прав в том случае, когда данные ограничение адекватны социально нужному результату и не являются чрезмерны, необходимы и чётко обусловлены интересами общества. В том числе, исследован вопрос соответствии данной системы государственных закупок, обеспечение которых является весьма значимым как для развития свободного предпринимательства и эффективного расходования бюджетных средств.

Ключевые слова: права человека, информационная среда, цифровая экономика, цифровизация закупок, цифровая безопасность.

Осуществление и защита прав человека в информационной среде и цифровизация закупок -одна из актуальных научных задач, требующая своего теоретического и практического решения. Цифровая безопасность в условиях внедрения цифровой экономики является одним из аспектов защиты прав человека в информационной среде.

В правовом секторе Российской Федерации информационная безопасность, как правило, относится как к средствам, так и к видам деятельности, основной задачей которой является «создание и поддержание условий, когда невозможно нанести ущерб зависящим от передаваемых данных каким-либо свойствам или подсистемам систем безопасности» [6, с 18]. За обеспечение информационной безопасности отвечают государственные образования, общество в целом и граждане страны, которые отвечают за защищённость интересов на общегосударственном уровне, общества в целом и индивидов в области информации.

Главной ценностью и задачей безопасности в области информации является обеспечения защиты прав индивида в сфере информационного обеспечения. Информационная безопасность является одним из важнейших базовых параметров прав индивида в информационной системе. Основными гарантиями правого обеспечения населения можно назвать систему способов, условий и средств, на основании которых создаются единые возможности защиты и охраны прав населения.

Информационная безопасность, с позиции прав населения, напрямую связана со всеми гарантиями прав человека. Все гарантии по защите и осуществлении прав населения в реальном пространстве актуальны в вопросе прав населения в цифровой области. Тем не менее, условия по защите прав индивида в реальном мире и цифровом пространстве имеют ряд различий. В цифровом пространстве права индивидов напрямую зависят от информационной безопасности (для цифровой среды характерны технические гарантии прав индивидов, которые базируются на технических нормах и средствах).

Различные технические средства, с одной точки зрения, применяются пользователями для личной защиты, к примеру программные возможности,

X 2

00

0

сч

W

01

отвечающие за анонимность или конфиденциальность коммуникаций. Так же, технические разработки применяют государственные образования и посредники коммуникационного взаимодействия для более полной и эффективной защиты прав индивида в системе обмена информацией.

К техническим средствам можно отнести информационные и коммуникационные сети, которые дают возможность пользователям подключаться к глобальной сети. 14 июля 2014 г. Совет по правам человека принял постановление № А/НРС/РЕБ/26/13 «Поощрение, защита и осуществление прав человека в Интернете». Технические гарантии прав индивида значительно отличаются от традиционных для российских исследователей технических и организационных гарантий. Основное отличие данных гарантий заключается в том, что они являются не видом деятельности, которая напрямую зависит от технических средств, а непосредственно техническими нормами и средствами, на основании которых они создаются и применяются. Вместе с техническими нормами, которые содержатся в регламентах и стандартах, растёт число технических норм, относящихся к правовому полю, которые ряд исследователей, в том числе Исаков В.Б., относят к сфере технико-юриспруденции. Данные юридические и технические нормы устанавливаются нормативными правовыми актами. Основными направлениями данной сферы являются:

• технические возможности для фильтрации или блокирования данных в Интернете;

• требования к системам защиты данных;

• требования к уровню шифрования при лицензировании разработки, производства и внедрения программного обеспечения;

• требования к созданию средств технического обеспечения;

• требования к способам применения программного обеспечения.

Информационная безопасность в цифровом пространстве повышает влияние таких гарантий прав индивида, которые относятся к техническому обеспечению прав индивида и вариантов защиты этих прав. К примеру, к ним можно отнести средства и программное обеспечение, которое работает без передачи личной информации. К таким средствам можно отнести систему GPS, которая даёт возможность без распространения конфиденциальных данных, передавать данные о координатах пользователя за счёт закрытого протокола РНСР.

Увеличение обязанностей для создателей технического обеспечения и повышение уровня их ответственности, вместе с развитием Интернета вещей (физические объекты, имеющие внедрённые системы связи, взаимодействия и определения окружающего пространства), становится всё более актуальной. Большинство крупнейших разработчиков программного и технического обеспечения добровольно приняли принципы неприкосновенности частной жизни на базе проектных решений. Тем не менее, добровольный характер данной концепции благодаря проектных решениям

имеет ряд недостатков из-за того, что лежащие в её фундаменте принципы имеют недостаточную структурированность и не дают возможность чётко определить, соблюдает разработчик эти принципы или нет. Такие крупнейшие компании, как Facebook и Google, которые заявляли о том, что неприкосновенность прав обеспечивается ещё при разработке их программных продуктов, были неоднократно замечены в нарушении данных принципов.

Физическими объектами по обеспечению прав в информационном поле являются технические средства, которые подключены к глобальной сети. Разработчики этих устройств допускают ряд ошибок на этапе разработки защиты программного и технического обеспечения, что в последствии приводит к нарушениям прав индивида. Нарушением может быть как получение информации о личности без какого-либо согласия пользователя, так и использование технических возможностей индивида для совершения противоправных действий в глобальной сети.

В иностранной и российской правовой литературе есть множество подходов по решению проблемы защиты прав в информационном пространстве, которые предполагают, одновременно с обеспечением технических гарантий прав индивида при создании и применении программного и технического обеспечения, правовые гарантии, связанные с открытостью в вопросе данных о личности, которые применяются техническими средствами, согласием индивида на участие в обработке персональных данных и минимизации требуемых данных.

Технические гарантии прав индивида являются важной составляющие обеспечения безопасности в информационном поле. Так же, возрастает влияние правовых гарантий прав индивида. В настоящее время, прослеживается тенденция признание постулатов неприкосновенности частной жизни на базе проектных решений как в наднациональном, так и в национальном правовом поле как части правовой системы.

Без понимания и соблюдения фундаментальных принципов обеспечения безопасности в информационном поле нельзя говорить о гарантиях прав индивида. Правовые гарантии, в первую очередь, направлены на определение порядка использования программного и технического обеспечения пользователями, контролем за его соблюдением и ответственности за нарушение данного порядка. Технические и программные средства могут являться гарантией прав человека исключительно при наличии правовых гарантий, являющихся механизмами защиты в правовом поле от их нелицензированного и некорректного применения. Правовые гарантии обеспечиваются со стороны государства благодаря обеспечения государством безопасности общества. Правовая база является фундаментом обеспечения безопасности в информационном пространстве государства и выражается в форме судебной, исполнительной и законодательной деятельности государства.

Обеспечение безопасности в правовом поле является одной из задач, для выполнения которой используется ограничения прав индивида. В зарубежной правовой литературе отмечается, что принципы правового государства не сводятся к защите индивида от притязаний со стороны государства, а имеет двойную направленность - одновременно обеспечивать и ограничивать. В первую очередь, акцентирование идёт на защиту информации, логичных ограничений на сбор информации, эффективных способов хранения информации и её точность. Конституционный Суд России указывает, что публичные интересы оправдывают ряд ограничений в сфере свобод прав в том случае, когда данные ограничение адекватны социально нужному результату и не являются чрезмерны, необходимы и чётко обусловлены интересами общества. Исключительная рационализации работы государственных органов не является дос-

таточным основанием для ограничения свобод и прав. Данные ограничения определяют границу и меру свободы индивида в современном обществе, в первую очередь, в информационном плане. Так же, они затрагивают информационную безопасность, так как безопасность и свобода выражаются в правах индивида. Ограничения прав индивида для обеспечения безопасности в информационной сфере, в первую очередь, устанавливают баланс между публичными интересами и интересами индивида в сфере информации.

Во многом данный аспект проблемы нашел свое отражение в сфере закупок - цифровизация закупок столичного мегаполиса осуществляется с учетом базовых основ защиты прав человека в информационной среде [7;13].

Контрактная система закупок города Москвы представлена следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Действующий порядок осуществления закупок в Москве [17]

Анализ сложившегося взаимодействия участников закупки сейчас находится в стадии совершенствования с учетом требований цифровой экономики в части закупок.

Таким образом, осуществление и защита прав человека в информационной среде и цифровизация закупок достаточно взаимосвязаны. Цифровая безопасность закупочной деятельности - это защита прав заказчика и поставщика в информационной среде, что находит, к примеру, свое отражение в работе московского «Портала поставщиков» [17].

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «Консультан-тПлюс».

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. № 1632-р (об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «КонсультантПлюс».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 г. № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «КонсультантПлюс».

4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 г. № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года».-Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс».

5. Гладилина, И.П. Кадровое обеспечение сферы закупок на основе современного гумани-

X

2

00

0

сч

W

01

тарного образования как фактор развития экономики страны / Фундаментальные исследования. 2017. № 5. С. 149-153.

6. Гладилина И.П., Золотухина Ю.В. Концепции информационного общества и развитие цифровой экономики// Экономика: вчера, сегодня, завтра. -№9. - 2017.

7. Дащенко Ю.Ю. Цифровая экономика как экономика будущего // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 35-1. - С. 18-19.

8. Кауфман Н.Ю. Трансформация управления знаниями в условиях развития цифровой экономики // «Креативная экономика» - № 3 / 2018 с. 261270

9. Куприяновский В. П., Намиот Д. Е., Синягов С. А. Демистификация цифровой экономики //International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - Т. 4. - №. 11.

10.Лагутин В. Электронизация - основа эффективности. // Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной информации «Московские торги». - 2018. -№ 2. - С. 16-21.

11.Пахомов Ю. Как строится проектное управление цифровой экономикой // PC Week - №1 (937) - 6 февраля 2018 - с. 1-3

12. Пшеничный С.П. Формирование компетенций сотрудников в эпоху цифровой экономики // Труды научно-практической конференции с международным участием. - 2018. - с.549-556.

13.Соложенцев Е.Д. Цифровое управление государством и экономикой // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2018. - № 1 (17). - С. 136-153.

14.Шмелькова Л.В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее//Дополнительное профессиональное образование в стране и мире - 2016 №8(30).

15.Цифровая экономика. Вызовы глобальной трансформации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://openinnovations.ru/.

16. Официальный сайт Мэра Москвы / Новости. -[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.mos.ru/news/item/46511073/ (дата обращения 8.10.2018).

17. Официальный портал поставщиков г. Москвы / [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://zakupki.mos.ru/ (дата обращения 15.10.2018).

Realization and protection of human rights in the information

environment and digitalization of procurement Degtev G.V.

Moscow Metropolitan Governance University The paper shows that providers of information is a key direction of ensuring human rights in the field of information security. It is shown that these rights directly follow from international agreements. At the same time Russia has guarantee obligations to provide technical guarantees for Internet information security. At the same time, the need to comply with the current legislation with these provisions is very relevant in modern conditions of the increasing development of the technological paradigm of the Internet of things. The paper examines the question of how much software developers consider the need to ensure information security, including the provision of technical guarantees. A study of the positions of Russian and foreign issues, as well as the positions of the Constitutional Court of Russia indicates that public interests justify a number of restrictions in the area of freedoms of rights

in the case when these restrictions are adequate to the socially necessary result and are not excessive, necessary and clearly determined by the interests of society. In particular, the issue of compliance of this system of public procurement, the provision of which is very important for the development of free enterprise and the efficient use of budgetary funds, has been investigated.

Keywords: human rights, information environment, digital economy, digitalization of procurement, digital security.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of 05/09/2017

No. 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030". -[Electronic resource]. - Access mode: Legal system "Consultant Plus".

2. Order of the Government of the Russian Federation of 28.07.2017, No. 1632-p (on approval of the program "Digital Economy of the Russian Federation"). - [Electronic resource]. -Access mode: Legal system "Consultant Plus".

3. Decree of the Government of the Russian Federation dated August 28, 2017 No. 1030 "On the management system for the implementation of the Digital Economy of the Russian Federation program." - [Electronic resource]. - Access mode: Legal system "Consultant Plus".

4. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council No. 12 dated October 11, 2017 "On the Main Directions for Implementing the Digital Agenda of the Eurasian Economic Union until 2025" .- Access Mode: Legal System "Consultant Plus".

5. Gladilina, I.P. Staffing procurement on the basis of modern humanitarian education as a factor in the development of the country's economy / Fundamental research. 2017. No. 5. P. 149-153.

6. Gladilina I.P., Zolotukhina Yu.V. Concepts of the information society and the development of the digital economy // Economy: yesterday, today, tomorrow. - №9. - 2017.

7. Dashchenko Y. Yu. Digital economy as an economy of the future

// Trends in the development of science and education. - 2018. -No. 35-1. - p. 18-19.

8. Kaufman N.Yu. Transformation of knowledge management in the

conditions of digital economy development // "Creative Economy" - № 3/2018 p. 261-270

9. Kupriyanovskiy V. P., Namiot D. E., Sinyagov S. A. The demystification of the digital economy // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - V. 4. - №. eleven.

10. Lagutin V. Electronization - the basis of efficiency. // Information and analytical publication "Bulletin of Operational Information" Moscow tenders ". - 2018. -№ 2. - p. 16-21.

11. Pakhomov Yu. How the project management of the digital economy is built // PC Week - №1 (937) - February 6, 2018 - p. 1-3

12. Wheat S.P. Formation of employee competencies in the digital economy era // Proceedings of a scientific-practical conference with international participation. - 2018. - p.549-556.

13. Solojentsev E.D. Digital state and economy management // Actual problems of economics and management. - 2018. - № 1 (17). - p. 136-153.

14. Shmelkova L.V. Personnel for the digital economy: a look into the future // Supplementary professional education in the country and the world - 2016 №8 (30).

15. Digital economy. Challenges of global transformation. [Electronic resource]. Access mode: https://openinnovations.ru/.

16. The official website of the Mayor of Moscow / News. -[Electronic resource] - Access mode: https://www.mos.ru/news/item/46511073/ (appeal date 10/08/2018).

17. Official supplier portal of Moscow / [Electronic resource] -Access mode: https://zakupki.mos.ru/ (request date 15.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.