Научная статья на тему 'Осцилляторный валец дорожного катка с двойной обечайкой'

Осцилляторный валец дорожного катка с двойной обечайкой Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
163
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРУГОВЯЗКОПЛАСТИЧНАЯ СРЕДА / УПЛОТНЕНИЕ / ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО / ПОДВИЖНЫЕ И НЕПОДВИЖНЫЕ ЭКСЦЕНТРИКИ / ДЕБАЛАНСНЫЕ ВАЛЫ / ОСЦИЛЛЯТОР / ВАЛЕЦ С ДВОЙНОЙ ОБЕЧАЙКОЙ / ЭКСЦЕНТРИСИТЕТ / КРУТИЛЬНЫЕ И КРУГОВЫЕ КОЛЕБАНИЯ / КОНТАКТНЫЕ ДАВЛЕНИЯ / ELASTIC-VISCOUS-PLASTIC MEDIUM / SEAL / ROADBED / MOVABLE AND STATIONARY ECCENTRIC / UNBALANCED SHAFTS / OSCILLATOR / CYLINDER WITH DOUBLE SHELL / ECCENTRICITY / TORSIONAL AND RADIAL VIBRATIONS OF THE CONTACT PRESSURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Савельев С.В., Дубков В.В., Шушубаева М.К., Пермяков В.Б.

Введение. Известно, что при строительстве земляного полотна автодороги уплотнение грунта играет важнейшую роль. На качество данного процесса влияют вид и режимы приложения внешней силы от уплотнителя. На сегодняшний день наиболее эффективным является уплотнение вибрационными машинами, которые обладают широким спектром регулирования параметров. Поэтому производители делают упор на производство многофункциональных вибрационных дорожных катков. Однако вынуждающая сила вибровозбудителя в указанных машинах, как правило, имеет гармонический характер, что не всегда позволяет использовать такие машины в стеснённых городских условиях и при уплотнении тонких слоёв вследствие больших значений амплитуды колебаний. Исходя из вышесказанного, целью данной работы является разработка инновационной конструкции вибрационного рабочего органа дорожного катка, реализующего не только гармонические, но и осцилляторные колебания, которые имеют более эргономичную амплитудную характеристику. В статье представлен образец усовершенствованного рабочего органа осцилляторного вальца с двойной обечайкой, заключающий в себе положительные качества вибрационных осцилляторных и статических дорожных катков, позволяющий устанавливать две величины момента крутильных колебаний: высокую, при уплотнении толстых слоев, или низкую, при уплотнении тонких слоев, а также плавно регулировать контактные давления углом поворота внутренней и внешней обечаек, способствующих повышению производительности катка за счет уменьшения количества проходов, требуемых для достижения нормативной плотности. Такие инновационные технические решения позволят существенно снизить затраты и повысить качество строительных работ. Материалы и методы. Расчётными методами выявлены основные параметры осцилляторного вибрационного механизма дорожного катка. Исследованы технические характеристики дорожной строительной машины. Исследования проводятся в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 18-48-550005\18. Результаты. Результаты исследований представляют новую перспективную конструкцию рабочего органа для дорожного катка, позволяют снизить энергоемкость уплотнения дорожно-строительных материалов за счет возможности изменения момента крутильных колебаний при одной и той же частоте вращения дебалансных валов вальца и одновременно регулировать контактные давления за счет изменения площади поверхности вальца. Приве денные исследования позволили подтвердить работоспособность предложенного технического решения. Обсуждение и заключение. Предложенное техническое решение конструкции дорожного катка проявляет в себе положительные качества катков с осцилляторным вибрационным механизмом и катков с плавно изменяемыми контактными давлениями. Крутильные колебания, создаваемые осцилляторным вибрационным механизмом вальца, уменьшают сопротивление уплотнению строительных материалов за счет передаваемой от вальца на уплотняемый материал сдвиговой нагрузки. Указанные качества способствуют повышению производительности и энергоэффективности процесса уплотнения строительных материалов в дорожном строительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Савельев С.В., Дубков В.В., Шушубаева М.К., Пермяков В.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OSCILLATORY ROLL OF THE ROAD ROLLER WITH A DOUBLE SIDE PLATE

Introduction. Soil compaction plays a crucial role in the construction of road foundations. The quality of this process is influenced by the type and modes of application of external force from the seal. The most effective is the vibrating machines’ compaction, which have a wide range of control parameters. Therefore, manufacturers are focusing on the production of multifunctional vibratory rollers. However, the driving force of the vibration exciter in such machines has a harmonic character, which does not allow the usage of such machines in cramped urban conditions and when compacting thin layers, due to large oscillation amplitudes. The purpose of the research is the development of an innovative design of the road roller vibratory working body, realizing not only harmonic, but also oscillatory vibrations, which have a more ergonomic amplitude response. The article presents a sample of the working body improvement of an oscillator roll with double shell, showing the positive qualities of vibrating oscillatory and static road rollers, when thick layers are thickened or low when thick layers are thickened and the contact pressure angle of rotation of the inner and outer shells require to achieve regulatory density. Such innovative technical solutions would significantly reduce costs and improve the quality of construction work. Materials and methods. The calculated methods reveal the main parameters of the oscillatory vibration mechanism of the road roller. The technical characteristics of the road construction machine are investigated. The research is carried out on the grant basis of the Russian Foundation for Basic Research No. 18-48-550005 / 18. Results. The results of research represent a new perspective design of the working body for the road roller and reduce the energy consumption of the road construction materials due to the possibility of the torsion vibrations’ moment of the same rotational frequency of the unbalanced rollers of the drum and simultaneously adjust the contact pressure by changing the surface of the roller. Therefore, such research allows to confirm the performance of the proposed technical solution. Discussion and conclusions. The proposed technical solution shows the positive qualities of rollers with an oscillatory vibration mechanism, and rollers with continuously varying contact pressures. The torsion vibrations, created by the oscillatory vibration mechanism of the roller, reduce the resistance to compaction of building materials due to the shear load transmitted from the roller to the material. These qualities contribute to improving the performance and energy efficiency of the compaction process of building materials in road construction.

Текст научной работы на тему «Осцилляторный валец дорожного катка с двойной обечайкой»

УДК 621.86

ОСЦИЛЛЯТОРНЫЙ ВАЛЕЦ ДОРОЖНОГО КАТКА С ДВОЙНОЙ ОБЕЧАЙКОЙ

АННОТАЦИЯ

Введение. Известно, что при строительстве земляного полотна автодороги уплотнение грунта играет важнейшую роль. На качество данного процесса влияют вид и режимы приложения внешней силы от уплотнителя. На сегодняшний день наиболее эффективным является уплотнение вибрационными машинами, которые обладают широким спектром регулирования параметров. Поэтому производители делают упор на производство многофункциональных вибрационных дорожных катков. Однако вынуждающая сила вибровозбудителя в указанных машинах, как правило, имеет гармонический характер, что не всегда позволяет использовать такие машины в стеснённых городских условиях и при уплотнении тонких слоёв вследствие больших значений амплитуды колебаний. Исходя из вышесказанного, целью данной работы является разработка инновационной конструкции вибрационного рабочего органа дорожного катка, реализующего не только гармонические, но и осцилляторные колебания, которые имеют более эргономичную амплитудную характеристику. В статье представлен образец усовершенствованного рабочего органа осцилляторного вальца с двойной обечайкой, заключающий в себе положительные качества вибрационных осцилляторных и статических дорожных катков, позволяющий устанавливать две величины момента крутильных колебаний: высокую, при уплотнении толстых слоев, или низкую, при уплотнении тонких слоев, а также плавно регулировать контактные давления углом поворота внутренней и внешней обечаек, способствующих повышению производительности катка за счет уменьшения количества проходов, требуемых для достижения нормативной плотности. Такие инновационные технические решения позволят существенно снизить затраты и повысить качество строительных работ. Материалы и методы. Расчётными методами выявлены основные параметры осциллятор-ного вибрационного механизма дорожного катка. Исследованы технические характеристики дорожной строительной машины. Исследования проводятся в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 18-48-550005\18.

Результаты. Результаты исследований представляют новую перспективную конструкцию рабочего органа для дорожного катка, позволяют снизить энергоемкость уплотнения дорожно-строительных материалов за счет возможности изменения момента крутильных колебаний при одной и той же частоте вращения дебалансных валов вальца и одновременно регулировать контактные давления за счет изменения площади поверхности вальца. Приведенные исследования позволили подтвердить работоспособность предложенного технического решения.

Обсуждение и заключение. Предложенное техническое решение конструкции дорожного катка проявляет в себе положительные качества катков с осцилляторным вибрационным механизмом и катков с плавно изменяемыми контактными давлениями. Крутильные колебания, создаваемые осцилляторным вибрационным механизмом вальца, уменьшают сопротивление уплотнению строительных материалов за счет передаваемой от вальца на уплотняемый материал сдвиговой нагрузки. Указанные качества способствуют повышению производительности и энергоэффективности процесса уплотнения строительных материалов в дорожном строительстве.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: упруговязкопластичная среда, уплотнение, земляное полотно, подвижные и неподвижные эксцентрики, дебалансные валы, осциллятор, валец с двойной обечайкой, эксцентриситет, крутильные и круговые колебания, контактные давления.

Благодарности. Авторы благодарят за поддержку научных исследований коллектив кафедры «ЭСМиК».

© С.В. Савельев, В.В. Дубков, М.К. Шушубаева, В.Б. Пермяков

С.В. Савельев, В.В. Дубков, М.К. Шушубаева*, В.Б. Пермяков

ФГБОУ ВО «СибАДИ», г. Омск, Россия *madina.shushubaeva@bk.ru

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

OSCILLATORY ROLL OF THE ROAD ROLLER WITH A DOUBLE SIDE PLATE

S.V. Saveliev, V.V. Dubkov, M.K. Shushubaeva*, V.B. Permyakov

Siberian State Automobile and Highway University,

Omsk, Russia *madina.shushubaeva@bk.ru

ABSTRACT

Introduction. Soil compaction plays a crucial role in the construction of road foundations. The quality of this process is influenced by the type and modes of application of external force from the seal. The most effective is the vibrating machines' compaction, which have a wide range of control parameters. Therefore, manufacturers are focusing on the production of multifunctional vibratory rollers. However, the driving force of the vibration exciter in such machines has a harmonic character, which does not allow the usage of such machines in cramped urban conditions and when compacting thin layers, due to large oscillation amplitudes. The purpose of the research is the development of an innovative design of the road roller vibratory working body, realizing not only harmonic, but also oscillatory vibrations, which have a more ergonomic amplitude response. The article presents a sample of the working body improvement of an oscillator roll with double shell, showing the positive qualities of vibrating oscillatory and static road rollers, when thick layers are thickened or low - when thick layers are thickened and the contact pressure angle of rotation of the inner and outer shells require to achieve regulatory density. Such innovative technical solutions would significantly reduce costs and improve the quality of construction work.

Materials and methods. The calculated methods reveal the main parameters of the oscillatory vibration mechanism of the road roller. The technical characteristics of the road construction machine are investigated. The research is carried out on the grant basis of the Russian Foundation for Basic Research No. 18-48-550005 /18.

Results. The results of research represent a new perspective design of the working body for the road roller and reduce the energy consumption of the road construction materials due to the possibility of the torsion vibrations' moment of the same rotational frequency of the unbalanced rollers of the drum and simultaneously adjust the contact pressure by changing the surface of the roller. Therefore, such research allows to confirm the performance of the proposed technical solution. Discussion and conclusions. The proposed technical solution shows the positive qualities of rollers with an oscillatory vibration mechanism, and rollers with continuously varying contact pressures. The torsion vibrations, created by the oscillatory vibration mechanism of the roller, reduce the resistance to compaction of building materials due to the shear load transmitted from the roller to the material. These qualities contribute to improving the performance and energy efficiency of the compaction process of building materials in road construction.

KEYWORDS: elastic-viscous-plastic medium, seal, roadbed, movable and stationary eccentric, unbalanced shafts, oscillator, cylinder with double shell, eccentricity, torsional, and radial vibrations of the contact pressure.

Acknowledges. The authors are grateful to "ESMiK" department for the support of the scientific research.

© S.V. Saveliev, V.V. Dubkov, M.K. Shushubaeva, V.B. Permyakov

Content is available under the license Creative Commons Attribution 4.0 License.

раздел i.

транспортное:, горное и строительное машиностроение

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, гронт- это многокомпонентная и моогообртзнтя утруоовязкопластичная мртдт. При мнроителнвтте дорожных мкно-отоиЭ утуонотоит гу)хгнтм ифаят важнтйфую роль. Он ктнтмнта работ по тнлотнтоою ;вр-тимин мтомобоомть нpтoтoyктэр нeмлпиoгм тоуонот мохртохнр поочтночь т Течения вяргт мрокт службы. Емдт на стадии сфтоняльстЭт от удттнмх оЯтмттнинн вднecннтнтoe оплотнен оит, ртсходы от ре1тоун" н^ис иксплоатад ции оЯъткнт могун пртвытить первонасавыныо ртсходы от тго cоopтжннлт ти 1тга cогодиoш-оиЭ дтоь стмым рнопространрнным я наи-Яоутт сгожовм из-за тоуы^^^о ктличестЭа ртгугирутмых ттpaмoтpaв янлыoнcя процетн тиЯртоиоооого утсст"неооя OбlJтын яолнт-охощтт усилит 00птlвитди он,т HУHДOOB]Ы ттг утт нтм 30 фткнoятн. В пу^ую счещьтн эсо фияир0-мтыт0интcнну оо^Ксо^СТито °ихот-охтмого груонт, рянмf^и) И овтрдокть (ЧГО чэ-снио, нткснурт, 0T00HIЬH0H т.ПС^н^ТЬз, Стдтр-жтоит титги, ноищтяр сгиоо р и", .ио. рр

Кооснрукоих катко тт ^жимы егы Ь1aíгoняl доижоы оЯтсттнияттн нткоимтльнтю инии^^ ситооснь дтф0рмтт^0иях l^00HHTИOИ онхды. НтоЯыодимо тртв^^J^l^l^[г яоиЭит£^и^1з ннабтнно ттс мтшиоы, коосннум баям яиитolooии сос-тртдтутоит мтссы яр пe(J-^o[лиB н тндноИ вдовой, 0тртдтухнь ртбочую ЯHO-ЮTHИ, Пс^МетрЬЫ тиЯртоии и н.н. [4]. ^нэтос главной отдынтT хтохтнсх cоядтоиc сМфacтивияlx и унивея" стоьоыы дорожоыы ктеков, уЧИТывтющиы тст эни фткноры [5]. Авнтр^1^и т^^^^х^^^нет^ил новая кооснрукоих осоилляттоноио вабочегя оягоси дорожоого ктнкт с измлияемно иоонсонои нятг ниоьоыы коотЯтоияимтооц сонва придснооихен т тинт дто)по) мeнуооинaoняй яЯятнтни с оя-симтнриноо ртстоооженнымт ттвврсниоми, т коноро) ртстооожто тиЯртоиоооыЭ мтытоиям, сотЯжтооыЭ дтумх оттояиноо ртстооожтооы-ми дтЯтотпcпвlми втлами [ир Понвонащ-нин дтЯтотocoыт ттоы cозноцт oтсоилиныeоыoт-Ятоих, конорыт стртдтюнcх от утоонохтмы) мтнтрито, нтм стмым умтоьштх тоунртоотт нртоит и соттотоит мтжду тго нтсниотми мт-нтритот, нно соижттн сотронитотоит мтнтри-тот утоонотоию [Р]. Дтоотх кооснрукоих то-ятоохтн иямтохнь тмтоинуду и тыoуждтющую сиоу тиЯротояЯудинтох т троотсст утоонот-оих, т нткжт тоттоо ртгуоироттнь коонткноыт дттотoих, т доcнтнонoо широком дитстзопт.

Истооьяоттоит ДT000Э кооснрукоии тоято-охтн соияинь эотрготмкоснь оттртоии утоон-отоих дорожoо-cнроинтоьoыы мтнтритоот.

Попытается эффективность работы до|еож-ноео ксита зе сеем ияимяжиостп иимоьеиия

МоСЕююа КРТИЕДЕДЫх йолх0ониь ири оД[иОй о кии ох иноояиа воощеиио .кее^^ласисны-с валко валй°с и (Едоюеккекденсо оеи^иэджютсо оокэ

ТаХИНИЮ дглзл^яопшч ЗО ОЧИТ НЬММЕИКМН ПЛОЩОДИ

потнедьоати оодоцо.

ЮИАТХРИМЛЫ 1Н МЕТОДЫ

Эффоктндвость ^ьеооддооикЕ хорожно-ооеоо

ИОЕльСыхмОСООиелоМ ИЯПкОЫСРСЦИЛЛЫООСОЫЧ ви(Т|йацПонЕН1:>1м m^xolhKEEmoOl Мо ЫССОЯм ПООьСИК

оно тцркпеиния аоДсияго детина с уплотияемыы ЮаОК^еСОМ. Оо ООтП оеожно выпРСйоиься .к локто! связанное т оозмежностыд пдтклоле-ооя вальцож яоооотинлоово меиelЭиоыв oдйИL0

И X ОсОЛЮОЧНИОН НОЛЕ ЯОеДННИеМ О ЕИИИИЕОХО

Оеяпяоезисй ю^ко ьpащaоeлйИРо п|КтбтL^C0J^ии Оппoокаыози1иaнио), колотя нe:^pдíоxоиlь.аl^ из-но тнижеэвя энпоткнпщей иЕфекавниооти и вооаожоско ипоотк ого исиерхносои за аоеи ;^кряионнроо истораоое.Это зежноо усляпос, кОООрТО ВЫДОО-аеЕСЯ окоси мНмНИТЫ ДеЙЕТХуд >дд-01д сизоиа вадото типихихелоно зги осоо

Мо • sic cot >М,н < Мк

кни ^и^ моиянт зялы coп|OOнниднcия мaооpo-aлт удонту оиносттеньно тpи иaлымы Н-яг 1\ин -момтон сиоы нртоих оноосинтоьоо оси ттоь-от, Нм.

Момтон силы coсpoтивлcеля мтнтритот cдтигу оноосинтоьоо оси ттоьот трирттоитт-тота нcомтнноЕ ттмы cдянлeннa вальца с рплот-ооеми1м мaтяояaлoм: Шмннт н^.пl^г с°епления нт\^н->р я yнлдуняцыягд минериалон мтжно нaЭцт по a-тятяlщяи си^иссмосунь

Mclt=Tcif-R,

(2)

оси Тнт - тино ттопноива хатоовоно т ооаяовх яоооиях конко,Н; R-оосвчтионето, о.

Симосцепляооо охнкца с покоыттом пдио ДвМ ид вы°сжохио

Тсц = Q сц • R

сц

(3)

гнт Qoo - соттооЭ ттс ктнкт, но тснь сиот нн-жтсни, триыoдoщтoco от ттдущи) ттото ктнкт, кН; ф - коэффиоитон соттотоин ттоьот с мт-нтритоом утоононтмо) тоттрыоосни, коноры) oтртдтоoтнco эксттримтонтоьоым тунтм.

СоттооЭ ттс яттисин он нтыоинтскиы стрт-мтнрот ктнкт и он ттрниктоьоо) сиоы F и oсртдтоoтнco тыртжтпитм

Qc- =тен ^Fi

FB

пде т^я маиса каткнп Павыодящаоес яа веду-locO внесен коика, кп; я - --морение своМоынопо погения, аавное -ДИН мПсИ

Учонымая зaвиcи-ocии)П) -O3), запишем

OKOHПHйaЛBHpЮ ИП0lЭMFCГlaF-ЛЯ OПpeДЯЛЯHИe вв--мяняа сияы си^^-Пикиия вармое с -я^^|охяостяю покрытие:

^ ^enB+^aai01

(O)

МйПННМ Иa^"ГI^-П^сHBIX КОЛебЭНИ Й ОГО ОППО де-ба-ансных вывов pнвeol

о^нККтГ,

O-)

бди 1 о peaCToaome меш^а осями де^лоннкых изоов, Mf1 (яo-нoFмeщaющaяcтoe|CCзoeвea-дая дeбaocникнlн няном.

Вездущающня сила, издаваемая оеМе-лананымн -алами, иeoнcoп ов гooмPтpичпe(вм paFaepcc, выос 1aaЯ0Fl0H0П0 в оклеиев ojcpc-Claи леапсснПо иоомво (Dnfjeoie^riвеясв сна ю юнг нвнтдупон

1 км ЬКи П 2 в Е

(FF

госв вц зв мосск икoцaпopилнтcтe• cff Цд дн-ыяуо оысЯалиПна, д| знСс утящая aнcpocoн да-Саллися, p-o-el

Угяивая нккроснсь овязана с ленссссП кеоа-бенлн через следующяю заоиснмаотю

û =

по •n

зоо i

(8)

гoan-лeниcиeвpeщpннЯс ГЦ.

Ин-еяизуя фердуяы =6) - (8), зе-гшад сксилесаяииую фердуяу c-раоаяаигя круся-пaoгo iffоыинса, нoздaвaeпoсo eaбaдpoyoыми ноыомн aoJткal

(9)

в03Я ер =МуМо) Û I .

Запишем унцсвга (1) секгд сМрезсд:

01=° sinû ЗОС^.

Деяаа -риревияад -ревыа лениг уревиа-ыей |5) г (9-о

Ке • MPpH)Va R =ЬуГо p • l I

аз -сяулвиисгс уревиаигя вырезгд реогун ()СД имнаоу 01) дoкeвыx1бббaдpнcпо ка^ю^.

К- • M р с) - Vca R md • û l

ma с

(mEB.B • g + F)-Рсц ■ R

r0 О ■ l

(10)

(ii)

Текгд нерезко, оеииыв ренласиыа фердуяы -икезывеюс зевгнгдснси реогуне г денны Мсксвых оаМяоеинсв в зевгнгдснсг ни денны веоиае, ленсесы врещаигя Мсксвых оаМяоеин-иых веоив, варсгкеоиисП нгоы, оаПнсвующаП из вeoaal г реннссяигя двпоу енядс оаМе-оеиниыхвеосв.

Kcинcpyкaгя веоиае -раонсевоаие из рт-нуикех б - 4. ИзсМрепаис -pcococaca налаига г -c-аралиыа налаигя вeoиae| -скезеие рен--соспаига оаееояиниых веоив, гх -равно, и секпаовсПиеясеалеПке н ссвврнстядт [8].

npcaac- реМсны вeoиae зекоюлеасня в новоующвд: из веоаа ocpcnacrc кеске уние-исвоаи ггорсдсиер 1, ксиерыП -снраонивед рвоукиере 2 ниаогиаи н овеПисП сеалеПкиП 3, 4, гдающгП еннтдвиртлиыв еиварнитя. ОМа-леПкг 3, 4 н-инсеиы врещеииня сииснтивоиие круг круге «еикрывея», «зекрывея» еиварнитя, даияя -оещеои -свархисниг [9]. Виуирг веом-)я рен-соспаиы -c-аралиыа раМре 5, из ке-иерых униеисвоаиы ове оаееояиниых веое 6, енг кеиерых ревисуоеоаиы ни енг вeoиae| е гх экнaaииpгкcвыa денны ндащаиы сииснтивоиие круг круге из 180°. Текпа из -е-аралиых раМрех униеиевови ираитП -ртвеоисП вея 7, нсаотиаииыП н гторсдсисред 8, -рт эиед аге дни нев-еозаи н ению вeoиae. Параоеле кру-сящаге дедаисе двпоу оаееояиниыдт веое-дт енущанивоявиня лараз зуМлесую -араоелу 9, -ртлад отедвир шаниарит aaocpeoMocrc веое в ове рези двиишв отедаирсв швнивр-иаП криПитх веосв [10]. КепоыП оаееозиниыП вея нснисти тз экнaвииpткe 10. РзеслтП раптд втepeaтcииcгc дахеитзде веоиае енущанивоявиня ноаоующтд нерезко. Be врадя реМе-лаге хеке киске ггорсдсиер 8 лараз зуМлесую -араоелу 9 -ртвеоти ве врещаита оаМяоеин-иыа веоы 6. Прт эиед ввтоу иеге лик экнави-иргкевыв денны веосв 6 ндащаиы из 180°, из взяв) -врвоеюиня круитоииыа ксоаМеитя (ен-aтooяaтт) ни веосв 6 [11]. Врещаита веое 7 -ретнхеоти в -реитве-сосписд ие-ревоаитт. Не у-оеиияадыП деиартео -араоеюиня вврит-кеоииыа унтотя ни денны веомае н -ртгрузед

Б i j

4

Рисунок 1 - Продольное сечение вальца Figure 1 - Longitudinal section of the roller

Б-Б

и сдвиговая нагрузка от крутильных колебаний вальца [12, 13, 14, 15]. При изменении направления вращения валов 6 изменяется эксцентриситет масс дебалансных валов r, что ведет к изменению момента вращения и, как

Рисунок 2 - Сечение Б-Б Figure 2 - B-B section

следствие, к изменению вынуждающей силы дебалансных валов, создающих крутильные колебания вальца [16, 17, 18].

Двойная обечайка с отверстиями позволяет регулировать контактные давления. От-

\ \ \б_ 9

Рисунок 3 - Сечение А-А Figure 3 - А-А section

Рисунок 4 - Подвижные и неподвижные эксцентрики дебалансных валов Figure 4 - Movable and stationary eccentrics of the unbalance shafts

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

верстия расположены таким образом, что в начальном положении обечаек внешняя поверхность вальца отверстий не имеет, т.е. является сплошной [19, 20]. Это обеспечивает большую площадь контакта, а значит, небольшие контактные давления, которые необходимы на начальном этапе уплотнения грунтовой среды. По мере увеличения плотности грунта, внутренняя обечайка проворачивается

относительно внешней, в вальце появляются отверстия, т.е. площадь поверхности вальца уменьшается, а контактные давления увеличиваются. На финальной стадии процесса уплотнения отверстия занимают максимальную площадь вальца (рабочий орган является решётчатым вальцом), контактные давления в этом случае максимальны.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Предложенные технические решения позволяют устанавливать две величины момента крутильных колебаний: высокую, при уплотнении толстых слоев, или низкую, при уплотнении тонких слоев, и плавно регулировать контактные давления углом поворота внутренней и внешней обечаек. Это позволяет существенно расширить границы применения катков с предлагаемым рабочим органом, а также повысить производительность и снизить себестоимость работ по уплотнению грунтовых оснований автомобильных дорог.

Получен патент РФ на полезную модель «Валец дорожного катка с двойной обечайкой», представленный на рисунке 5, подана заявка на патент РФ на полезную модель «Валец дорожного катка», которая сейчас на стадии регистрации.

ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенная конструкция вальца дорожного катка проявляет в себе положительные качества осцилляторных, вибрационных катков и катков с плавно изменяемыми контактными давлениями. Указанные качества способствуют повышению производительности и энергоэффективности процесса уплотнения строительных материалов в дорожном строительстве. Исследования проводятся в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 18-48-550005\18.

Рамки исследования и возможность последующего использования

Исследования проводились в рамках научного направления повышения эффективности уплотнения упруговязкопластичных сред, посвящены обеспечению качества дорожного строительства и разработки инновационной высокопроизводительной дорожной техники. Представленная конструкция рабочего органа дорожного катка позволяет в широком диапазоне регулировать не только статические, но и динамические параметры дорожного катка, что позволяет достичь высоких результатов процесса уплотнения технологических слоёв автодорог.

В последующем полученные результаты и новая конструкция могут быть использованы при проектировании и модернизации дорожных катков для строительства объектов транспортной инфраструктуры.

Практическое значение

Практическое значение заключается в разработке новой конструкции рабочего органа

Рисунок 5 - Патент РФ на полезную модель Figure 5 - Russian patent for the utility model

дорожного катка, защищенного патентом РФ, который позволит повысить эффективность и производительность работ по уплотнению дорожно-строительных материалов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Yunshi Yao, Zhongxu Feng, Shibin Che, Zhifeng Zhang, Lijun Zhao, Wu Zhao. Design and Fabrication of a Road Roller with Double-Frequency Composed Vibration and Its Compaction Performance. Mechanical Engineering, 2014.vol.14.no.5.pp.54-62.

2. L. du Plessis, G. RugodhoW, GovuK, MngazaS, Musundi. The Design, Construction and Heavy Vehicle Simulator Testing Results on Roller Compacted Concrete Test Sections at the CSIR Innovation Site and on a Full-Scale Test Road at Rayton. Conference paper, 2016, vol. 18. no. 2. pp. 50-54.

3. Soica Adrian, Budala Adrian, Monescu Vlad. Determination of Some Vehicle Dynamic Performances Using the Dynamometric Roller Chassis. Conference paper, 2018, vol. 25. no. 8. pp. 20-24.

4. Дубков В.В., Базинская А.М. Определение параметров осцилляторно-вибрационного

катка // Вестник СибАДИ. 2016. № 4 (50). С. 13-17.

5. Добронравов С.С. Добронравов М.С. Строительные машины и оборудование. М.: Высшая школа, 2006. 445 с.

6. Михеев В.В., Савельев С.В. Математическая модель уплотнения упруговязкопластич-ной грунтовой среды при взаимодействии с рабочим органом дорожной машины в рамках модифицированного подхода сосредоточенных параметров // Вестник СибАДИ. 2017. № 2 (54). С. 15-20.

7. Михеев В.В., Савельев С.В. Моделирование характеристик деформируемых грунтов в процессе их уплотнения цилиндрическими рабочими органами катков // Вестник СибАДИ. 2016. № 4 (50). С. 10-14.

8. Савельев С.В., Потеряев И.К., Бурый Г.Г., Белодед А.С. Методика обоснования режимных параметров вибрационных катков для уплотнения грунтов // Вестник СибАДИ. 2017. № 1 (53). С. 20-24.

9. Михеев В.В., Савельев С.В., Шушубаева М.К. К вопросу о повышении энергоэффективности вибровозбудителя для дорожных вибрационных катков // Вестник СибАДИ. 2018. № 1 (53). С. 15-19.

10. Серебренников В.С. Новый способ повышения эффективности уплотнения дорож-но- строительных материалов вибрационными катками // Машиностроение. 2016. № 5 (73). С. 22-26.

11. Савельев С.В., Бурый Г.Г., Потеряев И.К. Применение алгоритма определения параметров вибрационных катков с учетом массы уплотняемого грунта в зоне активного действия вибрации // Вестник СибАДИ. 2015. №6. С. 32 -37.

12. Хархута Н.Я., Васильев Ю.М., Охрамен-ко Р.К. Влияние физико-механических свойств грунтов естественных оснований на их устойчивость и уплотнение. М.: Автотрансиздат, 1978. 144 с.

13. Савельев С.В., Лашко А.Г. Возможности совершенствования современной уплотняющей техники // Известия ВУЗов. Новосибирск, 2010. № 5. C. 100.

14. Хархута Н.Я., Васильев Ю.М. Прочность, устойчивость и уплотнение грунтов земляного полотна автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1975. 288 с.

15. Савельев С.В., Михеев В.В. Исследования напряжённо-деформированного состояния упруговязкой среды при вибрационном нагружении // Вестник СибАДИ. 2012. №3 (25). C.83 - 87.

16. Michael C. McVay. Evaluating thick lift limerock-base course SR-826. Report, Draft Final Report 2016. vol.18. no. 2. pp. 10-14.

17. Пермяков В.Б., Захаренко А.В., Савельев С.В. Обоснование выбора параметров вибрационных катков // Изв. вузов. Строительство. 2013. №2. С. 100-103.

18. Kopf, Fritz. Modelling and simulation of heavy tamping dynamic response of the ground. Report, Draft Final Report 2017. vol. 18. no. 2. pp.25-34.

19. Варганов С.А., Андреев Г.С, Марков П.И. Машины для уплотнения грунтов и дорожно-строительных материалов. М.:Машино-строение, 1981. 240 с.

20. Дубровин А.Е. Определение эффективных частот колебаний рабочего органа виброуплотнителя // Исследования параметров и расчеты дорожно-строительных машин. Саратов, 1972. Вып. 52. С. 40-43.

REFERENCES

1. Yunshi Yao, Zhongxu Feng, Shibin Che, Zhifeng Zhang, Lijun Zhao, Wu Zhao. Design and Fabrication of a Road Roller with Double-Frequency Composed Vibration and Its Compaction Performance. Mechanical Engineering, 2014.vol.14.no.5.pp.54-62.

2. L. du Plessis, G. RugodhoW, GovuK, MngazaS, Musundi. The Design, Construction and Heavy Vehicle Simulator Testing Results on Roller Compacted Concrete Test Sections at the CSIR Innovation Site and on a Full-Scale Test Road at Rayton. Conference paper, 2016, vol.18. no.2.pp.50-54.

3. Soica Adrian, Budala Adrian, Monescu Vlad. Determination of Some Vehicle Dynamic Performances Using the Dynamometric Roller Chassis.Conference paper, 2018, vol.25.no.8. pp.20-24.

4. Dubkov V.V., Bazinskajа A.M.. Opredelenie parametrov oscilljаtorno-vibracionnogo katka [Determination of parameters of oscillatory vibration roller]. Vestnik SibADI, 2016, no 4 (50), pp. 13-17. (in Russian)

5. Dobronravov S.S. Dobronravov M.S. Stroitel'nye mashiny i oborudovanie [Construction machinery and equipment]. Moscow, Vysshajа shkola, 2006. 445 p. (in Russian)

6. Miheev V.V., Savel'ev S.V. Matematicheskajа model' uplotnenijа uprugovjаzkoplastichnoi gruntovoi sredy pri vzaimodeistvii s rabochim organom dorozhnoi mashiny v ramkah modificirovannogo podhoda sosredotochennyh parametrov [Mathematical model of the elastic-viscous-plastic compaction of the soil environment

in collaboration with the working body of road machine under the modified approach concentrated parameters]. Vestnik SibADI, 2017, no 2 (54), pp. 15-20. (in Russian)

7. Miheev V.V., Savel'ev S.V. Modelirovanie harakteristik deformiruemyh gruntov v processe ih uplotnenija cilindricheskimi rabochimi organami katkov [Modeling of the characteristics of deformable soils in the process of sealing the working bodies of cylindrical rollers]. Vestnik SibADI, 2016, no 4 (50), pp. 10-14. (In Russian)

8. Savel'ev S.V., Poterjaev I.K., Buryi G.G., Beloded A.S. Metodika obosnovanija rezhimnyh parametrov vibracionnyh katkov dlja uplotnenija gruntov [Method of justification of operational parameters of vibrating rollers for soils compaction]. Vestnik SibADI, 2017, no 1 (53), pp. 20-24. (In Russian)

9. Miheev V.V., Savel'ev S.V., SHushubaeva M.K. K voprosu o povyshenii yenergoyeffektivnosti vibrovozbuditelja dlja dorozhnyh vibracionnyh katkov [Energy efficienc vibro exciter for road vibration rollers]. Vestnik SibADI, 2018, no 1 (53), pp. 15-19. (In Russian)

10. Serebrennikov V.S. Novyi sposob povyshenija yeffektivnosti uplotnenija dorozhno-stroitel'nyh materialov vibracionnymi katkami [New method of increasing the efficienc of the road construction materials compaction with vibratory rollers]. Mashinostroenie, 2016, no 5 (73), pp. 22-26. (In Russian)

11. Savel'ev S.V., Buryi G.G., Poterjaev I.K. Primenenie algoritma opredelenija parametrov vibracionnyh katkov s uchetom massy uplotnjaemogo grunta v zone aktivnogo deistvija vibracii [Application of the algorithm of the parameters of vibrating rollers with the weight of the Packed soil in the zone of active action of vibrations]. Vestnik SibADI, 2015, no 6, pp. 32 -37. (In Russian)

12. Harhuta N.Ja., Vasil'ev YU.M., Ohramenko R.K. Vlijanie fiziko-mehanicheskih svoistvgruntov estestvennyh osnovanii na ih ustoichivost' i uplotnenie [Influence of physico-mechanical properties of soils natural reason for their resistance and seal]. Moscow, Avtotransizdat, 1978. 144 p. (in Russian)

13. Savel'ev S.V., Lashko A.G. Vozmozhnosti sovershenstvovanija sovremennoi uplotnjayushei tehniki [Possibilities of improvement of modern sealing techniques]. Izvestija VUZov, Novosibirsk, 2010, no 5, p. 100. (In Russian)

14. Harhuta N.Ja., Vasil'ev YU.M. Prochnost', ustoichivost' i uplotnenie gruntov zemljanogo polotna avtomobil'nyh dorog [Strength, stability and compaction of the soil subgrade of highways]. Moscow, Transport, 1975. 288 p. (in Russian).

15. Savel'ev S.V., Miheev B.V. Issledovanijа naprjаzhyonno-deformirovannogo sostojаnijа uprugo-yjаzkoi sredy pri vibracionnom nagruzhenii [Research of the stress-strain state of the viscous fluid under vibration loading]. Vestnik SibADI, 2012, no 3 (25), pp. 83 - 87. (In Russian)

16. Michael C. McVay. Evaluating thick lift limerock-base course SR-826. Report, Draft Final Report 2016. vol.18. no. 2. pp. 10-14.

17. Permjаkov V.B., Zaharenko A.V., Savel'ev S.V.Obosnovanievyboraparametrovvibracionnyh katkov [Justification of the parameters choice of vibrating rollers]. Izv. vuzov. Stroitel'stvo, 2013, no 2, pp. 100-103. (in Russian)

18. Kopf, Fritz. Modelling and simulation of heavy tamping dynamic response of the ground. Report, Draft Final Report 2017. vol. 18. no. 2. pp. 25-34.

19. Varganov S.A., Andreev G.S, Markov P.I. Mashiny d^ uplotnenijа gruntov i dorozhno-stroitel'nyh materialov [Compaction of soil and road building materials]. Moscow, Mashinostroenie, 1981. 240 p. (in Russian)

20. Dubrovin A.E. Opredelenie yеffektivny chastot kolebanii rabochego organa vibrouplotniteljа [Defining the effective frequency of the working body oscillation of vibroplates]. Issledovanija parametrov i raschety dorozhno-stroitel'nyh mashin. Saratov, 1972. Vyp. 52. pp. 40-43. (in Russian)

Поступила 02.10.2018, принята к публикации 21.12.2018.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Прозрачность финансовой деятельности: авторы не имеют финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах. Конфликт интересов отсутствует.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Савельев Сергей Валерьевич (Россия,г. Омск) - д-р техн. наук, проф. кафедры «Эксплуатация транспортно- технологических машин и комплексов» ФГБОУ ВО «СибАДИ», ORCID 0000-0002-4034-2457 (644080, г. Омск, пр. Мира,5, e-mail:saveliev_sergval@mail.ru).

Дубков Валерий Витальевич (Россия, г.Омск) - канд. техн. наук, доц. кафедры «Эксплуатация транспортно- технологических машин и комплексов» ФГБОУ ВО «СибАДИ», ORCID 0000-0002-2480-7795 (644080, г. Омск, пр. Мира,5, e-mail: dubkovvv.74@mail.ru).

Шушубаева Мадина Каиргельдиновна (Россия, г.Омск) - аспирантка кафедры «Экс-

плуатация транспортно -технологических машин и комплексов» ФГБОУ ВО «СибАДИ», ORCID 0000-0001-8351-5162 (644080, г. Омск, пр. Мира,5, e-mail: gitara_91@mail.ru).

Пермяков Владислав Борисович (Россия, г.Омск) - д-р техн. наук, проф. кафедры «Эксплуатация транспортно- технологических машин и комплексов» ФГБОУ ВО «СибАДИ», заслуженный деятель науки РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный дорожник РФ, почетный проф. Казахского университета путей сообщения. ORCID 00000002-4034-2462 (644080, г. Омск, пр. Мира,5, e-mail: kaf_edm@sibadi.org).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Saveliev Sergey Valerievich - Doctor of Technical Sciences, Professor of the Exploitation of Transport and Technological Machines and Systems' Department, Siberian State Automobile and Highway University, ORCID 0000-00024034-2457 (644080, Omsk, 5, Mira Ave., e-mail: saveliev_sergval@mail.ru).

Dubkov Valery Vitalievich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Transport and Technological Machines and Systems Operation, Siberian State Automobile and Highway University, ORCID 0000-0002-2480-7795 (644080, Omsk, 5, Mira Ave., e-mail: dubkovvv.74@mail.ru).

Shushubaeva Madina Kairgeldinovna -Postgraduate Student of the Exploitation of Transport and Technological Machines and Systems' Department, Siberian State Automobile and Highway University, ORCID 0000-00018351-5162 (644080, Omsk, 5, Mira Ave., e-mail: madina.shushubaeva@bk.ru).

Permyakov Vladislav Borisovich - Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Transport and Technological Machines and Systems Operation, Siberian State Automobile and Highway University, Honored Worker of the Higher Educational Institution of the Russian Federation, Honorary Road Worker of the Russian Federation, Honorary Professor of the Kazakh University of the Railways, ORCID 00000002-4034-2462 (644080, Omsk, 5, Mira Ave., e-mail: kaf_edm@sibadi.org).

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Савельев С.В. Участвовал в разработке новой конструкции рабочего органа дорожного катка, определил рациональные параметры вальца, провел анализ литературных источников.

Дубков В.В. Участвовал в разработке новой конструкции рабочего органа, выполнил объемы чертежных работ и предварительные расчёты параметров нового вальца. Оформлял сопроводительную документацию.

Шушубаева М.К. Произведен анализ особенностей уплотнения грунтовых сред, определены основные факторы, влияющие на эффективность процесса уплотнения. Выявлено, что наиболее распространенный способ уплотнения - это вибрационный. Выполнен патентный поиск и проведена работа по оформлению текстового материала.

Пермяков В.Б. Участвовал в разработке новой конструкции рабочего органа дорожного катка, провел исследования в области оптимальных параметров вальца, провел анализ литературных источников.

AUTHORS CONTRIBUTION

Saveliev S.V The development of a new design of the working body of the road roller, determination of the rational parameters of the drum and conduction of the literature review.

Dubkov V.V. The development of a new design of the working body, perfoming the volume of drawing work and preliminary calculations of the parameters of the new roller, making the accompanying documentation.

Shushubaeva M.K. The analysis of the features of the compaction of soil environments, the major factors influencing the efficiency of the compaction process. It is revealed that the most common method of compaction is vibration. The patent search and the design of the text material is carried out.

Permyakov V.B. The development of a new design of the working body of the road roller, conduction research in the field of optimal parameters of the roller, the analysis of literary sources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.