Научная статья на тему 'Островки бензинового рынка'

Островки бензинового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Островки бензинового рынка»

актуальная тема

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №08 (76) 2008 ■

О том, какова реальная ситуация на рынке топлива и что способствует постоянному росту цен на бензин, рассказал Александр Пироженко, начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Федеральной антимонопольной службы (с 24 июля директор департамента по развитию конкуренции МЭРТ).

Андрей ГРИГОРЬЕВ

Островки

бензинового

рынка

— Основные проблемы топливного рынка российской экономики, касающиеся каждого экономического субъекта, да и большинства жителей, — высокие цены на автомобильное топливо, их часто необъяснимые резкие скачки и проблема монополизации рынков нефтепродуктов.

— Проблему высоких цен на топливо можно рассматривать в публичной и экономической плоскостях. Публично часто обсуждается факт, что цены на бензин в России «дотянулись» до американских. Подходя с экономической точки зрения, часто говорят, что высокий уровень цен на горючее замедляет темпы роста экономики. Я бы сказал, что этот тезис не очевиден. Например, судя по публикациям в экономической прессе — пока не замедляет. Если же оценивать темпы прироста автопарка (причем, автомобилей с хорошим объемом двигателей), то, похоже, что вообще не влияет.

Реальность показывает, что наиболее высокие цены на розничном рынке нефтепродуктов — в европейских нефтедобывающих странах — в Великобритании и Норвегии. Бензин там стоит больше $2 за литр. В Иране, Венесуэле и Малайзии цены наиболее низки: 11—13 центов за литр. В Китае —79 центов. Причина в том, что правительства этих стран в той или иной форме субсидируют из бюджета стоимость горючего для своего населения. Что, на мой взгляд, является одной из самых серьезных причин роста цен на нефть в мире. В целом правительства практически всех развивающихся государств субсидируют внутреннюю цену на нефтепродукты, что провоцирует рост их потребления в этих странах.

Дошло до того, что Иран около года назад столкнулся с реальной проблемой очередей за бензином, когда власти ввели нормирование потребления нефтепродуктов по регулируемой цене. Это аналогично тому, что мы сейчас делаем с газом, в результате чего возникают «кривые» экономические модели — с дефицитом и коррупцией.

— Так в чем же причина того, что в России цены на бензин уже такие же, как в США, и скоро могут приблизиться к европейским?

— Главная причина в таможенной и налоговой политике государства. У нас структура цены примерно такая: доля налогов в цене литра бензина находится на уровне 60—65%. Это и обусловливает значительный абсолютный уровень цен. Постепенно налоги снижаются. Насколько это целесообразно — вопрос к правительству. Ведь известно, что не всегда снижение налога приводит к снижению цены. Например, анонсированное снижение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в нынешнем виде, не приведет к желаемым результатам. Увеличатся инвестиции в нефтедобычу, геологоразведку, но горючее дешевле не станет. Если мы хотим добиться снижения цен на топливо, то нужно, видимо, обсуждать снижение акциза или уменьшение НДПИ на нефть, которая перерабатывается внутри страны. Второй аспект проблемы — структура налогообложения. Как я сказал, в структуре цены примерно 60% составляют налоги (см. график 1). Точная структура зависит от цены на нефть и вида нефтепродукта.

Кроме того, надо принять как факт, что стоимость российских нефтепродуктов за-

висит от мировой цены (см. график 2). Хорошо это или плохо, но это так. Более того, эта зависимость практически абсолютная. Корреляция, по нашим оценкам, составляет 93—97%, в зависимости от вида нефтепродукта. Это происходит не из-за «злых монополистов», а потому что такова налоговая политика государства. Ведь цены на нефтепродукты определяются НДПИ, который привязан к мировой цене на нефть. То есть, государство говорит: сколько добыли нефти (вне зависимости от того, переработали внутри страны или поставили на экспорт) — заплатите налог, рассчитываемый от биржевой цены на марку нефти Urals. Поэтому на эту политику государства нефтяники отвечают привязкой цен внутреннего рынка к мировой цене. Ведь они не хотят терять доходы от продажи на

График 1. Структура цены на нефтепродукты

25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0

-856 642

Структура оптовой цены АИ-95 21 403

2 354 _-

3 210 3 638

10 701

Прибыль НПЗ Затраты на переработку Налог на прибыль НДС Акциз

Стоимость нефти

11% 15%

50%

17%

3% 4%

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №08 (76) 2008

актуальная тема | 27

внутреннем рынке, и это нормальное экономическое поведение. Нам, как антимонопольной службе, здесь сказать нечего.

— Каковы, по вашему мнению, пути решения проблемы?

— Нам кажется целесообразным обсудить возможность снижения НДПИ на нефть, перерабатываемую внутри страны. Хотя правильнее было бы привязать НДПИ не к мировой цене на нефть, которая формируется в Лондоне и в США, а к внутренней, российской. Но, к сожалению, у нас нет

рыночного индикатора в этой сфере. Владимир Путин, еще будучи президентом, поставил задачу организовать биржевую торговлю российской нефтью, но пока она не выполнена. Внутри России не запущена не только биржевая торговля нефтью, но даже нефтепродуктами. Привязываться же к внутренним ценам нельзя, так как ими возможно манипулировать, т.е. они субъективно управляемы. Поэтому пока определяемся по мировой цене. Но чтобы снизить зависимость внутренних цен от мировых и их абсолютные значения, требуется управление налогом на добавленную стоимость. Хочу подчеркнуть, что это теоретический подход. Реален ли такой шаг на практике — не знаю.

Чтобы уменьшить абсолютное значение цен на топливо, целесообразно, снижая акциз, одновременно повышать экспорт-

ную пошлину. Более того, для стимулирования глубокой переработки нефти, требуется дифференцированное снижение акциза. Замечу, что такая работа ведется. Понятно, что абсолютное снижение цен на все виды топлива пропорционально стимулированию нефтяных компаний к развитию переработки. Однако чтобы у них не было соблазна перевести нефть на внешний рынок, потребуется повысить экспортную пошлину — для увеличения предложения внутри страны. Логика здесь рыночная: рост предложения

повлечет увеличение конкуренции, и, соответственно, снижение цен. Это аксиома (см. график 3).

— Какова структура нефтяного рынка России? Ведь рост цен зависит и от этого.

— Вывозят примерно половину сырой нефти, добываемой в стране. Другую ее половину перерабатывают, из нее получают мазут (примерно 40% общего объема), который выгодно сейчас производить, хотя это не «высокий передел» (можно сказать, самый плохой с точки зрения величины добавленной стоимости). Нефтяные компании вывозят примерно 50% этого мазута, а также дизтоплива. Основные экспортные товары в нефтепереработке — это сама нефть, мазут и дизтопливо. Российский бензин практически не экспортируют; весь его объ-

ем потребляется на внутреннем рынке. Несмотря на это, цена на него на внутреннем рынке также зависит от мировой.

— Можно ли сказать, что доходность продаж нефтепродуктов внутри России становится выше, чем при поставках на экспорт?

— Доходность, как правило, одинаковая - иногда во времени она больше или меньше. Но это не вполне нормально, это следствие монополизации. Ведь изменение цены не учитывает колебания спроса внутри страны. Соответственно, цена не ориентирована на внутренние факторы, но лишь на внешние. Этого бы не произошло, если бы рынок нефтепродуктов был конкурентным. ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании) говорят: «Мы не монополисты, у нас конкуренция». Однако анализ показывает, что это «совсем не так, как на самом деле». Дело в том, что 85% нефтепродуктов перерабатывают заводы и поставляют на рынок, принадлежащий всего пяти—шести компаниям. Не буду их называть, так как все они хорошо известны. Остальной объем перерабатывает относительно крупная, пока независимая от ВИНК, так называемая Башкирская группа заводов, на которой и держится пока условно независимый сегмент нефти и нефтепродуктов. То есть именно эта группа заводов, где перерабатывают нефть независимые трейдеры, дает рыночные цены, которые транслируются по всей России, в том числе и для ВИНК. Это очень серьезный рыночный фактор. Конечно, в этом сегменте тоже есть вопросы по прозрачности, конкуренции и пр., но это реальный «островок рынка», который очень нужен экономике. Поэтому продажа этих НПЗ любой ВИНК может стать серьезным ухудшением и без того проблемной рыночной ситуации. Ц

Александр Пироженко:

«Главная причина высоких цен на бензин заключается в таможенной и налоговой политике государства»

График 2. Взаимосвязь цены НПЗ

на автобензины и НДПИ

руб./т руб./т нефти

25 000 5 000

23 000 Ср.цена НПЗ РФ 4 500

21 000 на автобензины уС- - j г

(лев. шкала) 4 000

19 000 g?

17 000 ___^ *** 3 500

15 000 \—/ 3 000

13 000 ___ «Г- —' 2 500

11 000 — Тренд роста НДПИ

2 000

9 000 НДПИ -- Тренд роста цены НПЗ РФ

7 000 (прав. шкала) на автобензины 1 500

5 000 1 000

сэ сэ сэ сэ сэ сэ СЭ о сэ СО СО О О О О О СО о СО о СО о

т— OÜ СО о о о о о со о сэ СО о СП о □ т— СЧ т— сч ^ ^ ^ о о сэ о сэ

2007-2008 гг. Кортес, расчет ФАС по данным Argus

График 3. Потенциал снижения внутренных цен на нефтепродукты:возможность безубыточного снижения сверхмаржи ВИНК*

Снижение привлекательности экспорта: пошлина выросла, внешняя цена на нефть изменилась несущественно

руб./т

10 500 1. URALS Сев. Евр.: $88,1 (на время торгов в РФ) 2. Пошлина, $275,4

9 500 8 500 7 500 6 500 5 500

январь 2008 * Пример по январь-февраль 2008 г.

ВИНК могут продавать нефть внутри РФ существенно дешевле. Увеличение предложения всего лишь на НЕБОЛЬШОМ СЕГМЕНТЕ свободного рынка нефти в РФ (4-7% от переработки) приводит к резкому снижению цены

1. URALS Сев. Евр.: $89,8 (на время торгов в РФ) 2. Пошлина, $333,4 Г 1 Снижение а 1980 руб. за (-21%)

9430 Цена нефти по результатам торгов для поставки на НПЗ РФ (приведено Ар Нижневартовск) 7450

февраль 2008

Январь-февраль 2008г., Argus

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.