Научная статья на тему 'Остров Вайгач 1930-х гг. в повести Ольги Рожнёвой «Память сердца»'

Остров Вайгач 1930-х гг. в повести Ольги Рожнёвой «Память сердца» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
документальность / парадокс / глубинная упорядоченность мира / замкнутое пространство / свобода / Павел Виттенбург / протоиерей Афанасий Евстюнин / documentary / the paradox / fundamentally ordered universe / isolated place / freedom / Paul Wittenburg / protopriest Athanasius Evstyunin

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бойко Светлана Сергеевна

В повести Ольги Рожнёвой «Память сердца» (2016) описан жизненный путь священника Афанасия Евстюнина (1898–1960), в ней наблюдаются жанровые элементы агиографии. Мальчик из крестьян, он получил образование в монастыре, и будущий преподобномученик Варлаам (Коноплёв) благословил его на пастырское служение. Жизнь о. Афанасия станет чередой испытаний. Первая мировая война, тиф, лазарет, революция, арест, работа на острове Вайгач, путь пешком через тундру, преследования уполномоченного по делам религии и новый арест в 1937 г., Каргопольлаг, травма и пеллагра. Повествование доведено до возвращения больного о. Афанасия к семье в 1942 г. Остров Вайгач сначала описан с географической точки зрения. Далее замкнутое пространство острова позволяет сосредоточить разных героев вокруг событий, происходивших здесь в первой половине 1930-х гг., по ходу работы «Вайгачской экспедиции ОГПУ». Документальными источниками служат, среди прочего, воспоминания узников ГУЛАГа и их близких. Несовместимые в обычной жизни люди соединены на острове в силу обстоятельств. С отцом Афанасием дружат ненец Нойко Вылка и выдающий учёный-полярник Павел Виттенбург (1884–1968). Прямое отношение к лагерникам имеют уголовные преступники. Каждый из героев показан в широком контексте деятельности и людей своего круга. Твёрдые нравственные устои – это основа дружбы и понимания между ненцем-оленеводом, географом-полярником и православным священником. Раскаяние и благодарность делают авторитетного уголовника спасителем о. Афанасия, которого собирались убить «блатные». Таким образом, персонажи, происходящие из разных социальных сфер, на о. Вайгач как бы дополняют друг друга. Так складывается картина глубинной упорядоченности мира, в котором каждый человек, каждое событие приобретает смысл, очевидный либо временно скрытый. Спасению главного героя помогают ненец, снарядивший его в путь по тундре, учёный, подаривший компас и карту, – и уголовник, который без крови разрешил ситуацию, смертельно опасную для заключённого «контрика». Соединение несовместимых людей и обстоятельств парадоксальным образом указывает на свободу выбора. В условиях внешней несвободы человек выбирает между добром и злом. Внутренняя свобода человека показана средствами поэтики парадокса и документальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бойко Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vaigach Island of the 1930s in the novel of Olga Rozhneva «The Memory of the Heart»

Olga Rozhneva’s novel “The Memory of the Heart” (2016) describes the life of the priest Athanasius Evstyunin (1898–1960). Within the novel, island of Vaigach in the context of the early 1930s is described as a marked stage of many challenges in the life of a hero. The island as an isolated place provides you with a focus and perspective of the variety of characters presented around the events that took place in the first half of the 1930s during the work of the “Vaigach expedition”. Individuals bearing little similarities to one another form one another build and grow connections on the island due to circumstances. Some of the characters described in the novel who built these connection included the Nenets Noiko Vylka and the outstanding polar scientist Paul Wittenburg (1884–1968) who are described as friends of Father Athanasius. Each of the characters is shown in the broad context of their activities and among individuals of their own circle. The friendship between the Nenets, the polar geographer and the Orthodox priest is based on their shared common moral principles. Fraternal relations with a criminal arise from common shared memories. This unfortunate man was healed many years ago thanks to the prayer of the clergy. Friends helped Father Athanasius to make a difficult journey through the tundra. Noiko Vylka provided a friend with reindeer skins, matches, a pair of skis, polar food and clothes. In the novel he taught the traveler how to behave upon encountering a polar bear. Paul Wittenburg gave him a compass and a map. The criminal saved the life of father Athanasius, who was going to be killed by other criminals. With this mentioned it can be seen in the novel that the characters originating from a diversity of backgrounds complement each other on the island of Vaigach. The combination of incompatible people paradoxically indicates freedom of choice. In the conditions of external unfreedom, a person chooses between good and evil. The inner freedom of a person is shown through the poetics of paradox and documentary.

Текст научной работы на тему «Остров Вайгач 1930-х гг. в повести Ольги Рожнёвой «Память сердца»»

БОЙКО С.С.

Остров Вайгач 1930-х гг. в повести Ольги Рожнёвой «Память сердца»

S. BOYKO

Vaigach Island of the 1930s in the novel of Olga Rozhneva «The Memory of the Heart»

Сведения об авторе:

Бойко Светлана Сергеевна, доктор филологических наук, доцент; профессор кафедры истории русской литературы новейшего времени Института филологии и истории РГГУ (Москва) svetlana-boyko@yandex.ru

Author:

Svetlana Sergeevna Boyko, Doctor of Philology, Associate Professor; Professor at the New Russian Literary History Department, Institute for Philology and History (Moscow) svetlana-boyko@yandex.ru

Аннотация

В повести Ольги Рожнёвой «Память сердца» (2016) описан жизненный путь священника Афанасия Евстюнина (1898-1960), в ней наблюдаются жанровые элементы агиографии. Мальчик из крестьян, он получил образование в монастыре, и будущий преподобномученик Варлаам (Коноплёв) благословил его на пастырское служение. Жизнь о. Афанасия станет чередой испытаний. Первая мировая война, тиф, лазарет, революция, арест, работа на острове Вайгач, путь пешком через тундру, преследования уполномоченного по делам религии и новый арест в 1937 г., Каргопольлаг, травма и пеллагра. Повествование доведено до возвращения больного о. Афанасия к семье в 1942 г. Остров Вайгач сначала описан с географической точки зрения. Далее замкнутое пространство острова позволяет сосредоточить разных героев вокруг событий, происходивших здесь в первой половине 1930-х гг., по ходу работы «Вайгачской экспедиции ОГПУ». Документальными источниками служат, среди прочего, воспоминания узников ГУЛАГа и их близких.

Несовместимые в обычной жизни люди соединены на острове в силу обстоятельств. С отцом Афанасием дружат ненец Нойко Вылка и выдающийся

учёный-полярник Павел Виттенбург (1884-1968). Прямое отношение к лагерникам имеют уголовные преступники. Каждый из героев показан в широком контексте деятельности и людей своего крута. Твёрдые нравственные устои - это основа дружбы и понимания между ненцем-оленеводом, географом-полярником и православным священником. Раскаяние и благодарность делают авторитетного уголовника спасителем о. Афанасия, которого собирались убить «блатные».

Таким образом, персонажи, происходящие из разных социальных сфер, на о. Вайгач как бы дополняют друг друга. Так складывается картина глубинной упорядоченности мира, в котором каждый человек, каждое событие приобретает смысл, очевидный либо временно скрытый. Спасению главного героя помогают ненец, снарядивший его в путь по тундре, учёный, подаривший компас и карту, - и уголовник, который без крови разрешил ситуацию, смертельно опасную для заключённого «контрика».

Соединение несовместимых людей и обстоятельств парадоксальным образом указывает на свободу выбора. В условиях внешней несвободы человек выбирает между добром и злом. Внутренняя свобода человека показана средствами поэтики парадокса и документальности.

Abstract

Olga Rozhneva's novel "The Memory of the Heart" (2016) describes the life of the priest Athanasius Evstyunin (1898-1960). Within the novel, island of Vaigach in the context of the early 1930s is described as a marked stage of many challenges in the life of a hero. The island as an isolated place provides you with a focus and perspective of the variety of characters presented around the events that took place in the first half of the 1930s during the work of the "Vaigach expedition". Individuals bearing little similarities to one another form one another build and grow connections on the island due to circumstances. Some of the characters described in the novel who built these connection included the Nenets Noiko Vylka and the outstanding polar scientist Paul Wittenburg (1884-1968) who are described as friends of Father Athanasius. Each of the characters is shown in the broad context of their activities and among individuals of their own circle.

The friendship between the Nenets, the polar geographer and the Orthodox priest is based on their shared common moral principles. Fraternal relations with a criminal arise from common shared memories. This unfortunate man was healed many years ago thanks to the prayer of the clergy.

Friends helped Father Athanasius to make a difficult journey through the tundra. Noiko Vylka provided a friend with reindeer skins, matches, a pair of skis, polar food and clothes. In the novel he taught the traveler how to behave upon encountering a polar bear. Paul Wittenburg gave him a compass and a map. The criminal saved the life of father Athanasius, who was going to be killed by other criminals. With this mentioned it can be seen in the novel that the characters originating from a diversity of backgrounds complement each other on the island of Vaigach.

The combination of incompatible people paradoxically indicates freedom of choice. In the conditions of external unfreedom, a person chooses between good and evil. The inner freedom of a person is shown through the poetics of paradox and documentary.

Ключевые слова:

документальность, парадокс, глубинная упорядоченность мира, замкнутое пространство, свобода, Павел Виттенбург, протоиерей Афанасий Евстюнин. Keywords:

documentary, the paradox, fundamentally ordered universe, isolated place, freedom, Paul Wittenburg, protopriest Athanasius Evstyunin.

Элемент документальности в настоящее время активно обновляет литературные формы. Как показали исследования, уже в книге ХХ в. «факт приобрёл художественную самостоятельность, из чего последовало немало перемен, в частности размывание не только прежнего понятия "литература", но и такого, казалось бы, устойчивого понятия, как "писатель"»1.

Повести и рассказы Ольги Рожнёвой публикуются на протяжении 2010-х гг. Они основаны на подлинных фактах и связаны с историей церкви в ХХ в., с судьбами людей. Как и в произведениях ряда других прозаиков, здесь формируется художественный мир нового типа2. Это теоцентричная картина мира, образ «мира в его глубинной упорядоченности и приятия жизни как бесценного дара свыше...»3. На этом пути востребованы жанровые элементы древних литературных форм: жития и патериковой новеллы. Востребованы также формы травелога в стиле Жюля Верна.

На вопрос о том, какая из её книг ей наиболее дорога, Ольга Рожнёва ответила так: «Пожалуй, это повесть "Память сердца"» (2016. - С.Б.). Она повествует об удивительном жизненном пути уральского пастыря-исповедника, молитвенника, делателя Иисусовой молитвы протоиерея Афанасия Евстюнина (1898-1960).

Он провёл детство и юность в Белогорском монастыре и был духовным чадом преподобномученика архимандрита Варлаама Белогор-ского. Духовный наставник благословил отца Афанасия на пастырское

Местергази Е.Г. Литература нон-фикшн/поп^сИоп: Экспериментальная энциклопедия. М., 2007. С. 34.

Бойко С.С. Мир глубинной упорядоченности, или От чего отличается теоцентриче-ская проза // Жанрово-стилевые искания в мировой литературе. Астрахань, 2020. С. 225-231.

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 71.

служение и преодоление скорбей, которые в избытке выпали на долю подвижника. Первая мировая, тиф, лазарет, революция, арест и непосильная работа в северном лагере на далёком острове Вайгач»1.

Подобно многим произведениям теоцентричной прозы, «Память сердца»2 - многофигурная композиция. На разных этапах жизненного пути герой встречает множество людей, относящихся к самым разным общественным группам. Эпоха и среда раскрываются через многообразие персонажей.

Так, детство Афанасия Евстюнина прошло в селе Крымская Слудка на р. Вятка. На фоне крестьянского быта описаны родители и дети многодетной семьи, их дядя - зимой он смолокур, а летом - боцман, бабушка-молитвенница, сельский священник - каждому из них ребёнок настроен подражать (с. 21-22).

Мальчика отдали в монастырскую школу. Главы о монастыре предваряет жизнеописание выдающегося деятеля - настоятеля Варлаама (Коно-плёва; 1858-1918). В прошлом он начётчик-старообрядец, затем пытливый и деятельный искатель истинного пути, организатор монастырской жизни, а в будущем - преподобномученик, убиенный за веру. О. Варлаам благословляет воспитанника на путь приходского служения: в настающую пору этот путь труднее пути монашеского.

Будущего священника Афанасия знакомят с невестой Евгенией, образованной и трудолюбивой. Дочь зажиточного благочестивого купца и ученица мастерицы-портнихи, она встречает жениха вопросом: «А вы читали Шекспира?» (с. 58) - после чего молодые люди обмениваются цитатами из «Гамлета»3.

Это было в январе 1917 г.: «Днём - жених, а наутро - солдат» (с. 67). На фронте заболевали быстро. В тифозном бараке Афанасий знакомится с соседом - героем времени: этот азартный богохульник приходит в отчаяние из-за угрозы потерять руку-кормилицу. Он смог раскаяться в порыве благодарности за исцеление (с. 77).

Демобилизованный Афанасий назначен служить в селе. Здесь раскрывается образ Евгении, умелой и отважной. Происходит и встреча с очередным героем времени, который с богохульствами прыгает в святой источник - и внезапно слепнет. «Фартовый мальчишечка» (с. 94) повинился,

1 Рожнёва О. «Если вы помолитесь, я окажусь в Америке» / Беседовала Юлия Мяльки-на // Правчтение: Портал о православной литературе. 27 мая 2017 г. [Электронный ресурс] URL: https://pravchtenie.ru/razgovor-s-professionalom/esli-vy-pomolites-ya-okazhus-v-amerike/ (дата обращения: 18.02.2021).

2 Рожнёва О. Память сердца. Рязань, 2016. Далее повесть цитируется по этому изданию с указанием страницы в скобках.

3 В переводе М. Лозинского. Здесь писательница допускает анахронизм.

просит Афанасия о помощи и исцеляется по молитве старенького владыки. Это событие предвещает будущие перипетии на о. Вайгач. Здесь названы и те, кто рукополагал и наставлял Афанасия и его современников, - епископы-новомученики (с. 97-98).

Сцена ареста отца Афанасия в 1929 г. знакомит с деятелями этого процесса. Их черты известны читателю по книгам о раскулачивании и терроре. Почти все они здесь безымянны: видны только траектории рук, которые бьют женщину, выбрасывают младенца из колыбели, «конфискуют» детскую подушечку... Но один, незаметно от других, предупреждает «молодуху», что «на неделе» за ней придут, советует бежать из села ночью, на себя надеть всё тёплое, «не лезть на глаза» садисту (с. 114-115).

Итак, до событий на о. Вайгач представлены черты героев времени в широком диапазоне: от бессмысленной злобы «конфискаторов» и демонстративного богохульства до мужества, терпения, верности и до святости исповедников веры.

Ссыльный священник попадает на о. Вайгач, который увлекательно описан с географической точки зрения: климат, флора и фауна. Суровая природа по-своему гармонична и радует тех, кто любит Север. В будущем отец Афанасий поведает своим детям «о белых медведях и пеструшках, об оленях и северном сиянии, о старом ненце Вылке и его верных собаках» (с. 206).

Говорится немного об истории освоения острова отважными новгородскими купцами, упомянуты поверья (с. 121), пословицы («Плачь, коль пошёл на Вайгач»), а потом и «авторские песни» нашего времени («Остров Вайгач» А. Городницкого и др.).

Затем дан групповой портрет заключённых и чекистов на караване УСЛОНа. Так создаётся контекст дальнейших событий.

На острове заложили рудник, начались каторжные работы. «Смерть стояла за спиной и могла настигнуть в любом виде: взрыв руды, обвал породы, неосторожное движение напарника, удар вагонетки, сорвавшейся со стопоров... <...> О технике безопасности не заботились: руда ценилась гораздо дороже жизни заключённых» (с. 133).

Так в главах о Вайгаче продолжается поэтика парадоксов: жизнь природы и коренного народа идёт вопреки суровым условиям, в то время как пришлые люди устраивают друг другу царство смерти под землёй и на земле.

Замкнутое пространство о. Вайгач позволяет сосредоточить разных героев вокруг событий, происходивших здесь в первой половине 1930-х гг. Парадоксальна картина человеческого сообщества. Несовместимые в обычной жизни люди оказались соединены в силу обстоятельств. Выделяются три крупные фигуры разного рода.

Галерею открывает портрет исконного жителя тундры. Это ненец Нойко Вылка, охотник и рыболов. Он и его семья живут в суровом краю укладом, которого не понимают приезжие: «Они даже не знают, что на Севере нужно сырое мясо оленя с кровью есть. - "Хоросо! Цинга не будет!"» (с. 129). Семья эта упомянута в воспоминаниях Е.П. Виттенбург1.

Поражают не только картины быта «оленьих детей», побратимов собак и охотников на нерпу. Поражают твёрдость и ясность их нравственных устоев: «Ненцы чётко знают, что грешно воровство, стяжательство, ложь и обман, хвастовство. Нельзя носить в голове плохие мысли...» (131) Эти качества оказались несовместимы с нравами приезжих. Случай воровства из чума «полностью переворачивал привычный мир молодого ненца», помогавшего геолого-разведочной партии и облыжно обвинённого «блатными» (130). Это было «за пределами его понимания» и привело к смертельной болезни.

Герои-ненцы в повести - это прежде всего семья, прочно связанная укладом жизни и единством ценностей.

Другая группа героев - учёные, которые получили возможность вести на о. Вайгач геологическую разведку и топографические съёмки. Парадокс в том, что подобные работы организовать непросто, однако, если работники - заключённые, вопрос решается соответствующими средствами.

В 1931 г. на Вайгаче оказался осуждённый «по статье 58-11» П.В. Вит-тенбург (1884-1968), чтобы трудиться здесь по специальности - геологом.

Этому выдающемуся исследователю Арктики посвящено несколько глав повести. В них привлечён обширный документальный материал. Жизнеописание профессора начато с генеалогического древа семьи, в которой «причудливо переплелись судьбы знатных родов Германии, Швеции, Прибалтики, Польши» (с. 142). Добрые качества и ясное самосознание складывались в нескольких поколениях: «Павел Владимирович был восьмым ребенком у счастливой четы. Он унаследовал все лучшие качества своих предков, имел здоровую сибирскую закалку и получил воспитание и образование в русской среде, так что имел все основания считать себя и считал себя русским» (с. 143).

История родителей Павла - это приключенческий сюжет: сосланный после восстания поляков Вольдемар-Карл в Сибири облыжно обвинён в растрате, и его жена Мария «вооружилась пистолетом и отправилась на санях в столицу искать справедливости». В дороге происходят

Виттенбург Е.П. Павел Виттенбург: геолог, полярник, узник ГУЛАГА: (воспоминания дочери). СПб., 2003 [Электронный ресурс] URL: https://www.sakharov-center.ru/ asfcd/auth/?t=page&num=12858 (дата обращения: 25.02.2021).

преждевременные роды, однако в Сибирь она вернётся «с высочайшим помилованием и со здоровым сыном» (с. 143).

В детстве будущему полярнику довелось путешествовать: «Единственное регулярное сообщение между востоком и западом страны тогда осуществлялось Южным морским путём. Суда Добровольного флота ходили от порта Владивостока до Одессы. Для пятнадцатилетнего юноши первое путешествие стало одним из самых ярких воспоминаний жизни»1. Он читал о морях, например о Средиземном: «И повторял это как самые лучшие в мире стихи: глубоководную псевдоабиссальную внутришельфо-вую. Участь Павла Виттенбурга оказалась решена» (с. 146-147).

Работа учёного в Геологическом комитете Петербурга описана как целенаправленная деятельность «с целью предотвращения вымирания» коренных народов Севера. Той же устремлённостью овеяна личная жизнь героя: «В мечтах он видел свою будущую жену медиком» (с. 147), и действительно, Зинаида Ивановна «была под стать своему супругу: с детства мечтала о подвигах и жертвенном служении человечеству» (с. 148). В период Гражданской войны ей тоже понадобилось всё мужество: из экспедиции не замедлили сообщить, когда Павел Владимирович пропал без вести, а тем временем «тёмными вечерами какие-то оборванцы разжигали костёр у самого нашего забора, выламывая для этого штакетник... <... > На случай нападения этих проходимцев мама и Аннушка условились между собой, что будут громко кричать: "Иван, ружьё!" Но, увы, никакого Ивана и никакого ружья в доме не было»2. Эти испытания описаны в повести (с. 150) по рассказу дочери учёного Евгении Павловны.

В 1930 г. Павел Виттенбург был арестован по сфабрикованному «делу историков АН». В повести приведены обстоятельства допросов - они известны из документов. Описание Вайгачской экспедиции основано на воспоминаниях топографа К.П. Гурского3, актёра В.Я. Дворжецкого4 и др.

В описании полярных экспедиций цитируются и «Подённые записки» учёного: «Их можно читать как захватывающий роман!» (с. 155) Здесь и впечатления от маршрута, и суровый быт экспедиции, имена хороших

Южакова И. Павел Виттенбург - труженик Севера // ОоАгсйс.ги [Электронный ресурс] URL: https://goarctic.ru/work/pavel-vittenburg-truzhenik-severa/ (дата обращения: 25.02.2021).

Виттенбург Е.П. Павел Виттенбург: геолог, полярник, узник ГУЛАГА: (воспоминания дочери). СПб., 2003. 430 с.

Гурский К.П. Мой Вайгач: (записки заключённого). Нарьян-Мар, 1999 [Электронный ресурс] URL: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=book&num=635 (дата обращения: 25.02.2021).

Дворжецкий В.Я. Пути больших этапов: Записки актёра. М., 1994 [Электронный ресурс] URL: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=book&num=1309 (дата обращения: 25.02.2021).

товарищей, на которых можно положиться, и даже психологический портрет «нелюдимой собаки», с которой удалось подружиться (с. 159). С другой стороны, профессор искренне недоумевает, сталкиваясь с недобросовестностью: «Удивляюсь, как люди, и главным образом партийцы, не усвоили себе метода бережного хранения государственного имущества» (с. 154).

Третьей «знаменитостью» среди знакомых о. Афанасия на о. Вайгач был «молодой, но, видимо, очень больной вор, которого блатные звали Гвоздь. Гвоздь слыл вором правильным, живущим по понятиям» (с. 165). Сообщество уголовников отличается «понятиями» и «творческим» характером. Так, «знаменитый кольщик Вася-Пикассо... <...> ...не просто бил наколки - он творил» (с. 164). На спинах авторитетных воров Вайгача красовались копии известных картин: «Особенно любил Вася бить картины В.В. Верещагина. И где он только научился, где подсматривал оригиналы?» (с. 164).

Другое занятие колоритных уголовников - карты: «Игры эти совсем не просты, особенно терц, и правила имеют много нюансов. Учитывая тот факт, что карты почти всегда краплёные, меченые, - игра превращалась в настоящий поединок» (с. 165).

Как и в рассказах ряда авторов, прошедших ГУЛАГ, - например, «На представку» В. Шаламова, «На этапе» С. Максимова - в повести описано, как за свой проигрыш один из «блатных» картёжников должен применить насилие к «контрику» - в данном случае убить отца Афанасия, которого заранее предупреждают о дне исполнения «приговора».

Итак, яркие представители трёх разных общественных групп: ненцы - местные жители, учёные - узники ГУЛАГа, уголовные преступники - показаны в тесном взаимодействии, и притом каждый - в широком контексте деятельности и людей своего круга.

Отец Афанасий общался с каждым из «главных героев» Вайгача. Он «свёл дружбу со старым Вылкой, спокойным, добрым, трудолюбивым, нелукавым». Они беседовали «на смеси русско-ненецкого, однако хорошо понимали друг друга» (с. 129). Близость нравственных идеалов оказалась настолько глубокой, что через год «батюшка окрестил старого ненца и всё его семейство» (с. 129).

Дружба о. Афанасия с Павлом Виттенбургом основана не только на духовной близости, но и на общих интересах: «Отец Афанасий, любознательный от рождения, тоже любил Север, и лучшего слушателя гипотез, предположений, мечтаний профессора трудно было найти» (с. 141).

Что касается Гвоздя, он узнал в о. Афанасии того молоденького диакона, который когда-то молился рядом с ним - ослепшим «фартовым мальчишечкой». Вопрос о расправе над «контриком» под влиянием Гвоздя

решили по понятиям. «Короче, косяк его поправили, а тебе о том знать не обязательно» (с. 181). Давний знакомец обещает попу безопасность с условием - молиться о нём и об упокоении его родителей. Это узнавание приводит к неожиданному результату: «Интересно, что если среди полутайных лагерных треб отца Афанасия значились в основном отпевания и панихиды, то теперь народ потянулся к нему на исповедь. Приходили контрики и даже многие блатные, и пример показал сам Гвоздь» (с. 182).

«Отец Афанасий получил известие об освобождении шестого ноября 1932 года, в день празднования иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость"» (с. 182). Не желая откладывать возвращение к семье до весны, он проделал путь с о. Вайгач до населённой местности пешком.

Люди, с которыми его сблизили минувшие годы, помогли ему в этом. «Щедрый Нойко Вылка подарил другу двенадцать оленьих шкур. Дал спички, нож и пару старых лыж. Богатство в тундре, валюта Арктики» (с. 183). Обеспечил он друга и припасами, помог сшить одежду «ненецкого образца». Снабдил советами: как вести себя при встрече с белой медведицей (с. 191). Такие люди, как Вылка, - коренные жители - спасут от смерти путника, угодившего в промоину, отогреют и выходят (с. 196). По пути изредка встречались чумы: «Ненцы пускали ночевать всех, исполняя неписаный закон Севера - помогать путникам» (с. 201).

Человек науки помогает путнику по-своему: «Друг дорогой, профессор Павел Виттенбург, без твоих подарков, компаса и подробной карты, отец Афанасий тоже пропал бы» (с. 184).

Уголовник Гвоздь уже помог: подарил жизнь приговорённому узнику.

Таким образом, в повести «Память сердца» персонажи из разных социальных сфер на о. Вайгач как бы дополняют друг друга. Складывается картина глубинной упорядоченности мира, в котором каждый человек, каждый поступок наделён внутренним смыслом.

С другой стороны, в замкнутом пространстве острова тесно соседствуют жизнестойкая природа - с убийственными работами, учёные -с уголовниками, неколебимая честность - с беззастенчивой подлостью.

Соединение несовместимых людей и обстоятельств парадоксальным образом указывает на свободу выбора. В условиях внешней несвободы человек выбирает между жизнелюбием и унынием, мужеством и трусостью, между добром и злом. Внутренняя свобода человека показана с помощью приёмов парадокса и документальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.