Научная статья на тему 'ОСТРОВ КАК КОНЦЕПТ КУЛЬТУРЫ'

ОСТРОВ КАК КОНЦЕПТ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
295
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСТРОВ / КОНЦЕПТ / ОБРАЗ / СИМВОЛ / АРХЕТИП / МИФОЛОГЕМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сенченко А.Г.

Статья посвящена исследованию острова как части культуры. Автор опирается на понятие «концепт» Ю.С. Степанова, через которое остров рассматривается в различных вариантах существования в культуре. В частности, островрассматривается как образ, символ, архетип, мифологема. В статье раскрываетсясвязь между перечисленными выше формами. В качестве примеров используются сюжеты из мифологии и фольклора народов мира. В ходе работы отмечается, что образострова повсеместно встречается в мировой культуре и особенно активно проявляетсебя в мифологии и фольклоре. В качестве символа остров чаще всего фигурирует вкачестве «иного мира» и обладает семантикой райского места, инфернального пространства, пространства инициации. Учитывая, что образ острова является базовым в мировой культуре, широко представлен в мифологии и фольклоре и в большинстве случаев обладает схожим символизмом, он может быть рассмотрен в качествеархетипа и мифологемы. Автор приходит к выводу, что остров значим как концепт иего дальнейшее изучение необходимо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAND AS A CONCEPT OF CULTURE

This article is devoted to the study of the island as a part of culture. The author ofthe article is based on the concept of Yu. S. Stepanov through which the island is consideredin its different versions of existence in culture. In particular the island is considered as:image, symbol, archetype, mythologem. The relationship between the above forms is revealed.Various plots from mythology andfolklore of the peoples of the world are used as examples. Inthe process of work it is noted that the image of the island is widely spread in world culture,and most actively manifests itself in mythology and folklore. As a symbol the island most oftenfigures as a « the other world» and has the semantics of a paradise place, infernal space, thespace of initiation. Given the fact that the image of the island is basic in world culture widelyrepresented in mythology and folklore, and in most cases has similar symbolism it can beregarded as an archetype and mythologem, which is the case in this article. In conclusion, theauthor concludes the importance of the island as a concept, and the need for its further study.

Текст научной работы на тему «ОСТРОВ КАК КОНЦЕПТ КУЛЬТУРЫ»

УДК 7.046

ОСТРОВ КАК КОНЦЕПТ КУЛЬТУРЫ Сенченко А. Г.

Аннотация: Статья посвящена исследованию острова как части культуры. Автор опирается на понятие «концепт» Ю.С. Степанова, через которое остров рассматривается в различных вариантах существования в культуре. В частности, остров рассматривается как образ, символ, архетип, мифологема. В статье раскрывается связь между перечисленными выше формами. В качестве примеров используются сюжеты из мифологии и фольклора народов мира. В ходе работы отмечается, что образ острова повсеместно встречается в мировой культуре и особенно активно проявляет себя в мифологии и фольклоре. В качестве символа остров чаще всего фигурирует в качестве «иного мира» и обладает семантикой райского места, инфернального пространства, пространства инициации. Учитывая, что образ острова является базовым в мировой культуре, широко представлен в мифологии и фольклоре и в большинстве случаев обладает схожим символизмом, он может быть рассмотрен в качестве архетипа и мифологемы. Автор приходит к выводу, что остров значим как концепт и его дальнейшее изучение необходимо.

Ключевые слова: Остров, концепт, образ, символ, архетип, мифологема.

В этой работе мы рассмотрим остров не как географический объект, относящийся сугубо к материальному миру, а как «отражение» этого фрагмента материального мира в рамках сознания индивида или группы индивидов и то, в каких формах «отраженный» остров существует в культуре народов мира.

По нашему мнению, в современном гуманитарном знании такой культурный образ, как остров, пока еще слабо изучен. При этом данный образ является одним из базовых и повсеместно встречается в культуре народов мира. Сохранение подобных образов, необходимость их описания и осмысления связано с потерей некоторыми социумами культурной идентичности в связи с процессами глобализации и урбанизации. На сегодняшний день существует ограниченное количество научных работ, посвященных изучению острова как части культуры. В большинстве работ тема острова затрагивается поверхностно и в рамках исследования другой темы. Одной из наиболее значимых работ, в которой исследуется остров как часть культуры, по нашему мнению, является монография «Место, которого нет... Острова в русской литературе», написанная в соавторстве Л.И. Горницкой и М.Ч. Ларионовой. Также остров как часть культуры в своих научных трудах затрагивают Т.В. Цивьян, Л.Ю. Морская, Р.С. Патке.

В большинстве случаев остров как нематериальный объект рассматривается в отдельных проявлениях. На данный момент пока еще не существует всестороннего рас-

смотрения образа острова как части культуры.

Остров можно представить в качестве концепта. По нашему мнению, данный термин хорошо подходит для понимания острова как нематериального объекта в рамках мировой культуры. Для этого воспользуемся определением концепта Ю.С. Степанова. Ученый описывает концепт как «сгусток культуры в сознании человека: то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [1, с. 43].

Дальше, по аналогии с рассуждениями ученого, приходим к осознанию того, что концепт остров существует в сознании человека не в виде четкого понятия «Участок суши, со всех сторон окружённый водой» [2, с. 465]. Остров существует в сознании человека в форме «пучка» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний», сопровождающих слово «остров».

Как отмечает Степанов, «концепт - основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [1, с. 43].

Именно так мы и будем рассматривать остров: как ячейку культуры, включающую в себя упомянутый ранее «пучок представлений».

По нашему мнению, можно выделить ряд форм бытования острова в рамках культуры и провести аналогию между ними и упомянутым выше «пучком» представлений. Так, остров в культуре существует как образ, символ, архетип, мифологема.

Также стоит отметить, что Степанов выделяет у концепта ряд «слоев», позволяющих воспринимать его по-разному. В ходе работы мы периодически будем проводить аналогии со «слоями» в случае некоторых форм бытования острова в культуре, но не строго опираться на теорию Степанова.

Для начала нам нужно понять, как остров попадает в сознание человека. Для этого мы обратимся к понятию «образ».

Опираясь на определение Ю.П. Сакун, можно заключить, что образ -междисциплинарное понятие, объединяющее в себе сферы культурологии, психологии и искусства. Образ представляет собой объект или явление из материального мира, которое воспринимается индивидом и продолжает существовать в его сознании. В ходе этого отражения и дальнейшего бытования в данной форме этот объект или явление наделяется идейным и смысловым содержанием и существует в культуре в разных чувственно-воспринимаемых формах, фигурируя в художественных произведениях [3].

Стоит отметить, что для наук о культуре понятие «образ» крайне значимо, так как «культура в своем происхождении и содержании есть преобразованное первичное бытие - природное, человеческое или божественное; в этом смысле культура сама - образ, явленная метаморфоза первичной реальности» [4, с. 86].

Предполагаем, что на уровне образа остров как концепт существует в «активном слое». Здесь он воспринимается одинаково большинством представителей культуры и максимально приближен к той форме, в которой он существует в материальном мире.

Исследуя культуру, мы часто сталкиваемся с различными образами острова, «отра-

женными» в сознании индивида или группы индивидов объектами материального мира.

В культуре образ острова наиболее широко представлен в мифологии, фольклоре и космогонических представлениях разных народов мира. Например, в представлениях айнов любая суша считается островом (по аналогии с местом их обитания). Согласно их космогонии, люди существуют в мире, который является океаном с дрейфующими по нему островами, а сам океан расположен на спине гигантского лосося [5]. В мифологии ацтеков прародина Астлан описывается как остров посреди озера [5]. А согласно казахско-узбекскому мифу, остров посреди моря является местом обитания Чильтан. В мифологии Средней Азии это духи или святые, управляющие миром. Для обычных людей этот остров недоступен [6].

Самым ранним задокументированным использованием образа острова в художественном произведении является древнеегипетская «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», записанная на папирусе ок. ХХ-ХУИ вв. до н.э. В ней главный герой попадает на остров в ходе кораблекрушения. Сам же остров представлен как место изобилия: «Нашел я там и виноград, и смоквы, отборный лук, и финики, и фиги, и огурцы - [подумать] можно было, что [кто-то] их выращивал, - и рыбы, и птицы были там... Не существует того, чего там не было!» [7, с. 150]

На острове главный герой встречает огромного змея. В ряде произведений змей является отрицательным персонажем, но в этом случае он представлен как нейтральный герой, божество и хозяин острова. На божественную природу фантастического существа указывает и способ взаимодействия главного героя с ним. Главный герой преклоняется перед змеем и относится к нему с почтением, благодаря чему заручается его благосклонностью по отношению к себе. Змей обещает, что главный герой вернется домой целым и невредимым. Когда за главным героем на остров прибывает ладья, змей на прощание одаривает его разными ценными предметами.

Так представлен остров в одном из самых древних письменных источников. Мы видим, что островное пространство показано как фантастическое место, своего рода «иной мир». Описание острова обладает определенным символизмом райского места. Так мы подходим к следующей форме бытования острова в культуре - острову-символу.

Чтобы разобраться с местом символа в культуре, мы снова обратимся к краткому тематическому словарю по культурологии. Опираясь на определение Ю.П. Сакун, заключаем, что символом может быть абсолютно любой предмет, представляющий некоторый другой предмет, явление или свойство. Символ острова, как и любой другой символ, используется для конкретно-чувственного выражения идей, идеалов и ценностей, которыми живет человек и в рамках которых осуществляется развитие и функционирование культуры. Символы создают творческую преемственность, заключая и накапливая в себе определенные идеи и идеалы. Они предоставляют основу для творческой деятельности последующих поколений. Сама по себе культура является совокупностью

символических форм (язык, мифология, философия, религия, искусство, наука, идеология). Символы не существуют в отрыве от общества: единожды зародившись в нем, они продолжают существовать, пока существуют люди, способные их воспроизводить, воспринимать и преобразовывать. Стоит отметить, что многие символы зависят от социокультурного и исторического контекста. В зависимости от исторических и социальных обстоятельств один и тот же символ может наделяться различными значениями [3].

В нашем случае образ острова в рамках культуры часто не только демонстрирует остров как таковой, но еще обладает определенным символизмом и целым рядом особых значений.

Дж. Тресиддер пишет, что как символ остров имеет двойственное значение: с одной стороны, он является местом изоляции и одиночества, а с другой - является убежищем [8]. Х.Э. Керлот описывает символику острова схожим образом, выделяя несколько значений: изоляция, одиночество, смерть [9].

В «Словаре символов» Керлота можно найти еще несколько описаний символов, которые относятся к островной тематике. Керлот пишет про остров блаженных, но не приводит конкретного описания, а дает ряд примеров таких островов. Стоит отметить, что символ «остров блаженных» появился в греческой мифологии и означал место пребывания блаженных душ умерших героев, соответствующее Элизиуму. Понятие «остров блаженных» стало использоваться как имя нарицательное для мифических островов с ярко-выраженной семантикой райского места. Сам Керлот в качестве примера острова блаженных в первую очередь приводит не греческий Элизиум, а золотой остров из индуистских учений. Берега этого острова покрыты драгоценностями, на его территории цветут благоухающие деревья, а в центре расположен дворец - восточное воплощение философского камня. Внутри дворца в сокровищнице правит «великая мать» [9].

В шумеро-аккадской мифологии есть хороший пример острова блаженных. Это остров Дильмун (Тильмун), который иногда идентифицируется с реально существующими Бахрейнскими островами. Этот остров выступает местом действия одного из древнейших шумерских мифов об Энки и Нинхурсаг, там же поселен после потопа Зиусудра, шумерский аналог христианского Ноя. К острову имели отношение различные шумерские боги (например, богиня-целительница Нининсина). А главными богами острова являлись Энзак и Мескидак. Остров описывается как место, где восходит солнце, и как первозданная страна, где не было опасных диких животных. В описании этой страны используются такие эпитеты: «чистая», «непорочная», «светлая страна», «страна живых», не знающая болезней и смерти. Дильмун описан скорее как рай для пребывания богов, а не людей. Его описание схоже с описанием библейского Эдема [6].

Неплохо представлены острова блаженных в кельтской мифологии, в которой среди океана традиционно помещался «иной мир» в различных вариациях. Здесь стоит упомянуть Авалон - райский остров в западных морях. В легендах это место, куда переносится Артур со своей сестрой - феей Морганой, получив смертельную рану. Король Артур возлежит там в прекрасном дворце на вершине горы [5].

Согласно ирландской саге «Плавание Брана», на западе располагались острова

блаженных в количестве «трижды по пятьдесят», каждый из которых в несколько раз больше Ирландии. Там остановилось время, царит изобилие и молодость. В начале саги дается описание чудесного острова, который расположен очень далеко в море и стоит на четырех ногах из белой бронзы. Этот остров - обитель славы и место, где «сонм героев предается играм». Там на плодородной почве растет множество цветов, а на древнем дереве постоянно поют птицы. В этом месте неизвестны горесть, обман и другие человеческие беды и пороки. В этом произведении находим описание Острова Радости: все кто, на него попадают, без перерыва смеются и веселятся, находясь в постоянном блаженстве [6].

Еще в саге описан Остров женщин, куда практически в самом конце произведения пребывает главный герой со своей командой. На этом острове расположен огромный дом, которым руководит Царица женщин. Она, как и в случае со «Сказкой о потерпевшем кораблекрушение», является божеством-хозяйкой острова. В этом доме есть место для каждого члена команды, и описан он так:

«Они вошли в большой дом. Там было по ложу на каждых двоих - трижды девять лож. Яства, предложенные им, не иссякали на блюдах, и каждый находил в них вкус того кушанья, какого желал» [10, с. 673].

Героям казалось, что они пробыли на острове один год, но на самом деле прошло уже много лет.

В китайской и даосской мифологии семантикой, схожей с островами блаженных, обладают так называемые острова бессмертных - Инчжоу и Пэнлай. Они являются своеобразными вариантами рая. В «Записках о десяти сушах посередь морей» остров Ин-чжоу описан как священный остров-гора, который «расположен в Восточном море и удален от западного берега и местности Куйцзи (провинция Чжэцзян) на 700 тысяч ли» [5, с. 547]. Это место произрастания волшебной травы бессмертных, а из расположенной на острове нефритовой скалы вытекает вода, по вкусу похожая на вино и дающая людям долголетие [5].

Пэнлай или Пэнлайшань (шань означает «гора») - аналогичный Инжоу остров-гора, плавающий в Восточном море или заливе Бохай, это самое известное место обитания бессмертных. Остров подробно описан в трактате «Лецзы», согласно которому, в бездне Гуйсюй когда-то плавали пять гор, среди которых также были Инчжоу и Пэнлай. «Окружность каждой из них - 30 тысяч ли (ли - ок. 0,5 км), плато на вершине - 9 тысяч ли, горы отстоят друг от друга на 70 тысяч ли. Все строения там сделаны из золота и нефрита, все звери и птицы белого (т.е. священного) цвета, на деревьях зреет жемчуг и белые драгоценные камни, плоды имеют удивительный аромат. Тот, кому довелось их отведать, не старел и не умирал» [5, с. 356]. На островах жили восемь святых из даосского пантеона, называемые бессмертными. В ходе фантастических событий, описанных в одном из мифов, пару островов унесло в океан, остались только Пэнлай, Инчжоу и еще один остров - Фанчжан. В Древнем Китае некоторые императоры отправляли экспедиции на поиски Пэнлай. Считалось, что Пэнлай и две другие горы издали похожи на тучи, а когда люди приближаются к ним, острова опускаются под воду [5].

В норвежском предании «Вороны Ут-Реста» остров - место, где на огромных зеленых пастбищах бродят обширные стада. Поля густо покрыты ячменными колосьями, у причалов стоят рыболовные суда, всегда готовые выйти в плавание. В произведении прослеживается, что остров имеет схожие черты с раем скандинавских язычников -Вальхаллой. Хозяин острова несет в себе черты языческого бога Одина, а его сыновья, превращающиеся в воронов, имеют непосредственную связь с Хугином и Мунином -воронами Одина [11].

Помимо острова блаженных, Керлот упоминает «остров проклятья». Он снова не дает четкого описания символа, а приводит пример из «Жития Иосифа Арифамей-ского», в котором говорится: наряду с Островом Счастья есть противоположный ему Остров Проклятья, «на котором путника подстерегали адские призраки, колдовские чары, пытки и опасности. Такой остров выступает в качестве аналога черному замку из других легенд» [9, с 371-372]. Мы видим, что Остров проклятья в противовес острову блаженных символизирует инфернальное пространство, остров-ад.

Остров-ад во многих случаях раскрывается через населяющих его существ, инфернальных по своей природе.

В упомянутой ранее кельтской мифологии присутствует описание острова со стеклянной башней, на котором обитают фоморы - демонические существа, которым противостоит богиня Дану. Этот остров располагался на севере, а у многих народов север ассоциируется с забвением и смертью [6].

Согласно турецкой мифологии, на островах может обитать Каиш-Баджак - злой демон, который имеет человеческое туловище, но вместо ног у него длинный хвост (ремни). Встречая человека, он нападает на него, садится верхом, обвивая хвостом (ремнями), и ездит. Ослабевшую жертву может задушить и съесть [6].

В греческой мифологии остров Родос был местом обитания тельхинов. По одной из версий, это демонические создания и колдуны, которые вредят живым существам, поливая их водой из реки Стикс, смешанной с серой [6].

В индуистской мифологии среди вод острова Ланка живет десятиголовый демон Равана, который разоряет земли, убивает живых существ, похищает женщин и является врагом героя Рамы [6].

В японской народной сказке «Момотаро» описан остров Онигасима, на котором в большом замке живут демоны-людоеды Они [12].

Нужно упомянуть еще одну функцию острова - часто он символизирует пространство инициации. Особенно хорошо это заметно в произведениях, которые описывают приключения культурного героя. В архаических обществах инициация выполняла важную социальную функцию и представляла собой «обряд посвящения, в результате которого индивид или социальная группа обретают иной, как правило, более высокий, социальный статус. Инициационные ритуалы приобщают неофита к новой социальной роли. Обычно инициацией называют первобытный обряд перехода юношей/девушек в ранг взрослых мужчин/женщин и включения их в определенный возрастной класс или иную половозрастную группировку либо в мужской/женский тайный союз» [13].

Л.Ю. Морская утверждает, что попадая на остров, человек претерпевает разные метаморфозы. Чаще всего именно в островных условиях происходят различные изменения сознания, озарения и смены мировоззрения. Таким образом, островное пространство представляет собой некий стимулятор духовных сил и возможностей [14].

Предметом раздумий Р.С. Патке в работе «Острова поэзии, поэзия островов» являются метафизические характеристики острова. Особый интерес при этом для исследователя представляют последствия попадания человека на необитаемый остров, который в обязательном порядке модифицирует личность. Р.С. Патке пишет, что, попадая на необитаемое островное пространство, человек переживает символическую смерть и символическое возрождение. Попадание на остров - возможность не только освоить новое пространство, но и выстроить заново свою личность [15].

В мифологии и фольклоре процесс инициации во время посещения острова выражается в следующем: низкий статус героя (бедность, непривлекательная внешность, притеснение со стороны близких) после возращения меняется на высокий (герой обретает богатство, прекрасную невесту, ему всегда начинает сопутствовать удача).

Из приведенных ранее примеров инициационный символизм острова хорошо продемонстрирован в «Сказке о потерпевшем кораблекрушение» и сказке «Момотаро». Т.А. Шеркова считает, что в «Сказке о потерпевшем кораблекрушение» образ острова связан с космогоническими представлениями о загробном мире. Само попадание героя на остров является перемещением в иной мир, символической смертью. Согласно сюжету, до встречи с драконом герой проводит три дня в одиночестве, а одиночество является обязательным компонентом инициации. Описание змея перекликается с описанием из «Книги мертвых» (покрыт блестящими металлическими пластинками, тридцати локтей в длину). Важная особенность произведения - при встрече со змеем главный герой теряет сознание от страха, а змей переносит героя в своей пасти к себе в жилище. Быть проглоченным змеем - значит перенести испытание, которое нужно преодолеть, чтобы попасть в иной мир. Перед возвращением из иного мира герой одаривается различными ценными предметами, а по возвращении домой повышается в чине [16]. Таким образом, мы видим, как герой последовательно проходит все этапы инициации.

Образ главного героя произведения «Момотаро» схож с образом русского богатыря. В сказке описывается, что главный герой, достигнув определенного возраста, стал очень сильным и ему захотелось проверить свои силы, победив демонов Они. Для этого Момо-таро отправляется на остров Онигасима, где в большом замке живут демоны. По дороге он заручается поддержкой собаки, обезьяны и фазана. Продемонстрировав свою силу и смекалку, главный герой побеждает демонов и забирает себе их сокровища. Он возвращается с острова, приобретя новый социальный статус и делом доказав свою зрелость.

Исландская сказка «Иоун и скесса» описывает следующую ситуацию. Отец отправляет героя на острова на рыбалку, предупреждая, чтобы сын «ни в коем случае не делал привала под скалой, возвышающейся на склоне холма, по которому проходит дорога». Сын нарушает запрет и оказывается в гостях у скессы (исландское название троллихи или великанши), но за то, что Иоун кормит ее детей, она не только не убивает его, а

награждает благами: гарантирует удачный улов на островах, заботится о его лошадях, одаривает золотом и серебром. В этом примере мы видим, что посещение острова главным героем повышает его социальный статус [17].

Важно отметить, что в некоторых из приведенных ранее примеров можно увидеть связь образа острова с образом горы. М. Элиаде связывает символику горы с центром мира и местом, где встречаются небо и земля. Символика центра, в понимании Элиа-де, сакральна и отвечает за творение сущего, а еще за связь между мирами. В каком-то смысле остров - это тоже гора, возвышающаяся над морской гладью. Учитывая, что во многих произведениях герои свободно проникают на остров, а затем покидают его, можно предположить, что остров, подобно горе, является переходным пространством, своеобразными воротами между мирами [18].

Опираясь на все ранее приведенные примеры, можно отметить, что остров является древним образом и символом, который через мифологию и фольклор плотно укореняется в мировой культуре. В большинстве случаев остров выступает как символ «иного» пространства и обладает либо райской, либо инфернальной семантикой, иногда сочетая их воедино. Стоит обозначить, что под словосочетаниями «иной мир» или «иное пространство» нами подразумевается не только мир умерших, противопоставляемый миру живых, но в целом какое-либо фантастическое место, в пределах которого происходит что-то, что не вписывается в привычную картину мира, что-то странное и необычное, действующее по своим неведомым правилам, относящееся не к нашему миру, одним словом, «иное».

В своей работе «Образы и символы» М. Элиаде пишет, что символический образ мышления неотделим от человеческой природы, он предшествует языку и описательному мышлению. Символ отражает ряд самых глубоких аспектов реальности, которые не поддаются другим способам осмысления. «Образы, символы, мифы нельзя считать произвольными выдумками психеи-души; они отвечают некой необходимости, выполняют известную функцию: их роль - выявление самых потаенных модальностей человеческого существа. Их изучение позволит нам в дальнейшем лучше понять человека, «человека как такового», еще не вовлеченного в поток исторической обусловленности. Каждое историческое существо таит в себе частицу человечества доисторической эпохи» [18, с 129-130].

Элиаде пишет, что символ, наряду с мифом и образом, является основой духовной жизни и представляет собой неискоренимую часть культуры. Демонстрируя это, Элиаде обращается к интересующему нас образу острова. Он приводит в пример литературу XIX в. и сохранившийся в ней миф о земном рае в форме «райского острова» в Тихом океане. Подобные острова, как он пишет, активно восхваляют все великие европейские писатели. Образ такого острова представляет собой блаженное место, бытие в рамках которого протекает вне времени и истории, а «человек там счастлив, свободен и независим; ему не нужно зарабатывать себе на жизнь; женщины там прекрасны и вечно юны; никакой «закон» не властен над их любовью. Даже нагота, вновь обретенная жителями далекого острова, имеет метафизический смысл: это признак совершенного человека,

Адама до грехопадения» [18, с. 129]. Но в реальности подобные острова выглядели совсем иначе: плоский и монотонный пейзаж, нездоровый климат, тучные и некрасивые женщины.

В этом фрагменте из работы Элиаде хорошо продемонстрировано, как остров в качестве образа и символа существует в отрыве от объективной реальности, сохраняя все те же привычные мифологические черты райского места.

Исходя из представлений об острове как концепте, мы можем представить остров-символ в качестве «пассивного и неявного слоя». Поскольку символическое восприятие острова не распространено повсеместно, но при этом доступно отдельным представителям культуры. Опираясь на тезисы М. Элиаде, можно предположить, что в архаическом обществе символическое восприятие острова было более распространено, но со временем теряло свою значимость, при этом сохраняясь в художественных произведениях.

По приведенным ранее примерам мы видим, что остров является древним образом, который широко представлен в культуре народов мира. При этом важно отметить, что в большинстве случаев этот образ обладает схожей символикой. Репрезентация острова может отличаться в зависимости от культуры, но смысловая основа остается единой. Так мы подходим к тому, что остров можно рассматривать не просто как образ и символ, а еще как архетип и мифологему.

Начнем с понятия «архетип», которое тесно связано с мифологемой. В культурологии понятие «архетип» появилось благодаря К.Г. Юнгу, который в ХХ в. обратился к нему и стал использовать для теоретического анализа мифов. Ученый использовал определение «архетип» в отношении «первичных схем образов, которые бессознательно воспроизводились людьми и априорно формировали обновленные образы, подспудно существующие в мифах и верованиях. В понимании Юнга, архетипы - это не сами образы, а схемы образов» [19, с. 165].

В рамках культурологии «архетипы - это образы (прообразы), коллективное бессознательное, лежащее в основе любой культуры» [2].

Рассмотренные ранее примеры демонстрируют, что остров является важным архетипом. Он является устойчивым образом и повсеместно встречается в мифологии и космогонических представлениях народов мира.

Термин «мифологема» также используется К.Г. Юнгом совместно с К. Кереньи [20]. А.Н. Круталевич конкретизирует классический подход к определению мифологемы и приходит к выводу, что если архетипы -«неизменные универсалии человеческого существования», то мифологема - «развертывание в пространстве смыслов, содержащихся в архетипах. При этом архетипы объединяют разнообразные этноспецифичные мифологемы, обеспечивая сквозное единство человеческой культуры, и являются константными доминантами. Поэтому архетип и мифологему можно рассматривать в качестве статических и динамических элементов мифа соответственно» [21, С. 13]. Круталевич делает вывод, что термин «мифологема» является «конкретной интерпретацией универсальной модели коллективного бессознательного (архетипа) в любой форме человеческой деятельности с широким набором функций. Для этой интерпретации характерны

отсутствие фабульности, ретроспективность и региональные особенности» [21, с. 17]. Если мы понимаем архетип как схему, то мифологема - то, что создано по этой схеме.

Л.И. Горницкая и М.Ч. Ларионова считают, что «мифологема - это еще не образ или мотив, а модель, инвариант, структурно-семантическая единица в отвлечении от ее конкретных реализаций, а также жанра, рода, направления и т.д. Сам инвариант материальной оболочки не имеет, поэтому мифологема не существует в «чистом» виде, а только в виде культурного «слова» или сюжета, мотива и художественного образа» [22, с. 13].

Архетип острова, присутствуя во многих культурах в качестве базового образа, неизбежно подвергается репрезентации в различных формах, становясь мифологемой.

Т.В. Цивьян выделяет несколько характерных для данной мифологемы особенностей, которые мы могли наблюдать в приведенных ранее примерах:

• метафоричность, которая обуславливается значением места;

• «странность» острова как особой зоны;

• одновременная изолированность и открытость острова [23].

В рассматриваемых примерах репрезентация острова отличается в зависимости от особенностей культуры, но при этом в большинстве случаев сохраняется единая смысловая основа.

Остров в качестве архетипа и мифологемы можно представить в качестве последнего «внутреннего слоя» концепта острова. Данный слой не осознается в повседневной жизни и доступен для понимания по большей части ученым и исследователям.

На основе вышеизложенного можно прийти к выводу, что остров является значимым общекультурным концептом и одной из констант мировой культуры. Остров является важным образом, который повсеместно встречается в культуре народов мира.

В качестве символа остров широко представлен в мировой культуре, в частности -в мифологии и фольклоре различных народов мира. На основе анализа произведений, в которых происходит репрезентация острова, можно предположить, что он относится к древним символам. Символ острова представляет собой одну из попыток донаучного освоения мира.

В большинстве мифов народов мира остров обладает схожей семантикой и способами репрезентации, представляет собой «иной мир» и обладает семантикой райского места, инфернального пространства и пространства инициации, что в совокупности с древностью данного образа позволяет рассматривать его как архетип и мифологему.

Остров в качестве концепта культуры, объединяющего в себе черты образа, символа, архетипа, мифологемы, является важным объектом для культурологических исследований. Он выступает одним из связующих звеньев в мировой культуре за счет своей глобальности и схожей семантики. Но в то же время в процессе своей репрезентации он вбирает различные особенности и отличительные черты культуры, в рамках которой происходит репрезентация. Дальнейшее исследование острова в подобном ключе поможет лучше понять взаимосвязь между культурами, а также их особенности и отличия.

В завершении стоит вернуться к упомянутому в работе тезису Элиаде о том, что образное и символическое мышление неотделимо от человеческой природы. Несмотря

на то, что в современных условиях жизни общества мы способны постигать мироустройство научным путем, в нас все равно живет донаучное мышление, опирающееся на чувства и эмоции.

По нашему мнению, это активнее всего проявляется в художественных произведениях. Их создателей не сдерживают условия объективной реальности, что позволяет им свободно демонстрировать свое особое видение мира. Как раз в рамках этого творческого процесса и проявляют себя различные древние образы, в которых заключены отголоски первобытного мировосприятия, в том числе и рассматриваемый в этой работе образ острова. Дальнейшее исследование подобных образов в современной культуре поможет лучше понять как человека современного, так и человека как такового вне пределов временных отрезков. Поскольку эти сакральные образы, оставаясь привлекательными для индивида, и по сей день, хранят в себе сведения о том мире, каким бы его хотел видеть человек.

Список литературы

1. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 3, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004.

2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4 изд., дополненное. М.: ООО «А ТЕМП», 2006.

3. Культурология. Краткий тематический словарь. Под редакцией д. ф. н., проф. Драч Г, В., д. ф. н., проф. Матяш Т. П. Ростов н/Д.: «Феникс», 2001.

4. Культурология. XX век. Энциклопедия Т.2. М-Я. гл. ред. С. Я. Левит Санкт-Петербург.: Университетская книга, 1998.

5. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 1. А-К. Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1991.

6. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 2. К-Я. Гл. ред. С. А. Токарев. -М.: Сов. энциклопедия, 1992.

7. Рак И. В. Египетская мифология. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2004.

8. Тресиддер Дж. Словарь символов. М.: Фаир - Пресс, 1999.

9. Керлот Х. Э. Словарь Символов. М.: «REFL - book», 1994.

10. Исландские саги. Ирландский эпос. Редактор С. Шлапоберская. М.: «Художественная литература», 1973.

11. Асбьёрнсен П. К. На восток от солнца, на запад от луны: Норвежские сказки и предания. Петрозаводск.: Карелия, 1987.

12. Японские и бенгальские сказки. Перевод Р. Грищенкова. СПб.: СЗКЭО, 2021

13. Попов В. А. Инициация. Большая Российская Энциклопедия. Доступ: https:// bigenc.ru/ethnology/text/2011860 (проверено 21.11.2022)

14. Морская Л. Ю. Символика островного пространства в литературе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 112-115

15. Patke R. S. The Islands of Poetry; the Poetry of Islands // Partial Answers: Journal of

Literature and the History of Ideas 2 (1), 177-194

16. Синило Г. В. История мировой литературы. Древний Ближний Восток. Минск.: «Вышейшая школа», 2014.

17. Скандинавские сказки. Сост. Е. Суриц. М.: Худож. лит, 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское / Перев. с фр. М.: Ладомир, 2000.

19. Мухина В. С. Уникальный диапазон понятия «Архетип» // Развитие личности, 2014. №4. с.163-201.

20. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Перевод с английского. Киев.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996.

21. Круталевич А. Н. «Мифологема» в понятийном аппарате культурологии // Культура и цивилизация. 2016. № 1. С. 10-21.

22. Горницкая, Л.И., Ларионова, М.Ч. Место, которого нет... Острова в русской литературе. Ростов н/Д.: ЮНЦ РАН, 2013.

23. Цивьян Т. В. Язык: тема и вариации: Избранное: в 2 кн. Кн. 2. М.: Наука, 2008.

Сведения об авторе

Сенченко Алексей Геннадиевич - аспирант кафедры теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону.

E-mail: aleksey.senchenko@gmail.com

A. G. Senchenko

ISLAND AS A CONCEPT OF CULTURE

Abstract: This article is devoted to the study of the island as a part of culture. The author of the article is based on the concept of Yu. S. Stepanov through which the island is considered in its different versions of existence in culture. In particular the island is considered as: image, symbol, archetype, mythologem. The relationship between the above forms is revealed. Various plots from mythology andfolklore of the peoples of the world are used as examples. In the process of work it is noted that the image of the island is widely spread in world culture, and most actively manifests itself in mythology and folklore. As a symbol the island most often figures as a « the other world» and has the semantics of a paradise place, infernal space, the space of initiation. Given the fact that the image of the island is basic in world culture widely represented in mythology and folklore, and in most cases has similar symbolism it can be regarded as an archetype and mythologem, which is the case in this article. In conclusion, the author concludes the importance of the island as a concept, and the need for its further study.

Keywords: Island, concept, image, symbol, archetype, mythologem.

References

1. Stepanov Ju. S. Konstanty: Slovar' russkoj kul'tury: Izd. 3, ispr. i dop. [Constants: Dictionary of Russian Culture]. M.: Akademiceskij Proekt, 2004.

2. Ozhegov S. I. i Shvedova N. Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologiceskih vyrazenij. Rossijskaja akademija nauk. Institut russkogo jazyka im. V. V. Vinogradova. 4 izd., dopolnennoe [Explanatory Dictionary of the Russian Language: 80,000 words and phrases]. M.: OOO «A TEMP», 2006.

3. Kul'turologija. Kratkij tematicheskij slovar'. Pod redaktsiej d. f. n., prof. Drach G, V., d. f. n., prof. Matjas T. P. [Culture Studies. Concise Thematic Dictionary]. Rostov n/D.: «Feniks», 2001.

4. Kul'turologija. XX vek. Entsiklopedija T.2. M-Ja. gl. red. S. Ja. Levit [Culturology. XX century. Encyclopedia]. Sankt-Peterburg.: Universitetskaja kniga, 1998.

5. Mify narodov mira. Entsiklopedija: v 2-h t. T. 1. A-K. Gl. red. S. A. Tokarev. [Myths of the Peoples ofthe World. Encyclopedija: in 2 vols. vol. 1]. M.: Sov. enciklopedija, 1991.

6. Mify narodov mira. Entsiklopedija: v 2-h t. T. 2. K-Ja. Gl. red. S. A. Tokarev. [Myths of the Peoples of the World. Encyclopedia: in 2 vols. vol. 2.]. M.: Sov. enciklopedija, 1992.

7. Rak I. V. Egipetskaja mifologija [Egyptian mythology]. M.: TERRA - Knizhnyj klub, 2004.

8. Tresidder DZH. Slovar' simvolov [Dictionary of symbols]. M.: Fair - Press, 1999.

9. Kerlot H. E. Slovar' Simvolov [Dictionary of symbols]. M.: «REFL - book», 1994.

10. Islandskie sagi. Irlandskij epos. Redaktor S. Slapoberskaja [Icelandic Sagas. Irish epos]. M.: «Hudozhestvennaja literatura», 1973.

11. Asb'ernsen P. K. Na vostok ot solnca, na zapad ot luny: Norvezhskie skazki i predanija [East of the Sun, West of the Moon: Norwegian Tales and Legends]. Petrozavodsk.: Karelija, 1987.

12. Japonskie i bengal'skie skazki. Perevod R. Grishchenkova. [Japanese and Bengali tales]. SPb.: SZKEO, 2021

13. Popov V. A. Iniciacija. Bol'shaja Rossijskaja Entsiklopedija [Initiation. The Great Russian Encyclopedia]. Access: https://bigenc.ru/ethnology/text/2011860 (provereno 21.11.2022)

14. Morskaja L. Ju. Simvolika ostrovnogo prostranstva v literature [Symbolism of island space in literature] // Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Filologija. Zurnalistika. 2014. T. 14, vyp. 3. S. 112-115

15. Patke R. S. The Islands of Poetry; the Poetry of Islands // Partial Answers: Journal of Literature and the History of Ideas 2 (1), 177-194

16. Sinilo G. V. Istorija mirovoj literatury. Drevnij Blizhnij Vostok [History of World Literature. Ancient Near East]. Minsk.: «Vyshejshaja shkola», 2014.

17. Skandinavskie skazki. Sost. E. Surich [Scandinavian fairy tales]. M.: Hudozh. lit, 1991.

18. Eliade M. Izbrannye sochinenija: Mif o vechnom vozvrashchenii; Obrazy i simvoly;

Svjashchennoe i mirskoe. Perev. s fr. [Selected Essays: The Myth of Eternal Return; Images and Symbols; Sacred and Secular]. M.: Ladomir, 2000.

19. Muhina V. S. Unikal'nyj diapazon ponjatija «Arhetip» [The Unique Range of the Concept of the Archetype] // Razvitie lichnosti, 2014. №4. s.163-201.

20. Jung K. G. Dusha i mif: shest' arhetipov, perevod s anglijskogo [The Soul and the Myth: The Six Archetypes]. Kiev.: Gosudarstvennaja biblioteka Ukrainy dlja junoshestva, 1996.

21. Krutalevich A. N. «Mifologema» v ponjatijnom apparate kul'turologii [Mythologem in the conceptual apparatus of cultural studies] // Kul'tura i civilizacija. 2016. № 1. S. 10-21.

22. Gornitskaja, L.I., Larionova, M.C. Mesto, kotorogo net... Ostrova v russkoj literature [The place that doesn't exist... Islands in Russian literature]. Rostov n/D.: JuNC RAN, 2013.

23. Civ'jan T. V. Jazyk: tema i variatsii: Izbrannoe: v 2 kn. Kn. 2 [Language: theme and variations: Selected: in 2 vols. Vol. 2.]. M.: Nauka, 2008.

Senchenko Alexei Gennadievich - Postgraduate student of the Department of the theory of culture, ethics and aesthetics of the Institute of Philosophy and Socio-Political Sciences of the Southern Federal University, Rostov-on-Don.

E-mail: aleksey.senchenko@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.