Научная статья на тему 'Осторожно, незаконные мигранты! уголовно-правовые и административные меры противодействия'

Осторожно, незаконные мигранты! уголовно-правовые и административные меры противодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ / НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ / ПРАВИЛА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маякова Анастасия Станиславовна

В статье рассмотрены проблемы соотношения составов преступлений, предусматривающих ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) и незаконного пересечения Государственной границы России (ст. 322 УК РФ) со смежными административными правонарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маякова Анастасия Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Beware, illegal immigrants!

The article deals with problems of structures of the crimes providing liability for organization of illegal migration (article 322.1 of the criminal code of RF) and unlawful crossing of the State border of the Russian Federation (article 322 of the criminal code of RF) with related administrative offences.

Текст научной работы на тему «Осторожно, незаконные мигранты! уголовно-правовые и административные меры противодействия»

УДК 43.359.9

Осторожно, незаконные мигранты!

Уголовно-правовые и административные меры противодействия

Анастасия МАЯКОВА

В последние годы незаконная миграция не только в страны Западной Европы, но и в Российскую Федерацию приняла угрожающие масштабы. Отчётливо просматривается негативное влияние незаконных мигрантов на распространение идей ваххабизма и усиление морально-психологического давления на местное население, подрывающее изнутри национальную безопасность России.

Так, президент России В. В. Путин, выступая на заседании Совета безопасности России, сказал, что одним из направлений противодействия экстремизму является совершенствование миграционной политики. Он также отметил, что существует «немало проблем, связанных с незаконной, неконтролируемой миграцией. Известно, что это питательная среда для преступности, для возникновения межэтнической напряжённости и проявлений экстремизма. Необходимо усилить контроль за выполнением правил пребывания мигрантов в России, на деле заниматься их социальной и культурной адаптацией, защитой трудовых и других прав» [1].

Незаконная миграция может быть как внутренней, так и внешней. Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 г. трактует данное понятие с точки зрения внешней миграции. Итак, «незаконная миграция - это перемещения в Российскую Федерацию с нарушением зако-

МАЯКОВА Анастасия Станиславовна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин (Российская таможенная академия). E-maü: mayakov25@list.ru

Ключевые слова: организация незаконной миграции, незаконное пересечение государственной границы, правила пересечения Государственной границы России.

1 Путин В. В. Выступление на расширенном заседании Совета безопасности России, посвященном рассмотрению проекта Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года // URL http://www.kremlin.ru/events/president/news/47045

нодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности» [2, п. «ж», ст. 5].

Незаконная миграция выделена законодателем в качестве одного из основных источников угроз общественной безопасности страны.

Так, согласно ст. 17 «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации», незаконная миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, способствует возникновению угроз общественной безопасности.

Незаконные пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и осуществление ими трудовой деятельности на территории страны зачастую ухудшают социальную обстановку в местах их пребывания, создают условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма [3].

Действительно, незаконная миграция несёт множество негативных явлений: способствует росту безработицы в стране, повышению уровня общеуголовной преступности и терроризма, а также угроз национальной безопасности страны.

Так, «незаконная миграция часто связана с изготовлением и использованием поддельных и подложных документов... Подделываются приглашения, визы, миграционные карты, разрешения на работу и иные документы, необходимые для въезда в Российскую Федерацию и пребывания на её территории, а также для осуществления трудовой деятельности» [4].

Борьба с незаконной миграцией осуществляется комплексно.

Кроме Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. в стране было ратифицировано Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств [5].

В 2012 г. постановлением Правительства РФ утверждено «Положение об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции» [6].

2 Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.) // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244

3 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154602

4 Егорова Е. Нелегальная миграция в России // URL: http://russiancouncil.ru/inner/ ?id_4=2003#top-content

5 Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (с изм. от 10 октября 2014 г.). Ратифицировано РФ Федеральным законом Российской Федерации от 11 июля 2011 г. № 178-ФЗ // URL: http://docs.cntd.ru/ document/902289299

6 Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. № 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции» // URL: http://base.garant.ru/70259302/#ixzz44lKSm9bX

Также в формате ОДКБ проводится комплексная оперативно-профилактическая операция «Нелегал», направленная на противодействие незаконной миграции граждан третьих (по отношению к ОДКБ) стран, включая торговлю людьми [7; 8].

Внесены изменения в ряд иных законодательных актов Российской Федерации.

Противодействие незаконной миграции осуществляется также с помощью административных и уголовно-правовых мер. Рассмотрим их подробнее.

Комплекс уголовно-правовых и административных мер, направленных на противодействие незаконной миграции

Следует отметить, что самостоятельной уголовной ответственности для незаконных мигрантов российское уголовное законодательство не предусматривает. Установлена лишь административная ответственность как для мигрантов, так и для лиц, способствующих их незаконному въезду и пребыванию в нашей стране.

Так, в ст. 18.8 КоАП РФ закреплена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в страну либо режима пребывания (проживания) в ней, а в ст. 18.9 КоАП РФ - ответственность за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Частично незаконных мигрантов касается и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 18.1 КоАП РФ - нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (в части нарушения правил её пересечения).

На предотвращение незаконной миграции направлены такие пре-

ступления против порядка управления, как незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ) и организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ). Данные правовые нормы в структуре УК помещены в раздел Х «Преступления против государственной власти». Важным представляется установление соотношения между данными составами преступлений и административными правонарушениями.

Статью 18.1 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за «нарушение режима Государственной границы Российской Федерации» в части нарушения правил её пересечения, и ст. 18.8 КоАП РФ в части нарушения иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ следует сравнить с составом преступления, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 322 УК РФ («Незаконное пересечение Государственной границы Российской

7 Операция «Нелегал-2015» в Тюмени // URL: https: // 72.mvd.ru/news/item/3521875/

8 Сухаренко А. Н. Законодательное обеспечение противодействия незаконной миграции в России // Юридический мир / 2013. № 5.

Федерации»). Кроме того, составы указанных выше административных правонарушений следует раз-

граничивать с составом ст. 322.1 УК РФ («Организация незаконной миграции»).

Соотношение незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ) со смежными административными правонарушениями

Одним из деяний, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 18.8 КоАП РФ, является нарушение правил въезда в Российскую Федерацию. В то же время ст. 18.1 КоАП РФ говорит об ответственности за нарушение правил пересечения Государственной границы России. Диспозиция ст. 322 УК РФ говорит об ответственности за незаконное пересечение государственной границы. Очевидно, что эти деяния внешне похожи.

Получается, что в ст. 18.1 КоАП РФ и 322 УК РФ речь идёт как о въезде, так и о выезде, а в ст. 18.1 КоАП РФ, в интересующей нас части, только о въезде. При этом в ст. 18.1 и 18.8 КоАП РФ анализируемые деяния осуществляются «с нарушением правил» (пересечения Государственной границы Российской Федерации или въезда в Российскую Федерацию соответственно), а в ст. 322 УК РФ речь идёт о «незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации». Данные правовые нор-

мы являются бланкетными, значит, для их уяснения нужно знакомиться ещё с рядом нормативных правовых актов.

Так, правила пересечения Государственной границы Российской Федерации регламентированы, прежде всего, Законом «О Государственной границе Российской Федерации» [9] и постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации» [10]. Сами же правила въезда и выезда зависят от соглашений между Правительством России и других государств.

Согласно диспозиции ст. 322 УК РФ, незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации является такое, которое осуществлено без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из

9 Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» // СПС «Гарант» // URL: http://base.garant.ru/10103372

10 Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 872 (ред. от 4 сентября 2012 г.) «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82016

России либо без надлежащего разрешения.

Порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации регулируется Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» [9] и ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - ФЗ № 114) [11].

Согласно ст. 24 ФЗ № 114, иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из неё при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.

К документам, удостоверяющим личность иностранного гражданина в России, относят: паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в том числе, например, дипломатический или служебный паспорт, паспорт или удостоверение личности моряка) [11, ст. 10].

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в России, являются:

- документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

- разрешение на временное проживание;

- вид на жительство;

- иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства [11].

К недействительным относят документы, которые просрочены, неправильно оформлены либо принадлежат другим лицам. К недействительным также относят и поддельные документы.

Актуальным является вопрос об отнесении к действительным документов, которые получены иностранным гражданином, подвергшимся ранее административному выдворению с запретом въезда в Российскую Федерацию и получившим новый документ на своё имя с изменёнными установочными данными в национальных органах регистрации актов гражданского состояния.

Так, ч. 2 ст. 322 предусмотрена уголовная ответственность для иностранных граждан или лиц без гражданства, пересекающих Государственную границу России при въезде, который заведомо для виновных не разрешён.

Перечень таких случаев закреплён в ст. 27 ФЗ № 114, среди которых различают также ситуации, когда в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы страны, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

А. Н. Калдышев и А. Г. Николаев по данному поводу отмечают, что по смыслу ст. 322 УК РФ действительным документом на право въезда в Россию иностранных граждан государств - Сторон Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством

11 Федеральный закон от 15 августа1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_law_11376

Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г., которым запрещён въезд в Российскую Федерацию в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, можно признать любой из документов, указанных в приложениях Соглашения, который будет предъявлен иностранным гражданином по истечении действия запрета на въезд, поскольку в ст. 322 УК РФ говорится не только о действительном документе, а и о документе, удостоверяющем право конкретного лица на въезд на территорию России.

При этом «изменение установочных данных путём получения новых документов на другое имя не влечёт изменения правового статуса иностранного гражданина в части возможности въезда в Россию. Предоставление иностранным гражданином новых документов не меняет сути запрета въезда этого человека на территорию России и вовсе не означает, что это физическое лицо (чья личность установлена) получило право на пересечение госграницы до истечения срока запрета» [11; 12].

«Преодоление законодательного запрета на въезд в Россию посредством получения и использования нового паспорта с изменёнными данными с целью введения в заблуждение пограничных органов о наличии у лица права безвизового въезда можно расценить как незаконное пересечение госграницы без надлежащего разрешения, совершённое в период действия решения суда об административном выдворении»*.

Надлежащее разрешение представляет собой визу в тех случаях, когда её наличие является необходимым.

«С 1 января 2015 года для граждан большинства стран СНГ, не входящих в Таможенный союз, въезд в РФ возможен только по загранпаспорту (без визы). Возможность въезда в Россию по внутреннему паспорту сохраняется для жителей, входящих в ЕАЭС: Армении, Белоруссии, Казахстана и вступающей в Союз Киргизии. Также (из-за сложной политической ситуации) пересечь границу по внутреннему паспорту по-прежнему могут граждане всех регионов Украины» [13].

Статья 25 ФЗ № 144 закрепляет ряд оснований, при наличии которых виза выдаётся. Сюда относят приглашение, решения, разрешения или подтверждения различного рода. Например, подтверждение о приёме иностранного туриста организацией, сведения о которой содержатся в Едином федеральном реестре туроператоров.

И всё же, как различать административный проступок, совершаемый в форме нарушения иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию, и преступление в форме незаконного пересечения Государственной границы РФ (в части въезда)?

Прежде всего, когда говорится о незаконном пересечении Государственной границы России, оно зачастую осуществляется вне пунктов пропуска. По общему правилу,

12 Калдышев А. Н., Николаев А. Г. Проблемы разграничения преступлений и административных правонарушений, относящихся к компетенции Пограничных органов Федеральной службы безопасности // URL: http://www.justicemaker.ru/view-article.php? id=21&art=1240

13 http://nuzhnaviza.ru/rf/vezd/#h2_0

* Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 августа 2009 г. № 27/1-388-2009 «По правовой оценке действий иностранных граждан, ранее подвергнутых административному выдворению с закрытием въезда в Российскую Федерацию и вновь въезжающих в Россию с изменёнными установочными данными» (Цит. по: http://www. justicemaker.ru/view-article.php? id=21&art=1240)

такое преступление будет считаться оконченным в момент незаконного пересечения Государственной границы РФ (например, в момент задержания субъекта преступления на территории нашей страны без действительных документов либо надлежащего разрешения). Когда такое пересечение границы осуществляется со стороны иностранного государства на нашу территорию (например, незаконный въезд), то споров по этому поводу не возникает. Проблемы в основном касаются момента окончания анализируемого состава преступления в тех случаях, когда субъект задержан при попытке незаконно покинуть территорию нашей страны вне установленных пунктов пропуска без действительных документов и надлежащего разрешения.

Открытым остаётся вопрос о незаконности пересечения Государственной границы Российской Федерации при наличии установленных документов и надлежащего разрешения, но вне пунктов пропуска, так как «Положение о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации», которое ранее относило это деяние к преступлению, ответственность за которое предусмотрена ст. 322 УК РФ, утратило силу [14].

Так, А. Н. Калдышев и А. Г. Николаев отмечают, что при наличии у лица действительного удостоверяющего его личность документа и надлежащего разрешения, т. е. ви-

зы, но при пересечении им госграницы вне установленных пунктов пропуска деяние не образует состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322 УК РФ, и подлежит квалификации по ст. 18.1 КоАП РФ, подтверждая это примерами практики [12].

Но как быть, если иностранный гражданин либо лицо без гражданства пытаются осуществить въезд на территорию России в местах пропуска без визы либо действительных документов?

Если документы поддельные либо чужие, речь, очевидно, идёт о совершении данным лицом преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 322 УК РФ, а в случае использования поддельных документов, образуется совокупность с ч. 3 ст. 327 УК РФ.

В остальных случаях из диспозиции данных статей (ст. 18.8 КоАП и ст. 322 УК РФ) трудно понять, в каком случае речь должна идти об уголовной ответственности («незаконном пересечении»), а в каком - об административной («нарушении правил въезда»). Представляется, что анализируемые правовые нормы требуют законодательного уточнения в части их диспозиции и разъяснения. Например, через введение для подобных ситуаций уголовно-правовой нормы с предварительной административной пре-юдицией, т. е. уголовная ответственность будет наступать только в случае повторного нарушения правил въезда.

14 Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 60 (ред. от 2 февраля 2000 г.) «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17568

Соотношение состава организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) со смежными административными правонарушениями

Как было отмечено, уголовное законодательство предусматривает ответственность для лиц, организующих незаконную миграцию (ст. 322.1 УК РФ). Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ («Организация незаконной миграции»), включает в себя ответственность за совершение хотя бы одного из альтернативных деяний:

- организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства;

- организацию их незаконного пребывания в Российской Федерации;

- организацию их незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Состав преступления формальный. Для того чтобы привлечь к ответственности субъекта, совершившего данное преступление, достаточно совершения им хотя бы одного из перечисленных общественно опасных деяний. В то же время, если субъект последовательно совершил два и более из них, т. е. организовал сначала въезд, потом пребывание и дальнейший транзитный проезд мигранта, то содеянное совокупности преступлений не образует.

«Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их пребывания в Рос-

сийской Федерации или транзитного проезда через территорию РФ может выразиться в создании организованной группы или преступного сообщества для осуществления незаконной миграции, планировании их деятельности, подборе соучастников, распределении ролей между ними, обеспечении их необходимыми средствами, руководстве незаконным пересечением Государственной границы РФ» [15]. Совершение данного преступного деяния в составе организованной преступной группы квалифицируется по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. При наличия всех необходимых признаков совершения данного преступления в составе преступного сообщества содеянное следует квалифицировать по совокупности: п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ и ст. 210 УК РФ.

Трудности в квалификации организации незаконной миграции связаны прежде всего с тем, что законодатель говорит об ответственности за данное преступное деяние, совершённое в отношении нескольких «иностранных граждан или лиц без гражданства», т. е. закрепляет данные понятия во множественном числе. Отсюда у судов и разные подходы к квалификации содеянного.

Так, П. Филиппов отмечает, что часть судов квалифицирует организацию незаконного пребывания на территории России как единое продолжаемое преступление вне зависимости от коли-

15 Алёхин Е. В. Нормативно-правовая характеристика преступлений, связанных с организацией незаконной миграции (статья 322.1 УК РФ) // Миграционное право. 2013. № 4.

чества мигрантов, а также единства действий во времени. Другие суды квалифицируют в аналогичной ситуации в качестве самостоятельного преступления организацию незаконного пребывания каждого иностранного гражданина [16].

Ряд авторов предлагает дополнить состав ст. 322.1 УК РФ квалифицирующим признаком, который бы предусматривал ответственность за сам факт содействия незаконной миграции [17].

Речь идёт фактически о пособничестве её осуществлению, т. е. склонению или иному вовлечению лица в совершение действий, направленных на создание условий для незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. По нашему мнению, возможность привлечения к ответственности таких лиц, которые содействуют совершению данного преступления, выступая в качестве пособников, заложена институтом соучастия в преступлении, а также наличием в анализируемом составе преступления отягчающего обстоятельства (его совершение в составе организованной преступной группы как группы, которую можно отнести к сложной форме соучастия с распределением ролей).

А вот повышения ответственности для лиц, которые организуют незаконную миграцию либо содействуют её осуществлению с использованием своего служебного, прежде всего, конечно, должностного поло-

жения, представляется необходимой. При этом само понятие «содействие» должно соотноситься не с институтом соучастия, а с прикосновенностью к преступлению, в форме попустительства ему.

Так, например, бывают случаи, когда отдельные руководители подразделений органов внутренних дел прикрывают незаконных мигрантов, подтверждая, в случае их остановки полицейским нарядом, тот факт, что документы данных лиц находятся у них на оформлении. По нашему мнению, такие случаи как раз и образуют ситуации содействия незаконной миграции с использованием служебного положения. Кроме того, в их действиях должен усматриваться состав преступления, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки за незаконные действия). Однако в подобной ситуации состав ч. 3 ст. 290 УК РФ фактически доказать будет уже невозможно.

Итак, состав ст. 322.1 УК РФ требует дополнения ч. 3, в которой предусматривалась бы ответственность за организацию незаконной миграции или содействие её осуществлению должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Анализируемая статья Уголовного кодекса РФ также требует дополнения рядом общественно опасных деяний, которые фактически сегодня российским законодателем не

16 Филиппов П. Организация незаконной миграции: практика применения ст. 322.1 УК РФ и новеллы законодательства // Уголовное право. 2014. № 3.

17 Попов И. А., Попова О. И. Совершенствование правового и организационного обеспечения противодействия незаконной миграции // Миграционное право. 2013. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

криминализированы. Интересным в этом отношении представляется опыт Республики Беларусь, где ч. 1 ст. 371.1 УК РБ предусмотрена уголовная ответственность не только за организацию, но также и за руководство или содействие деятельности по незаконному въезду, пребыванию, транзитному проезду через территорию данного государства иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом, конечно, понятие «содействие незаконной миграции» требует толкования законодателем в примечании данной статьи.

Кроме того, ч. 2 ст. 371.1 УК РБ предусматривает ответственность за совершение данного деяния способом, который представляет опасность для жизни или здоровья самих мигрантов либо связан с жестоким или унижающим их достоинство обращением. Введение ответственности за такое деяние представляется тем более важным в свете множества последних событий, связанных с гибелью мигрантов.

Важно также различать ст. 322.1 УК РФ и составы административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. ст. 18.8 и 18.9 КоАП РФ.

Основное отличие ст. 18.8 КоАП РФ от ст. 322.1 УК РФ состоит в субъекте, совершающем данное правонарушение.

Так, в ст. 18.8 КоАП РФ говорится о нарушении иностранным гражданином или лицом без гражданства правил режима пребывания (проживания) в России. Речь идёт о нарушении данным субъектом правил миграционного учёта, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства,

транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.

Таким образом, субъектом данного правонарушения будет являться сам незаконный мигрант (иностранный гражданин либо лицо без гражданства). Субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 322.1 УК РФ, будет являться физическое вменяемое лицо, которое организует в данном случае незаконное пребывание мигранта на территории Российской Федерации.

В ст. 18.9 речь идёт об ответственности за «нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за её пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния». Но как раз в отграничении данного проступка от преступления, ответственность за со-

вершение которого предусмотрена ст. 322.1 УК РФ, и возникают определённые сложности, так как объективная сторона ст. 18.9 КоАП РФ фактически предусматривает ответственность за совершение тех же деяний, что и объективная сторона ст. 322.1 УК РФ в части «пребывания» или «проезда». Кроме того, ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за «предоставление жилого помещения или транспортно-

го средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через её территорию». Представляется, что признаки данного административного правонарушения частично совпадают с признаками анализируемого состава преступления и требуют законодательного уточнения.

Выводы

1. Незаконная миграция представляет собой опасное социальное явление и выступает в качестве одного из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации.

2. Существуют межправовые коллизии в области противодействия незаконной миграции между административным и уголовным законодательством. Их однозначное преодоление в правоприменительной деятельности не представляется возможным. Поэтому выход видится в разрешении данных коллизий законодателем.

3. С целью улучшения правовых основ противодействия незаконной миграции необходимо проделать значительную работу в области совершенствования уголовно-правовых норм. Речь должна идти о введении ответственности за организацию незаконной миграции и содействие её осуществлению, совершённые лицом с использованием своего служебного положения. При этом требует самостоятельного разъяснения понятие «содействие незаконной миграции», которое должно охватывать случаи прикосновенности данному преступлению, а именно попустительство его совершению с использованием служебного положения, а не подменять собой институт соучастия.

Ещё одним из законодательных пробелов является отсутствие в ч. 2 ст. 322.1 УК РФ уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, совершённую способом, который представляет опасность для жизни или здоровья незаконных мигрантов.

Требуют также законодательного определения понятия «незаконное пересечение» и «нарушение правил въезда» с возможным введением уголовно-правовой нормы с предварительной административной преюдицией, а именно ответственности на повторное нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию.

Библиография • References

Алёхин Е. В. Нормативно-правовая характеристика преступлений, связанных с организацией незаконной миграции (статья 322.1 УК РФ) // Миграционное право. 2013. № 4.

[Aljohin E. V. Normativno-pravovaja harakteristika prestuplenij, svjazannyh s organi-zaciej nezakonnoj migracii (stat'ja 322.1 UK RF) // Migracionnoe pravo. 2013. № 4|

ЕгороваЕ. Нелегальная миграция в России // URL: http://russiancouncil.ru/

inner/? id_4=2003#top-content [EgorovaE. Nelegal'naja migracija v Rossii // URL: http://russiancouncil.ru/inner/

?id_4=2003#top-content| Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской

Федерации» // СПС «Гарант» // URL: http://base.garant.ru/10103372 [Zakon RF ot 1 aprelja 1993 g. № 4730-I «G Gosudarstvennoj granice Rossijskoj

Federacii» // SPS «Garant» // URL: http://base.garant.ru/10103372| Калдышев А. Н., Николаев А. Г. Проблемы разграничения преступлений и административных правонарушений, относящихся к компетенции Пограничных органов Федеральной службы безопасности // URL: http://www.justicemaker. ru/view-article.php? id=21&art=1240 [Kaldyshev A. N., Nikolaev A. G. Problemy razgranichenija prestuplenij i admini-strativnyh pravonarushenij, otnosjashhihsja k kompetencii Pogranichnyh organov Federal'noj sluzhby bezopasnosti // URL: http://www.justicemaker.ru/view-article.php? id=21&art=1240| Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.) // URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/ 700BB244 [Koncepcija gosudarstvennoj migracionnoj politiki RF na period do 2025 goda (utv. Prezidentom RF 13 ijunja 2012 g.) // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/700BB244| Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № ^-26B5) // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_154602 [Koncepcija obshhestvennoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii (utv. Prezidentom RF 14 nojabrja 2013 g. № Pr-26B5) // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_154602| Операция «Нелегал-2015» в Тюмени // URL: https: // 72.mvd.ru/news/item/ 3521B75/

[Gperacija «Nelegal-2015» v Tjumeni // URL: https: // 72.mvd.ru/news/item/ 3521B75/|

Попов И. А., Попова О. И. Совершенствование правового и организационного обеспечения противодействия незаконной миграции // Миграционное право. 2013. № 2.

[Popov I. A., Popova O. I. Sovershenstvovanie pravovogo i organizacionnogo obes-pechenija protivodejstvija nezakonnoj migracii // Migracionnoe pravo. 2013. № 2| Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. № 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции» // URL: http://base.garant.ru/70259302/ #ixzz44lKSm9bX

[Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13 nojabrja 2012 g. № 1162 «Gb utverzh-denii Polozhenija ob osushhestvlenii federal'nogo gosudarstvennogo kontrolja (nadzora) v sfere migracii» // URL: http://base.garant.ru/70259302/ #ixzz44lKSm9bX|

B/2016

0Б0ЗРEBATEЛЬ-0BSERVER

103

Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 60 (ред. от 2 февраля 2000 г.) «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_17568 [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19 janvarja 1998 g. № 60 (red. ot 2 fevralja 2000 g.) «Ob utverzhdenii Polozhenija o punktah propuska cherez Gosudarstvennuju granicu Rossijskoj Federacii» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_17568]

Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 872 (ред. от 4 сентября 2012 г.) «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82016 [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20 nojabrja 2008 g. № 872 (red. ot 4 sentjabrja 2012 g.) «Ob utverzhdenii Pravil osushhestvlenija kontrolja pri propuske lic, transportnyh sredstv, gruzov, tovarov i zhivotnyh cherez Gosudarstvennuju granicu Rossijskoj Federacii» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82016] Путин В. В. Выступление на расширенном заседании Совета безопасности России, посвященном рассмотрению проекта Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года // URL http://www.kremlin.ru/ events/president/news/47045 [Putin V. V. Vystuplenie na rasshirennom zasedanii Soveta bezopasnosti Rossii, posvjashhjonnom rassmotreniju proekta Strategii protivodejstvija jekstremizmu v Rossijskoj Federacii do 2025 goda // URL http://www.kremlin.ru/events/ president/news/47045] Сухаренко А. Н. Законодательное обеспечение противодействия незаконной миграции в России // Юридический мир / 2013. № 5. [SuharenkoA. N. Zakonodatel'noe obespechenie protivodejstvija nezakonnoj migracii

v Rossii // Juridicheskij mir / 2013. № 5] Федеральный закон от 15 августа1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_11376 [Federal'nyj zakon ot 15 avgusta1996 g. № 114-FZ «O porjadke vyezda iz Rossijskoj Federacii i v#ezda v Rossijskuju Federaciju» // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_11376] Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (с изм. от 10 октября 2014 г.). Ратифицировано РФ Федеральным законом Российской Федерации от 11 июля 2011 г. № 178-ФЗ // URL: http://docs.cntd.ru/document/902289299 [Soglashenie o sotrudnichestve po protivodejstviju nelegal'noj trudovoj migracii iz tret'ih gosudarstv (s izm. ot 10 oktjabrja 2014 g.). Ratificirovano RF Federal'nym zakonom Rossijskoj Federacii ot 11 ijulja 2011 g. № 178-FZ // URL: http://docs. cntd.ru/document/902289299] Филиппов П. Организация незаконной миграции: практика применения ст. 322.1

УК РФ и новеллы законодательства // Уголовное право. 2014. № 3. [Filippov P. Organizacija nezakonnoj migracii: praktika primenenija st. 322.1 UK RF

i novelly zakonodatel'stva // Ugolovnoe pravo. 2014. № 3] http://nuzhnaviza.ru/rf/vezd/#h2_0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.