Научная статья на тему 'ОСПАРИВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

ОСПАРИВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ОБЖАЛОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скибенко А.Б.

Статья посвящена проблемным аспектам реализации права граждан на оспаривание нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В условиях построения правового государства реализация рассматриваемого права приобретает свою актуальность. При проведении исследования использованы методы анализа, синтеза, формально-юридический. Автором предложены рекомендации по устранению проблем, возникающих при реализации гражданами обозначенного конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGING REGULATORY LEGAL ACTS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN THE RUSSIAN FEDERATION: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

The article is devoted to problematic aspects of the realization of the right of citizens to challenge regulatory legal acts of local self-government bodies. In the conditions of building a rule-of-law state, the implementation of the right in question acquires its relevance. Methods of analysis, synthesis, formal and legal were used during the research. The author offers recommendations for the elimination of problems arising in the implementation of the designated constitutional right by citizens.

Текст научной работы на тему «ОСПАРИВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

УДК 32

Скибенко А.Б.,

студент кафедры государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления

ОСПАРИВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Аннотация

Статья посвящена проблемным аспектам реализации права граждан на оспаривание нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В условиях построения правового государства реализация рассматриваемого права приобретает свою актуальность. При проведении исследования использованы методы анализа, синтеза, формально-юридический. Автором предложены рекомендации по устранению проблем, возникающих при реализации гражданами обозначенного конституционного права.

Ключевые слова:

нормативно-правовой акт, правовое государство, органы местного самоуправления, обжалование.

CHALLENGING REGULATORY LEGAL ACTS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN THE RUSSIAN FEDERATION: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

Annotation

The article is devoted to problematic aspects of the realization of the right of citizens to challenge regulatory legal acts of local self-government bodies. In the conditions of building a rule-of-law state, the implementation of the right in question acquires its relevance. Methods of analysis, synthesis, formal and legal were used during the research. The author offers recommendations for the elimination of problems arising in the implementation of the designated constitutional right by citizens.

Keywords:

normative legal act, legal state, local self-government bodies, appeal.

В положениях действующей Конституции РФ [1] находит свое закрепление право граждан на обжалование нормативно-правовых актов, решений, принятых органами, наделёнными властными полномочиями. В частности, данное правомочие может быть реализовано относительно нормативно-правовых актов, принятых не только органами государственной власти, но и органами местного самоуправления. Данное право является неотъемлемой составляющей, гарантией реализации прав личности.

Современное государство взяло на себя обязанность по созданию условий, необходимых для реализации предоставленных прав. Так, был установлен доступ в обращении к компетентным органам, в суд с жалобами о защите нарушенных прав (ст. 33, 46 Конституции РФ).

Направлением реализации права на судебную защиту следует рассматривать правомочие граждан на обращение в суд с требованием о признании решения, нормативного акта органа местного самоуправления незаконным, необоснованным. Речь идет о праве на обжалование как необходимом принципе построения правового государства.

Рассматриваемый принцип правового государства свидетельствует о том, что современное государство не только берет на себя обязанность по защите, признанию и соблюдению прав и свобод человека, но и создает необходимые условия для реализации указанных обязательств. Уместно в данном

случае высказывание Т.А. Себелевой, указывающей на необходимость не только законодательного закрепления права человека на обжалование актов органов местного самоуправления, но и создания условий, правового механизма по непосредственной реализации данного права [5, с. 76].

Следует особо отметить, что при реализации гражданами права на обжалование устанавливаются такие правоотношения, которые основаны на началах равенства. Другими словами, гражданин в указанных отношениях рассматривается не объектом, а субъектом, наделенным возможностью по реализации, защите своих прав и законных интересов всеми законными способами. При этом предполагается, что использование гражданином обозначенных возможностей - основание для его вступления в спор с государством (органами местного самоуправления).

Рассматриваемое право может быть реализовано как в судебном, так и во внесудебном порядке. При внесудебном порядке обжалования соответствующая жалоба подается вышестоящему должностному лицу. В этом случае подлежит соблюдению правило о подчиненности вышестоящего и нижестоящего должностного лица.

В судебном порядке исследуемое право может быть реализовано как после реализации права на обжалование во внесудебном порядке (после получения заявителем неудовлетворительного решения), так и вне данного порядка - непосредственно при обращении в суд.

Правом на обжалование наделены граждане. Данное положение находит свое непосредственное отражение в нормах действующего законодательства. Аналогичное право предоставляется и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, если в результате принятого нормативного акта нарушаются их права, интересы.

Однако в литературе возникают споры относительно возможности наделения коллективных субъектов исследуемым правом. Представляется, что указанные споры обусловлены отсутствием прямого законодательного предписания. В.А. Максимов отмечает, что в Конституции законодатель отдельно не оговаривает права организаций, иных общественных объединений в реализации исследуемого права [4, с. 115].

Современный законодатель связывает создание гражданами общественных объединений, в том числе юридических лиц, с объединением сил, навыков, умений для достижения общих целей, реализации предоставленных каждому участнику группы прав и свобод. На основе сказанного следует признать, что право на обжалование, нашедшее свое закрепление в ст. 46 Конституции РФ, может быть реализовано не только индивидуальными субъектами (отдельными гражданами), но и группой лиц (юридическими лицами, иными общественными объединениями).

Следует также учитывать, что акты органов местного самоуправления могут иметь как нормативный, так и ненормативный характер. В этой связи свое значение приобретает вопрос о правильной квалификации оспариваемого акта. Так, С. была представлена жалоба об оспаривании акта руководителя Исполнительного комитета. Однако суд не принял данную жалобу, ссылаясь на ненормативный характер оспариваемого акта. В обоснование своего довода суд указал, что акт адресован конкретным лицам, а предписания данного акта предполагают однокопытное исполнение. С учетом указанных обстоятельств признаков нормативности акта правоприменитель не усмотрел [3].

Представляется, что признак «нормативность» акта органа местного самоуправления должен устанавливаться с учетом следующих критериев: общий характер действия, адресованность неопределенному кругу лиц, многократность применения, наличие обязательных правил поведения (например, Постановление КС РФ от 17 ноября 1997 г. № 17-П [3]).

Таким образом, основополагающим правом, необходимой предпосылкой для построения в России правового государства признается право гражданина на обжалование решений государственных органов, должностных лиц. Реализация данного права сводится к вступлению граждан на равных условиях в спор с государством по поводу защиты своих прав, законных интересов. Сущность обозначенного спора

определяется противоречивостью решения государственного органа, должностного лица нормам действующего законодательства, а, соответственно, и ущемлением (ограничением) прав заинтересованного лица.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 2020. - № 144. - 4 июля.

2. Определение Конституционного суда РТ от 23 марта 2009 г. № 6-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Н.Х. Сафаровой на нарушение ее конституционных прав и свобод постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 января 2006 года № 69 «Об изменении статуса жилых домов и помещений, используемых в качестве общежитий». - Режим доступа: https://base.garant.ru/22550457/.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1997 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 года № 1090-! ГД «О некоторых вопросах применения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и от 11 октября 1996 года № 682-И ГД «О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации». - Режим доступа: https://base.garant.ru/12104941/.

4. Максимов В.А. Актуальные аспекты возбуждения производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц органов власти и управления // Ленинградский юридический журнал. - 2016. - №3 (45). - С. 115-119.

5. Себелева Т.А. Конституционные основы права на обжалование // Скиф. - 2021. - №2 (54). - С. 76-78.

© Скибенко А.Б., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.