Научная статья на тему 'Оспаривание кадастровой стоимости земель населенных пунктов производственного назначения'

Оспаривание кадастровой стоимости земель населенных пунктов производственного назначения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСПАРИВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ДАТА КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ / ПЕРЕОЦЕНКА КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ / ЦЕНООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР / CADASTRAL VALUE DISPUTE / STATE CADASTRAL VALUATION / INDUSTRIAL LAND PARCEL / CADASTRAL VALUE OF LAND PARCEL / CADASTRAL VALUATION DATE / CADASTRAL VALUE REVALUATION / PRICE FACTOR / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Москвин Виктор Николаевич, Соколова Татьяна Александровна

Массовость государственной кадастровой оценки (ГКО) без учета индивидуального подхода к каждому объекту недвижимости породила большое количество ошибок при ее определении. Это вызвано тем, что зачастую, кадастровая стоимость, установленная субъектами РФ, представляется землепользователям явно не соответствующей ее рыночной стоимости, следствием чего являются обращения гражданских и юридических лиц в комиссии Росреестра и в суды с целью изменения кадастровой стоимости. В работе предлагается комплекс ценообразующих факторов для проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов с целью ее оспаривания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Москвин Виктор Николаевич, Соколова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISPUTING CADASTRAL VALUE OF INDUSTRIAL LAND IN SETTLEMENTS

Massive scale of state cadastral valuation without considering individual approach to each real estate object gave way to a large number of errors in its determination. It is caused by the fact that very often the cadastral value determined by the Subjects of the Russian Federation appears to land owners as obviously inadequate to its market value, and therefore results in petitions presented by individual persons or legal bodies to Rosreestr Commitees and courts for the purposes of changing cadastral value. The paper offers a complex of price factors for conducting cadastral valuation of settlement lands for its dispute.

Текст научной работы на тему «Оспаривание кадастровой стоимости земель населенных пунктов производственного назначения»

УДК 528.44:332.6

ОСПАРИВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Виктор Николаевич Москвин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор технических наук, профессор кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)344-31-73, e-mail: mosk46@ngs.ru

Татьяна Александровна Соколова

ООО «Ресурсы Сибири», 630128, Россия, г. Новосибирск, ул. Демакова, 15, генеральный директор, e-mail: resursysibiri@yandex.ru

Массовость государственной кадастровой оценки (ГКО) без учета индивидуального подхода к каждому объекту недвижимости породила большое количество ошибок при ее определении. Это вызвано тем, что зачастую, кадастровая стоимость, установленная субъектами РФ, представляется землепользователям явно не соответствующей ее рыночной стоимости, следствием чего являются обращения гражданских и юридических лиц в комиссии Рос-реестра и в суды с целью изменения кадастровой стоимости. В работе предлагается комплекс ценообразующих факторов для проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов с целью ее оспаривания.

Ключевые слова: оспаривание кадастровой стоимости, государственная кадастровая оценка, земельный участок производственного назначения. кадастровая стоимость земельного участка, дата кадастровой оценки, переоценка кадастровой стоимости, ценообразующий фактор.

DISPUTING CADASTRAL VALUE OF INDUSTRIAL LAND IN SETTLEMENTS

Viktor N. Moskvin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, D. Sc., Professor, Department of Cadastre and Territorial Planning, phone: (383)344-31-73, e-mail: mosk46@ngs.ru

Tat'jana A. Sokolova

«Resursy Sibiri», Director General, 15, Demakova St., Novosibirsk, 630128, Russia, e-mail: resursysibiri@yandex.ru

Massive scale of state cadastral valuation without considering individual approach to each real estate object gave way to a large number of errors in its determination. It is caused by the fact that very often the cadastral value determined by the Subjects of the Russian Federation appears to land owners as obviously inadequate to its market value, and therefore results in petitions presented by individual persons or legal bodies to Rosreestr Commitees and courts for the purposes of changing cadastral value. The paper offers a complex of price factors for conducting cadastral valuation of settlement lands for its dispute.

Key words: cadastral value dispute, state cadastral valuation, industrial land parcel, cadastral value of land parcel, cadastral valuation date, cadastral value revaluation, price factor.

Введение

На протяжении последних лет одной из самых актуальных проблем в области оценочной деятельности Российской Федерации является оценка рыночной стоимости земельных участков для целей пересмотра (оспаривания) результатов определения их кадастровой стоимости. Это вызвано тем, что зачастую, кадастровая стоимость, установленная субъектами РФ, представляется землепользователям явно не соответствующей ее рыночной стоимости. Физические и юридические лица обращаются в комиссии Росреестра и в суды с целью изменения кадастровой стоимости. Такое положение требует серьезного анализа нормативно-методической базы ГКО с целью выявления причин указанной проблемы низкой достоверности кадастровой стоимости и нахождения путей ее разрешения. Статистика оспаривания результатов ГКО свидетельствует о том, что на сегодняшний день существует потребность в разработке инструмента повышения достоверности этих результатов, полученных ранее методами массовой оценки. Текущее состояние нормативно-методической базы ГКО, перспективы ее развития, намеченные до 01.01.2020г, свидетельствуют о том, что одним из таких инструментов государство видит процедуру пересмотра (переоценки) результатов ГКО путем их оспаривания в судебном и внесудебном порядке.

Актуальность. Одним из наиболее важных институтов экономической системы в Российской Федерации на современном этапе является институт землепользования. Эффективное планирование дохода Российской Федерации, доходов региональных бюджетов, надежность и устойчивость пополнения бюджетов различных уровней, требует рационального, сбалансированного использования земельных ресурсов. Основными формами платы за пользование землей в Российской Федерации являются земельный налог и арендная плата. В основе обоих механизмов лежит кадастровая стоимость земельного участка, установленная по результатам ГКО. Поэтому особенно важно обеспечить объективность кадастровой оценки для земель населенных пунктов, поскольку наибольшее число имущественных и экономических интересов, связанных с использованием земли и иной недвижимости, сосредоточено в населенных пунктах, для которых земельно-оценочные работы носят повышенную актуальность. Сложившееся положение требует анализа практики оспаривания установленной кадастровой стоимости земельных участков и ее изменения в соответствии с действующим законодательством. Такое оспаривание может быть проведено на основе данных об индивидуальной рыночной оценки спорных земельных участков, полученных соответствующими методиками, к которым относится и методика авторов.

Анализ законодательства в сфере оспаривания кадастровой стоимости

Масштабные преобразования законодательства в сфере ГКО, осуществленные в период 2014-2017 гг., являются яркой демонстрацией того, что формирование системы ГКО, начатое еще в 1996 г. введением Временных методи-

ческих рекомендаций по кадастровой оценке стоимости земельных участков, утвержденных Письмом Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 14.06.1996 № 1-16/1240 [3], окончательно не завершено.

Законодатель продолжает искать те формы и правила проведения кадастровой оценки, которые обеспечат эффективность налогообложения недвижимости и гарантию доверия к системе со стороны налогоплательщиков. Только в июле 2016 года принято три федеральных закона, существенно меняющих порядок установления и оспаривания кадастровой стоимости: ФЗ № 237-ФЗ от 03.07.2016 «О государственной кадастровой оценке» [14], ФЗ №360-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [15], ФЗ № 361-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» [16].

Для введения в действие закона № 237-ФЗ установлен длительный переходный период с 01.01.2017 до 01.01.2020 - мораторий на проведение ГКО. В течение этого времени для проведения государственной кадастровой оценки будет действовать два закона параллельно: № 237-ФЗ и № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [8]. Формально мораторий распространяется только на проведение оценки независимыми оценщиками, поскольку с 01.01.2017 г. ФЗ №361-ФЗ приостановлено действие статей 24.12-24.17 ФЗ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ранее регулирующих порядок проведения ГКО независимыми оценщиками. Установлению кадастровой стоимости по новому порядку, регламентируемому ФЗ № 237-ФЗ он не мешает.

Функции по проведению кадастровой оценки передаются специальным бюджетным учреждениям, которые будут наделять такими полномочиями исполнительные органы власти субъекта РФ. Эти бюджетные учреждения будут не только определять кадастровую стоимость при проведении ГКО, предоставлять разъяснения по вопросам определения кадастровой стоимости, систематизировать информацию о рынке недвижимости, но и рассматривать обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (ст. 6, 7 закона № 237-ФЗ). Таким образом, принятые в 2016 г. федеральные законы коренным образом изменили общий подход к ГКО: с вводом в действие Закона о ГКО (№237-ФЗ) - оценку будут проводить бюджетные учреждения, а не оценочные компании. В июле 2017 г. приняты новые Методические указания о государственной кадастровой оценке, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 (Методические указания №226) [17], предназначенные для целей определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта РФ.

По нашему мнению, указанные преобразования не устранили недостатков и пробелов правового и методического обеспечения ГКО, не лучшим образом повлияв на независимость кадастровой оценки и, соответственно, на достовер-

ность и объективность ее результатов, что в полной мере подтверждается данными Россреестра [33]. Так, за период с 01.01.2017 г. по 31.10.2017 г. в судах инициировано 9811 споров о величине, внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в отношении 17368 объектов недвижимости. В созданные при территориальных органах Росреестра комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости поступило 48253 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявления) в отношении 99929 объектов недвижимости.

Что касается вопроса оспаривания кадастровой стоимости, то принятие Закона о ГКО, Методических указаний № 226, не изменили общий подход к оспариванию результатов ГКО и сохранили за пользователями земли, плательщиками земельного налога, право пересмотра результатов ГКО. Ранее это было законодательно закреплено в главе 111.1 Кадастровая оценка ФЗ № 135-ФЗ (в ред. ФЗ № 167-ФЗ от 22.07.2010 г.). Более того, текущее состояние правовой базы ГКО, перспективы ее развития, намеченные до 01.01.2020 г., свидетельствуют о том, что оспаривание кадастровой стоимости рассматривается Законодателем, как неотъемлемая часть ГКО. Оно включено в систему в качестве инструмента контроля качества кадастровых работ, призванного обеспечить повышение объективности и достоверности результатов ГКО, сохранить баланс интересов государства и налогоплательщиков. С 1 января 2017 года оспаривание кадастровой оценки регулируется параллельно как новым законодательством, так и действующими сейчас положениями о процедуре оспаривания кадастровой стоимости главы 111.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ и главой 25 КАС РФ (в части, не противоречащей новым нормам).

Согласно общих правил оспаривания кадастровой стоимости, определенных в ст.18, ст.19 ФЗ № 135-ФЗ [8], в гл. 25 КАС РФ [18], в ст. 22 Закона о ГКО [14], в гл. XIII Методических указаний № 226 [17].

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в комиссии Росреестра или в суде, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости не соответствуют рыночным значениям и затрагивают права или обязанности этих лиц. Обязательным, доказательным документом в подобных случаях оспаривания является оценочный отчет об определении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Несмотря на то, что Российское законодательство дает возможность заинтересованным лицам оспорить результаты определения государственной кадастровой оценки в суде или в комиссии по рассмотрению споров, вопрос о возможностях и способах оспаривания кадастровой стоимости до сих пор является одним из самых сложных юридических и методологических вопросов. По нашему мнению, институт оспаривания кадастровой стоимости и его методологическое обеспечение нуждается в дальнейшем развитии. Анализ методического обеспечения и практики оспаривания результатов ГКО, проведенный рядом

исследователей, к числу которых относятся авторы статьи, позволяет прийти к следующим выводам:

1. Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов представляет собой комплекс правовых, административных, технических, финансовых и других мероприятий, конечной целью которых является оценка групп объектов недвижимости по состоянию на определенную дату с использованием стандартных методов оценки и статистического анализа;

2. Методы оценки, применяемые при проведении ГКО земель населенных пунктов можно классифицировать на две основных группы: статистические методы, реализуемые расчетными моделями массовой оценки и экспертно-аналитические методы, реализуемые расчетными моделями индивидуальной экспертной оценки;

3. В основе методов массовой и индивидуально экспертной оценки кадастровой стоимости земли лежит выбор оценщиком ценнообразующих факторов, оказывающих существенное влияние на кадастровую стоимость объектов недвижимости. Модели как массовой, так и индивидуальной оценки кадастровой стоимости представляют собой функциональную зависимость стоимости объекта оценки от ценно образующих факторов;

4. Расчетные модели массовой оценки ГКО в современных экономических условиях РФ (слабо развитых рынках недвижимости), недостатке или полном отсутствии достоверной рыночной информации, негативном влиянии административного ресурса, не могут обеспечить высокую достоверность результатов кадастровой оценки;

5. Недостоверность кадастровой стоимости, определенной с использованием расчетных моделей массовой оценки, в условиях ограниченности данных о реальных сделках по оцениваемым объектам, в большинстве случаев является следствием некорректного определения состава ценнообразующих факторов и степени их влияния на кадастровую стоимость объекта недвижимости.

6. Повышение уровня достоверности кадастровой стоимости, в том числе путем оспаривания результатов ГКО, возможно лишь с применением методов индивидуальной рыночной оценки, выполняемой профессиональными участниками рынка оценочных услуг - экспертами в сфере оценки. Это объясняется тем, что при индивидуальной рыночной оценке эксперт-оценщик в состоянии провести более глубокий анализ ценнообразующих факторов. Вес решения эксперта и способность влиять на конечный результат при индивидуальной оценке значительно больше, нежели при проведении массовой оценки.

Разработка ценообразующих факторов при оспаривании кадастровой стоимости земельных участков

Действующее в РФ методическое обеспечение ГКО не содержит унифицированного перечня ценнообразующих факторов для каждой из 17 групп видов разрешенного использования земельных участков земель населенных пунктов, которые были бы установлены в соответствии с единым классификатором, оп-

ределенным в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов [6]. Федеральный стандарт оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.09.2014 г. № 611 [13], Методические указания №226 [17] содержат лишь примерный типовой перечень факторов стоимости объектов недвижимости, которые необходимо учитывать при проведении оценочных работ в рамках ГКО.

Некоторые авторы, работающие над совершенствованием методов ГКО, отсутствие установленного перечня ценнообразующих факторов и необходимость определения данного перечня экспертным путем относят к недостаткам методологии ГКО: «Отсутствие установленного перечня ценнообразующих факторов, в связи с чем, определение факторов стоимости производится экспертным путем и носит субъективный характер. Это ведет к тому, что в некоторых случаях происходит некорректная оценка...» [25]. Однако авторы данной работы придерживаются иного мнения: «Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать впредь соответствующие указания.» [31] и «.кадастровая оценка должна проводиться профессионалами, а не устанавливаться по усмотрению чиновников» [26].

По нашему мнению, значительные по площади территории РФ, существенное различие данных территорий по степени развитости экономической, социальной и инженерной инфраструктур; геологические, метеорологические особенности регионов РФ, к которым относятся земли, подлежащие кадастровой оценке; степень развитости рынков продаж объектов недвижимости, подлежащих кадастровой оценке, не позволяют установить унифицированные перечни факторов стоимости для всех 17 групп видов разрешенного использования земель населенных пунктов, определенных в [6], без участия эксперта-специалиста в области оценки, наделенного правами и возможностью проведения глубокого, всестороннего анализа факторов кадастровой стоимости земельных ресурсов того региона РФ, в котором проводится ГКО.

Вопросам, связанным с повышением объективности и достоверности кадастровой оценки за счет обоснованного выбора факторов кадастровой стоимости для земель населенных пунктов, посвящены работы [20-28]. Однако указанные работы касаются определения только некоторых факторов кадастровой стоимости земель населенных пунктов, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

Какие-либо научно-методические наработки по определению факторов кадастровой стоимости земель населенных пунктов производственного назначения в настоящее время отсутствуют. А это очень важно, поскольку наибольшее число экономических интересов, связанных с использованием земли и иной недвижимости, сосредоточено в зонах производственного назначения населенных пунктов РФ, особую актуальность приобретет задача определения факторов, оказывающий наибольшее влияние на формирование кадастровой стоимости земель населенных пунктов производственного назначения. Наши исследова-

ния является результатом определения состава факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в градостроительных зонах: промышленных, производственных и складских объектов и относящихся по виду разрешенного использования к группе № 9, в соответствии с единым классификатором РФ, установленным [6]. Указанные факторы названы нами как факторы ВРИ производственного назначения.

Формирование факторов ВРИ производственного назначения, их верификация (проверка на достоверность) была осуществлена авторами на расчетной модели индивидуальной экспертной оценки определения кадастровой стоимости, реализующей метод сравнительного анализа сделок - метод, наиболее часто используемый в практике оценки земли, являющейся по своей сути эксперт-но-аналитическим методом, ориентированным на формализацию мнений экспертов о зависимости рыночной стоимости объекта оценки от совокупности влияющих факторов. Он опирается на анализ цен небольшого числа рыночных сделок с объектами сравнения, отобранными по признаку наибольшей близости к объекту оценки не только набором, как в методе моделирования рыночного ценообразования, реализуемого в расчетных моделях массовой оценки ГКО, но и величинами характеристик ценнообразующих факторов. При этом, объекты сравнения называются объектами-аналогами и отбираются для анализа из числа объектов, имеющих функциональное назначение, аналогичное назначению объекта оценки и соответствующее принципу наилучшего и наиболее эффективного использования данного типа объектов недвижимости. Имеющиеся же различия между сравниваемыми объектами сглаживаются путем проведения соответствующей корректировки их характеристик - ценообразующих факторов.

В общем виде расчетная модель стоимости, реализующая метод прямого сравнения продаж, имеет следующий вид (1):

Ц кф = Цка/Кф ан х Кф об, (1)

где Ц кф - цена продажи объекта-аналога (руб./кв.м.);

КФ ан - сопоставляемые количественные значения факторов сравнения объекта-аналога (кв. м, куб. м);

КФ об - сопоставляемые количественные значения факторов сравнения объекта оценки, (кв. м, куб. м).

Одним из ключевых и решающих этапов процесса оценки при использовании метода прямого сравнения продаж является отбор ценообразующих факторов. Для решения данной задачи необходимо использовать рыночную информацию о делении рынка земельных участков по ценовым зонам, соответствующим территориальным зонам и законодательно разрешенному использованию для этих зон. Так как рынок земли в РФ недостаточно развит и максимум, что могут использовать оценщики в своей аналитике, это деление по административным районам, которое не отражает в полной мере ценовых зон, тем более

в разрезе разных сегментов участков различного назначения, необходимо уделить внимание аналитической работе. Авторы совместно с рядом оценочных и риэлтерских компаний выполнили большой объем индивидуальной аналитической работы по выработке зон и определения диапазонов цен на участки различного назначения внутри них.

Формирование состава указанных факторов кадастровой стоимости и их ранжирование было осуществлено авторами в соответствии с широко известным методом анализа иерархий (МАИ), включающим в себя процедуры анализа и синтеза множественных суждений, получения приоритетности критериев и нахождения альтернативных решений. Такой подход к решению проблемы выбора исходит из естественной способности людей думать логически и творчески, определять события и устанавливать отношения между ними в [28]. Состав ценнообразующих факторов был определен нами по результатам экспертных исследований, представленных в [29, 30], по результатам анкетирования экспертов, собственных исследованиях авторов, основанных на методе индивидуального опроса экспертов - профессиональных участников рынка недвижимости.

Определенные нами ценообразующие факторы ВРИ производственного назначения представлены в таблице.

Ценообразующие факторы ВРИ производственного назначения

№ Наименование фактора

1 Градостроительные условия

2 Условия обеспечения производственными коммуникациями

3 Условия обеспечения трудовыми ресурсами

4 Удобный заезд на участок

5 Выход на первую линию, относительно транспортной магистрали

6 Близость зоны ОД-1

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29декабря 2004 года № 190-ФЗ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

3. Временные методические рекомендации по кадастровой оценке стоимости земельных участков [Электронный ресурс]: письмо Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 14.06.1996 № 1-16/1240. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

4. «О государственной кадастровой оценке земель [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 25.08.1999 № 945. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

5. Правила проведения государственной кадастровой оценки земель [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации № 316 от 08.04.2000г. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

6. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономического развития и торговли РФ N 39 от 15.02.2007 г. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

7. Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 29.06.2007 г. N П/0152. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

8. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон №135-ФЗ от 29.07.1998г. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

9. Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО№ 4) [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10. 2010 г. № 508. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

10. Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 г. № 297. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

11 Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 г. № 298. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

12. Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 г. № 299. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

13. Федеральный стандарт оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)» [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.09.2014 г. № 611. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

14. О государственной кадастровой оценке [Электронный ресурс]: Федеральный закон №237-ФЗ от 03.07.2016. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

15. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон №360-ФЗ от 03.07.2016. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

16. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон №361-ФЗ от 03.07.2017. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

17. Методические указания «О государственной кадастровой оценке» [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономического развития в РФ № 226 от 12.05.2017 г. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

18. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 08.03.2015 №21-ФЗ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

19. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 30.06.2015 №28. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

20. Зубкова Е.Е., Методическое руководство: «Оспаривание кадастровой стоимости», автор подготовлено совместно с Федеральной лабораторией судебной экспертизы. 2014 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.federallab.ru

21. Лепихина О.Ю. Современные проблемы методического обеспечения кадастровой оценки земель населенных пунктов России// Всероссийский журнал научных публикаций. -2012. - №1(11). - С. 11-15.

22. Короткова Е.В. Учет факторов социальной инфраструктуры при проведении кадастровой оценки земель населенных пунктов // Имущественные отношения. - 2011. -№6(117). - С. 8-11.

23. Балтыжакова Т.И. Выявление скрытых факторов кадастровой оценки земель населенных пунктов методом главных компонент. - Электронный журнал «Инженерный вестник Дона» [Электронный ресурс] - Режим доступа: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2761.

24. Шабаева Ю.И. Кадастровая оценка индивидуальной жилой застройки с учетом дифференциации городской территории по престижности [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук (25.00.26)/ Шабаева Юлия Игоревна; Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». - Санкт-Петербург, 2015 г. - 22 с.

25. Рыбкина А.М. Обоснование метода построения геостатистической модели кадастровой оценки земельных участков малоэтажной жилой застройки населенных пунктов [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук (25.00.26) / Рыбкина Алина Михайловна; ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет». - Санкт-Петербург, 2017 г. - 20 с.

26. Гвоздева О.В, Колбнева Е.Ю. Проблемы оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости// Вестник Воронежского государственного аграрного университета. -2016. - № 1 (48). - С. 124-127.

27. Москвин В. Н., Соколова Т. А. Проблемы и перспективы переоценки кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке // Вестник СГУГиТ. - 2015. -Вып. 1 (29). - С. 113-118.

28. Москвин В. Н., Соколова Т. А., Беристенов А. Т. Специфика экспертной оценки и переоценки кадастровой и рыночной стоимости объектов недвижимости // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2015. - № 5/С. - С. 101-105.

29. Справочник оценщика недвижимости, том3: «Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков, 2014 г», под редакцией Лейфера Х.Х. -2014. - 140 С.

30. Справочник оценщика недвижимости, том 3: «Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков, 2014 г.» под редакцией Лейфера, 2014 г.- 250 С.

31. «Экспертная оценка индексов рынка Новосибирской области IV квартала 2014г. Некоммерческое партнерство «Новосибирская Региональная Коллегия Оценщиков»: изд. НП «Новосибирская РКО», г. Новосибирск, 2014.

32. Ахметов О. А., Мжельский М. Б. Метод анализа иерархий как составная часть методологии проведения оценки недвижимости. - ОО «Сибирский Центр Оценки» г. Новосибирск, 2002. - 212 С.

33. Официальный сайт Россреестра [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.rosreestr.ru.

REFERENCE

1. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii [Land Code of the Russian Federation]: Federal Law 25 October 2001 № 136-ФЗ. - Available at: http://base.garant.ru/

2. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii [Urban Planning Code of the Russian Federation]: Federal Law 29 December 2004 № 190-ФЗ. - Available at: http://base.garant.ru/

3. Vremennye metodicheskie rekomendacii po kadastrovoj ocenke stoimosti zemel'nyh uchastkov [Interim methodical recommendations on cadastral cost valuation of land parcels]: Pis'mo Komiteta RF po zemel'nym resursam i zemleustrojstvu ot 14.06.1996 № 1-16/1240. [The letter of RF Committee about land resources and land planning] Available at: http://base.garant.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. «O gosudarstvennoj kadastrovoj ocenke zemel'» [About state cadastral valuation of lands]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25.08.1999 № 945 [RF Government Regulation] - Available at: http://base.garant.ru/

5. Pravila provedenija gosudarstvennoj kadastrovoj ocenki zemel' [Rules for state cadastral land valuation conduction]: postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 316 ot 08.04.2000g. [RF Government Regulation] - Available at: http://base.garant.ru/

6. Metodicheskie ukazanija po gosudarstvennoj kadastrovoj ocenke zemel' naselennyh punktov [Methodical guidelines for state cadastral valuation of settlement lands]: prikaz Ministerstva jekonomicheskogo razvitija i torgovli RF N 39 ot 15.02.2007 g. [the Order of the Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation] - Available at: http://base.garant.ru/

7. Tehnicheskie rekomendacii po gosudarstvennoj kadastrovoj ocenke zemel' naselen-nyh punktov [Technical guidance for state cadastral valuation of settlement lands]: prikaz Ministerstva jekonomicheskogo razvitija i torgovli RF ot 29.06.2007 g. N P/0152 [the Order of the Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation] - Available at: http://base.garant.ru/

8. «Ob ocenochnoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii [About valuation activity in the Russian Federation]: Federal Law №135-FZ ot 29.07.1998g. - Available at: http://base.garant.ru/

9. Federal'nyj standart ocenki «Opredelenie kadastrovoj stoimosti» (FSO№ 4) [Federal Valuation Standard "Determination of Cadastral Value"]: prikaz Ministerstva jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federa-cii ot 22.10. 2010 g. № 508. [the Order of the Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation] - Available at: http://base.garant.ru/

10. Federal'nyj standart ocenki «Obshhie ponjatija ocenki, podhody i trebovanija k provedeniju ocenki (FSO № 1)» [Federal Standard of Valuation "General Notions, Approaches and Requirements to Valuation Conduction"]: prikaz Ministerstva jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 20.05.2015 g. № 297. [the Order of the Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation] - Available at: http://base.garant.ru/

11. Federal'nyj standart ocenki «Cel' ocenki i vidy stoimosti (FSO № 2)» [Federal Standard of Valuation "The Objedctive of Valuation and Types of Values"]: prikaz Ministerstva jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 20.05.2015 g. № 298. [the Order of the Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation] - Available at: http://base.garant.ru/

12. Federal'nyj standart ocenki «Trebovanija k otchetu ob ocenke (FSO № 3)» [Federal Standard of Valuation "The requirements to Valuation Report"] prikaz Ministerstva jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 20.05.2015 g. № 299. [the Order of the Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation] - Available at: http://base.garant.ru/

13. Federal'nyj standart ocenki «Ocenka nedvizhimosti (FSO № 7)» [Federal Standard of Valuation "Real Estate Valuation"]: prikaz Ministerstva jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 25.09.2014 g. № 611. [the Order of the Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation] - Available at: http://base.garant.ru/

14. O gosudarstvennoj kadastrovoj ocenke [About State Cadastral Valuation]: Federal Law №237-03 03.07.2016. - Available at: http://base.garant.ru/

15. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii [About changes in certain legal acts of the Russian Federation]: federal'nyj zakon №360-FZ ot 03.07.2016. - Available at: http://base.garant.ru/

16. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshimi silu otdel'nyh zakonodatel'nyh aktov (polozhenij zakonodatel'nyh aktov) Rossijskoj Federacii [[About changes in certain legal acts of the Russian Federation and certain acts which shall be deemed to have lost force]: Federal Law №361-03 03.07.2017. - Available at: http://base.garant.ru/

17. Metodicheskie ukazanija «O gosudarstvennoj kadastrovoj ocenke» [Methodical guidelines "About State Cadastral Valuation"]: prikaz Ministerstva jekonomicheskogo razvitija v RF № 226 ot 12.05.2017 g. [the Order of the Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation] - Available at: http://base.garant.ru/

18. Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii [Administrative Legal Proceedings Code]: Federal Law 08.03.2015 №21-03. - Available at: http://base.garant.ru/

19. O nekotoryh voprosah, voznikajushhih pri rassmotrenii sudami del ob osparivanii rezul'tatov opredelenija kadastrovoj stoimosti ob'ektov nedvizhimosti [About some issues, occuring in courts when considering cadastral value dispute cases]: Postanovlenie Plenuma Verhovnogo suda RF ot 30.06.2015 №28. [The Resolution of the Russian Supreme Court Plenum] - Available at: http://base.garant.ru/

20. Zubkova E.E., Metodicheskoe rukovodstvo: «Osparivanie kadastrovoj stoimosti», [Methodical guidelines "Disputing"] avtor podgotovleno sovmestno s Federal'noj laboratoriej sudebnoj jekspertizy. 2014 g. [Author, edited with Federal Laboratory of Forensic Expertise] - Available at: www.federallab.ru

21. Lepihina O.Ju. Sovremennye problemy metodicheskogo obespechenija kadastrovoj ocenki zemel' naselennyh punktov Rossii [Modern problems of methodical provision for settlement land cadastral valuation in Russia] // Vserossijskij zhurnal nauchnyh publikacij. [All-Russian journal of scientific publications] - 2012. - №1(11). - pp. 11-15.

22. Korotkova E.V. Uchet faktorov social'noj infrastruktury pri provedenii kadastrovoj ocenki zemel' naselennyh punktov [Factors of social infrastructure in cadastral valuation of settlement lands] // Imushhestvennye otnoshenija. [Property relations] - 2011. - №6 (117). - pp. 8-11.

23. Baltyzhakova T.I. Vyjavlenie skrytyh faktorov kadastrovoj ocenki zemel' naselennyh punktov metodom glavnyh komponent. [Revealing hidden factors in settlement land cadastral valuation by main components method] - Jelektronnyj zhurnal «Inzhenernyj vestnik Dona» [Web journal "Engineering Bulletin of Don"] - Available at: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2761..

24. Shabaeva Ju.I. Kadastrovaja ocenka individual'noj zhiloj zastrojki s uchetom differenciacii gorodskoj territorii po prestizhnosti [Cadastral valuation of individual residence buildings taking into account urban territory staus value differenciation]: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata tehnicheskih nauk [extended abstract of Cand. Tech. Sc dissertation] (25.00.26)/ Shabaeva Julija Igorevna; Nacional'nyj mineral'no-syr'evoj universitet «Gornyj» [National Mineral Raw Material University]. - Sankt-Peterburg, 2015 - p.22.

25. Rybkina A.M. Obosnovanie metoda postroenija geostatisticheskoj modeli kadastrovoj ocenki zemel'nyh uchastkov malojetazhnoj zhiloj zastrojki naselennyh punktov [Validation of geostatical model creation method for cadastral valuation of low-rise residential areas in settlements]: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata tehnicheskih nauk (25.00.26) [extended abstract of Cand. Tech. Sc dissertation]/ Rybkina Alina Mihajlovna; FGBOU VO «Sankt-Peterburgskij gornyj universitet» [Saint-Petersburg Mountain University]. - Sankt-Peterburg, 2017 - 20 p.

26. Gvozdeva O.V, Kolbneva E.Ju. Problemy osparivanija kadastrovoj stoimosti ob'ektov nedvizhimosti [Real estate cadastral value dispute problems] // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of Voronezh State Agrarian University] - 2016. - № 1 (48). - pp. 124-127.

27. Moskvin V.N., Sokolova T.A. Problemy i perspektivy pereocenki kadastrovoj stoimosti zemel'nyh uchastkov v sudebnom porjadke [Problems and perspectives of cadastral revaluation of land parcels through legal proceedings] // Vestnik SGUGiT [Bulletin of SSUGT] . - 2015. - Vol.1 (29). - Pp. 113-118.

28. Moskvin V.N., Sokolova T.A., Beristenov A.T. Specifika jekspertnoj ocenki i pereocenki kadastrovoj i rynochnoj stoimosti ob'ektov nedvizhimosti [Specific aspects of expert valuation and revaluation of cadastral and market value of real estate objects] // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Geodezija i ajerofotos'emka.[The news of higher education institutions. Geodesy and Aerial Survey] - 2015. - № 5 - pp.101-105.

29. Spravochnik ocenshhika nedvizhimosti, tom 3: «Korrektirujushhie kojefficienty dlja ocenki zemel'nyh uchastkov, 2014 g» [Reference book of real estate assessor, vol. 3 "Correction coefficients for land parcel valuation"], ed. by Lejfer H.H. -2014. - 140 p.

30. ocenshhika nedvizhimosti, tom 3: «Korrektirujushhie kojefficienty dlja ocenki zemel'nyh uchastkov, 2014 g» [Reference book of real estate assessor, vol. 3 "Correction coefficients for land parcel valuation"], ed. by Lejfer H.H. -2014.- 250 p.

31. «Jekspertnaja ocenka indeksov rynka Novosibirskoj oblasti IV kvartala 2014g. [Expert valuation of market indexes in Novosibirsk Region, IV quarter, 2014]. Nekommercheskoe partnerstvo «Novosibirskaja Regional'naja Kollegija Ocenshhikov» [Noncommercial partnership "Novosibirsk Regional Collegium of Assessors"]. NP «Novosibirskaja RKO», Novosibirsk, 2014.

32. Ahmetov O. A., Mzhel'skij M. B. Metod analiza ierarhij kak sostavnaja chast' metodologii provedenija ocenki nedvizhimosti. [The Hierachy Analysis Method as a Methodology Component of Real Estate Valuation ] - OO «Sibirskij Centr Ocenki» [OO Siberian Valuation Centre]. Novosibirsk, 2002. - 212 S.

33. Oficial'nyj sajt Rossreestra [Official Site of Rosregister] - Available at: www.rosreestr.ru.

© В. Н. Москвин, Т. А. Соколова, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.