Научная статья на тему 'ОСОЗНАВАТЬ СЕБЯ В ДРУГОЙ КУЛЬТУРЕ. Рецензия на кн.: СТРОЕВ А.Ф. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СУДЬБЫ ПИСАТЕЛЕЙ ВО ФРАНЦИИ. – Москва : Литфакт, 2023. – 319 с.'

ОСОЗНАВАТЬ СЕБЯ В ДРУГОЙ КУЛЬТУРЕ. Рецензия на кн.: СТРОЕВ А.Ф. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СУДЬБЫ ПИСАТЕЛЕЙ ВО ФРАНЦИИ. – Москва : Литфакт, 2023. – 319 с. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литературная репутация / культура / политика / жизнетворчество / Мережковский во Франции / рецепция творчества / literary reputation / culture / politics / life creation / Merezhkovsky in France / creativity reception

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пахсарьян Наталья Тиграновна

В книге Строева собраны статьи разных лет, посвященные русским писателям, жившим и творившим во Франции в первой половине ХХ в. Автор тщательно изучил архивы, газетные и журнальные публикации, воспоминания, переписку М. Волошина, Д. Мережковского, А. Белого, И. Бунина и др., что позволило ему не только описать особенности рецепции их творчества французскими критиками, но показать их работу над созданием собственной репутации в глазах читающей французской аудитории, процесс писательской самореализации в чужом культурном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To realize yourself in another culture. Book review: Stroev A.F. Literary destinies of writers in France

Stroev’s book contains articles from various years devoted to Russian writers who lived and worked in France in the first half of the twentieth century. The author carefully studied the archives, newspaper and magazine publications, memoirs, correspondence of Maximilian Voloshin, Dmitry Merezhkovsky, Andrey Bely, Ivan Bunin and others, allowing him not only to describe the reception of their work by French critics, but also to show their own work in building their reputation in the eyes of the French reading audience, the process of writer’s self-realization in a foreign cultural space.

Текст научной работы на тему «ОСОЗНАВАТЬ СЕБЯ В ДРУГОЙ КУЛЬТУРЕ. Рецензия на кн.: СТРОЕВ А.Ф. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СУДЬБЫ ПИСАТЕЛЕЙ ВО ФРАНЦИИ. – Москва : Литфакт, 2023. – 319 с.»

ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВО

УДК 821.133. Б01: 10.31249/Ш2023.04.06

ПАХСАРЬЯН Н.Т.1 ОСОЗНАВАТЬ СЕБЯ В ДРУГОЙ КУЛЬТУРЕ. Рецензия на кн.: СТРОЕВ А.Ф. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СУДЬБЫ ПИСАТЕЛЕЙ ВО ФРАНЦИИ. - Москва : Литфакт, 2023. - 319 с.

Аннотация. В книге Строева собраны статьи разных лет, посвященные русским писателям, жившим и творившим во Франции в первой половине ХХ в. Автор тщательно изучил архивы, газетные и журнальные публикации, воспоминания, переписку М. Волошина, Д. Мережковского, А. Белого, И. Бунина и др., что позволило ему не только описать особенности рецепции их творчества французскими критиками, но показать их работу над созданием собственной репутации в глазах читающей французской аудитории, процесс писательской самореализации в чужом культурном пространстве.

Ключевые слова: литературная репутация; культура; политика; жизнетворчество; Мережковский во Франции; рецепция творчества.

Для цитирования: Пахсарьян Н.Т. Осознавать себя в другой культуре // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. - 2023. - № 4. - С. 77-82. - Рец. на кн.: Строев А.Ф. Литературные судьбы писателей во Франции. - Москва : Литфакт, 2023. - 319 с. - Б01: 10.31249/111/2023.04.06

1 Пахсарьян Наталья Тиграновна - доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела литературоведения ИНИОН РАН; e-mail: npakhsarian@gmail.com

PAKHSARIAN N.T.1 To realize yourself in another culture. Book review: Stroev A.F. Literary destinies of writers in France

Absract. Stroev's book contains articles from various years devoted to Russian writers who lived and worked in France in the first half of the twentieth century. The author carefully studied the archives, newspaper and magazine publications, memoirs, correspondence of Maximilian Voloshin, Dmitry Merezhkovsky, Andrey Bely, Ivan Bunin and others, allowing him not only to describe the reception of their work by French critics, but also to show their own work in building their reputation in the eyes of the French reading audience, the process of writer's self-realization in a foreign cultural space.

Keywords: literary reputation; culture; politics; life creation; Merezhkovsky in France; creativity reception.

To cite this article: Pakhsarian, Natalia T. "To realize yourself in another culture. Book review: Stroev A.F. Literary destinies of writers in France". Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 7: Literary studies, no. 4, 2023, pp. 77-82. DOI: 10.31249/lit/2023.04.06 (In Russian)

Книга профессора Новой Сорбонны А.Ф. Строева составле-" 2 на из статей ученого разных лет , однако сложилась в целостное

компаративное исследование, развертывающее панораму литературной жизни русских писателей во Франции 1900-1930-х годов. В восьми главах книги рассмотрены разные аспекты этой жизни, включая особенности писательского быта, перипетии истории издания тех или иных произведений, своеобразие переводов и отношений авторов с переводчиками. Эта работа существенно дополняет исследования французских ученых на эту тему (см., напр.: [Schor, 2017]).

Во введении автор книги разъясняет ее замысел и указывает на особенности своего подхода: «Речь идет не о традиционной рецепции, а об активном жизнетворчестве, самореализации, конст-

1 Pakhsarian Natalia Tigranovna - DSc in Philology, Professor, Leading Researcher of the Department of Literary Studies, Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, e-mail: npakhsarian@gmail.com

2 Список этих статей и даты их первой публикации автор книги помещает в библиографической справке [Строев, 2023, с. 314-315].

руировании своего облика в чужом культурном пространстве» [Строев, 2023, с. 5]. Думается, поставленную задачу исследователь выполнил на высоком научном уровне.

В первой главе воссозданы подробности истории концертного турне в Крыму, пересказанной Максимилианом Волошиным, вошедшей в обработанном виде в один из рассказов Михаила Зощенко, в воспоминания Л. В. Никулина, а также изложена трактовка темы «бунта машин» в разнообразных газетных заметках М. Волошина и его современников. Автора книги интересовали прежде всего не жанрово-стилистические особенности этих заметок, а проявление в них характерных черт писательского миропонимания, жизнетворческий аспект. И тогда интерес А.Н. Толстого к «бунту машин», к заметкам и стихам М. Волошина закономерно позволяет включить в эту главу рассказ о теософском контексте «Приключений Буратино».

Пять последующих глав анализируют разные стороны рецепции творчества Дмитрия Мережковского. Этот писатель, как представляется, - центральная фигура рецензируемой книги. Во второй главе А.Ф. Строев рассматривает первые переводы и рецензии, фиксирующие неоднозначное отношение к стихам и прозе Д. Мережковского, к его исторической трилогии о Христе и Антихристе, сопоставляет отзывы русской и французской критики на творчество писателя, замечая, что его восприятие «во Франции складывалось из рекламных заметок, статей французских критиков, информации, приходившей из России, в частности от самого автора, из публикаций русских и польских литераторов, живших в Европе...» [Строев, 2023, с. 75], а также анализирует религиозные и политические аспекты взаимоотношений Д. Мережковского и его окружения с французскими рецензентами, переводчиками и издателями. Приложением к этой главе является текст и русский перевод стихотворения Филиппа Дюфура, посвященного Д. Мережковскому.

В третьей главе внимание ученого сосредоточивается на интервью, которое дал Д. Мережковский французской журналистке М. Маркович в 1916 г. Писатель представлен в нем своего рода пророком будущих событий в Германии и в России. А.Ф. Строев видит в интервью сочетание театральности и искренности и замечает, что несмотря на очевидную наивность журналистки во мно-

гих вопросах, «она сумела, обходя цензурные препоны, донести до французского читателя позицию русской либеральной интеллигенции» [Строев, 2023, с. 91].

В четвертой главе представлена история восприятия во Франции первой половины 1930-х годов двух писательских фигур -Дмитрия Мережковского и Ивана Бунина, контрастно сопоставлены интервью обоих. Автор книги показывает, как и почему Дмитрий Мережковский, завоевавший к этому времени известность у французских читателей, вместе с еще одним знаменитым литератором, Максимом Горьким, оказывается для Бунина соперником-претендентом на получение Нобелевской премии, но так и не становится ее обладателем. А.Ф. Строев обращает внимание на то, что получение премии не сделало И. Бунина более известным или более популярным в читательской среде. В приложении собраны и опубликованы некоторые заметки из различных французских газет, в которых обсуждаются претенденты на Нобелевскую премию, даются оценки выбору Нобелевского комитета, выражается отношение к присуждению премии И. Бунину.

Пятая глава книги содержит важные материалы для биографии Дмитрия Мережковского, освещение прессой жизни писателя во Франции во время немецкой оккупации. Как указывает А.Ф. Строев, в 1940-1941 гг. французские газеты «печатали беседы с ним, предваряли его лекции, пересказывали их» [Строев, 2023, с. 182]. Ученый отмечает интересное обстоятельство: хотя «провидческая книга» Д. Мережковского «Атлантида-Европа» не была опубликована по-французски в 1920-1930-х годах, события «второй мировой войны подтвердили его политические прогнозы» [Строев, 2023, с. 182].

Некрологи и посмертные статьи о Дмитрии Мережковском, выходившие во Франции, рассмотрены в шестой главе, где продемонстрировано, как «правая и ультраправая печать использовала смерть известного писателя в политических целях» [Строев, 2023, с. 184], указано, что «литературные критики более объективны, чем правые журналисты» [Строев, 2023, с. 192]. Отмечено также, что «после кончины Мережковского его книги продолжают выходить, и французские журналисты ведут загробный разговор с ним» [Строев, 2023, с. 196].

Анализируя далее в небольшой седьмой главе отзывы французской прессы об Андрее Белом, прослеживая движение мысли в них, ученый делает вывод о том, что «во Франции Андрей Белый теряется в тени Блока, хотя многие журналисты и критики восторгаются его дарованием, говорят о его гениальности» [Строев, 2023, с. 249].

В последней главе, помимо изложения взаимоотношений Евгения Замятина и кино, анализа особенностей его киносценариев, диалога с символистами и теософами, в качестве приложения размещены тексты нескольких сценарных заявок Е. Замятина: «Бич божий», «Владыка Азии», «Иван Грозный», «Принцесса Ванина». Материалы этой главы будут весьма полезны как при исследовании художественных особенностей замятинских киносце-нариев1, так и при изучении актуальной в сегодняшней науке проблемы связи литературы и кино (см., напр.: [Monsaingeon, 2000; Cleder, 2012]).

Архивные материалы и газетные рецензии, воспоминания и интервью в соединении с аналитическими комментариями ученого рисуют широкую картину культурной жизни русской писательской эмиграции во Франции. Ценность книги А.Ф. Строева - в сочетании информативности и аналитизма, во введении в литературный обиход малоизвестного, а то и вовсе неизвестного материала, использовании новейших методов литературной компаративистики.

Список литературы

1. Береснева Г.А. От пьесы А.М. Горького «На дне» к киносценарию Е.И. Замятина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2017. - Т. 76, № 10 : в 3 ч., ч. 1. - С. 13-15.

2. Любимова М.Ю. О законе художественной экономии, фабуле и новых концах : Е. Замятин - сценарист французского фильма «На дне» // Russian Studies : ежеквартальник русской филологии и культуры. - 1996. - Т. 2, № 2. -С. 375-385.

3. Строев А.Ф. Литературные судьбы писателей во Франции. - Москва : Лит-факт, 2023. - 319 с.

1 До сих пор литературоведы обращали внимание только на сценарий Е. Замятина по пьесе М. Горького «На дне». См.: [Любимова, 1996; Береснева, 2017].

4. Cléder J. Entre littérature et cinéma. Les affinités électives [Литература и кино. Взаимное притяжение] - Paris : Armand Colin, 2012. - 224 p.

5. Monsaingeon E. Les actualités cinématographiques au début du XX siècle [Кинематографическая действительность в начале ХХ в.] // Société e't Représentation. - 2000. - Vol. 2, N 9. - P. 105-114.

6. SchorR Les écrivains russes blancs en France. Un entre-deux identitaire (19191939) [Русские писатели-белоэмигранты во Франции. Между двумя самоидентификациями (1919-1939)] // REMI (Revue Européenne des Migrations Iternationales). - 2017. - Vol. 33, N 1. - P. 11-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.