Научная статья на тему 'Осознаваемые и неосознаваемые ценности и решение дилемм, связанных со здоровьем'

Осознаваемые и неосознаваемые ценности и решение дилемм, связанных со здоровьем Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
505
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ИМПЛИЦИТНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЗДОРОВЬЕ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / MOTIVATION / VALUES / IMPLICIT PROCESSES / HEALTH / DECISION-MAKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арина Галина Александровна, Иосифян Марина Александровна, Николаева Валентина Васильевна

Актуальность. Исследование имплицитных процессов в современной психологии здоровья является одним из ключей к решению проблемы разрыва между намерением и действием. При этом, по сравнению с имплицитными эмоциональными и когнитивными процессами, ценностно-мотивационные процессы изучены меньше всего. В настоящее время не вполне ясно, как имплицитные (неосознаваемые) ценности соотносятся с эксплицитными (осознаваемыми), и как они связаны с принятием решений о здоровье. Цель. Данное исследование посвящено тому, как осознаваемые и неосознаваемые ценности, а также их согласованность между собой, связаны с принятием решений в дилеммах, касающихся здоровья. Дилеммы были сформулированы как ситуации, в которых необходимо принять решение с целью избежать потерь, связанных либо со здоровьем, либо с другими ценностями. Также в дилеммах варьировался уровень потенциальных потерь (высокие и низкие), связанных со здоровьем и другими ценностями. Описание хода исследования. Респонденты выполняли опросник ценностных ориентаций Шварца, имплицитные ассоциативные тесты, а также решали три вида задач с дилеммами («здоровье-альтруизм», «здоровье-самостоятельность» и «здоровье-достижения»). Результаты исследования. Имплицитные ценности достижений, доброты и самостоятельности связаны с принятием решений в ущерб здоровью в дилеммах с низкими потенциальными потерями. В то время как те же эксплицитные ценности связаны с принятием решений в ущерб здоровью в дилеммах с высокими потенциальными потерями. Также было показано, что высокая согласованность между эксплицитными и имплицитными ценностями связана с принятием решений в пользу здоровья. Наконец, было обнаружено, что имплицитные и эксплицитные ценности независимы друг от друга и по-разному связаны с решением дилемм, касающихся здоровья. Выводы. Исследование показало, что эксплицитные и имплицитные ценности, а также их согласованность, связаны с принятием решений в ситуациях, связанных со здоровьем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Explicit and implicit values are associated with decision-making in dilemmas related to health

Background. Individuals who aim at changing their health behaviour do not always handle the issue immediately. This discrepancy is usually referred to as the intention behaviour gap. Implicit processes are one of the factors which mediate between intention and behaviour. Compared to cognitive and affective implicit processes, motivational implicit processes are given a very little account in the modern science. Currently it is not quite clear how implicit and explicit values are focused on within the health-related decision-making process. Objective. The present study shows how implicit and explicit values and their congruency are focused on health-related decision-making process in dilemmas. The dilemmas were described as situations within which the subjects report on making a choice: either to avoid losses related to health, or to avoid losses related to other values. Choosing health, the participant avoids losses related to it, whereas they acquire losses related to other values, and vice versa. Design. The participants participated in the Schwartz’s Value Survey (measuring explicit values), Implicit Association Tests (measuring implicit values) and solve three types of dilemmas (health vs benevolence, health vs self-direction, health vs achievement). Research Results The research shows that implicit and explicit values are not related to each other and are differently related to decision-making process in dilemmas. Namely, implicit values of achievement, benevolence and self-direction are related to decision-making in dilemmas with low potential losses. Many of these values turn to be significant to the participants, and some of the dilemmas are not solved in favour of health-related issues. Explicit values are related to decision-making process in dilemmas with high potential losses. Many of these values turn to be significant to the participants, and some of the dilemmas are not solved in favour of health-related issues. Finally, it was found that high correlation between explicit and implicit values is positively related to decision making in favor of health. Conclusion. The research shows that explicit and implicit values are differently associated with health-related decision-making in the participants.

Текст научной работы на тему «Осознаваемые и неосознаваемые ценности и решение дилемм, связанных со здоровьем»

Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9.07, 159.923, 61.

doi: 10.11621/npj.2018.0407

Осознаваемые и неосознаваемые ценности и решение дилемм, связанных со здоровьем

Г.А. Арина, М.А. Иосифян, В.В. Николаева

МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Поступила 9 октября 2018/ Принята к публикации: 28 октября 2018

Explicit and implicit values are associated with decision-making in dilemmas related to health

Galina A., Arina, Marina A. Iosifyan*, Valentina V. Nikolaeva

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia * Corresponding author E-mail: marina.iosifyan@gmail.com

Received October 9, 2018 / Accepted for publication: October 28, 2018

Актуальность. Исследование имплицитных процессов в современной психологии здоровья является одним из ключей к решению проблемы разрыва между намерением и действием. При этом, по сравнению с имплицитными эмоциональными и когнитивными процессами, ценностно-мотивационные процессы изучены меньше всего. В настоящее время не вполне ясно, как имплицитные (неосознаваемые) ценности соотносятся с эксплицитными (осознаваемыми), и как они связаны с принятием решений о здоровье.

Цель. Данное исследование посвящено тому, как осознаваемые и неосознаваемые ценности, а также их согласованность между собой, связаны с принятием решений в дилеммах, касающихся здоровья. Дилеммы были сформулированы как ситуации, в которых необходимо принять решение с целью избежать потерь, связанных либо со здоровьем, либо с другими ценностями. Также в дилеммах варьировался уровень потенциальных потерь (высокие и низкие), связанных со здоровьем и другими ценностями.

Описание хода исследования. Респонденты выполняли опросник ценностных ориентаций Шварца, имплицитные ассоциативные тесты, а также решали три вида задач с дилеммами («здоровье-альтруизм», «здоровье-самостоятельность» и «здоровье-достижения»).

Результаты исследования. Имплицитные ценности достижений, доброты и самостоятельности связаны с принятием решений в ущерб здоровью в дилеммах с низкими потенциальными потерями. В то время как те же эксплицитные ценности связаны с принятием решений в ущерб здоровью в дилеммах с высокими потенциальными потерями. Также было показано, что высокая согласованность между эксплицитными и имплицитными ценностями связана с принятием решений в пользу здоровья. Наконец, было обнаружено, что имплицитные и эксплицитные ценности независимы друг от друга и по-разному связаны с решением дилемм, касающихся здоровья.

Выводы. Исследование показало, что эксплицитные и имплицитные ценности, а также их согласованность, связаны с принятием решений в ситуациях, связанных со здоровьем.

Ключевые слова: мотивация, ценности, имплицитные процессы, здоровье, принятие решений.

Background. Individuals who aim at changing their health behaviour do not always handle the issue immediately. This discrepancy is usually referred to as the intention behaviour gap. Implicit processes are one of the factors which mediate between intention and behaviour. Compared to cognitive and affective implicit processes, motivational implicit processes are given a very little account in the modern science. Currently it is not quite clear how implicit and explicit values are focused on within the health-related decision-making process.

Objective. The present study shows how implicit and explicit values and their congruency are focused on health-related decision-making process in dilemmas. The dilemmas were described as situations within which the subjects report on making a choice: either to avoid losses related to health, or to avoid losses related to other values. Choosing health, the participant avoids losses related to it, whereas they acquire losses related to other values, and vice versa.

Design. The participants participated in the Schwartz's Value Survey (measuring explicit values), Implicit Association Tests (measuring implicit values) and solve three types of dilemmas (health vs benevolence, health vs self-direction, health vs achievement).

Research Results The research shows that implicit and explicit values are not related to each other and are differently related to decision-making process in dilemmas. Namely, implicit values of achievement, benevolence and self-direction are related to decision-making in dilemmas with low potential losses. Many of these values turn to be significant to the participants, and some of the dilemmas are not solved in favour of health-related issues. Explicit values are related to decision-making process in dilemmas with high potential losses. Many of these values turn to be significant to the participants, and some of the dilemmas are not solved in favour of health-related issues. Finally, it was found that high correlation between explicit and implicit values is positively related to decision making in favor of health. Conclusion. The research shows that explicit and implicit values are differently associated with health-related decision-making in the participants. Keywords: motivation, values, implicit processes, health, decision-making.

Для цитирования: Арина Г.А., Иосифян М.А., Николаева В.В. Осознаваемые и неосознаваемые ценности и решение дилемм, связанных со здоровьем // Национальный психологический журнал. - 2018. - № 4(32). - С. 77-85. 10.11621/пр].2018.0407

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

v мпирические исследования показывают, что поведение является самостоятельным фактором риска возникновения большинства заболеваний, имеющих хронический характер (Fisher et al ., 2011; Khaw et al ., 2008) . Поведение -это обширный набор как стереотипных, импульсивных, так и сознательных, рефлексивных действий, которые могут наносить вред здоровью или обеспечивать его сохранение и поддержание (Ананьев, 1998; Никифоров, 2006; Matarazzo, 1984) . Психология здоровья как междисципли-

никли еще в 1970-80-х годах (Becker, 1974; Rosenstock, 1974; Ajzen, 1991; Rogers, 1983) ■ Эти традиционные модели включают рефлексивные, осознаваемые психические процессы и успешно предсказывают намерение изменить поведение по отношению к здоровью, но менее успешны в предсказании реальных действий, которые в действительности предпринимает человек (Sheeran, Harris & Epton, 2014) . Этот факт получил название проблемы разрыва между намерением и действием (Рассказова, Иванова, 2015; Sheeran, 2002) .

Несмотря на то, что исследования имплицитной мотивации и ее связи с поведением по отношению к здоровью активно развиваются, в настоящее время не вполне ясно, как именно имплицитная мотивация соотносится с эксплицитной

нарная область науки и практики пытается объяснить особенности поведения, связанного со здоровьем. Первые теоретические модели такого поведения воз-

Чтобы преодолеть ее, исследователи стремятся изучить влияние неосознаваемых, имплицитных процессов на поведенческие стереотипы и принятие решений,

Галина Александровна Арина -

старший преподаватель кафедры нейро-и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова E-mail: g.a.arina@yandex.ru https://istina.msu.ru/profile/ArinaGA/

Марина Александровна Иосифян -

кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова E-mail: marina.iosifyan@gmail.com https://istina.msu.ru/profile/Marina_Iosifyan/

Валентина Васильевна Николаева -

доктор психологических наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова E-mail: knpp@psy.msu.ru http://www.psy.msu.ru/people/nikolaeva.html

связанных со здоровьем (Sheeran et al, 2016) . Имплицитные процессы традиционно делятся на ценностно-мотивацион-ные (чего я хочу?), эмоциональные (что я чувствую?) и когнитивные (что я думаю?) (Hilgard, 1980) .

В данной работе изучается связь между имплицитными мотивационными процессами и принятием решений, связанных со здоровьем. Мотивы, которые регулируют поведение по отношению к здоровью не всегда осознанны. Известно, что имплицитная мотивация, связанная со спортом и питанием, оказывает влияние на такое поведение. Papies и коллеги обнаружили, что имплицитное стремление ограничить питание связано с выбором здоровой пищи, в то время, как стремление получить от него удовольствие связано с выбором вредной пищи (Papies et al ., 2007) . Имплицитная мотивация оказывает влияние и на физическую активность - поощрение имплицитной мотивации прикладывать усилия приводит к более длительным занятиям спортом (Sheeran, 2011) .

Несмотря на то, что исследования имплицитной мотивации и ее связи с поведением по отношению к здоровью активно развиваются, в настоящее время не вполне ясно, как именно имплицитная мотивация соотносится с эксплицитной. Некоторые исследователи предполагают, что имплицитная и эксплицитная мотивация - независимые друг от друга системы, так как первая является автоматической, а вторая - рефлексивной (Weinberger & McClelland, 1990) . Чтобы решить этот на вопрос, следует ориентироваться на результаты эмпирических исследований

Метаанализ Spangler показал, что существует статистически значимая низкая корреляция (0,088) между имплицитной и эксплицитной мотивацией достижений (Spangler 1992). Это может свидетельствовать об отсутствии связи между переменными (Cyders, Coskupinar, 2011) . В недавно проведенный мета-анализ были включены данные не только о мотивации достижения (стремление достичь личного успеха и социальное признание), но также и о аффилиативной мотивации (стремление взаимодействовать с другими людьми) и о мотивации власти (стремление оказывать влия-

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Для цитирования: Арина Г.А., Иосифян М.А., Николаева В.В. Осознаваемые и неосознаваемые ценности и решение дилемм, связанных со здоровьем // Национальный психологический журнал. - 2018. - № 4(32). - С. 77-85. doi: 10.11621/npj.2018.0407

ние на других людей (K6llner, Schultheiss, 2014) ■ Было показано, что корреляция между обозначенными имплицитными и эксплицитными ценностями значимая, но низкая (0,130) . Более того, оказалось, что осознаваемые и неосознаваемые формы социально одобряемых мотивов (достижений и аффилиации) согласованы между собой больше (0,139 и 0,116 соответственно), чем осознаваемая и неосознаваемая мотивации власти (0,038) .

Таким образом, эмпирические исследования имплицитных и эксплицитных мотивационных процессов ограничиваются рассмотрением мотивации достижений, власти и аффилиации . Соотношение же этих процессов мало исследовано В частности, крайне мало изучено соотношение эксплицитных и имплицитных ценностей в качестве мотивационных процессов. Исследователи определяют ценности как мотивационные конструкты, а именно, как глубинную абстрактную мотивацию, не связанную с конкретной ситуацией, способную выражаться в когнитивном и эмоциональном отношении, а также регулировать поведение человека (Rokeach, 1973; Schwartz, 1992) . Одной из наиболее распространенных и эмпирически подкрепленных теорий ценностей является теория Шварца (Schwartz, 1992) . Эта теория распределяет ценности по четырем группам: открытость изменениям (стимуляция или захватывающая, активная жизнь, самостоятельность или творчество и свобода), самовозвышение (гедонизм или удовольствия, достижение или амбиции и успех, власть или авторитет и богатство), консерватизм (конформность или подчинение, традиции или сдержанность и преданность) и самотрансцендентность (универсализм или социальная справедливость и равенство, доброта или готовность оказывать помощь) . Здоровье в этой модели ценностей относится к группе ценностей безопасности Все эти ценности образуют определенную структуру, которую можно изобразить в виде окружности . По диагонали расположены антагонистичные друг другу ценности (например, открытость изменениям и консерватизм)

В рамках теории Шварца ценности измеряются с помощью методики самоотчета (например, с помощью опросника ценностных ориентаций Шварца

(Schwartz, 2003) ■ Таким образом, предполагается, что ценности являются осознаваемыми и рефлексивными, их можно измерить эксплицитно . Однако, также как и мотивы, ценности могут быть и неосознаваемыми Такие ценности измеряют с помощью не прямых, спонтанных суждений (например, имплицитного теста ассоциаций (Greenwald et al ., 1998) .

Ценности являются объектом изучения на протяжении многих десятилетий, однако существует дефицит эмпирических исследований того, как осознаваемые и неосознаваемые ценности влияют на поведение человека (Maio, 2016) . В соответствии с моделями двойных рефлексивных-импульсивных процессов (Strack,

Deutsch, 2004) можно предположить, что имплицитные ценности связаны с принятием импульсивных, быстрых решений, в то время как эксплицитные ценности связаны с принятием рефлексивных, обдуманных решений (Bardi, Schwartz, 2003) Однако остается не ясно не только то, как эксплицитные и имплицитные ценности соотносятся с принятием решений, связанных со здоровьем, но и то, как они согласуются между собой

Ход исследования

В данном исследовании рассматривались следующие вопросы:

1) Как эксплицитные и имплицитные ценности соотносятся с принятием решений, касающихся здоровья?

2) Коррелируют ли эксплицитные и имплицитные ценности между собой?

3) Как согласованность эксплицитных и имплицитных ценностей связана с принятием решений, касающихся здоровья?

Операциональная модель процесса принятия решений реализуется в задачах-дилеммах, когда необходимо сделать выбор между двумя ценностными альтернативами . Одна из альтернатив связана с сохранением здоровья, но потерями

в других ценностных областях. Другая альтернатива связана с потерей здоровья, но выигрышем в других ценностных областях .

Основываясь на вышерассмотренных теоретических и эмпирических фактах, нами были выдвинуты следующие гипотезы:

1) Эксплицитные и имплицитные ценности связаны с решением ценностных дилемм, имеющих отношение к здоровью;

2) Эксплицитная ценность безопасности и имплицитная ценность здоровья позитивно связаны с решением дилемм в пользу здоровья и в ущерб другим ценностям и, наоборот;

3) Связь между эксплицитной и имплицитной формами ценностей зависит от типа этих ценностей;

4) Согласованность между эксплицитными и имплицитными ценностями связана с решением ценностных дилемм В исследовании приняли участие

46 человек от 19 до 22 лет (M = 20,65, SE = 0,87, 11 мужчин) Исследование проводилось в соответствии с нормативами Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации Все участники дали добровольное информированное согласие на участие в исследовании

В исследовании были использованы следующие методики: опросник ценностных ориентаций Шварца (Schwartz, 1994), имплицитные ассоциативные тесты (Greenwald et al ., 1998), три вида задач с дилеммами («здоровье-альтруизм», «здоровье-самостоятельность» и «здоровье-достижения») . Дилеммы были сформулированы как ситуации, в которых необходимо принять решение с целью избежать потерь, связанных либо со здоровьем, либо с другими ценностями . Также в дилеммах варьировался уровень потенциальных потерь (высокие и низкие), связанных со здоровьем и другими ценностями

Респонденты выполняли четыре теста имплицитных ассоциаций, измерявшие

Операциональная модель процесса принятия решений реализуется в задачах-дилеммах, когда необходимо сделать выбор между двумя ценностными альтернативами. Одна из альтернатив связана с сохранением здоровья, но потерями в других ценностных областях. Другая альтернатива связана с потерей здоровья, но выигрышем в других ценностных областях.

Для цитирования: Арина Г.А., Иосифян М.А., Николаева В.В. Осознаваемые и неосознаваемые ценности и решение дилемм, связанных со здоровьем // Национальный психологический журнал. - 2018. - № 4(32). - С. 77-85. doi: 10.11621/npj.2018.0407

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

ценности здоровья, самостоятельности, доброты и достижений, заполняли опросник ценностных ориентаций Шварца и принимали участие в решении шести ситуациий-дилемм, связанных со здоровьем. Порядок выполнения методик варьировался, чтобы исключить влияние одной методику на другую.

Имплицитный ассоциативный тест был сконструирован для данного исследования так, чтобы измерять имплицитные ценности здоровья, достижений, безопасности и самостоятельности . Было создано четыре имплицитных теста. В каждый тест включены три категории стимулов: «Я» (мой, меня, моя, наше, мы), «Другие» (он, их, она, им, его) и слова, связанные с ценностями - «Достижения»: амбициозность, трудолюбие, успех, целеустремленный, влиятельный; «Здоровье»: профилактика, обследование, бодрость, спортивный, сильный; «Самостоятельность»: интерес, свобода, творчество, самостоятельность, изобретательность; «Альтруизм»: доброта, помощь, прощение, заботливый, преданный . Слова, подходящие к ценностям, были отобраны на основе опросника ценностных ориентаций Шварца (Schwartz, 1994) ■ Категории «Я» и «Другие» присутствовали во всех четырех тестах Категория, связанная с ценностью, менялась от теста к тесту. Так, имплицитный тест, измерявший ценность здоровья, включал категории «Я», «Другие» и «Здоровье» Задача респондента состояла в том, чтобы распределять слова, в случайном порядке появляющиеся на экране компьютера, по трем категориям как можно быстрее, не задумываясь. Результат данного теста -это время реакции, подсчитанное по формуле D-значения (Greenwald et al, 2003) ■ Чем выше это значение, тем больше человек неосознанно ассоциирует с собой ценность, и тем она важнее для него/нее.

Эксплицитные ценности измерялись с помощью опросника ценностных ори-ентаций Шварца (Schwartz, 1994) . Опросник включает 57 пунктов, которые необходимо оценить с помощью цифр от -1 (это противоположно принципам, которым Вы следуете) до 7 (исключительно важная в качестве руководящего принципа Вашей жизни ценность) Опросник позволяет выделить 10 типов ценностей, среди которых присутствуют ценности безопасности (включает здоровье), са-

мостоятельности, достижения и доброты Результаты опросника обрабатывались в соответствии с инструкциями автора опросника (Schwartz, 2009) Были посчитаны средние значения ценностей, затем они были центрированы относительно показателя MRAT (среднее значение по всем пунктам опросника) Чем выше полученные значения, тем важнее ценность для человека

Согласованность между эксплицитными и имплицитными ценностями под-считывалась следующим образом Был подсчитан коэффициент согласованности между эксплицитными и имплицитными ценностями для каждого респондента Коэффициент представлял собой корреляцию между 4 эксплицитными и 4 имплицитными ценностями для одного человека

Дилеммы, связанные со здоровьем, были разработаны авторами статьи специально для данного исследования Всего было разработано шесть дилемм, которые отличаются в зависимости от содержания («здоровье-альтруизм», «здоровье-достижения», «здоровье-самостоятельность»), а также в зависимости от степени потенциальных потерь (с относительно низкими негативными потерями при выборе одного из вариантов и с явно негативными потерями) .

Дилеммы были оценены 10-ю экспертами-психологами. Экспертов просили ответить на вопрос: присутствует ли в описанной ситуации дилемма (да или нет), если да, то между чем и чем (свободная форма ответа)? Экспертов также просили оценить интенсивность этой дилеммы по шкале от 1 (очень слабая) до 5 (очень сильная) В результате были созданы шесть дилемм. Ниже приведен пример дилеммы «здоровье-самостоятельность» с высокими потенциальными потерями:

Человек испытывает симптомы серьезного заболевания: головную боль, обмороки, боль в сердце После медицинского обследования, врач прописал ему лечение . Однако у этого лечения есть побочный эффект - оно ухудшает память, внимание и мышление Это полностью лишает человека возможности придумывать что-то новое, быть изобретательным и поступать по-своему. Человек может согласиться на лечение (вариант А), а мо-

жет отказаться от него (вариант Б) . Что бы Вы выбрали на его месте?

Решать эти ситуации необходимо с помощью шкалы от 1 до 5 (где 1 - точно А, 2 - скорее А, 3 - не знаю, 4 - скорее Б, 5 - точно Б)

Результаты

Особенности решения дилемм, связанных со здоровьем

Был проведен анализ особенностей решения шести дилемм, связанных со здоровьем В частности, было проанализировано, одинаково ли решаются дилеммы с разными уровнями потерь (низкие и высокие потенциальные потери) . Решения дилемм с низкими потерями значимо отличались от решений дилемм с высокими потерями @ = -2.294, р = .022). В дилеммах с относительно негативными потерями участники стремились сделать выбор в сторону здоровья, а не альтернативных ему ценностей: самостоятельность, достижения, доброта (М= 9, SD = 2 . 64) ■ В дилеммах с высокими потерями участники в меньшей степени стремились сделать выбор в сторону здоровья (М = 8 .28, SD = 2 .17) . Таким образом, в дилеммах с низкими потерями участники легче делали выбор в пользу здоровья, в то время как в дилеммах с высокими потерями они предпочитали жертвовать здоровьем ради других ценностей

Далее было проведено сравнение принятых решений в зависимости от содержания дилемм . Участники делали выбор в пользу здоровья в дилеммах «здоровье-достижения» чаще, чем в дилеммах «здоровье-альтруизм» и «здоровье-самостоятельность» Подобный результат наблюдался при решении как дилемм с относительно негативными потерями, так и дилемм с крайне негативными потерями (см. рисунок 1а и 1б) .

Связь между эксплицитными и имплицитными ценностями и решением дилемм

Были проверены гипотезы о связи эксплицитных и имплицитных ценностей, а также их согласованности с решением дилемм. Для этого были созданы две регрессионные модели Первая регрессионная модель показала, как эксплицит-

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Для цитирования: Арина Г.А., Иосифян М.А., Николаева В.В. Осознаваемые и неосознаваемые ценности и решение дилемм, связанных со здоровьем // Национальный психологический журнал. - 2018. - № 4(32). - С. 77-85. doi: 10.11621/npj.2018.0407

ные и имплицитные ценности (независимые переменные) связаны с решением дилемм с низкими потенциальными потерями (зависимая переменная) Пол и возраст были включены в модель, чтобы проконтролировать их возможную связь с зависимой переменной Данная регрессионная модель объяснила 18% вариативности зависимой переменной (см табл 1) По результатам проверки этой модели только имплицитные ценности достижений, доброты и самостоятельности были значимо связаны с решением дилемм Чем важнее были имплицитные ценности достижений, доброты и самостоятельности, тем чаще дилеммы решались в их пользу и в ущерб здоровью Эксплицитные ценности, а также пол и возраст не были значимо связаны с решением дилемм. Согласованность между эксплицитными и имплицитными ценностями оказалось значимо позитивно связана с решением дилемм в пользу здоровья То есть, чем больше осознаваемые ценности согласуются с неосознаваемыми, тем чаще дилеммы решаются в пользу здоровья

Вторая регрессионная модель проверяла гипотезу о том, как эксплицитные и имплицитные ценности (независимые переменные) связаны с решением дилемм с высокими потенциальными потерями (зависимая переменная) Пол и возраст также были включены в модель Данная модель объяснила 19% вариативности зависимой переменной (см табл 2) По результатам модели, только эксплицитные ценности достижений, доброты и самостоятельности были значимо связаны с решением дилемм Чем важнее были эти эксплицитные ценности, тем чаще дилеммы решались в их пользу и в ущерб здоровью Согласованность эксплицитных и имплицитных ценностей также была положительно связана с решением дилемм в пользу здоровья. Имплицитные ценности, а также пол и возраст не были значимо связаны с решением дилемм.

Связь между имплицитными и эксплицитными ценностями

Была проверена гипотеза о связи между эксплицитными и имплицитными ценностями Имплицитная и эксплицитная ценности альтруизма (г = .019,

S & ç

йг J

о

Й- S 4

Pi

.Ii I s 4 1

Il ШШ

I S g E

If Îs

s ~ 8.

3 85 ig Se ! i il

Рисунок 1а. Дилеммы с высокими потерями (указаны медиана и стандартная ошибка). * Z = -2.821, p = .005; ** Z = -2.578, p = .010; NS различия не значимы. Fig 1а. High loss dilemmas (median and standard error are).* Z = -2.821, p = .005; ** Z = -2.578, p = .010; NS difference is insignificant.

Рисунок 1б. Дилеммы с низкими потерями (указаны медиана и стандартная ошибка). * Z = -3.007, p = .003; ** Z = -3.570, p = .000; NS различия не значимы. Fig 1b. Low loss dilemmas (median and standard error are).* Z = -3.007, p = .003; ** Z = -3.570, p = .000; NS difference is insignificant.

Табл. 1. Регрессионная модель, объясняющая решения дилемм с низкими потенциальным

Переменная Estimate SE df t-value p-value

Пол и возраст

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пол 0,237 0,29 49,29 0,802 0,426

Возраст 0,013 0,15 46,20 0,087 0,931

Имплицитные ценности

Здоровье 0,129 0,39 27,77 0,335 0,740

Другие ценности -0,731 0,34 50,99 -2,160 0,035

Эксплицитные ценности

Безопасность -0,222 0,21 15,13 -1,070 0,301

Другие ценности -0,096 0,13 118,82 -0,738 0,462

Согласованность эксплицитных и имплицитных ценностей

Согласованность 0,799 0,24 41,04 3,305 0,002

Примечание: Estimate - стандартная ошибка оценки, SE - стандартное отклонение, df - степени свободы.

Table 1. Regression model for solutions to low loss dilemmas

Variable Estimate SE df t-value p-value

Sex and Age

Sex 0.237 0.29 49.29 0.802 0.426

Age 0.013 0.15 46.20 0.087 0.931

Implicit Values

Health 0.129 0.39 27.77 0.335 0.740

Other Values -0.731 0.34 50.99 -2.160 0.035

Explicit values

Safety -0.222 0.21 15.13 -1.070 0.301

Other Values -0.096 0.13 118.82 -0.738 0.462

Consistency of explicit and implicit values

Consistency 0.799 0.24 41.04 3.305 0.002

NB. Estimate - standard error; SE - standard deviation; df - degree of freedom.

Для цитирования: Арина Г.А., Иосифян М.А., Николаева В.В. Осознаваемые и неосознаваемые ценности и решение дилемм, связанных со здоровьем // Национальный психологический журнал. - 2018. - № 4(32). - С. 77-85. doi: 10.11621/npj.2018.0407

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Табл. 2. Регрессионная модель, объясняющая решения дилемм с высокими потенциальным потерями

Переменная Estimate SE df t-value p-value

Пол и возраст

Пол 0,005 0,258 50,62 0,021 0,984

Возраст -0,042 0,133 46,95 -0,319 0,751

Имплицитные ценности

Здоровье 0,141 0,365 23,51 0,387 0,703

Другие ценности -0,209 0,283 62,53 -0,739 0,463

Эксплицитные ценности

Безопасность -0,176 0,180 45,84 -0,975 0,335

Другие ценности -0,247 0,109 114,31 -2,260 0,023

Согласованность эксплицитных и имплицитных ценностей

Согласованность 0,551 0,214 34,96 2,571 0,015

Примечание: Estimate - стандартная ошибка оценки, SE - стандартное отклонение, df - степени

свободы.

Table 2. Regression model for solutions to high loss dilemmas

Variable Estimate SE df t-value p-value

Sex and Age

Sex 0.005 0.258 50.62 0.021 0.984

Age -0.042 0.133 46.95 -0.319 0.751

Implicit Values

Health 0.141 0.365 23.51 0.387 0.703

Other Values -0.209 0.283 62.53 -0.739 0.463

Explicit values

Safety -0.176 0.180 45.84 -0.975 0.335

Other Values -0.247 0.109 114.31 -2.260 0.023

Consistency of explicit and implicit values

Consistency 0.551 0.214 34.96 2.571 0.015

NB. Estimate - standard error; SE - standard deviation; df - degree of freedom.

р = .898), достижений (г = -.023, р = -881) и безопасности (включая здоровье; г = . 021, р = .889) не были связаны между собой Однако связь эксплицитной и имплицитной ценностей самостоятельности была близка к статистически значимой: г = .278, р = .061. Все вместе эксплицитные и имплицитные ценности не были связаны друг с другом значимо (г = 067, р = .369) ■

Средний коэффициент согласованности эксплицитных и имплицитных ценностей в выборке составил 0,133 Одно-выборочный тест Вилкоксона показал, что он не отличался от нуля значимо ^ = 1.64, р = .100) .

Обсуждение результатов

Связь между эксплицитными и имплицитными ценностями и решением дилемм

Во-первых, исследование показало, что эксплицитные и имплицитные ценности

по-разному связаны с принятием решений в задачах-дилеммах. Эксплицитные ценности достижений, доброты и самостоятельности связаны с решением дилемм с высокими потенциальными потерями в пользу этих ценностей и в ущерб здоровью. Таким же образом те же имплицитные ценности связаны с решением задач-дилемм в случае низких потенциальных потерь. Возможно, этот факт объясняется тем, что решение дилемм, потенциальные потери в которых высоки, связано с обдумыванием и рефлексией, в то время как принятие решений в дилеммах, потенциальные потери в которых не высоки, происходит быстро и не требует длительных рассуждений . Рефлексивные и обдуманные решения традиционно связывают именно с эксплицитными процессами, а быстрые, нерефлексивные решения связывают с имплицитными процессами (Strack, Deutsch, 2004) .

Во-вторых, было обнаружено, что согласованность осознаваемых и неосознаваемых ценностей также связана с реше-

нием дилемм Высокая согласованность этих ценностей связана с выбором в пользу здоровья, а не антагонистичных ему ценностей (самостоятельности, достижений и доброты) Похожий результат уже был описан ранее . Baumann и коллеги показали, что несогласованность между имплицитной и эксплицитной мотивацией достижений связана с низким уровнем субъективного благополучия и присутствием психосоматических симптомов (Baumann et al., 2005) . Вероятно, согласованность осознаваемых и неосознаваемых ценностно-мотивационных процессов связана как с ситуативными, так и с личностными факторами Первыми могут быть такие факторы, как наличие или отсутствие болезни или угрозы здоровью, ситуационные обстоятельства. Например, в ситуации болезни значимость ценности безопасности и здоровья может стать важнее, чем раньше, и это может произойти как на осознаваемом, так и на не осознаваемом уровне Среди личностных факторов можно отметить уровень осознанности, который, как известно, связан с поведением полезным для здоровья (Gilbert, Waltz, 2010), а также уровень развития метакогнитивных процессов, связанный с тревогой о здоровье (Bailey, Wells, 2013) ■ Будущие исследования могут изучить роль этих факторов в согласованности осознаваемых и неосознаваемых ценностей

Еще одним важным результатом исследования является установление того факта, что имплицитная ценность здоровья и эксплицитная ценность безопасности не связаны напрямую с решением дилемм. Лишь антагонистичные здоровью ценности альтруизма, достижений и самостоятельности оказались напрямую связаны с решением не в пользу здоровья Таким образом, гипотеза о связи ценностей с решением дилемм была лишь частично подтверждена. Это важный результат, который свидетельствует о том, что не только ценности, связанные со здоровьем и безопасностью, могут играть роль в принятии решений о здоровье Традиционно отмечалось влияние именно ценности здоровья на поведение, связанное со здоровьем (Smith, Wallston, 1992; Wallston et al ., 1976) . Проверялись гипотезы о том, что высокий уровень значимости ценности здоровья свя-

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Для цитирования: Арина Г.А., Иосифян М.А., Николаева В.В. Осознаваемые и неосознаваемые ценности и решение дилемм, связанных со здоровьем // Национальный психологический журнал. - 2018. - № 4(32). - С. 77-85. doi: 10.11621/npj.2018.0407

Исследование демонстрирует, что не только ценности здоровья и безопасности, но антагонистичные им ценности могут играть важную роль в принятии решений относительно здоровья. Таким образом, принятие решений в ущерб здоровью может свидетельствовать не столько о низкой важности здоровья как ценности, сколько о высокой важности антагонистичных здоровью ценностей

зан с профилактическим поведением, в то время как низкий уровень значимости этой ценности - с рисковым поведением. Тот факт, что такие корреляции не были найдены, привел к снижению интереса психологов к ценностям здоровья и безопасности (Smith, Wallston, 1992) . Данное исследование демонстрирует, что не только ценности здоровья и безопасности, но антагонистичные им ценности могут играть важную роль в принятии решений относительно здоровья Таким образом, принятие решений в ущерб здоровью может свидетельствовать не столько о низкой важности здоровья как ценности, сколько о высокой важности антагонистичных здоровью ценностей

Особенности решения дилемм, связанных со здоровьем

Исследование позволило выявить ряд особенностей в решении задач-дилемм, связанных со здоровьем . Участники были склонны принимать решения в ущерб здоровью ради альтруизма, и в меньшей степени - ради индивидуальных достижений. Это может быть связано с тем, что альтруизм является в большей степени социально одобряемым, чем индивидуальные достижения Данный результат может означать, что люди в большей степени склонны принимать решения в ущерб здоровью ради социально одобряемых ценностей Так, ранее было показано, что социальная желательность связана с вредным для здоровья поведением, например, чрезмерным употреблением алкоголя и рискованным вождением (Martin, Leary, 2001; Waldron, Krane, 2005) . Исследование показало, что в ситуациях с низкими потенциальными потерями, когда проигрыши с обеих сторон невелики, люди легче делают выбор в пользу сохранения здоровья, а не антагонистичных ему ценностей Однако, когда потенциальные проигры-

ши с обеих сторон велики они, наоборот, склонны к тому, чтобы жертвовать здоровьем ради других ценностей Возможно, это связано с молодым возрастом наших испытуемых Ряд исследований показал, что в молодом возрасте значимость ценностей сохранения (среди которых ценности безопасности и здоровья) невысока в отличие отзначимости ценностей открытости изменениям, например, ценности риска-новизны и гедонизма (Cieciuch et al, 2015) .

Связь между эксплицитными и имплицитными ценностями

Данная работа выявила связи между эксплицитными и имплицитными ценностями . Оказалось, что эксплицитные и имплицитные ценности практически не связаны друг с другом. Из четырех видов ценностей, которые изучались в данной работе, только эксплицитные и имплицитные ценности самостоятельности обнаружили тенденцию к статистической значимой связи Этот результат противоречит описанным ранее, так как исследователи полагают, что в большей степени коррелируют между собой именно социально одобряемые ценности, например, доброта (Köllner, Schultheiss, 2014) .

В целом, наши данные согласуются с ранее полученными результатами о низкой согласованности между эксплицитными и имплицитными мотивационны-ми процессами (Kölner, Schultheiss, 2014; Spangler, 1992) . В теоретическом смысле этот результат может свидетельствовать о том, что осознаваемые и неосознаваемые

ценности являются относительно независимыми друг от друга

Выводы

1. Исследование показало, что эксплицитные и имплицитные ценности связаны с принятием решений в ситуациях, связанных со здоровьем Эксплицитные ценности связаны с принятием решений в ситуациях с высокими потенциальными потерями Имплицитные ценности связаны с выбором в ситуациях с низкими потенциальными потерями

2 . Принятие решений в ситуациях, каса-

ющихся здоровья, связано не столько с важностью ценностей здоровья и безопасности, сколько с ценностями самостоятельности, доброты и достижений

3 . Согласованность осознаваемых и нео-

сознаваемых ценностей связана с решением дилемм в пользу здоровья как в случае высоких, так и в случае низких потенциальных потерь

4 В ситуациях с высокими потенциальными потерями, молодые люди склонны жертвовать здоровьем, а не антагонистичными ему ценностями доброты, достижений и самостоятельности

5. Имплицитные и эксплицитные ценности здоровья, доброты, достижений и самостоятельности относительно независимы друг от друга Авторы выражают благодарность Светлане Минаевой и Полине Андзауровой за сбор данных.

Литература:

Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья : учебное пособие. - Санкт-Петербург : СПбМАПО, 1998. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - Санкт-Петербург : Питер, 2006.

Рассказова Е.И., Иванова Т.Ю. Мотивационные модели поведения, связанного со здоровьем: проблема «разрыва» между намерением и действием // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. - 2015. - Т. 12. - № 1. - С. 105-130.

Ajzen I. (1991). The theory of planned behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 50(2), 179-211. doi: 10.1016/0749-5978(91)90020-T Bailey R., & Wells A. (2013). Does Metacognition Make a Unique Contribution to Health Anxiety When Controlling for Neuroticism, Illness Cognition, and Somatosensory Amplification? Journal of Cognitive Psychotherapy, 27(4), 327-337. doi: 10.1891/0889-8391.27.4.327 Bardi A., & Schwartz S. H. (2003). Values and Behavior: Strength and Structure of Relations. Personality and Social Psychology Bulletin, 29(10), 1207-1220. doi: 10.1177/0146167203254602

Для цитирования: Арина Г.А., Иосифян М.А., Николаева В.В. Осознаваемые и неосознаваемые ценности и решение дилемм, связанных со здоровьем // Национальный психологический журнал. - 2018. - № 4(32). - С. 77-85. doi: 10.11621/npj.2018.0407

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Baumann N., Kaschel R., & Kuhl J. (2005). Striving for unwanted goals: stress-dependent discrepancies between explicit and implicit achievement motives reduce subjective well-being and increase psychosomatic symptoms. Journal of Personality and Social Psychology, 89(5), 781-799. doi: 10.1037/00223514.89.5.781

Becker, M. H. (1974) The Health belief model and personal health behavior. C. B., Slack.

Cieciuch J., Davidov E., & Algesheimer R. (2015). Development of value priorities in childhood: A longitudinal study. Social Development, 25(3), 503-527. doi: 10.1111/sode.12147

Fisher E. B., Fitzgibbon M. L., Glasgow R. E., Haire-Joshu D., Hayman L. L., Kaplan R. M., ... & Ockene J. K. (2011). Behavior matters American Journal of Preventive Medicine, 40(5), 15-30. doi: 10.1016/j.amepre.2010.12.031

Gilbert D., & Waltz J. (2010). Mindfulness and Health Behaviors. Mindfulness, 1(4), 227-234. doi: 10.1007/s12671-010-0032-3

Greenwald A. G., McGhee D. E., & Schwartz J. L. (1998). Measuring individual differences in implicit cognition: the implicit association test. Journal of Personality and Social Psycholog, 74(6), 1464-1480. doi: 10.1037/0022-3514.74.6.1464

Greenwald A. G., Nosek B. A., Banaji M. R. (2003). Understanding and using the implicit association test: I. An improved scoring algorithm. Journal of Personality and Social Psychology, 85(2), 197-216. doi: 10.1037/0022-3514.85.2.197

Hilgard E. R. (1980). The trilogy of the mind: Cognition, affection, and conation. Journal of the History of Behavioral Sciences, 16, 107-117. doi: 0.1002/1520-6696(198004)16:2<107::AID-JHBS2300160202>3.0.C0;2-Y

Khaw K.-T., Wareham N., Bingham S., Welch A., Luben R., & Day N. (2008). Combined Impact of Health Behaviours and Mortality in Men and Women: The EPIC-Norfolk Prospective Population Study. PLOS Medicine, 5(1). doi: 10.1371/journal.pmed.0050012

Kollner M.G., & Schultheiss O.C. (2014). Meta-analytic evidence of low convergence between implicit and explicit measures of the needs for achievement, affiliation, and power. Frontiers in Psychology, 5. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00826

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Maio G. (2016), The Psychology of Human Value. NY, Psychology Press. doi: 10.4324/9781315622545

Martin K.A., & Leary M.R. (2001). Self-presentational determinants of health risk behavior among college freshmen. Psychology and Health. 16, 17-27. doi: 10.1080/08870440108405487

Matarazzo J. (1984). Behavioural immunogens and pathogens in health and illness. Psychology and health, 3, 9-43. doi: 10.1037/10082-001 McClelland D. C. (1985). Human motivation. Glenview, Ill., Scott, Foresman & Co.

Papies E., Stroebe W., & Aarts H. (2007). Pleasure in the mind: Restrained eating and spontaneous hedonic thoughts about food. Journal of Experimental Social Psychology, 43(5), 810-817. doi: 10.1016/j.jesp.2006.08.001

Rogers R. W. (1983). Cognitive and physiological processes in fear appeals and attitude change: A revised theory of protection motivation. In Social Psychophysiology: A Sourcebook. New York, Guilford. Rokeach M. (1973). The nature of human values. NY, Free Press.

Rosenstock I. M. (1974). Historical Origins of the Health Belief Model. Health Education & Behavior, 2(4), 328-335.

Schwartz S. H. (2009). Draft Users manual: proper use of the Schwarz Value Survey, version 14. Compiled by Romie F Littrell. Auckland, New Zealan, Centre for Cross Cultural Comparisons.

Schwartz S. H. (1994). Are There Universal Aspects in the Structure and Contents of Human Values? Journal of Social Issues, 50(4), 19-45. doi: 10.1111/ j.1540-4560.1994.tb01196.x

Sheeran P. (2002). Intention—Behavior Relations: A Conceptual and Empirical Review. European Review of Social Psychology, 12(1), 1-36. doi: 10.1080/14792772143000003

Sheeran P. (2011). More gym: The impact of priming endurance. Unpublished raw data. University of Sheffield, Sheffield, United Kingdom. Sheeran P., Bosch J. A., Crombez G., Hall P. A., Harris J. L., Papies E. K., & Wiers R. W. (2016). Implicit processes in health psychology: Diversity and promise. Health Psychology, 35(8), 761-766. doi: 10.1037/hea0000409

Sheeran P., Harris P. R., & Epton T. (2014). Does heightening risk appraisals change people's intentions and behavior? A meta-analysis of experimental studies. Psychological Bulletin, 140(2), 511-543. doi: 10.1037/a0033065

Smith C. P. (1992). Motivation and personality: Handbook of thematic content analysis. New York: Cambridge University Press. Crossref, Google Scholar. doi: 10.1017/CB09780511527937

Smith M. S., & Wallston K. A. (1992). How to measure the value of health. Health Education Research, 7(1), 129-135. doi: 10.1093/her/7.1.129 Spangler W. D. (1992). Validity of questionnaire and TAT measures of need for achievement: Two meta-analyses. Psychological Bulletin, 112(1),140-154. doi: 10.1037/0033-2909.112.1.140

Strack F., & Deutsch R. (2004). Reflective and impulsive determinants of social behavior. Personality and Social Psychology Review, 8(3), 220-247. doi: 10.1207/s15327957pspr0803_1

Waldron J.J., & Krane V. (2005). Whatever it Takes: Health Compromising Behaviors in Female Athletes. Quest, 57(3), 315-329. doi: 10.1080/00336297.2005.10491860

Wallston K. A., Maides S., & Wallston B. S. (1976). Health-related information seeking as a function of health-related locus of control and health value. Journal of Research in Personality, 10(2), 215-222. doi: 10.1016/0092-6566(76)90074-X

References:

Ajzen I. (1991). The theory of planned behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 50(2), 179-211. doi: 10.1016/0749-5978(91)90020-T Ananiev V.A. (1998). Introduction to Health Psychology: Study Guide. SPb, SPbMAPO.

Bailey R., & Wells A. (2013). Does Metacognition Make a Unique Contribution to Health Anxiety When Controlling for Neuroticism, Illness Cognition, and Somatosensory Amplification? Journal of Cognitive Psychotherapy, 27(4), 327-337. doi: 10.1891/0889-8391.27.4.327

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Для цитирования: Арина Г.А., Иосифян М.А., Николаева В.В. Осознаваемые и неосознаваемые ценности и решение дилемм, связанных со здоровьем // Национальный психологический журнал. - 2018. - № 4(32). - С. 77-85. doi: 10.11621/npj.2018.0407

[ Психология здоровья ] Национальный психологический журнал № 4(32) 2018

National Psychological Journal 2018, 11(4)

http://npsyj.ru

Bardi A., & Schwartz S. H. (2003). Values and Behavior: Strength and Structure of Relations. Personality and Social Psychology Bulletin, 29(10), 1207-1220. doi: 10.1177/0146167203254602

Baumann N., Kaschel R., & Kuhl J. (2005). Striving for unwanted goals: stress-dependent discrepancies between explicit and implicit achievement motives reduce subjective well-being and increase psychosomatic symptoms. Journal of Personality and Social Psychology, 89(5), 781-799. doi: 10.1037/00223514.89.5.781

Becker, M. H. (1974) The Health belief model and personal health behavior. C. B., Slack.

Cieciuch J., Davidov E., & Algesheimer R. (2015). Development of value priorities in childhood: A longitudinal study. Social Development, 25(3), 503-527. doi: 10.1111/sode.12147

Fisher E. B., Fitzgibbon M. L., Glasgow R. E., Haire-Joshu D., Hayman L. L., Kaplan R. M., ... & Ockene J. K. (2011). Behavior matters American Journal of Preventive Medicine, 40(5), 15-30. doi: 10.1016/j.amepre.2010.12.031

Gilbert D., & Waltz J. (2010). Mindfulness and Health Behaviors. Mindfulness, 1(4), 227-234. doi: 10.1007/s12671-010-0032-3

Greenwald A. G., McGhee D. E., & Schwartz J. L. (1998). Measuring individual differences in implicit cognition: the implicit association test. Journal of Personality and Social Psycholog, 74(6), 1464-1480. doi: 10.1037/0022-3514.74.6.1464

Greenwald A. G., Nosek B. A., Banaji M. R. (2003). Understanding and using the implicit association test: I. An improved scoring algorithm. Journal of Personality and Social Psychology, 85(2), 197-216. doi: 10.1037/0022-3514.85.2.197

Hilgard E. R. (1980). The trilogy of the mind: Cognition, affection, and conation. Journal of the History of Behavioral Sciences, 16, 107-117. doi:10.1002/1520-6696(198004)16:2<107::AID-JHBS2300160202>3.0.C0;2-Y

Khaw K.-T., Wareham N., Bingham S., Welch A., Luben R., & Day N. (2008). Combined Impact of Health Behaviours and Mortality in Men and Women: The EPIC-Norfolk Prospective Population Study. PLOS Medicine, 5(1). doi: 10.1371/journal.pmed.0050012

Kollner M.G., & Schultheiss O.C. (2014). Meta-analytic evidence of low convergence between implicit and explicit measures of the needs for achievement, affiliation, and power. Frontiers in Psychology, 5. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00826

Maio G. (2016), The Psychology of Human Value. NY, Psychology Press. doi: 10.4324/9781315622545

Martin K.A., & Leary M.R. (2001). Self-presentational determinants of health risk behavior among college freshmen. Psychology and Health. 16, 17-27. doi: 10.1080/08870440108405487

Matarazzo J. (1984). Behavioural immunogens and pathogens in health and illness. Psychology and health, 3, 9-43. doi: 10.1037/10082-001 McClelland D. C. (1985). Human motivation. Glenview, Ill., Scott, Foresman & Co. Nikiforov G.S. (2006). Health psychology. SPb., Piter.

Papies E., Stroebe W., & Aarts H. (2007). Pleasure in the mind: Restrained eating and spontaneous hedonic thoughts about food. Journal of Experimental Social Psychology, 43(5), 810-817. doi: 10.1016/j.jesp.2006.08.001

Rasskazova E.I., & Ivanova T.Yu. (2015). Motivational models of health-related behavior: the problem of the «gap» between intention and action. [Psikhologiya: Zhurnal Vysshey Shkoly Ekonomiki], 12(1), 105-130.

Rogers R. W. (1983). Cognitive and physiological processes in fear appeals and attitude change: A revised theory of protection motivation. In Social Psychophysiology: A Sourcebook. New York, Guilford. Rokeach M. (1973). The nature of human values. NY, Free Press.

Rosenstock I. M. (1974). Historical Origins of the Health Belief Model. Health Education & Behavior, 2(4), 328-335.

Schwartz S. H. (2009). Draft Users manual: proper use of the Schwarz Value Survey, version 14. Compiled by Romie F Littrell. Auckland, New Zealan, Centre for Cross Cultural Comparisons.

Schwartz S. H. (1994). Are There Universal Aspects in the Structure and Contents of Human Values? Journal of Social Issues, 50(4), 19-45. doi: 10.1111/ j.1540-4560.1994.tb01196.x

Sheeran P. (2002). Intention—Behavior Relations: A Conceptual and Empirical Review. European Review of Social Psychology, 12(1), 1-36. doi: 10.1080/14792772143000003

Sheeran P. (2011). More gym: The impact of priming endurance. Unpublished raw data. University of Sheffield, Sheffield, United Kingdom. Sheeran P., Bosch J. A., Crombez G., Hall P. A., Harris J. L., Papies E. K., & Wiers R. W. (2016). Implicit processes in health psychology: Diversity and promise. Health Psychology, 35(8), 761-766. doi: 10.1037/hea0000409

Sheeran P., Harris P. R., & Epton T. (2014). Does heightening risk appraisals change people's intentions and behavior? A meta-analysis of experimental studies. Psychological Bulletin, 140(2), 511-543. doi: 10.1037/a0033065

Smith C. P. (1992). Motivation and personality: Handbook of thematic content analysis. New York: Cambridge University Press. Crossref, Google Scholar. doi: 10.1017/CB09780511527937

Smith M. S., & Wallston K. A. (1992). How to measure the value of health. Health Education Research, 7(1), 129-135. doi: 10.1093/her/7.1.129 Spangler W. D. (1992). Validity of questionnaire and TAT measures of need for achievement: Two meta-analyses. Psychological Bulletin, 112(1),140-154. doi: 10.1037/0033-2909.112.1.140

Strack F., & Deutsch R. (2004). Reflective and impulsive determinants of social behavior. Personality and Social Psychology Review, 8(3), 220-247. doi: 10.1207/s15327957pspr0803_1

Waldron J.J., & Krane V. (2005). Whatever it Takes: Health Compromising Behaviors in Female Athletes. Quest, 57(3), 315-329. doi: 10.1080/00336297.2005.10491860

Wallston K. A., Maides S., & Wallston B. S. (1976). Health-related information seeking as a function of health-related locus of control and health value. Journal of Research in Personality, 10(2), 215-222. doi: 10.1016/0092-6566(76)90074-X

Для цитирования: Арина Г.А., Иосифян М.А., Николаева В.В. Осознаваемые и неосознаваемые ценности и решение дилемм, связанных со здоровьем // Национальный психологический журнал. - 2018. - № 4(32). - С. 77-85. doi: 10.11621/npj.2018.0407

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.