Kuzemina Elena Fyodorovna, Batanov Sergey Vadimovich AWARENESS OF PREJUDICE AS PREVENTION OF VARIOUS ..
psychological science
УДК 159.99
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0086
ОСОЗНАННОСТЬ ПРЕДРАССУДКОВ КАК ПРОФИЛАКТИКА РАЗЛИЧНЫХ
ФОРМ ДИСКРИМИНАЦИИ
© 2019
Кузёмина Елена Фёдоровна, доцент кафедры, кандидат философских наук Батанов Сергей Вадимович, специалист
Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, Краснодар, ул. Московская, 2, e-mail: [email protected])
Аннотация. Авторами рассматриваются проблема внешнего вида человека, устойчивые стереотипы и виды дискриминаций, связанные с ними. Интерес к теме связан с изменением концепта, свойственному постмодернизму, в котором внешний вид и образ имели решающее значение. Современная реальность рассматривает внешний вид, а в частности одежду как способ трансформировать себя, открывать в себе новые варианты. Выражение аутентичности, а нежелание соответствовать внешним трендам, вот основной вопрос, который, по мнению авторов, решает современный человек. А осознанность предрассудков важнейший шаг в профилактике дискриминаций по внешнему признаку.
Ключевые слова: осознанность, дискриминация, лукизм, имидж, стереотипы, дресс-код, предрассудки, фэт-шейминг, эйблизм, гандикапизм, эйджизм, мода, толерантность, конформизм.
AWARENESS OF PREJUDICE AS PREVENTION OF VARIOUS FORMS OF DISCRIMINATION
© 2019
Kuzemina Elena Fyodorovna, associate Professor of the Department, candidate of philosophy Batanov Sergey Vadimovich, specialist Kuban State Technological University (350072, Russia, Krasnodar, Moskovskaya str., 2, e-mail: [email protected])
Abstract. The authors consider the problem of human appearance, stable stereotypes and types of discrimination associated with them. Interest in the topic is associated with a change in the concept inherent in postmodernism, in which appearance and image were crucial. Modern reality considers appearance, and in particular clothes as a way to transform yourself, to discover new options. The expression of authenticity, and the reluctance to comply with external trends, is the main issue that, according to the authors, is solved by modern man. And awareness of prejudice is a crucial step in preventing discrimination on the basis of appearance.
Keywords: mindfulness, discrimination, lookism, image, stereotypes, dress code, prejudice, fitsharing, ablism, handi-capism, ageism, fashion, tolerance, conformism.
«Мы живьем поглощены моделями, модой, симуляцией...»
Жан Бодрийяр
Влияние внешнего вида на людей, а одежды в частности тема, достаточно часто дискутируемая в различных отраслях науки и искусства. Кто-то рассматривает ее как варианты нашей личности, кто-то как послание миру или самому себе, а для кого-то это возможность объявить о своей принадлежности к определенной социальной группе. Так споры посвящённые проблеме школьной формы ведутся уже многие годы. И вопросы создает, ли она равенство среди учащихся или мешает самовыражению, загоняет в рамки или способствует академическим успехам остаются по-прежнему открытыми, а результаты исследований слишком противоречивы. И если Дэвид Л. Брунсма (David L. Brunsma) и Керри А. Роккемор (Kerry A. Rockquemore), не видят прямой связи между успеваемостью и одеждой, то Вирджиния Драа (Virginia Draa) из Государственного университета Янгстаун (Youngstown State University) думает иначе [1].
Возможно не все придавали этому особое значения, но кто-то наверняка ненавидел выглаживать белоснежную блузку или рубашку и не чувствовал себя комфортно из-за строгости и монотонности. Однако, строгая форма отгораживает детей школьного возраста, от части такого явления как лукизм (дискриминация по внешности), имеющее место в современном мире, где в приоритете держится не мода, а стиль, который, так или иначе, характеризует образ человека, а также порождает стереотипы.
Введенный во второй половине ХХ века термин «лукизм», в связи с движением за права полных людей, в XXI пополнил еще один пункт в длинном списке «поведенческих договоров», которые жестко регламентируют поведение и темы, связанные с дискриминацией. Введенный Уорреном Фаррелом термин «торжество гена» для описания обожания и восхваления физической
красоты сегодня со смертью культуры гламура, так же теряет свою актуальность. Несмотря на то, что это явление действительно существует: исследования подтверждают, привлекательные люди воспринимаются как носители прекрасных черт, им платят больше денег, чаще берут на работу, считают их обладателями всевозможных достоинств, а присяжные выносят им более мягкие приговоры. Так внешне приятный человек воспринимается не только сексуальнее, но и счастливее, коммуникабельнее, удачливее и что самое интересное, умнее, так работает стереотип физической привлекательности. Именно он вдохновляет к необратимым изменениям миллионов людей, рискнувших раз и навсегда изменить свою внешность к лучшему. Пластическая хирургия и ортодонтия, заменив операции на манипуляции, предлагает широкий спектр возможностей изменить себя и жизнь к лучшему. Однако физическая красота имеет не только преимущества. «Исключительно привлекательные люди чаще страдают от сексуальных домогательств и зачастую от неприязни представителей своего пола. Они могут быть не уверенны в том, что окружающие ценят их за внутренние качества, а не только за внешность, которая со временем потускнеет» ^айегйеШ & МиеЫепММ. 1997) [2, с. 528]. Скрытые негативные эмоции, которые мы испытываем к людям, отличающимся от нас, порой накапливаются и проявляются в виде насилия по отношению к другим.
Несмотря на то, что само явление лукизма больше связано с дискриминацией биопараметров лица и тела, частным его случаем является критика поведения и одежды.
История одежды с древнейших времен до наших дней является зеркалом, в котором отражается вся история человечества. А современная мода - это отражение популярных социальных тенденций. И если по Ж. Бодрийяру «мода - экстаз прекрасного: чистая и пустая форма обращающейся эстетики [3, с. 10], то для старей-
психологические науки
Кузёмина Елена Фёдоровна, Батанов Сергей Вадимович ОСОЗНАННОСТЬ ПРЕДРАССУДКОВ КАК ПРОФИЛАКТИКА ...
ших домов моды, это вопросы, обращенные к философии и этики.
Многое, пережив за свою историю, мода оказывала влияние на реальность, с такой же силой, как и реальность, влияла на моду. Сложно было себе представить, что поколение миллениалов, отдавая предпочтение политике ответственного потребления, повлияет на решение многих компаний отказаться от использования натурального меха. Что же ждать от поколения Ъ, ведь именно на их долю выпадет решать серьезные вопросы экологии, перепроизводства и перенаселения. Пока ясно одно: одежда по-прежнему будет, она уже давно является неотъемлемой частью нашего образа. Неважно домашняя она, или рабочая, спортивная или торжественная, мы выбираем комплекты не только удобные, но и статусные, которые подчеркивают наш образ жизни, нашу занятость и предпочтения. Наше мировоззрение и принадлежность к одной из множества культур или субкультур отпечатывается во внешнем виде.
На протяжении тысячелетий в одежде изменялись принципы изготовления, и использования, а широкое ее разнообразие было призвано подчеркивать социальный статус представителей привилегированных классов. Необходимость производить и управлять впечатлением - важное качество современного человека. Характеристика «неформат» мешает не только карьере, но и всей жизни, сложившиеся стереотипы упрощают жизнь одним, но усложняют другим. Форматирование рождает дискриминацию и если ты неформат, то история про лукизм, фэтшейминг, (травля людей с лишним весом) эйблизм (дискриминация в отношении людей с особенностями развития) и эйджизм (дискриминация по возрасту), гандикапизм, (предрасудки по отношению к инвалидам и лицам с какими-либо отклонениями от нормы) и т.д., может стать твоей.
Так в деловой среде широко распространён «дресс-код», он используется как код, для обозначения регламента в одежде, который показывает принадлежность человека к определённой профессиональной группе. Дресс-код компании считается важнейшей частью корпоративной культуры компании и отражением бренда. Говорят, что соответствующий внешний вид сотрудника играет важную роль в отношениях, которые складываются с клиентом и с компанией в целом. В этом коде зашифровано состояние дел в компании, степень его уважение к деловым партнёрам и клиентам. Детали дресс-кода подчеркивают уникальность и являются частью маркетинговой стратегии компании. Поэтому нужно быть готовым к тому, что при наличии хорошего образования и опыта работы вам откажут в ней из-за телосложения или прически, длины ногтей или общей привлекательности. При этом есть истории и в деловой сфере, где черная водолазка и джинсы смотрятся уже как формат, при условии, если вы владелец Арр1е, самого дорогого бренда. А серые футболки и сорок восемь толстовок, конечно, не сделают из вас икону стиля, но это и не нужно, когда есть другие достоинства у основателя Facebook.
Сегодня, впрочем, как и во все времена, многие молодые люди приковывают внимание окружающих нестандартным внешним видом, пытаясь подчеркнуть тем самым свою индивидуальность или свое отношение к той или иной субкультуре. Массы, выделяясь из массы, создают новые массы. «Масса - это «средний человек». Таким образом, чисто количественное определение -множество - переходит в качественное. Это - совместное качество, ничейное и отчуждаемое, это человек в той мере, в какой он не отличается от остальных и повторяет общий тип» [4, с.6]. Следуя за «массой», мы проявляем конформизм, но при этом всегда готовы к сопротивлению, если что-то угрожает нашей личной свободе. Так одежда дает возможность защитить чувство собственной неповторимости и индивидуальности, а группе лучше осознать собственную уникальность.
Воспринимать собственную внешность как часть
себя, наполнять её новым смыслом, принять себя вместо того, чтобы бороться - путь долгий и сложный. Отказаться полностью от стереотипов, скорее всего не получится, они очень живучи, даже если ложны. Социальная среда легко их вырабатывает, так как в них заложен и положительный эффект. Именно благодаря им наш мозг быстрее обрабатывает информацию, и мы легче адаптируемся к обстоятельствам. Стереотипное мышление свойственно каждому человеку, принимая это как данность. Отметим, что у одних оно периферийное, а у других доминирующее. Кто-то готов осознавать его ограниченность, кто-то даже не задумывается о том, что стереотипы стали основой его мышления. Для кого-то конфликт между внедряемым обществом в сознание образ мыслей и собственными убеждениями перерастает в экзистенциальный. Так жить ради имиджа становится навязчивой идеей, важной жизненной целью. Навязываемые обществом образы, создаются с целью - произвести впечатление, понравиться. Попадая в эту зависимость, человек ждет бесконечных признаний, одобрений и становится зависим от них. Разрушая свое я, человек легко превращается в придаток толпы, где нет место индивидуальному и личностному самовыражению. Соммэр Дарио Салас, считает, что «жить для имиджа» значит отказаться от собственного «я», «стать лишь проекцией общества, превратиться в эхо толпы, принимать его за свою индивидуальность; думать, чувствовать и поступать, как толпа, не осознавая, что мы являемся толпой и отчуждены от собственной сущности, от этого нежного цветка, который заглушает сорняки посредственности, аморальности, вульгарности, грубости и бесчувственного материализма» [5, с.206]. Иллюзия значимости вытесняет подлинность, и превращают человека в раба коллективной психики.
В отсутствии осознанности происходящего, человеку, как и тысячи лет назад свойственно восхищаться поверхностным блеском значений, не вникая в их смыслы. А именно «культурные смыслы, усваиваемые индивидом, во-первых, несут в себе культурные образцы поведения, и, во-вторых, создают возможность экзистенциального самоопределения человека, выступая духовной опорой этого процесса [6, с.439]. Маркетинговые компании, манипулируя сознанием людей, с легкостью формируют «актуальные» потребности. Ни для кого не секрет, что реклама, «является одной из форм социальной практики деиндивидуализированного воздействия на смысловую сферу с целью воздействия на смыслы аудитории» [6, с.410] активно использует как рациональный уровень, так и иррациональный, подсознательный. Охваченные властью подсознания мы выбираем привлекательные образы. Поддавшись внушению, мы теряем способность не только быть собой, но и видеть реальность. Технологичный мир требует не осознанных, а быстрых решений. Осознанность ассоциируется со сложностью, серьезностью, скукой. Динамичный ритм жизни не оставляет человеку время заглянуть внутрь себя, задуматься о себе и своём внутреннем мире. Откровение даже с самим с собой становится для многих невыносимой пыткой. Находясь в транспарантном мире, человек создает оптическую иллюзию, в которой патологические нарциссические наслаждения берут верх над духовным ростом. Потеряв контакт с реальностью, человек не может отделить свое подлинное я, от образа, созданного им. Единственная надежда на освобождения от этой зависимости, это внутреннее преобразование, в результате которого наступит освобождение от внешнего иллюзорного я. Борьба внешнего мира с внутренним, это сложные отношения между покорностью и независимостью, среднестатистическим и уникальным.
Конфликт, между убеждениями «внешность имеет значение» и «внешность не так уж и важна», традици-онен, но оказался сегодня абсолютно не выгоден производителям товаров массового потребления. Встав на борьбу со стереотипами, многим удалось выстроить
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1(26)
349
Kuzemina Elena Fyodorovna, Batanov Sergey Vadimovich AWARENESS OF PREJUDICE AS PREVENTION OF VARIOUS ..
psychological science
целые империи, в которых реализуется широкий покупательский потенциал. Так философия Zara основана на понимании того, что происходит в мире. Компания «Inlitex Group» стала фантастически успешной потому, что ничего не предписывает, а предлагает «...роскошь возможности взглянуть на себя в зеркало и выбрать то Я, которым мы хотим быть, самим выбрать свой образ» [7, с.57].
И в этом выборе мы становимся собой лишь в той степени, в которой отличаемся от себя. Вырвавшись из оков уравниловки человечество, встает на путь индивидуальной эволюции. Интерес к персоногенезу, изучению движущих сил развития личности и её жизненного пути, становится важнейшей задачей XXI века. Асмолов А.Г. обозначил этот переход от социогенеза - к персоногенезу, и как основание рассматривает многообразие культур, которые условно располагает на двух полюсах - полюс полезности и полюс достоинства. В культуре полезности безличное социотипическое поведение преобладает над индивидуальным поведением в жизни личности. И если культура, «ориентированная на полезность, прежде всего стремится к равновесию, к самосохранению», то в культуре ориентированной на достоинство высшей ценностью становится личность, «независимо от того, можно что-нибудь получить от этой личности для выполнения того или иного дела, или нет. В таких культурах, старики, дети, инвалиды, священны. Они находятся под охраной общественного милосердия» [8, с.340]. Культура достоинства, вбирающая и принимающая разнообразие мира, оказывается более подготовленной к нахождению нестандартных решений в кризисных, критичных ситуациях.
Мода, перестает быть единой устойчивой формой, она так же разнообразна, как и наша реальность. Задача прислушиваться к себе и к реальности, чтобы найти собственные пути реализации в ней - это ли не путь к красоте, к жизни в согласии со своими ценностями и целями. Сегодня мода - это не только то, что мы носим, это не просто следование трендам - это потенциал быть многими возможностями сразу, это способность самим создавать свое творческое пространство с собственной эстетикой. Человек в современном мире создает собственный образ уже не только для того, чтобы нечто высказать, но и для выражения аутентичности. Мода постмодернизма с ярко выраженной зависимостью от образа и внешности уступает эпохе практичности, где каждый хочет выглядеть в соответствии с собственными желаниями и ценностями.
Реальные истории - Ника Вуйчича, Мэйсун Зайид, Аркадия Цукера, звучат как гимн инаковости, гимн неформатам победившим формат. Похоже, что предрассудки не такие уж и жесткие звенья нашего мышления, и в XXI веке с языческими комплексами, очень сложно чувствовать себя полноценным человеком. Нравственная и психологическая готовность принимать не похожих на себя людей - вот путь к очеловечиванию нашей реальности. Возможно осознание и принятие того факта, что инстинктивная склонность к дискриминации, сформировались в нас эволюционно как часть защитного механизма - важный шаг на пути к толерантности и взаимному уважению, невзирая, на возраст, вес, пол, цвет кожи и внешний вид.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. https://knigarazuma.ru/article/kak-odejda-vliyaet-na-nashe-samooschuschenie
2. Майерс Д. Социальная психология — 6-е изд, перераб. и доп. СПб: Питер, 2001. — 752 с.
3. Бодрийяр Ж. Фатальные стратегии. — И.РИОПОЛ классик, 2017. — 288 с.
4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс — И. АСТМОСКВА, 2017. — 253 с.
5. Соммэр Дарио Салас мораль XXI века: Пер. с исп. — М.: Издательство «Кодекс», 2013. — 480 с.
6. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл,1999. — 487.
7. О'ШИ, Ковадонга Феномен ZARA. — Москва: Издательство
«Э», 2016. — 240 с.
8. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
Статья поступила в редакцию 12.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019