Научная статья на тему 'Осознанность, автономность и критическое мышление как базисы образования современного человека'

Осознанность, автономность и критическое мышление как базисы образования современного человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / личностный рост / критическое мышление / осознанность / автономность / BANI-мир / гуманизм / education / personal growth / critical thinking / awareness / autonomy / BANI-world / humanism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Анна Валерьевна

Статья представляет собой попытку расширения понимания критического мышления не только как инструмента работы с внешней по отношению к личности информацией, но как важнейшего элемента самосознания личностью своей уникальности, а также как инструмента обеспечения личностной безопасности и сохранения целостности. Для построения теоретических доказательств справедливости такой интерпретации функционала критического мышления в качестве основы мы использовали анализ взаимодействия современного человека с BANI-миром: какие вызовы он выдвигает и какой потенциал содержит, а также как он может способствовать персональному личностному росту и развитию цивилизации в целом. Выявлены и обоснованы взаимосвязанные как между собой, так и с критическим мышлением важные элементы личности – осознанность и автономность. Приведен достаточно подробный анализ понятий «осознанность» (включенность в актуальный мир, построенный на принципе «здесь и сейчас») и «автономность» (способность сохранять целостность собственной личности, выстраивать и отстаивать адекватные границы между собой, миром и другими людьми) с позиции психологии и педагогики. Выявлены связи, подтверждающие значимость этих черт личности для современного человека в BANI-мире. Рассмотрено альтернативное направление изучения критического мышления, осознанности и автономности современного человека как необходимых элементов сохранения, становления и развития современной личности и цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Awareness, autonomy and critical thinking as an educational basis of a modern person

We consider critical thinking not only as a tool for working with information external to the individual, but as an essential element of self-awareness by a person of his uniqueness and as a tool for ensuring personal security and preserving integrity. To construct theoretical proofs of the validity of such an interpretation of the function of critical thinking, we used as a basis the analysis of the interaction of a modern person with the BANI-world: what challenges it puts forward and what potential it holds, as well as how it can contribute to personal growth and the development of civilization as a whole. Interconnected with each other awareness and autonomy, as well as critical thinking are important elements of personality. We study in detail the concepts of “awareness” (inclusion in the actual world, built on the principle of “here and now”) and “autonomy” (the ability to maintain the integrity of one's own personality, to build and defend adequate boundaries between oneself, the world and other people) in psychology and pedagogy. The revealed connections confirm the importance of these personality traits for a modern person in the BANI-world. We consider an alternative direction of studying critical thinking, awareness and autonomy of a modern person as necessary elements of preservation, formation and development of modern personality and civilization.

Текст научной работы на тему «Осознанность, автономность и критическое мышление как базисы образования современного человека»

УДК 37.013.41:37.015.31 DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-17-24

Поступила в редакцию / Received 18.07.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 30.08.2023 Принята к публикации / Accepted 11.09.2023

оригинальная статья

Осознанность, автономность и критическое мышление как базисы образования современного человека

Королева Анна Валерьевна О

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

anna-valerevnak@,yandex. ru

Аннотация. Статья представляет собой попытку расширения понимания критического мышления не только как инструмента работы с внешней по отношению к личности информацией, но как важнейшего элемента самосознания личностью своей уникальности, а также как инструмента обеспечения личностной безопасности и сохранения целостности. Для построения теоретических доказательств справедливости такой интерпретации функционала критического мышления в качестве основы мы использовали анализ взаимодействия современного человека с BANI-миром: какие вызовы он выдвигает и какой потенциал содержит, а также как он может способствовать персональному личностному росту и развитию цивилизации в целом. Выявлены и обоснованы взаимосвязанные как между собой, так и с критическим мышлением важные элементы личности - осознанность и автономность. Приведен достаточно подробный анализ понятий «осознанность» (включенность в актуальный мир, построенный на принципе «здесь и сейчас») и «автономность» (способность сохранять целостность собственной личности, выстраивать и отстаивать адекватные границы между собой, миром и другими людьми) с позиции психологии и педагогики. Выявлены связи, подтверждающие значимость этих черт личности для современного человека в BANI-мире. Рассмотрено альтернативное направление изучения критического мышления, осознанности и автономности современного человека как необходимых элементов сохранения, становления и развития современной личности и цивилизации.

Ключевые слова: образование; личностный рост; критическое мышление; осознанность; автономность; BANI-мир; гуманизм

Для цитирования: Королева А.В. Осознанность, автономность и критическое мышление как базисы образования современного человека // Психолого-педагогический журнал «Гаудеа-мус». 2023. Т. 22. № 3. С. 17-24. DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-17-24

© Королева А.В., 2023

original article

Awareness, autonomy and critical thinking as an educational basis of a modern person

Anna V. Koroleva

©

Derzhavin Tambov State University 33 Internationalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

anna-valerevnak@yandex.ru

Abstract. We consider critical thinking not only as a tool for working with information external to the individual, but as an essential element of self-awareness by a person of his uniqueness and as a tool for ensuring personal security and preserving integrity. To construct theoretical proofs of the validity of such an interpretation of the function of critical thinking, we used as a basis the analysis of the interaction of a modern person with the BANI-world: what challenges it puts forward and what potential it holds, as well as how it can contribute to personal growth and the development of civilization as a whole. Interconnected with each other awareness and autonomy, as well as critical thinking are important elements of personality. We study in detail the concepts of "awareness" (inclusion in the actual world, built on the principle of "here and now") and "autonomy" (the ability to maintain the integrity of one's own personality, to build and defend adequate boundaries between oneself, the world and other people) in psychology and pedagogy. The revealed connections confirm the importance of these personality traits for a modern person in the BANI-world. We consider an alternative direction of studying critical thinking, awareness and autonomy of a modern person as necessary elements of preservation, formation and development of modern personality and civilization. Keywords: education; personal growth; critical thinking; awareness; autonomy; BANI-world; humanism

For citation: Koroleva A.V. Awareness, autonomy and critical thinking as an educational basis of a modern person. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 3, pp. 17-24. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-17-24

ВВЕДЕНИЕ

«Человек - мерило всех вещей», - высказал в V в. до н. э. древнегреческий философ Протагор и многое из современного научного знания есть и причина, и следствие этой идеи. Чтобы не происходило, какой бы философ-ско-социальный концепт не был ведущим в тот или иной исторический период, все исходит и приходит к одному этому выражению. Современный гуманизм является не красивой вывеской стремления к несуществующему идеальному, эфемерному, но констатацией того факта, что все должно быть во благо человека, персоны в первую очередь. Благополучие, свобода и счастье отдельного человека -это то, с чего начинается благополучие любого общества, государства и цивилизации. По-

этому и развитие всего человеческого общества, культуры, науки должно быть человеко-сообразно. И безоговорочное принятие каждым ценности человеческой жизни и свободы могут сохранить цивилизацию и обеспечить ее прогресс. Однако навязывание концепции гуманизма в корне противоречит самой его идее. Поэтому одной из задач современной системы образования является демонстрация преимущества гуманистических ценностей. Однако требует уточнения, как конкретно эти идеи можно реализовывать и какие умения и навыки необходимо развивать современному человеку. В данной статье мы предприняли попытку обратить внимание на такие составляющие, как осознанность, автономность и критическое мышление, которые нам видятся

Рис. 1. Сравнительная инфографика VUCA и BANI-концепций Fig. 1. Comparative infographic of VUCA and BANI-conceptions

одними из базисных компонентов для современной личности и при этом являются инструментами, позволяющими осуществлять гуманистический подход в практическом его аспекте на уровне индивидуальной жизни человека.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование осуществлялось на основе аналитического осмысления междисциплинарных работ авторов, занимающихся разработкой проблематики осознанности, автономности и критического мышления: философии, психологии, педагогики, культурологии. В рамках исследования использовались теоретические методы: анализ философской, социологической, культурологической, психологической, педагогической литературы, а также методы абстрагирования, обобщения, систематизации, сравнения и конкретизации.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Современная концепция мира, в котором мы живем, претерпевает переходный период от УиСА-мира к ВА№-миру. Для достижения цели нашей статьи полезно в общих чертах обратиться к их сущности. Приведем

сравнительную инфографику УиСА и ВА№-концепций, которую создал С. Грабмиер (рис. 1)1.

Данные концепции описывают современную реальность, однако мир всегда был, остается и будет разнообразен и сложен; человек порождает, сохраняет, развивает и постигает его. Для предыдущих поколений он может представляться как крайне опасный, поскольку они развивались сообразно их актуальному миру. Но мир меняется, усложняясь для прошлого и становясь нормативным и достаточно доступным для будущего, он всегда был таков и это материал для индивидуального роста человека, постоянный вызов его человеческому потенциалу, ключ к раскрытию уникальности и самореализации. Именно принятие уникальности, гибкости и стойкости нервной системы человека дают эти возможности роста каждому из нас и уверенность в продолжении нашей цивилизации как следствия роста каждой личности, составляющей эту цивилизацию. Она про-

1 Как мы попали из VUCA в BANI-мир и что нам в нем делать. URL: https://netology.ru/blog/04-2022-bani-world (дата обращения: 05.05.2023).

дукт и источник, позволяющий и воспроизводить, и развивать личность. Только осознанно пребывая в мире и принимая все его реалии, какими бы сложными они не были, и сохраняя достаточную автономность, человек может не только не позволить этому миру причинить ему ущерб, но и способен использовать элементы данного мира для самопознания и саморазвития [1-4].

На первый взгляд, характеристика ВА№-мира выглядит весьма непривлекательной. Но каждый исторический период несет изменения и провоцирует большие вызовы так же, как каждый индивидуальный личностный кризис в процессе развития отдельного человека. Важно помнить, что и последующие этапы аналогичны, а именно: каждый кризис личности - это большая возможность для развития, точка роста, что справедливо и для цивилизации в целом. Пиковое состояние - всегда кризис и всегда есть варианты использовать его и пойти в рост или пойти по пути отката развития и деградации. Важнейшим элементом первого или второго сценария является наличие того инструмента, с помощью которого возможно имеющийся разнообразный, сложный, изменчивый и непредсказуемый материал современного мира человека переработать в «строительный материал личности» и, как следствие, привести цивилизацию в целом к прогрессу. При этом сами элементы окружающей действительности указывают на то, каков должен быть этот актуальный на данный момент инструмент работы человека с окружающим его миром.

Основными элементами нашего настоящего являются большие потоки данных, открытость информационного мира, разнообразие возможностей удовлетворения потребностей, возможностей самореализации. Для современного человека, пребывающего в связи с реальностью, это абсолютная норма. Каким образом ему удается поглощать ежедневно огромные массивы данных? Как из разнообразия возможностей удовлетворения собственных потребностей он выбирает подходящий вариант? Каким образом ему удается защищаться от лавины манипуляций со стороны других людей, СМИ и маркетинга? Эти вопросы не теряют актуальности уже более полувека, но параллельно развивается тот самый инструмент, позволяющий чело-

веку справляться с этими вызовами - критическое мышление. Этот инструмент естественен, однако как каждый естественный процесс он может быть изучен и улучшен с помощью научного подхода. Самое ценное, что имеет человек, он стремится сохранить и приумножить. Именно поэтому научное исследование критического мышления и способов его развития уже более 20 лет остается одним из самых актуальных направлений, результаты которого внедряются в практику воспитания и обучения, становясь неотъемлемой частью системы образования [5-8].

Однако наш опыт разработки проблематики развития критического мышления привел к предположению, что оно ценно больше не как инструмент работы с внешними по отношению к личности данными и принятия оптимальных решений, но больше как инструмент самоактуализации, то есть работы с внутренними данными для сопоставления себя с миром. То, на что человек опирается при построении индивидуальной траектории развития, что помогает принимать сложные решения, основанные не только на логике и рациональности, но и позволяющие не нарушать личные принципы и сохранять личностную целостность, то, что скорее относят к иррациональному. Не все оптимальные варианты решения проблем могут быть доступны для реализации конкретной личности. У всех разный материальный, интеллектуальный, физиологический и социальный ресурс, поэтому универсального оптимального решения чаще всего найти не удается. Причем посторонний человек не может оценить весь потенциал индивидуальности другого и актуальные обстоятельства его жизни и поэтому предлагаемое решение хоть и будет вероятно действенным, но вряд ли более качественным, чем если бы сам индивид, имея развитое критическое мышление, выбирал решение самостоятельно.

Другой момент не менее важен: когда человек решает проблему, принимает решение и последствия своего решения, таким образом происходит его личностное развитие. Без принятия неверных или недостаточно оптимальных решений нет материала для роста. Нет ошибок, нет необходимости оптимизировать, нет развития, а лишь репродукция удачного варианта. Однако каждая

ситуация требует уникального решения, опять же - это и вызов, и материал для развития/роста. Конечно, запуск процесса развития и совершенствования критического мышления начинается с решения задач менее индивидуализированных, таких как использование разнообразных учебных материалов, заданий, упражнений. Однако это только начальный этап, позволяющий личности найти и исследовать собственное критическое мышлении, подобрать варианты сознательного управления и влияния на него. Следующий этап всегда должен быть индивидуализирован и здесь важнейшим элементом становится гуманистическая психология и педагогика с их обращением к конкретной уникальной личности.

Современный человек, безусловно, как и в предыдущие исторические периоды развития нуждается в некоторых универсальных навыках. Однако чем разнообразнее мир, тем важнее для личности вырабатывать на основе универсальных навыков навыки индивидуализированные, не «делать так, как принято», а «делать так, как мне удобно». Такой подход способствует раскрытию индивидуального потенциала, позволяет оптимизировать трату ресурсов, вместе с тем он требует особого отношения к себе, умения наблюдать за собой, анализировать и прогнозировать собственное восприятие и поведение - необходимость развивать осознанность и автономность, являющиеся основой критического мышления личности. Остановимся подробнее на этом аспекте, становящимся все более обсуждаемым в рамках теории и практики психологии и педагогики.

Для начала уточним понимание категории «осознанность». Термин осознанность (англ. mindfulness) был введен в научный оборот американским профессором медицины Дж. Кабат-Зинном в 70-е гг. XX века. Обучаясь в Массачусетском технологическом университете, он увлекся буддизмом и обнаружил большой психотерапевтический потенциал медитации как инструмента практики и развития осознанности. Ученый разработал собственную систему развития осознанности, убрав из нее религиозную составляющую, и стал применять ее в работе с пациентами, которые часто сталкивались со стрессом. Согласно Оксфордскому словарю,

«осознанность - состояние внимательного и непредвзятого восприятия настоящего мо-мента»2. Также «осознанность - способность постоянно присутствовать в настоящем, внимательно и неоценивающе относиться к своим мыслям, эмоциям и ощущениям»3. Иными словами, это практика присутствия и принятия всего, что с человеком происходит в конкретный момент его жизни, максимальное присутствие в настоящем моменте. Помимо снижения стресса, развитие осознанности приводит к развитию саморегуляции психических процессов. Человек, таким образом, не только присутствует, но и наблюдает, с помощью чего это присутствие осуществляется, когда и какой процесс становится ведущим. В процессе медитации, к примеру, человек наблюдает за соматикой, контролирует дыхание, удерживает определенное положение тела, наблюдает за течением собственных мыслей, перенаправляет их, отделяет свою личность от происходящего с ней, самоутверждается и восстанавливает свои границы. Эти умения и навыки востребованы во всех аспектах жизни человека, особенно полезны они в процессе обучения и воспитания как процессах непрерывных и обязательных для личностного роста. Поэтому в современной педагогике все большую популярность приобретает такое направление как «сознательное/осознанное обучение» [9].

Осознанное обучение - это метод обучения, основанный на применении и развитии осознанности [9]. Оно предполагает активное и внимательное участие студента в процессе обучения, осознанное восприятие информации и глубокое понимание темы. Осознанное обучение подразумевает применение осознанности для улучшения качества обучения и увеличения эффективности усвоения материала. Вместе с тем подчеркнем, что обучение - это часть образовательного процесса становления личности. Однако осознанность неизбежно приводит к пониманию собственных индивидуальные особенностей, их ценности, осознанию определенного уровня ав-

2 Оксфордский словарь. Осознанность. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/ (дата обращения: 18.07.2023).

3 Там же.

тономности личности и ее положительного значения.

Автономность в научной литературе ассоциирована со свободой, самоуправлением, суверенитетом, достоинством, целостностью, независимостью, ответственностью, самоуверенностью, критическим размышлением. Труды ученых свидетельствуют о том, что личностная автономия представляет собой комплексный конструкт и является одним из базовых психологических механизмов, связанных с такими сферами психического, как ценности, смыслы, мотивы [10].

Проблема автономности находится в поле зрения различных наук: философии, педагогики, психологии и мн. др. Еще Конфуций постулировал значимость таких характеристик, как управление собой и сознательная организация всех сфер собственной жизни, что, по сути, является компонентами личностной автономии [11]. Философы утверждали, что люди, представленные в своем лучшем качестве, автономны. В философском понимании автономность является одной из существенных характеристик субъективной свободы личности. И. Кант трактовал автономию как стержень человеческой свободы и морали и связывал автономность с высшим качеством личности - духовностью [12]. Ф. Ницше поставил вопрос преодоления человеком самого себя. Кроме того, он первым ввел разделение двух типов свободы - позитивной «свободы для» и негативной «свободы от». По его мнению, автономия есть ценность, по содержанию совпадающая с абсолютной ценностью свободы с акцентом на моменте взаимосвязи негативной и позитивной свободы. Ф. Ницше также говорил об ответственности в связи со свободой личности [13]. Близкой точки зрения придерживался философ, социолог и психолог Э. Фромм. Он писал, что свобода связана с осознанностью и пониманием ситуации, с возможностью выбора и ответственности за сделанный выбор. «Свободу следует дефини-ровать не как «действия в сознании необходимости», но как действия на основе осознания альтернатив и их последствий» [14]. С позиций Э. Фромма, свобода связана не только с поиском своего предназначения, но и со здоровым функционированием человека в целом [15]. Одна из самых сложных проблем современного человека - в лавинообразном

информационном потоке сохранять свою личность, развивать ее, выставлять грамотные границы между собой, другими людьми и миром, оставаясь при этом достаточно интегрированным (осознанным) в этот мир и автономным. Критическое мышление позволяет удерживать эту границу с одной стороны, с другой стороны, оно развивается за счет осознанности и автономности личности, а также способствует развитию этих личностно-важных качеств. Посредством критического мышления личность имеет возможность наблюдать уровень развитости осознанности и автономности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все процессы, состояния и свойства личности требуют постоянной оценки для гармоничного функционирования. Осознанность позволяет наблюдать за ними, автономность - сохранять личностную целостность, а критическое мышление - оценивать, планировать и оптимизировать процессы развития. Современный человек очевидно должен в первую очередь научиться управлять собой и через это овладевать умениями и навыками взаимодействия с миром. Таким образом, мы предлагаем рассматривать критическое мышление не только как инструмент работы с внешней по отношению к личности информацией, а как инструмент работы в первую очередь с внутренними данными, что нам представляется более важным, то есть работы над собственной личностью. Такое восприятие критического мышления увеличивает его ценность и значимость, поэтому вполне вероятно будет способствовать росту мотивации к целенаправленному позитивному саморазвитию. Общество, состоящее из осознанных, автономных личностей с высоким уровнем развитости критического мышления, теоретически должно быть более устойчивым, рациональным и прогрессивным и как большой социальный институт репродуцировать себя же.

Делая такие теоретические предположения, мы не претендуем на разрешение большинства актуальных проблем современного человека, но такое направление изучения и развития критического мышления представляется нам весьма полезным. Сделанные в данной статье теоретические предположения

являются скорее обозначением альтернативного видения сути и значения критического мышления для личности, заслуживающего

внимания и дальнейшей теоретической и практической разработки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кисляков П.А., Меерсон А.Л.С., Шмелева Е.А. Общество риска, VUCA-мир и BANI-мир: угрозы психологической безопасности или возможности для развития // Трансмиссия культурного опыта и социальных практик в эпоху транзитивности. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2022. С. 181-182. EDN: KNYPIK

2. Корчажкина О.М. VUCA-мир - новая постнеклассическая рациональность: анализ результатов современных исследований // Информация-Коммуникация-Общество. 2022. Т. 1. С. 158-166. EDN: MHGPRZ

3. Лемешкина В.Р. VUCA-мир и способы адаптации к новой реальности // Аллея науки. 2023. Т. 1. № 2 (77). С. 27-31. EDN: CZAKMM

4. Иванова С.В., Иванов О.Б. Устойчивое развитие в неустойчивом мире // Ценности и смыслы. 2021. № 3 (73). С. 6-26. DOI 10.24412/2071-6427-2021-3-6-26; EDN: CBNMCL

5. Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Королева А.В. Критическое мышление и познавательные стили студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 7 (147). С. 13-20. EDN: UHTCMT

6. Седова А.С., Ваганова О.И., Кутепов М.М. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2. С. 79-85. EDN: RMTGYO

7. Барбашина Э.В. Критическое мышление и его необходимость для системы образования // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12. № 1. С. 20-28. DOI 10.20913/2618-75152022-1-3; EDN: MIYKCH

8. Хохлова Л.В. Оценка знаний студентов вуза в контексте критического мышления // Философия образования. 2022. Т. 22. № 2. С. 35-52. DOI 10.15372/PHE20220203; EDN: VUGMGS

9. Минегулова А. Осознанное обучение. URL: https://www.litres.ru/book/aliva-minegulova/osoznannoe-obuchenie-57190483/chitat-onlayn/ (дата обращения: 18.06.2023).

10. Дергачева О.Е., Леонтьев Д.А. Личностная автономия как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. С. 210-240.

11. Буланже П.А. Жизнь и Учение Конфуция. СПб.: Свет, 2019. 144 с.

12. Кант И. Критика практического разума // Сочинения: в 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 311-501.

13. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб.: Азбука, 1996. 416 с.

14. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 434 с.

15. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Директ-Медиа, 2008. 442 с.

REFERENCES

1. Kislyakov P.A., Meerson A.L.S., Shmeleva E.A. Risk society, VUCA-world and BANI-world: threats to psychological security or opportunities for development. In: Transmission of Cultural Experience and Social Practices in the Era of Transitivity. Izhevsk, Udmurt State University Publ., 2022, pp. 181-182. (In Russian).

2. Korchazhkina O.M. The VUCA-world as a new post-non-classical rationality: analysis of the modern research results. Information-Communication-Society, 2022, vol. 1, pp. 158-166. (In Russian).

3. Lemeshkina V.R. VUCA-the world and ways of adaptation to a new reality. Alleya nauki, 2023, vol. 1, no. 2 (77), pp. 27-31. (In Russian).

4. Ivanova S.V., Ivanov O.B. Sustainable development in an unsustainable world (educational aspect). Tsennosti i smysly (Values and Meanings), 2021, no. 3 (73), pp. 6-26. (In Russian). DOI 10.24412/20716427-2021-3-6-26; EDN: CBNMCL

5. Makarova L.N., Sharshov I.A., Koroleva A.V. Critical thinking and cognitive styles of students. Tambov University Review. Series: Humanities, 2015, no. 7 (147), pp. 13-20. (In Russian).

6. Sedova A.S., Vaganova O.I., Kutepov M.M. Development of critical thinking as one of the main goals of modern education. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya, 2019, no. 2, pp. 79-85. (In Russian).

7. Barbashina E.V. Critical thinking and its necessity for the system of higher education. Professional Education in the Modern World, 2022, vol. 12, no. 1, pp. 20-28. (In Russian). DOI 10.20913/2618-7515-2022-1-3

8. Khokhlova L.V. Assessment of university students' knowledge in the context of critical thinking. Philosophy of Education, 2022, vol. 22, no. 2, pp. 35-52. (In Russian). DOI 10.15372/PHE20220203

9. Minegulova A. Conscious learning. (In Russian). URL: https://www.litres.ru/book/aliya-minegulova/ osoznannoe-obuchenie-57190483/chitat-onlayn/ (accessed: 18.07.2023).

10. Dergacheva O.E., Leontiev D.A. Personal autonomy as a component of personal potential. In: Personal Potential: Structure and Diagnostics. Moscow, Mysl Publ., 2011, pp. 210-240. (In Russian).

11. Bulanzhe P.A. The Life and Teachings of Confucius. St. Petersburg, Svet Publ., 2019, 144 p. (In Russian).

12. Kant I. The Critique of Practical Reason. In: Collected Works: in 6 vols. Moscow, Mysl Publ., 1965, vol. 4, pt 1, pp. 311-501. (In Russian).

13. Nietzsche F. Thus Spoke Zarathustra. St. Petersburg, Azbuka Publ., 1996, 416 p. (In Russian).

14. Fromm E. The Heart of Man. Moscow, Respublika Publ., 1992, 434 p. (In Russian).

15. Fromm E. Escape from Freedom. Moscow, Direkt-Media Publ., 2008, 442 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Королева Анна Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: anna-valerevnak@vandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3739-7991 Вклад в статью: постановка общей проблемы исследования, анализ литературы, подготовка текста статьи.

Anna V. Koroleva - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: anna-valerevnak@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3739-7991 Contribution: general research issue statement, literature analysis, article text preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.