Научная статья на тему 'ОСОЗНАННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО'

ОСОЗНАННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобальная экологичская проблема / навязчивый маркетинг / осознанное потребление / концепция устойчивого развития / социальная ответственность / экорынок / гринвошинг / экологизация / global environmental problem / obsessive marketing / conscious consumption / the concept of sustainable development / social responsibility / eco-market / greenwashing / greening

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Г. Климкина, Н.В. Федорова

В данной статье рассматриваются проблемы неосознанного потребления товаров и услуг. Дается понятие осознанного потребления, приводятся данные исследований мнений людей на тему экологичного потребления, портрет осознанного потребителя, описывается текущий российский экорынок, делаются выводы о пользе осознанного потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSCIOUS CONSUMPTION AND ITS IMPACT ON THE ECONOMY AND HUMANITY

This article examines the problem of unconscious consumption of goods and services. The concept of conscious consumption is given, data from studies of people's opinions on the topic of environmentally friendly consumption, a portrait of a conscious consumer, the current Russian ecomarket is described, and conclusions are drawn about the benefits of conscious consumption.

Текст научной работы на тему «ОСОЗНАННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

УДК 504.05

ОСОЗНАННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ

И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

А. Г. Климкина Научный руководитель - Н.В. Федорова

Национальный исследовательский Томский государственный университет Российская Федерация, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36 Е-mail: rukario2187@gmail.com

В данной статье рассматриваются проблемы неосознанного потребления товаров и услуг. Дается понятие осознанного потребления, приводятся данные исследований мнений людей на тему экологичного потребления, портрет осознанного потребителя, описывается текущий российский экорынок, делаются выводы о пользе осознанного потребления.

Ключевые слова: глобальная экологичская проблема, навязчивый маркетинг, осознанное потребление, концепция устойчивого развития, социальная ответственность, экорынок, гринвошинг, экологизация.

CONSCIOUS CONSUMPTION AND ITS IMPACT ON THE ECONOMY

AND HUMANITY

A.G. Klimkina Scientific director - N.V. Fedorova

National Research Tomsk State University 36, Lenin Ave., Tomsk, 634050, Russian Federation Е-mail: rukario2187@gmail.com

This article examines the problem of unconscious consumption of goods and services. The concept of conscious consumption is given, data from studies of people's opinions on the topic of environmentally friendly consumption, a portrait of a conscious consumer, the current Russian eco-market is described, and conclusions are drawn about the benefits of conscious consumption.

Key words: global environmental problem, obsessive marketing, conscious consumption, the concept of sustainable development, social responsibility, eco-market, greenwashing, greening.

Тема экологии все чаще поднимается среди людей, причем вне зависимости от уровня обсуждения и цели. Данной темы касаются главы стран, министерства, депутаты, мировые природоохранные объединения, студенты и преподаватели в университетах, граждане стран. Осознание реальности и глобальности проблемы загрязнения планеты продолжает достигать умы человечества. Люди пытаются помочь планете, чем могут: сбор крышек от бутылок, макулатуры и отработанных батареек, сортировка мусора, отказ от бумажных носителей информации, сдача старой одежды, использование общественного транспорта или гибридных и электромашин. Примеров можно приводить сотни.

Если попытаться разложить поэтапно все процессы потребления, то можно заметить, что большинство из них выполняются по привычке или неосознанно. [1] Множество товаров приобретается, но по итогу так и не используется по назначению. Винить только потребителя в неосознанности нельзя, он в некоторой степени является заложником навязчивого маркетинга и мнения людей. Нам предлагают так много товаров и услуг,

Секция «Маркетинг и коммерциализация космоса»

которые якобы могут изменить нашу жизнь к лучшему, но по факту зачастую этого не происходит. Предложение давно перевесило фактические потребности покупателя, производители идут на многое, лишь бы увеличить прибыль и убедить потенциального потребителя, что этот товар ему нужен прямо здесь и сейчас. Из-за этих неосознанных и навязанных покупок несъеденные продукты портятся, а неношеная одежда становится ненужной из-за влияния «быстрой моды» и по итогу выбрасывается. В плюс ко всему вода и электричество не экономятся, а мусор часто является «украшением» тротуаров и газонов. Обратной стороной неосознанности является осознанное потребление.

Осознанное потребление, или его называют зеленым потреблением - понятие, тесно связанное с концепцией устойчивого развития. Это форма потребления, подразумевающая защиту окружающей среды для настоящего и будущих поколений. С этой целью потребитель берет на себя ответственность за решение экологических проблем путем выбора наиболее безопасных для природы методов потребления.

Согласно глобальному онлайн-исследованию Nielsen, 73% опрошенных респондентов поддерживают идею устойчивого развития и осознают важность сохранения окружающей среды. Они открыто сообщают, что готовы поменять свои потребительские привычки, если это уменьшит негативное влияние на экологию. [2] К лидирующим странам, где существует большая доля людей, осознающих свои потребности, можно отнести Францию, США, Китай и Индию. В России только 12% респондентов покупают экологичные и этичные товары. Этот показатель чрезвычайно мал по сравнению с четверкой лидеров, где уровень осознанности варьируется от 50 до 66%. [3]

Покупателями, осознающими свои потребности, движет мотив и забота о своем здоровье. Они хотят внести вклад в сохранение окружающей среды, поддержать гуманное обращение с животными и справедливую оплату труда, а также считают экотовары намного полезнее и качественнее других. Ответственные потребители готовы переплачивать за «зеленые товары» и этичные продукты до 30%. [2]

Осознавая стремительно развивающийся тренд защиты природы, маркетологи и руководства компаний начали поддерживать интересы населения. Следуя концепции осознанного потребления, они стремятся оказывать минимальное воздействие на окружающую среду. Социальная ответственность производителя - это довольно новое для российского рынка явление. Некоторые компании используют его в качестве элемента маркетинговых коммуникаций. Более того, при создании связи бренда с устойчивым развитием формируется некая эмоциональная связь с покупателем. Она становится новым неценовым конкурентным преимуществом.

Составить потрет осознанного потребителя довольно сложно, он размыт, но, тем не менее, согласно исследованиям, в основном экотовары покупают молодые девушки без детей с доходами среднего или чуть более среднего уровня, экологичные покупки совершают для себя. Также чаще всего «зеленый» потребитель - это бизнес-работник, студент, фрилансер и тот, кто работает в сфере услуг или образования. В свободное время они отдыхают на природе, читают книги, занимаются спортом или практикуются в рукоделии. [2]

Несмотря на то, что осознанное потребление стало трендом, российский экорынок не способен полностью удовлетворять желаниям покупателей. Многие жалуются на то, что не могут найти нужный товар на полках магазинов, не разбираются в маркировках составов, а ассортимент узок и типичен. Нехватка экологичной косметики, продуктов питания, одежды, мебели, товаров для дома создает ту самую свободную нишу для нового бизнеса или развития существующего. На это направление стоит обратить внимание бизнесу с ориентацией на поколения миллениалов и Z. Именно они больше всех в России заботятся об окружающей среде. Об этом свидетельствуют как данные Nielsen и экобюро GREENS, так и опыт предпринимателей.

Актссльные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

Важным препятствием на пути к глобализации осознанности потребления стоит гринвошинг. Гринвошинг или «зеленый камуфляж» - это такая форма экологического маркетинга, где активно применяется зеленый PR и методы, вводящие в заблуждение потребителя относительно экологичности производителя и его продукции. [4] Это явление возникло вследствие того, что создание зеленого бизнеса требует больших инвестиций, развития технологий и постоянной адаптации под изменения внешней среды. Дешевле создать образ экологичности товара или услуги, например, путем нанесения на упаковку сомнительных маркировок, нежели реально использовать безопасные методы и сырье. Рост гринвошинга доказывает рост рынка эко-товаров и услуг. [5]

Тем не менее, даже если все товары и услуги заменить на экологически чистые и безопасные - это не станет конечной точкой для спасения планеты. Осознанное потребление определяет общее воздействие, а вопрос благосостояния необходимо решать путем сокращения потребления, а не только путем его экологизации. [6]

Исходя из изложенного выше, можно сделать несколько важных выводов:

1) осознанное потребление - это тренд, который коснулся большинства стран мира, в том числе России;

2) российский рынок производства экотоваров относительно свободен, у потребителя есть незакрытые потребности и неудовлетворенные желания, что открывают путь к созданию нового успешного «зеленого» бизнеса;

3) осознанное потребление - это мощный толчок к решению или, хотя бы, замедлению развития глобальной экологической проблемы планеты;

4) осознанное потребление способно перераспределить использование сырья и сделать его более равномерным, чтобы жители тех стран, где ощущается острая нехватка еды, чистой воды и одежды, могли жить более комфортно и наравне со странами первого и второго мира;

5) осознанное потребление способно сплотить людей любой национальности, расы, возраста и пола с целью решения главной задачи, лежащей в основе концепции устойчивого развития, создание уверенности в нашем настоящем и будущем наших детей.

Библиографические ссылки

1. Лайфхакер: Осознанное потребление: что это такое и почему о нём нужно задуматься каждому [Электронный ресурс]. URL: https://lifehacker.ru/osoznannoe-potreblenie/ (дата обращения 26.03.2021).

2. Мастера: Ответственный потребитель: кто он такой и чего хочет [Электронный ресурс]. URL: https://mastera.academy/ekologija-otvetstvennyj-potrebitel-kto-on-takoj/ (дата обращения 29.03.2021).

3. Nielsen: Эволюция менталитета: как забота об экологии приводит к измеримым успехам [Электронный ресурс]. URL: https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/ article/2018/evolyuciya-mentaliteta-kak-zabota-ob-ekologii-privodit-k-uspehu/ (дата обращения 31.03.2021).

4. Википедия: Зелёный камуфляж [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%BA%D0%B0 %D0%BC%D1%83%D1%84%D0%BB%D1%8F%D0%B6 (дата обращения 01.04.2021).

5. Green city: Зеленая экономика [Электронный ресурс]. URL: http://green-city.su/rost-grinvoshinga-dokazyvaet-rost-rynka-eko-tovarov-i-uslug/ (дата обращения 31.03.2021).

6. Regnum: Nature: потребление богатых - причина экологического кризиса [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2994524.html (дата обращения 02.04.2021).

© Климкина А.Г., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.