Научная статья на тему 'ОСОЗНАННАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ'

ОСОЗНАННАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОЗНАННАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»

АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕМАТИКЕ

ОСОЗНАННАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Емельянова Светлана,

магистр техники и технологий, музыкотерапевт, преподаватель фортепиано, вокала и техники речи. Создатель творческо-образовательного онлайн-проекта «Music & Mind: осознанная музыкальность».

Emelyanova Svetlana - Master of Engineering and Technology, music therapist, teacher of piano, vocal and speech technique. Author of the online project «Music & Mind: Conscious Musicality».

CONSCIOUS PIANO IMPROVISATION FOR EMOTIONAL STATE IMPROVEMENT

Музыка - неотъемлемая часть нашего мира. Природные звуки: шум моря, шелест листвы, свист ветра, пение птиц или городские - гул моторов, визг тормозов, монотонные удары на стройке... Сочетания разных звуков создают незабываемую музыку каждого места нашей планеты. Восприятие этой музыки у каждого человека уникально. С момента рождения в сознании каждого формируется своя особенная микровселенная. И все

9

Москва, Россия Moscow, Russia

мы по-разному отражаем окружающую действительность, исходя из своего эмоционального состояния. Поскольку человек - существо социальное, появляется желание своим восприятием делиться. Возможности голосового аппарата ограничены. Чтобы наилучшим образом передать своё внутреннее состояние или же сымитировать природные явления, люди на протяжении всей истории создавали разнообразные музыкальные инструмен-

MAGISTER, 2022, №4 | 103

ты, изобретали разные жанры, стили и техники игры.

Исторически игра на инструментах была естественной и интуитивной. Но с течением времени всё перевернулось с ног на голову. И сегодня одна только просьба: «Сымпровизируй что-нибудь на фортепиано» способна вогнать в состояние паники даже музыканта с многолетним опытом. Что уж говорить о людях, никогда не учившихся музыке! Я преподаю фортепиано 5 лет и сталкивалась с большим количеством предубеждений от «нет таланта» до «надо потратить долгие годы, чтобы научиться играть». Я и сама когда-то считала, что своё сочинять сложно и потребуются долгие годы изучения гармонии, композиции, анализа музыкальных форм. Только вот годы шли, теоретические знания множились, а импровизировать в моменте я по-прежнему не могла. Вплоть до 30 лет играла преимущественно по нотам, несмотря на учёбу в джазовом колледже (МКИМ, Московский Колледж Импровизационной Музыки). Мой путь раскрытия музыкальности был тернистым. Внутренние поиски привели к встрече с наставниками, открывшими для меня истинную простоту музыки.

В 2016 году я познакомилась с авторским подходом к обучению музыки на 4-дневном семинаре «Understanding of music» английского тренера и композитора Данкана Лориена (Duncan Lorien). Методика меня поразила, перевернув моё понимание музыки на 180 градусов. Я осознала, насколько сильное влияние оказала церковь на развитие музыкальной культуры в Средние века. В какой-то момент музыка стала преподноситься как нечто божественное, недоступное простым людям. Высокое искусство и тайное знание, которому надо поклоняться, но никак не практиковать. Была введена латинская терминология, ещё более ограничившая понимание. А традиция музыкальных концертов, зародившаяся в 19 веке, окончательно повысила входной порог для желающих музицировать. Теория музыки, которую годами изучают в

учебных заведениях, становится оторванной от практики, очень «левополушарной». Ведь по сути представляет собой систематизацию музыкального опыта предыдущих поколений. Свод правил ограничивает человека в своём спонтанном проявлении, заставляет его смещать фокус внимания со своих эмоций на названия интервалов, аккордов, гармонические функции и прочее.

В основе своей музыка проста. Здесь можно провести аналогию с изобразительным искусством. Чтобы нарисовать картину, надо сперва представить визуальный образ, настроение и определиться с палитрой. Также и для создания «картины музыкальной» важно выбрать настроение и краски - они определяются ладом (или гаммой, что одно и то же). То есть выбрать определенные ноты из 12 существующих в соответствии с интервальной формулой лада. И далее определенным образом их сочетать, добавляя ритмические пульсации. Искусству создания этих сочетаний, а также работе с ритмом и нужно обучать. Тогда как в школе и колледже гаммы у меня ассоциировались исключительно с зачётами и необходимостью сыграть последовательность звуков максимально быстро и технично. Ну а главный фокус был на игре чужих произведений по нотам.

Семинар Данкана Лориена хотя и приблизил меня к пониманию устройства музыки, но дал лишь базовые навыки в области импровизации. Эту брешь я заполнила только 5 лет спустя в школе интуитивной музыки Арсения Трофим. Там я освоила принцип ладовой импровизации для создания желаемого настроения в моменте. Никаких правил, ограничений и сложной терминологии. Только практика построения гармонических цепочек и сочетаний музыкальных частей речи (мелодий, интервалов и аккордов) для передачи различных состояний и образов. После первого занятия я за 15 минут написала песню, чуть позже дополнив её инструментальным проигрышем. А по окончании Зх-месячного курса написала свои первые инструментальные

104 | MAGISTER, 2022, №4

композиции. В голове словно тумблер переключился. Слом привычных установок дал чувство уверенности. В музыке не может быть ограничений! Всё ограничивается лишь степенью свободы мышления.

Работой с одними лишь наставниками-композиторами мой опыт не ограничился. Я изучала биомеханику тела с йога-терапевтом, поскольку для свободы самовыражения важна ещё и телесная свобода. Я сама долгое время испытывала технические трудности при игре из-за зажатого запястья. И классические педагоги всегда обращали внимание исключительно на него. А проблема крылась совсем в другом месте - неправильная осанка и ограниченная подвижность в плечевом поясе. Убрав телесные блоки с помощью точечно подобранного комплекса упражнений, техника игры автоматически улучшилась. Более виртуозные пассажи во время импровизации стали получаться сами собой. И пришло понимание, как самостоятельно совершенствовать технику.

Вдохновившись собственным прогрессом и осознаниями, я перенесла этот опыт в педагогическую практику со своими клиентами. Начинать обучение фортепиано с импровизации для них поначалу казалось чем-то космическим. Но уже на первом занятии приходило понимание, насколько приятно играть не чужую музыку, а свою. Те, кто занимались ранее по классической системе, непременно удивлялись: «А что, можно было так вот всё по-простому?!»

Примерно в то же время я заинтересовалась темой музыкотерапии. При более глубоком погружении поняла, что методика преподавания фортепиано, к которой я пришла, является необходимым базисом для решения возможных целей клиента в терапии. Человек, решающий научиться играть на фортепиано, поначалу сам может не осознавать свои истинные цели. На поверхности запрос «хочу научиться играть на фортепиано» может для человека касаться смены деятельности, отвлечения от основной работы. Или желания сыграть лю-

бимую пьесу, чтобы пережить связанные с ней эмоции. Кто-то просто хочет «размять мозг». Мало кто задумывается, что игра на фортепиано, как и любое другое творчество, связана с исследованием своих установок, границ дозволенного и степени свободы самовыражения. Во время занятий выясняется, что игра на инструменте очень схожа с сеансом у психолога. Определенные убеждения и блоки в теле мгновенно проявляются и так или иначе влияют на характер импровизации.

Какие же наиболее часто встречающиеся «подводные камни»?

• Повышенная тревожность и перфек-ционизм. Человек стремится контролировать каждый свой шаг: во время импровизации боится нажать не ту ноту, а нажав, тут же останавливается, так как ему кажется, что звучание какое-то странное. В реальности звучит красивая самобытная музыка, а человек её совсем не слышит. Во время игры не находится в моменте, фокусируется лишь на отдельных звуках, не обращая внимания на целостную картину.

• Спешка и отсутствие концентрации. Такую модель поведения особенно часто я встречаю у детей, перегруженных учёбой. Хотят успеть всё и сразу, играют быстро, обязательно с запинками. Сделав ошибку, торопятся повторить заново с ещё более высокой скоростью. Взрослые в общем и целом не отстают.

• Негативные установки и обесценивание своего прогресса. Столкнувшись лицом к лицу со своей привычной автоматической моделью поведения, человек включает за-

М^^ТЕ^ 2022, №4 | 105

щиты: «так свободно у меня не получится», «рука деревянная», «какофония какая-то выходит» и т. п.

• Сдерживание эмоций и отсутствие контакта с телом. Человек робко нажимает на клавиши, чуть касаясь, боится перенести вес в руку и опереться на клавиатуру. Из-за «зажима» в плечевом поясе запястье и пальцы напряжены, угловатые движения с вектором «на себя».

• Гиперэмоциональность. В противоположность предыдущему пункту человек с агрессией нажимает на клавиши. При этом отсутствует динамика, импровизация звучит на «повышенных тонах». Он старается сыграть как можно больше нот в мелодии или в случае игры аккордами часто импульсивно повторяет их.

Описанные выше состояния на «сеансе фортепианной импровизации» порой оказываются удивительными для самого человека. Привычка действовать «на автопилоте» не позволяет идентифицировать подобные «отклонения» самостоятельно. Человек месяцами или годами может пребывать в состоянии повышенной тревожности и совершенно этого не замечать.

Что я делаю со своими клиентами для повышения уровня осознанности при игре и отключения «автопилота»:

• В начале занятия 10 минут выполняем физические упражнения для расслабления плечевого пояса. После этого и при посадке за инструментом спина выпрямляется, формируя лучшую опору, и рука автоматически правильно ставится. К слову, я часто встречаю убеждение, что для постановки руки нужно выполнять какие-то махинации с запястьем. Важно освободить именно плечо, и все движения должны совершаться от плеча - следом и рука, и запястье, и пальцы будут лучше реагировать на сигналы мозга и выполнять желаемые движения с большей филигранностью.

• В случае спешки, гиперэмоциональности замедляемся с помощью дыхатель-

ных практик. 6-10 раз активный вдох и выдох на звуке «Ссссс». И далее - попеременное дыхание через ноздри для приведения в баланс правого и левого полушарий мозга.

• Сокращаем количество нот в импровизации. Например, при игре мелодической фактуры - по 2-3 ноты выбранного лада последовательно в левой и правой руке. Можно менять направления движения, изменять с каждым новым циклом одну ноту. Играть обязательно с педалью и смещать фокус внимания с отдельных нот на общую звуковую картину.

• Концентрация на технически сложных моментах. Вместе выявляем, что именно не получается при игре, и далее я прошу клиента вдумчиво в медленном темпе проиграть сочетание нот. Обращаю внимание на возникающее напряжение в запястье и пальцах.

• Отмечаем даже самые малые достижения: появилось больше плавности, почувствовал свободу или, наоборот, зажим в плече, получилось найти интересное сочетание звуков. Ну а когда сочинил первую музыкальную зарисовку, или уже композицию/песню - тут положены аплодисменты и продолжительные овации.

Играть в потоке, включив стороннего наблюдателя. Если звучание ноты не нравится, спокойно отметить этот факт, но не останавливаться. До сих пор сама удивляюсь, но именно в таком режиме начинает проявляться индивидуальность. Появляются нешаблонные ритмы и мелодии. Это меня каждый раз убеждает в том, что своя уникальная музыка есть внутри каждого. Надо лишь снять запреты и выпустить её на свободу.

Осознав модель поведения за инструментом, клиент начинает проводить параллели с повседневной жизнью, что подобным образом ведёт себя и на работе, и с близкими. И при желании может менять свои установки и убеждения на более эффективные.

vk.com/musicmind

106 | М^^ТЕ^ 2022, №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.