Научная статья на тему 'Осознание существенности влияния занятий физической культуры для студентов'

Осознание существенности влияния занятий физической культуры для студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
161
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / PHYSICAL CULTURE / MENTAL STATE / ACTIVITY / STUDENTS / SOCIOLOGICAL SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кашапова Рафида Абдрашитовна, Зиннуров Тимур Дилусович

В статье рассматривается существенность влияния занятий физической культуры на самочувствие человека. Использование физических упражнений является эффективным средством укрепления здоровья и повышения способностей организма противостоять стрессу. На основе социологического опроса, проведенного среди студентов первых четвертых курсов были выявлены причины низкой физической активности: большинство сетует на отсутствие как желания (57 %), так и знаний в этой области(29%). При этом каждый четвертый (24%) признается, что не может просто напросто найти время для этого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кашапова Рафида Абдрашитовна, Зиннуров Тимур Дилусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING THE MATERIALITY OF THE INFLUENCE OF THE PHYSICAL CULTURE CLASSES FOR STUDENTS

The article deals with the significance of the influence of physical culture on human well being. The use of exercise is an effective means of promoting health and increasing the body's ability to withstand stress. On the basis of sociological survey among students of the first fourth courses the reasons of low physical activity were revealed: the majority complains of lack of both desire (57 %), and knowledge in this area(29%). At the same time, one in four (24%) admits that they cannot simply find time for this.

Текст научной работы на тему «Осознание существенности влияния занятий физической культуры для студентов»

УДК 796/799

ОСОЗНАНИЕ СУЩЕСТВЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

UNDERSTANDING THE MATERIALITY OF THE INFLUENCE OF THE PHYSICAL CULTURE CLASSES FOR STUDENTS

Кашапова Рафида Абдрашитовна

старший преподаватель, доцент Финансовый университет при Правительстве РФ

г. Уфа, Россия Kashapova Rafida Abdrashitova senior lecturer, associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation

Ufa, Russia

Зиннуров Тимур Дилусович

студент

Финансовый университет при Правительстве РФ

г. Уфа, Россия Zinnurov Timur Dilusovich

student

Financial University under the Government of the Russian Federation

Ufa, Russia

Аннотация. В статье рассматривается существенность влияния занятий физической культуры на самочувствие человека. Использование физических упражнений является эффективным средством укрепления здоровья и повышения способностей организма противостоять стрессу. На основе социологического опроса, проведенного среди студентов первых-четвертых курсов были выявлены причины низкой физической активности: большинство сетует на отсутствие как желания (57 %), так и знаний в этой области(29%). При этом каждый четвертый (24%) признается, что не может просто-напросто найти время для этого.

Abstract. The article deals with the significance of the influence of physical culture on human well-being. The use of exercise is an effective means of promoting health and increasing the body's ability to withstand stress. On the basis of sociological survey among students of the first-fourth courses the reasons of low physical activity were revealed: the majority complains of lack of both desire (57 %), and knowledge in this area(29%). At the same time, one in four (24%) admits that they cannot simply find time for this.

Ключевые слова: физическая культура, психическое состояние, активность, студенты, социологический опрос.

Keywords: physical culture, mental state, activity, students, sociological survey.

Многие учащиеся первого курса имеют неудовлетворительную физическую подготовку, негативно относятся к урокам физической культуры, у них отсутствуют желание в занятиях спортом, нет никакой склонности к улучшению физического статуса, к тому же имеют лишь небольшие знания в этой области.

Мало кому известно, какую важную роль играет физическая активность в

77/215

создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этого - как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации [1, с. 84]. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений улучшается память, повышается устойчивость внимания, убыстряется решение элементарных интеллектуальных задач, ускоряются зрительно-двигательные реакции. Активизация психических процессов и подготовка нервной системы учащихся к активному функционированию на последующих занятиях является, безусловно, важной задачей для уроков физкультуры в вузе, где часто у студентов наблюдается умственное и психологическое переутомление.

Одним из самых эффективных средств укрепления здоровья и повышения способностей организма противостоять стрессу является использование физических упражнений, т. е. «выбивание» психического стресса физическим. Физические упражнения и спорт являются наилучшим способом предотвращения отрицательных последствий стресса и неврозов.

Применение физических упражнений предупреждает перевозбуждение организма, предотвращает стресс, сохраняет высокую умственную трудоспособность, повышает функционирование организма в целом. Исходя, из этого на практических занятиях нужно использовать физические упражнения на расслабление, ходьбу, бег, плавание, игры и прочие циклические виды умеренной интенсивности [1, с. 79].

Правильное чередование физического и умственного труда является основным средством поддержания здоровья. При умственном утомлении организм следует отвлечь занятием гимнастикой либо другими физическими упражнениями. Надо помнить, что последствия утомления при умственной работе устраняются дольше, чем при физической, а работоспособность восстанавливается медленнее. В результате продолжительной и интенсивной умственной работы наступает переутомление, которое приводит к снижению продуктивности работы: ослабеванию внимания, памяти и способности сосредоточиться. Для преодоления умственного переутомления, помимо соблюдения режима дня, очень важно и необходимо выполнять физические упражнения на разные группы мышц, делая физкультурные паузы после каждых 50-65 минут работы.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, как часто молодежь занимается физкультурой и какие виды спорта предпочитают [2, с. 153]. Наиболее интересны были ответы на вопрос, какие причины, мешают Вам систематически заниматься физической культурой, спортом? Авторами статьи также был проведен опрос среди студентов первых-четвертых курсов некоторых ВУЗов города Уфы, результаты которого были не менее любопытными. В опросе принимали участие более 300 студентов.

Таблица 1.

Назовите причины, мешающие Вам систематически заниматься физической культурой, спортом? (закрытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто занимается спортом несколько раз в год или вообще не занимается).

ВЦИОМ Студенты г. Уфы

13-24 года 13-24 года

Нет времени на занятия спортом 1 24 39

Плохое состояние здоровья 1 10 7

Не чувствую потребности или необ 57 33

Нет денег на занятия спортом 1 в 15

Не хватает силы воли, не могу себя 1 13 15

Нет спортивных сооружений, площ 1 5 17

Не знаю, как правильно заниматься 29 12

Нет заметных результатов от занять 1 2 5

Другое 1 э 9

Затрудняюсь ответить 1 0 1

Согласно опросу ВЦИОМ главным препятствием на пути к занятиям спортом, молодежь называет отсутствие желания, потребности к занятиям физической культуры (57 %). Многие также сетуют на отсутствие знаний в этой области (29%), а каждый четвертый (24%) признается, что не может просто-напросто найти время для этого. Среди прочих барьеров - плохое состояние здоровья (10%) и отсутствие силы воли (13%). Если же опираться на опрос, проведенный среди студентов г. Уфы, то имеется небольшая разница. На первое место учащиеся ставят отсутствие времени(39%), как явную причину, препятствующую на пути к занятиям спортом. Такая тенденция в основном объясняется их загруженностью в университете (колледже) и подработками после учебы. Многие студенты не имеют потребности к занятиям физкультурой (38%), что объясняется, по нашему мнению, отсутствием у них знаний о существенности влияния физических упражнений на здоровье организма. Студенты недостаточно знают цели и задачи физического образования, спорта, двигательной реабилитации. Поэтому вопрос о том, как научить их непрерывно заботиться о своем здоровье, заинтересовать постоянно применять формы и методы физического воспитания в повседневной жизни, является актуальным. Необходимо, с одной стороны, заложить основные понятия физической культуры студента в широком понимании, привить навыки здорового образа жизни и потребности к занятиям физической культурой и спортом, а с другой - повышать двигательные качества и физическую подготовленность студентов. При этом не лишним будет упомянуть об отсутствии также знаний у студентов в правильности выполнения физических упражнений, что является не менее важным фактором: чем более верно выполнено упражнение, тем оно эффективнее, к нему не развивается привыкание и не отмечается побочных эффектов.

79/215

Таким образом, психически напряженный человек быстрее устает даже при небольшой физической нагрузке. В то же время хорошо физически подготовленный человек может переносить большое психическое напряжение, благодаря чему он справляется с жизненными и профессиональными проблемами. В первую очередь это касается студентов, так как учеба в вузе -тяжелый напряженный труд, которым приходится заниматься в условиях дефицита времени на фоне резкого снижения двигательной активности. Действенной мерой по повышению умственной работоспособности и охране здоровья студентов является повышение их двигательной активности путем

■ VS V I и V

выполнения физических упражнений в процессе занятий физической культурой и спортом. При этом, учитывая подверженность многих студентов неврозам или нарушениям психики, нельзя забывать о поддержании морального духа учащихся, их стремления преодолеть препятствии.

Литература

1. Татарова С. Ю, Татаров В. Б. Физическая культура как один из аспектов составляющих здоровый образ жизни студентов. Москва : Научный консультант, 2017. URL: http://znanium.com/catalog/product/1023871.

2. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid =9272.

3. Рубанович В. Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой [Электронный ресурс]: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 253 с. URL: https://ez.el.fa.ru:2183/bcode/437324 (дата обращения: 04.06.2019).

4. Рипа М. Д., Кулькова И. П. Лечебно-оздоровительные технологии в адаптивном физическом воспитании [Электронный ресурс] : учебное пособие для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 158 с. URL: https://ez.el. fa.ru:2183/bcode/438765 (дата обращения: 04.06.2019).

5. Токарская Л. В., Дубровина Н. А., Бабийчук Н. Н. Методика преподавания физической культуры детям и подросткам с умственной отсталостью [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов /Л. В. Токарская. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 190 с. URL: https://ez.el.fa.ru:2183/bcode/438094 (дата обращения: 04.06.2019).

References

1. Tatarov, S. Y. Physical culture as one aspect of components of a healthy lifestyle students /S. Y. Tatariv. V. B. Tatarov. - Moscow : Scientific consultant, 2017. - ISBN 978-59909615-6-2. - Access mode: http://znanium.com/catalog/product/1023871 ahhh!

2. All-Russian center for the study of public opinion (VTSIOM) // electronic resource: https://wciom. ru/in dex.php?id=236& uid =9272.

3. Rubanovich, V. B. Medical and pedagogical control in physical education : textbook / V. B. rubanovich. — 3rd ed, Rev. and additional — Moscow : yurayt Publishing house, 2019. — 253 p. — (Russian Universities). — ISBN 978-5-534-07030-9. — Text: electronic // EBS yurayt [webstte]. — URL: https://ez.el.fa.ru:2183/bcode/437324 (date accessed: 04.06.2019).

4. Rip, M. D. Therapeutic technologies in adaptive physical education : a textbook for

academic baccalaureate / M. D. Ripa, I. V. Kulkova. — 2nd ed., Rev. and additional — Moscow : yurayt Publishing house, 2019. — 158 p. — (Bachelor. Academic course.) — ISBN 978-5-534-07260-0. — Text : electronic // EBS yurayt [website]. — URL: https://ez.el. fa.ru:2183/bcode/438765 (date accessed: 04.06.2019).

5. Tokarski, L. V. Methods of teaching physical education to children and adolescents with mental retardation : a textbook for universities / L. V. tokarski, N. A. Dubrovina, N. N. Babiychuk. — Moscow : Yurayt Publishing House, 2019. — 190p. — (Educationalprocess). — ISBN 978-5-534-06126-0. — Text : electronic // EBS yurayt [website]. — URL: https://ez.el.fa.ru:2183/bcode/438094 (date accessed: 04.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.