Молодежь России - XXI век
СТЕГНИЙ Василий Николаевич — доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр-кт, 29, корп. А, ауд. 302; [email protected])
ОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОШЛОГО
Аннотация. В статье дается теоретическое и эмпирическое определение исторического сознания, характеризуется деление объекта в процессе развития в сознании личности на прошлое, настоящее и будущее. Автор рассматривает отношение студенческой молодежи к прошлому нашей страны, изучает отношение студентов к Октябрьской революции, Гражданской войне как показатель зрелости их исторического сознания, показывает каналы получения информации о данных исторических событиях, интерпретацию студентами их роли и содержания в связи со 100-летним юбилеем революции. В статье приводится типология исторического сознания студентов.
Ключевые слова: историческое сознание, осознание студентами социального прошлого, содержание и типы исторического сознания студентов
еление объекта в процессе развития на прошлое, настоящее, будущее воз-
можно только в сознании личности. Отражение в сознании развития обще-
ства в такой последовательности позволяет определить направленность, необратимость, преемственность исторического развития. Историческая последовательность становления современного общества, развития личности выступает как объективное основание исторического сознания, которое характеризует память о прошлом, знание, понимание и переживание его. Оно позволяет осуществлять связь времен, воссоздать историческую картину жизни каждого народа и окружающей исторической среды, осмысливать и оценивать значение пройденного пути, глубже понимать настоящее, осознавать основные тенденции общественного развития. Эта ретроспектива необходима для перспективы [Стегний 2013б:
Историческое сознание «представляет собой совокупность знаний, идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем многообразии, присущую как обществу в целом, так и отдельным его индивидам» [Тощенко 2001: 177].
У личности современного общества возрос интерес к прошлому нашей страны, что подтвердило наше исследование отношения студентов к Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. [Стегний 2013а: 101-107]. В этой связи весьма интересным сегодня представляется определенный социологический эмпирический замер состояния исторического сознания студентов в отношении приближающегося столетия Октябрьской революции.
При проведении эмпирического исследования теоретическое определение исторического сознания необходимо формализовать, сузить. Взяв за основу исследования эмпирическими методами исторического сознания студента, выявление того, как он трактует содержание и характер Октябрьской революции и Гражданской войны, фиксируем в анализе: 1) осведомленность студента об Октябрьской революции и Гражданской войне, которая характеризуется объемом информации о них; 2) избирательность студента по отношению к событиям Октябрьской революции и Гражданской войны, которая характеризуется конкретным содержанием, направленностью информации о них; 3) степень влияния информированности студента о событиях Октябрьской революции, Гражданской войны на его поведение, ценности, образ жизни, самосознание, мировоззрение.
37].
В этой связи сразу возникает вопрос, откуда студенты черпают информацию об Октябрьской революции, Гражданской войне. Результаты социологического опроса студентов1 приводятся в табл. 1.
Таблица 1
Каналы получения информации студентами о событиях Октябрьской революции,
Гражданской войны
Каналы получения информации Доля респондентов, %
Школьный курс истории 89,9
Интернет 46,4
Художественные фильмы 41,4
Художественная литература 34,0
СМИ (радио, телевидение, газеты) 29,2
От родных и близких 28,6
Мемуары, специальная историческая литература о войне, революции 14,0
От друзьй и знакомых 5,0
*
Примечание. Поскольку каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответов, то сумма больше 100%.
Студенты получают информацию о данных исторических событиях не из одного, а из целой системы источников, среди которых особо следует выделить роль школьного курса истории, на который указали практически 100% опрошенных. Это показатель роли данного канала в формировании у молодежи объективного отношения к истории нашей страны.
Среди студентов практически каждый второй указал на роль такого канала получения информации, как Интернет. Роль этого канала в последние 20 лет резко возросла у студенческой молодежи, и в настоящее время он стал одним из основных в информационном потоке. Его отметил каждый второй опрошенный.
Студенты очень высоко оценили роль художественных фильмов и художественной литературы (их отметили, соответственно, каждый второй и каждый третий респондент) в формировании их позиции относительно Октябрьской революции и Гражданской войны.
Среди студентов каждый третий подчеркнул роль СМИ в интерпретации данных исторических событий. Следует отдать должное родным и близким студентов, которые в узком семейном кругу обсуждают данные исторические события, передавая память о них из поколения в поколение. Этот канал указал каждый третий опрошенный.
Каждый седьмой из опрошенных студентов получает информацию о данных событиях из специальной исторической мемуарной литературы. Это неплохой показатель, если учесть, что респонденты — студенты не исторического факультета, а технического вуза.
Только каждый двадцатый студент обсуждает эти исторические события со своими друзьями и знакомыми. За последние 30 лет роль этого канала в оценках исторических событий нашей страны заметно сократилась. Конечно, фак-
1 Социологическое исследование 2017 г. Проводилось с участием автора среди студентов Пермского национального исследовательского политехнического университета (К = 754 чел.)
тор времени здесь играет большую роль. Чем дальше в историческом времени отдаляется то или иное событие, тем меньшую роль оно играет в исторической памяти.
Кроме каналов получения информации об Октябрьской революции и Гражданской войне, указанных в табл. 1, студентам 3-го курса отдельно был задан вопрос о роли гуманитарных дисциплин, которые помогают им правильно понимать исторические события, в т.ч. связанные с Февральской и Октябрьской революциями и Гражданской войной. Ответы были следующие: 80% дали хорошую оценку политологии; 75% — социологии; 70% — истории; 60% — философии и около 1/3 опрошенных дали им удовлетворительную оценку. Это весьма высокий показатель роли гуманитарных дисциплин в техническом вузе. Следовательно, историческое сознание студента опирается прежде всего на научно-теоретическую базу, законы общественного развития, а не на мифы и идеологические и политические интересы.
С учетом каналов получения информации студентам был задан ряд вопросов, связанных с их исторической памятью: что они знают о содержании Октябрьской революции, Гражданской войне. С этой целью им были предложены вопросы о датах этих событий, политических лидерах, военачальниках.
В этой связи студентам было предложено дать оценку роли политических и государственных деятелей первого двадцатилетия прошлого века: Дзержинского, Керенского, Колчака, Ленина, Милюкова, Николая II, Сталина, Свердлова, Чернова, Троцкого. Оценка «негативно» по каждому из перечисленных политических деятелей находилась в диапазоне от 5 до 10% за исключением Сталина, которому 22% опрошенных дали негативную оценку. Оценка «негативно и позитивно в равной степени» по каждому указанному политическому деятелю была в диапазоне от 20 до 30% за исключением Сталина (43%), Ленина (38%), Троцкого (34%). Оценка «скорее положительно» по каждой кандидатуре находилась в диапазоне от 10 до 20%, за исключением Ленина (39%) и Николая II (38%). Сталину такую оценку дали 21% респондентов. Группа затруднившихся дать оценку по разным лидерам составила около 50%, за исключением Ленина и Сталина. Затруднение с их оценками испытывали только 7%. Среди студентов каждый второй ничего не знал об указанных политических деятелях, а каждый второй среди них показал некоторые знания о них, которые не всегда оказывались точными.
Любые исторические события всегда связаны с именами тех людей, которые внесли наибольший вклад в решение проблем данного периода, а также тех, кто играл разрушительную роль в этот период. С этой целью студентам было предложено из перечня фамилий лидеров выбрать тех, кто в период Гражданской войны относился к белым либо к красным (табл. 2).
Среди студентов каждый третий не смог ответить на данный вопрос вообще. Каждый пятый дал неправильный ответ, т.е. лидеров белых отнес к лидерам красных и наоборот. Только каждый второй дал правильный ответ. Это показатель того, что среди студентов только 50% имеют правильное представление о событиях Гражданской войны и 50% либо ничего не знают, либо имеют неправильное представление о данном историческом событии.
В этой связи интересным получилось осознание студентами причин Гражданской войны в России. Их ответы приведены в табл. 3.
Студенты указали не одну, а несколько причин Гражданской войны в России, в чем они, безусловно, правы. Вот понять суть причин данного исторического события среди них смогли только от 1/3 до 1/2. Более 1/3 респондентов ее причины оказались неизвестными и непонятными, что, безусловно, не способствует истинному познанию сущности исторического события.
Таблица 2
Осведомленность студентов о лидерах красных и белых в Гражданской войне
Фамилии лидеров красных и белых Относятся к белым Относятся к красным
доля ответивших, % доля ответивших, %
Буденный 22,0 44,3
Ворошилов 15,1 51,5
Врангель 45,1 21,0
Деникин 47,5 18,3
Дутов 32,1 27,6
Егоров 25,2 34,5
Каппель 41,1 19,6
Колчак 49,3 19,6
Тухачевский 22,8 39,3
Чапаев 20,2 49,3
Фрунзе 24,4 42,7
Юденич 41,6 20,7
* Примечание. Поскольку каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответов, то сумма больше 100%.
Таблица 3
Осознание студентами причин Гражданской войны в России
Причины Гражданской войны в России Доля ответивших, %
Стремление большевиков и их союзников ликвидировать своих политических противников и установить свою диктатуру 67,1
Стремление свергнутых революцией эксплуататорских классов вернуть себе власть 30,5
Стремление большевиков защитить завоевания революции от посягательств внутренних и внешних врагов 11,1
Происки западных держав, стремящихся предотвратить проникновение русской революции в их страны 5,3
Среди опрошенных только 62% правильно смогли назвать дату начала Октябрьской революции.
С пониманием студентами сути Октябрьской революции связаны оценки ее роли в истории нашей страны. Среди них 1/3 не смогли оценить роль данного события для истории России. Что же касается оценок ее роли, то они распределились следующим образом: 1) «безусловно положительно» — 2,7%; 2) «безусловно отрицательно» — 6,4%; 3) «скорее положительно и отрицательно» — 61%. Следовательно, основная группа студентов в основном близки к истине в оценке ее роли для развития России.
С оценкой студентами роли Октябрьской революции для России совпадают их оценки последствий этой революции для России. Хотя 25% респондентов не определились с ролью революции для нашей страны, но те, кто определился, считают, что она дала толчок социальному и экономическому развитию — 26,7%; открыла новую эру в развитии страны — 26,3%; затормозила ее развитие — 17,8%; стала для страны катастрофой — 3,7%. Следовательно, среди опрошенных сту-
дентов основная группа в качестве последствий революции отмечают поступательное позитивное развитие страны, 1/5 считают, что она затормозила ее развитие, и только 4% увидели в ней катастрофу.
Анализируя последствия Октябрьской революции, 90% студентов смогли соотнести эти события с настоящим временем в нашей стране. Среди них 50% считают, что события, аналогичные Октябрьской революции, в настоящее время невозможны, а 30% считают, что возможны. 1/5 опрошенных считают, что в случае повторения аналогичных событий они оказались бы на стороне белых; 1/5 — на стороне красных; 30% — постарались бы не ввязываться в схватку; 30% — попытались бы эмигрировать из России.
Из приведенных данных следует, что одна группа респондентов подвержена идеям революционного радикализма. Другая (большинство) — боится революции, т.к. она обязательно связана с насилием, и не желает быть втянутой в водоворот радикализма. Они устремляют свой взор к варианту ненасильственных, позитивных, но революционных по сути преобразований в общественной жизни, основанных на нравственных ценностях.
Эмпирический социологический анализ отношения студентов к Октябрьской революции и Гражданской войне позволил выделить среди них три группы с разным содержанием и уровнем исторического сознания.
Первая группа по разным показателям составляет от 50 до 60%. Это, прежде всего, те, кто опирается на целую систему каналов получения информации об Октябрьской революции и Гражданской воне. Среди их источников приоритетная роль принадлежит учебникам истории, художественной литературе, художественным фильмам, СМИ, исторической специальной литературе, обсуждение этих проблем в семье и со специалистами. Среди каналов получения информации о данных событиях Интернет тоже играет определенную роль, но не является главным и определяющим для них источником информации в отношении к событиям прошлого нашей страны. Эта группа правильно определила политических и военных деятелей первого двадцатилетия ХХ в. Они правильно интерпретируют причины и следствия Октябрьской и Февральской революций, знают их основные события, понимают их место и роль в истории нашей страны. Данная группа хорошо и правильно ориентируется в политических событиях этого исторического периода.
У второй группы, к ней, по разным показателям, относится от 20 до 30% опрошенных, нет точных знаний о событиях Октябрьской революции и Гражданской войны. Среди каналов получения информации есть и учебники истории, но в основном они черпают информацию о данных событиях из Интернета, СМИ. У них нет четкого представления о причинах и следствиях данных событий, и они очень поверхностно в них ориентируются. Отношение к событиям индифферентное, нет четкой политической ориентации, хотя знания о некоторых событиях у них есть.
Третья группа студентов — это те, кто не показал никаких знаний об Октябрьской революции и Гражданской войне. Они не знают не только содержания данных событий, но, главное, не ориентируются в их причинах и следствиях.
В целом следует отметить, что, несмотря на противоречивость сегодняшнего исторического образования, доминирование в нем идеологического, политического, а не научного подхода, студенты показали определенный уровень исторического сознания. В этом большая заслуга преподавателей школ, вузов, той группы ученых, журналистов, политиков, которые придерживаются принципа объективности в оценках данных исторических событий. Поэтому не случайно, что более половины опрошенных считают Октябрьскую революцию одним из важнейших событий в жизни нашей страны и мира в ХХ в. Главным событием
ХХ в. более 80% опрошенных считают Великую Отечественную войну 1941— 1945 гг. Наши данные по этому вопросу совпадают с данными Левада-Центра.
Список литературы
Стегний В.Н. 2013а. Историческое сознание студента. — Власть. № 3. С. 99-107.
Стегний В.Н. 2013б. Осознание личностью своего социального будущего. Пермь: Изд-во ПНИПУ. 152 с. Тощенко Ж.Т. 2001. Парадоксальный человек. М.: Гардарики. 398 с.
STEGNY Vasiliy Nikolaevich, Dr.Sci. (Soc.), Professor of the Chair of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University (room 302, bld. A, 29Komsomol'sky Ave, Perm, Russia, 614990; [email protected])
THE AWARENESS OF THE SOCIAL PAST BY THE STUDENTS
Abstract. The article provides theoretical and empirical definition of historical consciousness, characterizes the division of the object in the process of the development into past, present and future in the consciousness of individual. The author examines the relationship of students to the past of our country, and studies the students' attitude to the October revolution, the Civil War as an indicator of the maturity of historical consciousness. He also shows channels of getting information on these historical events, and interpretation of their role and content by the students in connection with the 100-year anniversary of Russian revolution. The article gives a typology of historical consciousness of students.
Keywords: historical consciousness, social awareness of past by students, content and types of historical consciousness of students