Научная статья на тему 'Особый криминологический тип личности: расчеловеченные люди'

Особый криминологический тип личности: расчеловеченные люди Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
570
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / CRIMINAL'S PERSONALITY / ТИП ПРЕСТУПНИКА / CRIMINAL'S TYPE / РАСЧЕЛОВЕЧЕННЫЕ ЛЮДИ / PEOPLE LOST THEIR HUMAN FACE / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА / CRIMINAL'S PERSONALITY TYPOLOGY / ПРИЧИНЫ РАСЧЕЛОВЕЧЕНИЯ / ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY'S ALIENATION / THE REASON OF THE LOSS OF HUMAN NATURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антонян Юрий Миранович

В статье выделяется особый тип личности преступника расчеловеченные люди, то есть те, которые утратили или не приобрели самые важные человеческие черты, отличающие людей от животных, это черты от общих для всех нравственных правил до норм личной гигиены; раскрываются указанные правила и нормы; определяются подтипы анализируемого типа; называются некоторые обстоятельства, которые нужно рассматривать в качестве причины расчеловечения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL CRIMINOLOGICAL TYPE OF PERSONALITY: PEOPLE LOST THEIR HUMAN FACE

In the article the special type of criminal’s personality people lost their human face is identified, that is, those who have lost or haven’t gained the most important human traits differentiating people from animals. These traits include both general, all moral rules and personal hygiene norms. In the article thewithin-named rules and norms are revealed; subtypes of the analyzed type are defined; some circumstances which need to be considered as the reason of the loss of human nature are called.

Текст научной работы на тему «Особый криминологический тип личности: расчеловеченные люди»

УДК 343.943

ЮРИЙ МИРАНОВИЧ АНТОНИН, ВНИИ МВД России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ОСОБЫЙ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ: РАСЧЕЛОВЕЧЕННЫЕ ЛЮДИ

Аннотация: в статье выделяется особый тип личности преступника - расчеловеченные люди, то есть те, которые утратили или не приобрели самые важные человеческие черты, отличающие людей от животных, - это черты от общих для всех нравственных правил до норм личной гигиены; раскрываются указанные правила и нормы; определяются подтипы анализируемого типа; называются некоторые обстоятельства, которые нужно рассматривать в качестве причины расчеловечения личности.

Ключевые слова: личность преступника, тип преступника, расчеловеченные люди, типология личности преступника, причины расчеловечения, отчуждение личности.

YURY MIRANOVICH ANTONJAN, NRI of the Ministry of interior of the Russian, Moscow, the Russian Federation,

e-mail: [email protected]

SPECIAL CRIMINOLOGICAL TYPE OF PERSONALITY: PEOPLE LOST THEIR HUMAN FACE

Abstract: in the article the special type of criminal's personality - people lost their human face - is identified, that is, those who have lost or haven't gained the most important human traits differentiating people from animals. These traits include both general, all moral rules and personal hygiene norms. In the article thewithin-named rules and norms are revealed; subtypes of the analyzed type are defined; some circumstances which need to be considered as the reason of the loss of human nature are called.

Keywords: criminal's personality, criminal's type, people lost their human face, criminal's personality typology, the reason of the loss of human nature, personality's alienation.

Некоторые идеи этой работы возникли давно, еще в 70-х годах прошлого столетия, когда мы исследовали бродяжничество и попрошайничество. Поразило, что объекты моих «раскопок» (сейчас могу так их называть) лишь в редких случаях обладают чертами обычных людей: в большинстве случаев они не имели жилья, семьи, профессиональной квалификации даже среднего уровня, были малограмотны, не соблюдали элементарных гигиенических правил, грязны, всегда плохо одеты; их потребности отличались крайней примитивностью, ограничивались едой и спиртными напитками самого низкого качества, это могли быть даже объедки, а спиртные напитки - не предназначенные для потребления. Многие не знали и не знают, сохранилась ли у них семья, живы ли их дети. Они скитаются с места на место, в том числе в пределах большого города, зимой стремятся на юг, летом на север. Живут в подвалах, новостройках, брошенных зданиях, иногда, если позволяет погода, спят на траве; нищенствуют.

Они как будто ничего не знают о современном мире, о цивилизации и не отрицают ее, поскольку просто не знают, что это такое: смотрят, но не видят, слышат, но не понимают услышанного, живя в каком-то своем обособленном мире. В нем нет тайн, но туда, кроме профессионально подготовленных исследователей, может проникнуть только тот, кто был бы подобен им. В них ощущается что-то очень древнее, следы давно ушедших дней, то, что человечество давно преодолело.

Такую оценку - расчеловечивание человека -можно дать многим другим нарушителям общечеловеческих нравственных правил, порой самых простых. Под расчеловечиванием здесь понимается утрата, а чаще неприобретение необходимых индивидуальных качеств, соответствующих условиям современной жизни данного лица. Такими качествами, несомненно, не обладают тоталитарные правители и их прислужники, террористы, убийцы детей, проститутки, садисты, сексуальные некрофилы, педофилы, виновные в вандализме и некоторые другие категории. Все они составляют

© Антонян Ю. М., 2017 © Antonjan Ju. M., 2017

особую когорту расчеловеченных личностей, то есть потерявших людской облик, какие-то его очень важные черты, по причине которых их поступки и в глубокой древности вызывали, по-видимому, осуждение, например, сексуальная некрофилия или растление малолетних. Даже в местах лишения свободы к расчеловеченным, утратившим социальный облик, например, совершившим преступления против детей, относятся весьма отрицательно, вплоть до омерзения и полного отторжения. Они не могут найти достойного места в коллективе осужденных. Несомненно, что обычные воры, грабители, убийцы, насильники, взяточники и другие преступники тоже расчеловечены, но совсем по-другому и лишь частично. Они могут производить (и производят) впечатление вполне нормальных современных людей, но, главное, в их поступках и образе жизни ничто не говорит о пробуждении в них древнейших начал, навыков, стандартов. Они не делают ничего такого, что вызывало бы отрицательное отношение всех окружающих, даже преступников. Такие люди (воры, грабители и т. п.) обычно имеют постоянное место жительства, не живут на вокзалах, стройках и других случайных местах, имеют семью, детей и заботятся о них, нормально питаются, в большинстве своем не являются алкоголиками, при необходимости получают врачебную помощь, соблюдают гигиену, пусть и элементарную, не менее половины заняты работой, а беловорот-ничковые преступники, конечно, всегда трудятся. Среди них встречаются люди, совершающие из ряда вон выходящие поступки, например, педофилы, но это чаще бывает исключение, и в таких случаях тоже можно говорить о неконтролируемых инстинктах, чуть прикрытых лохмотьями современной цивилизации. Неслучайно к педофилии чаще склонны алкоголики.

Необходимо признать существование среди нас расчеловеченных людей, отрицающих цивилизацию или не знающих ее, уходящих от нее, но живущих как бы параллельно с ней, внутри ее. Мы не имеем в виду, конечно, современных дикарей, живущих в дебрях Африки, Южной Америки или на островах Океании [1]. Напротив, имеются в виду жители вполне цивилизованных стран Европы и Америки с их гигантскими мегаполисами. Расчеловеченные люди были всегда и во всех цивилизациях (вспомним хотя бы маршала де Ре во Франции), на разных ступенях социальной лестницы, особенно низших. Они не умели, или не желали адаптироваться к современной жизни, или не осознавали в себе, в глубинах своей психики силы, бросающие назад. Они были в древности, главным образом в городах, их также можно было встретить

среди сельского общества. Ко всем ним можно отнести и юродивых, так умилявших церковь.

В целом расчеловеченных людей можно разделить на несколько подтипов. Первый - внешне вполне респектабельные люди, даже занимающие видное место в обществе или, во всяком случае, не выделяющиеся из него, но с тщательно скрываемыми пороками и влечениями. В эту ж подгруппу можно отнести тоталитарных правителей, членов их охранных, штурмовых отрядов и спецслужб, охранников концлагерей, современных террористов, особенно заправляющих террором, и т. д.

Другой подтип в основном составляют люди социального дна. Люмпенизированный слой общества, опустившиеся и давно потерявшие человеческий облик лица. В их числе и многократно судимые рецидивисты, давние тюремные сидельцы, утратившие всякие связи со своими родными и близкими, находящие признание только среди себе подобных.

Надо специально отметить, что и в местах лишения свободы многих расчеловеченных людей, в первую очередь совершивших преступления против детей или не соблюдающих правила личной гигиены, осужденные выталкивают их из своей среды, не общаются с ними. Они составляют особую группу неадаптированных, отверженных лиц.

Между указанными двумя подтипами можно поместить третий: убийц детей, совершивших кан-нибальные действия, обманом или силой делающих людей рабами или продающих их, сексуальных некрофилов, педофилов, современных вандалов, но не тех, кто учиняет скабрезные надписи или непристойные рисунки в общественных местах либо уродует сиденья на городском транспорте, а тех, кто сжигает книги, уничтожает священные тексты и изображения, символы и реликвии, церкви и мечети, кто смеет надругаться над могилами или общенациональными памятниками и т. д.

Казалось бы, что общего у кровавого диктатора (например, Пол Пота) с жалким опустившимся попрошайкой-алкоголиком? Общее - отсутствие наиболее важных личностных качеств, таких как честь, преданность дружбе, достоинство, сострадание, жалость, верность слову, помощь слабым, их попечение и т. д., а также забота о себе, своем теле. Иными словами, утрата того, что делает человека человеком, отделяя их от животных. Не следует думать, что все преступники теряют человеческий облик. Даже рецидивисты, особенно те, которые относят себя к верхушке преступного мира, строго соблюдают правила своей субкультуры.

Другая общая черта всех расчеловеченных людей - отчуждение. Лица, длительное время веду-

щие бродячий образ жизни, почти всегда теряют связи со своими родственниками и близкими, не имеют друзей. Бродяги-алкоголики - самые свободные люди на земле. У них нет никаких обязанностей, они не работают и не собираются этого делать, поэтому не могут быть озабочены ничем, связанным с трудом. Они не считают, что у них есть долг перед семьей, да и вообще не знают, есть ли она у них. И конечно, не задумываются над тем, что такое долг. Главное, даже единственная забота таких людей - добывание спиртных напитков и хоть какой-то закуски, а также возможность укрыться от холода, но таковы и потребности животных, исключая, разумеется, спиртные напитки. Одним словом, это практически полностью дезадаптированные люди.

Тоталитарные диктаторы тоже являются отчужденными, дезадаптированными личностями, но природа их отчуждения и причины иные. Отчуждение таких личностей проявляется в эмоциональной холодности, которая в совокупности с самим отчуждением выступает одним из условий их жестокости, садизма, некрофилии и иных крайне аморальных проявлений. Внешнее отчуждение проявляется в отсутствии близких доверительных отношений и друзей, часто и семьи, как это было, например, у Гитлера. Из тройки главных европейских тиранов ХХ века наименее холодным и отчужденным был Муссолини, и не случайно он же был наименее жестоким среди них.

Отсутствие доверительных отношений с кем-либо вполне естественно для тиранов, больших и малых, поскольку довериться кому-либо означает немалый риск быть преданным. У каждого из них было много мерзких преступлений, а планы на будущее могли быть еще страшнее. Тираны параноидальны, как правило, трусливы и отличаются высокой тревожностью. Даже Гитлер, показавший себя храбрым солдатом на полях Первой мировой войны, ужасно страшился микробов и был очень мнителен. Патологически трусливым был Муссолини, а албанский коммунистический царек Энвер Ходжа велел построить во всей стране много сотен бомбоубежищ -для защиты от империалистов.

Мао Цзэдун своим образом жизни очень напоминал бездомного бродягу: не мылся, не чистил зубы, у него было венерическое заболевание, но при этом оставался весьма похотливым и развратным. То, что он был садистом и некрофилом, не вызывает сомнений: по его прямому указанию в Китае было уничтожено несколько миллионов человек.

Тоталитарные преступники всегда прибегали к терроризму в его самом опасном проявлении - геноциду. Это делали, например, Ленин, Сталин, Гитлер, Мао Цзэдун, Пол Пот (в том числе унич-

тожал собственный народ). Так могут поступать только расчеловеченные люди, не понимая, что их поведение архетипично и они уничтожают «чужих» и «врагов».

Имеющаяся информация о тоталитарных тиранах и их преступлениях позволяет предположить важность выделения в криминологии такого раздела, как «тоталитарная преступность». Он мог бы включать в себя такие вопросы:

- состояние, динамика и структура тоталитарных преступлений;

- причины таких преступлений и тоталитаризма в целом;

- личность тоталитарного преступника (типология, мотивация и т. д.);

- профилактика тоталитарных преступлений, которая неизбежно станет профилактикой самого тоталитаризма.

Предполагаемый раздел криминологии неизбежно будет использовать достижения политологии и ее методы, но он может обогатить эту науку.

Среди стоящих в стороне от цивилизации было и есть немало психически больных людей. Однако наличие таких людей не позволит понять, объяснить, исследовать явление расчеловечения хотя бы потому, что среди них было много вполне здоровых людей.

Можно подвести некоторые предварительные итоги относительно причин явления, которое исследуется.

Во-первых, это особо неблагоприятные условия жизни, в том числе в детстве и в ранней юности, чрезвычайные обстоятельства, например, войны и революции, жизненные неудачи и провалы. Так могут рождаться палачи и тюремщики, безжалостные убийцы и насильники.

Р. Мертон писал об особом типе приспособления, когда отвергаются культурные ценности и институциональные средства. Люди, которые приспособились (или неадекватно приспособились) таким способом, строго говоря, находятся в обществе, но при этом ему не принадлежат, считал Р. Мертон. В социологическом смысле они поистине являются в нем чужими, поскольку не разделяют общую структуру ценностей, их можно отнести к числу членов общества (в отличие от населения) чисто формально. Под эту категорию попадают некоторые виды приспособительной активности психотиков, аутистов, париев, бездомных, лиц без определенного рода занятий, праздношатающихся, бродяг, хронических алкоголиков и наркоманов. Они отвергли предписанные культурой цели, а их поведение не согласуется с институциональными нормами. Это не значит, что источником их возможностей приспособления не была в некоторых случаях сама социальная структура, которую они

отвергли, равно как не означает и того, что само их существование рядом не представляет проблемы для членов общества [2, с. 272]. Мы не думаем, что бродяги, бездомные и тому подобные люди приспособились к обществу. Они вне его и живут параллельно с ним, не разделяя его ценностей и целей.

Во-вторых, это спрятанные в глубине психики бессознательные мотивы, потребности, стремления, идущие от далеких, древних предков, спрятанные за внешней культурой цивилизованным обликом. О них человек может и не подозревать. Эти глубоко скрытые механизмы могут сами взрываться, но их можно выявить только с помощью специальных средств, опираясь на учения об индивидуальном и коллективном бессознательном. Эти причины тоже могут выбрасываться наружу под давлением социальных факторов, также порождая палачей и убийц.

Люди с названными мотивациями и несанкционированными инстинктами могут оказать огромное влияние на других и даже на общество в целом. На примере тоталитарных Германии и СССР мы видим откат общества далеко назад, возвращение к дикости. Следовательно, можно наблюдать такое возвращение не только отдельного человека или даже группы людей, но и общества и государства.

В-третьих, временные или хронические расстройства психической деятельности. В их числе можно назвать алкоголизм и наркоманию.

Все три группы обстоятельств (можно предположить наличие и других) могут переплетаться, усиливая друг друга.

Бегство от цивилизации далеко не всегда носит активный, стремительный характер. Это часто постепенный, медленный уход, во многих случаях неосознаваемый, например, при занятии проституцией или бродяжничестве. Именно в силу такой постепенности и неосознаваемости сущности и смысла своего поведения человек теряет возможность его субъективного контроля и возможность оставаться в рамках цивилизации. К сожалению, правоохранительные органы, общественные организации и церковь не представляют себе мотивы подобного ухода и не знают, как воздействовать на «уходящего» человека. Надо всегда помнить, что бегство от цивилизации (или уход от нее) в большинстве случаев означает расчеловечивание личности. Это естественно, поскольку личность формируется лишь при условии взаимодействия с другими людьми, принятия общих для всех правил поведения. Личность, согласно известной формулировке К. Маркса, есть совокупность общественных отношений. Бегство от цивилизации и уход в дикость не означает, что дикость и расчеловечивание - тождественные по-

нятия. Дикость неравнозначна первобытному обществу, которое ни в коем случае нельзя оценивать только в категориях «хорошее» или «плохое». Это общество есть часть, причем огромная, истории человечества, и его без этой части социума попросту бы не было. У древних людей существовали достаточно твердые представления о добре и зле, о чести и добродетелях, о хорошем и плохом. Расче-ловеченная личность потому вызывает осуждение, что она попирает, отбрасывает нормы нравственности, выработанные человечеством за всю его историю, включая и древние годы.

Не все расчеловеченные люди должны вызывать резкое порицание, а тем более гнев и ненависть. К некоторым из них можно относиться с сожалением и даже сочувствием. Например, опустившиеся проститутки и бродяги-алкоголики взывают к нашему милосердию и нуждаются в нашей помощи, если они и творят зло, то в первую очередь самим себе. Другое дело убийцы, палачи или педофилы, к ним общество должно относиться со всей суровостью.

Те явления, которые еще раз должны быть специально исследованы, известны достаточно хорошо. Расчеловеченные люди всегда вызывали отрицательное к себе отношение: презрение, негодование, омерзение. Учитывая это обстоятельство, не нужно уделять основное внимание их описанию, а сосредоточиться на том, чтобы объяснить их. Думаем, что объяснение чрезвычайно важно, поскольку оно дает возможность предметно и эффективно предупреждать явления, которые вызывают единодушное осуждение всего общества, но и интерес тоже, поскольку люди никогда не могли оставаться равнодушными к загадочным явлениям и искали им объяснение. Впрочем, не все люди, конечно, а только думающие и ищущие. Все остальные, то есть вся прочая толпа, безразлично относились к таким явлениям, «просто» проходили мимо или, что чаще всего и было, довольствовались неумными и поверхностными суждениями. От толпы иного и нельзя ожидать, причем не только в нашей стране, но и во всем мире.

Учет дезадаптации расчеловеченных личностей делает ясным, почему некоторые из них не в состоянии понять, что совершили, то есть в чем глубокая аморальность, даже недопустимость их поведения. Соответственно воспринимают и наказание, совершенно отделяя его от себя, как и содеянное. Они согласны с тем, что за такие преступления должны карать, но все это не относят к себе и своим действиям. Создается впечатление, что о таких преступлениях, которые они совершили, они знают понаслышке, поэтому не воспринимают их как реальность, имеющую к ним отношение.

Не исключено, что в отдельных случаях желание ухода в глубокую древность представляет собой реакцию страха на актуальную ситуацию, на свою несостоятельность в этой жизни и форму дереализации. Происходит противопоставление онтогонического филогенетическому. Это способ избегания небытия путем избегания бытия, но здесь выигрыш может быть сомнительным, поскольку прошлое способно стать актуальным бытием. Я, сориентированное на бездонное прошлое, становится полностью нереальным, расщепленным и мертвым. Оно уже не способно обеспечивать

и поддерживать непрочное ощущение своего присутствия в этом мире и своей индивидуальности. Чем больше угрожает нынешний мир человеку, тем основательнее уходит он от него, но, конечно, угроза никак не предречена - это диффузно ощущаемая на организми-ческом уровне опасность.

Чем дальше идет человек к своим истокам, тем меньше он становится личностью. Человек при синдроме одичания движется не к глубинам собственной психики, а к началам того пути, по которому шло человечество.

Список литературы

1. Малиновский Б. Избранное: динамика культуры. М., 2004. 959 с.

2. Мертон Р. Социальная теория и социальная культура. М., 2006. 880 с.

References

1. Malinovskij B. Izbrannoe: dinamika kul'tury [Favourites: dynamics of culture]. Moscow, 2004. 959 р.

2. Merton R. Social'naja teorija i social'naja kul'tura [Social theory and social culture]. Moscow, 2006. 880 р.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Антонян Юрий Миранович - доктор юридических Antonjan Yury M. - dsc in law, professor, hono-

наук, профессор, заслуженный деятель науки Рос- red worker of science of the Russian Federation,

сийской Федерации, главный научный сотрудник chief researcher NRI of the Ministry of interior of

ВНИИ МВД России, г. Москва, Российская Федера- the Russian, Moscow, the Russian Federation,

ция, e-mail: [email protected]. e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Антонян, Ю. М. Особый криминологический тип Antonjan Yu. M. Osobyj kriminologicheskij tip личности: расчеловеченные люди / Ю. М. Антонян // lichnosti: raschelovechennye ljudi [Special crimino-Человек: преступление и наказание. - 2017. - Т. 25. - logical type of personality: people lost their human № 1. - С. 7-11. face]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man:

crime and punishment, 2017, vol. 25, no. 1, pp. 7-11.

Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 1. С. 1-163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.