МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070
каждое хозяйственное преступление в новых экономических условиях - это преступление в пользу частника, так или иначе, с интересами нэпманов связанное [Кондурушкин И.С. Указ. соч. Таблицы].
Анализ многочисленных документов 1920-х гг., посвященных вопросам экономических преступлений, свидетельствует о том, что наиболее распространенными видами нелегальной экономической деятельности выступали контрабандная торговля, валютные и кредитные операции, создание подставных фирм для перекачки государственных средств и т.д. Кроме того, получили значительное распространение такие виды преступных промыслов как содержание притонов, торговля наркотиками, сводничество, проституция. Так, притоны для наркоманов в городах Дальнего Востока значительно превышали число других притонов. Только по одному Приморью в 1925 г. было выявлено до 100 притонов наркомании [ГА РФ. - Ф. 393. - Оп. 78. - Д. 36. - Л. 165].
Итак, возникновение новых рыночных отношений открыло простор как легальному предпринимательству, так и широкому спектру нелегальных экономических отношений - спекуляции, контрабанде, финансовым махинациям, уходу от уплаты налогов, нелегальной экономике, взяточничеству, коррупции и т.д. [См.: Пашин В.П., Богданов С.В. Советская Россия в 1920-е годы: власть, социальные аномалии, общество. Монография - Курск: КГТУ, 2006. - С. 105-120]. В целом, на протяжении 1920-х гг. происходило постоянное увеличение масштабов незаконной предпринимательской деятельности. Чем уже становился легальный частный сектор, тем быстрее развивался нелегальный. К началу 1930-х гг. теневая экономика представляла собой мощную, разветвленную, многоотраслевую систему, способную работать даже в чрезвычайно жестких условиях тоталитарного государства. Список использованной литературы:
1. Латов Ю.В. Теневая экономика времен гражданской войны: общее и особенное / Теневая экономика: экономический и социальный аспекты: Проблемно-тематический сборник. - М.: ИНИОН, 1999.15. - С. 92102
2. Ларин Ю. Частный капитал в СССР. - М.; Л.: Госиздат, 1927. - С. 5
3. Пашин В.П., Богданов С.В. Советская Россия в 1920-е годы: власть, социальные аномалии, общество. Монография - Курск: КГТУ, 2006. - С. 105-120
4. Фейгельсон М. Мешочничество и борьба с ним пролетарского государства // Историк-марксист. - 1940. -№ 9.-C. 78-79
© Мироненко Ю.В., Богданов С. В., 2016
УДК34
С.И. Муцалов
Ст. преподаватель ЧГУ, г. Грозный, ЧР
ОСОБЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Особая роль Конституционного Суда в системе власти обусловила тот факт, что на конституционном уровне закреплено положение о юридической силе, правовых последствиях его решений.
ФКЗ о Конституционном Суде выделяет следующие виды решений:
- итоговое решение, именуемое постановлением или заключением;
- определение, т.е. все иные решения, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, например об отказе в принятии обращения к рассмотрению, о прекращении производства по делу;
- решения по вопросам организации деятельности.
По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд может признать нормативный акт или договор либо отдельные их положения соответствующими или не соответствующими Конституции, а по спорам о
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070
компетенции - подтвердить или, наоборот, отрицать полномочие соответствующего органа издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, т.е. считаются недействительными, отмененными. Не соответствующие Конституции и не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов или иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях, т.е. с использованием закрепленных другим законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов. Кроме того, подлежат отмене в установленном порядке положения других нормативных актов, основанных на нормативном акте (договоре), признанном неконституционным, либо воспроизводящих его, либо содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, то применяется непосредственно Конституция.
Как установлено в ст. 79 ФКЗ о Конституционном Суде, решения Суда окончательны, обжалованию не подлежат и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Они действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, подлежат исполнению немедленно после опубликования либо вручения их официального текста, если иные сроки специально в них не оговорены.
Статья 79 ФКЗ о Конституционном Суде сама по себе не определяет момент наступления правовых последствий признания акта неконституционным, в том числе момент, с которого подлежит восстановлению нарушенное неконституционной нормой право гражданина, организации, что вызвало вопросы на практике. Позиция Конституционного Суда состоит в том, что положения ст. 79 ФКЗ о Конституционном Суде не могут рассматриваться как не допускающие пересмотра правоприменительных решений, состоявшихся до признания неконституционными положенных в их основу норм. В зависимости от характера регулируемых правоотношений это может по-разному решаться законодателем, Конституционным Судом, а при отсутствии таких решений - другими судами на основе непосредственного применения конституционных норм.
Пересмотр же судебных решений в связи с признанием примененной нормы неконституционной возможен, в частности, как в порядке судебного надзора, так и по вновь открывшимся обстоятельствам. Признано неконституционным ограничение круга оснований для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, препятствующие исправлению судебных ошибок. К таким основаниям относится и признание примененной судом нормы неконституционной. Пересмотру решений иных, кроме судов, правоприменительных органов служит институт обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
Полномочие Конституционного Суда связанное с участием Конституционного Суда в процедуре отрешения Президента от должности регламентируется в ст. 93 Конституции и на ее основе Регламентом Государственной Думы. На Конституционный Суд возложено полномочие давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении этого порядка рассмотрение обвинения, как гласит часть 2 ст. 110 ФКЗ о Конституционном Суде, прекращается.
Полномочия Конституционного Суда могут быть дополнены, конкретизированы, но лишь федеральными конституционными законами, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. При этом дополнительные полномочия Конституционного Суда не должны противоречить его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. Ни федеральные конституционные законы, ни договоры не могут также изъять его конституционные полномочия или ограничить сферу их действия. Это возможно лишь посредством закона о конституционных поправках. К дополнительным относится, например, установленное в ст. 23 ФКЗ от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» полномочие Конституционного Суда проверять по запросу Президента до назначения референдума соответствие Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070
Более чем 15-летняя практика Конституционного Суда свидетельствует о том, что, хотя его решения в основном исполняются, нередко их реализация неоправданно затягивается законодательными и исполнительными органами; порой игнорируются выработанные Конституционным Судом правовые позиции и прямые обращения к законодателю, касающиеся изменения, совершенствования законодательства; органы государственной власти, прежде всего субъектов Федерации, далеко не всегда отменяют, что вытекает из ст. 87 ФКЗ о Конституционном Суде, положения других нормативных актов, аналогичных признанным неконституционными или основанных на них, и т.д.
Учитывая чрезвычайно важную роль Конституционного Суда в формировании единства конституционно-правового пространства, в ходе нового этапа судебной реформы предпринимаются меры по повышению эффективности исполнения его решений. Предусмотрено также, что при невыполнении решений Конституционного Суда органом законодательной или исполнительной власти, высшим должностным лицом субъекта Федерации применяется механизм ответственности, установленный федеральным законодательством.
Список использованной литературы:
1.Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2.Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2007 г. №2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».
3.Указ Президента РФ от 14 мая 2008 г. №783 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации».
4.Решения Конституционного Суда РФ в системе формальных (юридических) источников российского уголовного права, К.В. Ображиев, «Законы России: опыт, анализ, практика», №6, июнь 2012.
© Муцалов С.И., 2016
УДК34
С.И. Муцалов
Ст. преподаватель ЧГУ, г. Грозный, ЧР
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2000-2012 годы в нашей стране можно охарактеризовать как период быстрого экономического роста, которому способствовали многие инвестиционные проекты, увеличение капиталовложений и экспорта страны, значительное повышение эффективности бизнеса. Однако данный рост нельзя назвать достаточным для формирования стратегической, конкурентоспособной позиции страны на больших открытых рынках, таким образом, наиболее значимой целью стратегии названа задача перехода экономики на инновационный тип развития. Для достижения этой цели проводится современная государственная техническая, научная и инновационная политика, задействованы многие механизмы и технологии управления. К их числу стоит отнести развитие и модернизация инфраструктуры, государственное и частное сотрудничество при реализации крупных проектов, создание особых экономических зон.
Основная суть последних сводится к развитию идеи формирования современной системы развития в регионах, основа которой это концентрирование наукоемких проектов на одной территории, с обеспечением специальных условий для их развития.
В самой концепции особых экономических зон заложены новейшие механизмы привлечения крупных прямых инвестиций и переход экономики страны на инновационный путь развития.
Стоит отметить, что предоставленная в законе возможность формирования на базе зон крупных