ПРОМПОЛИТИКА I ИНСТРУМЕНТЫ
ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Курс на импортозамещение потребовал от законодателей напряженной работы по правовому обустройству инвестиционного процесса в стране. В июле вступил в силу федеральный закон «О промышленной политике в РФ» (488-ФЗ от 31.12.2014). Одним из новшеств, которого давно ждали промышленники, стало появление специальных инвестиционных контрактов. Как будут действовать нормы на практике, мы увидим позже, а пока попробуем разобраться теоретически, как должен функционировать новый инструмент в соответствии с замыслом законодателя.
Цель этого правового средства — стимулировать инвестиции в создание и модернизацию промышленного производства. Государство привлекает инвесторов отраслевыми льготами и стабильностью. Инвестор должен вложиться финансово и организационно — создать или модернизировать производство либо внедрить наилучшую доступную промышленную технологию.
В чем новизна инструмента и выгода для инвестора? Во-первых, он получает иммунитет не только от одностороннего изменения условий договора, но и от изменения законодательства. Если после заключения контракта вступают в силу федеральные законы, которые устанавливают режим запретов и ограничений, влияющих на его выполнение, то этот режим не применяется в отношении инвестора (ч. 5 ст. 16). Во-вторых, инвестор получает гарантию от увеличения совокупной налоговой нагрузки на срок действия контракта (ч. 6-7 ст. 16).
Российские законодатели постарались дать свой ответ на снижение в стране инвестиций в основной капитал: с июля 2015 года в деловой обиход в России входят специнвестконтракты — новая форма взаимоотношений между инвестором и властью. Отныне инвестор может получить гарантию неухудшения условий ведения бизнеса.
В-третьих, государство может предоставить инвестору преференции из числа предусмотренных действующим законодательством (но не имущество и денежные средства; в этом — отличие от инструмента государственно-частного партнерства).
В развитие общих положений закона правительство уже разработало типовую форму специнвестконтракта и установило порядок его заключения своим постановлением «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (№708 от 16.07.2015).
Предполагается, что от имени государства контракт может заключить Минпромторг или иной уполномоченный орган и субъект РФ. Инвестором может быть только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
Ограничений на участие в специнвестконтрактах для иностранцев нет. Государство рассчитывает использовать таким образом новый правовой инструмент в том числе для привлечения иностранных инвестиций. Контракт заключается на период до выхода инвестиционного проекта на операционную прибыль в соответствии с бизнес-планом плюс 5 лет. Минимальные инвестиции — 750 млн рублей.
Для заключения контракта инвестор должен в инициативном порядке обратиться в уполномоченный орган с предложением. Орган в течение 30 рабочих дней готовит предварительное заключение и передает документы для принятия окончательного решения в межведомственную комиссию. Комиссия не позднее 60 рабочих дней направляет
КИРИЛЛ
МИТЯГИН
к. ю. н., эксперт по интеллектуальной собственности, партнер Nevsky IP Law
АЛЕКСАНДР
ТРИФОНОВ
к. ю. н., главный эксперт правового сервиса 48Prav.ru
34 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ СЕНТЯБРЬ #9 2015
решение в уполномоченный орган, который в течение 10 рабочих дней в случае положительного решения направляет проект контракта для подписания инвестору. У последнего есть 10 рабочих дней для подписания документа. Станет ли этот инструмент массовым? Говорить пока рано, но уже понятно, что он не для малого бизнеса. В большинстве случаев вложить или привлечь в проект инвестиции, превышающие 750 млн рублей, будет не под силу и бизнесу среднему — ведь один из критериев отнесения предприятия к этой категории, по недавнему постановлению правительства (№702 от 13.07.2015), — выручка до 2 млрд рублей в год. С такими цифрами понятно, что специнвестконтракт — это скорее инструмент крупного бизнеса. И даже для него многое будет зависеть от веры банкиров в предоставляемые государством преференции инвесторам. Развитию нового инструмента должно способствовать само государство. По закону оно не вправе выступать инициатором заключения контрактов, но может обеспечить информационно-консультационную поддержку предпринимателям. Так, закон предусматривает создание государственной информационной системы для промышленности (ст. 13 и 14). Цель системы — в том числе информировать предпринимателей о предоставляемой государством поддержке.
Разработчики нового для России инструмента ссылаются на успешный опыт Венгрии и Китая. В Венгрии усилия инвесторов по контракту направлены на увеличение роста средней численности занятых и на создание коммерческих предприятий в регионах с уровнем безработицы более 15%. Взамен государство предоставляет индивидуальный налоговый тарифный план с серьезными льготами. В результате введения подобного правового инструмента Венгрия вышла на первое место среди стран Центральной и Восточной Европы по объему иностранных инвестиций на душу населения.
В Китае 70% всей продукции, произведенной на деньги инвесторов, идет на экспорт. Инвесторы также обязуются использовать только зарубежные технологии с целью соответствия международным стандартам. Государство, в свою очередь, предоставляет налоговые льготы по уплате таможенных пошлин и по оплате используемых помещений, льготные транспорт, связь, кредиты. Такие преференции для предпринимателей стали настолько популярными, что объем инвестиционных вложений за семь лет (с 1991-го по 1998-й) увеличился в 10 раз — с $4,4 млрд до $45,5.
Почему же рассматриваемый правовой механизм, настолько выгодный для государства и бизнеса, начал развиваться только сейчас? Дело в том, что в России до начала мировой санкционной политики задачи решались иными способами — например, с помощью государственно-частного партнерства или обычных инвестконтрактов, а проблема привлечения иностранных инвестиций не стояла так остро. В период сокращения иностранных инвестиций нужны новые идеи и решения. Поэтому государство, вводя специальный инвестиционный контракт, целит сразу в двух зайцев. Во-первых, пытается привлечь новые внутренние и иностранные инвестиции в промышленность, а во-вторых — создать улучшенные условия для ее успешного развития. Остается надеяться, что для специнвестконтракта цц знаменитая русская поговорка не сработает. КП
БРАК ПО РАСЧЕТУ
Взаимные обязательства сторон при заключении
специнвестконтракта
Инвестор:
■ вкладывает собственные или привлеченные средства в проект (не менее 750 млн рублей);
■ реализует проект своими силами или с привлечением промышленного партнера;
■ достигает оговоренных результатов и отчитывается о выполнении.
Государство:
■ осуществляет меры стимулирования и обеспечивает их неизменность;
■ гарантирует иммунитет от изменения законодательства и требований к продукции;
■ не увеличивает налоговую нагрузку.
www.QuickDoc .RU
онлайн конструктор договоров
СОЗДАЙ
СВОЙ ИДЕАЛЬНЫЙ
ДОГОВОР!
до 1 ОКТЯБРЯ
СКИДКА Для читателей
Бизнес-журнала
по промокоду: SEPSALE на quickdoc.ru/promo-bj
50%
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ СЕНТЯБРЬ #9 2015 35
Реклама