Научная статья на тему 'Особые экономические зоны агропромышленного типа как фактор инновационного развития регионального АПК при вступлении в ВТО'

Особые экономические зоны агропромышленного типа как фактор инновационного развития регионального АПК при вступлении в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / MEASURES OF THE STATE SUPPORT / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК / INNOVATIVE LEVEL OF DEVELOPMENT OF AGRICULTURE / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ / SPECIAL ECONOMIC ZONES OF REGIONAL LEVEL / ИННОВАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / PROGRAM OF DEVELOPMENT OF REGIONAL AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грибанов В.С., Моисеев А.Д.

В статье рассмотрена концепция перехода экономики Липецкой области к кластерному типу, показаны положительные тенденции в развитии АПК региона, дано определение особым экономическим зонам, отмечены благоприятные и негативные моменты от вступления России в ВТО, описаны меры государственной поддержки в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of transition of economy of the Lipetsk region to cluster type is considered, positive tendencies in development of agrarian and industrial complex of the region are shown, definition is given to special economic zones, the favorable and negative moments from Russia''s accession to the World Trade Organization are noted, measures of the state support in plant growing, animal husbandry, the food industry of the region are described.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны агропромышленного типа как фактор инновационного развития регионального АПК при вступлении в ВТО»

Всероссийская научно-практическая конференция «НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

г. Ростов-на-Дону, 27 февраля 2014 г.

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: КОНЦЕПЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ

В.С. Грибанов, А.Д. Моисеев

Академия при Президенте Российской Федерации, РАНХиГС (Липецкий филиал), г. Липецк, Россия

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ТИПА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В ВТО

В статье рассмотрена концепция перехода экономики Липецкой области к кластерному типу, показаны положительные тенденции в развитии АПК региона, дано определение особым экономическим зонам, отмечены благоприятные и негативные моменты от вступления России в ВТО, описаны меры государственной поддержки в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности региона.

Ключевые слова: меры государственной поддержки, программы развития регионального АПК, особые экономические зоны регионального уровня, инновационный уровень развития сельского хозяйства.

The concept of transition of economy of the Lipetsk region to cluster type is considered, positive tendencies in development of agrarian and industrial complex of the region are shown, definition is given to special economic zones, the favorable and negative moments from Russia's accession to the World Trade Organization are noted, measures of the state support in plant growing, animal husbandry, the food industry of the region are described.

Key words: measures of the state support, program of development of regional agrarian and industrial complex, special economic zones of regional level, innovative level of development of agriculture.

Развитие АПК Липецкой области во многом зависит от вступления России в ВТО. В этом есть как положительные, так и отрицательные моменты. В настоящее время продолжается процесс освоения режима сельскохозяйственной торговли, который определен Соглашением по сельскому хозяйству. Для этого в развитых странах были снижены импортные пошлины на 36% в течение 6 лет, а в развивающихся странах - на 24% в течение 10 лет, а также снижен размер внутренней поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и сокращены экспортные субсидии. Основное требование, выдвигаемое членам ВТО, это отказ от экспортных субсидий, так как это нарушает правила торговли и добросовестной конкуренции на мировом рынке. К экспортным субсидиям относятся прямые выплаты экспортерам по объему продаваемой продукции на компенсацию части затрат на рекламу, транспортировку, производство продукции и другие меры. Внутренняя поддержка для сельского хозяйства, по правилам ВТО, делится на три корзины - это зеленая, янтарная и голубая. Основной принцип распределения мер по корзинам - оказание или неоказание мер искажающего воздействия на торговлю.

Меры зеленой корзины не оказывают искажающего влияния на внешнюю торговлю, осуществляемую за счет финансируемых из государственного бюджета прави-

тельственных программ, не предполагают перераспределение средств потребителей, не предусматривают поддержание цен производителей.

Меры голубой корзины включают в себя программы, направленные на самоограничение производства. Это означает ограничение прямых платежей производителям в рамках программ по сокращению производства сельхозпродукции, осуществляемых путем выведения земли из сельскохозяйственного оборота, сокращение поголовья скота, сокращение занятости населения в сельском хозяйстве. При этом выплаты из государственного бюджета должны быть связаны с фиксированным поголовьем скота. Либо привязаны к фиксированным площадям и урожаям, либо выплаты производятся в расчете на 85% или менее от базового уровня производства.

Меры янтарной корзины оказывают искажающее воздействие на внешнюю торговлю, создают экономические преимущества национальным производителям. Страны-члены ВТО обязаны определить общий предельный уровень этих мер поддержки (в денежной форме) и взять на себя обязательства по их сокращению. Предельный уровень поддержки сельского хозяйства рассчитывается как агрегированный показатель поддержки, при подсчете которого все виды поддержки суммируются.

В первый год членства России в ВТО не произошло ничего серьезного, но ряду отраслей большая открытость рынка и возросший поток импорта принесли серьёзные убытки. Россия плохо подготовилась к вступлению в ВТО именно по конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Например, свиноводство, по прогнозу Мясного союза России, получит в этом году около 50 млрд руб. убытков. Снизилось производство молочной продукции и сельхозмашиностроение. Следовательно, если не будет квалифицированных работников и мощной поддержки государства, то Россия будет проигрывать торговые споры.

Именно сейчас надо прилагать большие усилия, чтобы отстаивать свои интересы и принципы ради повышения эффективности экономики и буквально прорываться на мировой рынок, как это делают в других странах. Даже близкие политические союзники, вроде США и стран ЕС, ведут между собой торговые войны. Несмотря на издержки вступления в ВТО надо стремиться использовать и преимущества членства в ВТО. Становится ясно, что наибольший эффект может принести выход на внешний рынок с продукцией сельского хозяйства и её переработки, поскольку высокотехнологичной инновационной продукции в промышленности, за исключением вооружения, космических и атомных технологий, у нас еще нет.

При вступлении в ВТО страны берут на себя обязательства отказа от экспортного субсидирования. Одним из наиболее эффективных методов государственной поддержки сельского хозяйства к новым экономическим условиям является создание и развитие особых экономических зон регионального уровня агропромышленного типа (далее - ОЭЗ РУ АПТ). Меры государственной поддержки ОЭЗ, еще не отнесены к какой-либо корзине поддержки сельского хозяйства. В связи с этим за счет создания ОЭЗ в муниципальных районах Липецкой области могут привлечь дополнительные инвестиции в сельское хозяйство и соответственно увеличить объемы производства качественной сельскохозяйственной продукции, повысить доходы населения и содействовать развитию сельских территорий.

Липецкая область одной из первых в России начала реализацию важнейшего проекта по созданию на своей территории ОЭЗ РУ. Для реализации стратегических направлений развития в регионе действует закон «Об особых экономических зонах регионального уровня» [1]. Администрация области оказывает государственную поддержку ОАО «Особые экономические зоны регионального уровня», основными формами которой являются:

• освобождение от налогообложения организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации-участника ОЭЗ РУ, в течение пяти лет с момента постановки на учет;

• освобождение от уплаты транспортного налога организации участника ОЭЗ РУ в отношении транспортных средств, учитываемых на балансе организации-участника ОЭЗ РУ, в течение пяти лет с момента постановки транспортного средства на учет;

• снижение участнику ОЭЗ РУ налоговой ставки, подлежащей зачислению в областной бюджет, на 4% в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта на территории ОЭЗ РУ, в течение пяти лет;

• максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые участнику ОЭЗ РУ на основании договора о ведении деятельности составляет 2% их кадастровой стоимости в год;

• субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным участниками ОЭЗ РУ для реализации инвестиционных проектов, в порядке и размерах, установленных нормативным правовым актом администрации области;

• предоставление субсидий на благоустройство территории предприятий-участников ОЭЗ РУ.

Налоговые льготы не рассматриваются как субсидии по правилам ВТО и соответственно не подлежат сокращению. В настоящее время ведутся переговоры о снижении пошлин и тарифов. Если в ходе данных переговоров будет принято решение о снижении пошлин и тарифов для всех членов ВТО, то Россия попадет в группу недавно вступивших стран, которые не должны будут сокращать пошлины и тарифы.

Создание ОЭЗ РУ АПТ «Астапово» в 2006 году, согласно постановлению администрации Липецкой области от 25.12.2006 г. №187 [3] за счет ускоренного инфраструктурного обеспечения, повышения занятости населения, увеличения посевных площадей сельскохозяйственных культур, способствовало приходу крупных отечественных и зарубежных компаний, увеличению объемов производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, сокращению импорта. В число участников ОЭЗ РУ АПТ «Астапово» входят 3 предприятия: ЗАО «Центральный грибной комплекс», ООО «Баско» и ОАО «Липецкмясопром».

ЗАО «Центральный грибной комплекс» имеет статус участника ОЭЗ РУ АПТ «Астап-ово» с марта 2010 г. Строительство предприятия осуществляется на площади 24,8 га, где будут размещены цехи по производству субстрата, компоста, покровной почвы и выращиванию культивируемых грибов (шампиньоны, вешенки) с применением новейших технологий и требований мировых стандартов. Фактический объем инвестиций по состоянию на 1.01.2013 г. составил 30,9 млн. рублей.

Период реализации инвестиционного проекта ООО «Баско» по строительству комплекса по хранению высокопротеиновых культур 2010-2014гг. Запланированный объем инвестиций составляет 757 млн. руб.

Липецкая область представляется наиболее интенсивным и перспективным регионом для размещения свинокомплексов. ОАО «Липецкмясопром» с 19.07.2010 г. является резидентом ОЭЗ РУ АПТ «Астапово». Со строительством свинокомплексов внедрена Датская технология производства, с завозом 14 тысяч голов племенного молодняка мясных пород (Йоркшир, Ландрас, Дюрок). В 2008 г. на базе ОАО «Липецкмясопром» создан племенной репродуктор. Организация применения высокотехнологичного производства, позволяет получать среднесуточный привес по стаду более 550 грамм и довести показатель конверсии корма до 3,1 к.ед. на 1 кг прироста свиней. В настоящее время численность поголовья свиней в хозяйстве составляет 245 тыс. голов и соответствует нормативам проектных мощностей. Реализация данного проекта позволяет, наряду с другими предприятиями, обеспечивать продовольственную безопасность населения региона по производству беконной свинины. Объем инвестиций в основной капитал ОАО «Липецкмясопром» с начала реализации проекта составил 7197,004 млн. руб. Количество созданных рабочих мест в данный момент составляет 653. Среднемесячная заработная плата 1 рабочего составляет 23,5 тыс. рублей.

Подводя итоги, можно отметить большую значимость особых экономических зон в условиях вступления России в ВТО. Создание ОЭЗ РУ АПТ даст определенный толчок в развитии регионального АПК. Во-первых, будут предоставлены дополнительные преференции, в виде льготы по уплате налоговых платежей. Во-вторых, это не будет нарушать обязательств России перед членами ВТО так, как является мерами «зеленой корзины». В-третьих, создание ОЭЗ РУ АПТ дает хорошую возможность поддержки сельского хозяйства со стороны государства и на федеральном и на региональном уровне. В-четвертых, создание ОЭЗ РУ АПТ привлекает на только российских инвесторов, но и крупные зарубежные компании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Липецкой области от 18.08.2006 г. №316-ОЗ «Об особых экономических зонах» [Электронный ресурс] Свободный доступ. http://www.admlr.lipetsk.ru

2. Отчет Управления сельского хозяйства за 2012 год.

3. Постановление администрации Липецкой области от 25.12.2006 г. №187 [Электронный ресурс] Свободный доступ http://www.garant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.