Особые экономические зоны
Ф.М. КАЦМАН, докт. техн. наук, профессор, вице-президент Российской академии транспорта
Повышение инвестиционной привлекательности регионов, конкурентной эффективности предприятий, в них расположенных, может быть обеспечено путем использования специальных мер, направленных на решение этих задач. Одним из реальных инструментов, обеспечивающих экономическое развитие регионов и компаний, являются особые экономические зоны (ОЭЗ).
Особые экономические зоны функционируют во многих странах. В различных формах они существуют более 200 лет и, в зависимости от целей и задач, дифференцируются на особые экономические зоны (ОЭЗ), свободные экономические зоны (СЭЗ) или специальные экономические зоны. Однако все упомянутые варианты могут быть охарактеризованы при помощи единой формулировки: «ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальным территориям и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей». Главная цель создания таких зон заключается в решении стратегических задач развития государства в целом или отдельной его территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
Особые экономические зоны классифицируются по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и по системам предоставляемых льгот.
По своим функциям ОЭЗ разделяется следующим образом:
• зона свободной торговли;
• промышленно-производственная зона;
• технико-внедренческая зона;
• сервисная зона;
• комплексная зона;
• туристско-рекреационная зона.
В России, согласно ст. 4 федерального закона № 116-ФЗ, могут создаваться особые экономические зоны следующих трех типов:
• промышленно-производственные ОЭЗ;
• технико-внедренческие ОЭЗ;
• туристско-рекреационные ОЭЗ.
Из последующего текста следует, что
предлагается создание портовых особых зон.
Под вышеупомянутыми зонами понимается следующее.
Зона свободной торговли (ЗСТ)
— территория, выведенная за пределы
национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т.п.).
Промышленно-производствен-ная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции, при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выделенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские организации и бюро. Примерами ТВЗ могут служить технопарки, технополисы и т.п.
Туристско-рекреационные особые экономические зоны представляют собой один или несколько участков территории, определенных Правительством Российской Федерации, на которых осуществляется туристская деятельность, осуществляемая юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями по санаторно-курортному лечению, медицинской работе, отдыху и туризму. В этих зонах могут осуществляться строительство и реконструкция объектов туристской индустрии, а также деятельность по разработке месторождения минеральных вод, лечебных грязей, ресурсов их добычи, промышленному розливу минеральных вод.
По степени интеграции в экономику ОЭЗ классифицируются на:
• зоны, инвестированные в национальную экономику;
• анклавные (изолированные) зоны.
По системам льгот ОЭЗ разделяются
на:
• налоговые — налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т.п.;
• таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты,
сырье и т.п., ввозимые для использования внутри зоны;
• таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию;
• финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений;
• административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.
Проблема создания и функционирования особых экономических зон для российской экономики в настоящее время представляет особый интерес не только вследствие важности задач, которые эти зоны призваны решать.
ОЭЗ могут создаваться с различными целями, которые могут исходить либо из интересов государства, либо из интересов инвесторов. Цели, вытекающие из интересов государства, следующие:
• привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны;
• создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;
• развитие экспортной базы;
• импортозамещение;
• апробация новых методов менеджмента и организации труда.
Цели, вытекающие из интересов инвесторов:
• освоение новых рынков сбыта;
• приближение производства к потребителю;
• минимизация затрат, обусловленная отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин;
• доступ к инфраструктуре;
• использование более дешевой рабочей силы;
• попытка снижения влияния чиновничьей бюрократии.
8 июля 2005 года Государственной Думой был принят федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», 13 июля 2005 года этот закон был одобрен Советом Федерации, 22 июля 2005 года подписан пре-
зидентом Российской Федерации В.В. Путиным и под №116-ФЗ вступил в силу. Не пересказывая всего содержания объемного федерального закона №116-ФЗ, следует подчеркнуть, что в нем достаточно подробно регламентируются условия создания ОЭЗ. В частности, в ст. 4 и 5 оговариваются такие условия:
• промышленно-производственные особые зоны должны иметь площадь не более 20 кв. км, а технико-внедренческие зоны — не более 3 кв. км;
• особая экономическая зона, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
• особая экономическая зона, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования (ч. 3 — в ред. федерального закона от 03.06.2006 № 76-ФЗ);
• в особой экономической зоне, за исключением туристско-рекреацион-ной особой экономической зоны, не допускается размещение объектов жилищного фонда (ч. 4 — в ред. федерального закона от 03.06.2006 № 76-ФЗ).
На территории особой экономической зоны не допускается:
• разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство;
• переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
• производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
ОЭЗ могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности.
Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса.
В 2006 году на обсуждение транспортной общественности Российской Федерации был предложен проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон № 166-ФЗ от 22 июля 2005 года.
Эти изменения касаются дополнений в части портовых особых зон. Предлагается дополнить федеральный закон
развернутыми нормативно-правовыми положениями, направленными на создание портовых экономических зон и на их эффективное функционирование и развитие.
Об общей направленности этого проекта федерального закона можно судить по следующим предложениям: «В ст. 4 ч. 2 дополнить предложениями следующего содержания: «Портовые особые экономические зоны создаются на территории терминалов морских, речных портов и международных аэропортов, не включающей имущественный комплекс, предусмотренный для посадки-высадки и иного обслуживания пассажиров, а также могут включать в себя, по согласованию с исполнительными органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, часть территории, предназначенной в установленном порядке для расширения или строительства порта (аэропорта)».
Другим важным фактором, привлекающим к свободным экономическим зонам повышенной интерес, является реальный опыт в этом отношении стран ЕС и особенно ближайших соседей России, стран Балтии. С 1 июля 2004 года во всех 10 странах, принятых в ЕС, в том числе в прибалтийских республиках, начал действовать Таможенный кодекс Евросоюза. Этот период совпал с апогеем конкурентной борьбы за транзит российских грузов, в первую очередь нефти и нефтепродуктов на Балтике. Строительство новых российских портов, в первую очередь портов При-морск и Усть-Луга, обусловило необходимость для стран Балтии и Финляндии принять превентивные меры для повышения конкурентоспособности своих портов. Одной из мер, принятых ими, было создание свободных экономических зон, соответствующих требованиям Таможенного кодекса стран ЕС.
Очевидно, что для создания высокоэффективных российских экономических зон, в том числе портовых особых экономических зон, необходимо учесть опыт создания и деятельности уже созданных свободных экономических зон, в том числе в странах Балтии, и рассмотреть особенности деятельности имевших место отечественных портовых экономических зон и причины не созданных, но проектированных к созданию национальных зон. Речь идет о существующей свободной экономической зоне в Калининграде и многолетней подготовке к созданию подобных зон в Санкт-Петербурге и Кронштадте.
Рассмотрим конспективно условия создания свободных экономических зон (СЭЗ) в странах ЕС и, соответственно, в странах Балтии. Исходя из Таможенного кодекса ЕС, свободной зоной является часть таможенной территории, которая создается распоряжением правительства страны. На находящийся там товар государства, не входящего в ЕС, распространяется положение, что он находится вне таможенной территории. Регулирование всех действий на данной территории происходит под контролем таможни. Свободная экономическая зона обладает следующими полезными свойствами:
• СЭЗ приостанавливает или освобождает от уплаты таможенных пошлин, акциза и налога с оборота;
• приостанавливает торгово-поли-тические санкции (например, лицензию на импорт);
• позволяет произвести складирование транзитного груза;
• дает возможность подготовить груз (товар) для сбора, без уплаты пошлин (упаковка, маркировка, перетаривание и т.д.);
• дает возможность применять меры экспорта.
В соответствии с Таможенным кодексом стран ЕС существуют два вида СЭЗ, то есть зоны 1-го контрольного типа и зоны 2-го контрольного типа.
В свободной зоне 1-го контрольного типа контроль осуществляется за ограждениями, а также за входом и выходом. Зона 2-го контрольного типа предполагает осуществление контроля таким же образом, как и на таможенном складе.
К моменту вступления Эстонии в ЕС действовали три свободные экономические зоны в портах Мууга, Силламяэ и Валга. В качестве примера деятельности специальных экономических зон в странах Балтии рассмотрим состояние и развитие специальной экономической зоны латвийского города и порта Лиепая.
Лиепайская специальная экономическая зона (СЭЗ) занимает около 65% всей территории города, то есть 3739 га, и включает в себя:
• порт;
• промышленные зоны;
• территорию бывшей промышленной базы;
• аэропорт.
Создание СЭЗ явилось следствием принятого парламентом Латвии закона «О Лиепайской специальной экономической зоне». Лиепайская СЭЗ создана на 20 лет и будет действовать до 2017
Таблица 1. Грузооборот порта Лиепая (1997-2003 гг.)
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Грузооборот порта (тыс. т) 2 295,0 2 296,5 2 324,0 2 964,0 3 264,8 4 318,0 4 858
Рост по сравнению с предыдущим годом (%) - 0 1,2 27,5 10,1 32,4 12,5
Таблица 2. Виды грузов и процент роста их обработки
Груз 2003 2002 Прирост
Тыс. т % Тыс. т. % %
Навалочные грузы 1063,0 22,0 800,0 19,0 32,9
Зерно и зернопродукты 535,5 11,0 422,1 10,0 26,8
Наливные навалочные грузы 1077,0 22,0 887,6 21,0 21,3
Нефть и нефтепродукты Генеральные грузы Грузы типа «Ро-Ро» 998,8 2717,8 801,0 20 56,0 18 812,9 2630,7 654,9 19,0 61,0 16,0 22,9 3,3 22,3
Лесоматериалы 895,1 18 774,8 18,0 15,5
Сталь и металлопродукция 775,3 16 922,4 21,0 -15,9
Всего 4857,7 100,0 4316,1 100,0 12,5
года. Более 2000 га классифицированы как «свободные территории», открытые для потенциальных инвесторов.
В официальном описании Лиепайс-кой СЭЗ приведены следующие сведения:
«Все компании, работающие на территории Лиепайской СЭЗ, являются субъектами законодательства и нормативных актов Латвийской Республики. Законы «О Лиепайской специальной экономической зоне» и «О применении налоговой системы в свободных портах и специальных экономических зонах» устанавливают конкретные положения, которые определяют процедуры для предпринимательской деятельности и капиталовложений (инвестиций), а также процедуры, которые могут применяться в отношении операций с недвижимостью, найма иностранных граждан, налоговых льгот и вычетов по социальному страхованию.
На компании, которые получили одобрение на работу в СЭЗ и статус компании, освобожденной от уплаты таможенных пошлин, распространяется действие значительных налоговых льгот, включая:
• 80% скидка с подоходного налога;
• 80% скидка с налогов на землю и недвижимость плюс дополнительная скидка в 20% по усмотрению муниципалитета;
• 0% НДС (VAT) на поставку товаров и услуг в пределах специальной экономической и свободной таможенной зоны;
• отсутствие таможенных сборов или акцизного налога для нефтепродуктов в пределах свободной таможенной зоны.
Компании СЭЗ смогут воспользоваться указанными прямыми налоговыми льготами по первоначальному капи-
таловложению к тому моменту, когда накопленная сумма налоговых скидок достигнет уровня 50% от полного объема инвестиций».
Создание Лиепайской СЭЗ обусловило значительный, причем стабильный, рост эффективности всех показателей деятельности порта. О росте грузооборота порта Лиепая с момента создания СЭЗ по 2003 год свидетельствуют данные табл. 1.
Аналогичные результаты деятельности порта с момента создания СЭЗ наблюдаются по всем другим показателям по 2003 году, по которому имеются данные. Например, в табл. 2 приведены данные по видам грузов, обработанных в порту и по процентам роста перевозок.
Создание СЭЗ позволило не только повысить все экономические показатели порта и самой зоны, но и осуществить ряд важных инфраструктурных проектов. В частности, рост грузооборота в СЭЗ ежегодно превышал ожидаемые 10%. К числу реализуемых проектов относятся углубление акваторий для принятия судов с осадкой более 9,5 м, строительство промышленных предприятий и модернизация существующих.
Приведенные примеры функционирования свободных экономических зон в Балтийском регионе далеко не исчерпывают масштабы развития свободных экономических зон в международном плане. В первую очередь это относится к особым портовым зонам.
Особая портовая зона — это портовая территория или ее часть, на которой ввозимые и вывозимые грузы освобождаются от таможенной пошлины или имеют определенные таможенные льготы. Наиболее часто особая портовая зона является частью особой (свободной) экономической зоны.
Особые портовые зоны существуют в международной практике с XVII века. По данным Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), на начало 2006 года в 120 странах мира насчитывается около 3 тыс. свободных экономических зон, в которых создается экспортной продукции на сумму около 600 млрд. долларов США и обеспечивается рабочими местами до 50 млн. человек. Таким образом, расчет экспорта продукции на одного работающего составляет ежегодно около 12 тыс. долларов США.
Примеры масштаба развития в мире особых экономических зон, и в первую очередь особых портовых зон, приведены в табл. 3.
Выше упоминалось, что 22 июня 2005 года был принят федеральный закон Российской Федерации № 116-ФЗ. Положения этого закона согласно ст. 10 не распространяются на отношения, урегулированные другим федеральным законом — об особой экономической зоне в Калининградской области и федеральным законом об экономической зоне в Магаданской области.
Помимо этого, закон № 116-ФЗ предусматривает в гл. 6.1 в особых экономических зонах осуществление туристской рекреационной деятельности.
В развитие федерального закона № 166-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 года организовано шесть особых экономических зон:
• четыре ОЭЗ технико-внедренческого (инновационного) типа в городах Дубне, Зеленограде, Санкт-Петербурге и Томске;
• две ОЭЗ промышленно-производ-ственного типа в городах Елабуге и Липецке.
Для транспортных структур наибольший интерес представляют предполагаемые портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ). Согласно федеральному закону ПОЭЗ должны создаваться на территории морских грузовых портов; грузовых терминалов и международных аэропортов. Можно предполагать, что ПОЭЗ в первую очередь могут стать Санкт-Петербург, Мурманск, Усть-Луга и Новороссийск. А первыми ПОЭЗ среди аэропортов — Красноярский и Домодедово. Портовые зоны создаются на 49 лет.
В качестве примеров создания специальных экономических зон на территории государств бывшего СССР можно привести некоторые данные, иллюстрирующие свободную эконо-
Таблица 3.
Примеры особых экономических и особых портовых зон
Страна ОЭЗ Характеристики ОЭЗ
Малайзия Пенанг (Penang) СЭЗ до 1969 г.
Филиппины, Морская база Сьюбик Особая экономическая и
Манила (Subic Bay, Subic Naval Base) портовая зона с 1992 г
Воздушная база Кларк (Clark Air Base) Особая экономическая
зона с 1992 г.
Россия Находка
Владивосток 1861-1909 гг.
Сингапур Сингапур
Хорватия Рижека (Rijeka) 1723 г.
Германия Гамбург (Freihafen Hamburg) Особая портовая зона
Бремен (Freihafen Bremen) Особая портовая зона
Бремерхафен (Freihafen Bremerhaven) Особая портовая зона
Эмден (Freihafen Emden) Особая портовая зона
(Freihafen Kiel) Особая портовая зона
Киксхавен (Freihafen Cuxhaven) Особая портовая зона
Дегендорф (Freihafen Deggendorf) Особая портовая зона
Дайзбург (Freihafen Duisburg) Особая портовая зона
Мальта Мальта Особая портовая зона
Дания Копенгаген (Kobehavens Frihavn) Особая портовая зона
Греция Пиреи (Piraeus) ОЭЗ
Салоники (Thessaloniki) ОЭЗ
Гераклион (Heraclion) ОЭЗ
Великобритания Ливерпуль (Liverpool) ОЭЗ
Прествик (Prestwick Airport Free Zone) Особая зона аэропорта
Аэропорт Рональдсвей (Ronaldsway
Airport (Ballasala, Isle of Man)) Особая зона аэропорта
Южный Гэмптон (Southampton Free Zone) ОЭЗ
Тилбери (Tilbury Free Zone) ОЭЗ
Порт Шеернес (Port of Sheerness Free Zone) Особая портовая зона
Гамберсайд (Humberside Free Zone) ОЭЗ
Португалия Мадейра - Canical
Грузия (Zona franca da Madeira-Canical) Аджария, Батуми ОЭЗ 1878-1886 гг.
Италия Ливорно (Livorno), 1675-1860
Триест (Punto franco di Trieste) ОЭЗ
Венеция (Punto franco di Venezia) ОЭЗ
Ирландия Рингаскиди (Ringaskiddy Free Port) Особая портовая зона
Шеннон (Shannon Free Zone) ОЭЗ
Франция Вердон - Порт Бордо (Zone franche
du Verdon - Port de Bordeaux) ОЭЗ
Латвия Рига Особая портовая зона
Вентспилс Особая портовая зона
Лиепая Особая портовая зона
1997-2017 гг.
Испания Барселона (Zona franca de Barcelona) ОЭЗ
Кадис (Zona franca de Cadiz) ОЭЗ
Виго (Zona franca de Vigo) ОЭЗ
Лас-Пальмас-де-Гран Канариа (Zona franca
de Las Palmas de Gran Canaria) ОЭЗ
Швеция Марстранд (Marstrand)
Святой Бартоломей (Saint-Barthelemy) XVII в.
1785-1878 гг.
Финляндия Лаппенранта (Lappeenrannan Vapaa-alue) ОЭЗ
Ханко (Hangon Vapaasatama) Особая портовая зона
Украина Одесса Особая экономическая и
портовая зона 1819-1858
Торговый морской порт Одессы Особая портовая зона
с 01.01.2000 на 25 лет
Керчь, «Порт Крым» ОЭЗ с 21.12.2000 на 30 лет
Бермуды Гамильтон (Hamilton, Bermuda) Особая портовая зона
Панама Колон (Colon)
Венесуэла Исла Маргарита (Puerto Libre de Margarita) Особая портовая зона
Парагуана Пенинсула (Zona France ОЭЗ
de la Peninsula de Paraguana)
Бахрейн Манама
Иран Qeshm
Chabahar
Kish
PSEEZ
Япония Нагасаки (Nagasaki)
Ниигата (Niigata)
Гонконг, Китай Гонконг (Hong Kong)
Макао, Китай Макао (Ка-Хо)
мическую зону «Порт Крым». Эта зона создана на территории г. Керчи на срок 30 лет в пределах двух участков суммарной площадью 27 га. Основанием явился закон Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности СЭЗ «Порт Крым»» №2189-Ш от 21 декабря 2000 года.
При создании отечественных особых экономических зон интерес могут представлять сведения о целях создания СЭЗ «Порт Крым» и режиме ее деятельности, который установлен законом Украины «О специальном режиме в специальной экономической зоне «Порт Крым».
Целями создания СЭЗ «Порт Крым» являются:
• привлечение инвестиций в сферу производства, здравоохранения, отдыха и туризма, сельское хозяйство;
• сохранность существующих и создание новых рабочих мест;
• внедрение новейших технологий;
• развитие внешнеэкономических связей;
• увеличение объемов высококачественных товаров и услуг;
• создание современной производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры;
• сохранение и эффективное использование естественных ресурсов.
Режим деятельности СЭЗ «Порт Крым» распространяется исключительно во время осуществления в нем предпринимательской деятельности по обслуживанию транзитных грузов, их сохранению, доработке, сортировке, упаковке, предоставлению транспо-ртно-агентских и экспедиторских услуг, торговли, при применении новейших технологий с целью производства товаров для экспорта и поставок на внутренний рынок в период реализации утвержденных в установленном вышеупомянутым законом порядка инвестиционных проектов «Порт Крым». На территории специальной экономической зоны «Порт Крым» запрещается игорный бизнес, в том числе создание казино, других игральных домов (мест). Субъектами СЭЗ «Порт Крым» могут быть субъекты предпринимательской деятельности — юридические лица, расположенные на территории СЭЗ «Порт Крым» и реализующие на этой территории утвержденные Советом по вопросам территорий приоритетного развития и СЭЗ «Порт Крым» инвестиционные проекты стоимостью, эквивалентной не менее 100 тыс. долларов США, на основании договора (контракта) об условиях реализации
Таблица 4. Минимальные объемы инвестиций согласно закону № 2189-111 от 21 декабря 2000 г.
Минимальные объемы инвестиций Направленность инвестиций
Более 100 тыс. долл. США Сохранение исторического и природного наследия. Исследования и разработки в области информатизации, культуры и спорта. Услуги населению. Лесное хозяйство. Производство спортивных и галантерейных товаров, игрушек, сувенирных изделий.
Более 200 тыс. долл. США Более 500 тыс. долл. США Более 1 млн. долл. США Охрана здоровья и социальная помощь. Сельское и рыбное хозяйство. Пищевая промышленность. Текстильная промышленность. Переработка сельскохозяйственной продукции. Производство мебели. Производство изделий из древесины. Деятельность санитарно-курортных заведений, гостиниц и ресторанов. Транспорт. Строительство и связь. Обработка отходов. Услуги в области туризма, отдыха и развлечений. Добывающая и обрабатывающая промышленность. Производство электроэнергии, газа и воды.
этого инвестиционного проекта и зарегистрированные органом хозяйственного развития и управления СЭЗ «Порт Крым» в качестве субъектов СЭЗ «Порт Крым».
Безусловно, интерес могут представлять объемы инвестиций, минимальный объем которых установлен законом Украины об экономической зоне «Порт Крым». Приведены сведения об объемах минимальных инвестиций, оговоренных этим законом (табл. 4).
Для полноты иллюстрации существующих свободных экономических зон приведем данные о СЭЗ г. Акабы в Иордании. Иордания по государственному устройству, организации экономики существенно отличается от европейских стран, поэтому краткие сведения о СЭЗ в этой стране не могут не представлять интереса.
СЭЗ в г. Акабе образована в 2001 году на площади 375 кв. км с коммерческим центром в г. Акабе. Зона охватывает 27 км береговой линии, граничит с Египтом, Саудовской Аравией и Израилем. К СЭЗ относятся: основной морской порт, контейнерный терминал и промышленный порт, международный аэропорт со свободным воздушным пространством, туристический центр международного класса. СЭЗ обладает земельными и водными ресурсами.
Управление СЭЗ осуществляется 5 комитетами под контролем премьер-министра и контролирует энергоснабжение, таможню, налогообложение, регистрацию бизнеса, экологию, использование земли, строительство. В числе этих комитетов:
• Комитет финансов и управления;
• Государственные доходы и таможня;
• Комитет по экономике и инвестициям;
• Земельный комитет;
• Здравоохранения и охраны окружающей среды.
31 декабря 2003 года Управление Акаба СЭЗ совместно с правительством Иордании создало частную компанию «Корпорация развития Акабы» (ADC) на равных правах. Разработаны и действуют следующие законы:
• отсутствие таможенных пошлин;
• 100% иностранная собственность;
• гибкая политика трудоустройства, допускающая до 70% иностранных рабочих;
• 7% налог с продаж на ограниченный ряд товаров и услуг, продаваемых на территории СЭЗ;
• подоходный налог для предприятий ниже 5%;
• 6% государственный налог на покупку земли;
• отсутствие подоходного налога на перевод дивидендов;
• отсутствие налога с продаж на импортируемые товары.
Преимущества СЭЗ перед другими формами деятельности:
• свобода для экономики и бизнеса;
• гибкая политика в отношении частного сектора;
• репатриация свободного капитала;
• полнота прав владельцев и управления.
За время существования СЭЗ в г. Акабе отмечены следующие достижения:
• 450 млн. долларов США инвестиций, в том числе:
- 2 туристических мегапроекта;
- 310 сделок по продаже/аренде земли;
- совокупный рост лицензированного строительства на 800%;
- 4 больших торговых центра;
- 1500 дополнительных номеров в отелях на 2007 год;
• число рабочих мест увеличилось на 63% за 3 года.
Наряду с созданием портовых свободных экономических зон для России очень большой интерес представляют предусмотренные федеральным законом туристско-рекреационные особые экономические зоны (ТРОЗ). Это объясняет тот факт, что в упомянутом законе этим зонам уделяется большое внимание. Создание в России ТРОЗ имеет не только важное экономическое значение, но не менее значимым является социальный аспект и роль ТРОЗ в повышении международного авторитета страны и ее популярности. Не случайно на первом заседании Правительства России, после новогодних каникул 2007 года, был поставлен вопрос о создании туристических особых экономических зон.
Из доклада министра экономического развития Германа Грефа следует, что через 10 лет в России будет создано 10 ТРОЗ, для чего потребуется 325 млрд. рублей инвестиций, в том числе 44,5 млрд. рублей из федерального бюджета. Развитие ТРОЗ позволит увеличить число туристов в России с 3 млн. человек до 9,7 млн. человек к 2016 году и обеспечит не менее 155 тыс. новых рабочих мест.
Создание ТРОЗ — это не только предоставление территорий и постройка инфраструктуры. Для нормального эффективного функционирования туристского бизнеса необходимо обеспечить высокий уровень сервиса, что в России не всегда получается, и создать научно обоснованную структуру российской привлекательности. Под последней понимается самый разнообразный спектр удовлетворения запросов туристов с обязательным российским национальным колоритом. Туристы прибывают в Россию не только отдохнуть, но и узнать страну, а наша задача — сделать все, чтобы они уезжали друзьями страны, ее поклонниками. Для этого необходимы, помимо высочайшего сервиса, научные разработки по всем направлениям туристской деятельности, литература и проспекты на различных языках, сувенирная индустрия и обустроенный рынок распространения продукции этой индустрии, подготовленные гиды и инструкторы и т.д.
Важными элементами деятельности ТРОЗ являются не только организация быта и общепита, но, в не меньшей степени, транспорт, визовые льготы, система безопасности и многое другое. Над этими вопросами необходимо профессионально работать.