Авторы отмечают, что израильские правила сноса домов родственников террориста имеют специфику, вытекающую из особенностей правовой системы Израиля, включающей в себя элементы традиционализма (Галаха - свод религиозных правил, который является основным источником права) и судебного прецедента (решения Верховного суда Израиля также являются источником права, выступая прецедентом). Другими словами, снос домов и уничтожение собственности семей террористов в Израиле воспринимаются как законное право на месть.
Хотя Израиль часто обвиняют в коллективной ответственно -сти семей террористов, однако решение о сносе принимается исходя из причастности семей к совершенному теракту, так как зачастую семьи узнают об участии члена семьи в теракте, однако всячески покрывают его.
Учитывая тот факт, что с каждым годом в Израиле фиксируется всё меньшее количество террористических актов, можно заключить, что данные меры являются достаточно действенными.
На данный момент Израильское государство обладает одной из лучших систем безопасности. Помимо постоянно проводимых спецопераций, разведывательных миссий, операций по устранению вычисленных террористов и т.д., немалую лепту в обеспечение безопасности вносят и обычные граждане, которые осознают всю опасность, которую несет в себе терроризм, и именно благодаря бдительности местного населения удается предотвратить порядка 80% атак. Исходя из этого, можно даже сказать, что безопасность в Израиле стала неким «культом» для жителей страны.
Подобные способы и практики борьбы с терроризмом, используемые израильскими спецслужбами и государственными институтами, могут быть приняты на вооружение и странами Европы для эффективного противодействия терроризму.
Автор реферата М.А. Прутик
Турсунов Н.Н.,
докторант Термезского государственного университета (Республика Узбекистан) ОСОБЫЕ ЧЕРТЫ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА В КУЛЬТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ СУРХАНСКОЙ ДОЛИНЫ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности деятельности населения Сурханского оазиса в конце XIX - начале XXв., также
проанализирована роль ремесла в развитии народной ремесленной культуры.
Ключевые слова: Сурханская долина; земледельчество; животноводство; бекства; хозяйства; кузнец; мастерство; оазис; производство; население.
В истории человечества одним из ранних сформировавшихся стоянок древних народов являлась Сурханская долина. Эта территория известна благодаря стоянкам древних людей, ранним формам земледелия, животноводства, ремесленничества, культурным артефактам.
Сурханская долина состояла из трех владычеств Бухарского эмирата. В него входили Байсунский, Шерабадский и Денауские бекства. Освещение хозяйственной деятельности населения, изучение ремесленнических образцов с этнографической стороны дают большие возможности для определения и научного анализа семейного быта народа и их места в общественном развитии.
В результате развития производства появившиеся орудия труда непрерывно совершенствовались и встраивались в хозяйственный быт народа. Были такие виды ремесленничества, которыми занимались целые семьи, махаллёй, а иногда и все население кишлака. В зависимости от ремесла давались имена главе семьи, махалли, кишлака (например, Шодмон-кузнец).
Определенный вид ремесленничества был во многом связан с тем, на какой территории развивалось ремесло, с оседлостью или полуоседлостью населения, природой территории, наличием сырья. Например, гончарное ремесло развито только в Шерабаде, потому что глина Шерабады пригодна для этого. Сделанные гончарами Шерабады тандыры, кувшины, хумы известны своей прочностью. На сегодняшний день также имеется своеобразная школа ремесла в Шерабаде. Также в Шерабадском бекстве получили развитие кожевенное, сапожное, ткацкое, золотошвейное, кондитерское и игрушечное производства. В Байсуне и Денау в основном были развиты кузнечное, ювелирное, деревообрабатывающее ремесла.
В восточном Бухарском бекстве имелось множество горных территорий и для их охраны требовалось оружие, на которое был большой спрос, поэтому в оружейных мастерских изготавливались сабли, стрелы, щиты, ножи, мечи. Для их изготовления использовались железные и угольные руды, имеющиеся в Юрчинском, Бай-сунском и Шерабадском бекствах, в Байсунском бекстве имелось
25 рудоплавительных печей. Постепенно местное производство стало вытесняться за счет ввоза извне качественного оружия и других железных изделий, в результате чего ремесленникам пришлось поменять профессии. Например, кузнецы, живущие в горной территории Байсуна, хорошо освоили строительство жилья из дерева. В Байсунском бекстве имелось предприятие по литью чугуна, там же использовалось угольное топливо.
Из исторических источников известно, что медно-чеканное искусство является очень древним по происхождению. В Сурхан-ской долине это искусство получило свое развитие в XVIII-XIX вв. По сведениям ученых Г.А. Пугаченковой и Л.И. Ремпеля, мастера меди изготавливали медную посуду двумя способами: литьем и чеканкой. На территории Байсуна и Шерабады было широко развито ювелирное искусство. В ювелирных мастерских изготавливались из серебра, меди и золота красивые женские украшения. Богатые чиновники заказывали себе специальные перстни, эти перстни имели свою печать и имя владельца. Мастера, изготавливавшие печати, были на особом положении.
В начале XVIII - XX в. мастера-ювелиры изготавливали золотые и серебряные украшения с искусственными камнями из Индии и Ирана. Исследования показывают, что ювелиры не использовали чистое серебро и золото из-за того, что по своей природе они очень мягкие. Серебро выделялось из других руд, и для прочности в серебро и золото добавляли медь и бронзу.
Являющаяся нашей гордостью национальная одежда нашла свое отражение в изделиях ремесленников, развитие национального вышивального искусства выделялось своими территориальными традициями. Широко распространенная в Байсунском бекстве байсунская тюбетейка выделялась своей округлостью, бахромой, вышитыми прочными нитями узорами, устойчивостью к влаге; для вязания использовались прочные шерстяные нитки. Байсунские тюбетейки в основном изготавливались из бархата, сатина и чистого шелка. В Сурханской долине с древности особую историю имеют вязальные чапаны, которые придают особый колорит нашим национальным традициям. Изготовленные из мягких хлопковых нитей, чапаны надежно защищали человека от холода. Чапаны шились с учетом возраста, служебного положения, должности.
Мастера при подготовке подмастерьев учитывали их интерес к ремеслу, трудолюбие, терпимость и их способности по усвоению этой профессии. Приехавшие из соседних территорий в Сурхан-скую долину люди привозили свой народный промысел, например
проживающая на юге Сурхана группа цыган (лули) вела полуоседлую жизнь и занималась обработкой дерева.
Туркмены, проживающие на этой же территории, тоже имели свои ремесла. Они мастерили лодки из деревьев, растущих по берегам Амударьи, перевозили с одного берега на другой грузы и пассажиров, зарабатывая этим и внося свой вклад в развитие торговли. Кроме этого, проживающие на берегу Амударьи туркменские мужчины были мастерами по изготовлению ювелирных изделий, а женщины-туркменки славились своими туркменскими коврами.
Евреи в основном проживали в городах и занимались слесарными работами, пошивом шапок, изготовлением ювелирных изделий.
В заключение надо отметить, что изготовление изделий с учетом народных традиций было основным занятием мастеров-ремесленников. Проживающие в Сурханской долине оседлые и полуоседлые народы имели свои верования, обряды, ритуалы. Народный промысел внес большой вклад в развитие народной материальной культуры, способствовал сплочению народностей. Хозяйственная деятельность и традиционные занятия населения Сурханской долины имеет давний исторический опыт.
Литература
1. Полевые записи, 1999 год, 2 тетрадь. Шерабадский район, поселок Эгарчи.
2. Аннаев Т., Шайдуллаев Ш. Сурхондарё тарихидан лав^алар. - Т., 1997. -2223 бетлар.
3. Логофет Д.Н. Бухарское ханство под русским протекторатом. - СПб., 1914. -С. 25.
4. Полевые записи, 1999 год. Шерабадский район, поселок Кизилолма.
5. МассонМ.Е. К истории черной металлургии Узбекистана. - Т., 1947. - С. 56.
6. Полевые записи, 2000 год. Байсунский район, Чармгары махалла.
7. Ремпель Л.И. Далекое и близкое: Страницы жизни, быта, строительного дела, ремесла и искусства Старой Бухары. - Т., 1982. - С. 242.
9. Полевые записи, 2004 год, 8 тетрадь. Байсун, Шерабадский районы.
10. Полевые записи, 2001 год. Байсунский район, поселок Авлод.
11. Полевые записи, 2003 год. Термезский район, поселок Паттакесар. М. Галь-кин. Военно-статистический очерк средней и южней частей Сурханской долины // СМА. Вып. LVII. 1894.
12. Полевые записи, 2001 год. Город Байсун, махалла Заргузар.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»