Научная статья на тему 'Особое процессуальное положение и компетенция суда как субъекта обязанности доказывания'

Особое процессуальное положение и компетенция суда как субъекта обязанности доказывания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1021
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАННОСТЬ ДОКАЗЫВАНИЯ / СУД / ПОЛНОМОЧИЯ / ПРИГОВОР / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / ИНИЦИАТИВА СУДА / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / PROOF DUTY / COURT / POWERS / SENTENCE / CRIMINAL CASE / COURT INITIATIVE / EVIDENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авилов Александр Владимирович

По мнению автора, при производстве по уголовным делам суд является субъектом обязанности доказывания, который, в отличие от органов уголовного преследования, обладает особыми процессуальными полномочиями в сфере доказательственной деятельности. Положение и компетенция суда как субъекта обязанности доказывания обусловлены, с одной стороны, правовыми предписаниями общего характера. С другой стороны, полномочия суда как субъекта обязанности доказывания продиктованы нормами УПК РФ, регулирующими судебное производство по уголовным делам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special legal proceeding state and competence of a court as a subject of a proof duty

To the author' opinion under a procedure on criminal cases a court is a subject of a proof duty, which unlike the bodies of criminal prosecution possesses the special proceeding powers in the sphere of proof activity. A state and a competence of a court as a subject of a proof duty are conditioned from one side by the legal regulations of general character. From another side the powers of a court as a subject of proof duty are dictated by the laws of the CPC of the Russian Federation, regulating the court procedure on criminal cases.

Текст научной работы на тему «Особое процессуальное положение и компетенция суда как субъекта обязанности доказывания»

УДК 343.11 А-20

Авилов Александр Владимирович

аспирант кафедры уголовного процесса

Кубанского государственного аграрного университета

Avil2007@yandex.ru

Особое процессуальное положение и компетенция суда как субъекта обязанности доказывания

Аннотация:

По мнению автора, при производстве по уголовным делам суд является субъектом обязанности доказывания, который, в отличие от органов уголовного преследования, обладает особыми процессуальными полномочиями в сфере доказательственной деятельности. Положение и компетенция суда как субъекта обязанности доказывания обусловлены, с одной стороны, правовыми предписаниями общего характера. С другой стороны, полномочия суда как субъекта обязанности доказывания продиктованы нормами УПК РФ, регулирующими судебное производство по уголовным делам.

Ключевые слова: обязанность доказывания, суд, полномочия, приговор, уголовное дело, инициатива суда, доказательства.

В науке уголовного процесса вопрос о роли суда в доказательственной деятельности при производстве по делу является одним из наиболее дискуссионных. Среди ученых нет единого мнения по данному вопросу [1]. Не существует в настоящее время однозначной позиции и о том, является ли суд субъектом обязанности доказывания или же он субъект доказывания.

По нашему мнению, при производстве по уголовным делам суд является субъектом обязанности доказывания, который в отличие от органов уголовного преследования обладает особыми процессуальными полномочиями в сфере доказательственной деятельности. Положение и компетенция суда как субъекта обязанности доказывания обусловлены, с одной стороны, правовыми предписаниями общего характера о том, что:

- суд (судья) устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ч. 1 ст. 74 УПК РФ);

- собирание доказательств осуществляется судом в ходе уголовного судопроизводства путем производства следственных и иных процессуальных действий (ч. 1 ст. 86 УПК РФ);

- суд производит проверку доказательств путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, а также установления их источников, получения иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство (ст. 87 УПК РФ);

- в случаях, указанных в ч. 2 ст. 75 УПК РФ, суд признает доказательство недопустимым по ходатайству сторон или по собственной инициативе в порядке (ст. 88 УПК РФ).

С другой стороны, полномочия суда как субъекта обязанности доказывания продиктованы нормами УПК РФ, регулирующими судебное производство по уголовным делам.

В ходе судебного производства исследуются представленные сторонами доказательства для ответов на вопросы, доказано ли событие преступления, доказана ли виновность обвиняемого и др. Суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создает сторонам необходимые условия для всестороннего исследования дела, а также сам выясняет в ходе исследования доказательств имеющиеся у него вопросы. Суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства: допросить подсудимых, потерпевших, свидетелей, заслушать заключение экспертов, осмотреть вещественные доказательства, огласить протоколы и иные документы (ст. 240 УПК РФ). Суд (судья) обеспечивает надлежащую процедуру доказывания в ходе судебного производства, но не обязан принимать меры к восполнению доказательств, представленных обвинителем, или возвращать для этого дело для дополнительного расследования.

Законодатель запрещает суду выступать на стороне обвинения или стороне защиты (ч. 3 ст. 15 УПК РФ). Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту обвиняемого и подозреваемого, возлагается на сторону обвинения, к которой суд не относится.

178

По действующему уголовно-процессуальному законодательству суд (судья) освобожден от несвойственной ему обязанности «принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию», которая была сформулирована в ст. 3 УПК РСФСР. Судебное разбирательство строится на принципах равенства сторон и состязательности, решение по уголовному делу зависит от использования сторонами в суде их равных процессуальных возможностей.

В ходе судебного разбирательства суд непосредственно исследует интересующие его сведения для проверки и оценки доказательств, используя свое право задавать вопросы подсудимому, свидетелю, потерпевшему, эксперту (ч. 3 ст. 275 УПК РФ, ч. 3 ст. 278 УПК РФ, ст. 282 УПК РФ), по собственной инициативе вправе назначить судебную экспертизу (ч. 1 ст. 283 УПК РФ), участвует в осмотре вещественных доказательств (ст. 284 УПК РФ).

Согласно ст. 243 УПК РФ председательствующий руководит судебным заседанием, принимает все предусмотренные процессуальным законом меры по обеспечению состязательности и равноправия сторон, а также обеспечивает соблюдение распорядка судебного заседания, разъясняет всем участникам судебного разбирательства их права и обязанности, порядок их осуществления, знакомит с регламентом судебного заседания.

Результат оценки доказательств на предварительном следствии не является обязательным для независимого суда, осуществляющего самостоятельную проверку и оценку по внутреннему убеждению, основываясь на совокупности доказательств и руководствуясь при этом законом и совестью (ст. 17 УПК РФ) [2].

На стадии судебного разбирательства УПК РФ обязывает суд удовлетворять ходатайства о собирании доказательств, если последние могут помочь установить как обстоятельства, входящие в предмет доказывания, так и все другие обстоятельства, выяснение которых необходимо для правильного разрешения уголовного дела. Суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве свидетеля или специалиста, явившегося в суд по инициативе сторон (ч. 4 ст. 271 УПК РФ). В отличие от УПК РСФСР данная норма запрещает суду отказывать в удовлетворении ходатайства о допросе свидетеля или специалиста, если они явились в судебное заседание по инициативе сторон. В этом случае присутствующие свидетели должны быть удалены из зала судебного заседания. По этим же правилам разрешаются и все иные ходатайства, связанные с определением круга участников судебного разбирательства и движением уголовного дела, например о признании потерпевшим, гражданским истцом, о приостановлении производства по уголовному делу, о прекращении уголовного дела и т. д. [3].

«В ходе проверки доказательств суд по своему усмотрению может выяснить условия формирования доказательств, чтобы оценить возможность и степень их влияния на достоверность полученных сведений. Он проверяет также соблюдение условий допустимости доказательств: легитимность субъектов доказывания, получение доказательств из надлежащего источника, правильность выбора следственных действий и соблюдение процессуальных правил их производства. Обнаружив отступления от правил производства следственных действий, суд оценивает значимость таких нарушений, степень их влияния на достоверность полученной информации, права и свободы личности, а также возможность исправления или восполнения допущенных нарушений процессуальными средствами. Суд свободен и в интерпретации доказательства: он самостоятельно решает, содержатся ли в данном источнике сведения о конкретных фактах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, либо источник содержит лишь предположения, выводы, мнения, ссылки на общеизвестность и т. п. В конечном итоге суд по своему усмотрению признает или не признает конкретное доказательство допустимым» [4].

Суд имеет возможность по собственной инициативе ставить и разрешать вопросы об исключении доказательств в ходе судебного разбирательства.

Инициатива суда в вопросе оценки допустимости доказательств, о которой говорится в ст. 88 УПК РФ, проявляется во время принятия основных решений по уголовному делу. Основное решение суда, которое базируется только на проверенных и оцененных с точки зрения допустимости доказательствах, - это приговор. Доказательства, полученные в ходе досудебного производства, могут быть положены в основу приговора лишь при условии их исследования в судебном разбирательстве и признании их допустимыми, относимыми, достоверными доказательствами по уголовному делу. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств, т. е. допустимых, относимых и достоверных сведений об обстоятельствах предмета доказывания, облаченных в установленную УПК РФ процессуальную форму.

Указанное решение суда, в котором он по собственной инициативе оценивает доказательства с точки зрения их допустимости, не требуют вынесения еще каких-либо сопутствую-

179

щих им или дополнительных к ним постановлений или определений о признании того или иного доказательства недопустимым. Поэтому в случае исключения недопустимых доказательств суд должен непосредственно указать об этом в приговоре. Так, например, при вынесении приговора в описательно-мотивировочной части (п. 4 ч. 1 ст. 305 УПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 307 УПК РФ) суд должен указать, какие именно доказательства признаны им недопустимыми и по каким причинам. Аналогичных позиций придерживается и Пленум Верховного Суда РФ, который разъясняет, что в случае признания доказательства полученным с нарушением закона суд должен мотивировать свое решение об исключении его из совокупности доказательств по делу, указав, в чем выразилось нарушение закона [5].

Наряду с признанием невозможности использования доказательства по уголовному делу, суд должен решать вопрос об ответственности должностного лица за допущенное им нарушение требований УПК РФ. В этом случае суду надлежит полнее пользоваться правом вынесения частных определений. «В таком случае значение проверки судом доказательств с точки зрения допустимости, - по мнению Д. Лопаткина, - трудно переоценить. Должностное лицо будет обязано принять исчерпывающие меры по соблюдению законности проведения следственных действий, в том числе своевременно составлять соответствующие процессуальные документы. Стороны будут знать о решении суда по поводу допустимости доказательства и использовать это знание в соответствии с решаемыми ими задачами. Строгое соблюдение порядка собирания доказательств будет служить на ранних стадиях процесса эталоном, несоблюдение которого при направлении в суд материалов сведет к минимуму шансы выиграть дело. При этом судебная практика не должна оставлять у следователей, дознавателей и прокуроров сомнений в том, что всякое отступление от закона сведет «на нет» их усилия» [6].

Ссылки:

1. Теория доказательств в советском уголовном процессе. М., 1973. С. 494; Давле-тов А.А. Основы уголовно-процессуального познания. Свердловск, 1991. С. 14.

2. Карякин Е., Миронов В. К вопросу о взаимосвязи достоверности с иными свойствами доказательств // Уголовное право. 2004. № 3. С. 85-86.

3. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Д.Н. Козака и Е.Б. Мизулиной. М., 2002. С. 181.

4. Хмыров А. А. Уголовно-процессуальное доказывание и усмотрение суда / Сборник научных и научно-методических трудов Северо-Кавказского филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (г. Краснодар). Ученые зап. Т. 2, вып. 3 (юбилейный) Краснодар, 2006. С. 155-156.

5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 29 апреля 1996 г. «О судебном приговоре» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 7. С. 2.

6. Лопаткин Д. Недопустимые доказательства // Законность. 2002. № 9. С. 36.

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.