Научная статья на тему 'Особое место праздника «Паски» в православном воспитании детей у русских в Предбайкалье'

Особое место праздника «Паски» в православном воспитании детей у русских в Предбайкалье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белобородова Нина Михайловна

В статье впервые рассмотрено празднование Пасхи в Предбайкалье в XIX начале XX в. в семьях русских старожилов. Автор излагает полевой материал, сохраняя образную речь сибиряков, постепенно восстанавливая картину праздника. Поясняет церковную символику, обращаясь к духовной литературе. Вы узнаете, как ребёнок в православной семье учился хранить верность пасхальным традициям предшествующих поколений. Результаты исследования представлены на Всероссийских конкурсах педагогических программ в сфере образования и культуры. Статья предназначена для этнографов, историков, филологов, руководителей фольклорно-этнографических ансамблей, интересующихся русской традиционной православной культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special place of «Paska» (the Easter) in the Orthodox education of Russian children in Predbaikalye

The article concerns for the first time the historical ethnographical celebration of the Easter in Predbaikalye at the end of the XIX and the beginning of XX centuries. The author represents the field material keeping the native language of the celebration and explaining religious symbols according to the Orthodox literature. You can find out the way children in orthodox families were educated for following religious traditions of their ancestors. The results of the research are submitted to All Russian competitions of pedagogical programs in education and culture. The article is recommended to ethnographers, historians, philologists and the leaders of the folklore and ethnographical bands interested in Russian traditional orthodox culture.

Текст научной работы на тему «Особое место праздника «Паски» в православном воспитании детей у русских в Предбайкалье»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008

УДК 39 Н. М. БЕЛОБОРОДОВА

Усть-Ордынская СОШ № 2 им. И. В. Балдынова п. Усть-Ордынский

ОСОБОЕ МЕСТО ПРАЗДНИКА «ПАСКИ»

В ПРАВОСЛАВНОМ

ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

У РУССКИХ В ПРЕДБАЙКАЛЬЕ__________________

В статье впервые рассмотрено празднование Пасхи в Предбайкалье в XIX — начале XX в. в семьях русских старожилов. Автор излагает полевой материал, сохраняя образную речь сибиряков, постепенно восстанавливая картину праздника. Поясняет церковную символику, обращаясь к духовной литературе. Вы узнаете, как ребёнок в православной семье учился хранить верность пасхальным традициям предшествующих поколений. Результаты исследования представлены на Всероссийских конкурсах педагогических программ в сфере образования и культуры. Статья предназначена для этнографов, историков, филологов, руководителей фольклорно-этнографических ансамблей, интересующихся русской традиционной православной культурой.

К «Паске» (так называли в Предбайкалье этот праздник старожилы в XIX — начале XX в.) крестьяне приготовляли себя не только духовно, телесно, но и наводили тщательный порядок в своих жилищах, во дворах за неделю до праздника, к Вербному воскресенью. Дети были первыми помощниками во всех хозяйственных делах, об этом нам с трепетом рассказывали коренные сибирячки, вспоминая детские годы, как велик был праздник «Паска» у русского православного народа. «Кажду палочку надо вымать», «всю посуду», — единогласно утверждали старожилы. А молодая женщина, родившаяся уже в советское время, вспоминала: «Раньше мама говорила: «К Пасхе должна каждая щепка в доме омыться», — все «вы-шеркает...чугунки, сковородники...песком, все прот-вени, на которых пекла и ... всё постирает». «Мыли все стены в аграде», кроме тех, «.что оне к дажжю», а их обычно обшивали досками, «.к солнцу мыли», — поясняли сибирячки, — «особенно эту сторону. К Паске всё перемоют. Всё чтоб чисто было. У амбара стены мылись (уличные). Всё вышаркашь до бела. наличники вымашь, набелишь их» [3].

На чистоту и опрятность сибирского жилища указывали ученые [7, с. 65; 8, с.208]. Таким образом, девочек матери приучали к аккуратности, соблюдению порядка в доме. «Весили занавески на окна только в праздник, поясняла старожилка, — а в будние дни на подоконниках стояли цветы. Крайние половики (в зале) только к Паске раннее слали. Половики раньше сами ткали, везде половики набивали.на гвоздочки, штоб они ни стягивалис. Теперь все убрали, чиста Вербной воскресенье встречали. Пойдём в церкву, понесем пихту...и...вербочку. Батюшка освятит их». «Деточки, ребятишечки» традиционно ломали веточки вербы, а мать «нарежала» её покупными цветочками, сделанными из бумаги в виде розочек. «всяки разны: и голубинька, и розовинька, и красинька», привязывая проволочкой «на каждый от кусточек». «Вербочка» стояла «акала» иконки в течение года. На второй год «иё сымали» и сжигали в печке говоря: «Господи, благослови!». На данном примере, в детях

воспитывалось благоговейное отношение ко всему, что освещалось в храме. Внутри украшали избу, «как цвяточек была красива», — рассказывали сибирячки. Специально к «Паске» из деревни, «кто на конях. вырадят. нароком (т.е. обязательно) в тайгу за пихтой». Раньше пихту, на каждой веточке которой был бумажный цветочек, «вяночкам» приколачивали «на стянам» и обрамляли ею в доме иконы, фотографии, зеркала. А также пихту использовали для украшения и в церкви. Её старались не убирать до Троицы, а если начинала желтеть, то «её сымали» и сжигали в печке. Можно предположить, что ветви вечнозеленого дерева олицетворяли у русских бессмертие христианской души.

После того, как был наведен порядок в доме, во дворе, сибиряки приступали к подготовке праздничного пасхального стола. По мере своих способностей и возможностей каждый член семьи принимал в этом посильное участие, особенно дети. В «Великий Чет-вериг» традиционно в Предбайкалье женщины выпекали две ковриги. «Одну с крестом, а вторую без креста. Ложили ковриги друг на друга, ковригу с крестом ложили сверху», — вспоминали бабушки. Затем «ковригу с крестом выносили в амбар в засек и ложили в семенной хлеб», и берегли до посевной. В день выезда в поле её резали дома на две части, одну часть везли в поле, «ели сами и давали лошадям», другую часть съедали дома. А нижнюю ковригу (без креста) отдавали батюшке в день «Паски» [3].

Выпечка двух ковриг, их соединение, с изображением креста на верхней ковриге напоминает подражание церковной двухсоставной (имеет верхнюю и нижнюю части) просфоре, которой, по учению Православной церкви, напоминается «о единстве двух природ, Божественной и человеческой, в Господе Иисусе Христе» [10, с. 5] или старинном обряде принесения двух квасных хлебов в праздник Пятидесятницы [11, с. 588].

В обычае выпечки старожилами двух ковриг в Пасху находим объяснение у духовных учителей. По их учению крест связал небо и землю, соединил Бога

и человека. «Христос, принимая смерть не на земле, а в воздухе (на кресте), упраздняет враждебные силы, наполняющие среднее место между небом и землей» [6, с. 2]. Эта традиция между домом старожила-сиби-ряка, как малой церкви и храма, подтверждает глубокую веру крестьян в крест как орудие спасения. По примеру родителей, дети с раннего возраста приучались видеть в кресте путь к Богу и через него возможность бороться и избавляться от бесов, своих грехов. А то, что нижнюю ковригу отдавали священнику, в этом прослеживается видоизмененный древний обычай, когда лучшие хлебы христиане приносили в храм, ведь слово «просфора» в переводе с греческого означает «приношение» [10, с. 5]. Христиане данной традицией учили своих чад почтительно относиться к священнику и делиться с ним лучшим хлебом, даром Господним.

Также к Пасхе стряпали два («один побольше, другой поменьше») или три («большой — хозяин, средний — хозяйка, маленький — ребенок») кулича. Сведения рассказчиц в отношении употребления куличей расходятся. По утверждению некоторых, один кулич съедали в Пасху, а другой оставляли на родительский день; а по рассказам других — куличи «старались в Пасхальную неделю вообще не трогать». А также в этот день стряпали «ватрушки, шанежки, калачики», «печенье...пироги рыбны». Для лучшей сохранности «стряпушки» складывались в корзину и «подвесыва-лись» за веревочку на «вышке». А в д. Нижний Ку-кунут «вареником настряпают, блины». Не стряпали в Великий Четверг только приженники (пироги) с осердием и луком. Вероятно потому, чтобы они были свежими. Хозяйки обычно вставали утром «до свету» перед Пасхой, чтобы их испечь на противне в русской печи. «Когда их вытаскивали из печи, обильно поливали топленым маслом. Держали в глиняном горшке (мотигле), а сверху покрывали влажной тряпочкой и сковородой (крышек не было). Держали теплыми до окончания обедни». Делали «свой сладкий сыр» (т.е. творог), иногда с изюмом, перемешывая его с тремя яичными желтками, хорошо растолченным сахаром или сахарином, «клали» сливочное масло или сметану. Ложкой на его поверхности «выдавливали крест» или выкладывали в специальный деревянный сосуд, сделанный из четырех дощечек, который прижимал содержимое. Затем это блюдо выносилось в погреб, когда застывало, то ставили его «в угловичок под иконы».

Традиционно в Предбайкалье «.в Великий Четверг. яички красят всё к Паске». «Яйца красили. ведрами» луковым пером «.где-то до 100 яиц». Затем их убирали в подполье или вылаживали в хлебную чашку, в которой выпекали хлеб или на тарелку. Но в некоторых населенных пунктах варили и красили «яйца разными цветами красок» в субботу. «До Паски яйца ис ни давали. Вот и копили». «Ну, яйцы — это как Христос воскресе, на Паску», поэтому есть их не разрешалось. Яйца с пасхального стола в Паску раздавали детям, «хто в гости придет, яички».

Из мясных блюд на пасхальном столе был обязательно копченый окорок, в который для запаха добавляли гвоздику. «Его обкладывали цветной вдвое сложенной по краям, мелко нарезанной бумагой. По четырем углам по цветку из этой же бумаги» [3]. На традицию украшения этого блюда в Предбайкалье свидетельствовала сибирский этнограф [1, с.53]. Окорок «стоял», всю Пасху его не ели. Часть отрезали в родительский день и съедали дома, так как на кладбище раньше еду и вино не носили, а оставшуюся часть окорока доедали в посевную.

К Великому празднику запекали в печке поро-сенка-асосок (молочный поросенок, сосущий молоко), а если не было, то брали его в долг друг у друга. А также жарили мясо, «котлет наварят», готовили холодец. Похлебку (т.е. суп) варили «канный день» всю Пасхальную неделю. По воспоминаниям старожилов, все испеченное и сваренное в Четверг «ставилось» на угловичок или стол под иконами в горнице или иногда так называемой большой комнате. Эта традиция в Предбайкалье, по воспоминаниям сельской жительницы, бытовала ещё в её детские годы, т.е. в 40-е годы: «Паску делали...и она стояла...в переднем угле, на уголке, на уголочке. А сейчас ни у кого не увидишь». По христианскому преданию, в Великий Четверг был последний тайный ужин (Тайная Вечеря) Христа с учениками по случаю еврейской Пасхи. Вероятно, в память об этом ужине русские старожилы готовили блюда Пасхального стола. В этот день на стол обязательно ставилась полная солонка соли. «Без соли стол пустой, — поясняла бабушка. — Хлеб-соль есть — стол полный». Возможно, «четверговую соль» связывали с подачей Христом Иуде «смоченного» в соли куска хлеба, а может быть крещёные считали «солью земли» апостольскую проповедь, которая должна «осолить» прогнивший мир [9, с. 6]. Тщательная подготовка к Пасхе помогала юным чадам постичь не только религиозный, но и нравственный смысл этого праздника.

События Страстной недели (седмицы) — последней недели в жизни Иисусу Христа — подробно читались в храмах. Родители, если не могли присутствовать сами, то обязательно отправляли детей в церковь слушать «страсти». А некоторые крестьяне ездили даже в г. Иркутск. Вот что об этом рассказала нам 99-летняя бабушка: «Мы с Егорьевной ездили в Иркутск, слушать страсти, как читали. Читали оне мужчины. По полной церкви та собирались» [3]. Этот рассказ иллюстрирует строгое соблюдение старожилами всех событий Священного Писания в дни Страстной недели.

Обращают на себя внимание воспоминания сибиряков об огне, который верующие приносили домой из храма. Об этом обычае находим упоминание и у ученых [4, с. 13; 2, с. 93]. В одних населенных пунктах это событие происходило в Великий «Четвериг», в других — «с субботы на воскресенье», т.е. в Пасху. Примечательны рассказы об огне коренных сибирячек. «Огонь выносили в Великий Четвериг., ну, дают там в церкви обедню служат, а все со свечами стоят. Ну, домой несут огонь. приносили кресты делали на матне в избе...крест этот поцелительный. Человек заболеет, его скоблят и в воде разводят, поят. Ранее врачей вед не было». По народному поверью, пламя, взятое от лампад в Чистый четверг, которое горело во время чтения священниками 12 отрывков из четырех соноптических Евангелий, обладает огромной целительной силой.

А в Усть-Орде молодые парни и девчата накануне праздника сами делали цветные фонарики, четырехцветные квадратные (цвета: розовый, синий, красный, оранжевый) и округлые одноцветные. Вероятно, эти фонарики использовались для принесения огня из храма домой, так как в другие праздники о фонариках сибиряки не упоминали. Можно предположить, что эта традиция русских была связана с олицетворением сошествия Благодатного Огня на гроб Господень в иерусалимском храме Воскресения Христова в Великую Субботу. На примере этой святыни, унесенной из храма домой в виде зажженных свечей, ребенок приучался верить в воскресение Христово и целебную силу Благодатного огня.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008

С субботы на воскресенье «на Пасху не спали ране. Пока заутрени, не печь не топили, никово. Холодно было (в доме)», — вспоминала бабушка. Эту традицию в Предбайкалье подтверждали и другие старожилы: «Паска только начинатца, первый день мы не спали вовсе. В церкву ходили, Боху малилис. К заутрени я каждый год ходила, все постилась наканун Паски. Иисус Христос быв мертвый. У нас в церкви быв он весь исколотый, изрезанный, гробница стояла. Выносили гробницу посередь Паски. А в Христов день Иисус Христос воскресе пели его насупротив. Всю Паску звоняли кому ни лень, ходили звонили. ой, на все колока (колокола), как забьют». А в с. Усть-Орда, по сообщению другой христианки: «Посреди церкви висел иконостас со ста подсвечниками. Свечи зажигали только в большие праздники. Находилось специальное приспособление, которое называли плащаницей, и считалось, что там лежит мощи Христовы. Место было застелено бордовым бархатом, и сверху лежал золотой крест. Никто не подходил, боялись». В этом рассказе о плащанице Христовой подчеркивается пример воспитания детей русских в страхе Божием перед церковной святыней, благоговейного отношения ко всей утвари храмовой, находящейся в Доме Божием. В юных чадах родителями вкоренялась та мысль, что осквернение святыни несет смерть, причем смерть вечную.

Вокруг церкви в Пасху совершали крестный ход. «Батюшка нес крест, шел понамарь (подсобный), молодые парни или мужчины несли иконы. Заутреня отойдет, били три маленьких колокольчика: «Тилинь-тилинь-тилинь», — а затем ударял три раза большой колокол, и начиналась обедня. Ещё молились полтора-два часа. Покупали свечи кто сколько мог и ставили к иконам Богородице, Иисусу Христу. Затем выходил батюшка, христосовался и всех благословлял...Затем мы шли домой. Тятя зажигал в горнице перед иконами лампадку и по три свечи с обеих сторон, читал молебен, мы молились стоя, а затем кланялись. После садились за стол в прихожей».

По сообщению пожилой женщины, в их деревне церкви не было, и они перед Пасхой ходили с ночевкой всей семьей в другое село. Ей тогда было лет восемь или девять: «Один раз, на всю жиз запомнила, пастилас я, ис хачу, там же утрам рана в пять часов нада в церкву.. .и ни дали ис.пашли Богу малилис.. .ис ахота, мы плачим: «Кагда нас причастят?» (Та штоб в магазин убяжать-та)...причастили, батюшка пас-тавил нас на коленки, ну, пращения прасил у нас, всё ну прощали.». Подобные сведения подчеркивали, что Пасха — это не просто праздник, это — суть христианства. А суть христианства — это жертвенность телесная и духовная во имя ближнего и Бога.

В первый день Пасхи, по воспоминаниям старожилов, обязательно всей семьей разговлялись «яичкам». В этот день «делать ничо не делали, только за скотом. Эта яда вся готова была, наделана. Хто в гости при-йдёт — яички». «Ну, приходили старушки: «Христос воскресе!» — а ты отвечашь: «Во истину воскрес!». Христосовались. Целовались. Угощают там раньше бурдук, кулага, катлеты, ну печенья. эти спускну. Ну, ка всей радне хадили в гости». «Целую неделю отдыхали, — вспоминала бабушка, — ходили в гости. входя в дом, вначале пели: «Христос воскрес!» — а затем говорили три раза: «Христос воскрес!». Пили чай, а вино не пили, может, где-то парни потихоньку выпьют, чтоб не видели родители. А в Пасху пили только по рюмочке кагора, когда приходили из церкви». До Вознесения в Предбайкалье русские праздновали Пасху и при встрече говорили друг другу: «Христос

воскрес!» Праздновался праздник степенно, сдержанно, старожилы его ещё называли «Христов день». Совершаемые в ходе праздника обряды становились школой духовно-нравственного воспитания чувств как для детей, так и для взрослых.

«Первое в Паску и в первый день Паски батько ходив». Об этой традиции встречаем упоминание и у других старожилов-сибиряков. Например, в с. Усть-Орда после молебна батюшка («отец Василий») шел в каждый дом, с ним ходили «соломщики» и крестьяне, которые помогали носить иконы. Впереди была икона Пресвятой Богородицы, прикрепляли её «на шест с кисточками». Входя в дом, батюшка пел молитву и затем говорил: «Христос воскресе!». Все стояли и молились. Иконы «ставили» на лавки, табуретки. Батюшка всё кропил святой водой. До прихода священника крестьяне «налаживали» на большой стол. Обязательно готовили две деревянные выдолбленные из березы чашки с зерном, ставя их друг на друга. После освящения семенную пшеницу из верхней части хозяин высыпал в свой сусек, а из нижней чашки зерно подростки высыпали в мешок батюшке. «Соломщики» грузили на «возок» священнику продукты, которые духовный отец увозил в город Иркутск и отдавал в монастырь, приют или раздавал бедным. В этих обычаях ребятишек русские воспитывали на двух моментах. Первый: все семена перед посадкой должны благословляться с помощью чтения специальных молитв и освящаться; второй — кроме духовной жертвы, должна быть у христианина жертва материальная, выражающаяся в милосердии, а значит, любви к ближним.

На Пасхальной неделе ребятишки яйца катали «всяка разна», «рыли лунки и катали мяч», скакали в «Скакульки», «Просу сеели». У каждого во дворе была верёвочная качеля «с досточкой» для детей. А парни делали «на лужку» большую качелю, ставя следи. Садились на «качулю» по пять — шесть человек, а иногда «две девки сядут, а ребяты станут на доску, за верёвки держатся и раскачивают, раскачают, раскачают:

Ты качай, качай, качеля.

Отчего будут румяны,

Ты раскачивай, качай.

Когда на сердце печаль.

Взрослые играли в городки и в бабки, «и в лапту все вместе с рибитишками, с дивчонки и взрослы играли тоже». А также «маленьки и больши» (имеется в виду взрослые) играли в «Разлучку», «типерь «Тав-кушка» называца». А на «лужанке» пели «На стульчике купчик»:

На стульчике купчик,

Ты кого купчик любишь,

На стульчике купчик,

Ты кого купчик любишь?

Ванечка — голубчик,

Кого приголубишь,

Ванечка — голубчик.

Кого приголубишь?

Бабушки рассказывали нам, что на второй день Пасхи выходили на полянку старухи «песни поют, интересно было». «А ране рабяты ходили с кампанией с гармонией...на полянку». Из вышеприведенных игровых традиций видно, что родители помогали детям в их адаптации и сплочению с другими членами православной общины.

Заканчивалась Пасхальная неделя, по воспоминаниям долгожительницы, вот как: «.в воскресенье роняли качулю, не было уж, растащали всё» [3]. Опи-

сание праздников «Вербно воскресенье» и «Паски» находим у сибирского ученого [5, с. 36 — 41].

Таким образом, праздник «Паска» был праздников праздник для верующих. Чистота, порядок, наводимые христианами накануне Пасхи в жилищах, и украшение их воспитывали в детях веру в подражание жизни раю небесному на земле. Приготовление пищи сибиряками для пасхального стола в Великий Четверг, слушание «страстей» в церкви, благоговейное отношение к Благодатному огню, участие в Пасхальной службе (полунощница, утреня, литургия), покаяние, причащение, христосование, целование, хождение священника с иконами по домам прихожан, принесение материальной жертвы неимущим, сдержанность в праздновании Пасхальной недели — всё это говорит о том, что жизнь семьи русского старожила Предбайкалья, начиная с малых лет, подчинялась тому ритму православного праздника, который был выработан церковью.

Статья послужит основой для изучения традиционной православной культуры русских старожилов Сибири. Исследовательский материал может быть использован в учебном процессе вузов и школ, в преподавании спецкурсов, лекций и семинаров по истории, этнографии, филологии и культурологи. А также при создании трудов по истории религиозных конфессий.

Библиографический список

4. Виноградов, Г. Детский народный календарь [Текст] / Г.Виноградов. — Иркутск: ВСОРГО, 1924. — С. 13.

5. Виноградов, Г.С. Материалы для народного календаря русского старожилого населения Сибири. Восточная Сибирь, Тулуновская волость, Нижнеудинский уезд, Иркутская губерния [Текст] / Г.С. Виноградов. — Иркутск, 1918. — С. 36 — 41.

6. Диакон Кураев, А. Почему нужен был крест? [Текст] /

A. Кураев, диакон. — Православная Бурятия. — 2006. — № 17 (138). - С. 1-2.

7. Лебедева, А.А. Изучение материальной культуры русского населении Сибири (ХУШ-ХХ в.в.) [Текст] / А.А.Лебедева,

B.А.Липинская, Л.М.Сабурова, А.В.Сафьянова // Проблемы изучения материальной культуры русского населения Сибири; Отв. ред. В.А.Александров, АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1974. — С. 65.

8. Липинская, В.А. Жилище русского населения восточных окраин Алтайского края (конец XIX - начало XX в.) [Текст] /

B.А.Липинская, А.В.Сафьянова // Хозяйство и быт западного сибирского крестьянства XIX — начала XX в.; Отв. ред. В.А.Александров; Ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. — М.: Изд-во «Наука», 1979. — С. 208.

9. Митрополит Вениамин (Федченков). Весёлая благодать Пасхи [Текст] / Вениамин (Федченков) // Православная Бурятия. — 2008. — № 7 (176). — С. 6.

10. О просфоре и ладане [Текст] / Автор - сост. О.А.Казаков; Отв. ред. А. Блинский. — СПб.: Изд-во «Сатисъ», 2001. — С. 5.

11. Полный церковно-славянский словарь [Текст] / Сост. протоиерей Г. Дьяченко. — М.: Изд-во «Отчий дом», 2006. —

C. 588.

1. Авдеева-Полевая, К.А. Записки и замечания о Сибири [Текст] / К.А. Авдеева-Полевая // Записки Иркутских жителей / Сост. М.Д. Сергеев. — Иркутск: Вост.- Сиб. кн. изд-во, 1990. — С. 53.

2. Базилишина, М.Р. Мифы. Обряды. Праздники [Текст] / М.Р.Базилишина // Народная культура Приангарья; Обл. центр народн. тв-ва и досуга. — Иркутск: Изд-во гос. учреждения Архитектурно-этнографического музея «Тальцы», 2001. — Вып.

1,2. - С. 93.

3. Белобородова, Н.М. Полевые исследования 1994-2006 гг. [Текст] / Н.М.Белобородова.

БЕЛОБОРОДОВА Нина Михайловна, аспирант кафедры истории Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (г. Улан-Удэ), учитель музыки МОУ «Усть-Ордынская СОШ №2» им. И. В. Балдынова Иркутской области, Эхирит-Булагатского района.

Статья поступила в редакцию 02.06.08 г.

© Н. М. Белобородова

УДК 930 1 С. В. ГОЛОВИЗНИН

Омский терминологический центр — Институт терминологии и перевода

Е. М. ШТАЕРМАН О СИСТЕМЕ

КЛАССИЧЕСКОГО РАБСТВА В ДРЕВНЕМ РИМЕ_____________________________________________

В статье представлен анализ исследования Е.М. Штаерман классического рабства в Риме с позиций определяющего значение форм собственности. Такой подход исследовательницы востребован и изучается в современной отечественной историографии античности.

В советской историографии проблема классичес- тичных обществ в противовес авторам немарксист-

кого рабства в античных обществах Греции и Рима ских концепций, которые находили в древности фео-

занимала одно из ведущих мест в исследованиях дальные и капиталистические отношения. При этом

специалистов. Было потрачено много сил на то, чтобы советские антиковеды в 30-40-х гг. ХХ в. сумели соз-

доказывать именно рабовладельческий характер ан- дать такие широко известные мифы о том, что в

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.